Церковь лазаря и рождества богородицы на сенях, москва

История постройки

История храма в Путинках насчитывает почти четыреста лет. Современные стены пережили несколько исторических эпох в неизменном виде.


Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

Основание храма

За Тверскими воротами Белого города Москвы в начале XVII века появился деревянный храм, посвящённый Рождеству Богородицы. В исторических хрониках этого времени его называют церковью, расположенной «на Посольском дворе в Путинках». Специалисты приводят несколько версий появления этого названия:

  1. Церковное подворье расположилось вблизи путевого гостевого дворца, куда прибывали европейские послы и путешественники на пути в столицу Русского государства.
  2. За воротами начинались дороги, ведущие в разные северные города Руси, то есть церковь располагались на распутье дорог.
  3. В третьей версии отражены особенности городского дизайна исторической части главного русского города, прорезанной множеством улочек и переулков, которые образуют подобие гигантской паутины.

Деревянная церковь, увенчанная тремя шатрами, сгорела в большом московском пожаре 1648 года. Через год на её месте началось строительство каменного собора, большую часть средств на который выделили из государственной казны. В 1652 году строительство церкви завершилось. Её освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Царское время

Храм Рождества Богородицы, расположенный в Путинках, является последним русским шатровым культовым зданием. Через год после его освящения патриарх Никон запретил возведение церковных построек в шатровом стиле. Пристроенные в конце XVII века придел Феодора Тирона и трапезная были оформлены в стиле барокко. В это же время соорудили сторожку, из которой ход вёл на колокольню.

Западное крыльцо, увенчанное шатром, похожим по стилю на основные шпили, было построено в 1864 году. В первозданном виде до наших дней оно не сохранилось. В конце XIX века была произведена первая реставрация Рождественского храма в Путинках.


Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, 1881г.Интересно: верующие люди утверждают, что здание церкви уцелело во всех потрясениях и пожарах благодаря заступничеству Богоматери. Храм не пострадал во время захвата Москвы французами, хотя все окружающие его усадьбы были разграблены и сожжены.

Советские времена

После большевистской революции церковь закрыли не сразу. В конце 20-х годов в ней обосновалась братия закрытого Высоко-Петровского монастыря. Двери божьего дома для прихожан закрыли в 1939 году. В здании разместили конторские помещения, а позднее отдали под репетиционное помещение дирекции «Цирка на сцене». Здесь проходили репетиции животных.

В конце 1950-х годов проводилась вторая реставрация, которая коснулась только внешнего облика здания. В частности, было демонтировано западное крыльцо XIX века. Оно было заменено на шатровую постройку, приближенную по стилю строениям XVII века. Эту работу признали образцом научной реставрации, позволившей сохранить древнее уникальное здание в первозданном виде.

Интересно: церковь, считающуюся сегодня памятником архитектуры федерального значения, в советские годы хотели уничтожить. По легенде подрыв назначили на 22 июня 1941 года. По понятным причинам мероприятие отменили. Так война не дала советской власти совершить роковую ошибку.

Современность

Храм вернули православной церкви в 1990 году. Он получил статус патриаршего подворья. Первым современным настоятелем церкви стал игумен Серафим. После его трагической кончины приход возглавил протоиерей Феодор Батарчуков, который является настоятелем храма Пресвятой Богородицы в Путинках по сегодняшний день.


Внутреннее убранство церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках

К моменту возвращения здания в ведение Московской патриархии внутреннее убранство было практически полностью утрачено. Церковь восстанавливалась на благотворительные средства, большую помощь в сборе которых оказывал известный актёр Александр Гавриилович Абдулов.

Современное состояние

Сейчас храм восстановлен и отремонтирован. Его внешний вид соответствует экстерьеру конца XVII века. Стены и барабаны шатров покрыты штукатуркой и побелены, крыша окрашена в темно-зеленый, а купола – в темно-синий цвет. Большая часть росписей внутри церкви современные, но несколько ликов сохранилось с XVII века. На стенах расположены иконы. Возле них установлены подсвечники. Доступ прихожан в церковь осуществляется через накрытое шатром крыльцо с улицы Малая Дмитровка. Одновременно сооружение может вместить не более 2000 человек.

Освещение внутренних помещений храма обеспечивают несколько люстр, которые подвешены на высоте 4-6 метров. Внешний вид Богородичной церкви ночью подчеркивают желтые лампы, установленные в оконцах колокольни, и синие фонари, закрепленные у оснований куполов.

Организационно храм входит в Московский патриархат как приходская церковь. За сооружением закреплен статус патриаршего подворья. Его здание состоит в реестре объектов культурного наследия Российской Федерации под № 7710206000. При церкви работает воскресная школа. Возле здания открыты автомобильная парковка и киоск монастырской выпечки.

Храм Рождества Богородицы в Путинках — одна из красивейших церквей Москвы

Гуляя по Малой Дмитровке в центре Москвы, можно увидеть очень красивый, торжественный и обильно украшенный храм, расположенный в самом начале улицы.

Это храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках.

И хотя многие далёкие от вопросов религии люди могли даже не слышать о нём, его без сомнений и преувеличения можно назвать одним из самых красивых храмов столицы.

Общий вид храма

Здание обладает достаточно сложной структурой: его основной объём имеет форму вытянутого четверика с тремя шатровыми завершениями и небольшими главками, к которому пристроены придел «Неопаплимой Купины», изящная звонница, трапезная и массивное крыльцо.

Храм построен в стиле русского узорочья, и его фасады могут похвастаться очень насыщенным декоративным оформлением: тут и кокошники, и сложные резные наличники, и аркатурные пояса — сложно найти участок фасада, на котором нет никаких декоративных элементов.

Вид с тротуара

Особенно эффектно выглядят кокошники, опоясывающие основания всех барабанов и поставленных на них шатров.

Вид с Малой Дмитровки покрупнее

Привлекает внимание и название храма — «в Путинках». Существует как минимум две распространённые версии его происхождения: первая связывает его с располагавшимся неподалёку Путевым посольским двором, где останавливались прибывшие в Москву иностранные послы, вторая же говорит, что оно произошло от расположения церкви «на пути» в Дмитров и другие города к северу от Москвы, то есть буквально — на дороге

Существует как минимум две распространённые версии его происхождения: первая связывает его с располагавшимся неподалёку Путевым посольским двором, где останавливались прибывшие в Москву иностранные послы, вторая же говорит, что оно произошло от расположения церкви «на пути» в Дмитров и другие города к северу от Москвы, то есть буквально — на дороге.

Декоративное оформление фасада

Здание храма было построено в 1649-1652 годах взамен существовавшего прежде деревянного, которое сгорело при пожаре.

Для его постройки местные жители и прихожане заручились поддержкой Иерусалимского патриарха Паисия, который в то время как раз находился в Москве. Через него они передали царю просьбу выделить необходимые для строительства кирпичи и деньги. Сначала из казны выделили 300 рублей, но их не хватило, и тогда на строительство выделили ещё 400 рублей. Однако, их тоже не хватило, и пришлось выделить ещё 100 рублей; итого казна выделила 800 рублей — немыслимую сумму! Какую-то часть необходимых средств собрали и сами прихожане.

Любопытно, что спустя год после завершения строительства, в 1653 году, патриарх Никон запретил строить в России каменные шатровые церкви, так что церковь Рождества Богородицы в Путинках стала одной из последних подобных церквей в Москве — может, даже и последней.

Крыльцо храма

Впоследствии здание неоднократно достраивалось и реставрировалось. Свой современный вид оно приобрело в 1957 году, когда храм был отреставрирован (при этом было изменено крыльцо).

В советские годы храм, как и многие другие, был закрыт. Сначала в нём разместили конторы, а затем — репетиционную базу московской дирекции «Цирк на сцене», где вплоть до 1990 года дрессировали собак и обезьян.

В 1990 году здание передали Русской православной церкви, после чего началось его восстановление. Кстати, большую роль в восстановлении храма сыграл актёр Александр Абдулов, по инициативе которого во дворах Ленкома проводился фестиваль «Задворки», а собранные на нём средства направлялись на восстановление церкви. В 1991 году в храме возобновились богослужения.

Интересные факты про храм

Некоторые из них стали его щедрыми благотворителями. Перец Борис Гребенщиков подарил церкви икону Георгия Победоносца и образ Николая Чудотворца. Музыкант и коллекционер древних икон пожертвовал храмовый образ “Успение Пресвятой Богородицы”, икону “Святая Троица” и множество других старинных образов.

Есть еще множество интересных фактов про храм:

Отец Глеб Афанасьев — просил дать ему какой-либо пустующий храм для восстановления, будучи тяжело больным человеком. Здание, по Успенскому проулку было сильно разрушено и захламлено. В течение нескольких лет настоятель и небольшая группа помощников занималась уборкой внутренних помещений и прилегающей территории.

Лишь спустя некоторое время дело восстановления храма попало в поле зрения столичных властей. У общины появились щедрые спонсоры и помощники, содействие которых позволило закончить реконструкцию в короткие сроки.

Строительные материалы, специальную технику и строителей предоставили предприятия и государственные службы (“Промстрой”, московское управление капитального ремонта, управление обслуживания МИД РФ). Осветительные приборы пожертвовало предприятие “Судоимпорт”, которое располагались рядом со строящимся храмом.

Описание архитектуры храма и его краткая история:

Под опекой Успенского прихода находится первая православная школа “Пересвет”, ученики которой не просто изучают Священное Писание, но и учатся жить по православным традициям. Они молятся перед началом занятий и посещают молебны в Успенском храме, изучая обычные школьные предметы в свете православной веры.

Удачный опыт работы объединения жён-мироносиц побудил организовать на его основе специальную патриархальную комиссию, которая занимается вопросами помощи ушедшим на покой священникам и их вдовам. Социальное служение в виде координации её работы продолжила Людмила Владимировна Афанасьева.

Для её учеников организовывались поездки в детские православные лагеря. Росписи основного храма частично были сохранены под слоями краски и загрязнений. Команде реставраторов удалось сохранить и обновить сохранившиеся фрагменты. Затем на их основе были воссозданы все остальные их части.

В 2008 г. было завершено строительство церкви Святых Царственных Страстотерпцев в Звенигородском районе. В планах Успенской общины поддержка работы по восстановлению Страстного монастыря, расположившегося до 1937 г. на Пушкинской площади.

Интересна история возникновения православного приходского журнала, который появился в 2003 г. в виде отксерокопированной четырёхполосной листовки. Постепенно церковное печатное издание преображалось, расширяя тематику публикаций и увеличивая объём.

История храма

Первое упоминание о местности под названием Путинки относится к XIV в. Здесь за Тверскими воротами Белого города начинались дороги, ведущие в Тверь и Дмитров. Через 200 лет в московском предместье построил дворец великий князь Василий III. Через некоторое время он стал путевым дворцом, который использовался для нужд посольского приказ.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках был построен по проекту архитектора, фамилия которая сегодня уже неизвестна

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках первоначально представлял собой деревянное строение, которое часто страдало от пожаров. Вероятно, после одного из пожаров пострадавшую постройку разобрали. Каменный храм был освящён в 1679. К этому времени относится возведение основного объема храма и его трапезной части.

Через 10 лет к северному фасаду пристроили Никольский придел. Окончательно ансамбль храма сложился во 2-й половине XVIII в., когда была пристроена колокольня. В это время строятся жилые постройки для церковнослужителей и просвирня.

В процессе реставрации произвели следующие работы:

  • позолота иконостаса;
  • обновление икон;
  • роспись стен и сводов.

После прихода к власти большевиков храм Успения Пресвятой Богородицы, расположенный в Путинках, разделил печальную участь многих сакральных построек. В 1922 г. под предлогом помощи голодающим районам страны Успенская церковь была разграблена. В этом же году богослужения здесь прекратились.

Культовая постройка подверглась осквернению, которое заключалось в следующем:

  • снос пяти глав основного объёма;
  • снятие главы и звонницы с колокольни;
  • разрушение апсид и обустройство новых входов и окон.

В течение 50-ти лет в здании располагался жилой дом. В 70-е гг. XX в. жильцов из обветшалой постройки расселили, а здание стали использовать в хозяйственных целях. Вначале здесь расположили цеха Общесоюзного Дома моделей, а затем производство лекарственных средств.

Церковная территория за годы существования советской власти значительно сократилась. В западной части участка построили административное здание, в котором сегодня находится дипломатическое представительство государства Бенин. Возрождение духовной жизни в здании Успенского храма началось в начале 90-х гг.

В 1992 г. по благословению Святейшего патриарха Алексия II настоятелем прихода Успенской церкви становится протоиерей Глеб Афанасьев. Благодаря стараниям этого уже пожилого и слабого здоровьем человека за 3 года были восстановлены стены и своды церковного здания. В июне 1995 г. закончился земной о. Глеба.

Через 40 дней после его смерти храм украсили новые главы и кресты. Внешняя реставрация на этом закончилась, но предстояла трудоёмкая и кропотливая работа по восстановлению интерьеров храма, возрождению в его стенах духовного и социального служения.

Со всеми этими задачами успешно справился о. Алексий Громов, назначенный в 1998 г. главой успенского прихода. При нём закончилась реставрация храма, включая северный придел и колокольню. О. Алексий продолжил дело социального служения, начатое первым постсоветским настоятелем храма.

Его духовное и социальное служение состоит в следующем:

История строительства церкви Рождества Богородицы на Сенях

Великая княгиня Евдокия Дмитриевна (Преподобная Ефросинья Московская), вдова Дмитрия Донского, повелела выстроить каменную церковь в тринадцатую годовщину Куликовской битвы, случившейся в 1380 году в празднование Рождества Богоматери. Четырехстолпный храм из белого камня, отстроенный в 1393-94 гг. заменил стоявшую здесь и обветшавшую от времени деревянную церковь Святого Лазаря. А в память о старом храме в новой церкви устроили Лазаревский придел.

Новый храм был освящен митрополитом московским Киприаном. А роспись его внутренних помещений была поручена настоящим мастерам кисти Феофану Греку и Симеону (Даниилу) Черному. Храм построили обособленным зданием и соединили с сенными помещениями дворца переходом. Из-за этого он и получил свое название «у Государя на сенях» или «что у Богородицы на сенях». Храм использовался великими княгинями и княжнами в качестве домовой церкви.

В начале XVI века над реконструкцией здания работал итальянский зодчий Алевиз Фрязин (Новый). Настоящее его имя было Алоиз Ламберти да Монтиньяна. Он был приглашен на русскую службу послами царя Ивана III. Этот архитектор сделал церковь двухэтажной, построив над основанием XIV века новое завершение. По окончании работ, в 1516 году провели освящение возведенного храма.

На первом этаже разместили церковь Воскрешения Лазаря, а вверху – престол Рождества Богородицы. Здесь, в притворе второго этажа, через верхнее окно царицы слушали церковную службу все 40 дней после родов, в течение которых женщинам не положено было присутствовать в храме. В нижнем храме Воскрешения Лазаря до строительства Вознесенского женского монастыря в Кремле погребались женщины великокняжеского рода, и хранилась казна.

Описание и месторасположение

Храм в Путинках, посвященный Рождеству Божьей Матери, возведен и оформлен в традиционном стиле русского узорочья. Он был закончен всего за год до реформирования системы богословия патриархом Никоном и наложения запрета на строительство религиозных сооружений шатрового типа.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках – уникальный образец архитектуры. Во многих чертах она не похожа на другие религиозные сооружения XVI-XVIII веков. Так, главного фасада в здании нет. С любой стороны он выглядит очень красиво и богато. При осмотре сооружения ни одна деталь не выдается наружу и не выделяется.

Четверик в здании протянулся не с запада на восток (как это сделано в большинстве церквей), а с севера на юг. Колокольня расположена не западнее, а северо-восточнее основной части храма, рядом с тремя шатрами. Каждый из них сделан из дерева, имеет небольшой (до 3 метров) диаметр, изнутри закрыт и является только декоративным украшением.

Четвертый шатер, который построен севернее основной тройки в виде отдельного куба, прикрывает придел Неопалимой Купины. Все барабаны шатров обведены тремя ярусами больших и малых кокошников. Основной объем церкви украшают ложные закомары, под которыми сделан резной фриз.

Обратите внимание: церковь Рождества Богородицы в Путинках находится в Тверском районе Москвы, в самом начале улицы Малой Дмитровки, в доме под номером 2. Расстояние до Кремля составляет 2 км, до 3-х станций метро, сооруженных под Пушкинской площадью, – 100-150 метров

GPS-координаты здания: 55.76705, 37.60687.

Колокольня церкви построена в виде восьмигранника. В ее шатре сделано множество отверстий-слухов, которые вместе с большими резными окнами делают эту часть храма легкой и ажурной. Всего на ней подвешено 9 звонов. Ежедневно используется 1-2 из них. Остальные применяются только по большим церковным праздникам.

Возможно, Вам будет интересна статья с историей создания и описанием Николо-Угрешского монастыря.

Немного истории

На месте храма Рождества Пресвятой Богородицы с 1625 по 1648 год стояло деревянное здание. Строение пострадало в пожаре настолько сильно, что за восстановление его никто не решался браться. Таким образом, и было принято решение возводить вместо деревянной церкви из камня. Заложили ее в 1649 году. Основным материалом для строительства стал кирпич, на закупку которого деньги выделил сам Алексей Михайлович (к царю с соответствующей просьбой несколько раз обращались жители столицы). Быстрой реализации грандиозного проекта способствовал Иерусалимский патриарх Паисий, оказавшийся в Москве в то время совершенно случайно.

Строительство храма Рождества Пресвятой Богородицы в целом обошлось государству в 8 сотен рублей, что в те дни считалось очень большой суммой. Свои двери церковь открыла в 1652 году. Освятить ее священнослужители решили в честь образа «Неопалимая Купина Богоматери». Последний представляет собой сильнейший оберег от пожаров.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы стал последним шатровым. Запрет на строительство таковых был выдан патриархом Никоном в 1653 г., спустя 1 год с момента открытия церкви.

Уникальный собор многократно реконструировали. В 17 веке он получил дополнение в виде пристройки, которую использовали в качестве трапезной. В это же время в храме появились сторожка с выходом к колокольне, а также придел великомученика Ф. Тирона. В очередной раз здание перестроили в 18 веке, когда местные готовились встречать Александра II. К его визиту храм получил новое, «смотрящее» на западную сторону, крыльцо (по стилю оно получилось идентичным уже существующим). Следующая масштабная реконструкция храма Рождества Пресвятой Богородицы прошла чуть позже, на закате 19 века. Тогда за нее взялся небезызвестный архитектор Николай Султанов.

Чудом церковь пережила советскую эпоху. Закрыло ее правительство в 1935 г., однако, за этим решением приказ о сносе здания не последовал. Постройку начали использовать, как конторское помещение, а позже – как базу для репетиций труппы «Цирк на сцене». В это время храм несколько раз реставрировали. В 50-ых годах западное крыльцо 18-го века было полностью разобрано и в последствии заменено новым, стиль которого больше напоминал стиль, характерный для 17 века. Эта работа проводилась под началом Николая Свешникова и Дмитрия Сухова, представлявшего Академию архитектуры (контролирующий орган).

РЕКОМЕНДУЕМ: Икона Воскресение Христово.

После развала Советского Союза храм отдали РПЦ, которая и взялась за восстановление здания. Процесс этот требовал немалых капиталовложений. Завершен он был, в том числе и за счет пожертвований публичных личностей (например, актера А. Абдулова). Свои двери для прихожан собор открыл в 1991 году. В патриаршем подворье (такой статус церковь получил после возобновления работы) проводятся ежедневные богослужения, праздничные литургии.

История храма

Исток московского храмового зодчества отделен от нас веками: первый храм возле Тверских ворот Москвы был построен в 1625 году из дерева.

Это интересно: возведение каменной Церкви началось в 1649 году, и велось без специальных чертежей. Архитекторы и рабочие ориентировались только по рисункам, сделанным на земле или на бумаге.

Причиной для начала работ по сооружению здания послужил пожар. Огонь уничтожил старый храм Рождества Богородицы дотла.

Возведение новой церкви окончилось в 1652 году. Тогда же состоялось ее освящение.

Интересный факт: строительство велось на средства, отпущенные из казны царем Алексеем Михайловичем. Всего царь дал на создание молельни 800 рублей. Из них 400 на начало работ, 300 на их продолжение и 100 на завершение.

Ходатайствовал о выделении денег на храм патриарх Иерусалимский Паисий. Также от правителя земли русской поступали камень, известь и другие материалы. Небольшую часть необходимых для сооружения средств пожертвовали прихожане.

Феодор Тирон

В конце XVII века к зданию были пристроены большая зала для трапез и комната в честь Феодора Тирона, оформленные в стиле барокко. В этих сооружениях жили и питались монахи и церковные служки. В то же время была воздвигнута комната для сторожей и вход на звонницу. В 1715 году, во время одного из ремонтов, на последней был повешен колокол известного мастера Ивана Моторина, который отливал огромные звоны для храмов Киева и Санкт-Петербурга. В 1781 сооружение было окружено металлическим забором (до наших дней не сохранился).

В 1812 году, при знаменитом пожаре, храм уцелел и не получил никаких повреждений. В 1864 возле западной стены молельни было построено небольшое крыльцо. В 1897 церковь была отреставрирована. Руководителем обновления выступил архитектор Н.Н. Султанов. В 1911 году возле храма был сооружен жилой дом, который заслонил вид на шатры и колокольни с юга.

Описание и месторасположение

Храм в Путинках, посвященный Рождеству Божьей Матери, возведен и оформлен в традиционном стиле русского узорочья. Он был закончен всего за год до реформирования системы богословия патриархом Никоном и наложения запрета на строительство религиозных сооружений шатрового типа.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках – уникальный образец архитектуры. Во многих чертах она не похожа на другие религиозные сооружения XVI-XVIII веков. Так, главного фасада в здании нет. С любой стороны он выглядит очень красиво и богато. При осмотре сооружения ни одна деталь не выдается наружу и не выделяется.

Четверик в здании протянулся не с запада на восток (как это сделано в большинстве церквей), а с севера на юг. Колокольня расположена не западнее, а северо-восточнее основной части храма, рядом с тремя шатрами. Каждый из них сделан из дерева, имеет небольшой (до 3 метров) диаметр, изнутри закрыт и является только декоративным украшением.

Четвертый шатер, который построен севернее основной тройки в виде отдельного куба, прикрывает придел Неопалимой Купины. Все барабаны шатров обведены тремя ярусами больших и малых кокошников. Основной объем церкви украшают ложные закомары, под которыми сделан резной фриз.

Обратите внимание: церковь Рождества Богородицы в Путинках находится в Тверском районе Москвы, в самом начале улицы Малой Дмитровки, в доме под номером 2. Расстояние до Кремля составляет 2 км, до 3-х станций метро, сооруженных под Пушкинской площадью, – 100-150 метров

GPS-координаты здания: 55.76705, 37.60687.

Колокольня церкви построена в виде восьмигранника. В ее шатре сделано множество отверстий-слухов, которые вместе с большими резными окнами делают эту часть храма легкой и ажурной. Всего на ней подвешено 9 звонов. Ежедневно используется 1-2 из них. Остальные применяются только по большим церковным праздникам.

Возможно, Вам будет интересна статья с историей создания и описанием Николо-Угрешского монастыря.

История храма

Исток московского храмового зодчества отделен от нас веками: первый храм возле Тверских ворот Москвы был построен в 1625 году из дерева.

Это интересно: возведение каменной Церкви началось в 1649 году, и велось без специальных чертежей. Архитекторы и рабочие ориентировались только по рисункам, сделанным на земле или на бумаге.

Причиной для начала работ по сооружению здания послужил пожар. Огонь уничтожил старый храм Рождества Богородицы дотла.

Возведение новой церкви окончилось в 1652 году. Тогда же состоялось ее освящение.

Интересный факт: строительство велось на средства, отпущенные из казны царем Алексеем Михайловичем. Всего царь дал на создание молельни 800 рублей. Из них 400 на начало работ, 300 на их продолжение и 100 на завершение.

Ходатайствовал о выделении денег на храм патриарх Иерусалимский Паисий. Также от правителя земли русской поступали камень, известь и другие материалы. Небольшую часть необходимых для сооружения средств пожертвовали прихожане.

Феодор Тирон

В конце XVII века к зданию были пристроены большая зала для трапез и комната в честь Феодора Тирона, оформленные в стиле барокко. В этих сооружениях жили и питались монахи и церковные служки. В то же время была воздвигнута комната для сторожей и вход на звонницу. В 1715 году, во время одного из ремонтов, на последней был повешен колокол известного мастера Ивана Моторина, который отливал огромные звоны для храмов Киева и Санкт-Петербурга. В 1781 сооружение было окружено металлическим забором (до наших дней не сохранился).

В 1812 году, при знаменитом пожаре, храм уцелел и не получил никаких повреждений. В 1864 возле западной стены молельни было построено небольшое крыльцо. В 1897 церковь была отреставрирована. Руководителем обновления выступил архитектор Н.Н. Султанов. В 1911 году возле храма был сооружен жилой дом, который заслонил вид на шатры и колокольни с юга.

В настоящее время храм Рождества Божией Матери считается действующим

В настоящее время храм Рождества Божией Матери считается действующим. В настоящее время настоятелем храма считается Федор Николаевич Батарчуков.


Так выглядит настоятель храма в Путинках — Федор Николаевич Батарчуков.

Настоятель — протоиерей Батарчуков Федор Николаевич. Родился 23 августа 1956 года. Он получил образование Московской духовной академии, также считается кандидатом богословия.

25 октября 1987 года отец Федор Николаевич был рукоположен в сан диакона, а в 1988 году его рукоположили в сан пресвитера.

Прослужил он недолго до того момента, как 23 марта 1991 года его назначили настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы, который находится в Путинках. Протоиерей Федор Николаевич беседует со многими прихожанами, приглашая их на исповедь, чтобы исповедовать свои грехи.

23 марта 1991

с этого дня настоятель Рождественского храма — протоиерей Федор Батарчуков

Также он преподает и в воскресной школе. Проводит беседы с детьми, рассказывает им о Боге, о церкви Христовой. Отец Федор помогает и оказывает поддержку неблагополучным семьям, сиротам и заключенным.

Все кто лично хочет пообщаться с батюшкой, чтобы получить от него духовный совет и наставление, могут прийти по адресу, который указан ниже, в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках города Москвы.

Храм Рождества Богородицы на Возмище

г. Волоколамск, Волоколамский район, 1537 год
Престольный праздник  Рождества Богородицы (21 сентября)
Приделы:
Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля)
иконы Божией Матери «Знамение» (10 декабря)

Церковь Рождества Богородицы в старину служила собором Николо-Богородицерождественского Возмищенского мужского монастыря, основанного в начале ХII в. князем Мстиславом Новгородским. Первоначально обитель была посвящена святителю Николаю. Находилась под покровительством Волоцких удельных князей. Вначале здесь стоял один деревянный храм. Согласно храмозданной доске, каменная церковь в честь Рождества Богородицы была построена «…по словеси архимандрита Луки в 7045 (1535) г.». Вмурованная в стену правого придела плита свидетельствует, что в 1547 г. к церкви пристроили трапезную в честь преподобного Кирилла Белозерского «повелением архимандрита Ионы Возьмищенского, а мастер Повилика Тверитин» (трапезная не сохранилась). В 1764 г. указом Екатерины II монастырь был упразднен, а соборный храм обращен в приходской и использовался для богослужений разных полков. В 1762 г., из-за треснувших в храме сводов, были сняты две из трех древних глав. В 1849 г. старая трапезная, примыкавшая к храму, и колокольня были разобраны. Построена трапезная была уже с приделами в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (освящена в 1858 г.) и иконы Божией Матери «Знамение» (освящена в 1860 г.). В 1857 г. была возведена трехъярусная колокольня по проекту Д.М.Петропавловского. К этому же времени относятся и иконостасы главного алтаря и боковых пределов.

Церковь Рождества Богородицы кирпичная, четырехстолпная. Внутри храма в алтаре и на столбах под живописью конца ХIХ — начала ХХ вв. сохранились росписи ХVI в., частично раскрытые в 1970-х гг.  Кроме икон престольных праздников, в храме особо почитается небольшой, афонского письма образ Богоматери «Скоропослушница», а также иконы Божией Матери «Волоколамская» и преподобного Иосифа Волоцкого. В годы гонений храм лишился многих священнослужителей, среди которых отцы Павел Андреев, Александр Зверев и Николай Виноградов были прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских. В советское время храм не закрывался.

Небо-центральный купол

Горнее место

Трапезная часть храма

Знаменский придел

Предел Благовещения

Главный придел

У внешней стены трапезной части храма установлена мозаичная икона преподобного Иосифа Волоцкого (Санин) (1439-1515) — самый известный святой Волоколамской земли,основатель Иосифо — Волоцкого монастыря. Его мать была похоронена у церкви Петра и Павла,расположенной неподалеку от церкви Рождества Богородицы…У иконы прс.Иосифа Волоцкого рядом с солеей,находится частица его святых мощей.

    Одна из них — сохранившаяся закладная храмоздательная доска надвратной монастырской церкви 16 века,но не этого храма (он построен в 1537 году),не сохранившейся надвратной церкви Кирилла Чудотворца Возмищенского монастыря,построенной в 1541 году…
Надпись на одной из них гласит:«Храм Рождества Пресвятой Богородицы,что на Возмище,Заложен в 1537 году на месте монастыря XIV века,где«в юности чтец бысть и певец» Преподобный Иосиф Волоцкий»
(преп.Иосиф в миру Иоанн Санин,родился в пределах Волоколамска, в селе Язвище.)

Надпись на другой доске:«В лето 1541-е месяца 25 день совершена была церковь сия Кирилла Чудотворца с трапезою при благоверном великом князе Иоанне Васильевиче всея Руси повелением архимандрита Ионы Возмищенского а мастер Повелик Тверетин»
    Хотя бы такой красивый привет от этого храма… Во имя Кирилла Белозерского построенный в 1541 году(до нашего времени эта церковь не сохранилась).
    Сама доска замечательное произведение искусства автора,создателя храма,
мастера Повелика Тверетин.

Храмовая икона Рождества Богородицы

Икона Волоколамская

Фреска – воин

Фреска

Древняя фреска

Фреска XVI в.

Фреска свт. Алексий (XVI в.)

свт.Николай Чудотворец

Правила посещения храма

Одежда прихожанина должна быть скромной и закрытой. Женщины одевают юбку длиной ниже колена. Верхняя часть наряда должна иметь скромный вырез и закрывать локти. На голову прихожанки покрывают платок. Мужчины наоборот снимают перед входом в храм головной убор, а также на них должны быть брюки, сорочки или футболки (без надписей).

Кроме этого, при посещении любого православного храма следует соблюдать определенные правила и рекомендации:

  • На богослужение необходимо приходить за некоторое время, чтобы успеть подать записки, поставить свечи и приложиться к иконам. Также необходимо занять удобное место, на котором человек не будет затруднять ход службы.
  • К посещению храма с детьми следует подготовиться заранее. Их можно свозить в церковь в свободное от службы время, рассказать о смысле совершаемых действий, просмотрев видеозапись литургии.
  • Во время богослужения следует сосредоточиться на молитве и отпустить все мирские мысли и заботы. Не следует здороваться и переговариваться даже со знакомыми людьми.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector