Покровский храм в городе воронеж

Интересные факты про монастырь

В 1629 году после рождения у царя Михаила Федоровича сына, названного в честь Алексия, человека Божьего, монастырь стал пользоваться особой милостью. Царская семья делала большие денежные вклады в развитие обители, здесь каждый год праздновали именины наследника. Подсчитано, что Михаил Федорович посетил обитель до своей кончины (1645 г.) 8 раз, а его сын за 30 лет царствования – 25 раз.

Монастырь был в разные годы прибежищем известных лиц. Например, патриарх Никон перед принятием монашеского пострига убедил супругу стать монахиней Алексеевского монастыря. Здесь она скончалась и была погребена на кладбище, которое позже уничтожили. Сюда насильно заточили сестру и единомышленницу боярыни Морозовой, выступавшей за старообрядчество против никоновских реформ.

Ново-Алексеевский женский монастырь официально возрожден в 2013 году решением Патриарха Кирилла и Священного Синода РПЦ, став, таким образом, ставропигиальным. Как и положено по Уставу, этому предшествовало образование монашеской общины в Красном Селе.

В 2012 году был создан музей истории монастыря. Здесь собраны документы, фотографии, книги и личные вещи сестер, которые помогают воссоздать историю образования, развития и разорения Алексеевской обители. Отдельный раздел посвящен настоятельнице Антонии (Троилиной), благодаря которой монастырь в XIX веке стал богатой и щедрой обителью.

История основания, строительства

Предание гласит, что монастырь был создан в середине XIV века московским святителем Алексием по просьбе его родных сестер, которые и стали первыми его монахинями. Митрополит, принявший при постриге в монашество имя св. Алексия, человека Божьего, основал на русской земле многие обители, прививая в них новые, общежительные порядки.

Впервые женский монастырь с таким уставом был создан в тихом, отдаленном, подмосковном Остожье. Место, которое окружали покосные луга с многочисленными стогами, получило такое прозвище от москвичей. Первым возведенным здесь сооружением стал храм в честь св. Алексия, а чуть позже – церковь Зачатия праведной Анны.

В середине XV века при набеге татар на Москву деревянный монастырь сгорел. Спустя десятилетия по указу московского князя был поставлен каменный храм св. Алексия, который тоже пострадал во время «большого московского пожара». Очередное разорение монастырю нанес хан Гирей в 1571 году. Царь Михаил Федорович, желая обезопасить сестер, позволил перенести монастырь ближе к кремлевским стенам.

Не все монахини покинули обжитые места. Те, что остались, основали свой, теперь уже Зачатьевский монастырь. Обитель, перенесенная в Чертолье, строилась вновь из дерева и еще неоднократно разрушалась и от рук захватчиков, и от городских пожаров. В 1634 году, наконец, основные постройки стали каменными. Пользуясь покровительством царской семьи, монастырь развивался и богател.

После победоносного завершения войны с Наполеоном и изгнания его войск с русских земель Александр I решил поставить в столице большой православный храм, посвященный Христу Спасителю. Место приглядели на Воробьевых горах, но потом отказались от такой идеи, как неподходящей.

Николай I в 1832 году вернулся к этому вопросу и избрал для строительства гигантского храма Христа Спасителя подворье женского монастыря. Монахини были переселены на окраину города, в Красное Село – живописное, спокойное место, где обитель пребывает до сих пор.

Ново-Алексеевский ставропигиальный женский монастырь начинался на новом месте с большого и многолюдного крестного хода, в котором участвовали толпы жителей Москвы. Святыни бережно переносили на руках по улицам города в Крестовоздвиженскую церковь, которая стояла в красносельском местечке с начала XVII века. Она и стала первым монастырским храмом.

Подворье быстро разрасталось. За первые 6 месяцев здесь были поставлены 8 корпусов для проживания и хозяйственных нужд, кирпичная ограда и Святые врата. Территория монастыря обустраивалась в течение всего XIX века. Был выстроен новый Алексеевский храм, после чего занялись реконструкцией и расширением Крестовоздвиженской церкви.

Было разрешено открыть при монастыре кладбище для захоронения не только насельниц, но и знатных горожан. Монахини усердно ухаживали за доверенными им могилами, чем заслужили признание у москвичей. Алексеевское кладбище слыло лучшим в городе, что также сказывалось на материальном благополучии обители и позволяло монастырю заниматься благотворительностью.

В этот период наивысшего расцвета Ново-Алексеевского монастыря среди горожан пользовались спросом изделия, выполненные в мастерских обители:

  • золотое шитье;
  • произведения живописи;
  • чеканка по металлу;
  • переплетные работы.

Монахини открыли школу для девочек, эвакуированных в Россию из воюющих балканских стран. Получив образование, они возвращались на родину учительствовать. К 1917 году в обители проживало 70 сестер. Революционный переворот внес кардинальные перемены в жизнь монастыря и его обитательниц. Были изъяты все ценности, а монахинь в 1922 году выселили на улицу.

Часть их разбрелась по московским квартирам, часть выехала за город. В 30-е годы, в период антирелигиозной кампании, их всех арестовали и сослали на север России или в Казахстан. Несколько сестер были расстреляны. В помещениях монастыря разместились различные городские службы.

На месте кладбища, расчистив территорию от погребальных плит, которые продавались для строительства объектов, разбили городской парк. Перезахоронения праха погребенных родственникам были запрещены. На месте полуразрушенного храма архангела Михаила, поставили многоквартирный дом.

Возрождение обители началось в начале 1990-х годов. За прошедшее время было вложено немало сил и средств, чтобы в Красном Селе вновь появилось монастырское подворье и стали проходить церковные богослужения. Однако его территория претерпела значительные изменения.

Богоявленский мужской монастырь (Москва)

Богоявленский монастырь традиционно считался древнейшим в Москве, на посаде; церковное предание приписывает его основание родоначальнику московского княжеского дома Даниилу. В этом отношении с ним соперничает Данилов монастырь, но тот в 1330 г. был перенесён в Кремль к Спасу на Бору, после чего не существовал до 1560 года и, вообще говоря, находился до XX века за пределами города.

Церковные предания повествуют, что одним из игуменов Богоявленской обители был Стефан, старший брат прп. Сергия, игумена Радонежского, и что будущий митрополит Алексий принял здесь постриг и длительное время подвизался. Монастырь имел большой вес в жизни средневековой Москвы, а его настоятель одним из первых стал именоваться архимандритом.

Первое каменное здание монастыря, четырёхстолпный Богоявленский собор, было выстроено на рубеже XIV и XV вв. из белого камня. Собор сильно пострадал в 1451 году во время нашествия ордынского царевича Мазовши, когда сгорела большая часть московского посада. Восстановленный при Василии II и несколько обстроенный при Иване III (новая трапезная), монастырь снова сильно пострадал в 1547 году во время великого московского пожара. А в 1571 году Ивану Грозному пришлось отстраивать Богоявленский монастырь уже после похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея.

Адрес:

109012 Богоявленский пер., дом 2, стр. 4, г. Москва..

Архитектурные особенности храма

Российский архитектор Никифоров А.А. предложил необычный проект храма (хоть и в духе национального зодчества) – с трехглавой высокой колокольней, что по тем временам было не совсем привычно

Но здание построили, и оно сразу привлекло внимание своим великолепием

Сам же храм из красного кирпича, дополненного белым камнем, венчал один купол. В переходе между главным зданием и колокольней, в верхнем ярусе двухэтажного сооружения расположились кельи и церковные хоры.

Прихожан впечатлило и внутреннее убранство, ведь к росписи храма были привлечены лучшие иконописцы из Троице-Сергиевой лавры. Им помогали выполнять фрески и иконы в византийско-романтическом стиле и богомазы Алексеевского монастыря. Иконостас из белого камня воздвигли по проекту знаменитого архитектора Чичагова Д.Н.

Боковой придел храма освящен во имя Казанской Иконы Божьей Матери. По желанию ряда знатных семей, жертвовавших средства на развитие монастыря, в нижнем ярусе были отведены места под родовые склепы. В дальнейшем в усыпальнице хоронили людей монашеского и духовного звания.

Также возвели пару симметричных монастырских корпусов в 2 этажа (в советское время был надстроен еще 1 ярус). В единый комплекс с храмом их объединяла ограда. На текущий момент территория храма огорожена забором из кирпича, закольцованном на красивых воротах.

Как добраться до храма?

Самый простой способ посетить Красное Село в Москве и собственно храм Всех Святых – это воспользоваться услугами метрополитена.

  • Ближайшая к храму станция метро – «Красносельская» (как видим, топонимика в этом районе очень разнообразная, главное, не запутайтесь).
  • От станции метро двигайтесь в левую сторону по улице Краснопрудной, пройдите под Русаковской эстакадой, вновь сверните налево и двигайтесь в заданном направлении, пока не увидите ограду из красного (снова красного!) кирпича. Вуаля, вы практически у цели: по правую руку от вас окажется вход в Алексеевский монастырь, которому и принадлежит Всесвятский храм.

Чудотворный образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Всецарица»

Главной святыней, нахощящейся в храме Всех Святых Алексеевского монастыря, является чудотворный образ Пресвятой Богородицы, пришедший в Россию со Святой Горы Афон. Именуется он по-гречески «Пантанасса», что в переводе на русский язык означает «Всецарица». Чумой XX века можно назвать раковые заболевания, которые не щадят ни малых детей, ни юношей, ни стариков. Но Матерь Божия, Заступница рода христианского, всегда являла и являет Свою милость ко всем, с верой Ее призывающим. Молебны с Акафистом пред иконой Божией Матери Всецарица совершаются каждое воскресенье в 16:30. В случае, если на понедельник приходится великий праздник, начало молебна — в 15:00. Также молебен с акафистом служится еженедельно по пятницам сразу после окончания Божественной литургии.

Святыни храма Всех Святых

  • Чудотворная икона Богоматери «Всецарица».

    Подлинник XVII века хранится в монастыре Ватопед на Святой Горе Афон в Греции. Оказывает целительное действие на неизлечимых раковых больных, облегчает страдания, вызывает уменьшение, а иногда полное устранение опухолей. Список иконы для храма Всех Святых написан в ХХ веке, но обладает всеми чудодейственными свойствами подлинника, что постоянно подтверждается свидетельствами вылеченных безнадежных больных. Перед ней еженедельно совершаются молебны с водосвятием и акафистом.

  • Икона апостола Павла, принадлежала Алексеевскому монастырю, раньше помещалась в иконостасе храма. Пережила безбожный беспредел: её использовали для изготовления двери.
  • Икона святого Алексия, Божия человека, также была собственностью обители. Когда монастырь закрыли, икону передали в храм Воскресения Христова, расположенный в Сокольниках, который никогда не закрывался. В 2021 году, на праздник Всех Святых, состоялся торжественный Крестный ход из Сокольников до Всехсвятского храма, икону с песнопениями и молитвами вернули в Алексеевский монастырь.
  • Старинные иконы XVII — XIX веков.
  • Крест и иконы с частицами мощей и облачений великих православных святых.
  • Икона Казанской Божией Матери, является храмовой иконой главного придела нижнего храма. Она принадлежала игуменье Антонии. Икона была сильно повреждена, отреставрирована иконописцами Алексеевского монастыря в 1991 году.

Социальное служение в нашей обители

Богадельня имени Цесаревича Алексия

При Алексеевском монастыре действует богадельня для пожилых женщин, которая была открыта в 1994 году. Ежедневно за ними ухаживают внимательные сестры, дежурит и старшая медицинская сестра, поскольку многие из подопечных часто нуждаются в медицинской помощи. Проживающие в богадельне имеют возможность молиться на богослужениях в храме Всех Святых, куда немощным помогают дойти дежурные сестры. А тех, кому совсем тяжело ходить, регулярно причащают в кельях священники обители. Телефон: 8-903-218-19-48 Миронов Павел Александрович Подробнее о нашей Богадельне рассказано на отдельной страничке

Работа с просьбами. Помощь нуждающимся частным лицам

Монашеская жизнь, даже если монастырь расположен в большом городе, сокровенна, скрыта от глаз посторонних людей. Как говорил преподобный Силуан Афонский – «монах – молитвенник за весь мир; он плачет за весь мир, и в этом его главное дело. / …/ Мир стоит молитвами святых, и монах призван молиться за весь мир. В этом его служение».
Наша обитель, расположенная в центре многомиллионной столицы, не закрывает свои ворота от мира. Ежедневно в монастыре совершаются уставные богослужения, каждую ночь читается Псалтирь. И, конечно, обращаются к нам за помощью люди, попавшие в беду, ищущие поддержки. По мере возможности монастырь старается оказать содействие обратившимся.
Подробнее об этой работе рассказано на отдельной страничке
Ответственный:
Миронов Павел Александрович, координатор социальной деятельности (контактный телефон: 8-903-218-19-48).

Взаимодействие с Фондом «Право матери»

Панихида 23 февраля

Алексеевский монастырь взаимодействует с Фондом «Право матери». Ежегодно, 23 февраля в День защитника Отечества, в храме Всех Святых нашей обители, служится панихида по всем погибшим в армии в мирное время. При содействии Фонда «Право матери» на богослужении собираются родители, родные и близкие погибших солдат, с тем, чтобы в молитве помянуть погибших, разделить общее горе.
По окончании панихиды служащий священник обращается к участникам богослужения со словами утешения. Сестры обители дарят собравшимся живые цветы и приглашают на ставшее традиционным чаепитие.
Подробнее о Фонде «Право матери» можно посмотреть здесь.
Ответственный за эту работу: Миронов Павел Александрович, координатор социальной деятельности (контактный телефон: 8-903-218-19-48).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector