Церковь, что означает это название?
Содержание:
- Собор — это главный храм города, района или монастыря
- Понятие Церковь в Христианстве
- Почему без Церкви невозможно Спасение
- Что есть Церковь в понятии христиан
- Морфологические и синтаксические свойства слова[править | править код]
- Католическая традиция
- Что Такое храм- Значение Слова храм
- Существуют ещё часовни, колокольни, трапезные и др.
- В словаре Фасмера Макса
- Виды православных храмов
- Церковь как Тело Христово
- В словаре Даля
- В словаре Даля
- История основания
Собор — это главный храм города, района или монастыря
Теперь о том, что такое собор. Во-первых, храм от собора ничем не отличается. Нельзя взглянуть на здание снаружи и уверенно заявить: «Это точно собор».
Есть три случая, когда здание называют собором:
Случай 1. Собор — это главный храм города. Это лишь статус, а не особенности архитектуры.
Как выбирают главный храм? Иногда его строят намеренно — большой, красивый, возвышенный, чтобы сверкал и глаз радовал. Тогда здание может отличаться и масштабом, и внутренним убранством. И то не факт, что получится построить такое великолепие. На что средств хватит, то и возведут.
Александро-Невский собор (г. Таллин)
А может случиться, что в городе давно есть собор, — но старый, из дерева, построенный в конце XIX века. Вроде по статусу ему положено быть большим и красивым, но после гонений от советской власти у епархии до реставрации руки не дошли.
Бывает, если город большой, то соборов в нём несколько — по одному в каждой административной части.
Случай 2. Собор — главный храм монастыря. Здесь тоже не факт, что здание будет большим и роскошным. Почти каждый монастырь пострадал за время власти большевиков, был разграблен и частично разрушен.
Многие монастыри живут лишь на то, что могут заработать сами, а этих средств хватает лишь на самое основное, что нужно для жизни. А потому и главный храм монастыря может находиться в запущенном состоянии.
Случай 3. Собор — здание, которое имеет отношение к кафедре епископа. Она либо находится там, либо некогда находилась. Так что и здесь не исключены ситуации, когда вместо громадного собора мы можем обнаружить ветхую церквушку.
Понятие Церковь в Христианстве
Существующее понятие Церковь предполагает несколько значений. Что означает это слово в христианском понимании, в её догматическом значении? Православное вероучение дает четкий и ясный ответ на данный вопрос, основываясь на творениях святых отцов и учителей Церкви.
Определение Церкви в её догматическом значении
Церковь — это не просто храм (здание). В это понятие вкладывается куда более глубокий смысл. Под Церковью, в христианском смысле, понимается общество людей, объединенных единым священноначалием (духовенством через апостольское преемство), едиными таинствами (в православии их семь), в единой Главе – Господе Иисусе Христе. Церковь — это не просто общество верующих, а живой, развивающийся «организм». Основателем Церкви является Сам Иисус Христос. Он так и вещал апостолам о её создании. Причем упоминал о невозможности даже самому аду одолеть такое общество верующих людей. Любой христианин, участвующий в церковной жизни, является членом такого общества и, соответственно, членом Церкви.
Какая бывает Церковь
Понятие Церковь — не однозначно. Церковь Христова условно может быть поделена на несколько «видов». В частности, Церковь Земная и Небесная. Под Земной церковью понимают всех христиан, живущих на земле. Эту Церковь в богословии именуют «воинствующей», поскольку люди-христиане являются воинами на земле. Они борются со своими страстями и пороками, а также иногда и с самими проявлениями бесовской силы. Второй вид Церкви –Небесная. Ещё иначе она именуется «торжествующей». В неё входят, во-первых, все святые люди, которые уже переступили порог вечности. Во-вторых, к Небесной церкви относятся все те, кто сподобился достигнуть рая и единства с Богом после своей смерти. Они уже торжествуют в вечной славе с Богом и находятся в его общении и любви.
Смысловые значения слова Церковь
Таким образом, понятие Церковь в православии имеет разные смысловые значения.
Во-первых, Церковь — приход, община.
Во-вторых, Церковь — это христианская община в целом, форма организации верующих христиан.
В-третьих, Церковь — культовое сооружение, предназначенное для собрания христиан, совершения богослужений и религиозных обрядов.
В-четвёртых, Церковь — социальный институт, характеризующийся централизованным иерархическим правлением, наличием профессиональных священнослужителей, часто тесно связанный с государственной властью.
В-пятых, Церковь — термин, используемый в самоназвании некоторых новых религиозных движений («Церковь саентологии», «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны) и т. п.
И, наконец, Христианская церковь — религиозное сообщество христиан, объединённых общей верой в Иисуса Христа как Бога и Спасителя, который есть создатель Церкви и её Глава. В экклезиологии под Церковью понимается сообщество христиан прошлого и настоящего, составляющих мистическое «Тело Христа» («Тело Христово»), «Главой» которого является Христос. В религиоведении под Церковью понимается сообщество христиан, объединённых на основе общего вероучения, как отдельная община, или как всемирное объединение христианских общин.
Вывод
Следует отметить, что приведённый перечень понятия Церковь не окончательный! При желании он вполне может быть скорректирован и расширен.
Желаете продолжить знакомство?
При желании, продолжить знакомство с православными храмами Вам поможет публикация — Понятие и виды православных храмов.
Почему без Церкви невозможно Спасение
Господь устроил Церковь для спасения людей. Восстановление человека из падшего состояния возможно только благодатию Божией, живущей в Святой Церкви. Кто не желается подниматься из падшего состояния, тому Церковь не нужна. Священномученик Киприан заключает:
Не принимающий Жертву Христову лишен спасения. Православная Церковь устремлена не к миру и его житейским заботам, а к Небу. Христиане вслед за Петром пренебрегают луковой красотой и приятностью временного мира, следуя за Своим Учителем, веря слову Его:
В Православной Церкви сохраняется неизменно учение Христово, Церковь освящает жизнь словом Истины, в Церкви мы находим лечебницу для души, школу добродетели и воспитания веры. Жизнь внутри Церкви есть истинная Жизнь, в ней наше спасение. Любя нас, Христос зовет Нас к себе в дом Божий, и говорит:
Что есть Церковь в понятии христиан
Для христиан Церковь не только строение, которое действительно выделяется в ряду однотипных городских жилых коробок, для верующих это дом Божий. То место, где в единстве, в одной ограде, в одних стенах пребывают все верующие во Христа Господа — люди, любящие Его, и те, кто жив, и те, кто уже отошел в мир иной, и даже Силы Бесплотные, поющие Богу на Небе.
Верующий человек спешит с радостью в церковь, зная, что там соберутся все пред Престолом Божиим – люди и Ангелы, и живые и усопшие, у Бога все живы. Соборная радость церковных праздников несравненно выше светских.
Для христиан Церковь место особого присутствия Божьего, где всегда на престоле зримо находится Евангелие и незримо – Бог Слово Иисус Христос. Церковь несет Свет Христов в тусклые житейские будни, в окружающий мир, засоренный суетой, стяжательством, распрями, задымленный заводскими трубами, прокопченный дымом табака, одурманенный пьянством и другими страстями. Божий Свет исправляет души и все вокруг, наполняя человеческую жизнь истинным смыслом.
Для верующих христиан Церковь – это лестница в Небо, та удобоустроенная дорога, где шаг за шагом, с помощью святых отцов — учителей и наставников, указующих нам впереди Свет Христов, в общении с единоверцами, окормляемые священноначалием, по ступеням Заповедей, мы сможем достичь Рая вожделенного.
Для верующего человека Церковь — место соборной молитвы —
«дом Мой домом молитвы наречется» (Мк. 11:17). Православным хорошо известна ее особая сила. Сам Господь обещал ее скорейшее исполнение: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 19).
Церковь – есть Невеста Христова. В Священном Писании неоднократно употребляется образ невесты.
«И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Ос. 2:19-20),
— говорит пророк Осия о народе своем, обрученном Богу. Ему вторит Исайя:
«Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он» (Ис. 54:4-5).
Богоизбранный народ, объединенный верой, представляется пророком в образе в Невесты, предуготованной к соединению с Женихом. Продолжая древние пророчества, Апостол Павел говорит, обращаясь к своим ученикам, членам первых христианских общин Коринфа
«…я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2Кор. 11:1-2).
В Откровении Евангелиста Иоанна Богослова предстает таинственный образ благочестивой жены, как Церкви Христовой:
«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцать звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения» (Откр. 12:1-2).
Муки рождения Церкви Христовой в первые века обагрены реками крови мучеников. Кровь за веру не перестает литься и доныне. Живое тело Церкви на Украине режут коррупционными ножами, рвут на части ослепленные тщеславием, жаждой власти и денег.
Верность Христу и обетование твердой веры изъявляется в образе Церкви как Невесты, обрученная Единственному Жениху, купленная Им великой Жертвой, будет до конца верна Ему.
Морфологические и синтаксические свойства слова[править | править код]
Падеж | отвечает на | ед. | мн. |
---|---|---|---|
Именительный | (кто/что?) | це́рковь | це́ркви |
Родительный | (кого/чего?) | це́ркви | церкве́й |
Дательный | (кому/чему?) | це́ркви | церквя́мцерква́м |
Винительный | (кого/что?) | це́рковь | це́ркви |
Творительный | (кем/чем?) | це́рковью | церквя́мицерква́ми |
Предложный | (о ком/чём?) | це́ркви | церквя́хцерква́х |
це́р-ковьСуществительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8*e^ по классификации формульных склонений).
Морфемный анализ (или — разбор слова по составу) демонстрирует из каких минимально-значимых осознаваемых частей (морфем) состоит разбираемое слово:
Корень: -церковʲ-.
Католическая традиция
Католическая церковь учит в своей доктрине, что это первоначальная церковь, основанная Христом на апостолах в I веке нашей эры. Папская энциклика Mystici corporis (Папа Пий XII, 1943 г.) выражает догматическую экклезиологию католической церкви следующим образом: «Если бы мы дали определение и описание этой истинной Церкви Иисуса Христа, которая есть Единая, святая, католическая, апостольская, римская церковь. — мы не найдем выражения более благородного, более возвышенного или более божественного, чем фраза, которая называет это «Мистическое Тело Иисуса Христа» ». Догматическая конституция Второго Ватиканского Собора, Lumen gentium (1964), далее провозглашает, что «одна Церковь Христа, которая в Символе веры провозглашается единой, святой, католической и апостольской … создана и организована в мире как общество, существует в католической церкви, которой управляет преемник Петра и епископы в общении с ним «. Точно так же энциклика Папы Пия IX, Singulari Quidem , утверждает в том же духе: «Существует только одна истинная святая католическая церковь, которая является Апостольской римской церковью. Господь … Вне Церкви никто не может надеяться на жизнь или спасение, если его не оправдывает незнание, находящееся вне его контроля ». Это также обычная тема в католической религиозной и катехетической литературе: «Святая католическая и апостольская церковь — единственное стадо, единственным пастырем которого является Иисус Христос, Сын Божий». (Католическая книга молитв, стр. 236, «Одно стадо, один пастырь»)
В декларации Конгрегации доктрины веры 2007 года разъясняется, что в этом отрывке «существование» означает эту постоянную, историческую преемственность и постоянство всех элементов, установленных Христом в Католической церкви, в которой Церковь Христа конкретно находится на этой земле », и признал, что благодать может действовать в религиозных общинах, отделенных от католической церкви из-за некоторых« элементов освящения и истины »внутри них, но также добавил:« Тем не менее, слово «существует» может быть только приписывается только католической церкви именно потому, что это относится к знаку единства, которое мы исповедуем в символах веры (я верю … в «единую» церковь); и эта «одна» церковь существует в католической церкви. »
Католическая церковь учит, что только корпоративные объединения христиан, возглавляемые епископами с действующими священными сановниками, могут быть признаны «церквями» в собственном смысле. В католических документах общины без таких епископов формально называются церковными общинами .
Что Такое храм- Значение Слова храм
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
Им. | хра́м | хра́мы |
хра́ма | хра́мов | |
хра́му | хра́мам | |
хра́м | хра́мы | |
Тв. | хра́мом | хра́мами |
Пр. | хра́ме | хра́мах |
храм
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -храм-
.
Семантические свойства
Храм
Значение
- религ. здание, предназначенное для проведения богослужений и религиозных обрядов ◆ Не в силах воспитать сироту на свои средства, они тайно передали его в буддийский храм Кофукудзи, а настоятель храма китайский монах Ниедзе с готовностью принял мальчика. )
- перен. место, где происходит служение чему-то высокому ◆ Театр обожали и дети, и взрослые, это был настоящий храм искусства. Татьяна Ковальская, «Действующие лица и исполнители», 1998 г. (цитата из )
- перен. область, сфера высоких духовных ценностей ◆ С юга пешком привела его страсть // В дальнюю нашу столицу ― // Думал бедняга в храм славы попасть ― // Рад, что попал и в больницу! )
Гипонимы
- церковь, собор, костёл, мечеть, синагога
Родственные слова
Ближайшее родство |
|
Перевод
здание для служения богу |
|
церковь |
|
перен. |
|
храм // Мультимедийный лингвострановедческий словарь «Россия». — М. : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2014—2017.
Существуют ещё часовни, колокольни, трапезные и др.
Есть ещё несколько слов, о значении которых часто спрашивают, когда речь заходит о храмах и церквях. Не все эти явления должны находиться в одном списке. Но раз возникает такой вопрос, нужно дать пояснение.
Часовня — это храм в миниатюре. Здесь может быть колокольня, кресты, купола, иконы. Но в ней не совершают литургии. Нельзя, потому что нет престола. То есть это неполноценный храм, но тоже культовое строение.
Часовню могут возвести на памятном месте. Скажем, если там погиб какой-то выдающийся человек, либо случилась крупная катастрофа, а может, наоборот, совершилось нечто чудесное.
Часовня Казанской иконы Божьей Матери (г.Иркутск)
Часто часовне регулярного штата, отсутствует ограда, а сами строения возводят возле кладбищ.
Теоретически каждая часовня может стать полноценным храмом, если в ней сделать придел и алтарь. Маленькие храмы иногда называют «храм-часовня».
Часовня может стать храмом, если в ней сделать алтарь с приделом
Колокольня — высокая башня с колоколом. Может быть зданием, стоящим отдельно. Но не обязательно.
Колокольня Казанского мужского монастыря (Тамбов)
Звонница — строение с колоколами. Тоже может стоять отдельно, а может выступать частью другого сооружения. В отличие от колокольни не является башней.
Звонница Ростовского кремля
Трапезная — помещение для приёма пищи. Может быть отдельным зданием на территории храма или монастыря.
Трапезная Саввино-Сторожевского монастыря
Монастырь — здание или архитектурный комплекс, на территории которого проживают монахи (или монахини). На его территории может быть и собор, и церкви, и колокольни, и трапезные. А ещё обязательно есть кельи для проживания, возможны и другие сооружения. Обитель — это синоним монастыря. Лавра — название самых крупных, старых и влиятельных монастырей.
Свято-Боголюбский женский монастырь
В словаре Фасмера Макса
це́рковьж., род. п. це́ркви, народн. це́рква, укр. це́рква, блр. це́рква, др.-русск. цьркы, род. п. -ъве, ст.-слав. црькы, род. п. -ъве ἐκκλησία, ναός (Остром., Клоц., Мар., Рs. Sin., Супр.), болг. цръ́ква, че́рква, сербохорв. цр̑ква, словен. cèrkǝv, польск. cerkiew, н.-луж. сеrkеj, полаб. саrḱоi, саrḱеv. Отличный хронологический слой представляют чеш.-цслав. циръкы, род. п. -ъве (Киевск. листки, Рs. Sin.), др.-словен. circuvah, местн. мн. (Фрейзинг. отрывки), чеш. církev, в.-луж. суrkеj.Источник предполагают в гот.-арианск. *kirikô «церковь» (Бернекер I, 132; Уленбек, AfslPh 15, 484; Стендер-Петерсен 424 и сл.) или в др.-бав. kirkô – стадия, предшествующая д.-в.-н. chirihha (Шварц, AfslPh 40, 288 и сл.; 42, 305; Рудольф, ZfslPh 18, 266; Нахтигал, Starocerkv. Štud. 67; Брюкнер 59). Источником герм. слов является греч. κυρικόν из κυριακόν (Кречмер, КZ 39, 542 и сл.; «Glotta» 26, 63 и сл.; Клюге, РВВ 35, 125 и сл.). Исторически более оправданная д.-в.-н. этимология сопряжена с бо́льшими фонетическими трудностями, чем объяснение из гот.; см. Стендер-Петерсен, ZfslPh 13, 250; Миккола, Мém. Sос. Néophilol. 7, 271; Мейе – Вайан 78. Неприемлема этимология из др.-сакс. kirikа или др.-сканд. *kirka, вопреки Кнутссону (GL 62), Мейе (RS 2, 69); см. Кипарский 246. Точно так же неприемлемо толкование как заимств. через народнолат. *суriса, вопреки Богачу LF 35, 440 и сл.), Скоку (ZfslPh 2, 398), или непосредственно из греч. κυρικόν, вопреки Богачу (там же). Абсолютно неверно произведение слав. *сьrkу из рум. biserică, вопреки Гуннарсону (Кirсhе, Uррsаlа Univ. Årsskr., 1937); см. Фасмер, ZfslPh 14, 464; Пирхеггер, IF 57, 68 и сл.; Унбегаун, ВSL 38, 135.
Виды православных храмов
Собор
Итак, чем отличается храм от собора? Статус собора обычно получают самые крупные или значимые храмы города или монастыря. Если город большой, то в каждом районе выбирается свой собор, например, в Санкт-Петербурге более пятнадцати соборов. Также соборами называют те храмы, в которых располагаются или когда-либо располагались епископские кафедры. Ещё к соборам относят крупные мемориальные церкви, такие, как “Спас на крови” в Санкт-Петербурге или собор Василия Блаженного в Москве.
Собор может не отличаться по размерам от обычного приходского храма. Его особенностью является то, что собор рассчитан на богослужение, совершаемое собором духовенства во главе с епископом, архиепископом или патриархом. Собор это почти всегда храм с несколькими престолами, поэтому службы в них могут вестись параллельно, собирая большое количество верующих.
Церковь
Церковь как синоним храма — это основной и самый распространённый вид культовых христианских сооружений. Она имеет три части: алтарную, где находится алтарь и располагается во время службы духовенство; центральную, где молятся прихожане; и притвор — некое «преддверие». Три части храма собой олицетворяют Небо или Рай (алтарь), землю тварную (центральная часть) и землю греховную, еще не обновленную (притвор).
Если позволяет ландшафт, алтарная часть храма всегда обращена на восток. Если нет, то на север или юг, но никогда — на запад. Это напоминает верующим о том, что Христос — Солнце мира. Часто алтарную часть храма сравнивают с Сионской горницей — местом, где впервые совершилась Евхаристия.
Алтарь от центральной части отделяет иконостас. Часто центральную часть называют “нефом” — кораблём, который несёт всех верующих ко спасению. Если алтарь символизирует Божественное начало, и его иногда называют “Небом на земле”, то неф — это начало человеческое. Здесь молятся верные или люди, уже принявшие крещение.
Притвор символизирует землю греховную. Традиционно здесь молятся люди, готовящиеся ко крещению, или те, на кого наложили епитимью — наказание за серьёзные грехи. В современных обстоятельствах когда храмы переполнены такое деление редко соблюдается. Свечные лавки также иногда располагаются в притворе (или выносятся во двор). Три части храма нередко называют тремя ступенями в жизни христианина. Притвор — вход в духовную жизнь, центральная часть — борьба со грехом, и алтарь — жизнь вечная.
Существует несколько основных типов строения церквей. Храмы типа «базилика» — это вытянутые прямоугольные здания, символизирующее корабль спасения или Ноев ковчег. Церкви крестово-купольного типа характеризуются квадратной центральной внутренней частью, разделённой четырьмя колоннами на девять частей. Церкви в виде круга символизирует бесконечность и целостность Православной Церкви. Храмы в виде восьмиугольной звезды олицетворяет собой свет, который Церковь несёт в мир.
Часовня
Чем часовня отличается от храма и церкви? Часовня — это малый храм без алтаря. Из-за этого в часовне невозможно на постоянной основе совершать Литургию, только с использованием переносного алтаря. После Крещения Руси часовни часто ставились в местах, где раньше располагались языческие капища или другие почитаемые язычниками места. В наши дни часовни строят на памятных местах (например, на полях сражений), на кладбищах (часовни-усыпальницы), над святыми источниками (часовни-купели) и в местах, где нет возможности поставить храм — в глухих деревнях, в малонаселенных районах и так далее.
Чаще всего часовни используются для служения молебнов и панихид, чтения акафистов или часов. Отсюда и название “часовня”. Так же как и храмы, часовни освящаются в честь праздников, особо чтимых икон или святых.
Церковь как Тело Христово
«Христос глава Церкви, и Он же Спаситель (Ее) тела»(Ефес. 5, 23−26).
Церковь есть Богочеловеческий организм – Глава Христос, а люди составляют ее тело. Такое сравнение дает святоотеческая традиция. Как любое тело имеет разные члены и составы, так и в Церкви каждый член имеет свое место.
Святитель Иоанн Златоуст, указывая на тесную связь всего церковного организма, говорит:
«Члены нашего тела имеют каждый и свою частную деятельность и общую; равно и красота их есть общая и частная, и тогда, когда они, по-видимому, разделены между собою, на самом деле тесно соединены, так что с повреждением одного, повреждается и другой».
И продолжает, указывая на единство тела Церкви:
«Если разрушится тело, то не будет пользы от целости каждого из них порознь: глаз ли останется цельным, или нос сохранится, по расторжении союза не будет от этого никакой пользы, а если союз сохранится, то они, хотя бы и повредились, однако держатся и скоро выздоравливают».
Таинственное проявление жизни единого Богочеловеческого организма происходит в церкви каждый день. Каждый день в Церкви совершается исполнение всех смыслов — Божественная Литургия. На Литургии святого Василия Великого возносится молитва о единстве:
«Нас же всех, от Единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во Единаго Духа Святаго причастие…». Такое единение людей на земле возможно только в Церкви во святой Евхаристической трапезе. Через вкушение плоти Христовой и Его крови уничтожается преграда между тварью и Творцом. «Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снест от хлеба сего, жив будет во веки. И хлеб, егоже аз дам, плоть моя есть, юже аз дам за живот мира. Ядый мою плоть, и пияй мою кровь, во мне пребывает, и аз в нем» (Ин. 6:51, 56).
Божественная Евхаристия является средоточием всей церковной жизни и основой духовной жизни каждого православного человека.
В Церкви не возможно быть умозрительно, в Церкви нужно участвовать в Божественной Трапезе. Только тот, кто реально живет внутри Церкви, открывает для себя самого себя. Апостол Павел наставляет
«Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2 Кор. 13, 5).
Эти слова апостола можно отнести каждому к себе и спросить себя: а в Церкви ли я? Не в Церкви как организации, а как в Теле Христа?
В словаре Даля
м. стар. хоромы, жилой дом, храмина ж. Вшедше в храмину, Матф. | Храм и храм Божий, здание для общественного богослуженья, всякого исповеданья; церковь. Веи… стоящии во храме Господни, Псалтирь. Не весте ли, яко храм Божий есте, а дух Божий живет в вас? Кор. Телеса ваша храм живущаго в вас Св. Духа суть, там же. Храмы зиждутся во имя святого. Собирать на построение, украшенье храма. Сельский храмик, церковь. Храмища во имя Спаса. Абрам, Абрам, да не Божий же храм! Храмовой, к храму относящ. — праздник, престольный, когда празднуется святой, во имя коего построена церковь. Храминный, к храмине относящ. Храмоздание, самое дело, построенье церкви. -зданная, -здательная грамота, даваемое архиереем разрешенье на постройку церкви. -здатель, -ница, строитель, хозяин, коего иждивеньем храм строится.
В словаре Даля
м. церква, южн. зап. новг. место, здание для христианского
богослужения, храм, Божий храм. У нас церковь отличается от молитвенного
дома освященьем престола, заменяемого в походной, переносной церкви
антиминсом. Церковь не в бревнах, а в ребрах. Пойдем в церковь! — «Вишь,
грязно!» — Ну, в кабак! — «Уж разве как-нибудь под забором пробраться».
Соборная церковь, собор, бесприходная и главная. Сельская церковка.
Развалившаяся церквишка. Огромная церквища. Близко церковь, да далеко от
Бога, говорится о попе; здесь винит. пад. вместо родит. близко церкви.
Дома спасайся, а в церковь ходи. Не грози попу церковью: он от нее сыт
живет! Что больше народу в церкви, то он (ханжа) выше руку заносит. |
Общество одноверцев, единоверцев, одноисповедников, одной христианской
веры и самое исповеданье, вера. Церковь соборная, вселенская, общая
христианская, до раздела на исповеданья. Церковь восточная, греческая,
православная; — западная, католическая, римская. Церковь языческая,
церк. из обращенных язычников образованная. Церковь царская, стар.
ружная. — крестовая, в архиерейском доме. — походная, шатер, намет.
Церковный, к церкви принадлежащий, относящийся. Церковная утварь,
ризница. — ограда, земля. Церковное пение, служба, обряды; — праздник, —
звон, благовест. Церковный, в виде сущ. или церковник, церковница,
причетник и жена его; человек духовного звания, но не посвященный в сан.
| Ниж.-сем. сын церкви, православный и единоверец, не раскольник, а
посещающий церковь или прихожанин. | Церковник (в цвету), рогульник (в
семенах), растение Pedicularis; его в Троицын день набирают в церковь
пучками, твер. Церковников, церковницын, что лично их; церковничий,
церковнический, к ним относящ. Церковность ж. церковный быт, порядок и
обряды служенья; | принадлежность кого к церкви. Церквище ср. языческий
храм, требище, капище, идолище. Церквища, увеличит. Церковище ср. твер.
место срытой церкви, где обычно на месте престола ставится часовня.
Церковнослужитель, причетник, дьячок, пономарь, звонарь;
церковнослужительница, просвирня; церковнослужителев, что лично его;
церковнослужительский, к ним относящийся.
История основания
В Евангелии есть эпизод, когда Иисус беседовал со своими учениками, спрашивая их, за кого Его принимают. Отвечали по-разному, и только Петр, отвечая, сказал:
«Ты – Христос, Сын Бога Живаго». Господь соглашается с ним: как ты сын своего отца – Ионин, так и Я – Сын Отца Моего Небесного, эта тайна открыта тебе Моим Отцом, и тут же дает обещание апостолу: «ты – Петр (камень), и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах»(Мф.16:18-19).
Этот знаменательный эпизод многие толкователи полагают началом новозаветной Церкви.
Однако, есть и другое представление о Церкви, как предвечном Божием определении. Раннехристианский писатель Ерм пишет о ней, что «сотворена она прежде всего, и для нее сотворен мир». По учению святых отцов еще в раю, когда до грехопадения Адам общался с Богом, находился с Ним рядом, беседовал – это была первозданная Церковь.
Господь дал обетование – Завет — людям, потерявшим рай, вел и воспитывал Свой народ в Ветхозаветном вертограде богообщения. И в древней пустыне цвели редкие цветы богоискания, как поется, в «языческой неплодящей церкви». Пройдя долгий путь, полноты Церковь достигла только с момента Боговоплощения. Господь Иисус Христос осуществил ее в своих учениках в Пятидесятницу.
«И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого» (Деян.2:2–4).
История христианской церкви началась со схождения Духа Святого на апостолов во время праздника Пятидесятницы в Иерусалиме. Сказано, что в тот день, после Петровой проповеди крестились три тысячи мужчин и женщин. Так родилась первая христианская община.
Несмотря на гонения первых веков, христианская церковь быстро распространялась по всем языческим странам, окружавшим святой город Иерусалим. Апостольской проповедью, трудами, кровью и потом первых учеников все шире раскидывалась сеть Евангелия. Когда-то Иисус обещал им, что они из рыбаков станут «ловцами человеков» — и это исполнилось.
Толкуя 5 главу Евангелия по Луке, блаженный Феофилакт Болгарский говорит, что Синагога иудейская трудилась всю ночь и ничего не поймала, ночью было время без Христова света. Пришел Спаситель и по Его слову Петр и апостолы, поставленные на место законоучителей, закинули сеть Евангелия и уловили множество людей. Так много людей, что апостолам пришлось приглашать и еще соучастников — пастырей и учителей церквей.
«И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (Дяен.6:7).