Евдокия московская, супруга великого князя дмитрия донского. как женщина остановила тамерлана от похода на русь
Содержание:
Образ Евдокии у славян
В народном праздничном календаре праздник, отмечавшийся 14 марта, — это день Авдотьи Весновки. Он связан со святой Евдокией Илиопольской и отмечается в ее честь. По славянским поверьям сам Господь отдал Явдохе ключи от весенних источников, разрешив воскрешать землю от зимней спячки. Она решала, когда впускать весну.
Для славян христианский праздник символизировал переломный момент, поскольку после него начиналась новая жизнь.
Восточных
Для восточных славян — это народный праздник встречи птиц. Хозяйки выпекали из теста фигурки жаворонков или ласточек. Их раздавали детям, которые привязывали их на нити и подбрасывали в небо, как бы приглашая, чтобы пернатые скорей прилетели.
По первым мартовским дням судили, какой будет погода в течение последующих месяцев. Праздник отмечали весело, пели песни, водили хороводы. Люди устраивали большие обеды в домах, гулянье на улице. Девушки исполняли веснянки, в которых просили птиц прилететь поскорей и принести тепло. Праздник означал окончание зимы и начало срока найма на работу.
Балканских
У балканских народов день был посвящен в основном очистительным обрядам. Мученицу именовали бабой Мартой. Люди окуривали и изгоняли из домов, дворов всякую нечистую силу, украшали ветками вход в дом, ворота и окна, изголовья постелей.
В некоторых странах на Балканах праздник называли Летником. В селах эта традиция сохранилась и сегодня. Люди встают очень рано и начинают поздравлять друг друга, желая счастливого года, заходят в соседние дома. По пути они собирают веточки дуба, а затем бросают их в огонь. Возвращаясь, желают всем окружающим благополучия и здоровья. Внимательно следят за тем, кто первый войдет в помещение. Считается, что от этого зависит благополучие всей семьи.
Западных
О празднике у западных славян известно немного. Сохранились сведения о том, что в ночь на 1 марта молодые девушки собирались вместе и гадали. Некоторые народы, например, поляки и чехи, в этот день поминали усопших. Еще до восхода солнца, ранним утром они собирались на кладбище, читали молитвы за всех умерших. На могилах оставляли жертвенные приношения.
Расстрел
И вот, приблизилось время принять венец славы Дунюшке с келейницами: «А живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем» (Рим. 14.8). Пришли солдаты. Искали дезертиров, Ильюшу. И узнали они, что он захаживал к Дуне. Стали стучать в двери. Поля (еще одна хожалка) побежала к верующим за помощью. Когда вернулась, прибежала и Анна. Их не пустили. Ударили несколько раз плетью и заперли дверь. Поля видела в окно, как шел обыск. Солдат бросил просфоры и елей в лицо Дуне, обзывал ее скверными словами, побросал все иконы. Затем он полез в чулан, его схватила крыса. Он остервенел, стащил Дуню с постели и начал ее бить. По всей стране в те тяжкие дни поднялись «проклятьем заклейменные» – как они и сами о себе пели в своих песнях, Не обошла эта участь и село Пуза. В доме учителя собрали сход активистов, были и солдаты. Почти все они голосовали за расстрел Дуни. Это называлось военно-полевым судом. И не удивительно, ведь растление души начинается с растления ума. Интеллигенция, казалось бы, образованные люди, но именно в доме учителя и творилось это злодеяние. Зараженные материалистическими взглядами люди, несмотря на светское образование, осудили на смерть неповинную беззащитную болящую Дунюшку. «Много умных, но мало добрых», – говорил Амвросий Оптинский. Только тогда приносит образование добрые плоды, когда оно ложится на духовно здоровую почву. «Ибо от избытка сердца говорят уста…» (Лк.6.45). Несколько дней солдаты Дуню били плетьми, топтали ногами. Перед расстрелом солдат попался добрый. Дуню не бил и разрешил привести священника, причаститься. Священник и говорит: «Вас убьют, Дунюшка!». Она говорит: «Чай суд должен быть?». – «Они уже решили промеж себя». Дунюшкиных хожалок солдаты отпускали: «Вы можете идти, мы вас отпустим». – «А куда Дунюшка?». – «А Дунюшка пойдет,откуда не вертаются». – «И мы тоже с ней», – не ушли Дунюшкины келейницы. Как все христианские мученики всех времен, с радостью шли они на смерть. Вышли они, помолились на храм. Подъехал мужик на лошади. А самую беззащитную болящую Дунюшку солдаты выбросили у крыльца. Даша подняла ее и взяла на колени. Дунюшка была вся высохшая, как дитя. Но не смог могущественный падший ангел победить слабенькую, немощную Дунюшку. Ибо: «…Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1.27). В дикой ярости ослепил лукавый умы и сердца мучителей. Когда люди отвергают Бога, они делаются игрушкой в руках бесов. Ослепленные духами злобы солдаты били плетьми беззащитных мучениц. Но дивны дела Твои, Господи! Ангелы белыми крыльями закрывали те места, куда ударяли плети. Эти белые крылья видели многие жители села. Достойны упоминания четверо из них. Они не побоялись вооруженных солдат и пытались защитить невинных: Карасевы Петр и Федор, Уланов Никифор, Макаркин Иван. «Она наша селечка, никаких дезертир не пускала!». Стали бить и их. Дунюшка сказала: «Смотри, как с них грехи сыплются. Как с веника листья в бане!». Как и во времена первых христиан, мученическая кончина их обращала к Богу множество людей. И здесь, ранее не верующий мужик, Иван Анисимов, когда это увидел, уверовал: «Теперь бы я и последнюю корову отдал, только бы их не убивали».
И вот привезли их на могилу, посадили по крестам. Но, видя болящую, иссохшую, избитую Дунюшку, даже у некоторых солдат проснулось милосердие. Многие отказались стрелять, даже татарин: «Хоть меня убивайте, руки не поднимаются!». Но нашлись четверо: «…как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны» (1Ин.3.12). Дали четыре залпа. Мария еще дышала: «А меня, что же?» Красноармеец приколол ее штыком. Заставили местных жителей копать могилу, одну на четверых. Солдаты не отходили – ройте! Вырыли. Постелили зипунок, другим покрыли. Когда хоронили, то увидели Дунюшкин подвиг – вериги. Цепи вросли в тело. Всю жизнь она тайно несла добровольный крест страданий, исполняя Евангельские слова: когда творишь добрые дела, «…не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди, …они уже получают награду свою. У тебя же … пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, …и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6.2-4). Прозорливая Дунюшка заранее знала о своей смерти и очень переживала, что ее свалят в яму без христианского погребения. Так и случилось. Но Господь прославляет Своих святых. Как не смогут избежать наказания нечестивые ни в нашей короткой временной жизни, ни в вечности, так не останутся без награды и все, потрудившиеся и пострадавшие ради Господа, наследуя вечное Небесное Царство.
День святой Евдокии
Сегодня редко можно встретить девушку с именем Евдокия, а между тем в далекие времена оно было самым распространенным, особенно среди простых людей низшего сословия. Святая была канонизирована церковью как преподобномученица, то есть монахиня, пострадавшая за веру во Христа и принявшая мученическую кончину. В I–II веке н. э. иночества в современном понимании еще не существовало, но были христианские общины, состоявшие из нескольких десятков последователей веры в Господа.
История праздника
Праздник пришел на Русь из византийской традиции вместе с принятием христианства. До 1492 года церковное и светское летоисчисление велось от Сотворения мира, и год начинался с 1 марта. В народе этот день отмечался как новолетие, праздник сотворения и ежегодного обновления окружающего мира.
Православная церковь 1 марта поминала блаженную мученическую кончину святой Евдокии Илиопольской. Позднее гражданский Новый год официально перенесли сначала на сентябрь, а потом на январь. В итоге день празднования памяти св. Евдокии сдвинулся на середину марта.
Когда отмечают
Теперь православные христиане отмечают память святой преподобномученицы Евдокии 14 марта по новому стилю, а католики по-прежнему — 1 марта.
В народе христианские традиции, пришедшие из Византии, часто переплетались с народными языческими обрядами и обычаями. Простые крестьяне 1 марта отмечали приход весны, поэтому Явдоху стали считать ее хранительницей. Простые люди именовали святую Весенницей, почитали и боялись прогневать, чтобы не навлечь беду на себя и свою семью. Всю работу в этот день откладывали, чтобы наступивший год сложился удачно и принес щедрый урожай. Считалось, что у Явдохи имеются ключи от весны и она может задержать ее приход.
В народе Евдокию называют и другими именами:
- Плющиха — в этот день погода становится более теплой, плющится снег и начинает постепенно подтаивать;
- Свистунья — из-за теплого весеннего ветерка, дующего после 14 марта;
- Каплюшница — с этого момента с крыш стекала талая вода.
Святую также именовали Авдотьей, Явдохой и Весновкой, встречая этот день христианского календаря весело и торжественно. По старой традиции люди всегда в этот праздник зазывали в свои дома любовь, счастье и благополучие. Больше всего в действенность совершаемых обрядов верили женщины. Они думали, что Явдоха обязательно им поможет, и ставили в церкви свечку перед образом святой мученицы.
https://youtube.com/watch?v=9ihTtC9wtN8
Приметы и поговорки
В старину люди свято верили, что на Явдоху можно определить, какой будет весна, летняя погода, здоровье домашних животных и будущий урожай. Большинство примет дошло до современных людей. Даже сейчас многие фермеры и простые люди используют их перед началом полевых работ.
Основные приметы:
теплый и солнечный день на Явдоху — к ранней и теплой весне, обильному урожаю в полях и огородах, будет много грибов в лесах;
ясная теплая погода — к жаркому лету и хорошему сенокосу, что было очень важно для крестьян;
густой туман, стелющийся над землей, и дождь обещали богатый урожай бобовых и зерновых культур;
звонкая капель — к жаркому лету;
холодная погода — затяжная весна.
Прохладная погода в праздник Авдотьи считалась в народе плохой приметой. Заморозки предупреждали о низком урожае гречихи. Если была метель, то считалось, что почти весь наступивший год будет холодным. Когда дул теплый ветерок, то люди верили, что лето будет дождливым.
В этот день все ждали появления сурка, который просыпался от зимней спячки. Грызун должен был выйти из норы и свистнуть трижды, а затем снова спрятаться, повернуться на другой бок и уснуть до Благовещения. Если услышать его свист на Явдоху, то вскоре потеплеет.
Существует немало поговорок, связанных с этим праздником:
- Авдотья восемь шуб снимает.
- Дождик со снегом — к мокрому, а ветер с севера и мороз — к холодному лету.
- Авдотья красна, и весна красна.
- У Евдокии — вода, а у Егора (6 мая) — трава.
- На Авдотью ясно — будет год прекрасный.
Значение праздника
Святая раскаялась в своих грехах, уверовала во Христа и полностью посвятила себя Богу. Женщины в день ее памяти обязательно посещали храм, заказывали молебны перед иконой преподобномученицы.
В народе Евдокию представляли вдовой. Считалось, что рожденная в этот день девочка хлебнет горюшка сполна, но все же счастье ей выпадет. Память святой особо чтили замужние женщины. Они считали ее своей заступницей, которая поможет не стать вдовами и не оставить детей сиротами.
В некоторых деревнях женщины делали из веток березы куклу Ляльку или Веснянку и носили ее по деревне. Она помогала в получении счастливой доли. Когда личная жизнь налаживалась, Веснянку уничтожали, иногда это делали на Троицу.
Люди шумно отмечали праздник, означавший начало нового года и пробуждение весны. Они славили ее приход, ждали богатого урожая, благополучия и счастья в своих домах.
К XIX веку праздник в честь Евдокии Илиопольской утратил прежнее значение и отмечался как второстепенный церковный. Не проходили торжественные богослужения в храмах, не было запрета на работу.
Праздничные обряды и традиции
Традиционно на Евдокию славяне шли кликать весну. Считалось, что этот обряд помогает приблизить весну, которая выдастся на редкость теплой. Все жители селения собирались на пригорке или возвышенности и устраивали массовое гулянье.
Что делали на Евдокию
С самого утра 14 марта, в православный праздник, женщины обычно просили Явдоху о здравии, исцелении от всех болезнях. Молились также о безнадежно больных людях.
Особенно трепетно люди относились к ласточкам, поскольку считалось, что они являются символом материнства и отцовства. Пернатые ассоциировались с хранителями семейного очага. В связи с такими поверьями в праздник принято было кормить птиц хлебными крошками, оказывая почет и уважение.
Это время считалось началом полевых работ. Женщины собирали сухие ветки и разжигали в домах огонь, поскольку верили, что он ускорит наступление весны.
Женщины в этот день сеяли рассаду в горшках. Считалось, что такие растения станут крепкими, будут стойкими к вредителям и весенним заморозкам. В церкви освящали пшеничные зерна, чтобы затем их посеять. В первый весенний день была традиция нанимать работников. По этому поводу народ придумал поговорку: «Нанялся с Евдокии по Петров день.»
Дети и женщины закликали весну, выходили из домов, взбирались на пригорок либо крышу. Там они пели обрядовые песни, которые называются «веснянки». Многие женщины верили, что святая великомученица их покровительница. Она поможет избавиться от негатива и одарит счастьем.
Поднявшись еще до восхода солнца, женщины брали зеркала и усаживались напротив, высказывая все плохое, что накопилось в душе. Плакали и жаловались на свою тяжелую судьбу, после чего заворачивали предмет в ткань темного цвета и разбивали. После этого осколки закапывали в землю подальше от своего жилища.
Особенное внимание на Евдокию уделяли снегу: его собирали и хранили в закрытых емкостях, подальше от людского глаза. Талая вода именовалась снежицей
Считалось, что она обладает целебными свойствами. Люди омывали ею лицо и купали в ней маленьких детей. Все верили, что таким образом можно стать более красивым и здоровым.
Воду давали пить не только заболевшим родным, но и животным: птице — чтобы несла много яиц, козам и коровам — чтобы доились. Снежицей поливали цветы, кропили окна, двери и ворота, чтобы не впустить злых духов в свой дом и во двор.
Чего делать нельзя
Наибольшим грехом считалось разрушить ласточкино гнездо. Люди верили, что человека, обидевшего эту птицу в праздничный день, ждет большое несчастье. Взрослые предостерегали детей от шалостей с пернатыми и говорили: «Кто возьмет в руки ласточку либо отложенные ею яйца, покроется веснушками, а разрушивших гнездо побьет оспой».
Предвидение смерти
Господь заранее открыл Дуне, какой смертью она умрет. И она очень переживала. Ведь сам Сын Божий прежде своих страданий, когда молился в Гефсиманском саду, сказал: «Душа моя скорбит смертельно» (Мк. 14.34). И, зная о своих крестных страданиях, Дунюшка добровольно идет на смерть за Христа. Но тем светлее мученический венец. Когда звонили в колокол, Дунюшка лежала недвижно: «Глас Господень, чтобы о рабах молились. Господи, какие люди счастливые! Помрут – звонят, а меня как скотину в яму свалят!». «Если нет скорби при подвиге, и если тебя только все ублажают и чтут, не велика цена такого подвига для Господа, – говорила Дуня. – Если же подвиг ради Бога, то будет скорбь непременно. Если враг (греховные страсти) побежден, он будет действовать через других людей». Не смог лукавый победить Пузовских подвижниц, и тогда воздвиг на них нечестивых людей. В Глухове жил некий Илья. Вначале он много ночами молился, постился. Поставил часовню. Затем уехал на Афон. Принял схиму. Через два года вернулся и привез с собой много всякой святыни. Гордость и тщеславие – то, из-за чего пал первый ангел денница, и стал гнусный диавол. И здесь подстерегало Илью то же искушение. Стали его почитать за святого, спрашивать у него совета. Ведь, действительно, подвизаясь на Афоне, он стяжал дары Духа Святаго. И не смог устоять – возгордилось сердце Ильюшино. Сделался он игрушкой в руках нечистых духов. Как сейчас говорят – впал в прелесть. Сребролюбие довершило дело. «Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим.6.10). Уехал Ильюша в Москву, все продал и завел торговлю. Через три года вернулся он обратно в село Пуза и стал развратно жить. Люди думали, что он просто блажит. Затем его взяли на военную службу. Он приехал в отпуск и просрочил. Ненавистно было ему Дунюшкино Богоугодное житие. Приходил, мешал молиться, глумился. Его у Дуни и взяли в милицию. А он обманом убежал и опять пришел к Дуне: «Я убегу!». – «Ты убежишь, а нас убьют тогда». – «Ну и пусть!» – обругал всех матерно и убежал… Скорбела и тосковала Дунюшка, как Господь в Гефсимании. Послала она к отцу Софронию. Он передал ей большую просфору в платочке: «А этим платочком пусть слезки утирает». Принесли гостинец Дуне. Она развернула, взяла просфору и говорит: «А этим платочком я буду слезки вытирать». Оба прозорливые были, все заранее знали. Но «любовь изгоняет страх» (1Иоан.4.18). Не побоялась Дунюшка с хожалками идти на смерть: «Чашу, которую послал мне Господь, мне ли не пить ее?» (Ин. 18.11).
Как изображают
Художники
К теме героического сражения на Куликовом поле обращались многие отечественные живописцы.
Илья Глазунов
В 1962 г. художник приступил к написанию ряда полотен, объединенных темой Куликовскогосражения. Эта работа продолжалась 30 лет.
Илья Глазунов. Канун. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской перед Куликовской битвой. Из цикла «Поле Куликово». Вариант-повторение. 2004
Картина «Князь Дмитрий». Художник изображает Димитрия Иоанновича перед боем. Лик князя спокоен, выражает уверенность.Однако багряный цвет плаща и острые копья за спиной передают общую тревожность сюжета композиции. Высокую миссию русских воинов образно подчеркивает выбранный мастером фон полотна, представляющий собойоблачное голубое небо, символизирующее чистоту и благородство цели сражающихся за свободу Отечества.
«Нашли князя Дмитрия»
Еще одно полотно из цикла «Куликово поле». Сюжет картины основан на событиях, произошедших после сражения, когда среди павших воинов нашли раненого князя.
Сам художник поясняет, что в своих творениях стремился
Илья Глазунов. Цикл «Поле Куликово». Дмитрий Донской. 1980.
«Святой Сергий благословляет Димитрия Донского»
Картина была написана живописцем в 1882 году. В то время он заканчивал обучение в натурном классе Санкт-Петербургской Академии художеств. За эту программную работу, достоверно воспроизводящую события той отдаленной эпохи, точную обстановку и психологический портрет участников, Александр Никанорович Новоскольцев получил большую академическую медаль.
В начале XIX в. профессура Академии художеств предложила данную тему своим выпускникам в качестве дипломной работы. Золотую медаль тогда получил Орест Кипренский за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле», созданнуюв 1805 году.
Василий Сазонов
В 1824 г. полотно с таким же названием изобразил художник Василий Сазонов. Хотя его произведение не отличалось реалистичностью и не вполне соответствовало национальному колориту, оно навсегда вошло в золотой фонд произведений русской академической живописи.
Росписи храмов
Франц Николаевич Рисс
В середине XIX столетия русский живописец Франц Николаевич Рисс в северо-западной части Исаакиевского собора выполнил некоторые настенные росписи, в числе которых было изображение величественной сцены благословения Димитрия Донского игуменом Сергием Радонежским. Эта работа великого мастера украшает Исаакиевский собор до наших дней.
Ивон Адольф
В 1850 г. по заказу Николая I французский художник-баталист Ивон Адольф создал монументальное полотно под названием «Битва на Куликовом поле», центральную часть композиции которого занимает изображение святого князя Димитрия в разгар сражения. Планировалось, что данное творение украсит нижний коридор храма Христа Спасителя, но события изменились, и сегодня картина украшает лестничный пролет, ведущий в Георгиевский зал Большого Кремлевского Дворца.
Фрески
Древнейшая фреска, изображающаякнязявместе с его сыном Василием, находится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Онавыполнена в начале XVI в. художником Феодосием. Более поздняя фреска, созданная во второй половинеXVI в., расположена на южной стене Архангельского кремлевского собора. На ней Димитрий Иоаннович представлен среди прочихмосковских правителей.
Образ князя можно увидеть на фреске конца XVII в. в Преображенском соборе Новоспасского монастыря, а также на центральном своде парадных сеней Московского Исторического музея. Последнее изображение выполнено в 1883 г. артелью Ф.Г. Торопова.
Войдя в число восьми наиболее значительных деятелей национальной истории, Дмитрий Донской представлен на среднем ярусе памятника «Тысячелетие России»