Покровский собор москвы
Содержание:
Храмы и сооружения
Монастырский комплекс включает действующие храмы, колокольню, хозяйственные и жилые постройки.
Храм Воскресения Словущего
Построен в XVIII веке. В дальнейшем небольшая соборная церковь была практически полностью перестроена по проекту М. Д. Быковского: новый пятикупольный храм был сооружен в 1853 году.
Колокольня
Первая колокольня была возведена в 1707 году, позднее в результате перестройки в ней появилось три яруса. В 1926 году историческую колокольню взорвали, заново отстроить ее удалось только к 2002 году.
Храм Матроны Московской
Скромный одноглавный храм построен в 1808–1814 годы. В настоящее время именно он является главным местом для паломников, которые приезжают в Покровский ставропигиальный монастырь. В храме хранятся значимые святыни: икона и мощи Матроны Московской, перенесенные в монастырь в 1998 году. Чтобы подойти к святыням, нужно будет выстоять длинные очереди — по отзывам туристов, ждать придется 2–3 часа.
Московский Покровский монастырь в народе называют монастырем Матроны Московской. Блаженная старица Матрона родилась невидящей, но обладала даром предсказания и исцеления.
Другие постройки
На территории монастыря также располагаются настоятельский корпус и жилые сестринские корпуса, ограда с башнями. Кроме того, у монастыря есть подворья: в Строгино (Троице-Лыково) и селе Марково.
3D-тур по Покровскому женскому монастырю в Москве
Из истории обители
Удивительно, что самый посещаемый сегодня монастырь в Москве был построен на месте Убогого, или Божедомского дома, куда свозили трупы воров, убийц, бродяг и убитых. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы ежегодно из монастырей и соборов совершали крестное шествие, для служения панихиды по умершим.
Основателем обители считается царь Михаил Федорович Романов, который в 1635 году пожаловал для строительства 17 четвертей земли – в память о своем отце, патриархе Филарете, скончавшемся в день празднования Покрова Богородицы за два года до этого события.
Когда началось строительство, точно не известно, но заканчивалось возведение деревянных храмов и келий уже при царе Алексее Михайловиче. «Комнатный» – так прозвали в народе построенный мужской тогда Покровский монастырь. Название было дано за то, что царь вкладывал в строительство деньги, полученные за аренду землевладений.
В 1655 году Алексей Михайлович пожаловал обители 6 десятин Симоновского монастыря. Тогда же на территории был возведен каменный монастырский собор и одноглавая церковь. Позже появился огромный по тогдашним меркам кирпичный храм и трехъярусная колокольня. По указу царя Покровский Божедомский монастырь причислили к Московской епархии.
За свою историю монастырь переживал периоды расцвета и разрушений:
- Его не пощадил разгром французскими солдатами во время войны с Наполеоном, после чего постройки полностью восстановили, вылили большой колокол. Отстроенную обитель освятил архиепископ Августин.
- В конце XIX века церковный комплекс стал миссионерским. Монахов готовили к службе в Сибири. На территории была открыта гостиница для миссионеров и церковная школа для мальчиков. С началом Первой мировой войны несколько монахов отправились на фронт в качестве пастырей.
- С приходом советской власти монастырские постройки использовались для разных целей, монахов ущемляли в правах и подвергали гонениям. Колокольню взорвали, а в 1929 году обитель была полностью закрыта.
- Возрождение началось с 1995 года. По благословению патриарха Алексия II здесь открылся женский ставропигиальный монастырь, который действует по настоящее время. На первой церковной службе верующие с благоговением молились перед простым фанерным иконостасом с бумажными репродукциями икон.
Расписание богослужений
Службы в Покровском монастыре совершаются ежедневно:
- По будням (в обычные дни, вне церковных праздников) — утренняя служба в 7:30, вечерняя — в 16:00 либо 16:45.
- По субботам — литургия в 7:30 и всенощное бдение в 16:45.
- По воскресеньям — ранняя литургия в 6:15, поздняя литургия в 9:00 и вечерняя служба в 16:00 либо 16:45.
Расписание служб в праздничные дни может отличаться. Лучше уточнять актуальную информацию на официальном сайте.
Также на сайте можно:
- Заказать требы – оставить заявку на совершение молитв о здравии либо об упокоении. Цены – от 30 до 50 руб. Чтение сорокоуста – 300 руб., псалтири у мощей Матроны – от 200 до 2000 руб., в зависимости от продолжительности периода.
- Совершить пожертвование – внести свой вклад в возрождение монастырской обители может каждый. Для этого достаточно перечислить посильную сумму любым удобным способом – банковской картой, с помощью электронных кошельков или через терминал по реквизитам. Деньги идут на восстановление храмов на территории церковного комплекса, содержание православной гимназии и детского приюта, открытых при монастыре.
Запись на таинства Крещения или Венчания производится по тел. 8-495-911-49-20.
Часы работы Покровского монастыря
Монастырь открыт для посещений в будние дни с 7 часов утра до 20.00. В воскресенье ворота открывают еще раньше – с 6.00. Во сколько открывается обитель, тогда же начинаются богослужения в храмах. Паломники начинают прибывать к монастырю с раннего утра, так как попасть к святыням без очереди практически невозможно.
Уже рано утром все желающие выстраиваются в очередь, которая заканчивается поздно вечером
Возведение храма. Облик в XVI веке.
Есть разные предположения о
начале строительства Собора. Историки не могут придти к единому мнению о
достоверности какого-либо из них. По одной из версий, молодой царь вернулся в
1552 году из военного похода на Казань и принял решение, что на берегу реки
Москва, необходимо заложить церковь из дерева во славу Живоначальной Троицы с
несколькими отдельными частями, которые называются приделами. Однако, Занимавший
пост первого епископа Святитель Макарий, предложил царю Ивану IV заложить постоянную
церковь из камня. Макарий разработал главную идею и предложил композицию храма.
Однако в самом раннем
письменном сообщении о ходе строительства храма, от 1554 года, указывается, что
вначале построена временная церковь из дерева, которая простояла полгода с
небольшим, и ее пришлось снести. Затем уже на ее месте начато возведение
каменного храма.
Работали над внешним и
внутренним видом церквей, занимались руководством строительством храма русские
архитекторы Барма и Постник. Строился храм не более шести лет и в погожие дни
весны, лета, иногда осени. Собор считался полностью готовым, когда был создан
девятый престол, находящийся в южной части собора.
Собору характерна продуманная симметрия, что дает основания предполагать, что у древних архитекторов существовал четкий план строительства храма. Возводились восемь приделов, а в центре была девятая церковь. На постройке храма использовался красный и белый кирпич. Само здание храма строилось из красного кирпича, а белый использовался для фундамента, подвала и служил для создания элементов декора.
Строительство храма было
завершено осенью 1559. В ознаменование праздника Покрова Божьей Матери, который
приходится на октябрь, проведено освящение всех церквей, кроме основной
девятой.
Освящение девятой церкви
произошло летом 1561 года. Обряд по освящению храма проводил действующий глава
восточной церкви.
Церкви, находящиеся в
соборе, стали называться разными именами. Церковь, располагающаяся на востоке,
называлась именем Животворящей Троицы. Церкви, располагающиеся по бокам, были
именованы в память героев и мучеников, которые почиталась в даты сражений за
присоединение Казани и праздников:
- Киприана;
- Иустины;
- Григория;
- Александра Свирского;
- Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового;
- Николая Великорецкого;
- Варлаама Хутынского;
- Двунадесятого великого праздника Входа Господня в Иерусалим.
Главный престол получил имя в честь защитницы и покровительницы Божьей Матери. По имени главного престола весь храм стал называться Покровским.
Дополнение появилось после
сооружения, защищающего город рва, отличающегося шириной, глубиной и
неприступностью для врагов. В XIX веке защитный ров закопали, и на его месте
возникла будущая Красная площадь.
Собор удивляет необычным
для средневековья архитектурным решением. На общем фундаменте были возведены
девять независимых церквей. Культовые сооружения соединяются друг с другом и
центром переходами, которые украшены сводчатыми формами. Из всех боковых
приделов можно по переходу попасть в главный.
Изначально крытых переходов
не было, а все части соединялись открытой галереей. Как только основная часть
собора, где располагался главный алтарь была накрыта разноцветным шатром,
приделы были закрыты сводами и завершены куполами.
Звонница была открыта, она
представляла из себя трехшатровую композицию, где в пролетах арки висели
тяжелые колокола.
С течением времени Собор дополнялся и перестраивался, например, купола стали разноцветными при правлении Екатерины Великой.
Строительство храма
В таком состоянии храм просуществовал до 1838 года, даже пожар в Москве в 1812 году не затронул здание церкви. Но французы, покидая город, сильно осквернили и разграбили многие церкви города, что являлось препятствием для проведения службы. В 1813 году заново освятили придел Николая Чудотворца, а в 1815 — основной храм Покрова Пресвятой Богородицы и придел Усекновения главы Иоанна Предтечи.
В 1838 году из-за обветшалого состояния Покровская церковь была отреставрирована за счет пожертвований жителей Москвы гражданки Е. Г. Милютиной и гражданина Г. Н. Урусова. Переделали свод, колокольню, центральный крест, перекрасили фасад. Устроили пятиярусный иконостас храма Покрова Пресвятой Богородицы. Реконструкция была закончена осенью 1838 года, когда и была вновь освящена церковь.
В 1864 году на средства Е. Г. Милютиной на территории храма был построен дом, в котором доживали свою жизнь престарелые и больные священнослужители. Часть земель Покровской церкви были выкуплены под строительство железной дороги по направлению из Москвы в Рязань. На эти средства активно строились дома для причта и благотворительных учреждений.
Храм претерпевал реставрационные работы еще несколько раз и в 1904 году церковь была вновь освящена в новом обличии.
В 1917 году часть церковных построек была упразднена по решению СНК. В 1925 году Покровскую церковь пытались полностью закрыть и помещения отдать под Дом пионеров. Но усилиями верующих и обращением их во ВЦИК храм Покрова Пресвятой Богородицы на Красносельской улице был сохранен за приходом. Избежать участи многих церквей не удалось и храму Покрова.
В 1933 году он был упразднен и помещения переданы в аренду различным организациям. Через год здание храма начали частично разрушать, но полностью сломать здание не успели. Позже арендаторы меняли конструкцию храма, добавляли перекрытия между этажами, частично закрыли фасад листами шифера, чтобы прикрыть его ветхое состояние.
Только в 1996 году здание и прилегающие территории были возвращены православной церкви.
История храма
Своё интригующее название церковь Зачатия Анны, что в Углу получила по сложившейся вокруг неё городской застройке. Дело в том, что в прошлом Зарядье было густро застроенным городским районом, и церковь находилась на его окраине, примыкавшей к углу Китайгородской стены, то есть угол был совершенно осязаемым. К сожалению, в советские годы застройка Зарядья и Китайгородская стена были снесены (на территории района затевали эпичное строительство и планировали строить восьмую «сталинскую высотку»), поэтому для современных горожан обозначение «в Углу» более не выглядит таким очевидным.
Точная дата основания храма неизвестна, но первое упоминание о нём относится к 1493 году, когда, ещё будучи деревянным, он сгорел при крупном городском пожаре. Впоследствии церковь отстроили в камне: впервые каменная постройка упоминается в Переписной книге 1626 года, но точный год строительства также остаётся неизвестным.
В первой четверти 17 века (возможно, в 1617 году) к церкви пристраивают придел в честь великомученика Мины Котуанского, в день памяти которого — 11 ноября — завершилось стояние на реке Угре, положившее конец монголо-татарскому игу. Возможно, придел был построен по заказу князя Дмитрия Пожарского в честь освобождения Москвы от польско-литовских интервентов в 1612 году. Второй придел — в честь великомученицы Екатерины — был построен в 1658-1668 годах, предположительно в связи с рождением у царя Алексея Михайловича дочери по имени Екатерина; в то же время вокруг храма возводится опоясывающая его основной объём галерея. Кроме прочего, в 16-17 веках при нём существовала звонница.
С именем Дмитрия Пожарского также связана любопытная история, произошедшая с церковным колоколом. В 1610 году купец Иван Твердиков купил и пожертвовал храму французский 30-пудовый колокол, отлитый в 1547 году. В Смутное время, когда Москву заняли польско-литовские интервенты, колокол был украден и вывезен из церкви; некоторое время его судьба оставалась неизвестной, но в 1617 году князь Пожарский узнал, что колокол кем-то продаётся, выкупил его и вернул в храм. Насколько правдива легенда — неизвестно, но колокол так или иначе находился на звоннице, а затем и на колокольне храма вплоть до советских лет, когда его сняли и передали на хранение в Покровский собор.
За свою историю церковь не раз обновлялась и перестраивалась. В частности, в 17-18 веках вместо трёхлопастного завершения фасадов над основным объёмом была возведена четырёхскатная кровля, а в 1752 году при церкви вместо прежней звонницы строят двухъярусную колокольню. К середине 19 века в храме также появляются приделы Девяти мучеников и мучеников Виктора и Викентия.
Фото: вид на Зачатьевский храм из Мокринского переулка, 1935, pastvu.com
В 1920-х годах Зачатьевский храм был закрыт, в его стенах разместились конторские помещения. Интерьеры и убранство храма было утрачено, однако, он оставался под охраной государства как памятник истории и не был снесён при расчистке Зарядья от застройки. В 1954-1957 годах здание было изучено и отреставрировано по проекту архитектора Льва Давида с целью удаления наслоений памятника начиная с 18 века и приведения его к формам 16 века. Колокольня при этом была снесена (на её месте появилось крыльцо), а вместо четырёхскатной кровли восстановили трёхлопастные завершения фасадов. Помимо основного объёма, у храма сохранили приделы великомученика Мины и великомученицы Екатерины, а также опоясывающую здание галерею-гульбище.
После распада Советского Союза храм было решено возвратить Русской Православной Церкви, и в 1994 году он был освящён.
По мнению архитектора Льва Давида, который занимался реставрацией Зачатьевского храма в советские годы, расположение церкви было весьма удачным: он заметно возвышался над Великой улицей, и при взгляде от Косьмодемьянских ворот Китайгородской стены вид на храм открывался на фоне Покровского собора и развёрнутой панорамы Московского Кремля.
В наши дни Великая улица и Китайгородская стена ушли в прошлое, но и сегодня храм может похвастаться довольно любопытным соседством: Парящий мост и футуристичное здание филармонии в парке «Зарядье» — совсем не рядовой фон для исторического памятника.
Церковь Зачатия Анны, что в Углу находится по адресу Москворецкая набережная, 3 (на территории современного парка «Зарядье»). Добраться до неё можно пешком от станции метро «Китай-город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.
Описание
Храм возведен на высоком правом берегу Москвы-реки, в месте впадения в нее речки Хвильки, или Фильки, в том самом месте, где раньше была старая деревянная обветшавшая Покровская церковь. Забавное название «Хвилька» появилось потому, что место впадения реки было низким, болотистым, то есть хвилым, отсюда и произошло название Фили.
Церковь Покрова в Филях строилась с 1690 по 1693 год. Её архитектор точно не известен, но исследователи полагают, что организатором процесса строительства был зодчий Яков Бухвостов, а генератором идей, архитектуры и автором композиции был сам Лев Кириллович Нарышкин, возможно, при участии юного Петра.
В верхнем храме сохранилась так называемая царская ложа, это небольшой двухъярусный балкон, на котором во время службы должны были стоять сам хозяин усадьбы и, конечно, его венценосный племянник.
Царская ложа
Но известно, что Пётр не любил находиться на этом балконе, видимо, из-за своего необычного роста. По субботам он приезжал к дяде на пир и оставался на воскресную литургию, во время которой стоял на клиросе и пел вместе со всеми певчими. Эти клиросы, находящиеся справа и слева от иконостаса, и сейчас по-прежнему стоят, словно ожидая юного государя.
Клиросы слева и справа от иконостаса
Поражает изысканность, потрясающая красота храма, его архитектура впитала в себя все европейские стили, которые были в то время. Так, четырёх лепестковая композиция характерна для эпохи Возрождения, в то же время постройка имеет много древнерусских черт.
Церковь Покрова в Филях
Церковь Покрова в Филях являлась своеобразной капеллой в загородной резиденцией Нарышкина. Лев Кириллович создавал храм-жемчужину, поскольку к нему в гости часто приезжал государь и строение возводилось как визитная карточка имения.
Белокаменный декор, ярусное строение и затейливые виды, богатое внешнее убранство говорили о знатном происхождении, состоянии и добродетели хозяина.
Торжественная лестница
163045
Подклет с открытой галереей на аркаде
163041
Великолепное убранство верхнего храма сохранилось практически полностью. Примечателен старинный дубовый пол, по которому ходил еще сам Пётр Первый
Привлекает внимание уникальный свод храма с изображением Троицы Новозаветной и небесного воинства
Свод храма с изображением Троицы Новозаветной и небесного воинства
Но основным убранством храма является пышная резьба иконостаса, созданная живописцем Карпом Золотаревым. Также в работе принимал участие иконописец Кирилл Уланов.
Пышная резьба иконостаса, в центре — икона Рождества Пресвятой Богородицы
Иконостас имеет сложную форму (он сужается кверху, поскольку органично повторяет форму самого храма).
Иконостас повторяет форму храма
Каждая его икона — это произведение искусства со своей историей. К сожалению, не сохранилась икона Спаса Нерукотворного, в честь которого и был освещен верхний храм.
Икона Господа Вседержителя, сидящего на престоле, с предстоящими Ему Божию Матерью и Иоанном Предтечи
В интерьере храма Спаса Нерукотворного звучит тема царского величия. Например, в образе Архидиакона Стефана написан портрет молодого царевича Петра. Более того, весь местный ряд иконостаса посвящен дому Романовых и самим Нарышкиным.
Икона Архидиакона Стефана, вероятно, писали с молодого царевича Петра I
Икона архидиакона Лаврентия, вероятно, писали с молодого царевича Ивана V — брата Петра I
Церковь Покрова в Филях сильно пострадала во время наполеоновской компании, а также в период Великой Отечественной войны. В 50–60-е годы XIX века проводилась его реставрация.
Событие праздника и его эортологическая динамика
Введение во храм Пресвятой Богородицы –
один из великих церковных праздников, который связан с
приведением Пресвятой Богородицы Ее родителями в
Иерусалимский храм для посвящения Богу.
Для начала нужно особо подчеркнуть:
событие праздника не упоминается в канонических
Евангелиях и известно из более поздних апокрифических
текстов, таких как греческое Протоевангелие Иакова II
века (7: 2–3) и латинское Евангелие Псевдо-Матфея IX
столетия. Они отражают устное предание, но, разумеется,
дополнены подробностями из библейских книг, имеющих
прообразовательное значение (1 Пар. 15 и Пс. 44), а
также из евангельской истории Сретения (Лк. 2: 22–38).
Праведные Иоаким и Анна. Икона XVII век
Опираясь на упомянутые источники, можно
восстановить такую событийную композицию: родители
Пресвятой Богородицы, Иоаким и Анна, когда их Дочь
достигла трехлетнего возраста, решили исполнить данный
ими ранее обет посвятить Ее Богу и направились в
Иерусалимский храм. Около его входа стояли призванные
отцом Отроковицы юные девы с зажженными светильниками,
для того чтобы Мария возлюбила храм со всей пламенной
сердечностью. Пресвятая Дева, несмотря на Свой возраст,
легко преодолела крутые ступени храма и была встречена и
благословлена первосвященником, по преданию – Захарией,
отцом Иоанна Крестителя. По особому откровению Она как
одушевленный кивот Божий (ср.: 1 Пар. 15) была введена
во Святая Святых, куда имел право входить только
первосвященник однажды в год (см.: Исх. 30: 10; Евр. 9:
7). «А какое значение в деле воспитания и
предуготовления будущей Богоматери имел Ее доступ в этот
алтарь ветхозаветного храма, в это место таинственного
присутствия святейшего и грозного Иеговы, это понятно и
без объяснения. Нужно войти в душу и понять образ мыслей
древнего благочестивого еврея, чтобы понять и то, чем
было в его глазах Святое Святых. Скрытое за тяжелою
открывающеюся лишь раз в году завесою, страхом
мгновенной смерти охраняемое не только от входа в него,
но и от нескромного взгляда внутрь его, погруженное в
потрясающий таинственный и священный мрак, – оно для
еврея поистине немногим отличалось от самого неба; быть
там значило то же, что видеть Бога и говорить с Ним,
всем существом почувствовать действительное присутствие,
действительную близость Бога» [].
Таким образом, была явлена исключительная роль Марии в
судьбе человечества.
Событие Введения стало началом нового
этапа в жизни Пренепорочной Девы – пребывания при
Иерусалимском храме, которое продолжалось до тех пор,
пока Ей не исполнилось 12 лет. Живя там, Мария всецело
посвящала Себя молитве, изучению Священного Писания и
рукоделию. По прошествии времени Она, решившая сохранять
девство и уневеститься Богу, была, дабы не нарушать
отеческих преданий, поручена заботам Иосифа Обручника.
Обращаясь к эортологии, нужно сказать:
Введение во храм Пресвятой Богородицы в настоящее время
входит в число великих двунадесятых праздников и имеет
устойчивое место в церковном календаре.
Но установлено данное празднование
позднее других из этого ряда. Правильнее всего связывать
его появление с деятельностью императора Юстиниана I. Он
построил в 543 году на развалинах Иерусалимского храма
огромную церковь, посвященную Пресвятой Богородице и
названную им Новой, для отличия от прежней,
располагавшейся около Овчей Купели, напротив храма.
В VIII столетии данный праздник
отмечается в некоторых месяцесловах, хотя сведения о нем
крайне скудны, видимо, потому, что служба на Введение
совершалась без отличительной торжественности. Вместе с
тем к указанному периоду относятся две пространные
гомилии, приписываемые патриарху Константинопольскому
Герману I († 740). Их наличие может свидетельствовать о
традиции, пусть до конца и не устоявшейся, празднования
Введения в Константинополе VIII века.
Уже с IX столетия праздник получает
широкое распространение на христианском Востоке.
Однако Введение во храм долгое время
характеризовалось нестабильным эортологическим статусом.
Окончательно оно вошло в число двунадесятых праздников
только после XIV века, хотя во многих вариантах
Студийских и Иерусалимских типиконов XI–XIV столетия оно
уравнивается с остальными величественными праздниками.
При этом даже в печатных типиконах XVII века явная
богослужебная специфичность Введения указывает на то,
что оно несколько уступает последним.
В качестве даты празднования практически
повсеместно принято 21 ноября. Исключение составляют
только коптские месяцесловы, в которых Введение
отмечается 29 ноября, а также отдельные календари,
бытующие в Римской Церкви, где оно было подвижным
праздником и праздновалось в воскресный день после 11
ноября.