Церковная реформа петра i — причины, цели и последствия

Лидеры раскола

Проведение реформы оказывали яростное сопротивление старообрядцы. К их числу относились:

  1. Аввакум. Являлся истинным вождём раскола. За это был сожжён на костре.

  2. Рябушинский Михаил Яковлевич. Позже им было создано промышленное предприятие по переработке льна.

  3. Фёдор Гучков. Перешёл в старообрядчество. Будучи крепостным, сумел выкупить себя и свою семью.

  4. Жена Фёдора Морозова. Преследовалась властями и была уморена голодом в земляной яме.

  5. Жена Урусов – ярая защитница старой веры.

  6. Шибаев Сидор Мартынович. Предприниматель и нефтепромышленник.

  7. Кузнецовы. Изготовитель фаянсовых изделий. Выделял деньги на строительство церквей.

  8. Солдатёнковы. Род старообрядцев. Работали в сфере текстильной промышленности.

  9. Мальцевы. Старообрядцы, занимающиеся выпечкой хлеба.

Огромные проблемы реформе создал Соловецкий монастырь. Только в результате предательства через несколько лет он был взят приступом.

В последствие движение старообрядцев разделилось на 2 течения:

  • беспоповцы;
  • поповцы.

Это были ярые сторонники старой веры. Организовывая общины, они понимали, что в случае подхода царских войск их ожидала смерть на костре. Чтобы не дать возможности этому случиться они сами организовывали самосожжение, но не сдавались властям.

Раскол

Эти перемены не нашли отклика в народе. Произошел раскол на приверженцов старых порядков — старообрядцев, староверов или раскольников — во главе с протопопом Аввакумом и сторонников Никона — никониан. Староверов преследовали, сажали в тюрьмы, они скрывались на Поморском Севере, в Заволжье, Урале и Сибире, устраивали показательные самосожжения — «гари» и «заповещания» — умирали голодной смертью. Простой народ поддерживал их бунтами и восстаниями.

Раскол в РПЦ — одна из форм протеста народных масс против ухудшения положения, которое они связывали с реформой. Самой яркой формой протеста стало восстание монахов Соловецкого монастыря (1668-1676), которое было с трудом подавлено.

Протопопа Аввакума вместе с союзниками отправили в ссылку в Пустозерск, где они в течение 14 лет просидели в земляной тюрьме, после этого их сожгли зажживо. Главный враг — «Никон-Антихрист», добившись власти и потеряв всякое уважение перед царем, однажды нарочито покинул Москву, сказав, что не желает больше служить патриархом в столице, а будет патриархом Руси. Алексей Михайлович такое поведение не оценил. В 1666 церковным собором Никон был лишен статуса патриарха и отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь. Вернулся Никон из ссылки только после кончины Алексея Михайловича и умер неподалеку от Ярославля, в один год с Аввакумом (1681).

Таблица “Суть проводимых реформ”

События

Год

Цели

Назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола»

1700

Заменить избрание Патриарха Церковью императорским назначением

Петр лично был назначен новый Патриарх

Секуляризация крестьян и земель

1701

Ликвидация финансовой автономии Церкви

Церковные крестьяне и земли переданы в управление Государству.

Монашеские запреты

1701

Уменьшить количество священнослужителей

Нельзя строить новые монастыри и проведение переписи монахов

Контроль Сената над Церковью

1711

Ограничение административной свободы Церкви

Создание Сената и передача в его управление церковных дел

Указ об ограничении числа священнослужителей

1716

Повышение эффективности распределения человеческих ресурсов

Служители прикрепляются к определенному приходу, им запрещено странствовать

Подготовительный этап упразднения Патриаршества

1717-1720

Получить всю полноту власти в империи

Разработка проекта учреждения Духовной Коллегии

25 января 1721 года является датой окончательной победы императора над патриархом, когда патриаршество было упразднено.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Рис. 2. Генерал-прокурор Ягужинский.

Актуальность темы была не только при Петре, но также и при большевиках, когда упразднялась не только церковная власть, но и сама структура и организация Церкви.

Рис. 3. Здание 12 коллегий.

Духовная Коллегия имела и другое название – Правительствующий Синод. На должность обер-прокурора Синода назначался светский чиновник, а не духовное лицо.

Как следствие, реформа Церкви Петра Великого имела свои плюсы и минусы. Так, Петр открыл для себя возможность вести страну к европеизации, однако в случаях, если этой властью начать злоупотреблять, в руках другого человека Россия могла оказаться в диктаторско-деспотическом режиме. Тем не менее, последствиями являются снижение роли церкви в жизни общества, сокращение ее финансовой независимости и количества слуг Господа.

Петром были также введены церковные школы. По его замыслу, каждый епископ обязан был иметь дома или при доме школу для детей и давать начальное образование.

Упразднение патриаршества и создание Священного Синода

Вначале царь, видимо и сам не был полностью уверенным в решении, которое ему стоит предпринять. Однако, в 1721 году он избирает человека, который должен был предложить ему совершенно отличную новую систему государственно-церковных отношений. Этим человеком был епископ Нарвский и Псковски Феофан Прокопьевич. Именно он должен был в установленное царём время создать новый документ – Духовный регламент, полностью включивший в себя описание новых взаимоотношений государства и Церкви. Согласно подписанному царём Петром Первым регламенту патриаршество было полностью упразднено, а вместо него был учреждён новый коллегиальный орган с названием Святейший Правительствующий Синод.

Стоит отметить то, что сам Духовный регламент является довольно интересным документом, представляя собою не столько закон, сколько публицистику, обосновывающую обновлённые отношения государства и Церкви в имперской России.

Священный Синод представлял собой коллегиальный орган, все члены которого назначались на должности исключительно самим императором Петром. Он всецело зависел от императорских решений и власти. В самом начале формирования органа состав его должен был носить смешанный характер. Он должен был включать в себя епископов, монашествующее духовенство и белое духовенство, то есть, женатых священников. Глава Синода назывался при Петре не иначе как президентом духовной коллегии. Однако, позже, в него, по большей части, будут входить только епископы.

Таким образом, царю удалось упразднить патриаршество и вычеркнуть на два столетия из русской истории Церковные Соборы.

Спустя год император вносит дополнение к устройству Синода. Согласно петровскому указу, в Синоде появляется должность обер-прокурора. При этом, первоначальный текст указа об утверждении данной должности был сформулирован общими выражениями. Там говорилось, что это должен быть офицер, следящий за порядком. Но, что именно он должен делать для его обеспечения и, что вообще обозначает формулировка «порядок в Синоде» – не говорилось.

По этой причине такие обер-прокуроры имели право толковать текст царского указа, согласно своим интересам и склонностям. Одни – достаточно жёстко вмешивались в дела Церкви, пытаясь максимально расширить собственные полномочия на данной должности, а другие – вовсе не хотели разбираться с деталями работы, ожидая довольно оплачиваемой пенсии.

Европеизация икон

На протяжении XVIII в. происходило всестороннее реформирование Российского государства. В западноевропейской историографии окончанием эпохи Средневековья с присущим ей главенством Церкви считается начало протестантской реформации XVI в.

В России же первые существенные изменения, означавшие переход к «новому времени», начали происходить только в XVIII в., — и эти преобразования связаны с деятельностью Петра I (1672-1725), который реформами государственной системы, культуры, а также строительством флота и укреплением городов целенаправленно реализовывал свое стремление приблизить Россию к Западной Европе.

Именно в годы правления Петра I в Россию пришли разнообразные формы европейского искусства. Если прежде иконопись являлась практически единственной формой отечественного изобразительного искусства, то теперь была создана Императорская Академия художеств, где одаренные молодые люди изучали пейзажную, портретную и историческую живопись.

Для работы в России стали приглашать художников из Голландии, Франции и Германии. В этот период столица Российского государства переносится из Москвы в Санкт-Петербург — новый город, быстро взявший на себя ведущую роль в экономике и политике. Проводимые реформы одновременно обнажили усилившийся контраст между городом и деревней.

Москва и Санкт-Петербург теперь воспринимались населением как две равноправные столицы. Московское государство стало Российской империей, но огромная часть бескрайней территории страны, несмотря на произошедшие преобразования оказалась низведена до положения провинции.

Пропасть между европеизированной городской культурой и патриархальным деревенским укладом стремительно росла. В деревнях и селах продолжали жить по старинке, в то время как в городах охотно воспринимали новые европейские веяния. Данные преобразования не обошли стороной и иконописное искусство. Иконы официальной Церкви все больше стали походить на портреты, и в них легко угадывались проявления стилистики позднего барокко и рококо.

Старообрядческие иконы сохраняли византийские черты, однако проявляли определенный застой в своем стремлении жестко придерживаться форм выражения прошлых эпох. Народные иконы, производимые в огромном количестве, напротив, демонстрировали творческий подход их создателей в выборе сюжетов и различных техник исполнения, а также в расширении сферы использования самих икон.

С XVIII в. русская иконопись перестала быть преимущественно делом монахов и людей духовного звания, а превратилась в ремесло. В XIX в. иконописью подрабатывали многие художники — либо в начале своей карьеры, либо на постоянной основе — в качестве источника дополнительного дохода.

Если раньше создание иконы было для мастера духовным усилием по воплощению молитвы в зрительный образ, то теперь более важным сделалось достижение технического совершенства изображения, которое уже редко обладало той уникальностью, что была характерна для икон прежнего времени.

Только прикладная функция икон не изменилась. Они, как и раньше, продолжали служить предметами религиозно-прикладного искусства, выполняя молитвенную и защитную функции.

Москва, ок.1700 г., 77х58,5 см.. Вид иконы после реставрации

  1. Обращенность фигур в одну сторону характерна для икон деисусного ряда.
  2. Композиция, прорисовка фигур и некоторые детали их изображения (крылья, волосы) вполне традиционны.
  3. Складки одежды почти натуралистичны.
  4. Евангелия выполнены с сохранением центральной перспективы.
  5. Анатомическая проработка лиц, рук и ступней имеет черты реализма.
  6. Архангел Гавриил изображен в гиматии, в руках он держит жезл и дискос, на котором начертаны инициалы Христа.
  7. Апостол Андрей, считавшийся, согласно Священному Преданию, «славянским» апостолом, показан с длинной седой бородой и Евангелием в руке.
  8. Апостол Павел изображен с высоким лбом, волосы и борода его светлорусого цвета.

За образец для исправления богослужебных книг приняли греческие книги

Патриарх Никон смотрел на это по-другому. Четыре великих православных патриарха были греками. Веру Русь получила от греков, значит, и книги править по греческим книгам и сравнивать обряды Московской церкви с греческими.

Протест Аввакума, который считал, что нельзя брать за образец книги, которые печатали в Риме и Париже оставили без внимания. Упустили из вида и то, что с тех пор, как Русь крестилась от греков, в самой Греческой Церкви произошло много изменений.

Между двенадцатым и тринадцатым веками двоеперстное крестное знамение вышло из употребления. Его заменило троеперстное. Изменились и каноны написания икон. Всё это осталось без внимания.

Особенности реализации церковных реформ

Реализовывать некоторые реформы взялся патриарх Никон, который был возведен в сан в 1652 году. Он считал, что его миссией является восстановление истинных форм благочестия, которые полностью бы соответствовали канонам православия. В качестве первого шага в его действиях стала расправа над алкоголизмом – в стране активно закрывались кабаки, оставляя лишь один для каждого города. В праздники и в пост продажа спиртного была закрыта. Вводились категорические запреты на продажу алкоголя монахам и священникам. 

После реализации первых мероприятий по воспитанию нравственности в русском обществе, Никоном было принято решение о его ограждении от неблагоприятного влияния иностранцев, которые проповедовали католическую и протестантскую ересь. В 1652 году, для иностранцев был введен запрет на свободный выбор места жительства в Москве, специально для них была создана специализированная резервация под названием «Немецкая слобода». Так, иностранцы были изолированы от москвичей, что впоследствии произвело обратный эффект (который проявился в определяющем влиянии атмосферы Немецкой слободы на воззрения будущего правителя Петра I). 

После этого, Никон занялся непосредственно церковными реформами. Им, в феврале 1653 года были разосланы указания для различных приходов о том, что двоеперстие будет заменено на троеперстие, а земные поклоны на поясные. Все это выступило в качестве противоречия Никоновских взглядов от взглядов «ревнителей благочестия».

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Ими была подана жалоба на Никона, царю – Алексею Михайловичу, однако тот выступил с отказом от вмешательства в дела церкви. С помощью различных предлогов, Никон стремился к жестокой расправе над бывшими союзниками (среди которых: Аввакум Петров, Иван Неронов и прочие). Все эти люди были подвергнуты ссылкам и арестам, однако, находясь в заточении, начали возглавлять церковную оппозицию патриарха-реформатора. Из-за все этих ссор, удрученный Стефан Вонифатьев подался в монастырь, а коломенский епископ Павел, который отвергал Никоновские реформы, был смещен. 

Образцы церковных книг специально привозили из греческого Афонского монастыря. Работники московского Печатного двора, которые посмели высказать критику в области греческой литературы также подвергались смещению. Книгопечатание и все сопутствующие процессы начали возглавлять грек Арсений и киевлянин Епифаний Славинецкий. 

В 1654 году, Никоном был созван церковный собор, в котором из 35 голосов 29 подтвердили решение о том, что исправление церковных книг необходимо проводить по греческому образцу. В основу нового «Служебника» были положены венецианские издания греческого «Служебника» 1602 года. В 1654 году был издан тираж «Скрижалей» –перевод греческих правил церкви 1574 года издания. 

В 1655 году Никоном была устроена кампания, в которой он боролся с иконами, которые были написаны не по канонам, а с использованием элементов живописи, что, в свою очередь, было связано с влиянием запада на развитие русской живописи. «Непригодные» иконы публично сжигались. В это же время, специально созванным церковным собором были подтверждены реформы обрядов Никона. В феврале 1656 года все, кто крестились на старый лад были подвержены анафеме. 

Причины и предпосылки

Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали царя антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях.

Чрезмерный авторитет церкви — Патриарх имел не меньшую чем сам Петр I возможность влиять на обычных людей, это не вписывалось в абсолютистскую модель государства, где император — единственный полноправный властитель.

Экономическая независимость церкви — многочисленные войны и развитие промышленности требовали все больше финансовых и человеческих ресурсов, часть из которых находилась во владении монастырей и церквей неподотчетных государству.

Причины реформы

Начиная с 17 века в церкви назревал кризис из-за внутренних и внешних противоречий, которые были вызваны положением церкви в государстве.

В это время не было налаженной система образования в духовной сфере. А реформа Никона вовсе привела к расколу внутри церкви. Из-за нововведений Никона появились никоняне и старообрядцы. На последних длительное время было гонение со стороны государства. Патриарх был любимцем царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Недовольство церковным своеволием началось именно тогда.

Причины: Никон хотел полного превосходства духовной власти над светской, чем вызвал гнев царя и был выслан. Алексей Михайлович понимал, что необходимо ограничить власть Патриарха и в 1649 году было создано Соборное Уложение, которое фактически подчиняло церковь государству.. Монастыри всегда имели огромные земельные владения. Этим были недовольны боярство и купечество. Последние из-за того, что церковь являлась им сильным конкурентом в торговле. Продукция последних была гораздо ниже из-за отсутствия налогов со стороны государства.

Требовались серьезные преобразования, чем и занялся Петр I. Царь был известным приверженцем западных традиций, чем вызывал множество недовольства. Особенно не нравились преобразования Петра духовенству. Из-за разных взглядов на развитие России между царем и церковью нарастало обоюдное недовольство.

Церковнослужители пытались воздействовать на правителя через его сбежавшего сына Алексея, но попытка не увенчалась успехом. Царевич был замучен и казнен за измену, а представители духовенства, писавшие ему, лишены сана и жизни.

Это интересно: Церковная реформа Никона: рассматриваем основательно

История России / Алексей Михайлович / Церковный раскол (кратко)

Церковный раскол был одним из основных событий для России семнадцатого века. Данный процесс довольно серьёзно повлиял на будущее формирование мировоззрение русского общества. В качестве основной причины церковного раскола исследователи называют политическую ситуацию, которая сложилась в семнадцатом веке. А сами разногласия церковного характера относят ко второстепенным.

Царь Михаил, являющийся основателем династии Романовых и его сын Алексей Михайлович стремились восстановить государство, подвергшееся разорению в так называемое Смутное время. Благодаря им укреплялась государственная власть, восстанавливалась внешняя торговля и появлялись первые мануфактуры. В данный период происходит также законодательное оформление крепостного права.

Невзирая на то, что в начале правления Романовы вели довольно осторожную политику, в планах царя Алексея входило народов, проживающих на Балканах и на территории Восточной Европы.

По утверждениям историков, именно это создало барьер между царём и патриархом. К примеру, в России по традиции было принято креститься двумя перстами, а большинство других православных народов крестилось тремя, согласно греческим нововведениям.

Было лишь два выхода: навязать остальным собственные традиции или подчиниться канону. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович пошли по первому пути. Общая идеология была нужна в силу идущей в то время централизации власти, а также концепции Третьего Рима. Это и стало предпосылкой к внедрению реформы, расколовшей российский народ на долгое время. Огромное количество разночтений, различные трактовки обрядов – всё это нужно было привести к единообразию. Необходимо также отметить, что о такой необходимости говорили и светские власти.

Церковный раскол тесно связан с именем патриарха Никона, который обладал большим умом и любовью к богатствам и власти.

Церковная реформа от 1652 года стала началом раскола в церкви. Все изложенные изменения были полностью одобрены на соборе 1654 года, но слишком резкий переход повлёк за собой много его противников.

Вскоре Никон попадает в опалу, но сохраняет за собой все почести и богатства. В 1666 году с него снимают клобук, после чего его ссылают на Белое озеро в монастырь.

Этот же собор ещё раз одобряет все нововведения.

Интересные материалы:

Личность Никона

Возглавил реформу Никон, ставший в 1652 году патриархом. Выходец из крестьян, Никон (настоящее имя Никита Минов) быстро поднялся по служебной лестнице в церковной иерархии. Еще в молодости он был членом Кружка ревнителей древнего благочестия в Москве, состоявшего из церковной элиты. Вскоре после пострижения в монахи Никон стал игуменом в монастыре недалеко от Каргополя. Никон тесно общался с царем Алексеем Михайловичем, благодаря поддержке последнего Никон получил титул архимандрита московского Новоспасского монастыря, где покоились предки Романовых.

Целью Никона-патриарха было сделать из русской церкови — центр мирового православия, тем самым реализовав властолюбивые мечты.

Это интересно: 2134,Церковная реформа Петра I: расписываем по порядку

Причины церковного раскола

Раскол церкви произошёл из-за того, что никоновская реформа не была принята большинством верующих.

Произошло это из-за:

  1. Применения способов реализации реформы, которые проводились насильственно, духовенством и прихожанами не было принято изъятие и уничтожение церковных святынь и старинных книг, которые чтили с древних времён, это отталкивало многих от никонианства.
  2. Непродуманного быстрого перехода к проведению богослужений согласно новым правилам. При этом реформы сопровождались гонениями, а у людей появлялись убеждения в том, что навязывается иная, не православная вера.
  3. Безграмотности и малообразованности со стороны духовенства, не способного понять и объяснить прихожанам суть изменений, среди малограмотных священнослужителей были такие, которые не могли работать с новыми текстами книг, они и со старыми разбирались с большим трудом.
  4. Неточного перевода текстов книг с греческого на русский, изменяющий смысл написанного.
  5. Разногласий по сути реформы среди священнослужителей, приведших к появлению среди духовенства представителей старообрядчества.

Взгляды старообрядцев на реформу

По мнению старообрядцев, взгляды Никона о какой-то отдельной традиции, в данном случае греческой, как об эталонной, были подобны так называемой «трехъязычной ереси» — учению о возможности существования Святого Писания исключительно на языках, на которых была сделана надпись на кресте Христовом — еврейском, греческоми латинском. В обоих случаях речь шла об отказе от естественно сложившейся на Руси богослужебной традиции (заимствованной, кстати, на основе старинных греческих образцов). Такой отказ был совершенно чужд русскому церковному сознанию, поскольку историческая русская церковность образовывалась на кирилло-мефодиевскойтрадиции, в сущности которой было усвоение христианства с учётом национального перевода Святого Писания и богослужебного корпуса, использующего местные заделы христианской традиции.

Кроме того, старообрядцы, исходя из учения о неразрывной связи между внешней формой и внутренним содержанием священнодействий и таинств, со времён «Ответов Александра диакона» и «Поморских ответов» настаивают на более точном символическом выражении православных догматов именно в старых обрядах. Так, по мнению старообряцев, двуперстное крестное знамение глубже трехперстного раскрывает тайну вочеловечения и крестной смерти Христа, ибо на кресте была распята не Троица, а одно из Лиц Ея (вочеловечившийся Бог-Сын, Исус Христос). Аналогично, сугубая аллилуйя с приложением славянского перевода слова «аллилуйя» (слава Тебе, Боже) содержит уже троекратное (по числу Лиц Святой Троицы) прославление Бога (в дониконовских текстах есть и трегубая аллилуйя, но — без приложения «слава Тебе, Боже»), в то время как трегубая аллилуйя с приложением «слава Тебе, Боже» содержит «четверение» Святой Троицы.

Исследования церковных историков XIX—XX веков (Н. Ф. Каптерева, Е. Е. Голубинского, А. А. Дмитриевского и др.) подтвердили мнение старообрядцев о неаутентичности источников Никоновой «справы»: заимствования, как оказалось, производилось из новогреческих и униатских источников.

Среди старообрядцев патриарх за свои действия и последовавшие за реформой жестокие гонения получил прозвище «Никон-Антихрист».

Положительные моменты реформы

  • Государство стало получать деньги с духовенства: церковные земли продавались всем желающим, доход, полученный из монастырей и церквей, начал облагаться налогом. Появился запрет на строительство монастырей. Также финансовые дела улучшились из-за того, что реформировали количество духовенства. Особому сокращению подверглись монахи, им, было, приказано закрепиться за теми местами, где их посчитают особый переписчик. Всем непостриженным требовалось покинуть монастырские земли.
  • Усилилась численность армии, в связи с тем, что рекрутская повинность распространялась на людей при церкви, за исключением священнослужителей и их семей.
  • Началась борьба с нищенством, в богадельни разрешалось прибывать только реально немощным людям.
  • Благодаря проведенной реформе завершилась централизация государства, вследствие того, что церковь потеряла свою власть, и единственным правителем стал царь.
  • Некоторое время на Руси происходили положительные действия в отношении другой веры. Допускались браки православных с людьми чужой религии.
  • Снизилась численность духовенства, вследствие чего появилось более эффективное распределение человеческих ресурсов. По уходу за нищими закреплялся один монах на 3-4 человека. Необходимо было 2 священнослужителя на приход в 250 дворов. Если церковник признавался лишним, то он должен был найти себе новое место.
  • К церковной реформе можно отнести преобразование календаря, теперь дата Нового года была перенесена на 1 января.
  • Из типографии вышла новая азбука, которая «потеряла» несколько букв от созданной Кириллом и Мефодием. Словарный запас обогатился заимствованию из иностранных языков.
  • Феофан Прокопович, помощник Петра в создании реформы, выпустил букварь с толкованием «Отче наш» и заповедей из Евангелия. Позже эту книгу читали на проповедях.
  • Сокращалось число «бродяжного духовенства», такие священники стояли на перекрестки больших улиц, где собирался народ. Там они предлагали свои услуги: справить службу на дому или прочитать сорокоуст. Такая ситуация была возможной по причине легкого получения сана, поэтому Петр принял меры, чтобы сократить численность духовенства. Он положительно относился к тем, кто желала выйти из сана. Также царь запретил церковнослужителям посещать дома, разрешалась приходить лишь к больным и умирающим.

Предпосылки проведения реформы

Все началось в 1651 году, когда митрополит Назаревский Гавриил отметил, что Русская церковь сильно отдалилась от Восточной. Его поддержал и патриарх Константинопольский Афанасий. Уже в 1653 году в Москву пришла весть – Афонские старцы объявили русские книги еретическими и сожгли их. Тогда же Суханов сделал отчет о разнице в Московских и Восточных обрядах.

Почему же русская церковь сильно отличалась от греческой? Исследователи выделяют несколько причин появления искажений:

  • На протяжении веков книги переписывались вручную. Допускались опечатки, личное мнение автора.
  • Примесь язычества в христианской религии. Людям было непросто отказаться от древней веры, поэтому некоторые обычаи перекликались с язычеством.

К русской церкви выдвигалось 2 главные требования:

  • Отказаться от многоголосья. Служба одновременно проводилась священников, дьяком, певчими и прихожанами. В результате получался хаос.
  • Заменить двуперстие тремя перстами. До середины XVII века в России крестились двумя пальцами, тогда как в других государствах – тремя.

Русский царь Алексей Михайлович сразу же отреагировал на замечания иностранцев

Для него было важно соответствовать требованиям мировой религии. Делалось это для укрепления Москвы на международной арене

Поэтому уже в 1652 году Романов дал задание патриарху Никону провести реформу.

Первая каменная пирамида

Пирамида Джосера, Саккара, Египет. \ Фото: architecturaldigest.com.

Великая пирамида в Гизе, возможно, чаще изображается на египетских открытках, но именно пирамида Джосера была первой в своём роде, когда-либо построенной. Древние египтяне придерживались твёрдых убеждений о загробной жизни, хороня своих правителей вместе с их имуществом (а иногда даже со своими рабами), чтобы у них не было недостатка ни в чём в загробной жизни. Однако до пирамиды Джосера фараонов обычно хоронили в прямоугольных гробницах, построенных из глиняных плит, называемых мастабами (буквально скамьи).

В какой-то момент между 2667 и 2648 годами до н. э. эта ступенчатая пирамида была построена для фараона Джосера, установив новые стандарты погребальных обрядов египетского правителя. Она всё ещё стоит сегодня, более четырёх тысяч лет спустя, что делает её старейшим сохранившимся каменным зданием в истории.

Реакция на преобразования

Основные направления церковной реформы патриарха Никона стали причиной раскола церкви. Верующие, которые поддерживали введение новых богослужебных книг, обрядов, церковных чинов, стали называться никонианами (новообрядцами); противоборствующая сторона, отстаивавшая привычные обычаи и церковные устои, называла себя староверами, старообрядцами или древнеправославными. Однако никониане, пользуясь покровительством патриарха и царя, провозгласили противников реформы раскольниками, переложив на них вину за раскол церкви. Свою же церковь они считали господствующей, православной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector