Успенская церковь в новодевичьем монастыре (москва)

храма архангела Михаила на Девичьем поле на сентябрь 2021 года

Скачать расписание

Скачать PdfСкачать DocСкачать Jpeg

Дата Время Описание

31
вторник

Мчч. Флора и Лавра (II). Иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица».

08.00

Утреня. Часы. Божественная литургия.

17.00

Вечерня. Утреня. 1-й час.

1
среда

Мч. Андрея Стратилата и с ним 2593-х мучеников (284–305).

08.00

Часы. Божественная литургия.

3
пятница

17.00

Вечерня. Утреня. 1-й час.

4
суббота

Прп. Исаакия Оптинского (1894).

08.00

Часы. Божественная литургия.

17.00

Всенощное бдение.

5
воскресенье

Неделя 11-я по Пятидесятнице. Глас 2-й.

Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы. Собор Московских святых.

08.40

Часы. Божественная литургия. Молебен о сохранении творения Божия.

7
вторник

17.00

Великая вечерня. Утреня. 1-й час.

8
среда

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году). Мчч. Адриана и Наталии (305).

 08.00

Часы. Божественная литургия.

10
пятница

17.00

Всенощное бдение.

11
суббота

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

08.00

Часы. Божественная литургия. Молебен о страждущих недугом винопития.

17.00

Всенощное бдение.

12
воскресенье

Неделя 12-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.

Перенесение мощей блгв. вел. кн. Александра Невского (1724). Прп. Александра Свирского (1533). Обре́тение мощей блгв. кн. Даниила Московского (1652).

08.40

Часы. Божественная литургия. Молебен.

13
понедельник

17.00

Великая вечерня. Утреня. 1-й час.

14
вторник

Начало инди́кта – церковное новолетие. Прп. Симеона Столпника (459) и матери его Марфы (ок. 428).

08.00

Часы. Божественная литургия.

17
пятница

17.00

Вечерня. Утреня. 1-й час.

18
суббота

Прор. Захарии и прав. Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи (I). Убиение блгв. кн. Глеба, во Святом Крещении Давида (1015).

08.00

Часы. Божественная литургия.

17.00

Всенощное бдение.

19
воскресенье

Неделя 13-я по Пятидесятнице. Глас 4-й.

Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хо́нех (Коло́ссах) (IV). Прп. Архиппа (IV). Перенесение мощей блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских, чудотворцев (1992).

08.40

Часы. Божественная литургия. Молебен.

20
понедельник

17.00

Всенощное бдение.

21
вторник

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

08.00

Часы. Божественная литургия.

24
пятница

17.00

Вечерня. Утреня. 1-й час.

25
суббота

Суббота пред Воздвижением. Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

08.00

Часы. Божественная литургия.

17.00

Всенощное бдение.

26
воскресенье

Неделя 14-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Глас 5-й. Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение слову́щее) (335). Предпразднство Воздвижения Честно́го и Животворящего Креста Господня. Сщмч. Корнилия сотника (I).

08.40

Часы. Божественная литургия. Молебен.

17.00

Всенощное бдение.

27
понедельник

Всемирное Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня. Преставление свт. Иоанна Златоуста (407).

08.00

Часы. Божественная литургия.

29
среда

17.00

Вечерня. Утреня. 1-й час.

30
четверг

Мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137).

08.00

Часы. Божественная литургия.

Сейчас на месте церкви находится сквер

До 1935 г. здесь была Успенская церковь

На месте храма, на пересечении улицы Покровка и переулка Потаповского, находится сквер. В сквере какое-то время работала пивная, затем летнее кафе.

Сохранился дом, где жили служители Успенской церкви. В нем была кофейня, затем — грузинский ресторан. Владельцы заведения не преминули использовать историю памятного места.

В заведении охотно показывают фрагмент стены бывшей церкви — ведь она вплотную примыкала к дому причта.

Остатки декора храма сейчас можно увидеть в Донском монастыре Москвы. Они являются частью ограды обители.

С 2017 г. в Москве развернулось движение за воссоздание Успенской церкви. Ведь сохранились и фотографии, и четрежи, и эскизы. Ежегодно православные верующие проводят молебен на месте храма в праздник Успения.

Храм после революции

В соответствии с Декретом об отделении церкви от государства, а также инструкции Наркомата юстиции и отдела по делам музеев, все имущество Успенской церкви было передано отделу по делам музеев. Колокольня в храмовом комплексе простояла лишь сто лет после постройки. Ее варварски разрушили в тридцатые годы. К моменту ее уничтожения она уже потеряла свой голос — пять колоколов из шести исчезли бесследно, а последний был вывезен на скотный двор.

В Богородице-Рождественской теплой церкви в советские времена вначале сушили зерно, позже устроили клуб колхоза, носившего символичное название «Культура». Церковь никогда не перестраивалась, но реставрационные работы проводились в 1927, 1950 и в 1999 году.

Летом 1960 года Успенская церковь в Кондопоге (Карелия) по решению Совета министров России была взята под охрану государства. Некоторое время храм был филиалом краеведческого музея города. В последние годы здание церкви не принадлежало РПЦ. В ней не совершались богослужений, последний священник отец Иоанн Лядинский был в 1937 году расстрелян.

История

История района

Храм Успения Пресвятой Богородицы

расположен за Яузой в районе большого Таганского холма. Это один из старейших московских районов. Он стал активно заселяться на рубеже —XVI веков, прежде всего за счёт выселенных из города ремесленников, занимавшихся огнеопасными промыслами: гончаров и кузнецов — бронников и котельников.

Первые упоминания о деревянном Успенском храме

, построенном в слободе гончаров, относятся к началу XVII века. В это время Заяузье было ограничено с востока Земляным Валом, с единственными воротами на Таганской площади, а плотность населения района становится одной из самых высоких в Москве. Здесь очень компактно были расположены различные дворцовые ремесленные слободы, практически у каждой из них имелся свой храм. Именно по этой причине буквально напротивУспенского храма стоит Никольский, первые упоминания о котором относятся к 1632 году.

Строительство храма

Успенский храм, 1882 год В 1654 году местные гончары построили себе новый каменный однопрестольный Успенский храм

. В 1702 году успенский придел был перестроен, на месте разобранного притвора была построена трапезная с приделом Тихона, епископа Амафунтского. Между 1764—1774 годами была построена трёхъярусная колокольня в стиле послепетровского барокко. В эти же годы храм приобрёл окраску, которую можно увидеть и на современном храме.

Успенская церковь

получилась небольшой и уютной. В её оформлении принимал участие известный изразцовых дел мастер Степан Полубес. В конце XVII века он жил в Гончарной слободе, неподалёку от храма. Здесь была расположена его мастерская, в которой он изготовлял изразцовые фризы и панно.Полихромные изразцы Степана Полубе́са украшают придел и трапезную. На северном фасаде они образуют широкий фриз, южная сторона храма украшена отдельными вставками. Очень интересно оформлена глава придела Тихона Амафунтского. На ней размещён один из излюбленных сюжетов Полубе́са — панно с изображением четырёх евангелистов.

Святыня храма


«Троеручица» Успенского храма Главной святыней Успенского храма

является чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». Икона получила своё название в память исцеления Пресвятой Богородицей отсеченной руки святого Иоанна Дамаскина. В России эта икона почитается с давних времён, здесь пребывает немало списков с первоявленного образа, некоторые из которых также считаются чудотворными. В 1661 году один такой список был прислан из Афонского Хилендарского монастыря в дар Патриарху Никону и поставлен в 1663 году в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре. В 1716 году с этого списка был снят другой список, с тех пор пребывающий вУспенском храме . Существует мнение, согласно которому, именно благодаря заступничеству этой святыниУспенский храм не закрывался даже в самые тяжёлые периоды российской истории и сохранил все свои колокола.

В настоящее время для облегчения доступа к иконе всех желающих на наружной западной стене храма в изразцовом киоте помещён ещё один список с этой чудотворной иконы.

XIX и XX век

В 1812 году Успенский храм

был разграблен войсками Наполеона, были сожжены дворы прихода. К 1836 году храм был восстановлен и частично перестроен. На северном фасаде сделали одно полуциркульное окно, появились новые главы и кресты, к колокольне пристроили южный портал. Внутри храма были объединены в один объём четверик, трапезная и пространство придела. Сохранившаяся до настоящего времени ограда храма была построена в начале XIX века. На рубеже XIX—XX веков на главах появились звёзды. Большая часть оформления интерьера храма относится ко второй половине XIX века. В 1898 году приделы храма перестраивал архитектор Л. О. Васильев. Иконостас оформлен в стиле XVII века, в нём сохранились старинные иконы XVII—XVIII веков.

В годы Советской власти храм не закрывался.

17 июля 1948 года по взаимной договорённости Русской и Болгарской Православных Церквей в этом храме было устроено Подворье Болгарской Православной Церкви

В 1949 году в храме были проведены реставрационные работы.

В 2020 году настоятель подворья архимандрит Феоктист (Димитров) сказал:

Расписание богослужений

Службы в Покровском монастыре совершаются ежедневно:

  • По будням (в обычные дни, вне церковных праздников) — утренняя служба в 7:30, вечерняя — в 16:00 либо 16:45.
  • По субботам — литургия в 7:30 и всенощное бдение в 16:45.
  • По воскресеньям — ранняя литургия в 6:15, поздняя литургия в 9:00 и вечерняя служба в 16:00 либо 16:45.

Расписание служб в праздничные дни может отличаться. Лучше уточнять актуальную информацию на официальном сайте.

Также на сайте можно:

  1. Заказать требы – оставить заявку на совершение молитв о здравии либо об упокоении. Цены – от 30 до 50 руб. Чтение сорокоуста – 300 руб., псалтири у мощей Матроны – от 200 до 2000 руб., в зависимости от продолжительности периода.
  2. Совершить пожертвование – внести свой вклад в возрождение монастырской обители может каждый. Для этого достаточно перечислить посильную сумму любым удобным способом – банковской картой, с помощью электронных кошельков или через терминал по реквизитам. Деньги идут на восстановление храмов на территории церковного комплекса, содержание православной гимназии и детского приюта, открытых при монастыре.

Запись на таинства Крещения или Венчания производится по тел. 8-495-911-49-20.

Часы работы Покровского монастыря

Монастырь открыт для посещений в будние дни с 7 часов утра до 20.00. В воскресенье ворота открывают еще раньше – с 6.00. Во сколько открывается обитель, тогда же начинаются богослужения в храмах. Паломники начинают прибывать к монастырю с раннего утра, так как попасть к святыням без очереди практически невозможно.


Уже рано утром все желающие выстраиваются в очередь, которая заканчивается поздно вечером

Успение — праздник. Почему?

Богоматери за три дня до кончины было известно, что пришло Ее время умирать. Она сообщила об этом близким, дала последние распоряжения и стала ждать Своего часа. Все, кто пришли попрощаться с Ней, горевали и плакали. А Дева Мария была радостна и спокойна — ведь Она шла к Своему Сыну. Она утешала окружающих и обещала для каждого из них быть Заступницей перед Господом. И по сей день верующие почитают Ее как главную небесную помощницу и обращаются к Ней при всякой нужде.

Но не этим объясняется главная радость праздника. Считается, что Сам Господь принял Ее душу, а через несколько дней вознес на Небо во плоти. Она первой из людей прошла по тому пути, который уготован христианам в конце времен. И хотя догмата о телесном воскресении Девы Марии нет, именно так воспринимается Ее кончина и последующее восхождение на Небо.

Почему Успение праздник, объясняет святитель Григорий Палама: «Для всех Она была единственной опорой и утешением, всячески содействуя благовестию Евангельскому и, ясно являя Сама на Себе и жизнь исполненную борьбы, и господство над умом и словом. Поэтому, конечно, живоносна и смерть Ее, переводящая в Небесную и бессмертную жизнь; и воспоминание ее есть радостный праздник и всемирное торжество».

И надежды на небесную помощь Богоматери в земном мире, и отсвет будущей вечной жизни создают неповторимую атмосферу этого праздника, когда все печали и скорби растворяются в великой и таинственной радости.

Современное состояние

Вид со стороны Алтаря

Вторая попытка спасти здание, еще менее успешная, предпринята в начале 1990-х калужскими реставраторами. На этот раз дело вовсе не пошло далее создания плана реставрации. На реализацию проекта не выделили финансирования.

К настоящему времени Успенский – один из 14 сохранившихся, но до сих пор не переданных Калужской епархии храмов. Из его дореволюционных святынь сейчас известен резной образ свт. Николая, который был передан Областному художественному музею.

Планы на восстановление и их реализация

Успенский собор, вид со стороны колокольни.

21 сентября 2016 г. новостной портал Калуги сообщил о том, что «в Перемышле приступили к восстановлению самого древнего храма в регионе».

Благое дело началось с освящения креста и его установки на полуразрушенной колокольне постройки 1786 г. На молебне присутствовали сотни жителей, говорили о необходимости выходить «всем миром» на расчистку территории, дабы подготовить ее к работе реставраторов. Однако, уже тогда многие ставили проблему финансирования всех этих чрезвычайно дорогостоящих работ, а специалисты предупреждали, что грозит обрушением еще одна стена здания.

К настоящему времени, несмотря на то, что благодаря исследованиям ученых, архитекторов досконально известен облик собора, так что существует техническая возможность его восстановления, реставрация не начата. 

Вот некоторые отзывы тех, кто побывал здесь:

Есть среди отзывов и такой, краткий, от пользователя с ником Malomen

«Не достроено, позор нашей епархии». Заметим: не епархия разрушала собор, а зданием до сих пор владеет государство, не выделившее на реконструкцию ни рубля.

Вопрос о возможности восстановить древний собор по-прежнему открыт. Его руины изо дня в день напоминают о разразившейся более ста лет назад духовной катастрофе. А еще о том, что куда важнее восстановления зданий – построение храма в душах людей. Получится ли?

Наталья Сазонова

Виновник трагедии

Следственный комитет России по Республике Карелия возбудил уголовное дело по факту поджога ценнейшего памятника истории, культуры и архитектуры — церкви Успения Богородицы. Естественно, всех интересует, кто поджег Успенскую церковь в Кондопоге. По версии следствия, им оказался 15-летний подросток, отдыхавший у бабушки. Он задержан и находится в центре временного содержания, который предназначен для несовершеннолетних правонарушителей.

Пожар в Кондопоге стал страшным потрясением для всех верующих. Успенская церковь сгорела практически дотла. Первый вердикт специалистов прозвучал как приговор: восстановлению не подлежит.

Варфоломей Растрелли вдохновлялся Успенским храмом при строительстве Смольного собора

Церковь, выстроенная крепостным мастером, восхищала не только простых москвичей, но и именитых архитекторов.

Василий Баженов, строитель Михайловского замка в Петербурге и Царицынского дворца, сравнивал Успенский храм с храмом Василия Блаженного.

Церковь вдохновила Варфоломея Растрелли на строительство Смольного собора в Петербурге.

На строительство Смольного собора Растрелли был вдохновлен Успенской церковьюХрам на Смоленском кладбище в Петербурге создан «по мотивам» Успенской церкви в Москве

Еще один храм северной столицы, созданный в подражание Успенской церкви – храм Воскресения Христова на Смоленском кладбище. Здесь в начале XX в. отпевали поэта Александра Блока.

Закрытие

К 1917 г. на территории нынешнего Перемышльского района Калужской области действовало 36 церквей, 5 из которых в Перемышле. Почти все они были закрыты. Не избежал этой участи древний собор. После закрытия (1931) здесь разместился сначала склад сельхозпродукции, затем колбасный цех (с 1960-х).

Интересный фактСтарожилы Перемышля рассказывают, что последним настоятелем Успенского был священник Владимир Будилин. После закрытия власти выселили его из церковного дома. Пожилой иерей пытался найти пристанище у своих бывших прихожан, однако никто не отважился принять у себя священника опасаясь репрессий. О. Владимир должен был покинуть город, его дальнейшая судьба неизвестна. 

Впрочем, архитектурная, культурная ценность собора была осознана советскими властями к концу 1960-х, когда был разработан проект реставрации Успенского как «памятника древнерусской архитектуры». Предполагалось убрать позднейшие пристройки, восстановить первоначальный облик здания. Реставраторы, создававшие проект восстановления, практически били тревогу, говоря о критическом состоянии здания, пребывавшего в запустении не менее 30 лет. 

Однако восстановительные работы начались только с 1972 г. Продлились они недолго: через небольшое время рухнула несущая стена алтаря. Было ли причиной этого нарушение техники безопасности, критическое состояние конструкций, а может – просто отсутствие Божия благословения сделать храм «памятником архитектуры»? Все это осталось неизвестным: реставрацию свернули так поспешно, что даже не провели обычные при таких случаях работы по консервации памятника. Так что он продолжил разрушаться.

Главные святыни храма

Что еще интересного можно сказать об обители Успения Пресвятой Богородицы? Храм в Гончарах имеет самую главную святыню – чудотворную икону Божьей Матери, которая названа Троеручницей. Такое название она получила в честь памяти одного удивительного события – исцеления Богородицей святого Иоанна Дамаскина, которому отсекли руку. В России эту икону почитают очень давно, и списков первоявленного образа тоже немало, но некоторые из них также являются чудотворными.

В 1661 году из Хилендарского Афонского монастыря в священный дар русскому Патриарху Никону был прислан один из таких списков, который был поставлен в Воскресенском Ново-Иерусалимском мужском монастыре в 1963 году на Истре в Московской области.

Смотреть галерею

В 1716 году с этой иконы Божьей Матери Троеручницы опять был снят список, который уже с самого момента появления был помещен в Успенском храме. До сих пор существует мнение, что именно благодаря заступничеству великой святыни Успенский храм никогда не закрывали, даже в переломные времена русской истории. До сих пор сохранились и все его колокола.

Сегодня для того, чтобы люди имели свободный доступ к иконе, на наружной стене с западной стороны храма помещен еще один список святыни в изразцовом киоте.

История постройки

История храма в Путинках насчитывает почти четыреста лет. Современные стены пережили несколько исторических эпох в неизменном виде.


Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Основание храма

За Тверскими воротами Белого города Москвы в начале XVII века появился деревянный храм, посвящённый Рождеству Богородицы. В исторических хрониках этого времени его называют церковью, расположенной «на Посольском дворе в Путинках». Специалисты приводят несколько версий появления этого названия:

  1. Церковное подворье расположилось вблизи путевого гостевого дворца, куда прибывали европейские послы и путешественники на пути в столицу Русского государства.
  2. За воротами начинались дороги, ведущие в разные северные города Руси, то есть церковь располагались на распутье дорог.
  3. В третьей версии отражены особенности городского дизайна исторической части главного русского города, прорезанной множеством улочек и переулков, которые образуют подобие гигантской паутины.

Деревянная церковь, увенчанная тремя шатрами, сгорела в большом московском пожаре 1648 года. Через год на её месте началось строительство каменного собора, большую часть средств на который выделили из государственной казны. В 1652 году строительство церкви завершилось. Её освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Царское время

Храм Рождества Богородицы, расположенный в Путинках, является последним русским шатровым культовым зданием. Через год после его освящения патриарх Никон запретил возведение церковных построек в шатровом стиле. Пристроенные в конце XVII века придел Феодора Тирона и трапезная были оформлены в стиле барокко. В это же время соорудили сторожку, из которой ход вёл на колокольню.

Западное крыльцо, увенчанное шатром, похожим по стилю на основные шпили, было построено в 1864 году. В первозданном виде до наших дней оно не сохранилось. В конце XIX века была произведена первая реставрация Рождественского храма в Путинках.


Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, 1881г.Интересно: верующие люди утверждают, что здание церкви уцелело во всех потрясениях и пожарах благодаря заступничеству Богоматери. Храм не пострадал во время захвата Москвы французами, хотя все окружающие его усадьбы были разграблены и сожжены.

Советские времена

После большевистской революции церковь закрыли не сразу. В конце 20-х годов в ней обосновалась братия закрытого Высоко-Петровского монастыря. Двери божьего дома для прихожан закрыли в 1939 году. В здании разместили конторские помещения, а позднее отдали под репетиционное помещение дирекции «Цирка на сцене». Здесь проходили репетиции животных.

В конце 1950-х годов проводилась вторая реставрация, которая коснулась только внешнего облика здания. В частности, было демонтировано западное крыльцо XIX века. Оно было заменено на шатровую постройку, приближенную по стилю строениям XVII века. Эту работу признали образцом научной реставрации, позволившей сохранить древнее уникальное здание в первозданном виде.

Интересно: церковь, считающуюся сегодня памятником архитектуры федерального значения, в советские годы хотели уничтожить. По легенде подрыв назначили на 22 июня 1941 года. По понятным причинам мероприятие отменили. Так война не дала советской власти совершить роковую ошибку.

Современность

Храм вернули православной церкви в 1990 году. Он получил статус патриаршего подворья. Первым современным настоятелем церкви стал игумен Серафим. После его трагической кончины приход возглавил протоиерей Феодор Батарчуков, который является настоятелем храма Пресвятой Богородицы в Путинках по сегодняшний день.


Внутреннее убранство церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

К моменту возвращения здания в ведение Московской патриархии внутреннее убранство было практически полностью утрачено. Церковь восстанавливалась на благотворительные средства, большую помощь в сборе которых оказывал известный актёр Александр Гавриилович Абдулов.

Особенности архитектуры

Успенский храм представлял собой шатровую деревянную церковь. Основной объем составляли два восьмерика, которые были поставлены на четверик, с алтарным прямоугольным прирубом и двумя необычными висячими крылечками. Высота сруба башни и шатра, четверика и двух восьмериков, составляла в соотношении примерно 1:2.

Над алтарем крыша была овальной, над папертью — двухскатной. Войти в храм можно было с северной и южной сторон, по крылечкам, каждое из которых насчитывало по восемнадцати ступеней. Все пропорции, несколько раз повторяющиеся в церкви, делали сооружение целостным и единым.

Четвертый храм

Четвертая Успенская церковь в Кондопоге была возведена в 1774 году. К моменту освящения нового храма были подготовлены образа для иконостасов. Специально для этой церкви был написан список Тихвинской иконы Божьей Матери, который стал точной копий чудотворного образа.

Вначале иконостас был тябловым, но затем его закрыли резной конструкций, которая была выполнена в стилистике екатерининского барокко. Стены нового храма украсили образа из иконостаса разобранной предыдущей церкви. Строители в свое детище вкладывали все свое умение, душу и знания, которые они переняли и впитали от своих отцов и дедов. Их учли и умело использовали строители Успенской церкви в Кондопоге.

По визуальным впечатлениям, сооружение было очень изящным, легким и даже, как это ни странно звучит, казалось миниатюрным. Скорее всего, это связано с тем, что строителям удалось применить принцип соразмерности при ее возведении.

Во второй половине XIX века вокруг уникальной Успенской церкви в Кондопоге был построен целый храмовый комплекс. Кроме самого Успенского храма, в него вошли шатровая колокольня на шесть колоколов и зимняя церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Пятиглавая церковь Рождества Богородицы была обшита досками и окрашена в белый цвет.

Год Успения

Доподлинно неизвестно, сколько лет было Богородице, когда она преставилась. После Воскресения и Вознесения Сына Божьего Дева Мария большую часть времени проводила в Иерусалиме, где жила в доме святого Иоанна Богослова. Именно ему первому она сообщила о том, что совсем скоро Ей предстоит оставить земной мир. Но попрощаться с Ней прибыли из разных краев и другие апостолы. И именно сохранившиеся о них сведения позволяют предполагать, в каком году случилось Успение Богородицы.

Ориентировочно в 64 — 67 годах были убиты апостолы Павел и Петр, согласно преданию, присутствовавшие и в последние часы Ее жизни, и во время погребения. Соответственно, скончалась Божья Матерь раньше 64-го года.

Считается, что евангелист Лука побывал в Иерусалиме, встретился с Богоматерью и написал Ее образ в 60-ом году. Повествование Деяний святых апостолов, автором которых также был Лука, обрывается около 62-го года. Очевидно, что если бы такой значительный эпизод, как Успение Пречистой, произошел одновременно с описанными в книге событиями, святой не смог бы его пропустить. Значит, почти через 30 лет после Воскресения Христова Дева Мария была еще жива, и скончалась между 62-ым и 64-ым годами.

Косвенным подтверждением такой хронологии можно считать следующий момент: в древности ряд христиан почитали Пречистую как мученицу. Причина такого восприятия заключается, скорее всего, в том, что Богоматерь умерла в самом начале Нероновых гонений на христиан, происходивших как раз в 60-е годы первого столетия. В преддверии такого тяжелого для христиан периода Богоматерь отправилась на Небеса, чтобы оттуда заботиться об угнетаемых и укреплять мучеников. Древние исповедники страдали за Христа, но верили, что с концом земной жизни не заканчивается жизнь души, и что там, в загробном мире, они не будут одиноки.

История храма

Современным москвичам может показаться необычным название Успенской церкви — в Печатниках, поскольку с Печатниками принято связывать район на окраине Москвы, а не местность вблизи Бульварного кольца. Однако, название храма связано не с ним: дело в том, что в 17 веке между Сретенкой и Трубной улицей существовала Печатная слобода, где селились мастера Московского печатного двора. По ней храм и получил своё название.

Первый деревянный храм перед Сретенскими воротами Белого города был построен жителями Печатной слободы, по разным данным, в 1625 или 1631 году. Он простоял не так уж долго: уже в 1659 году его перестроили, но опять в дереве. Каменное здание храма было построено в 1695 году по проекту неизвестного зодчего, который оформил его в духе московского барокко.

В течение 18 века церковь неоднократно перестраивается: в 1725 году прихожане получают одобрение от Синодального казённого приказа на строительство тёплого придела (пристраивается с правой стороны трапезной в 1726-1727 годах), который освящают во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи; в 1763 году с другой стороны трапезной пристраивают ещё один придел — во имя святого Николая Чудотворца. В 1770-х у южного фасада трапезной появляется небольшая часовня, а в 1795 году храм был обновлён и расписан. К сожалению, в 1812 году храм разграбили французские войска, а все надворные постройки были сожжены, однако, вскоре здание восстановили. В 1897-1902 годах его вновь реконструируют: трапезная и часовня полностью перестраиваются по проекту архитектора Михаила Аладьина, колокольня приобретает современный вид, а стены храма украшают изображениями святых и сцен из библейских рассказов.

Согласно городской легенде, до Октябрьской революции в церковной ризнице хранилась древняя еврейская монета — якобы один из 30 сребреников, полученных Иудой за предательство Христа.

Советский период истории храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках был довольно драматичен. В 1938 году он был закрыт; со здания сняли кресты и разобрали ограду, а внутри сделали полную перепланировку, после чего его передали тресту Арктикпроект. С 1950 года в здании размещался музей «Советская Арктика», а с 1960 — постоянная выставка «Морской флот СССР». В 1989 году выставку переоборудовали в Музей морского флота, экспозиция которого рассказывала об истории корабельного дела в России — от его начала до новейших разработок.

В 1991 году здание храма вернули Русской православной церкви, и в 1994 оно было заново освящено. Позднее при нём открылись воскресная школа и церковная лавка.

Дата Успения 2021

Успение — непереходящий праздник, то есть дата его из года в год одна и та же в большинстве христианских Церквей. Православные верующие, живущие по юлианскому календарю, всегда отмечают его 28 августа, и 2021 год не будет исключением. Католики и православные, пользующиеся григорианским летоисчислением, празднуют почти на две недели раньше, 15 августа. В ближайшее к этому числу воскресенье встречают Успение и в Армянской Апостольской Церкви (в 2021 году это и будет 15 августа).

В календаре Русской Православной Церкви такие большие праздники растягиваются на несколько дней. Саму дату окружают дни предпразднества и попразднества. В этот период на богослужениях звучат молитвы и песнопения, рассказывающие о событии. Таким образом, Успение празднуется в течение десяти дней: один — предпразднество (27 августа), еще восемь дней — попразднество, а отдание приходится на 5 сентября.

На самом деле, число и даже месяц земной смерти Пречистой неизвестно. Зато известно, что в древней Церкви был отдельный праздник, посвященный Богоматери. Только одни христиане отмечали его в конце лета, а другие — в январе (кстати, и сейчас Русской Церковью на следующий день после Рождества празднуется Собор Пресвятой Богородицы). Для воспоминания именно об Успении дата была назначена Константинопольским императором Маврикием в конце VI века. И до сих пор христиане живут согласно этому установлению.

А вскоре, 14 сентября (1 сентября по старому стилю), Православная Церковь будет отмечать новолетие. Светский календарь с 1700 года отсчет ведет с января. А церковный — по сей день начинает отсчет с нового периода, принятого в еще Римской империи для административных нужд (индикта), что позволяет сохранить веками выстраиваемую логику. Все важнейшие события христианской истории составляют неслучайный и понятный обычному человеку ряд: начинается год с Рождества Богородицы — 21 сентября, а заканчивается Ее Успением — 28 августа.

Архитектор-реставратор заперся в церкви, препятствуя ее сносу

В 1935 г. власти Москвы решили разрушить храм, памятник истории и культуры. Официальной причиной была объявлена «необходимость обеспечить проезд» по Покровке.

Против сноса протестовали архитекторы, деятели культуры.

Есть рассказ, что архитектор П.Барановский даже заперся в церкви, сказав:


Петр Барановский
архитектор должность

Зимой 1935 г. церковь была снесена. Предварительно демонтировали часть ее декора и иконостас в верхнем храме. Два наличника и лепнику с фасада передали в музей.

Интересно, что, снеся великое творения мастера Потапова, власти сохранили его имя за переулком рядом с бывшим храмом.

Успенская церковь построена в стиле «московского барокко»

Успенская церковь — сочетание красного кирпича и белого каменного кружева.

Она считалась построенной в стиле «московского барокко». Стиль предполагал широкое использование декора. Именно каменное кружево делало храм ярким и самобытным.

Яркий декор храма виден даже на старом черно-белом фото

Храм был очень высоким и имел два яруса. В нижней части церкви была церковь свт. Петра Московского и придел св. Иоанна Предтечи.

Собственно Свято-Успенская церковь — верхний ярус храма. Она имела 13 глав, или куполов. Это символизировало Христа и Его апостолов.

К храму была пристроена настолько величественная шатровая колокольня, что ее принимали за еще один храм. На второй ярус церкви вела лестница, здесь была устроена галерея. Входящие в храм любовались видами Москвы.

Многоглавая колокольня (справа) сама похоже на церковь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector