Боголюбский женский монастырь

Церковь Покрова на Нерли

Дата возведения – 1165 год. Храм находится в месте впадения реки Нерль в Клязьму. Холм, на котором возвышается здание, насыпной. Вокруг него простираются луга, которые каждую весну заливаются водами реки Нерли. По этой причине экскурсии к храму чаще всего проводятся летом и осенью.

Здание было возведено довольно быстро – всего за одно лето. Высота церкви составляет около 21 метра.

Существует несколько теорий того, какая задумка лежала в основе строительства храма. Согласно первой из них, церковь была посвящена погибшему сыну Андрея Боголюбскогого Изяславу.

Вторая теория гласит, что храм воздвигли в честь победоносных сражений князя с войсками Волжской Булгарии. Материалом для строительства при этом послужили камни, привезенные с вражеской земли. Принято считать, что именно эта церковь была первой посвящена празднику Покрова Пресвятой Богородицы.

Церковь Покрова на Нерли

В 13-м веке совершались попытки разрушить здание с целью строительства колокольни. Однако работы прекратились, не успев начаться. В первый же день один из мастеров чуть не ослеп: в глаз ему попала оскалина, и чтобы вернуть зрение, строитель начал молиться, его неустанные просьбы длились многие часы подряд. Способность видеть возвратилась к мастеру, и это чудо спасло церковь от разрушения.

Красота сооружения сохранилась до наших дней. Наблюдать ее можно в старинном каменном декоре в виде львов и грифонов, символизирующих княжескую власть. Во внешнем оформлении здания среди множества рисунков можно увидеть изображение царя Давида. Также встречается маска Богородицы. Что касается интерьера, то из всего убранства сохранился лишь резной алтарь. К сожалению, фрески 13-го века не выдержали испытания временем и буквально превратились в прах.

Старинный каменный декор церкви

Заливные луга, которыми славится поселок, являются частью заповедной зоны.

Стены церкви таят в себе загадочный дух старины, благодаря которому интерес к памятнику архитектуры никогда не затухает.

Адрес: ул. Вокзальная, 10. Добраться от поселка до церкви можно пешком от железнодорожной станции (идти недалеко, всего 2 км). Другой вариант – доехать на конной повозке или доплыть на лодке (во время половодья).

Церковь Покрова на Нерли


объект культурного наследия Россиивыдающийся памятник владимиро-суздальской архитектуры домонгольского периода

Была построена в 1165 году по приказу Андрея Боголюбского в рекордные сроки – всего за один год. Место расположения храма уникально – в заливной низине слияния реки Клязьмы и Нерли (позднее русла рек значительно изменились). Перед древнерусскими зодчими стояла крайне сложная задача – обезопасить строение от весеннего паводка и затопления низины в период осенних дождей. В результате Церковь Покрова на Нерли была воздвигнута на 3-х метровом насыпном холме общей площадью 23 сотки.

До сегодняшнего дня в первозданном виде сохранился небольшой четверик и купол, венчающий его. Первоначальные внутренние росписи были утрачены в 1877 году при реставрации, а вот фасад со всеми статуями и лепнинами, украшающими его, дошел до наших дней со времен княжения Андрея Боголюбского

Особое внимание у туристов вызывают изображения грифонов и львов – но это ни что иное, как символы княжеской власти. Также в первозданном виде сохранился старинный резной алтарь

Адрес: Вокзальная ул., д. 10, Боголюбово, Владимирская обл., 601270

История монастыря

На тот момент, по общероссийской переписи населения 1897 года, из 605 жителей посёлка православных было 101. Чтобы просвещать христианством местных жителей, сюда пригласили очень харизматичного и яркого миссионера из Ярославской епархии архимандрита Зосиму (Рашкина), в миру Дмитрия. Старец родился в 1840 году в Черниговской губернии. В своей автобиографии он намекал на то, что был незаконно рождён от цесаревича Александра Николаевича Романова, будущего императора Александра II, и еврейской девушки, с которой царь познакомился в Чернигове. После обучения в военном училище и недолгой службы в армии он принял решение уйти в монастырь, и в 1870 году его постригли в монахи.

До Октябрьской революции женский монастырь располагался на этой горе. Сейчас здесь находятся уличный алтарь и часовня на месте бывшего Боголюбского храма, а справа под горой – святой источник, который бьёт раз в год 1 июля, в праздник Боголюбской иконы Богоматери. Фото: Павел Ворожцов

– На уральскую землю архимандрит Зосима прибыл осенью 1895 года, – рассказывает экскурсовод паломнического отдела Екатеринбургской епархии Наталья Ванькова. – И уже через девять месяцев он основал Боголюбский женский монастырь на горе рядом с селом Сарсы-Вторые. Здесь под горой стоял храм в честь Бориса и Глеба, вокруг этой церкви старец начинает обустраивать монастырь и строит Боголюбский храм. Каждую неделю к нему приходило до 600 человек. В 1900 году в обители было 90 насельниц, а 16 лет спустя уже 210 — 38 монахинь и 172 послушницы. Они жили в огромном сестринском корпусе, выращивали пшеницу и держали скотный двор. При обители работала школа, где грамоте и русскому языку обучалось более двухсот детей-иноверцев из окрестных деревень. Ещё было два приюта для девочек и мальчиков.

Дворец и палаты князя Андрея Боголюбского

Палаты великого владимирского князя являют собой уникальный памятник архитектуры 12-го столетия.

К сожалению, дворец не сохранился, за исключением лишь части построек. Комплекс был возведен почти одновременно с храмом Рождества Богородицы. Это первые строения, которые появились на берегу реки Нерль.

Дворец князя Боголюбского – единственное гражданское строение домонгольской Руси, дошедшее до наших дней и сохранившееся хотя бы частично.

Единственные фрагменты замка, которые сохранились до сегодняшнего дня, — это галерея и лестничная башня, ставшая местом гибели Андрея Боголюбского.

В своей загородной резиденции князь провел 17 лет. Здесь же летом 1174 года был убит своими политическими противниками, боярами Кучковичами. Заговорщики незаметно пробрались в спальню к князю, и начали избивать его, пока тот спал. Предатель-слуга заранее выкрал меч, лежавший под подушкой хозяина, из-за чего Андрей Боголюбский не мог отбиваться от противников. Решив, что с жертвой покончено, заговорщики покинули место преступления. Князь остался жив, но в тот момент, когда спускался по лестнице, он был замечен слугой и сброшен в бурьян.

Дворец и палаты князя Андрея Боголюбского

Замок долгое время считался утраченным. О том, что здесь располагались княжеские палаты, стало известно случайно. В 1954 году археолог Н.Н. Воронин обнаружил винтовую лестницу, которая вела в башню, а также полуразрушенный переход в церковь Рождества Богородицы. Храм составлял единый комплекс с замком, но сейчас от него осталась лишь цокольная часть.

О величественной красоте княжеских палат можно судить только по древним чертежам и записям. Благодаря многолетнему труду Н. Воронина облик княжеского замка перестал быть тайной. Согласно исследованиям, княжеский дворец был двухэтажным величественным зданием из белого камня, украшенного декоративной резьбой.

Дворец располагался на берегу реки Клязьмы, в южной части города. С этого места открывался чудесный вид на устье реки Нерли, что впадала в Клязьму, близлежащие леса и красоту бескрайних полей.

Помимо дворца и храма архитектурный ансамбль включал каменный киворий и оборонительные стены. Дворцовые постройки тянулись небольшими группами вокруг площади. Княжеские палаты соединялись с храмом арочными переходами с башнями. Внутри последних находились винтовые лестницы, по которым князь вместе со своими приближенными мог переходить прямо на церковные хоры.

Собор, также возведенный из белого камня, украшали резные рельефы, медная плитка, украшенная позолотой, оконные витражи. На храмовой площади располагался «святой шатер» с ликами Богородицы, под которым стояла чаша, предназначенная для освящения воды в память о явлении князю образа Богоматери. Дворцовый ансамбль окружали высокие (до 6 метров) земляные валы, на которых возвышались белокаменные стены и сторожевые башни.

Сейчас место гибели Андрея Боголюбского украшают картины, запечатлевшие это ужасное событие. После смерти князя дворец был разграблен, а в начале 13-го века здесь обосновался мужской монастырь. Когда, по указанию настоятеля, начались работы по расширению окон храма, монастырские своды не выдержали и обрушились. Спустя время на этом месте был заложен новый храм, а двухъярусная башня с галереей с тех пор являются частью Боголюбовского монастыря. На данный момент здесь установлена ниша в честь князя Андрея Боголюбского, который в 18-ом веке был причислен к лику святых. В нише стоит каменный стул, на котором всегда лежат свежие цветы.

Место убиения Андрея Боголюбского

Адрес: ул. Ленина, д. 51, территория Боголюбского женского монастыря.

Подробную информацию об этом месте можно узнать на сайте Владимиро-Суздальского музея-заповедника

History[edit]

It was built between 1158 and 1165 by the order of Andrey Bogolyubsky at the mouth of the Nerl River (where it flows into the Klyazma River).[citation needed

]Russian Orthodox Christians believe that Bogolyubovo was founded on the spot where Bogolyubsky saw a miraculous vision of theTheotokos , who commanded him to build a church and a monastery on this spot. Consequently, the Church of the Intercession on the Nerl was built here. The church has been on UNESCO World Heritage List since 1992. The Church of the Intercession on the Nerl in Bogolyubovo Bogolyubsky also commissioned the icon of the apparition of the Theotokos. This icon has been known as the Bogolubskaya Icon of the Theotokos.

After Bogolyubsky’s death, Bogolyubovo was ravaged and ransacked by Gleb of Ryazan in 1177. In the 1230s, the Mongols destroyed its fortifications.

In 1960–2006, Bogolyubovo had urban-type settlement status.[citation needed

Приют для несовершеннолетних (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

При монастыре в Боголюбово (фото подтверждают его красоту) существует приют для несовершеннолетних, с которым в последнее время было связано немало скандалов. В частности, в 2009 году в средствах массовой информации появились сообщения о побеге двух воспитанниц из монастырского приюта. Одна из них, 16-летняя Валентина Перова, вскоре объявилась, направив официальные обличительные письма президенту России, генеральному прокурору и патриарху Кириллу.

В октябре стало известно, что специальная комиссия, собранная по распоряжению патриарха Кирилла, исследовала ситуацию, которая образовалась вокруг приюта. Некоторые при этом утверждали, что скандал спровоцирован, а сам побег был провокацией, направленной против излишне консервативно настроенного архимандрита Петра (Кучера). В ноябре глава Следственного комитета Александр Бастрыкин выступил с предложением на законодательном уровне гарантировать соблюдение прав несовершеннолетних, которые содержатся в подобных монастырских приютах. Его слова стали результатом проведенной проверки по заявлению Перовой. В частности, она жаловалась на незаконное лишение свободы.

Итогом многочисленных проверок стали заявления о выявлении многочисленных нарушений в работе приюта. Его настоятельница была лишена права опекунства, при этом установить факты жестокого обращения монахинь с воспитанницами не удалось, хотя они также упоминались в письме Перовой.

Следующей осенью из приюта сбежали еще две девушки, которым было по 17 лет. Они написали заявление в милицию. Вскоре в газету «Известия» обратился руководитель епархиального пансионата в Суздале отец Виталий Рысев с тремя воспитанницами, которые были в числе детей, переведенных в прошлом году из Боголюбского монастыря. Свидетели утверждали, что детей били ремнем, из комнат постоянно доносился плач, у многих детей, прибывших в Суздаль, на руках и ногах были обнаружены отпечатки от ремней. Павел Астахов, занимавший на тот момент пост уполномоченного по защите прав детей, пообещал расследовать издевательства над детьми. Еще одна воспитанница этого приюта рассказывала, что его наставники внушали детям, что в России восстановлена монархия, а кто-то из них (мужского пола) в будущем станет новым царем.

В октябре 2010 года стало известно, что владимирский архиепископ Евлогий распорядился прекратить любое пребывание детей в монастыре, даже если они там находятся с родителями.

Закрытие и восстановление

Афанасий Сахаров, ставший последним настоятелем обители, закрытой большевиками в 1923 году, позже причислен к лику святых. Новые хозяева не только сбросили колокола, разорили храмы, осквернили святыни, но и разогнали монахов, некоторые из них были мученически казны.

Некогда прекрасные здания превратили в больницы, школьные классы, почтовое отделение, милицейский участок и даже консервный завод с рабочими цехами, складами и овощехранилищами.

Через 70 лет святыню возвратили монахам во главе со схиигуменом Никодимом, 14 января 1997 года сюда вошел Архимандрит Петр (Кучера) и 60 монахинь из Задонского Преображенского монастыря. Появилось две обители: женская и мужская.

На сегодняшний день Боголюбский монастырь возглавляет игуменья Антония (Шеховцова), под ее покровом проживают 170 насельниц с духовным наставником архимандритом Петром (Кучером) и старшим священником иеромонахом Германом.


Колокольня Всех Святых с надвратной Успенской церковью

Восставшая из руин Свято-Боголюбская женская обитель по праву считается русским центром православной духовности, привлекающей красотой туристов и древними святынями паломников всего мира. В результате реставрации храмовые помещения были оштукатурены, гранит и мрамор использовали для укладки пола, белый мрамор — для украшения:

  • алтаря;
  • престола;
  • жертвенника;
  • солеи;
  • горнего места.

Как добраться до монастыря

Монастырь находится в поселке Боголюбово Суздальского района Владимирской области.

Как добраться

Доехать до обители несложно.

Из Москвы:

  1. До Владимира на поезде с Курского вокзала. Этот путь занимает от полутора часов до двух с половиной. Оттуда на местных маршрутах от Владимирского хлебозавода до Боголюбово.
  2. На автобусе — со Щелковского вокзала.
  3. На автомобиле — по трассе М7 мимо Владимира и далее по указателям Нижний Новгород – Боголюбово.

Удобно начать путешествие по Святым местам из Владимира.

Затем оттуда:

  1. На электричке до Вязников и Коврова. Ехать всего 4 остановки. Далее от вокзала — пешком.
  2. На автобусе. Несколько маршрутов идут мимо центра на Соборную площадь примерно каждые полчаса.

Где остановиться

Есть возможность остановиться в самом монастыре – в гостинице (там же можно и пообедать в трапезной) или во Владимире, где найдутся отели на любой вкус и кошелек. Нужно помнить, что Боголюбово пользуется большой популярностью у туристов и паломников, и лучше забронировать номера заранее.

References[edit]

  1. ^ abcde Russian Federal State Statistics Service (2011). Всероссийская перепись населения 2010 года. Том 1 . Всероссийская перепись населения 2010 года (in Russian). Federal State Statistics Service.
  2. «Об исчислении времени». Официальный интернет-портал правовой информации (in Russian). June 3, 2011. Retrieved January 19, 2021.
  3. Почта России. Информационно-вычислительный центр ОАСУ РПО. (Russian Post ). Поиск объектов почтовой связи (Postal Objects Search ) (in Russian)
  4. Russian Federal State Statistics Service (May 21, 2004). Численность населения России, субъектов Российской Федерации в составе федеральных округов, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов – районных центров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более человек (XLS). Всероссийская перепись населения 2002 года (in Russian).
  5. Всесоюзная перепись населения 1989 г. Численность наличного населения союзных и автономных республик, автономных областей и округов, краёв, областей, районов, городских поселений и сёл-райцентров . Всесоюзная перепись населения 1989 года (in Russian). Институт демографии Национального исследовательского университета: Высшая школа экономики . 1989 – via Demoscope Weekly .
  6. UNESCO. World Heritage. White Monuments of Vladimir and Suzdal

Палаты Андрея Боголюбского

Свято-Боголюбский монастырь известен тем, что в нём сохранилась часть загородной резиденции князя Андрея Боголюбского. Это единственное уцелевшее здание древнерусской гражданской архитектуры.

Палаты Андрея Боголюбского, церковь Рождества Пресвятой Богородицы и часовня-киворий

По свидетельствам современников, дворец князя в Боголюбове был просто великолепен. Летописи сравнивают его с храмом Соломона. В центре двора возвышался белокаменный собор во имя Рождества Богородицы. Он был соединён башнями и галереями с покоями князя и крепостью, окружавшей резиденцию.

А сама крепость была окружена кольцами каменных стен, валов и рвов.

Собор во имя Рождества Богородицы украшала каменная резьба, он сиял медью и позолотой, внутри его были  керамические полы, а в окнах – витражи.

Палаты Андрея Боголюбского, белокаменная резьба XII века

Князь Андрей прожил в Боголюбово 17 лет своего владимирского княжения. Здесь же принял мученическую смерть от своих политических противников.

Погиб он ночью на 29 июня 1174 г. в лестничной двухъярусной башне. Та самая башня и галерея из неё – крытый переход на хоры церкви – единственное, что дошло до наших дней от обширной и богатой резиденции князя. И то лестничную башню обнаружили под более поздними наслоениями случайно в середине прошлого века.

Вид на палаты Андрея Боголюбского. Справа – Трапезная церковь Благовещения, 1683 года

Шатровая колокольня над башней была возведена в XVIII веке.

Палаты Андрея Боголюбского. Лестничная башня с шатровой колокольней и церковь Рождества Богородицы

Но не она привлекает внимание туристов, а сама белокаменная галерея с аркой и башня с лестницей, вьющейся вокруг колонны. Здесь возле лестницы – ниша, где лежало тело князя

Там стоит каменный стул, на котором всегда лежат свежие цветы…

Палаты Андрея Боголюбского, возведённые в 1158 — 1165 годах

В XVIII веке Андрей Боголюбский был причислен к лику святых.

Палаты князя Андрея – уникальный памятник древнерусской гражданской архитектуры XII века. Они внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и используются совместно Свято-Боголюбовским монастырём и Владимиро-Суздальским музеем-заповедником.

В наши дни Свято-Боголюбский монастырь является одним из духовных центров Русской земли. Здесь проводят и богослужения, и экскурсии для туристов. Монастырь входит в число достопримечательностей Золотого кольца России, его ежегодно посещают тысячи туристов и паломников.

Очень хотелось бы побывать тут ещё раз, когда дети немного подрастут и станут понимать больше – да с экскурсоводом, чтобы подробно рассказал и объяснил, где, что и как. Дети должны знать историю не только по учебникам. Так она становится ближе и реальнее.

Колокольня с надвратной церковью Успения Пресвятой Богородицы и Святыми воротами

Кстати, при монастыре есть Безплатная трапеза (по понятным причинам сохраняю орфографию, принятую в РПЦ) – для паломников и нуждающихся. Можете смело зайти туда и пообедать. А ещё там стоит чаша, куда можно положить деньги для нуждающихся. Или взять их, если Вы действительно в крайней нужде.

После посещения Свято-Боголюбского монастыря мы отправились к Церкви Покрова на Нерли. Вокруг неё был великолепный разлив, но, надеюсь, Вы уже познакомились с моими впечатлениями о прогулке по воде к этому храму.

Свято-Боголюбский монастырь. Разлив в начале мая 2013 года

Интересный рассказ о посещении Боголюбского монастыря можете почитать в блоге Галины Лукас. А на сайте Дорогами Срединного пути можно посмотреть красивые фото Боголюбово и монастыря.

Как найти. Находится Свято-Боголюбский монастырь в посёлке Боголюбово Суздальского района Владимирской области. Это совсем рядом от Владимира, буквально в паре километров.

Из центра Владимира ехать по Большой Нижегородской – эта улица далее переходит в дорогу до самого Боголюбово.  Трасса Е22/М7. Монастырь виден сразу при въезде в посёлок. Координаты N056 11.814, E040 32.118.

Свято-Боголюбский монастырь очень значимое место для истории нашей страны. И, надеюсь, если Вы там ещё не были, то тоже захотите побывать.

——————

Схожие записи:

Древняя княжеская резиденция

Согласно древней легенде, повествующей об основании Боголюбова, у слияния вод Клязьмы и Нерли Андрею Боголюбскому снизошёл образ божьей Матери. После, у слияния рек, был возведён каменный град. А на месте явления образа Богоматери был заложен собор Рождества Богородицы. Согласно замыслу князя, это должен был быть небольшой город-крепость, с хорошими военными укреплениями.

Собор Рождества Богородицы

Собор Рождества Богородицы и северный комплекс пристроек в XII веке Реконструкция В К Емелина

Рождественский собор стал центральной частью всего княжеского ансамбля. При его строительстве князь Андрей был весьма щедр, благодаря чему храм получился грандиозным! По убранству и всецелому великолепию своему он походил на Успенский собор во граде Владимире. А летописцы, восхищённые новым собором сравнивают его в своих трудах с храмом царя Соломона!

Рождественский собор был одноглавым, а его крышу и единственную главу покрывали листы золота. Снаружи собор был отделан искусной резьбой по камню, запечатлевшей женские и львиные маски. Аркатурный пояс окружавший храм был украшен драгоценными камнями и позолотой. Площадь около храма была устлана шлифованными белокаменными блоками, а возле ворот была установлена огромная большая чаша для освещения воды. Древние мастера вырезали её из единого куска камня.

Вырезанные из камня женскме лики

Рождественский собор обильно украсили драгоценностями, золотом и серебром. Многообразие церковной утвари, выполненной искусными мастерами-умельцами создавало внутри храма неповторимую атмосферу. Окна украшали витражи, а пол устилала керамическая плитка. Великолепные фрески храма восхищали своей красотой и грандиозностью.

Княжеские покои

Великокняжеский замок в Боголюбове

Кроме собора Рождества Богородицы в княжеской резиденции располагалось ещё несколько значимых архитектурных объектов. Во-первых, это замок Князя Андрея Боголюбского, состоявший из двух этажей и примыкавший к Рождественскому собору при помощи галереи (к правой части собора, относительно входа в него).

Княжеский замок поражал иностранцев своим великолепием. Верхние княжеские покои были связаны галерейным переходом с собором Рождества Богородицы и имели выход напрямик в церковные хоры. Многих иноземных гостей приводил в это место великий князь, а после, иностранные послы разносили по всем странам весть о невиданном доныне по красоте белокаменном граде – Боголюбове, и о его властителе – Андрее Боголюбском!

Окрестные строения

С противоположной стороны собора, при помощи подобной галереи была пристроена башня лестничного типа. Как и храм, она впечатляла своими формами и красотой.

Великое многообразие строений входило в замковый архитектурный комплекс и окружало его. Наиболее значимыми из них являлись: церковь святого Леонтия, построенная на некотором отдалении от собора Рождества Богородицы и каменные ворота монастыря, венчавшиеся надвратной церковью имени Андрея Первозванного. Вокруг всего этого великолепия были насыпаны земляные валы и прорыты рвы. А самым надёжным укреплением служила круговая каменная стена.

Церковь Иоакима и Анны в Боголюбове

Строительство храма было завершено в 1857 году. Если в первое время здание находилось в центре города, то сейчас оно стоит вблизи трассы Масква-Уфа. Свое название церковь получила неслучайно – Иоакимом завали отца Девы Марии, Анной – мать. Строительство продолжалось необычайно долгий срок – целых 50 лет. В 1939 году церковь закрыли, а вскоре она вовсе была разрушена. Однако большая часть здания все же уцелела: в советский период здесь размещался кинотеатр, затем склад и магазин. В 90-х годах, когда атеизм перестал быть частью государственной идеологии, начались реставрационные работы, которые из-за недостатка финансирования продолжаются до сих пор.

Церковь Иоакима и Анны в Боголюбове

Церковь Иоакима и Анны часто посещают супружеские пары, которые молятся о даровании им детей.

Адрес: ул. Ленина, 48. Режим работы: понедельник – воскресенье с 8:00 до 18:00.

Описание Боголюбского монастыря

Чудотворная икона Божией Матери, написанная по повелению святого князя Андрея (см. 18 июня), находится в соборном храме ее имени, построенном в 1866 году в византийском стиле; икона писана на кипарисе и имеет в вышину 2 ½ аршина, а в ширину 11/2 аршина. С нею ежегодно 21 мая, при громадном стечении народа, совершается крестный ход в город Владимир.В память явления святому князю Божией Матери, в монастыре в 1158 году установлен 18 июня праздник, который торжественно отправляется и доныне. Северная сторона Рождественского храма занимает бывшую моленную святого князя Андрея, убиенного в примыкавших к ней сенях; в настоящее время здесь устроен придельный алтарь во имя святого князя. При монастыре имеются: школа, больница для братии и странноприимный дом — С.В. Булгаков Русские монастыри в 1913 г.// Русские монастыри. Центральная часть России, М., 1995.

Свято-Боголюбский монастырь — один из древнейших монастырей Русской Православной Церкви — был основан в 1155 г. св. блгв. кн. Андреем Боголюбским — первым после св. равноап. кн. Владимира собирателем Русской земли. Летом 1155 г. св. кн. Андрей переезжал из Киева во Владимиро-Суздальскую землю. В 10 верстах от Владимира кони, везшие чудотворную икону Пресвятой Богородицы, внезапно остановились, а ночью молящемуся князю явилась Богоматерь и повелела на этом месте основать храм в честь Своего Рождества и обитель для иноков, а чудотворную икону поставить во Владимире. С этого дня Владимирская икона стала главной святыней и символом Святой Руси, а Владимиро-Суздальская земля — центром Русского государства. Тогда же по княжескому повелению была написана Боголюбивая (или Боголюбская) икона Божией Матери в том виде, как Владычица явилась св. кн. Андрею в ночном видении. Икона эта (находящаяся ныне в Свято-Успенском Княгинином женском монастыре г. Владимира) прославилась многими чудесами, многочисленные списки ее также являются чудотворными.Летом 1174 г. князь был убит заговорщиками. Место мученической кончины святого князя (в лестничной башне Боголюбского замка) сохранилось до наших дней.

1588 г.1680 г.1690 г.1913 г.1891 г.1921 г.Собор Боголюбской иконы Божией Матери

После революции наступили годы запустения, были разорены храмы, сброшены колокола, осквернены святыни. Монашествующих разогнали, многие из них приняли от рук безбожников мученическую кончину. В монастырских корпусах разместились школа, больница, почта, отделение милиции, консервный завод, а в храмах — хранилища и склады.В 1991 г. часть монастырских зданий была передана Русской Православной Церкви. В июле 1991 г. во время перенесения мощей прп. Серафима Саровского в Дивеево крестный ход заходил в обитель. Мощи были поставлены на паперти собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери, и Святейший Патриарх Алексий II служил перед ним молебен в благословение новой обустроенной обители.За эти годы обитель преобразилась. Летом 1997 г. собор Боголюбской иконы Божией Матери был оштукатурен и побелен снаружи, а внутри было проведено паровое отопление. В соборе повешены паникадила, центральное из которых весит около 2 т, и еще девять малых боковых. В апреле 1999 г. накануне Пасхи в соборе Боголюбской иконы Божией Матери гранитом и мрамором выложен пол, белым мрамором — солея, алтарь, престол, жертвенник и горнее место. Идет восстановление росписи (отреставрированная площадь более 1200 кв. м). Возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, реставрируются келейные корпуса. Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. На колокольню подняты колокола весом 1 и 2,5 т, которые оглашают окрестности праздничным звоном.

Описание

Площадь построенного города составляла 3 га, он был окружен земляными валами и белокаменной стеной. В центре располагался Собор Рождества Богородицы, соединенный переходом с Лестничной башней. Это самое древнее сохранившееся строение в замке. От башни был устроен переход ко Дворцу князя Андрея. Фасады всех зданий были очень нарядны — украшены барельефами, фресками и деталями из позолоченной меди. Вся дворцовая площадь была покрыта плитами из белого камня.

То, что в XII веке на Руси был построен замок из белого камня, а не из дерева было исключительным случаем и многие историки долгое время не могли поверить в это (только раскопки, проведенные в 30-х годах XX века, полностью рассеяли их сомнения).

К настоящему времени на территории монастыря сохранились многие исторические здания, среди которых:

  • Собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 1751 году с остатками стен и основанием храма XII века
  • Галерея-переход и уникальная Лестничная башня, в которой от рук заговорщиков-бояр в 1174 году погиб князь Андрей
  • Фрагменты древних валов.

Среди более поздних строений: 

  • Трапезная церковь Благовещения XVII века
  • Пятиглавый Собор Боголюбской Богоматери, построенный в середине XIX века
  • Корпус монашеских келий XIX века
  • Надвратная церковь Успения Пресвятой Богородицы, Святые ворота и Колокольня 1841 года
  • Башни, ограды и стены XIX века.

Достопримечательности в окрестностях

Церковь Илии Пророка в Новом

Адрес: с. Новое, ул. Ильинская, 1 Телефон: Как добраться: из Владимира на автомобиле по М-7 до Боголюбово, в центре поселка на трехстороннем перекрестке — налево 3 км (25 мин.), или автобусе (1 ч.).

Деревянная церковь Илии Пророка в с. Новое существовала с XVII века. Через 100 лет прихожане решили построить новое каменное здание, для чего планировали разобрать и перенести недействующую Покровскую церковь.

Епископ дал на это разрешение, но, когда работы начались, человек, снимавший с купола крест, ослеп. Крестьяне оставили свое намерение, и тогда в селе снова появилась деревянная церковь.

Каменное здание удалось построить лишь в 1831 году. Именно оно сохранилось до наших дней.

Здесь хранятся иконы, которые, по преданию, были найдены прихожанами в заброшенном древнем храме и привезены в село. Среди них:

  • икона Божьей Матери;
  • икона святых великомучеников Георгия и Мины;
  • икона святого Алексия митрополита московского.

Церковь Николая Чудотворца в с. Ославское

Адрес: с. Ославское, ул. Красная Как добраться: из Владимира на автомобиле по М-7 до Боголюбово возле монастыря левый поворот, 3 км (30 мин.); на автобусе (1 ч.).

Первая церковь в честь Николая Чудотворца существовала в Ославском еще в XVII веке. Здание, которое посетители видят сейчас, было построено по указу епископа Ксенофонта в 1819 году.

Спустя 53 года здесь появилась колокольня. Церковь имеет три престола: в честь Николая Чудотворца, иконы Божией Матери и Архистратига Михаила.

В ризнице храма находится Евангелие, изданное в XI веке.

Боголюбский монастырь


Боголюбский монастырь.
1

Свято-Боголюбский женский монастырь – исторический и архитектурный памятник, уникальный комплекс зданий, построенных в 12-18 столетиях в лучших традициях русско-византийского зодчества. По легенде, место для святой обители указала Андрею Боголюбскому сама Богоматерь. Изначально князь отстроил здесь белокаменный собор и роскошный двухэтажный дворец.

По утверждению историков, столь величественных каменных построек в домонгольской Руси не было. Андрей Боголюбский был убит заговорщиками в своих покоях, предполагают, что монастырь организовали во искупление этого злодейства.

В разные годы святую обитель посещали высокопоставленные лица и монаршие особы. Здесь молились Иван Грозный, Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, отпевали Александра Невского, храм посещали русские цари Федор Иоаннович, Петр I, Николай II, заезжал живописец Андрей Рублев.

У монастыря долгая история и трудная судьба. Его не единожды грабили и разоряли, перестраивали и достраивали. После революции в обветшавших и полуразрушенных зданиях размещались различные учреждения и склады.

Лишь в 90-е годы прошлого века началось возрождение монастыря. Храмы восстановили, провели реставрационные работы, отлили новые колокола, разбили сад. Сейчас основу монастыря составляют белоснежные храмы под голубыми куполами, колокольня, киворий и уцелевшие фрагменты княжеского дворца. Ансамбль ошеломляет посетителей необыкновенной красотой, величием и торжественностью.

Адрес: Свято-Боголюбский женский монастырь, Боголюбово, Владимирская область, Россия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector