Церковь успения на покровке
Содержание:
- Описание
- Экскурсия в Парк покорителей космоса.
- Победители конкурса чтецов «В начале было Слово…»
- Как появилась в России эта икона?
- Описание и значение иконы
- Время разрушений и возрождения
- Успенская церковь построена в стиле «московского барокко»
- Святыни
- Участие в IX-м Межъепархиальном конкурсе чтецов на церковнославянском языке
- Сохранившиеся фрагменты и планы воссоздания
- Староста церкви
- Брейн-ринг, посвящённый окончанию учебного года
- История
- Сохранившиеся фрагменты и планы воссоздания
- Правила моления
- Первый храм Успения Пресвятой Богородицы построен ремесленниками
- Сейчас на месте церкви находится сквер
- Архитектор-реставратор заперся в церкви, препятствуя ее сносу
- Варфоломей Растрелли вдохновлялся Успенским храмом при строительстве Смольного собора
- Сохранившиеся фрагменты и планы воссоздания
Описание
Внутреннее убранство Крупное величественное сооружение храма Троицы на Грязех вместе с несохранившейся церковью Успения на Покровке, стоявшей западнее на той же стороне улицы, в значительной степени определяло облик этого участка Покровки.
Церковь построена с использованием приёмов и образцов архитектуры Ренессанса. Прямоугольный в плане 4-столпный храм с пониженными угловыми ячейками и колонным портиком был завершен монументальным купольным барабаном и высокой многоярусной колокольней над западным притвором.
Сохранились пилястровые портики большого ордера, на повышенных ризалитах в центрах восточного и южного фасадов храма, привлекающие внимание совершенством пропорций и пышной отделкой композитных капителей. По верху стен здание опоясано великолепным фризом с насыщенным лепным растительным орнаментом
Интересно решено крыльцо перед главным входом со стороны улицы, представляющее собой небольшую башенку с фигурным завершением.
В объём существующего здания вошли части стен церкви XVIII века и более позднего её северного придела.
Экскурсия в Парк покорителей космоса.
Воспитанники «Лествицы» посетили парк покорителей космоса
В минувшее воскресенье после литургии воспитанники воскресной школы вместе с педагогами, родителями и активными прихожанами отправились на экскурсию в Парк покорителей космоса.
По дороге дружно пели тропари, пасхальные часы и песню «Трава у дома». А уже приехав на место, вспомнили историю освоения космического пространства. Первое, что мы увидели в парке – это автобус ЛАЗ-695Б, который отвозил космонавтов к месту старта. Ему уже больше шестидесяти лет. Потом прошли на аллею с портретами космонавтов. Узнали, что среди них есть и наши земляки. Портреты К.Э. Циолковского и С.П. Королёва также есть на этой аллее. Ведь без усердия конструкторов полёты не смогли бы состояться. Побывали у стелы с памятником Юрию Гагарину…
Количество просмотров (9)
Победители конкурса чтецов «В начале было Слово…»
Победителей конкурса чтецов «В начале было Слово…» наградили в Саратовской духовной семинарии
25 мая 2021 года в актовом зале Саратовской духовной семинарии прошёл Межрегиональный научно-образовательный форум «Духовное возрождение общества и наследие святых Кирилла и Мефодия».
На форуме было заслушано Приветственное слово Высокопреосвященнейшего Игнатия, митрополита Саратовского и Вольского.
Владыка упомянул о вкладе просветителей славян в «ту культуру, которую и по сей день мы ценим, любим и стараемся приумножить» и пожелал всем творческих успехов…
Количество просмотров (8)
Как появилась в России эта икона?
Оригинальная чудотворная икона, согласно преданию, была привезена в Россию из Италии в годы правления Петра Романова. Легенда рассказывает о некоем безымянном юноше, уехавшем обучаться живописи в Европу. Вернувшись после обучения на родину, художник оставил на хранение своему родственнику, работавшему в одном из московских храмов, на хранение картину, которая сейчас известна как икона «Трех радостей». Предание вызывает массу вопросов. То, что молодой человек отбыл на обучение не в Голландию, как это было принято в те времена (то есть во время правления Петра Великого), а в Италию, можно объяснить. К примеру, он мог выехать туда из Голландии. Этот момент принципиален, поскольку увлечение итальянцами (художниками, архитекторами и скульпторами) у российских правителей наступило с середины правления Елизаветы. Во времена же Петра живописи обучались в Голландии.
Неясно и то, почему в предании отсутствует имя мастера. Во-первых, все, кто уезжал на обучение за счет, образно говоря, казны государевой, строго учитывались. Даже если мастер поехал учиться за собственные средства, то вернулся-то он к московскому родственнику – официальному священнослужителю. То есть установление имени художника не должно представлять сложности.
Описание и значение иконы
В сравнении с итальянским полотном икона Божией Матери «Три радости» имеет существенные отличия; Святая троица на иконе «Трех радостей» написана в традиционном для русской иконописи стиле.
В центре иконы – Богоматерь, держащая на руках Младенца Иисуса, по сторонам от Нее – св. Иосиф Обручник, предназначенный Ей в супруги, и юный Иоанн Креститель, ставший Предтечей Спасителя. Их воззрения излучают бесконечную страсть, каковую они отправляют Сыну Божьему.
Багряное одеяние Богоматери имеет особое значение: оно подчеркивает, что перед нами – Царица Небесная во всем Своем величии. Но взор Богоматери, как всегда на православных иконах, печальный и проникновенный; кажется, Она способна читать в глубине сердец тех, кто молится Ей о помощи.
Время разрушений и возрождения
После революции содержание храма легло на плечи прихожан, но богослужения продолжались до закрытия святыни в 1929 году.
Православную святыню превратили в обычное студенческое общежитие, а в Иверской церкви расположились комнаты детского сада. Прекрасные фрески оббили, частично замазали краской. В 1931 году были взорваны колокола.
В 1970 году в святых стенах стали работать художники Саратова, здесь были их мастерские, что спасло здание от разрушения.
Иконостас церкви Покрова Пресвятой Богородицы
В начале весны 1992 года по молитвам протоиерея В.Соловьева и прихожан Покровская церковь Божьей Матери в Саратове возвращается в лоно Православной Церкви. В недостроенном помещении левого придела с особым благоговением в апреле того же года было проведено первое богослужение на Лазареву субботу около временного иконостаса.
Начало 1999 года ознаменовалось установкой иконостаса с пятью ярусами в главном Покровской престоле, Иверский, и тогда еще Троицкий придел украсили трехъярусные иконостасы.
Важно! Престольный праздник Покрова Богородицы 14 октября 2000 года ознаменовался возложением уникальным событием — Святой Антиминс был возложен на алтарь главного престола. Чин положения совершил настоятель Покровского собора в Саратове протоиерей Василий Антипов
Им же возложен антиминс в левом приделе праведного Иоанна Кронштадтского
Чин положения совершил настоятель Покровского собора в Саратове протоиерей Василий Антипов. Им же возложен антиминс в левом приделе праведного Иоанна Кронштадтского.
В конце 2004 года Преосвященнейшим епископом Лонгиным был совершен Чин подписания антиминса, возложенного в правом приделе святого образа Божьей Матери «Иверская», Чин положения Святого Антиминса был совершен 4 января 2005 года протоиерей Василий Антипов.
Храмовые иконы Покровской церкви
В течение шести лет, с 1998 по 2004 год шло восстановление колокольни, высота которой составляет 44 метра, высота шпиля — 22 метра.
На заметку! Ныне в помещении колокольни открыт магазин «Покровская книга» предлагающий всем желающим широкий ассортимент духовной литературы.
2007 год стал продолжение реставрационных работ, во время которых заменен центральный купол, поставлены кресты на главки.
2008 год состоялось не только прекрасное обновление внешнего фасада, монтаж куполов, но и приобретение прекрасных паникадил, осветивших внутренние помещения церкви.
2012 год — обновляются росписи внутренних стен, купол главного престола украшает благословенный святой образ Господа Пантократора.
Успенская церковь построена в стиле «московского барокко»
Успенская церковь — сочетание красного кирпича и белого каменного кружева.
Она считалась построенной в стиле «московского барокко». Стиль предполагал широкое использование декора. Именно каменное кружево делало храм ярким и самобытным.
Яркий декор храма виден даже на старом черно-белом фото
Храм был очень высоким и имел два яруса. В нижней части церкви была церковь свт. Петра Московского и придел св. Иоанна Предтечи.
Собственно Свято-Успенская церковь — верхний ярус храма. Она имела 13 глав, или куполов. Это символизировало Христа и Его апостолов.
К храму была пристроена настолько величественная шатровая колокольня, что ее принимали за еще один храм. На второй ярус церкви вела лестница, здесь была устроена галерея. Входящие в храм любовались видами Москвы.
Многоглавая колокольня (справа) сама похоже на церковь
Святыни
Икона Божией Матери «Три Радости»
- Чтимая икона Божией Матери «Трех радостей»
- Икона преподобного Давида Гареджийского с частицей его мощей (имеет особую благодать помогать женщинам в недугах)
- Икона святителя Спиридона Тримифунтского
- Икона благоверных Петра и Февронии с частицами мощей
- Икона святителя Луки Крымского
- Частица мощей святого праведного Иоанна Кормянского
- Икона сирийских подвижников, основателей грузинского монашества
- Икона с частицей мощей святого Владимира, митрополита Киевского и Галицкого
- Икона Божией Матери «Иверская»
- Икона святителя Николая Чудотворца
- Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
- Частица мощей святого великомученика Меркурия
- Икона Покрова Пресвятой Богородицы
- Частица мощей святителя Филарета, митрополита Московского
- Образ Почаевской иконы Божией Матери со святыми преподобными Иовом и Амфилохием Почаевскими и частицами мощей преподобных
- Икона Божией Матери «Всецарица»
- Икона Божией Матери «Домостроительница»
Участие в IX-м Межъепархиальном конкурсе чтецов на церковнославянском языке
Воспитанники «Лествицы» приняли участие в IX-м Межъепархиальном конкурсе чтецов на церковнославянском языке «В начале было слово…»
Этот конкурс состоялся 22 мая в Саратовской православной семинарии. В трёх возрастных группах состязались учащиеся воскресных школ и православных гимназий Саратовской митрополии.
По обычаю доброе дело предварили молебном. Его совершили первый заместитель руководителя отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии иерей Алексий Степанов, а также священнослужители Покровской епархии протоиерей Александр Милованов и иерей Димитрий Попеко…
Количество просмотров (10)
Сохранившиеся фрагменты и планы воссоздания
На месте церкви на углу Покровки и Потаповского переулка находится сквер. Долгое время там была пивная, а потом летнее кафе от соседнего через дорогу ресторана. В XXI веке в бывшем доме причта находилась кофейня Starbucks, с 2014 года — грузинский ресторан «Саперави», в помещении которого открыт на обозрение единственный сохранившийся фрагмент стены уничтоженной церкви, примыкавшей к дому причта.
На месте храма ежегодно (начиная с 2017 года) на праздник Успения инициативной группой по воссозданию храма проводится молебен.
Сохранённые фрагменты храма
Два резных наличника и портал были сохранены и вмурованы в северную стену ограды Донского монастыря, когда в монастыре был устроен филиал Музея архитектуры имени Щусева.
Верхний иконостас 1706 года реставраторы перенесли в Новодевичий монастырь, где из его фрагментов был составлен иконостас и киоты в церкви Успения. Несколько икон попали в собрание ГИМа.
В 2004 году во время ремонта дома причта была найдена стена колокольни церкви Успения с фрагментами кирпичного и резного белокаменного декора. Реставраторы добились сохранения этих элементов, постановку их под охрану государства и реставрации.
Староста церкви
В 1812 году, когда Москва горела, церковь не пострадала, однако уже к середине 19 века храм Троицы Живоначальной на Грязех оказалась не в состоянии вместить всех прихожан. Поэтому староста церкви, благотворитель и Евграф Владимирович Молчанов, задумал перестроить ее на свои средства.
Евграф Молчанов был крупным предпринимателем, владельцем нескольких текстильных и ситценабивных фабрик в Москве и Подмосковье. Всю свою жизнь Евграф Владимирович помогал бедным, сиротам, своим рабочим.
И вот для осуществления своего замысла и построения храма он обращается к известному архитектору и своему другу М. Д. Быковскому.
Брейн-ринг, посвящённый окончанию учебного года
В воскресной школе «Лествица» прошёл брейн-ринг, посвящённый окончанию учебного года
30 мая после литургии в нашей воскресной школе отметили окончание учебного года. Ученики разделились на 3 команды для участия в брейн-ринге. Задания выполняли по очереди.
Ребята должны были показать знание Ветхого и Нового Заветов, церковнославянского языка, а также предметов «Устройство православного храма» и «Основы христианской нравственности». Вспомнили то, о чём говорили на уроках: « Что такое совесть?», « Кто такие миротворцы?», «Как читаются слова под титлами?», «Как называется чаша для причастия?» и др…
Количество просмотров (7)
История
Строительство храма
Построена в 1861 году по проекту известного московского архитектора М. Д. Быковского на средства надворного советника Е. В. Молчанова. Ей предшествовали 4 каменных храма, последовательно сменявших друг друга в XVI—XIX вв.
Деревянная церковь с престолом Василия Кесарийского известна на этом месте с 1547. Она стояла на заболоченном берегу небольшой речки Рачки, почему и получила название «грязи».
С 1619 года известен престол Покрова.
В 1649 году построена первая каменная церковь с обоими престолами.
В 1701 году построена вторая, с новым приделом Введения.
Летом 1742 года рухнула колокольня с нижней и верхней трапезной, вероятно оттого, что были выстроены на топком месте.
В 1745 году разрешено строить новую церковь без васильевского придела.
Престол Введения освящен в июле 1748, главный — Троицкий, в 1752 году.
В 1819 году теплая церковь разобрана и на средства Борисовской выстроена новая с престолами Собора Богоматери и св. Николая.
В 1855 — 1884 годах протоиереем церкви был Александр Соколов.
В 1899 году храм, построенный Быковским был обновлён и освящён 31 октября.
Советский период
В 1929 году храм был захвачен представителями так называемых «григорианцев» (образовавшими Временный Высший Церковный Совет — ВВЦС) во главе с лжемитрополитом Борисом (Рукиным).
В январе 1930 года храм Троицы был закрыт по решению Моссовета от 20 декабря 1929 года для занятия церкви под зернохранилище.
В середине 1950-х годов здание храма было переоборудовано под дом культуры. Купол и колокольня снесены. Внутренний объём здания был разделен перегородками и перекрытиями на множество помещений, помещавшихся на трех этажах. При этом своды северного придела были разрушены и достроен третий этаж. В центральном приделе был устроен киноконцертный зал со сценой на месте Алтаря.
В 1979 году на своде бывшего храма появилась трещина. Дом культуры решено было закрыть и провести капитальный ремонт. В 1980—1981 годах были проведены ремонтные работы и укреплён фундамент.
В начале 1990-х годов в здании размещался Центр досуга и отдыха московского областного комитета профсоюзов.
Возрождение храма
В 1992 году храм был возвращён Русской православной церкви. Проект реставрации был подготовлен В. А. Тишкиной и О. А. Данилиной.
В 2009 году закончилась реставрация фасадов, предстоит восстановление колокольни и центрального купола. Идут регулярные богослужения.
Сохранившиеся фрагменты и планы воссоздания
На месте церкви на углу Покровки и Потаповского переулка находится сквер. Долгое время там была пивная, а потом летнее кафе от соседнего через дорогу ресторана. В XXI веке в бывшем доме причта находилась кофейня Starbucks, с 2014 года — грузинский ресторан «Саперави», в помещении которого открыт на обозрение единственный сохранившийся фрагмент стены уничтоженной церкви, примыкавшей к дому причта.
На месте храма ежегодно (начиная с 2017 года) на праздник Успения инициативной группой по воссозданию храма проводится молебен.
Сохранённые фрагменты храма
Два резных наличника и портал были сохранены и вмурованы в северную стену ограды Донского монастыря, когда в монастыре был устроен филиал Музея архитектуры имени Щусева.
Верхний иконостас 1706 года реставраторы перенесли в Новодевичий монастырь, где из его фрагментов был составлен иконостас и киоты в церкви Успения. Несколько икон попали в собрание ГИМа.
В 2004 году во время ремонта дома причта была найдена стена колокольни церкви Успения с фрагментами кирпичного и резного белокаменного декора. Реставраторы добились сохранения этих элементов, постановку их под охрану государства и реставрации.
Правила моления
Молитва Трех Радостей должна читаться благоговейно и от чистого сердца — это главное требование. Господь милостив, Он прощает всех людей, все их согрешения, если они искренне в них раскаялись. Главное — желание исправить ситуацию и более не совершать грехов, дабы со временем в чистоте войти в Царствие Небесное.
Перед началом чтения молитвословия необходимо совершить Таинство исповеди и причастия, ведь Святая Троица не сможет пребывать в душе человека, обремененного грехами, следовательно, и молитва не поможет, какой бы пламенной она не была.
Перед высокочтимым ликом «Трех радостей» православными прихожанами храмов возносится искренняя и пламенная молитва Трех Радостей:
- О призывании помощи для себя и родных, близких людей, попавших в беду;
- О прощении совершенных грехов;
- Об укреплении в вере;
- О сохранении жизни военнослужащих, находящихся в полях боевых сражений;
- Об освобождении из вражьего плена;
- О спасении от неприятелей;
- О разрешении важных дел;
- Об исцелении от болезней;
- Об удачном замужестве и женитьбе;
- О даровании детей бесплодным парам;
- О возвращении ума людям, лишившимся рассудка.
Огромное значение имеет святая икона для людей, проживающих в других странах, попавших в сложные ситуации на чужбине.
Желательно иметь икону Трех радостей на домашнем иконостасе, который необходимо размещать в Красном Углу комнаты. Красный — значит Главный, Красивый, Божественный. Он должен быть виден при входе в жилище. Располагать его следует с восточной стороны и содержать в особой чистоте. Святая Троица (Отец, Сын и Святой Дух) во время молитвы должны озаряться огнем лампады или церковной свечи.
Необходимо помнить, что иконы — это не красочные картинки. С образов смотрят на нас лики людей, живших ранее нас и сумевших, несмотря на разные, порой мучительные напасти, сохранить веру в Бога. Рядом с Красным Углом не следует располагать картины, плакаты, зеркала, статуэтки, светильники и прочие элементы декора.
Ясно одно — справиться с жизненными невзгодами поможет искренняя вера и Отец Небесный, о предстательстве пред которым мы умоляем святых и особенно Богородицу — Царицу Небесную.
Предлагаем ознакомиться Медитация для денежного потока
Молитва пред иконой
О Пресвятая Дево, всеблагаго Сына Мати всеблагая, царствующаго града и святаго храма сего покровительнице, всем сущим во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная предстательнице и заступнице! Не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да всем нам, с верою и умилением поклоняющимся пред чудотворным образом Твоим, дарует по коегождо потребе радость: сущим в скорбех и печалех утешение, бедствующим милосердие, сущим в многонедужии нечаемое исцеление и укрепление.
О Госпоже Пресвятая, умилосердися ко всем чтущим всечестное имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление: всякому делу, Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с небесе ниспосли. Младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к приятию всякаго полезнаго учения. От домашния брани и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани.
Супружества в любви и единомыслии сохрани и от вражды единокровных миром и любовию огради. И всем нам даждь друг ко другу любовь, мир и благочестие, и здравие с долгоденствием. Преставившияся в вере и покаянии от жития сего со ангелы и всеми святыми жити сотвори, да вси на Небеси и на земли ведят Тя яко твердую и непостыдную Предстательницу нашу, рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Первый храм Успения Пресвятой Богородицы построен ремесленниками
Храм Успения Божией Матери на Покровке известен с XVI в. Возникла она в Котельной слободе. Котельники — ремесленники, делавшие разную металлическую посуду — жили по левой стороне улицы Покровка.
Предполагается, что котельники с Покровки были даже поставщиками двора, делая посуду для царских нужд. Поначалу храм был деревянным.
С начала XVII в. по Покровке государь стал ездить во вновь устроенные резиденции: Измайлово и Рубцово. Поэтому и на улице стали поселяться состоятельные москвичи: купцы и бояре.
Изменение статуса улицы сказалось на храмовом строительстве.
В 1656 г. взамен деревянной Успенской церкви появилась каменная.
Но в 1688 г. случился большой пожар, и Успенский храм сильно пострадал. Тогда местный житель, купец Иван Сверчков, решил построить новый храм, больше размером и необычной архитектуры.
Он выстроил церковь на собственные деньги за три года — с 1696 по 1699 год. По желанию благотворителя для него в храм был сделан отдельный вход, прямо из сада Сверчковых: ведь он примыкал прямо к церкви.
Позже Ивана Сверчкова и похоронили в фамильной усыпальнице в Успенской церкви.
Сейчас на месте церкви находится сквер
До 1935 г. здесь была Успенская церковь
На месте храма, на пересечении улицы Покровка и переулка Потаповского, находится сквер. В сквере какое-то время работала пивная, затем летнее кафе.
Сохранился дом, где жили служители Успенской церкви. В нем была кофейня, затем — грузинский ресторан. Владельцы заведения не преминули использовать историю памятного места.
В заведении охотно показывают фрагмент стены бывшей церкви — ведь она вплотную примыкала к дому причта.
Остатки декора храма сейчас можно увидеть в Донском монастыре Москвы. Они являются частью ограды обители.
С 2017 г. в Москве развернулось движение за воссоздание Успенской церкви. Ведь сохранились и фотографии, и четрежи, и эскизы. Ежегодно православные верующие проводят молебен на месте храма в праздник Успения.
Архитектор-реставратор заперся в церкви, препятствуя ее сносу
В 1935 г. власти Москвы решили разрушить храм, памятник истории и культуры. Официальной причиной была объявлена «необходимость обеспечить проезд» по Покровке.
Против сноса протестовали архитекторы, деятели культуры.
Есть рассказ, что архитектор П.Барановский даже заперся в церкви, сказав:
Петр Барановский
архитектор должность
Зимой 1935 г. церковь была снесена. Предварительно демонтировали часть ее декора и иконостас в верхнем храме. Два наличника и лепнику с фасада передали в музей.
Интересно, что, снеся великое творения мастера Потапова, власти сохранили его имя за переулком рядом с бывшим храмом.
Варфоломей Растрелли вдохновлялся Успенским храмом при строительстве Смольного собора
Церковь, выстроенная крепостным мастером, восхищала не только простых москвичей, но и именитых архитекторов.
Василий Баженов, строитель Михайловского замка в Петербурге и Царицынского дворца, сравнивал Успенский храм с храмом Василия Блаженного.
Церковь вдохновила Варфоломея Растрелли на строительство Смольного собора в Петербурге.
На строительство Смольного собора Растрелли был вдохновлен Успенской церковьюХрам на Смоленском кладбище в Петербурге создан «по мотивам» Успенской церкви в Москве
Еще один храм северной столицы, созданный в подражание Успенской церкви – храм Воскресения Христова на Смоленском кладбище. Здесь в начале XX в. отпевали поэта Александра Блока.
Сохранившиеся фрагменты и планы воссоздания
На месте церкви на углу Покровки и Потаповского переулка находится сквер. Долгое время там была пивная, а потом летнее кафе от соседнего через дорогу ресторана. В XXI веке в бывшем доме причта находилась кофейня Starbucks, с 2014 года — грузинский ресторан «Саперави», в помещении которого открыт на обозрение единственный сохранившийся фрагмент стены уничтоженной церкви, примыкавшей к дому причта.
На месте храма ежегодно (начиная с 2017 года) на праздник Успения инициативной группой по воссозданию храма проводится молебен.
Сохранённые фрагменты храма
Два резных наличника и портал были сохранены и вмурованы в северную стену ограды Донского монастыря, когда в монастыре был устроен филиал Музея архитектуры имени Щусева.
Верхний иконостас 1706 года реставраторы перенесли в Новодевичий монастырь, где из его фрагментов был составлен иконостас и киоты в церкви Успения. Несколько икон попали в собрание ГИМа.
В 2004 году во время ремонта дома причта была найдена стена колокольни церкви Успения с фрагментами кирпичного и резного белокаменного декора. Реставраторы добились сохранения этих элементов, постановку их под охрану государства и реставрации.