Храм рождества пресвятой богородицы во владыкине, москва
Содержание:
- История
- Современное состояние
- Изменения в проекте
- Отрывок, характеризующий Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине
- Образовательная деятельность (до 1918 года)
- Святыни
- Реконструкция
- В безбожном государстве
- Постройка ныне существующего каменного храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине
- Русская Православная Церковь
- Из истории Рождественской церкви на Алтуфьевском шоссе
- Причт
История
Владыкино является одним из самых старых подмосковных сел. Все его владельцы, в силу своего происхождения, были глубоко религиозными людьми. Они всегда проявляли заботу о храме, находившемся в селе. По обычаям того времени, здание церкви должно было быть деревянным, а когда оно ветшало, то заменялось другим.
Первым владельцем, а тогда село называлось Вельяминово, был князь Даниил Московский. Он известен как сын Александра Невского. Но в 1619 году государь Михаил Федорович пожаловал село Дмитрию Пожарскому, а через четыре года — князю Шуйскому. Именно при последнем и был построен храм Богородицы во Владыкино, который поднялся взамен обветшавшей церкви, носящей имя Святителя и Чудотворца Николая. Вскоре село, ставшее подмосковной вотчиной Патриарха, получает свое новое название — Владыкино.
Спустя несколько лет здесь был построен патриарший путевой дворец, а неподалеку — еще один храм. Во Владыкино не раз приезжали Патриархи. Святейшие Никон, Иоаким, а после и Адриан слушали здесь Божественную литургию. Девятнадцатого мая 1690 года в село приезжал и царь Петр Алексеевич. Он также посетил храм во Владыкино. Согласно летописи, он тоже присутствовал на Божественной литургии в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Современное состояние
В середине XX столетия настоятелем церкви был протоиерей Николай, через 10 лет его сменил отец Павел, который распорядился об устройстве на алтаре металлического оклада с позолотой. В 1970-е гг. местные власти пытались снести Рождественскую церковь ради застройки Алтуфьевского шоссе, но прихожане сумели отстоять права на старинное здание.
В этот период храм возглавил протоиерей Матфей, прославившийся как великий проповедник христианского учения. В 1978 г. настоятель Симеон распорядился реставрировать церковь, вскоре соорудили и освятили крестильную часовню святого Филарета. Здесь также открыли лавку, просфорню, воскресную школу.
Симеона в 2003 г. сменил протоиерей Сергий, открывший новую эпоху становления Рождественского храма. Прихожане с большой любовью относятся к архипастырям новым и прошлым. Врата церкви открыты каждый день, богослужения здесь совершаются по расписанию.
Изменения в проекте
Главный престол освятил митрополит Московский Филарет. Священником в те годы был протоиерей Василий, который сам принимал участие в построении новой обители. Прихожане считали, что если бы не он, то и каменного храма владыкинцы бы не видали. Первоначально церковь предполагалось выстроить намного больше сегодняшней
Однако настоятель Василий, принимая во внимание немногочисленность своего прихода и в то же время опасаясь, что меценат Гавриил Матвеевич в силу преклонности лет не успеет завершить постройку, уговорил последнего приступить к возведению здания в более скромных размерах – в том виде, какой есть сегодня. Надо сказать, что его опасения не были напрасными
Толоконников скончался буквально через несколько недель после освящения обители.
Отрывок, характеризующий Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине
– А что с тобой, моя душа? Ты бледна. Ах, ты очень бледна, – испуганно сказала княжна Марья, своими тяжелыми, мягкими шагами подбегая к невестке. – Ваше сиятельство, не послать ли за Марьей Богдановной? – сказала одна из бывших тут горничных. (Марья Богдановна была акушерка из уездного города, жившая в Лысых Горах уже другую неделю.) – И в самом деле, – подхватила княжна Марья, – может быть, точно. Я пойду. Courage, mon ange! Она поцеловала Лизу и хотела выйти из комнаты. – Ах, нет, нет! – И кроме бледности, на лице маленькой княгини выразился детский страх неотвратимого физического страдания. – Non, c’est l’estomac… dites que c’est l’estomac, dites, Marie, dites…, – и княгиня заплакала детски страдальчески, капризно и даже несколько притворно, ломая свои маленькие ручки. Княжна выбежала из комнаты за Марьей Богдановной. – Mon Dieu! Mon Dieu! Oh! – слышала она сзади себя. Потирая полные, небольшие, белые руки, ей навстречу, с значительно спокойным лицом, уже шла акушерка. – Марья Богдановна! Кажется началось, – сказала княжна Марья, испуганно раскрытыми глазами глядя на бабушку. – Ну и слава Богу, княжна, – не прибавляя шага, сказала Марья Богдановна. – Вам девицам про это знать не следует. – Но как же из Москвы доктор еще не приехал? – сказала княжна. (По желанию Лизы и князя Андрея к сроку было послано в Москву за акушером, и его ждали каждую минуту.) – Ничего, княжна, не беспокойтесь, – сказала Марья Богдановна, – и без доктора всё хорошо будет. Через пять минут княжна из своей комнаты услыхала, что несут что то тяжелое. Она выглянула – официанты несли для чего то в спальню кожаный диван, стоявший в кабинете князя Андрея. На лицах несших людей было что то торжественное и тихое. Княжна Марья сидела одна в своей комнате, прислушиваясь к звукам дома, изредка отворяя дверь, когда проходили мимо, и приглядываясь к тому, что происходило в коридоре. Несколько женщин тихими шагами проходили туда и оттуда, оглядывались на княжну и отворачивались от нее. Она не смела спрашивать, затворяла дверь, возвращалась к себе, и то садилась в свое кресло, то бралась за молитвенник, то становилась на колена пред киотом. К несчастию и удивлению своему, она чувствовала, что молитва не утишала ее волнения. Вдруг дверь ее комнаты тихо отворилась и на пороге ее показалась повязанная платком ее старая няня Прасковья Савишна, почти никогда, вследствие запрещения князя,не входившая к ней в комнату. – С тобой, Машенька, пришла посидеть, – сказала няня, – да вот княжовы свечи венчальные перед угодником зажечь принесла, мой ангел, – сказала она вздохнув. – Ах как я рада, няня. – Бог милостив, голубка. – Няня зажгла перед киотом обвитые золотом свечи и с чулком села у двери. Княжна Марья взяла книгу и стала читать. Только когда слышались шаги или голоса, княжна испуганно, вопросительно, а няня успокоительно смотрели друг на друга. Во всех концах дома было разлито и владело всеми то же чувство, которое испытывала княжна Марья, сидя в своей комнате. По поверью, что чем меньше людей знает о страданиях родильницы, тем меньше она страдает, все старались притвориться незнающими; никто не говорил об этом, но во всех людях, кроме обычной степенности и почтительности хороших манер, царствовавших в доме князя, видна была одна какая то общая забота, смягченность сердца и сознание чего то великого, непостижимого, совершающегося в эту минуту. В большой девичьей не слышно было смеха. В официантской все люди сидели и молчали, на готове чего то. На дворне жгли лучины и свечи и не спали. Старый князь, ступая на пятку, ходил по кабинету и послал Тихона к Марье Богдановне спросить: что? – Только скажи: князь приказал спросить что? и приди скажи, что она скажет. – Доложи князю, что роды начались, – сказала Марья Богдановна, значительно посмотрев на посланного. Тихон пошел и доложил князю. – Хорошо, – сказал князь, затворяя за собою дверь, и Тихон не слыхал более ни малейшего звука в кабинете. Немного погодя, Тихон вошел в кабинет, как будто для того, чтобы поправить свечи. Увидав, что князь лежал на диване, Тихон посмотрел на князя, на его расстроенное лицо, покачал головой, молча приблизился к нему и, поцеловав его в плечо, вышел, не поправив свечей и не сказав, зачем он приходил. Таинство торжественнейшее в мире продолжало совершаться. Прошел вечер, наступила ночь. И чувство ожидания и смягчения сердечного перед непостижимым не падало, а возвышалось. Никто не спал.
Образовательная деятельность (до 1918 года)
В начале 1860-х годов при Никольской церкви приходским священником Гавриилом Орловым было открыто училище для мальчиков. Обучение шло на дому у священника. На 1861/62 учебный год в училище обучалось 14 учащихся.
В 1880-х годах в селе открылась школа грамоты, которая располагалась в отдельном здании — «училищном доме». В школе обучали переплётному ремеслу, девочек — рукодельному ремеслу. В 1880 году на её содержание было израсходовано 500 рублей. Первым законоучителем и учителем при школе состоял священник Алексей Хитров, окончивший курс семинарии. Вознаграждения за обучение он не получал.
- Селитьбинская школа
В октябре 1889 года церковная школа грамоты открылась в деревне Селитьба (работала и в 1912 году). Первым законоучителем при ней состоял священник Алексей Хитров, учительницей — Екатерина Щеглова, окончившая курс Саратовского епархиального женского училища. За 6 учебных месяцев она получала вознаграждение в 60 рублей от крестьянского общества. На 1893/94 учебный год при школе существовал хор.
21 июня 1908 года потомственный почётный гражданин Н. И. Михайлов был утверждён попечителем Селитьбинской церковно-приходской школы, вместо княгини , освобождённой от этого звания.
Святыни
Вид на Храм с моста через МКМЖД Самая древняя икона храма (конец XVI — начало XVII в.) — образ Николая Чудотворца с 16 клеймами жития. В храме до сих пор находятся иконы XVII в. как то:
- Николая Чудотворца,
- Рождества Пресвятой Богородицы,
- Смоленской и Казанской икон Божией Матери.
Среди особо чтимых святынь храма:
- Смоленская икона «Одигитрия» (Путеводительница),
- икона Божией Матери «Скоропослушница».
- Частицы мощей ряда святых.
Также примечательны иконы:
- Пресвятой Богородицы Казанская и
- «Всех скорбящих Радость»,
- образы Святого Феодосия Черниговского,
- преподобной княгини Анны Кашинской.
Дар Патриарха Адриана храму — Евангелие XVII в.
Реконструкция
В середине девятнадцатого века каменный храм во Владыкино, к тому времени уже сильно обветшавший, требовал капитальной реконструкции. Было решено не отремонтировать, а возвести новое здание церкви. Тогда в 1854 году Гавриилом Матвеевичем Толоконниковым — представителем знаменитой одноименной семьи, прославившейся своими врачами, учителями и инженерами, — были пожертвованы огромные средства на постройку нового — трехпрестольного ныне существующего храма. Меценат сам принимал в строительстве активное участие.
Работы велись на основании проекта, автором которого был архитектор А. Ф. Ярошевский. Они начались в 1854-м, а уже спустя пять лет, в феврале 1859 года, была освящена трапезная с приделами: южным — архангела Михаила, северным — архангела Гавриила, который являлся небесным покровителем создателя храма.
В безбожном государстве
Увы, пережить мрачные десятилетия госатеизма без потерь не удалось. И все-таки храм Рождества Богородицы действовал и даже — как ни странно прозвучит это применительно к 1930-м годам — время от времени ремонтировался (силами прихода, естественно).
Во время войны церковь не пострадала — ни один снаряд не попал в нее; в селе тоже не было никаких разрушений, хотя немцы стояли совсем близко. В этом владыкинцы видели несомненное свидетельство милости Божией по заступничеству Ангелов, в честь которых освящены два придела церкви, — Архистратига Михаила и Архангела Гавриила.
Храм уцелел и в 1970-е годы, когда Владыкино уже стало частью Москвы и совсем рядом с церковью пролегла эстакада Алтуфьевского шоссе. Тогда всерьез говорили о сносе «анахронизма», не имевшего к тому же, по мнению чиновников от архитектуры, историко-художественной ценности. Но беда обошла Богородице-Рождественскую церковь стороной, хотя все близлежащие постройки, а также и кладбище, уничтожили.
Православные храмы Москвы.
Постройка ныне существующего каменного храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине
Инициатором этой постройки стал настоятель храма о. Василий Нечаев, весьма ревностный пастырь. Он «заразил» своей идеей купца Гаврилу Матвеевича Толоконникова, имевшего воскоотбельный завод во Владыкине и торговавшего церковными свечами, причем заразил настолько, что Гаврила Матвеевич собрался строить нечто чуть ли не грандиозное. Но о. Василий убедил благотворителя, что новый храм не должен быть слишком большим. Во-первых, приход его был невелик, а к тому же священник опасался, что Гаврила Матвеевич, будучи в преклонных летах, мог не дожить до завершения масштабной стройки.
Строительство храма встало Гавриле Матвеевичу дороже, чем предполагалось изначально. Он, однако, будучи человеком богобоязненным, не роптал на это. В 1859 году все работы, происходившие в два этапа (сначала — постройка теплой трапезной с приделами и колокольней; затем — возведение основного холодного храма), завершились. Освящение состоялось в храмовый праздник, 8 сентября. На освящение изволил прибыть сам митрополит Филарет.
Вскоре после освящения Богородице-Рождественского храма Г. М. Толоконников умер. Оставшиеся интерьерные работы заканчивал уже его сын Константин Гаврилович при участии некоторых других жертвователей.
Русская Православная Церковь
Раньше село Владыкино называлось Вельяминово по фамилии первых его владельцев, знатных бояр Вельяминовых. В XIV в. село было передано Богоявленскому монастырю. В последствии оно несколько раз меняло своих хозяев, это всегда были высокопоставленные знатные люди. Но особо благодатный период для села наступил 360 лет назад: в 1653 г. Вельяминово перешло во владение Святейшего Патриарха Никона. С этого времени местность получила ныне существующее название Владыкино и до конца Патриаршества составляло домовую вотчину Святейших Патриархов.
Деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы появилась здесь еще в 1627 г. Ее построил князь Иван Иванович Шуйский взамен прежней обветшавшей церкви святителя Николая.
В церкви Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине служили Литургию Патриарх Иоаким (6 мая 1683 г., 15 июля 1685 г., 18 октября 1688 г.), Патриарх Андриан (9 декабря 1693 г., 12 июня 1695 г.). 19 мая 1690 г. село Владыкино посетил государь Петр Алексеевич. При патриархах во Владыкине существовали патриаршие палаты, сады и пруды. В 1722 г. село было пожаловано во владение Преосвященному Феофану (Прокоповичу) архиепископу Псковскому и Нарвскому, а по его смерти вернулось Богоявленскому монастырю.
Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы несколько раз поновлялась и перестраивалась. В середине XIX в. деревянный храм был разобран. Стараниями купца Гавриила Толоконникова и священника села Владыкина Василия Нечаева был построен новый каменный трехпрестольный храм Рождества Пресвятой Богородицы, который в 1859 г. освятил митрополит Московский Филарет (Моск. епарх. вед., № 48, 1870 г.).
В конце XIX в. при настоятеле протоиерее Иоанне Протопопове в храме были проведены дорогостоящие ремонтные и реставрационные работы, были поновлены живопись на стенах и иконостас. О. Иоанн в 1896 г. открыл при храме одноклассную церковно-приходскую школу. С ним с 1900 г. служил диакон Иоанн Хрусталев, который после его смерти в 1917 г. был рукоположен во священника. В 1937 г. протоиерей Иоанн Хрусталев и служившие с ним протодиакон Сергий Станиславлев и чтец Николай Некрасов были арестованы. О. Иоанн Хрусталев был расстрелян на полигоне в Бутово, а протодиакон Сергий и чтец Николай умерли в ссылке. 27 марта 2007 г. решением Священного Синода они были причтены к сонму новомучеников и исповедников Российских.
Вблизи храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине в 1936 г. была похоронена св. блж. Матрона Анемнясевская (день преставления 16/29 июля). А еще раньше, в 1928 г. в ограде храма была похоронена актриса Мария Ермолова.
Храм никогда не закрывался. В 1938 г. старосте храма Василию Васильевичу Флянову удалось спасти храм от закрытия. Этот замечательный человек за свои церковные заслуги был трижды награжден патриаршими грамотами за подписью Святейших Патриархов Тихона, Сергия и Алексия I.
В храме находятся древние и драгоценные по своему письму иконы XVII в.: икона Спасителя, Смоленская и Казанская иконы Божией Матери, а также иконы начала XVI в.: Рождества Пресвятой Богородицы и святителя Николая. Смоленская икона Божией Матери почитается как чудотворная. Помощь от нее жители Владыкина и окрестных селений получили в холерный 1848 г., когда с обнесением иконой крестным ходом этих селений холера не получила распространения в этой местности. Известны и многие другие исцеления от Смоленской иконы. В конце XIX в. от нее исцелилась отроковица Антонина, и чаяниями ее матери Анны Соколовой в благодарность за исцеление в село Владыкино была привезена икона Скоропослушница, написанная на Святой горе Афон.
В последние десятилетие в храме ведутся большие ремонтные и реставрационные работы. Древним иконам возвращен их первоначальный вид, отреставрированы и позолочены иконостас и киоты. Возрождается и приходская жизнь. При храме действует воскресная школа, молодежный кружок и школа для взрослых, работают катехизаторы и миссионеры.
В храме Рождества Пресвятой Богородицы служил старейший клирик Москвы, почетный настоятель прот. Симеон Сиранчук. Он преставился ко Господу 19 сентября 2013 г. и по благословению Святейшего Патриарха Кирилла был похоронен в ограде храма.
Из истории Рождественской церкви на Алтуфьевском шоссе
Каменный храм появился в 1770 году. Граф Разумовский, которому в то время принадлежало Владыкино, возводит колокольню и часовню возле колодца со святой водой (в советский период часовню уничтожат).
В середине 19 века святыня очень обветшала и требовала капитальной реконструкции. По большому счету, необходимо было построить новое здание. Средства на строительство пожертвовал Г.М.Толоконников. Кроме того, сам Гавриил Матвеевич принимал активное участие в строительных работах.
Проект нового здания был выполнен архитектором Ярошевским. В 1859 году новую постройку освятили.
По проекту храм Рождества Богородицы во Владыкине должен был стать довольно внушительных размеров. Однако, настоятель сумел убедить всех в том, что надобности в этом нет, ведь приход храма был немногочисленным. Кроме того, были опасения относительно того, успеет ли Толоконников по преклонности своих лет завершить начатое дело.
Опасения оказались не напрасны: вскоре после освящения церкви храмоздателя не стало.
Святыня на нынешнем Алтуфьевском шоссе выполнили в стиле эклектики. К двухсветному четверику с востока примыкает апсида, с запада — трапезная и колокольня. Углы здания выполнены в виде полуколонок. Над углами возвышаются тумбы с килевидными кокошниками.
Причт
На начало 1800-х годов состоял из двух священников, дьякона, двух дьячков и двух пономарей; позднее в штате причта состояли священник и псаломщик (до ноября 1881 года — два псаломщика).
Священники
- Андрей Яковлевич Лавров (после 1830)
- (на 1861—)
- (31 января 1866 — 12 августа )
- (22 августа 1867 — на 1881)
- Александр Георгиевич Сергиевский (16 декабря — 6 августа 1886)
- Алексей Матвеевич Хитров (24 сентября — 12 мая ), благочинный 2-го округа Сердобского уезда (до 12 мая 1917)
- Цыбульский (на сентябрь 1924)
- Настоятели (с 1990-х)
- (13 ноября 1990—1994; врио)
- Иоанн Станиславович Бештень (начало — 10 ноября )
- Вячеслав Валерьевич Кузнецов (10 ноября 2008 — 17 марта )
- Иоанн Станиславович Бештень (24 ноября 2009 — 26 декабря )
- иеромонах Нестор (Сергей Алексеевич Бузланов) (октябрь 2015 — конец июня 2021)
- Илья Владимирович Астахов (с 1 августа 2021; по совместительству)
Церковнослужители
- Причетники
- Павел Сергеев (после 1830)
- Дмитрий Елшанский (до 1876; сверхштатный причетник Владыкино-Изнаирского прихода)
- Псаломщики
- Иван Сюзюмский (на 1867 — 30 ноября 1881)
- Иван Рахинский (на 1861 — декабрь 1886; дьячок)
- Василий Сошественский (10 октября — ?)
- Василий Виноградов (17 декабря 1886 — ?)
- Василий Фёдорович Перов (на 1887 — 20 января 1888; личный почётный гражданин)
- Ефим Иванович Кубарев (3 февраля — 27 июня 1887)
- Иван Богоявленский (27 июня 1887 — 16 декабря 1888)
- Пётр Алексеевич Бобров (16 декабря 1888 — март 1900)
- Михаил Прокопиевич Беляев (12 марта 1900 — после 1918)