Церковь иоанна богослова в андреевском монастыре (москва)

Святой источник в Пощупово

 Святой источник является немаловажной достопримечательностью, представляющей собой экологически чистый родник, «заряженный» целебной силой молитв. Обычно там собирается очередь, чтобы набрать воды для оздоровления организма

Её температура в любое время года не выше/не ниже +4°C.

 Вблизи святого источника в Пощупово располагается (круглогодично) действующая купель. В старину туда входили вначале женщины, а затем мужчины, чтобы окунуться в святую воду. Однако купель была очень маленькой, что провоцировало огромнейшие очереди. Сегодня построена новая просторная купель, имеющая 2 отдельных входа для женщин и мужчин, обитая древесиной и имеющая ступеньки, облегчающие спуск к воде.

 Чтобы оздоровиться в купели необходимо двоекратно окунуться в святую воду, и третий раз обязательно с головой. И так три раза Местные жители и частые паломники осведомлены, поэтому трудностей при проведении процедуры у них не возникает. Для новичков на стене висит подробная инструкция, поэтому искупаться в купели правильно может каждый.

Храмы и постройки на территории обители

Архитектурный ансамбль монастыря состоит из семи храмов, двух часовен и двух колоколен. Территория обнесена каменной оградой, и внутри ее, кроме церквей расположены старый и новый братские корпуса, игуменский корпус, некрополь,старинный ледник, иконная лавка и привратная сторожка.

В сердце обители находится Иоанно-Богословский собор, построенный в 80-е годы XVII века. Под алтарем летнего одноглавого храма покоятся останки трех настоятелей, которые управляли монастырям до закрытия. В алтарной части собора устроен храм-усыпальница, освященный в честь Серафима Саровского. Здесь хранится одна из главных святынь монастыря — мощевик с мощами более 120 христианских святых.

Более двух десятков лет в Иоанно-Богословском соборе проходили все церковные службы. В наши дни в старинном храме ведутся реставрационные работы, и мастера занимаются настенными росписями собора.

Рядом возвышается стройный Успенский собор. Одноглавый зимний храм появился в монастыре в 1870 году. После долгого периода запустения собор долго реставрировали и открыли для верующих в 2009 году. Внутри светлого храма можно увидеть живописный фаянсовый иконостас, иконы для которого были написаны в традициях XVII века.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Вот уже более трех сотен лет в монастыре стоит Малая шатровая колокольня, а под ней находится церковь, посвященная Тихвинской иконе Божией Матери, Николая-чудотворцу и царю-страстотерпцу Николаю. Сегодня большая часть монастырских богослужений проходит именно в этом храме.

Долгое время настоятелем монастыря был Архимандрит Авель (1927-2006), который очень много сделал для возрождения обители. Монахис благодарностью вспоминают своего наставника, и сохраняют здание, где он жил последние годы. В наши дни дом наместника превращен в мемориальный музей, и в нем освящен храм в честь иконы Богоматери «Знамение», великомученицы Варвары и архангела Гавриила.

Еще одна церковь находится на втором этаже старого братского корпуса. Она посвящена иконе Богородицы «Скоропослушница», Георгию Победоносцу и целителю Пантелеимону. Архимандрит Авель часто называл небольшой храм «небоподобным», потому что его стены украшены росписями в византийском стиле.

В 2006 году в новом братском корпусе состоялось освящение храма в честь святых Бориса и Глеба. Церковные службы во всех малых монастырских церквях проводят только по престольным праздникам.

Церковь Иконы Божией Матери «Скоропослушница» и Пантелеимона Целителя на фоне колокольни

Над всеми постройками обители поднимается Большая колокольня, имеющая высоту 76 м. Она была возведена в 1901 году в популярном псевдорусском стиле по проекту рязанского епархиального архитектора Ивана Степановича Цеханского. Колокольня хорошо отреставрирована и оснащена полным набором колоколов, самый крупный из которых весит 8,4 т.

Рядом с колокольней можно увидеть часовню в честь иконы Богоматери «Иверская», обустроенную в старых Святых вратах монастыря. В этом храме сохранились самые древние на Рязанщине фрески, которые были написаны в XVII веке. Сюжеты старинных настенных росписей посвящены Апокалипсису, а их авторство приписывают известному средневековому изографу Тимофею Рязанцу.

Музей глиняной игрушки Пощупово

 В музее глиняной игрушки можно наполниться яркими впечатлениями, как взрослым, так и детям. Все экспонаты уникальны, поскольку придуманы самим художником. Там вы можете увидеть русских животных, облачённых в оригинальный наряд. Самыми популярными, являются поросята, ежи, собаки, коты. Наибольшая часть картин несёт семейный характер, отображая взрослых питомцев, воспитывающих собственное потомство.В каждой игрушке отчетливо наблюдается характер, пропитанный добротой, радостью и юмором.
 Пощуповские игрушки изготавливаются из различных видов пластичных глин: красной, белой, чёрной. Чтобы увековечить экспонаты, их обжигают в русской печи. Из такого же материала выполнен святой храм, посуда. Глиняная охра была использована для росписи храма.

Современное состояние

В 1999 году монастырь был включён в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В настоящее время в монастыре проживает около 40 монахов, богослужение совершается раз в сутки с 3 до 6 часов утра.

Пещера Апокалипсиса

Рядом с монастырём расположена пещера, почитаемая как место где апостол Иоанн Богослов около 67 года получил своё «Откровение», записанное его учеником Прохором. Ряд следов на её стенах связывают с пребыванием в ней апостола: углубление куда он клал свою голову, каменный аналой за которым писал Прохор и т. п. В пещере устроена церковь с двумя приделами: один сама пещера Откровения, а второй просторный придел во имя святой Анны. Пещера, как и монастырь, включена в число памятников Всемирного наследия.

Библиотека монастыря

Монастырская библиотека обладает обширным собранием рукописных и старопечатных книг. Первые из них появились в монастыре при игумене Христодуле. В описи библиотеки начала XII века значились 330 рукописей (из них 267 на пергамене и 63 – на бумаге). Библиотека активно пополнялась: уже в описи 1335 года кроме богословских трудов указаны книги по истории и философии (сочинения Ксенофонта, Софокла, Диодора Сицилийского, Платона и др.). Самые ранние рукописи в этой описи относятся к V веку. В середине более полный каталог был составлен Иоанном Саккелионом, которым было указано множество сочинений, бывших до тех пор совершенно неизвестными историкам или считавшиеся утраченными.

В настоящее время библиотека является одной из наиболее крупных христианских библиотек. В ней хранится более тысячи рукописных книг (194 из них относятся к византийскому периоду), 11 инкунабул, около 1 200 печатных книг XVI-XVIII веков и несколько тысяч современных. В архиве монастыря хранятся уникальные документы по его истории начиная от хрисовула Алексея Комнина, положившего начало монастырю.

Великая княгиня и Гессенская принцесса. Служение России преподобномученицы Елисаветы

01.06.2021

Предлагаем вашему вниманию доклад инокини Ангелины (Косаревой), насельницы Свято-Варсонофьевского женского монастыря, Краснослободской епархии прозвучавший в ходе работы регионального этапа Кирилло-Мефодиевских образовательных чтений «СВЯТОСТЬ СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ», посвященных 800-летию св. благоверного великого князя Александра Невского).

***

«Я жажду благодарить, благодарить каждую минуту за все, что мне дал Господь. Я жажду принести Ему мою ничтожную благодарность, служа Ему и Его страждущим детям…  Ни одной минуты я не думаю, что совершаю подвиг, это радость, я не вижу и не чувствую скорбей по безмерной милости Божией». 

В.К. Елизавета Федоровна — Императору Николаю II, 18 апреля 1909

Служение как понятие.

Служение  (ст. слав. – общинная служба) – это тип отношения человека к своей деятельности, при котором он ощущает себя ответственным и обязанным добросовестно и высоко продуктивно выполнять любую взятую на себя работу. И это независимо от того, каково руководство, каковы условия. Служение – это бескорыстие общественно ценных мотивов. .

Служение (греч. diakonia, лат. ministerium — служба) — служение Богу в Иисусе Христе, осуществляемое церковью и отдельными людьми благодаря силе Святого Духа. .

О служении в Священном писании Библейская энциклопедия Брокгауза сообщает следующее:

«В Новом Завете встречаются шесть понятий и родственных им выражений, наполненных единым богословским содержанием, которые характеризуют жизнь христианина как «служение Богу». Одно из них слово диаконейн первоначально означало «прислуживать за столом», «обеспечивать всем необходимым» (Лк. 10:40; Лк. 12:37; Ин. 12:2; Деян. 6:2). Если в Древней Греции этим словом обозначалась черновая, не достойная свободного человека работа, то в Новом Завете слово диаконейн употребляется по отношению к спасительной миссии Иисуса Христа (Мк. 10 и парал.), обретая тем самым свое главное значение: «христианское служение».

Исходя из выше сказанного, понятно, что служение, как ревностное исполнение своей деятельности, —  долг каждого гражданина и патриота. А вот служение, как подвиг самоотвержения, в его главном значении – служения Богу и ближним, удел немногих христиан. Одной из таких диаконисс Господних была прмц. Елисавета Фёдоровна Романова. Достоин восхищения тот факт, что, родившись в лютеранской семье, эта принцесса Гессен-Дармштадская всей душой полюбила Русскую землю и не только приняла православную веру, но и с радостью служила «страждущим детям» Господним до самой мученической кончины.

Монастырь сегодня

В наши дни обитель действующая. Попасть на ее территорию можно в любой день с утра до вечера. Утренние службы проходят в 6.30 по будним дням и в 8.30 по воскресеньям, а вечерние — в 17.00. Все ежедневные богослужения совершаются в Успенском соборе и Никольском храме.

Для туристов при монастыре открыта гостиница. Она находится в двухэтажном паломническом центре и располагает комфортабельными номерами со всеми удобствами. Те, кто останавливаются здесь, могут пообедать в трапезной.

Святые ворота

Каждый день монахи проводят экскурсии по монастырю. Во время них туристам рассказывают об истории обители и ее настоятелях, водят в монастырские храмы и разрешают подняться на Малую колокольню, чтобы полюбоваться ансамблем монастыря и просторной поймой Оки.

Монахи шефствуют над заключенными мужской колонии под Рязанью и занимаются сельхозработами. Подворье обители расположено в областном центре, неподалеку от центральной площади города. Оно открыто ежедневно с 10.00 до 19.00.

Как добраться

Проезд:

Из Москвы до Иоанно-Богословского монастыря можно добраться на электричке «Москва — Рязань». Выходить надо на станции «Рыбное», затем от автостанции ехать на рейсовом автобусе «Рязань — Новоселки» или на маршрутном такси «Рязань — Костино» до села Пощупова. На автомобиле надо следовать по трассе Москва — Самара (М-5) на Рязань. Не доезжая до города, у поста ГИБДД повернуть по указателю на город Рыбное и село Константиново

Следующий поворот (направо), который важно не проглядеть, — на село Новоселки. По этой дороге вы доберетесь до Пощупова, где находится Богословский монастырь

Адрес:

Рязанская область, Рыбновский район, с. Пощупово.

Тел.:

,.

Описание архитектуры

Довольно трудно не обратить внимание на то, какой ценностью является мужской монастырь святого Иоанна Богослова с точки зрения архитектуры и монументального искусства. Стены часовен украшены мозаикой, содержащей сцены пребывания Иоанна Богослова на этом острове


Пещера Иоанна Богослова на острове Патмос

Чуть севернее самого монастыря расположено знаковое для всех христиан место — пещера Апокалипсиса, именно в ней святой Иоанн когда-то получил откровение. В самом углу пещеры есть некоторое углубление, которое сегодня даже отгорожено небольшой позолоченной загородкой, считается, что именно на это место, засыпая, склонял голову Иоанн. Рядом еще одно углубление — небольшая ямка, которая на самом деле является местом, куда святой прикладывал свою ладонь, ежедневно поднимаясь с места, служившего ему кроватью.

В пещере также представлена некоторая кафедра, если верить преданию, то за ней сидел ученик Иоанна — Прохор и вел записи со слов Иоанна.

Деятельность прихода

В монастыре имеется большая библиотека, собранная монахами и включающая собрания как рукописных, так и печатных книг. На сегодняшний день это самая крупная библиотека христианских книг в мире, по подсчетам ученых в ней хранятся около тысячи книг, написанных вручную и около полутора тысяч печатных книг XVII — XVIII веков.


Кафоликон (главный храм) монастыря Иоанна Богослова на Патмосе

К тому же сейчас в библиотеке хранится уже несколько тысяч современных христианских книг, а также множество некоторое количество уникальных документов, раскрывающих историю монастыря.

Самая ранняя рукопись, обнаруженная в монастырской библиотеке, датируется V веком. К тому же большинство из изданий до обнаружения их на Патмосе считались пропавшими, что позволяет судить о их высокой ценности.

На заметку! Ежегодно, в конце августа, на острове проходит Международный фестиваль церковной музыки, на котором представляют свое дарование коллективы из разных стран.

Богослужение в монастыре

Богослужения в монастыре проводятся ежедневно с 3 до 6 утра по будням. В дни церковных праздников здесь проходят расширенные богослужения, как правило, с участием священников и монахов из России.

Святыни

Главная святыня монастыря — икона апостола Иоанна, предположительно написанная в XII веке. Ее иконостас выполненный из ореха и дуба, в XIX веке был позолочен, а святые образы, запечатленные в окладе, были некогда подарены императрицей Екатериной II. Кроме того, среди святынь, хранящихся в обители можно выделить:

  • цепи апостола Иоанна Богослова;
  • мощи Святого апостола Фомы;
  • голова священномученика Антипы Пергамского;
  • мощи преподобного Христодула Никейского;
  • мощи преподобного Макария Патмосского;
  • 3 креста с частицами Честного Древа;
  • частица мощей великомученика Федора Стратилата;
  • частица мощей святого великомученика Пантелеимона;
  • частица мощей преподобного Стефана Нового;
  • обувь преподобного Христодула.


Рака с мощами преподобного Христодула, основателя монастыря

Престольные праздники

Ежегодно — 9 октября, в день памяти святого Иоанна Богослова на острове Патмос проходят праздничные службы. В пещере Апокалипсиса также утром и вечером проходят литургии. А днем богослужение проходит также на берегу Эгейского моря, где когда-то, согласно преданиям, Иоанн крестил первых христиан.

Как доехать в Пощупово

 Добраться до Пощуповских святых мест не сложно как собственным транспортом, так и общественными видами пассажирских перевозок.

  • из Москвы легко доехать поездом «Москва-Рязань» (с Казанского вокзала). Выходите на вокзале «Рыбное» и пересаживайтесь на рейсовый автобус «Рязань-Новосёлки», либо маршрутку «Рязань-Костино», можно вызвать местное такси «Народное». Автобус обойдется около 50 рублей, такси 150-200 рублей.
  • на личном авто едьте по М5 «Урал»в сторону Рязани. На перекрестке д. Баграмово и Рыбное (Константиново) поверните на Рыбное (следуйте указателям), а далее двигайтесь в направлении к селу «Новосёлки». Святой источник будет находится направо сразу после поворота на деревню Медведево. Пощупово прямо, Новоселки налево по главной.

 По приезду личный транспорт можно оставить на стоянке или около ворот храма. Там большая площадка, просматриваемая камерами со всех сторон, поэтому можно не переживать за сохранность авто. Можно оставить машину на парковке святого источника, и там дойти с другой стороны пешком в Иоанно Богословский монастырь. Если вы приезжаете, чтобы потрудиться на благо храма, обратитесь к монаху. Возможно, вас благословят и позволят оставить машину на территории монастыря наряду с транспортными средствами местных тружеников.

Патриаршее обращение по случаю празднования Дня православной молодежи

15.02.2021

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю празднования Дня православной молодежи.

Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Сретения Господня, в который по сложившейся в нашей Церкви традиции мы отмечаем также и День православной молодежи.

Ныне мы вспоминаем знаменательное событие, которое имеет не только историческое, но и огромное духовное значение. С одной стороны, в лице праведного старца Симеона и Богомладенца Иисуса происходит символическая встреча Ветхого и Нового Заветов. А с другой стороны, это встреча конкретного человека с Богом.

Встреча с Богом занимает совершенно особое место в нашей жизни. Вместе с верой мы обретаем подлинный смысл бытия и прочную нравственную основу, а когда стремимся деятельно воплощать Евангельские слова в каждодневном подвиге, Господь дарует нам духовное зрение и способность с рассуждением смотреть на многие вещи. Эти ценные качества сегодня, как мы видим, очень востребованы, ведь разобраться в лавинообразном потоке информации бывает порою крайне непросто. Как непросто бывает и противостоять попыткам злонамеренных сил втянуть нас в безрассудные авантюры, сомнительные и даже опасные предприятия.

Но духовное зрение — это вовсе не удел лишь убеленных сединами старцев, как может показаться на первый взгляд. Вы наверняка хорошо помните из уроков истории о героических подвигах великого князя Александра Невского, которого Русская Православная Церковь почитает в лике святых. Хотел бы напомнить, что победу в битве на Неве великий князь одержал в 19-летнем возрасте, а ливонских рыцарей разгромил на льду Чудского озера, не достигнув 21 года. Несмотря на свою молодость, он был наделен от Бога удивительной мудростью, духовной и физической силой, а также глубоким пониманием того, что полезно для страны и народа.

В этом году мы празднуем 800-летие со дня рождения благоверного князя. В ознаменование церковно-государственных торжеств, приуроченных к этой дате, рад объявить этот юбилейный год «Годом Александра Невского», а также дать старт всероссийскому творческому конкурсу «Александр Невский» и предложить молодым людям проявить свои способности в память о великом князе. Пусть жизненный подвиг этого замечательного русского святого вдохновит вас не только на создание ярких художественных и музыкальных произведений, но и будет неизменно служить примером для подражания, а кому-то, возможно, поможет встретиться с Богом и приобщиться к богатой духовной сокровищнице православной культуры.

Призываю на всех вас благословение Христово.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Иоанна Богослова считают автором одного из канонических Евангелий

Мы не можем однозначно указать имя хотя бы одного из авторов канонических Евангелий. Увы, это факт. Сами тексты никак не указывают на то, кто их писал. Единственное, что неоспоримо, — Евангелие от Луки написал тот же человек, что и Деяния Святых апостолов. Но нам это мало чем помогает.

Это, конечно, не чья-то прихоть, а одна из версий, которая имеет под собой некоторые основания.

Иоанну Богослову приписывают авторство святого Евангелия от Иоанна.

Истории Церкви известны и другие Иоанны того периода, которые вполне могли стать авторами этого текста. В итоге есть несколько версий:

  • евангелист Иоанн — тот самый апостол;
  • евангелие от Иоанна действительно записано по воспоминаниям святого, но другим человеком, которому апостол диктовал;
  • текст возник позднее и не из первых рук, а записан человеком, который общался с Иоанном Богословом или кем-то из его приближённых;
  • четвёртое Евангелие вообще не имеет отношение к Иоанну Богослову и написано другим человеком без оглядки на воспоминания апостола.

Как бы то ни было, Евангелие от Иоанна занимает особое место среди четырёх канонических текстов. Оно не просто описывает житие Иисуса Христа, а погружается на невиданную для прочих авторов философскую и богословскую глубину. В нём раскрываются понятия мудрости, слова, причины. Первые строки Евангелия демонстрируют полёт мысли автора:

(Ин. 1:1)

К тому же автор демонстрирует, что знаком с гностицизмом и прекрасно ориентируется в религиозной ситуации своего времени. Это, безусловно, очень эрудированный человек.

Датируют рукопись концом I века, что совпадает с годами жизни Иоанна Богослова. При этом данный текст — самый поздний из канонических Евангелий и менее всего походит на них.

История

Обитель предположительно появилась в конце XII-начале XIII века. Ее основали греческие монахи-миссионеры, которые взяли с собой чудотворную икону апостола Иоанна Богослова, созданную в Византии в VI веке. Образ стал самой ценной святыней монастыря.

В XVI–XVII веках сооружения обители разорялись крымскими татарами. Историки предполагают, что расположенная рядом Пощуповская пещера была пещерной частью монастыря. Сначала обитель находилась южнее, но в XVI веке была отстроена на новом месте. Вплоть до середины XVII века монастырские постройки делали из дерева.

В 1764 году большую часть земель обители изъяли, а ко второй половине XIX века она пришла в упадок.

Возрождением монастыря в 1860 году занялся купец первой гильдии Давид Иванович Хлудов, купивший поблизости поместье. Вскоре в церкви появляется новый иконостас. Автором новых икон был художник-изограф из Рязани Николай Васильевич Шумов. Обитель преобразовали в общежительную. На средства купца была построена новая колокольня и отремонтированы монастырские храмы: Успенский и Иоанно-Богословский. В 1892 году при монастыре заработала школа для крестьянских детей (мальчиков).

Собор Иоанна Богослова, orda2005

В 1930 году обитель закрыли, а настоятеля и священников арестовали и отправили в ссылку в Казахстан. Перед закрытием монастыря икона Иоанна Богослова исчезла, а ее местонахождение неизвестно до сих пор. В церковных зданиях сперва находилась детская колония, затем склады МВД.

Обитель вернули Русской православной церкви в 1988 году. С того момента началось ее восстановление. В 1994 году было открыто подворье, здесь находились Воскресная школа, иконная лавка, а также редакция газеты «Благовест». Позже школу и редакцию перевели в другие помещения в центре города.

Библиотека монастыря

Монастырская библиотека обладает обширным собранием рукописных и старопечатных книг. Первые из них появились в монастыре при игумене Христодуле. В описи библиотеки начала XII века значились 330 рукописей (из них 267 на пергамене и 63 – на бумаге). Библиотека активно пополнялась: уже в описи 1335 года кроме богословских трудов указаны книги по истории и философии (сочинения Ксенофонта, Софокла, Диодора Сицилийского, Платона и др.). Самые ранние рукописи в этой описи относятся к V веку. В середине более полный каталог был составлен Иоанном Саккелионом, которым было указано множество сочинений, бывших до тех пор совершенно неизвестными историкам или считавшиеся утраченными.

В настоящее время библиотека является одной из наиболее крупных христианских библиотек. В ней хранится более тысячи рукописных книг (194 из них относятся к византийскому периоду), 11 инкунабул, около 1 200 печатных книг XVI-XVIII веков и несколько тысяч современных. В архиве монастыря хранятся уникальные документы по его истории начиная от хрисовула Алексея Комнина, положившего начало монастырю.

История

Считается, что обитель возникла в конце XII или начале XIII века и была основана греческими монахами-миссионерами, которые принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна, написанную в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой. Образ этот стал главной святыней Богословского монастыря. В. В. Зверинский приводит информацию о том, что монастырь существовал уже в 1237 году, и к этому времени в нем уже находился подаренный рязанским князем чудотворный образ Иоанна Богослова из Константинополя, согласно легенде, защитивший монастырь от разграбления Батыем.

В XVI — первой половине XVII века монастырь неоднократно разорялся крымскими татарами, но неизменно возрождался (источники упоминают, в частности, разорения и 1572 годов). Вероятно, расположенная неподалёку Пощуповская пещера представляет собой пещерную часть монастыря. Поначалу монастырь располагался несколько южнее, но в XVI веке был перенесён на нынешнее место. Вплоть до середины XVII века все постройки в монастыре были деревянными. В 1764 году практически все земли, за очень небольшим исключением, были изъяты у Иоанно-Богословского монастыря, а сам он отнесён по штатам к разряду третьего класса и к середине XIX века пришёл в упадок.

Возрождение монастыря связано с именем Давида Ивановича Хлудова — потомственного почётного гражданина, купца первой гильдии. В 1860 году неподалёку от обители он приобретает загородное имение. Иоанно-Богословский собор полностью реконструируется и в нём устраивается новый иконостас. Иконы для него пишет известный рязанский художник-изограф Николай Васильевич Шумов. Настоятелем обители 22 марта 1865 года назначается иеромонах Виталий (Виноградов). Сам монастырь был преобразован в общежительный. На его средства восстановлены соборы монастыря: Иоанно-Богословский и Успенский, отремонтирована ограда, построена новая 80-метровая колокольня (1901 года), по проекту архитектора И. С. Цеханского). Иеромонах Виталий, ставший игуменом, а затем архимандритом управлял обителью в течение полувека и скончался в 1915 году в возрасте почти 100 лет. Число братии при нём весьма возросло и составило более 100 человек. К 1892 году при монастыре была обустроена школа для крестьянских детей (мальчиков) на 50 человек.

В 1930 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы и осуждены к различным срокам ссылки в Казахстан. Сам монастырь был закрыт и упразднён. Накануне закрытия из обители исчез древний чудотворный образ апостола Иоанна Богослова и с того времени местонахождение иконы неизвестно. На территории монастыря находились сначала детская колония, затем склады МВД. В 1988 году Иоанно-Богословский монастырь был возвращён РПЦ. Наместником монастыря стал архимандрит Авель (Македонов). С того времени началось восстановление разрушенной обители.

В 2004 году управление обителью было возложено на преосвященного Иосифа, епископа Шацкого, викария Рязанской епархии, ставшего первым в истории обители настоятелем-архиереем. Летом 2006 года по решению Священного Синода епископ Иосиф был назначен управляющим Иваново-Вознесенской епархией.

В настоящее время настоятелем Свято-Иоанно-Богословского монастыря является управляющий Рязанской епархией, митрополит Марк (Головков).

Свято-Иоанно-Богословский монастырь. Распорядок дня и расписание богослужений.

Свято-Иоанно-Богословский монастырь открыт для посещения с 5:30 до 21:00.

Главный собор монастыря в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и храм во имя Успения Пресвятой Богородицы открыты для посещения в течение дня.

Другие храмы обители доступны для посещения в соответствии с установленным графиком проведения богослужений, во внеурочное время их посещение возможно по личному благословению наместника.

Богослужения в обители совершаются ежедневно.

В будние дни:

монашеское правило (утренние молитвы, полунощница, сотница и утреня) — в 5:30;

часы и Божественная Литургия — в 8:30;

вечернее богослужение — в 18:00.

В воскресные и праздничные дни:

начало всенощного бдения накануне праздника — в 17:00;

утренние молитвы, молитвы ко Святому Причащению, сотница — в 7:30 (по воскресным дням — в 7:00);

часы и Божественная литургия — в 9:00.

Ежедневно за час до начала вечернего богослужения совершается панихида. А также еженедельно, по воскресным дням, после Божественной литургии перед чудотворной иконой «Знамение-Корчемная» служится водосвятный молебен.

Таинство Исповеди совершается в храме во время богослужения или в любое заранее согласованное со священником время.

Таинство Соборования бывает обычно 2 раза в год: Великим и Успенским постом.

Молебны, освящение транспорта, отпевания и другие требы заказываются в храме за свечным ящиком.

Таинства Крещения и Брака (Венчание) в монастыре в соответствии с его Уставом не совершаются.

Возрождается древняя традиция паломничества в монастырь во время постов для очищения своей души, подготовки ко Святым Таинствам Причащения или Соборования.

Существует возможность размещения паломников в монастырской гостинице (желательно согласовать заблаговременно). Во избежание недоразумений необходимо за 1 день до начала поездки непременно связаться с обителью для уточнения времени и программы пребывания в монастыре. Сделать это можно по одному из телефонов, приведенных в сведениях о выходных данных или контактах монастыря.

Экскурсии можно заказать в церковной лавке или по телефонам: (4912) 24-04-33, 24-04-19.

С установленными правилами поведения можно ознакомиться при входе в монастырь.

Листок с соответствующими предписаниями размещается при входе в гостиницу для паломников и непосредственно в гостиничных номерах.

В случае необходимости братия и священноначалие монастыря помогут посетителю решить возникающие вопросы.

Фотосъемка на территории монастыря допускается по особому благословению.

Фотосъемка в храмах и видеосъемка на территории монастыря категорически запрещены и производятся в исключительных случаях по личному благословению наместника.

К сожалению, современное падение нравов заставляет особо подчеркнуть недопустимость отдельных проявлений в поведении посетителей.

Курить, распивать спиртные напитки и находиться в нетрезвом виде на территории монастыря категорически запрещено.

Устраивать пикники, разжигать костры, ломать деревья, выгуливать животных за стенами монастыря, на прилегающей территории, запрещено.

Купаться в реке Оке также не рекомендуется по причине сильного течения и водоворотов.

Информация для паломников.

Деятельность прихода

В монастыре имеется большая библиотека, собранная монахами и включающая собрания как рукописных, так и печатных книг. На сегодняшний день это самая крупная библиотека христианских книг в мире, по подсчетам ученых в ней хранятся около тысячи книг, написанных вручную и около полутора тысяч печатных книг XVII — XVIII веков.

Кафоликон (главный храм) монастыря Иоанна Богослова на Патмосе

К тому же сейчас в библиотеке хранится уже несколько тысяч современных христианских книг, а также множество некоторое количество уникальных документов, раскрывающих историю монастыря.

Самая ранняя рукопись, обнаруженная в монастырской библиотеке, датируется V веком. К тому же большинство из изданий до обнаружения их на Патмосе считались пропавшими, что позволяет судить о их высокой ценности.

На заметку! Ежегодно, в конце августа, на острове проходит Международный фестиваль церковной музыки, на котором представляют свое дарование коллективы из разных стран.

Богослужение в монастыре

Богослужения в монастыре проводятся ежедневно с 3 до 6 утра по будням. В дни церковных праздников здесь проходят расширенные богослужения, как правило, с участием священников и монахов из России.

Святыни

Главная святыня монастыря — икона апостола Иоанна, предположительно написанная в XII веке. Ее иконостас выполненный из ореха и дуба, в XIX веке был позолочен, а святые образы, запечатленные в окладе, были некогда подарены императрицей Екатериной II. Кроме того, среди святынь, хранящихся в обители можно выделить:

  • цепи апостола Иоанна Богослова;
  • мощи Святого апостола Фомы;
  • голова священномученика Антипы Пергамского;
  • мощи преподобного Христодула Никейского;
  • мощи преподобного Макария Патмосского;
  • 3 креста с частицами Честного Древа;
  • частица мощей великомученика Федора Стратилата;
  • частица мощей великомученика Святого Пантелеимона;
  • частица мощей преподобного Стефана Нового;
  • обувь преподобного Христодула.

Рака с мощами преподобного Христодула, основателя монастыря

Престольные праздники

Ежегодно — 9 октября, в день памяти святого Иоанна Богослова на острове Патмос проходят праздничные службы. В пещере Апокалипсиса также утром и вечером проходят литургии. А днем богослужение проходит также на берегу Эгейского моря, где когда-то, согласно преданиям, Иоанн крестил первых христиан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector