«архигрешный схиигумен иоанн»

Финляндская Церковь канонизировала монаха Валаамского монастыря

1 июня 2021 года, в день канонизации преподобного Иоанна (Алексеева) Валаамского, в соборе Ново-Валаамского монастыря в Финляндии состоялась Божественная литургия. Об этом сообщает «Romfea».

Богослужение в праздничный день возглавил архиепископ Хельсинкский и всея Финляндии Лев, которому сослужили: митрополит Куопио и Карелии Арсений, митрополит Оулуский Илия, митрополит Бурунди и Руанды Иннокентий (Александрийский Патриархат) и владыка Пантелеимон (митрополит Оулу на покое).

В богослужении также приняла участие братия Ново-Валаамского монастыря.

После Божественной литургии икона с изображением новопрославленного святого была обнесена крестным ходом вокруг монастыря, где святой вел аскетическую жизнь и стал духовным отцом многих православных верующих.

Преподобный Иоанн (Алексеев) Валаамский (1873 — 1958), схиигумен Ново-Валаамского монастыря,в миру Иван Алексеевич Алексеев, родился 14 февраля 1873 года в Тверской губернии в крестьянской семье. Окончил курс Ильинской церковноприходской школы.

В 1889 году поступил в Валаамский монастырь.

22 мая 1910 года был пострижен в монашество с именем Иакинф, подвизался в Валаамском Ильинском скиту.

В 1915 году перемещен в Иоанно-Предтеченский скит, где нес послушание смотрителя скита.

Оказался в эмиграции в Финляндии в связи с изменением государственных границ.

19 октября 1921 года назначен настоятелем Трифоно-Печенегского монастыря.

13 ноября того же года был рукоположен во иеродиакона, 15 ноября – во иеромонаха, а 11 декабря возведен в сан игумена.

В должность настоятеля монастыря вступил 30 декабря. До перехода под власть Финляндии монастырь был разорен и фактически ликвидирован, так что новому игумену на деле пришлось возрождать обитель.

В 1932 году был освобождён от обязанностей настоятеля и возвратился в Валаамский монастырь, вел хозяйство Предтеченского скита.

В 1933 году принял схиму с именем Иоанн.

В 1938 году избран духовником Валаамского монастыря, и с этого времени окормлял русскоязычных паломников.

Вместе с братией в 1940 году пережил эвакуацию монастыря в мест. Папиниеми в районе Хейнавеси (Финляндия).

Мирно скончался 5 июня (по другим данным – 6 июня) 1958 года в своей келье в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии. Похоронен на монастырском кладбище.

Широкую известность получили письма старца Иоанна к духовным детям, многие из которых были опубликованы в сборнике «Письма о духовной жизни».

29 ноября 2021 года схиигумен Иоанн был прославлен в лике преподобных решением Священного Синода Константинопольского патриархата по представлению Финляндской Православной Церкви.

Память преподобного Иоанна Валаамского будет праздноваться 5 июня.

Финляндская Православная архиепископия является Автономной Православной Церковью в составе Константинопольского Патриархата.

7.

14.8.1945 г.

Христос посреди нас!

Твое почтенное письмецо я получил и прочел с любовью.

Хорошо, что ты стремишься к духовной жизни, но старайся духа не угашать; хотя вам и труднее развивать духовную жизнь в миру, но стремящимся Господь поможет.

Святый Иоанн Лествичник удивляется странному в нас состоянию: почему имея помощниками для добродетели и всесильного Бога, и ангелов, и св. Человеков, а на грех только одного беса лукавого, все же удобнее и скорее преклоняемся к страстям и порокам, нежели к добродетели? Вопрос остался открытым. — Святой не хотел нам объяснить. Однако, можно догадываться, что наша природа, порченная преслушанием, и мир со своими разными соблазнами ошеломляющими, помогают диаволу и Господь не нарушает наше самовластие. Нам должно стремиться к добродетели насколько хватит наших сил, но устоять в добродетели состоит не в нашей власти, а в Господней, Господь хранит не за наши труды, а за смирение: «где случилось падение — там предварила гордость», говорит Лествичник.

Но Господь по Своему милосердию дал нам немощным покаяние, ибо наша порченная природа очень и очень склонна ко греху. Святые отцы своим опытом изучили до тонкости нашу природу, утешают нас и подробно изложили в своих сочинениях способ борьбы со грехом. Теперь у тебя есть книжица «Невидимая брань», посматривай в нее почаще.

Относительно молитвенного твоего правила умудряйся сама, только чтобы было не на ветер, как бы только выполнить. Старайся внимательно. Не лучше ли сократить, чем со смущением выполнять и быть рабом у правила? Это не моя мысль, а св. Исаака Сирина. И в «Невидимой брани» это писано, только не помню в которой главе.

Твой недостойный сомолитвенник.

5.

Благодари Бога, что Он дал тебе вкусить, хоть в мале «яко благ Господь». Да, внутреннее свое состояние обнаруживать не надо даже и духовнику, если он не проходит такую же внутреннюю жизнь. Преподобный Антоний Великий пишет: «если ты будешь говорить не духовному о духовном, то ему покажется смешным». Я тебе писал в предыдущем письме о смирении, и еще повторяю: «смиряйся, чадо, враг очень хитер и мы очень немощны». Преподобный Макарий Великий пишет: «знал я таких людей, которые были в таком духовном совершенстве, что видели на небе славу святых, и в таком состоянии находились шесть лет, и страшно сказать, — погибли». Еще приводит некоторых мучеников, которые пали после тяжких мучений. А о прощении грехов св. Дух говорит через пророка Иезекииля: «аще грешник покается и жить будет исправно, тогда Господь не помянет грехов его, также и праведник, если развратится, Господь не помянет его праведности».

Умудряйся, чадо, будь мудра, как змея, а кротка, как голубь.

Большую пользу я получаю жить в общем помещении и спать вповалку на нарах. Бог один, а пути к нему разные — это мы видим на примере святых отцов: одни проходили внутреннее умное делание, преуспевали в духовной жизни, а другие много читали псалмов, канонов, тропарей, тоже преуспевали в духовной жизни. Еще замечу, пишут святые отцы, что природные недостатки остаются и у святых — для их смирения.

Быть на Фаворе со Спасителем очень весело, но когда придется быть и на Голгофе, то терпи — имей уши слышать, да слушай, будь внимательна.

Умудри тебя Господь!

Письмо 4

27.7.1940 г.

Блаженное твое состояние, если ты чувствуешь себя скудной и младенцем среди людей образованных духовно; не завидуй таковым и не стремись к духовным восторгам. Мистики стремятся к таким благодатным ощущениям и вместо истинного созерцания впадают в диавольскую прелесть. Благодатное ощущение Господь дает человеку, если у него сердце очищено от страстей; в таком устроении были св. отцы, а нам, грешным, должно молиться в покаянных чувствах и просить у Бога помощи в борьбе со страстями. В «Отечнике» сказано: «Ученик сказал старцу: «Такой-то видит Ангелов». Старец ответил: «Это неудивительно, что он видит Ангелов, но удивился бы я тому, кто видит свои грехи»». Хотя это старческое изречение и кратко, но по духовному смыслу очень глубоко, ибо тяжелее всего познать себя самого. Пишешь: «Слова молитвы и Господь соединились, и как бы нераздельно Сам Господь». Тут ошибки нет, так и должно быть.

Да, «довольство, богатство, любовь родителей и похвалы окружающих» – большая помеха в духовной жизни. Святые отцы этих причин ко греху очень боялись и всеми силами избегали их; не напрасно же уходили в монастыри да в пустыни; но тебе бежать не надо никуда, а старайся быть мудрой, как змея, а кроткой, как голубь; прочее все временное, пустота, точно мишура. Помнить надо, даже убедить себя, что не сегодня, а завтра, однако, умрем, а там вечная жизнь, и время там стоит. Господи, помилуй.

Твои года и путь очень скользкие, смиряйся и не верь себе, пока не ляжешь в гроб. Умудри тебя Господи!

Продолжай молиться, как теперь молишься. Если имеете жития святых, советую почитывать их, они очень воодушевляют и многому научают.

С любовью во Христе.

2.

4.10.1939 г.

Добре, что ты упражняешься в Иисусовой молитве. Святые отцы молитву назвали царицей добродетелей, ибо она привлечет и прочия добродетели. Но, насколько она высока, настолько и труда большого требует. Преподобный Агафон говорит: «молитва до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы».

Ты исполняешь по 100 и утром и вечером, довольно с тебя такого количества, только старайся исполнять со вниманием; но не смущайся, что у тебя при этом на сердце сухость, однако, понуждай себя; только внимание держи, как я тебе говорил в верхней части груди. На работе и при людях старайся умно предстоять перед Богом, т.е

иметь память Божью, что Он тут. Если больше тебя умиляют псалмы и акафисты — их читай, если время есть.

О непрестанной и умносердечной молитве, к которой ты стремишься, не дерзаем просить у Господа — такое состояние у очень немногих, едва ли обретешь из тысячи одного человека, сказал св. Исаак Сирский, и в такую духовную меру приходят по благодати Божией за глубокое смирение. К теплоте сердечной не стремись — она приходит без нашего искания и ожидания; в молитве должен быть наш труд, а успех уже зависит от благодати, большаго не ищи и не горячись. В духовной жизни скачки не уместны, а требуется терпеливая постепенность. Ты еще юная телесно и духовно. Св. Лествичник пишет: «Раскрой у новоначального душу — и увидишь неправильность, желание у него непрестанной молитвы, всегдашней памяти смертной и совершенного безгневия, — такое состояние только совершенных». Признак молитвы в теплоте сердечной и в сокрушении сердца, и чтобы сознавать себя ничтожной и взывать к Господу: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную», или другими словами можно молиться, как для тебя будет удобнее.

Ты не хочешь грешить и грешишь тяжело. Что делать? Человецы есмы, плоть носящие, да диаволами искушаемые. Не трепещи и не унывай сице, когда и пошатнешься в какой добродетели, встань, выпрямись и опять иди вперед; знай, что устоять в добродетели зависит не от нас, а от благодати Божией. Имей смирение и не верь себе, пока не ляжешь в гроб; да других не осуждай ни в чем. Кто кого в чем осуждает, тот и сам в эти же грехи впадает, иначе и не бывает.

Если когда, тебе приходится покривить душой ради одиночества, чтобы побыть у себя дома — это не грешно; умудряйся, чтобы все было ради Бога. Умудри тебя Господь.

Письмо старца по поводу желания издать его письма (05.02.1956 г. Новый Валаам)

Боголюбивые чада мои!

Вы собрали мои письма и хотите издать их; если вы усмотрели, что письма послужат на пользу, собирайте и издавайте.

Я ведь писал письма в разное время и разным лицам, вот и получились неизбежные повторения. Хорошо бы было мне пересмотреть их самому, но это нельзя исполнить, ибо я не могу приехать к вам по болезни ног моих. Да я и дряхлею; теперь мне стукнуло 83 года; благодарю Бога, что память пока, хоть и тупеет, но не изменяет.

Письма писал я, как Господь полагал мне на сердце. Человек я от природы застенчивый и недалекого ума, это я вполне сознаю, и память плохая. В школах я не учился и, как умею говорить, так и писал.

В то время керосина не было еще, по ночам в избе работали с лучинкой. Я наблюдал за огнем, лучинку вставлял в светец, а угольки падали в приготовленный ушат с водой. Отец мой плел лапти, а мать и сестра пряли или починяли; еще у меня было два брата. Вот что еще интересно: спичек не было, в печке делали ямку, в нее угли загребали кочергой, вот огонек там и хранился. Случалось, потухали угольки, мать, бывало, скажет: «Ванька, сходи к Андрею за углем». Вот я и принесу уголек в баночке. Подую на уголек, приложу лучинку – вот и добыли огонек!

У нас портной работал шубы; он умел читать и меня учил. Тупо я понимал, а сестра моя скоро заучила буквы и укоряла меня: как ты не понимаешь? Вот я уже заучила, а ты все не понимаешь! Наконец и я научился читать.

Когда я начал читать, то приобрел несколько книжек «Жития святых»,- тогда печатались такие маленькие книжечки. Был у меня друг единомысленный. Вот мы с ним и толковали, как надо спастись. Ходили пешком в Нилову пустынь за 15 верст от нас; насушим сухарей мешочек, пристроим на плечи, и марш в дорогу. Ходили мы туда три раза: слышали мы, что там, в лесах, живет пустынница Матрена, но никак не могли повидать ее. Да и глуповаты были: ведь только по 13 лет.

Благодарю Господа, что он по своей милости сподобил меня грешного провести всю мою жизнь в монастыре. Кто будет читать мои письма, умиленно прошу: помяните в своих святых молитвах меня великого грешника.

Старец Валаамского монастыря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector