Иоанн (крестьянкин)

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): биография

5 февраля, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, в возрасте 95 лет отошел ко Господу старейший насельник и духовник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, горячо всеми любимый старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Он преставился через несколько минут после принятия Святых Христовых Таин.

Отца Иоанна знают и почитают в самых разных странах мира. Словами невозможно выразить, что значил отец Иоанн для своих духовных чад и для всей Русской Православной Церкви. Последние годы, из-за возраста и болезней, он не имел возможности принимать всех жаждущих его совета. Однако письма из разных концов света продолжают приходить на адрес Псково-Печерского монастыря. Проповеди, книги отца Иоанна продолжают открывать новый, духовный мир для тысяч людей и приводить истосковавшиеся души к Богу.

Среди наиболее известных и популярный книг, составленный по его беседам и письмам можно назвать «Опыт построения исповеди», «Проповеди, размышления, поздравления», «Настольная книга для монашествующих и мирян», а также сборник «Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)». Беседы и письма отца Иоанна переведены и изданы на иностранных языках.

11 апреля 1910 года в городе Орле в семье Михаила Дмитриевича и Елизаветы Илларионовны Крестьянкиных родился восьмой ребенок. Мальчика назвали Иоанном в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Пустынника. Знаменательно, что в этот же день празднуется память преподобных Марка и Ионы Псково-Печерских. Еще в детстве Ваня прислуживал в храме, был послушником у известного своей монашеской строгостью орловского архиепископа Серафима (Остроумова). Когда Ване было два года, умер его отец Михаил Дмитриевич. Воспитанием сына занималась глубоко религиозная и благочестивая мама – Елизавета Илларионовна.

Архимандрит Тихон (Шевкунов). Об отце Иоанне (Крестьянкине)

18 мая 2005.

Недавно из Псково-Печерского монастыря позвонил мой духовник архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и сказал: «Вот, скоро я умру. Поэтому потрудись, напиши то, что ты помнишь и хочешь сказать обо мне. А то потом вы все равно будете писать и такого можете надумать, что будет как у бедного отца Николая, который и «котиков воскрешал», и другие небылицы. А тут я сам все просмотрю и буду покоен».

Исполняя послушание духовника, приступаю к этим запискам в надежде на то, что батюшка сам отделит пшеницу от плевел, подскажет что-то мною забытое, как всегда, исправит допущенные ошибки.

Не буду много писать о том, что значит для меня отец Иоанн. Вся моя монашеская жизнь неразрывно связана с ним. Он был и остается для меня идеалом православного христианина, монаха, любящего и взыскательного священника-отца.

Пересказать все, что случилось более чем за двадцать лет нашего общения, конечно, невозможно. Его духовные советы всякий может прочесть в трех недавно вышедших сборниках писем. С моей точки зрения, это — лучшее, что написано в области духовно-нравственной литературы в России за последние лет пятьдесят. Я же хочу рассказать о другом — о том, что мне известно не понаслышке.

Главным духовным качеством отца Иоанна для меня всегда был и остается не только его дар рассуждения, но и непоколебимая вера во всеблагой и совершенный Промысл Божий, ведущий христианина ко спасению. В одной из книг отца Иоанна эпиграфом были выбраны часто повторяемые им слова: «Главное в духовной жизни — вера в Промысл Божий и рассуждение с советом»

Как-то в ответ на мои недоумения батюшка писал: «Вот сейчас со вниманием читаю паремии, какая глубина: «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» — это премудрый Соломон на себе проверил (гл. 16, ст

9). И Вы еще не раз убедитесь в своей жизни, что это именно так, а не иначе».

Никому не навязываю своего мнения, но сам я глубоко убежден, что отец Иоанн — один из очень немногих живущих в наше время людей, которым Господь открывает Свою Божественную волю и о конкретных лицах, и о событиях, происходящих в Церкви и в мире. Наверное, это самое высшее проявление любви к Богу и преданности Его святой воле, в ответ на которые Господь открывает подвижнику-христианину судьбы людей, делает такого человека Своим сотаинником. Повторяюсь, никому не навязываю своего мнения, но к нему меня привели многие жизненные истории, связанные с отцом Иоанном. Да и не только меня одного. Самые мои близкие духовные друзья, покойные ныне отец Рафаил и игумен Никита, которые и познакомили меня с отцом Иоанном, в первую очередь благодарили Бога за то, что их духовником являлся человек, которому открыта воля Божия, и каждый из нас опытно испытал это на себе. Хотя, к несчастью, как это часто бывает в жизни, мы, даже зная волю Божию, не находим сил и решимости исполнить ее. Но об этом ниже.

В Троице-Сергиевой лавре

Когда давление советских властей стало особенно сильным, молодой иерей обращается за помощью к патриарху. Алексий I морально поддержал его и посоветовал обратиться к Служебнику и исполнять все, что там написано, и терпеть трудности окружающего мира. Как впоследствии признавался сам Иоанн, эти напутствия сильно помогли ему.

В 1946 году он переходит в Троице-Сергиеву лавру, расположенную в Подмосковье, в центре Сергиева Посада. Параллельно начинает учиться в Московской духовной семинарии на заочном факультете. Пишет кандидатскую работу о судьбе Серафима Саровского и его значении для религиозной и нравственной жизни того времени. Однако вскоре возвращается в Измайловскую епархию.

Защитить кандидатскую Крестьянкин не успевает: в 1950 году его арестовывают.

На карандаше у советской власти

Начал он как бухгалтер, став в 1944 псаломщиком, а 1945 был рукоположен в диаконы митрополитом Николаем (Ярушевичем) в Москве. Персона этого владыки Николая также интересна. Если Николай (Никольский) был все же радикально против примирения с советской властью, то Николай (Ярушевич), напротив, придерживался курса Сергия (Старгородского), и, более того, участвовал в переговорах со Сталиным в 1943 году о восстановлении патриаршества, возвращении священников и епископов из мест заключения. Эти переговоры в историю Церкви вошли, как «конкордат».

Однако сам отец Иоанн (Крестьянкин) был у советской власти «на карандаше». Что удивительно, попал под каток репрессий он только в пятидесятом году, то есть, на закате Сталина, и вышел из лагерей в 1955, то есть во времена атеистической кампании Хрущева.

Кстати, и время его заключения, и дальнейшая биография обрастала в том числе и политическими слухами. По одной версии, отец Иоанн был антисталинистом и вообще высказывался в 1953 году в том смысле, что «смерть Сталина – это праздник для русского народа».

По словам других «очевидцев», он уже значительно позже, говорил о том, что «не нужно осуждать Сталина, Сталин предстанет перед судом Божиим». Впрочем, и те, и другие свидетельства не подтверждены практически ничем, кроме «личных воспоминаний о беседах со старцем».

Что доподлинно известно, так это высказывание отца Иоанна по поводу кампании по закрытию храмов и борьбе с религией со стороны Хрущева: «не лишим себя храма, когда можем, но и с собою носить его поучимся: сердцем упражняйся в незлобии, телом — в чистоте, то и другое сделает тебя храмом Божиим».

Награды архимандрита

В 2005 году отцу Иоанну исполнилось 95 лет. К юбилею ему был вручен церковный орден преподобного Серафима Саровского, о котором он когда-то писал кандидатскую диссертацию в духовной семинарии.

К тому времени архимандрит был отмечен уже несколькими значимыми наградами православной церкви. В 1978 году получил Орден святого равноапостольного великого князя Владимира третьей степени, а в 1980 году – Орден преподобного Сергия Радонежского, тоже третьей степени.

Уже после распада Советского Союза, в 2000 году, был награжден Орденом святого благоверного князя Даниила Московского.

Тогда же, в 2000 году, на встречу с архимандритом ездил Владимир Путин, несколько месяцев назад возглавивший страну. Это говорит об уважении и значении, которое придавали старцу даже первые лица государства. В память о той встрече остались фотографии.

Вопросы ИНН

Стоит отметить только, что даже в советские годы множество партийных функционеров приезжали в Лавру, официально «познакомиться с традиционной русской культурой». Но и этот период в истории нашей страны миновал.

Наступила «перестройка», а потом и девяностые, которые на жизни всей страны отразились крайне тяжело. И здесь наступили и волнения в Церкви, в частности, по вопросу об ИНН. При этом волнения эти действительно могли грозить расколом.

Отец Иоанн, будучи действительно общепризнанным авторитетом в церковной среде высказался вполне определенно: «Дорогие мои, как мы поддались панике — потерять своё христианское имя, заменив его номером? Но разве это может случиться в очах Божиих? Разве у Чаши жизни кто-то забудет себя и своего небесного покровителя, данного в момент крещения? И не вспомним ли мы всех тех священнослужителей, мирян-христиан, которые на долгий период жизни должны были забыть свои имена, фамилии, их заменил номер, и многие так и ушли в вечность с номером. А Бог принял их в Свои Отеческие объятия как священномучеников и мучеников… для Господа же нет ничего дороже живой человеческой души, ради которой Он послал Сына Своего Единородного Христа-Спасителя. И Спаситель вошёл в мир с переписью населения».

Это сейчас сторонники позиции отказа от ИНН, потому что «там печать зверя», кажутся маргинальными и малочисленными группами, но в девяностых и в начале нулевых это течение было крайне популярным и многочисленным.

И одним из врачевателей этих волнений выступил именно архимандрит Иоанн (Крестьянкин). За что, кстати, если покопаться в Сети, до сих пор разного рода «ультра-крипто-истинно-православные» шлют отцу Иоанну свои проклятия, или же просто говорят о том, что эти высказывания про ИНН были сфабрикованы.

Жизнь в Церкви

В Москве протоиерей Александр Воскресенский стал духовным наставником будущего архимандрита, а круг общения включал Александра Москвитина, Василия Серебряникова, Константина Нечаева и Владимира Родина, которые впоследствии займут важные места в жизни РПЦ.

В то время Церковь переживала сложные времена — необходимо было идти на компромисс с властью, регистрировать храмы или же отправляться под арест. Протоиерей Воскресенский сумел наставить молодых людей, убедил не осуждать сотрудничающих служителей с коммунистами и задать будущим священникам правильное направление.


Книга архимандрита Иоанна Крестьянкина

Войну Иван провел в Москве, где чудом получил прописку. В армию и на фронт юношу не призвали из-за сильной близорукости, а с работы он ушел в 1944 году, полностью посвятив себя служению в храме. После смерти Воскресенского, игумен Соколов стал наставником Крестьянкина и помог ему понять свой дальнейший путь.

В 34 года он занял место псаломщика в столичном храме, а после года ответственной и горячей службы митрополит Крутицкий рукоположил его в сан диакона. Иоанн учился в богословской семинарии, которую окончил экстерном в 1945 году, а через несколько лет закончил и Московскую Духовную Академию.

Годы войны стали для не только временем обучения, но и возрастания — кругом была разруха, нищета и голод и людям был необходим свет Божий, который и нес священник Крестьянкин в мир.

Тюремный срок

Четыре месяца Крестьянкин провел на Лубянке и в Лефортово. В августе был переведен в Бутырскую тюрьму. Содержался в одной камере с уголовниками.

8 октября 1950 году ему был вынесен приговор. Крестьянкин был приговорен к 7 годам лагерей строго режима за антисоветскую агитацию по популярной в то время 58-й статье. Наказание отбывал в Архангельской области, в Каргопольлаге.

Солагерники вспоминали, что тюрьма его не сломила, он всегда передвигался легкой и непринужденной походкой. Всех заключенных стригли наголо, но ему администрация разрешила оставить длинные черные волосы, а также бороду. Его взгляд всегда был устремлен вперед и вверх.

В лагере работал на лесоповале, в 1953 году состояние его здоровья ухудшилось. В результате был переведен на облегченный режим в лагерь в Гавриловой Поляне, под Куйбышевым, где работал бухгалтером.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и его наставники

Книга о. Иоанна на сербском языке «Оживим сердца для Бога», изданная в Белграде в 2004 г.

Отец Иоанн сохранил в благодарной памяти труды любви тех, кто вел, наставлял его духовно. От младенчества до юности – это орловские протоиереи: отец Николай Азбукин и отец Всеволод Ковригин. В 10 лет он испытал на себе влияние протоиерея-старца Георгия Косова из села Спас-Чекряк Орловского края, бывшего духовным чадом преподобного Амвросия Оптинского.

Первое указание о будущем монашестве отец Иоанн получил в отрочестве от двух друзей – архиереев: архиепископа Серафима (Остроумова), будущего священномученика, и епископа Николая (Никольского). Орловская старица-монахиня Вера Александровна Логинова, благословляя его на жизнь в Москву, заглянула в далекое будущее юноши Иоанна, назначив ему встречу с ней на Псковской земле.

Светлый образ орловского Христа ради юродивого Афанасия Андреевича Сайко на всю жизнь запечатлел в сознании обаяние Божьего человека, силу его духа и тепло любви к людям.

После средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал по этой специальности. 14 января 1945 года в храме на Ваганькове митрополит Николай (Ярушевич) посвятил его в сан диакона. На праздник Иерусалимской иконы Божией Матери 25 октября того же года Патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен в сан священника в Измайловском Христорождественском храме в Москве, где и остался служить.

Экзамены на курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном, и в 1950, закончив 4 курса Московской Духовной академии, написал кандидатскую работу. Но закончить ее не удалось. В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года за ревностное пастырское служение отец Иоанн был арестован и по приговору получил 7 лет исправительно-трудовых лагерей. Вернувшись из заключения досрочно 15 февраля 1955 года, он был назначен в псковскую епархию, а в 1957 году перемещен в Рязанскую епархию, где священствовал, в общей сложности почти 11 лет.

Молодого священника приняли под свое духовное попечение глинские старцы, и один из них, схиархимандрит Серафим (Романцов), стал его духовным отцом, и именно он принял монашеские обеты своего духовного сына, а последний оптинский старец игумен Иоанн (Соколов) узрел в приходском батюшке родного по духу человека. Отец Иоанн принял монашество 10 июня 1966 года, на праздник преподобного Сампсона Странноприимца, в городе Сухуми.

5 марта 1967 года иеромонах Иоанн поступил в Псково-Печерский монастырь. 13 апреля 1970 года был возведен в сан игумена, а 7 апреля 1973 – в сан архимандрита

Монашеству учили батюшку и монастырский устав жизни, и живые старцы, подвизавшиеся в Печерской обители: иеросхимонах Симеон (Желнин), схиархимандрит Пимен (Гавриленко), архимандрит Афиноген (Агапов), наместник архимандрит Алипий (Воронов); также последние Валаамские старцы: иеросхимонах Михаил (Питкевич), схиигумен Лука (Земсков), схимонах Николай (Монахов); жившие на покое в монастыре архиереи: епископ Феодор (Текучев) и митрополит Вениамин (Федченков).

Не случайным является отшествие ко Господу отца Иоанна именно в день памяти новомучеников и исповедников Российских, потому что сам он пострадал за веру в годы гонений, пройдя тяжелое испытание в тюремном заключении. Верим, что, присоединившись к сонму своих сподвижников, он предстанет престолу Божию с горячей молитвой о нас.

Отец Иоанн навсегда останется в памяти всех знавших его как мудрый, радостный и прозорливый священник, строгий монах, усердный постник и молитвенник, искренний послушник, как человек, щедро делившийся своим богатым жизненным опытом, согревавший своей любовью каждого, кто обращался за его советом, как достойный наследник традиций печерского старчества.

Вечная ему память!

После освобождения

Отсидев в лагерях, Крестьянкин вернулся к церковной службе. При этом в Москве ему жить было запрещено, поэтому он нашел себе место при Псковской епархии, в Троицком соборе.

Такая активность спровоцировала новое недовольство властей. Ему снова стали угрожать преследованием. Поэтому отцу Иоанну пришлось уехать из областного центра в небольшой сельский приход в Рязанской области. Сначала в село Троица-Пеленица, затем в Летово, потом в Борец, а после – в Никольский храм в Некрасовке. В 1966-м перебрался в городок Касимов. Там в 1966 году постригся в монахи под именем Иоанн. Постриг совершил старец Серафим.

Такая частая смена мест объяснялась тем, что отец Иоанн на новом месте постоянно начинал активно проповедовать и решать хозяйственные вопросы, что очень не нравилось советским властям.

В 1967 году был переведен в Псково-Печерский монастырь по настоянию патриарха Алексия I. Вернувшись со встречи с владыкой, Крестьянкин узнал об очередном переводе – шестом за 10 лет. Однако он был отменен из-за его ухода в монастырь.

Иван всё детство посещал храм, а когда работа в Орле этому помещала, с ней пришлось порвать

В шесть лет Иван стал пономарём в местной церкви. Затем — иподьяконом. Он не просто слепо выполнял обязанности, а действительно духовно развивался, искал новых знаний.

Он общался с протоиереями, которых можно назвать его духовными наставниками. Но наибольшее влияние оказал архиепископ Серафим Остроумов.

Прошло шесть лет, в течение которых желание служить Богу никуда не исчезло, а лишь укрепилось. Ваня решил стать монахом. Священники это одобрили, но для рукоположения было ещё рано.

Юноша ходил в школу и окончил её в 1929 году. Затем избрал для себя работу бухгалтера — отучился на специальных курсах. Нашёл соответствующую образованию должность.

Иван Крестьянкин заявил руководству, что работа мешает ему посещать храм.

Дел оказалось так много, что Иван Михайлович просто не успевал попадать в храм. Жизнь пошла совсем не теми темпами и совсем не в том направлении, в каком он рассчитывал.

Это вызывало досаду. Своё раздражение бухгалтер высказал руководству, за что быстро лишился должности.

Иван Крестьянкин вырос в многодетной семье с верующей матерью

Иван Михайлович Крестьянкин родился в Орле 11 апреля 1910 года. Сестёр и братьев у него насчитывалось восемь, а сам он был девятым по счёту. Так начинается почти любая биография того времени.

И эта стала бы такой же, но усугубило всё то, что отец, Михаил Дмитриевич, умер рано, так что все заботы о семье упали на мать — Елизавету Илларионовну Крестьянкину.

11 апреля 1910
день рождения Ивана Михайловича Крестьянкина

Она отличалась глубокой и искренней верой, которой делилась с детьми. Именно она и стала тем человеком, который открыл маленькому Ивану путь в духовную жизнь, — рассказал о Боге и Благой Вести.

Некоторые душеполезные наставления Иоанна Крестьянкина

Почему бы Вам не стать пианистом, хирургом, художником? Ответите: надо учиться. А для того, чтобы учить других науке из наук — духовной жизни — по-вашему, учиться не надо?

Если в фундамент жизни изначала закладывается грех, то ждать доброго плода в таком случае сомнительно.

Любовь к человечеству — словесный блуд. Любовь к человеку конкретному, на нашем жизненном пути Богом данному, — дело практическое, требующее труда, усилия, борьбы с собой, своей леностью.

Надо выполнять предписания возраста, они даются нам свыше, и противящийся им противится Божию о нас определению.

Пособоруйтесь, исповедайтесь и причаститесь — и с Богом отдайте себя врачам. Врачи и лекарства — от Бога, и они даны нам в помощь.

Публикации

  • В Неделю 2-ю Великого поста // Журнал Московской Патриархии. М., 1986. — № 2. — C. 42-43.
  • Десять заповедей блаженства // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1990. — № 3-4. — С. 80-89
  • Десять заповедей блаженства // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1990. — № 5. — С. 58-67
  • Проповедь в день празднования преподобного Серафима, Саровского чудотворца // Христианос: альманах. 1991. — № 1 — С. 95-103.
  • Воспоминание о схиархимандрите Косьме // Христианос: альманах. 1991. — № 1. — С.108-110
  • Слово в день празднования памяти св. ап. Иоанна Богослова и св. патриарха Тихона // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1993. — № 11. — С. 18-20
  • О вере Православной и Церкви // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1993. — № 11. — С. 62-64
  • Прииди и виждь и научись спасению верой // Журнал Московской Патриархии. М., 1994. — №. 3. — С. 40-44.
  • Слово в Неделю Торжества Православия // Журнал Московской Патриархии. М., 1994. — №. 3. — С. 44-45.
  • Слово в Неделю 4-ю Великого поста (к перенесению святых мощей Святейшего Патриарха Тихона) // Журнал Московской Патриархии. М., 1994. — №. 4. — С. 14-17.
  • «Господи, имя Тебе — Сила, подкрепи же всех нас, изнемогающих и падающих» // Журнал Московской Патриархии. М., 1994. — №. 4. — С. 18-21.
  • О памяти смертной // Журнал Московской Патриархии. М., 1994. — №. 9-10. — С. 23-26.
  • В Неделю о Страшном Суде. Есть ли адские муки? // Надежда: издание общины святых преподобномучениц Елизаветы и Варвары . — 2000. — Выпуск 6 — С. 8-10
  • Бойтесь разделения в Церкви // Журнал Московской Патриархии. М., 2001. — №. 3. — С. 78-82.
  • О святом праведном отце Иоанне Кронштадтском // По страницам книги «Моя жизнь во Христе» святого праведного Иоанна Кронштадтского: избранные места, систематически расположенные. — М. : Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры : Русская миссия, 2004. — С. 173—194
  • Слово в день праздника Покрова Божией Матери // Журнал Московской Патриархии. М., 2005. — №. 10. — С. 82-84.
  • Во имя Отца и Сына и Святого Духа // Журнал Московской Патриархии. М., 2007. — №. 2. — С. 38-39.
  • Слово в Неделю 24-ю по Пятидесятнице: на притчу о милосердном самарянине // Журнал Московской Патриархии. М., 2007. — №. 2. — С. 39-41.
  • Слово в Неделю 29-ю по Пятидесятнице: спасение человека совершается только верой и только в Церкви // Журнал Московской Патриархии. М., 2007. — №. 2. — С. 42-45.

Мирская жизнь

В 1910 году в семье обычной православной семье мещан Крестьянкиных в городе Орле родился 8 и последний ребенок — мальчик Ваня. Он рос болезненным ребенком, часто простужался, и мама не спала много ночей у кроватки мальчика. Несколько раз она видела чудесные сны, в которых святая великомученица Варвара являлась ей и говорила, что Ваня будет служить Господу всю жизнь.


Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Поэтому с детства родители старались приучить ребенка посещать храм, правда отец недолго пробыл с ним — он умер от тяжелой болезни в 1912 году. И без того небогатая семья, после потери кормильца стала жить очень бедно, но тем не менее мама Вани всегда находила возможность приютить дома странствующих монахов или нуждающихся людей.

Так Иван рос в атмосфере добра и любви, регулярно посещая храм. Первой его службой стала должность клирика, хотя до нее Иван уже прислуживал архиепископу Серафиму и был пономарем. Возрастая при храме, мальчик впитывал как губка слова и поступки служителей церкви, так он вместо родного отца обрел несколько духовных.

Важно! Общаясь с монахами, которые часто останавливались в их доме, мальчик принял решение уйти в монастырь, однако, прося благословение у архиерея Никольского услышал, что сначала надо получить образование и сан священника

Молодость

Закончив среднюю школу в 1929 году, Иван Крестьянкин решил получать образование бухгалтера, для чего закончил специализированные курсы. Получив диплом, он стал работать по специальности в родном городе, но понял, что внеурочная работа мешает служению в церкви.

Несмотря на молодой возраст Иван отличался рассудительностью и это привлекало к нему всех, на работе совета юноши совета спрашивали опытные сотрудники. Он при этом всегда оставался открытым и добрым по отношению ко всем. Несмотря на это, за очередной отказ работать в праздничные дни Иван был уволен с волчьим билетом — работу в Орле он больше найти не смог.

По благословению старицы Логиновой он переехал в 1932 году в Москву, где стал главным бухгалтером на государственном предприятии. График новой работы был более спокойный и молодой человек смог беспрепятственно влиться в церковную жизнь.

Несмотря на многочисленные искушения столичной жизни Иван хранил чистоту и регулярно посещал собрания, отказываясь от молодежных вечеринок и свиданий. Среди разгула и лозунгов о коммунизме, будущий архимандрит сохранил своего внутреннего человека и веру в Христа.

Монах с 12-ти лет

Он родился в 1910 году в Орле, в мещанской семье, и уже с детства был связан с православием: в шесть лет стал иподиаконом, что для такой церковной «должности» крайне ранний возраст. Иподиакон – это церковный служка, который прислуживает на литургии архиерею. И такая служба требует внимательности, усидчивости и ума. Для шести лет — это огромная ответственность.

В 12 лет, по свидетельствам современников, Иван Крестьянкин (имя осталось прежним при постриге, что является редкостью в Русской Церкви), просил благословения на монашество у епископа Николая (Никольского). Это тоже была личность крайне интересная. В годы обновленческого раскола епископ Николай воспротивился этому со всей определенностью, но не признал в итоге и декларацию митрополита Сергия (Старгордского) 1927 года о взаимодействии Церкви и советской власти.

Однако, до событий 1927 года было еще далеко, а тогда владыка Николай благословил Ивана Крестьянкина на монашество, но с оговорками о том, что нужно выучиться, поработать, потом послужить священником, а потом уже и монашество. И, в общем, так у отца Иоанна в итоге и получилось.

Детство

Иоанн Крестьянкин родился 11 апреля 1910 года еще в Российской империи, в городе Орле. Его родители – Михаил Дмитриевич и Елисавета Иларионовна – была мещанами. В их семье было 8 детей, Иван оказался самым младшим.

Еще маленьким мальчиком начал прислуживать у местного архиепископа Серафима (в миру Михаила Митрофановича Остроумова).

Уже 6-летний Иоанн Крестьянкин был у Серафима пономарем, чуть позже иподиаконом – младшим церковным служащим. В 12 лет впервые выказал намерение в будущем стать монахом. Сам Крестьянкин рассказывает об этом эпизоде так.

К богомольцам прибыл епископ Николай из Владимирской епархии. Когда уже прощался, Иоанн, так же как и остальные, пожелал получить напутствие в жизнь

И легонько прикоснулся к его руке, чтобы обратить на себя внимание. Владыка заметил его и спросил, чего он хочет

Юный Иван ответил, что желал бы стать монахом. Священник положил ему руку на голову и, казалось, крепко задумался. Только затем напутствовал, порекомендовав окончить школу, устроиться на работу и только потом принимать сан и начинать служить. Так он придет к монашеству.

Позднее этот эпизод из жизни старца подтверждал и архиерей Серафим.

Пастырь времен «оттепели»

Родившийся 11 апреля 1910 г. в городе Орле, отец Иоанн был восьмым ребенком в семье. Семья была верующая, в церковь его водили с самого рождения. Самые яркие впечатления детства были связаны с храмом.

Первым его «служением» стало служение иподиакона. А в 12 лет мальчик впервые высказал сокровенную мечту — стать монахом. И тогда будущий новомученик, Елецкий епископ Николай (Никольский), положив руку на голову ребенка, напутствовал его: сначала окончить школу, поработать, затем приять сан и послужить, и только потом, со временем, стать монахом.

Выпавшие на долю Церкви в начале века испытания, отозвавшиеся и в Орле закрытием храмов, непривычной тишиной в праздничные дни, когда молчали колокола, напряженным ожиданием грядущих бед и показательными процессами над священниками и епископами Серафимом (Остроумовым) и Николаем (Никольским), только укрепили желание Ивана послужить Господу тогда, когда Церковь теряет лучших.

Мечта исполнилась. 14 января 1945 года в Воскресенском храме на Ваганьковом кладбище митрополит Николай (Ярушевич), один из четырех архиереев Русской Православной Церкви, оставшихся в живых после гонений, посвятил его в сан диакона. На праздник Иерусалимской иконы Божией Матери 25 октября того же года Патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен в священника в Измайловском Христорождественском храме в Москве, где и остался служить.

Затем наступили 50-е… Давление на Церковь со стороны системы стало в те годы более изощренным, замаскированным, а исповедничество требовало не меньшего мужества, чем во времена массовых репрессий.

…Это случилось в 1950-м. Приближалось время окончания духовной академии, была написана и кандидатская работа о преподобном Серафиме Саровском, но защитить ее отец Иоанн не успел, не дали. В ночь с 29 на 30 апреля, как обыкновенно это происходило в те времена, в его комнате в Большом Козихинском был устроен обыск. Два месяца на Лубянке: нелепые обвинения, жестокость следователя, лжесвидетельства…

Затем — камера-одиночка в Лефортовской тюрьме, заключение в Бутырской — в камере с уголовными преступниками и семь лет исправительно-трудовых лагерей… Архангельская область, знаменитый разъезд Черная Речка. А там – барак, непосильный труд на лесоповале и особое «распределение» — «санитарная обработка», т.е. многочасовое пропаривание одежды заключенных в особой камере при очень высокой температуре.

Но что помнилось ему об этом времени? — Молитва, под самым потолком на третьем ярусе нар, тайные воскресные службы в заброшенном недостроенном бараке, радость в моменты, когда уважение к священнику нежданно-негаданно просыпалось в душах главарей лагерной шпаны…

В 1955 году, по досрочном возвращении из лагеря, он был назначен в Псковскую епархию, затем — Рязанскую. 10 июня 1966 года в Сухуми отец Иоанн принял монашество. Постриг над ним совершал глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов).

5 марта в 1967 году иеромонах Иоанн поступил в Псков-Печерский монастырь, в 1970 году был возведен в сан игумена, а 7 апреля 1973 года в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы — в сан архимандрита. Почти сорок лет отец Иоанн оставался насельником Псково-Печерского монастыря.

В 70-е – 80-е годы, когда органы государственной безопасности стремились установить контроль над жизнью людей, отцу Иоанну вновь пришлось пить от Чаши страданий. Теперь он разделял бескровное мученичество со своими воспитанниками, державшими «оборону» от мира.

Господь наградил его многими духовными дарованиями, и наиболее явным для окружающих был дар прозорливости. Отец Иоанн предвидел события в жизни близких людей, часто указывая на возможные опасности, и, обычно приучая людей к личной ответственности, в некоторых исключительных случаях все же требовал неукоснительного исполнения своих благословений.

Со временем люди, отказавшиеся от послушания своему духовнику, имели возможность убедиться в том, что отец Иоанн имеет основания для такой требовательности: он не говорил от себя. И при этом батюшка сохранял необыкновенную скромность, отзываясь о себе так: «Ну, какой я старец? Вот видели бы вы настоящих старцев!»

Тысячи людей в России помнят об отце Иоанне как о священнике, согревавшем всех и помогавшем прорваться к свету через потемки времен «застоя». Как напутствие всем нам звучат его слова о пути спасения в современном мире:

Особенным был и его уход из мира. Обычно так уходят к Богу праведники: казалось, что он блаженно и тихо уснул, сразу после причастия в день, когда Русская Православная Церковь чтит память Исповедников и новомучеников российских… Это был и его день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector