Иоанн снычев

Литературно-публицистическая деятельность

Широкую известность владыке Иоанну принесла его религиозно-просветительская и публицистическая деятельность. Наибольшую популярность в те годы приобрела книга, которую написал Иоанн Снычёв — «Самодержавие духа». В ней архипастырь указывал на те негативные стороны установившейся в стране «демократии западного образца», которые, по его мнению, способны были лишить русский народ его национального самосознания и поставить на грань духовного опустошения.

На её страницах владыка, в частности, подвергал критике итоги перестроечного процесса 90-х. Он указывал на то, что в результате действий М. С. Горбачёва оказалось разрушенным прежде единое и мощное государство. Высказывал он и своё непримиримое отношение к укоренявшейся в стране массовой культуре, основанной на «фальшивых ценностях общества потребления».

В конце 90-х вышла из печати ещё одна книга, которую написал митрополит Иоанн (Снычёв) – «Русская симфония». В ней были объединены два его произведения – «Самодержавие духа», о котором шла речь выше и «Русь Соборная». По мнению самого автора, вместе они представляют собой законченный труд, освещающий историю русского религиозного избранничества. В ней он обращается к тем, кому небезразлична судьба Отечества, и чьи сердца горят гневом при виде поругания национальных святынь.

Божий промысел

Конец ноября 1944 года для Ивана стал переломным. Его призвали в армию. Юношу не сильно радовало это событие, однако, Господь услышал его молитвы, и через несколько месяцев Иван был освобожден от воинской повинности по болезни. Его приняли в храм Петра и Павла в г. Бузулка пономарем. Благодаря своему прилежанию и хорошей службе, юноша был замечен епископом Мануилом, который взял его к себе в келейники. 9 июля 1946 года послушника Иоанна назначают диаконом по наставлению старца – архиерея. И уже 14 января 1948 года он получает титул иерея. Святитель полностью полагался на Иоанна. Он окунал его во все дела епархии, давал ему сложные поручения, просил улаживать внутренние конфликты. Владыка с самого начала был уполномочен разрешать людские страсти.

Внезапная кончина

Критические замечания владыки в адрес высших эшелонов власти вызывала негативную реакцию некоторых чиновников. В 1995 году произошло 2 странных автокатастрофы, после этого сгорел цех по производству свечей, вся епархия осталась без них.

Митрополит Снычев искал все пути для сбора средств на восстановление завода, часто посещал городские мероприятия.

Банк «Санкт-Петербург» отмечал свою 5-летнюю годовщину основания, на празднование в гостиницу «Северная корона» были приглашены крупные бизнесмены, от которых владыка рассчитывал получить пожертвования для епархии.

В 20.00 официанты вынесли прохладительные напитки, митрополиту сок подали на отдельном подносе. Отпив глоток, владыка Снычев пошел навстречу прибывшему мэру Собчаку с женой.

Последующие события не раз были описаны в прессе и показаны по телевидению. Митрополит поднял руку для благословения Людмилой Нарусовой, на мгновение замер, обвел зал удивленным взглядом и упал.

На этом невероятные события не закончились. Врачи, приехавшие на «Скорой», не имели при себе сердечных медикаментов, через некоторое время они констатировали остановку биения сердца. Это случилось 2 ноября 1995 года.

Весть о внезапной смерти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) мгновенно облетела Россию и весь мир.


Могила Иоанна Снычева на Никольском кладбище С-Петербурга

Никольское кладбище в Александро-Невской Лавре стало местом захоронения великого богослова 20 века, оставившего неоценимый вклад потомкам для укрепления истинной веры и русского духа, Митрополита Иоанна Снычева. Его могилу венчает простой деревянный крест и табличка из металла.

Публикации

рукописи и машинописи
  • «Духовно-нравственный облик русского архиерея по каталогам русских святителей, чтимых Русско-Православною Церковью с XI по XVI век (до патриаршества)». (Кандидатское сочинение). Ленинград, 1955.
  • Состав Российской Православной Церковной Иерархии на 1962 до 1986 года включительно.
  • Практика избрания епископа в истории Церкви. (Доклад).
  • Проект канонической регламентации порядка избрания епископов. (Доклад).
  • Вопрос о кандидатах во епископы в историко-каноническом освещении. (Доклад).
  • Административные и другие различия епископов. (Доклад).
  • Монашеская жизнь. Изыскание средств возврата православной монашеской жизни к её древнему благочестию и благолепию. (Доклад).
  • Поместный Собор. Время созыва и его роль в управлении автокефальной Церкви. (Доклад).
  • Топография архиерейских кафедр Русской Православной Церкви периода с 1893 по 1965 г.
  • Хронология архиерейских хиротоний периода с 1893 по 1958 г. Чебоксары, 1959.
  • Покаянный акафист Спасителю с припевом: «Милостиве, помилуй мя падшаго».
  • Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 гг. (включительно), 8 томов (машинопись). Куйбышев, 1971.
  • Русские православные иерархи периода с 1966 по 1975 гг. (включительно), 2 тома (машинопись). Куйбышев, 1976.
  • Русские православные иерархи периода с 1976 по 1985 гг. (включительно), 2 тома (машинопись). Куйбышев, 1986.
  • Состав Российской Православной Церковной Иерархии на 1962 до 1986 года включительно (машинопись)
исторические статьи
  • Речь при наречении во епископа Сызранского // Журнал Московской Патриархии. 1966. — № 2. — С. 7—11.
  • «Преосвященный Мануил, архиеп. Куйбышевский и Сызранский». (К 50-летию служения в священном сане). // Журнал Московской Патриархии. 1961. — № 11.
  • Митрополит Мануил // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. — № 10. — С. 13—16.
  • «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви…» // Журнал Московской Патриархии. М., 1971. — № 2. — С. 42—43.
  • Архиепископ Чебоксарский и Чувашский Вениамин (некролог) // Журнал Московской Патриархии. М., 1977. — № 1. — С. 18—21.
  • Из жизни епархий: Куйбышевская епархия (восстановление кафедрального собора) // Журнал Московской Патриархии. М., 1981. — № 4. — С. 18.
  • Из жизни епархий: Куйбышевская епархия // Журнал Московской Патриархии. М., 1981. — № 4. — С. 18—19.
  • Слово в Неделю о мытаре и фарисее // Журнал Московской Патриархии. М., 1983. — № 2. — С. 54—55.
  • Свет пришел в мир // Журнал Московской Патриархии. М., 1983. — № 7. — С. 22—23.
  • Жизнь и труды Высокопреосвященного митрополита Мануила // Журнал Московской Патриархии. М., 1988. — № 4. — С. 20—25.
  • История Русской Православной Церкви периода 1917—1944 гг. // Вестник ЛДА. 1990. — № 1. — С. 5-17.
  • Церковные деятели Русской Православной Церкви 20-30-х гг.: Лекция, прочит. в ЛДА 27 февр. 1989 г. // Вестник ЛДА. 1990. — № 2. — С. 9-35.
  • Состояние Русской Православной Церкви при Сергии в период его заместительства, местоблюстительства и патриаршества // Христианское чтение. 1991. — № 3. — С. 4-29
  • Расколы // Христианское чтение. 1991. — № 6. — С. 8-49.
  • О врачевании души: // Журнал Московской Патриархии. 1995. — № 12. — С. 60—61.
  • О спасении души // Журнал Московской Патриархии. М., 1994. — № 6. — С. 2—3.
  • О Церкви Христовой // Журнал Московской Патриархии. 1996. — № 3. — С. 50—52.
  • Против ересей и сект // Журнал Московской Патриархии. 1996. — № 3. — С. 48—49.
публицистика
  • Быть русским! // «Советская Россия», 12.09.1992
  • Тайна беззакония // «Советская Россия», 10.10.1992
  • Державное строительство // «Советская Россия», 14.11.1992
  • Торжество Православия // «Советская Россия», 30.12.1992
  • Путь ко спасению // «Советская Россия», 30.01.1993
  • Битва за Россию // «Советская Россия», 20.02.1993
  • Плач по Руси Великой // «Советская Россия», 27.03.1993
  • Молю вас: одумайтесь! // «Советская Россия», 22.04.1993
  • Чтущий да разумеет… // «Советская Россия», 30.04.1993
  • Творением добра и правды // «Советская Россия», 13.05.1993
  • «Да не смущается сердце ваше…» // «Правда», 23.06.1993
  • Русский узел // «Советская Россия», 15.07.1993
книги
  • Обзор русской полемической противосектантской литературы синодального периода (стипендиатский отчет за 1955/56 уч. г.).
  • «Ключ к Отечнику» (2 книги). Саратов, 1960.
  • «Руководство к духовной жизни (по письмам епископа Феофана)». Куйбышев, 1963.
  • «Духовные крупицы из творений свят. Иоанна Златоуста». Куйбышев, 1967.
  • «Жизнь и деятельность Филарета, митрополита Московского» (в 3 частях). Куйбышев, 1967.
  • «Митрополит Мануил (Лемешевский)». Биографический очерк. Куйбышев, 1969 г.
  • Проповеди (с 1964 по 1976 гг.). Куйбышев, 1976.
  • Дай мне твое сердце: Письма духовным чадам. СПб.: Цар. дело, 1998. 347 с.: портр.

,

13 , ,

,

().


()

(),

,
.

.
,
2012
,

.

,
.

, ,
,
, ,

,

. .Ru
,

.

.
, .
, , ,
, ,
. ,
, ,
,
. , , (
, ),
, — , : ,
“”.
,
, ,
.

,
, ,
. , — ,
, ,
, ,
.
, .
! , ,
? , ,
, . , ,
. ,
, ,
.
, , ,
, ,
— .


()

, ,
, , .

1984 . , ,
— . .
,
,
.

, —
,

; , , ,
.
,
,
1983 .
,
48
.

, ,
, ,
. ,
,
.
,
. ,
-,
,
,
,
.
, —
, .

, .
,
, ,
The
Doors.
, ,
. :
.
, ,
, ,
, .
,
, , .

. :

. ,
.
,
, .

,
,
, .
, , ,
. , ,
. —
, :
! : ,
.

, , , ,
,
, ,
,
( )
. , ,
:
.

,
,
. 90- ,
, ,
, ,

, .


()

,
,
, .
. ,
. , ,
, — ,
, :
?
?

,
, . , ,
, ,
. , ,
,
,
.

. ,
, .
, ,
. :
— , ?
, , :
, ?
?
, , ,

, — ,
. ,
, —

. :
, !

, .
, ,
,
,
, : .
, .

,


()

, ,
.
, -, -,
, -,
,
,
-, .
, ,
.
-,
.
,
, ,

?

. ,
,
— -,
,
. ,
,
, ,
, .
, 15 1991 .

1991-, .

, 1991-99
, .
, ,
, ,
, ,
.

, 1991-,
,
.
, :
.
. , 1990 ,
.
, , . ,
,
.


()

K
,
, ,
. , ,
63- .
63- ,
. 2002
,

, ,
.
.
: ,
, ,
. ,
, ,
.
, ,
.


1998
. ,
. :

. ,
,
,
,
. ,
.
:
.

,

, ,
, 1998-,
,
. ,
, . ,
, ,
.
,
(),
.

IFOR SFOR
,
— KFOR ,
,
. , War and
revenge ,

, . :
?, :
. ,
KFOR ,
KFOR
, 60
, , ,
. ,
99-, , .
, ,
,
.
,
, , ,

, ,
, .

: ?

2011
,
. ,
,
1389
.
,
, . ?
. : KFOR
, . KFOR
,
,
.
KFOR , :
, ? ,
, 2004
, :
, ,
. ,
, .
, 2001-2002 ,
.

, , .

, ,
, ,
, , ,
. , ,
, ,

, ,
, ,
. ,
,
, .
,
.
,
, .
, , ,
, ,
. , ,
. ,
, ? , ,
, ?
,
,
, ,
, ,
, ,
. ,
. ,
,
,
, . ,
,
. .

. , ,
,
.

,

. , ,
, .
, ,
.
(- .
..)
, ,

, ,
. ,
: 1948

, ,
,
.
80- —
. —
, —
, , : ,
, 80-
,

. ,
:
, ,
,
,
.

,
, ,

,

. .
:
, , , , ,
,
,
— ,
(
). ,
(,

-).
’, , ,

. ,
. (
, ,
. 1946

16-
. ..)
; ,
,
. ,

, ,
.
,
,
, ,
. ,
,
.
.
.
,

, 1992 ,
.

,
.
, .
,
,
,
, ,
,
. ,
,
,
, .
. ,
, ,

. , , ,

, .

,
,
. , ,
,
. , ,
, ,
. 1944-1945 ,
, .
,
, .
,
.

. : ,
,
. 13
, ,
,
,

. ,
.


()

() 16 1965
, .
— .

. 1993 . 1993
2003 ,
,
. 1990-

— — .
.

.
. —
,
2002-2003 . 1999

.
; ;
, , ,
. 2002
63- — ,
— .
2001

. 2002 3-
. 2003
,
.
,
,
.
,

,
2007 , 2008
, :
.
,
. 2008

.
2004, 2006, 2008
2010 .
26 2011
.
24 2014 .

, ,
.
,

. ,
, ,
.

16 2014

  10 1992 10 1994 . — , . 26 1999 . . 3 2001 9 2003 . . 15 2009 . .

  -, . 23 1994 . UNPROFOR .

  — . 22 1992 . — -, 2- . , , .

  , . . 

 ́ ́ , , , , , .

  12 , . — .

, 1557 , .

1 1995 21 , 1991 150 ;

1 8 , 7 , 6 ;

450 , 2 850 , ;

, ; , .

, 1991-1995 (1997) .

  • , 1850-53 ., 1991-92 . , 1991-92 .
  • .  , 1739 . 1990 ., 1992 .
  • .  1991 . .
  • .  , 1751 ., , , , 1956 . 1991-92 . .
  • .  , 1926 ., 1993 .
  • .  , 1765 ., , , 1991-92 . . 1991 .
  • .  318 , 1790 . 1942 ., . 1976 ., , 1956 . 13 1991 .
  • .    1995 . .
  • .  1991-92 ., .
  • .  , 1795 . 1942 . 1989 ., 1991 . .
  • .  1793 ., , — .
  • .  . 1995 ., .
  • .  ( 1990 .) 1991-92 .
  • ().  1991 . , , . , . , , , 1997 . , .
  • .  (), 1750 . , . , , . 1975 . 1991-1993 , . 1995 ., 1995 .
  • .  318 , 1756 . , , . , 1991-92 . .
  • .   1992 . .
  • .  1749 ., 1942 . , — , .
  • .  1805 . (2 ) 1943 , , , — . 1979 . 1992 . 1991 .
  • .  1757 . 1942 . — , .  1990 . 1991-92 , 1994 . 1995 .
  • .  1940 . 1991-92 . , , .
  • .    (), XIX . 4 1991 .
  • .  , 1775 . 1941 . , , . 1984 . 1991-92 . 1995 . . .
  • .  1750 . 1991 . , , ( , 9 ).
  • .  1760 . . , 1988 . . 1991 . .
  • .  , 1745 . .
  • .  , 1734 . 13 1942 ., 460 . 1987 . , 1991-92 . , , , . 1991-92 .
  • .  , 1828 . 20 1991 .
  • .  1995 .
  • .  1869 ., (1748 .). , , . 1990 . 1991 . . 1992 .
  • .  1993 . .
  • .  , . .  1991-92 .
  • .  1941 . , 1991-92 .
  • .  , , 1991 . , , . , XVII XVIII . .
  • .  , XIX , 1772 . 1991 .
  • .  24 1992 . .
  • .  , 1738 ., 1824 1885 . 7 1941 ., 1982 ., 1992 . 9 , .
  • .  ( ) 1818 . 1992 . .
  • .  , 1747 . 1991 .
  • .  , 1750 . 1941 . 1977 . 1995 .
  • .  , 1866 ., 1991-1993 .
  • .  , 1800 ., . 1995 . .
  • .  , 1874 . 1941 . . 1980 ., 1991 .
  • .  , XIX . 1991 ., 1993 ., 1995 .
  • .  , 1751 ., 1943 . 1991-92 .
  • . , 1802 . 1941 . 1990 . . 1991 .
  • .  1941 ., , . 1985 ., 1991 ., 12 1991 . 1941-1945 .
  • .  1941 ., , 1992 , .
  • .  , 1778 . 1991-92 .
  • . , XIX . 1991 ., .
  • .  , 1764 . 1991 .
  • . 7 1969 . . , .
  • Снежана Симич, , , . , , . , , . , , , .
  • (1941-1945) (1941-1945) — — Симо Брдар, Славко Брдар : , , , , . . . . , , .

Влияние мудрого наставника

Вскоре после этого митрополит Иоанн (Снычёв), ещё будучи молодым человеком, начал свою деятельность в области религиозной гимнографии. В те годы его духовный наставник, владыка Мануил, прилагал усилия к восстановлению почитания — некогда широко известного, но за годы советской власти забытого — чудотворного образа Божьей Матери Табынской. Чтобы преуспеть в этом благом начинании, владыка поручил своему бывшему келейнику написать иконе подобающий акафист. Успешно справившись с порученным делом, иеромонах Иоанн (Снычёв) положил тем самым начало своему дальнейшему творчеству.

Опыт проповеднической деятельности будущий архипастырь приобретал в регулярных общениях с прихожанами храма. После каждой литургии он подробно пересказывал им жития святых, что было весьма важным делом, поскольку приобрести печатные издания подобного рода тогда было невозможно.

Конец 40-х годов в истории нашей страны отмечен очередной полосой репрессий в отношении священнослужителей. Их жертвой стал и духовный наставник отца Иоанна – архиепископ Мануил. В апреле 1948 года против него было сфабриковано дело, и по приговору суда почтенного архипастыря отправили на 10 лет в отдалённые лагеря Мордовии.

Учёба в семинарии и академии

Душевно скорбя о тяготах, выпавших на долю учителя, но не предаваясь в то же время унынию, осиротевший иеромонах оставил службу в храме и отправился в Саратов, где поступил в духовную семинарию. Как вспоминал потом его однокурсник, будущий митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), в своей религиозности Иоанн Снычёв достигал такой экзальтации, что заслужил среди товарищей прозвище Ванька-хлыст.

Окончил он семинарию в 1951 году и тогда же стал студентом Ленинградской духовной академии. И здесь, как и в Саратове, молодой аскет всего себя отдавал служению Богу и познанию Его святых истин. Успехи, достигнутые упорным трудом, были столь убедительны, что в 1955 году, по окончании обучения, его, как подающего надежды богослова, оставили на кафедре сектоведения в качестве профессорского стипендиата.

Служение архипастыря

В 1965 году Иоанн Снычев — епископ Сызранский, в 1966 году защищает магистерскую диссертацию и получает звание магистра Богословия.

1972 год — Чебоксарская епархия получает нового архиерея, а в 1976 году состоялось хиротония присвоения Иоанну Снычеву чина архиепископа.

Посещение Святой Земли Иерусалима в 1987 году внесло свои коррективы в духовную жизнь священника, в 1988 году епископ читает лекции в Санкт-Петербургской духовной академии.

С 1990 года отец Иоанн — митрополит епархии Санкт-Петербурга, во время правления:

  • основал Петровскую академию науки и искусства;
  • способствовал увеличению действующих церквей в 3 раза;
  • покровительствовал реставрации и ремонту храмов, возобновивших богослужения;
  • основал издательство духовной литературы;
  • написал книги по богословию и истории церкви;
  • добился разрешение о преподавании Закона Божьего в некоторых школах.

Открытый для общения с общественностью, среди которой часто встречаются атеисты и иноверцы, митрополит Снычев готов ответить на все вопросы в программах «Храм» и «Колокол».

Магистр богословия

Архипастырское служение владыки Иоанна началось в декабре 1965 года, когда он был хиротонисан (возведён) в сан епископа. Вскоре последовала и защита диссертации в Московской духовной академии, на основании которой он был удостоен звания магистра богословия, а затем поставлен во главе Чебоксарской епархии.

В сентябре 1976 года епископ Иоанн (Снычёв) возводится в сан архиепископа и годом позже совершает паломническую поездку во Святую Землю, что по тем временам представляло собой большую сложность. Вместе с духовным саном повышается и его учёная степень. За курс лекций, прочитанных им в 1988 году в стенах Ленинградской духовной академии, владыка Иоанн удостоился звания доктора церковной истории.

Вопрос авторства некоторых текстов

Существует мнение, что фактическим автором книг и статей за подписью митрополита в 1990-х был Константин Душенов, взгляды которого журналистка «Новой газеты» Алла Боссарт расценивает как ксенофобские и радикально националистические.

Клирик Санкт-Петербургской епархии РПЦ протоиерей Владимир Фёдоров, директор Православного института миссиологии и экуменизма, так высказался о нём: «Он сам по себе был совершенно беспомощным человеком, не мог связать толком двух слов и уж тем более — написать тех книг и статей, которые вышли под его именем. Кто-то раздувал эту чудовищную по своей сути фигуру, это была совершенно очевидная манипуляция».

В 1996 году его преемник на петербургской кафедре митрополит Владимир (Котляров) заявил: «Книги митрополита Иоанна надо из обращения изъять. Более того, необходимо выяснить, откуда они вообще взялись, ибо на самом деле он не имеет к ним никакого отношения».

Душенов категорически утверждает авторство митрополита Иоанна. В одной из статей он писал: «Никаких аргументов у них, конечно, нет. Есть лишь яростное желание любым способом замарать имя митрополита Иоанна, представив его этаким слабоумным старичком, не глядя подмахивавшим всё, что ему подсовывали советники».

Служение в Чебоксарах и Куйбышеве

Осенью 1956 года отец Иоанн, постриженный к тому времени в мантию (вторую ступень монашества), был направлен в Минск для преподавания ряда дисциплин в местной духовной семинарии. Впрочем, долго заниматься педагогической деятельностью ему не пришлось, поскольку уже на следующий год по ходатайству своего друга и наставника архиепископа Мануила был переведён в Чебоксары и там помогал владыке в написании целого ряда капитальных трудов по богословию. За участие в этой совместной работе в марте 1959 года талантливый иеромонах удостоился награды – креста с украшениями, полученного им из рук патриарха Алексия I.

После назначения в 1961 году владыки Мануила архиепископом Куйбышевским и Сызранским он взял на новое место и своего помощника по литературной деятельности отца Иоанна, определив его священником и ключарём Покровского кафедрального собора. В скором времени иеромонах был возведён в сан игумена, а тремя годами позже – архимандрита.

Личное

Многое, что связано с владыкой Иоанном, – это очень личное, другой человек и не поймет. Он всегда реагировал на то, что я говорил.

Не согласен, когда пишут, что владыка юродствовал. Он не мог юродствовать, потому что являлся архиереем Божьим. Такое было недопустимо для него, насколько я его знал, понимал. Юродство – это соответствующее поведение человека, вызывающее насмешки над собой. Владыка никогда бы не позволил этого делать, потому что он был в сане.

Иоанн Шанхайский жил потусторонним миром. Помню такой случай. Владыка каждый день служил Литургию. В один из будних дней он совершал служение в старом соборе в Сан-Франциско. Я прислуживал ему. После службы помощник старосты подошел к владыке с какими-то практическими, хозяйственными вопросами.

Владыка вышел на клирос (он в алтаре никогда не разговаривал) и растерянно что-то отвечал. Когда человек отошел, владыка повернулся ко мне и сказал: «Я после Литургии не могу сразу сосредоточиться ни на чем другом…»

Это не юродство. Если кто-то воспринимал владыкино поведение как юродство, я с ним полностью не согласен.

Например, владыка дома ходил босиком, но в собор – никогда. Он сидя спал, у него были отекшие ноги, владыке было больно носить обувь. Вот если бы он юродствовал, то и в собор приехал бы босиком. Но этого никогда не было.

Приходилось слышать, что владыка, к примеру, никогда не улыбался, часов не имел. Ничего подобного. У него были часы, карманные, подарок от воспитанников приюта. Он опаздывал везде, это другое дело, но часы имел.

Владыка любил шутить. У него было прекрасное чувство юмора. Любил пошутить и с молодыми людьми. Подобные мнения о владыке часто высказывают те, кто его никогда не видел или видел мельком. Я не утверждаю, что люди говорят неправду, но от увиденного что-то один раз может сложиться неверное впечатление.

К 80-летию мученической кончины архиепископа Рижского Иоанна


Священномученик Иоанн Поммер
Был
момент, когда службы в нашем храме
«переехали» из центрального придела в
Троицкий. Обычная история, ремонтные хлопоты…
Вот наконец придел утеплен, алтарь приподнят на три
ступеньки выше общего пространства храма, смонтирован
новый иконостас. Троицкий придел сразу же наполнился
церковной жизнью. И в один прекрасный день настоятель
порадовал нас: «Святейший Патриарх передал для
придела антиминс».

Антиминс представляет собой большой плат, на котором
служат Литургию; для каждого престола в храме он свой. По
старинной традиции в антиминсы вшиваются мощи святых.
Катакомбная Церковь в первые века служила на мощах
мучеников. И до сих пор служит. Надо сказать, не всегда
известно имя святого, частица мощей которого вшита в
антиминс. Дело, конечно, не в имени, главное – сама
святыня. Если епископ благословил храму святыню для службы
– значит всё, что надо, есть. И все-таки хочется
знать имя святого, перед мощами которого молишься Богу.

Наш случай был радостным. «В антиминсе мощи
священномученика Иоанна, архиепископа Рижского»,
– сообщил настоятель. Откровенно говоря, о нем я
слышал впервые. Было понятно только, что архиепископ
Рижский принадлежал к сонму новомучеников и
исповедников Русской Церкви.


Выяснилось,
что у владыки Иоанна довольно непривычная для русского
уха фамилия – Поммер. «Видимо,
немец», – предположил я. И не угадал.
Владыка происходил из православной латышской семьи.
Звали его, если быть точным, Янис Поммерс.

Надо было поближе познакомиться с ним, теперь частица его
святых мощей у нас на алтаре. Теперь и он – наш
небесный покровитель. Прочитав его жизнеописание, я
осознал, что архиепископа Иоанна отличало необыкновенное
чувство долга. Просто грандиозное чувство долга.

Он буквально не позволял себе ничего лишнего. Если он
считал, что без чего-то может обойтись или другим это
нужнее, он решительно отказывал себе – в том, на что
имел законное право. Это касалось самых разных бытовых
проблем. С жильем, с денежным обеспечением… Если он
считал, что для пользы церковной он должен сделать то-то и
то-то, он просто принимался за дело, без оглядки на свои
ощущения и предпочтения. Так владыка, любивший монашескую
жизнь, стал депутатом сейма, потому что в сейме надо было
отстаивать интересы Православной Церкви.

Удивительное чувство долга у владыки Иоанна было чертой
подвижничества, христианской аскезы. Он
был очень строг к себе. Эта строгость не делала его
бесчеловечным, любовь к людям прочно поселилась в его
сердце, он много помогал тем, кто нуждался.

Разумеется, рядом с ним были духовные чада. Они помнили
его пастырскую любовь, бережно сохранили его отеческие
наставления. Например, об отношении к людям владыка
говорил: «Мало в мире простого, евангельского
подхода людей друг к другу без подозрительности, без
идеализации, без требований предъявляемых, без
“счета” за любовь». Такое может только
любовь сказать. Одна строгость, без любви, так не скажет.

Владыка Иоанн у иордани на реке Даугаве

Остановимся
немного на словах владыки. Действительно, он прав: мы
часто, познакомившись с человеком, проникаемся к нему
симпатией, идеализируем его,
приписываем ему достоинства, настоящие и мнимые. А
потом между нами происходит самый обыкновенный
конфликт, и вот мы уже разочарованы
в этом человеке. Вернее, разочарованы в его
идеализированном образе, в том, что мы нафантазировали.
После конфликта симпатия сменяется столь же сильной и
неоправданной антипатией. Разочарованные и
разобиженные, мы готовы подозревать
вчерашнего друга в низменных побуждениях, когда
он делает что-то хорошее, или – в бурлении тайных
страстей, когда он бывает не на высоте. И эти
подозрения тоже, по большей части, – плод нашей
фантазии.

Мы часто разочаровываемся в людях, когда предъявляем к ним
непомерно завышенные требования. Мы начинаем считаться с
друзьями, рубим правду другу по глазам: «Вспомни,
сколько я для тебя сделал! И как ты мне отплатил за всё
мое хорошее отношение, любовь и заботу?» Сведение
счетов быстро сводит на нет любовь.
Счеты уместны при партнерских отношениях,
а личные отношения строятся совсем
на другом основании.

Архиепископ Иоанн это крепко знал и другим дал знать.
Поэтому мы и почитаем его в лике святых.

10 октября 2014 г.

Литература

  • Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.3. С.333-336.
  • Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917-1997. Т.9. М., 1997. С.264, 265, 268, 281, 297, 299, 306, 307, 322, 327, 334, 345, 350, 360, 400, 415, 741-742.
  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.703, 975.
  • Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). М., 1999. С.95, 99.
  • Кохно Андрей, прот. Митрополит Иоанн// ЖМП. 1968. N 6. С.27-31.
  • “ЖМП” 1931, № 5, с. 5, 1934, № 20-21, с. 3, № 1, с. 13, 16, 17, № 3, с. 8-9, 1944, № 2, с. 9, № 11, с. 8, 1945, № 3, с. 56-63, № 9, с. 37, 1947, № 11, с. 64, 1948, № 3, с. 52, 1949, № 4, с. 7, 1952, № 1, с. 15-18, 1958, № 4, с. 12, № 5, с. 22, № 6, с. 53, № 9, с. 23, № 10, с. 26, 38, 1960, № 2, с. 39, № 7, с. 7, 1961, № 1, с. 67, № 6, с. 26-28, 1963, № 6, с. 10, № 11, с. 3, 1964, № 5, с. 7.
  • “Правда о религии в России”. МП, 1942, с. 26, 27, 53, 69.
  • “Журнал Засед. Св. Син.” № 18 от 30.X.1947 г., № 3 от 2.III.1948, с. 13а, № 14 от 1.VIII.1958, с. 1, 2.
  • “Рус. Прав. Церк. и Вел. Отеч. война”, с. 8-10, 22-23, 35-36, 40, 178.
  • Списки архиеерев 1897-1944 гг. Патр. Алексия, с. 26, 31.
  • ФПС I, № 251, с. 10, II, с. 6, IV, с. 4, V, № 91.
  • ZMP 1968, 6, 27-31: Nekrolog.
  • M Vasil’ Lypkivs’kyj, Vidrozennja Cerkvi v Ukraini 1917-1930. Toronto 1959, S. 246.
  • K. Chr. Felmy, Predigt im orthodoxen Ru?land, Gottingen 1972, 16f., 23, 27f., 107f., 177.
  • Igor Smolitsch 301, 306, 425, 622f., 632.

Юношеское стремление к Богу

Будучи еще ребенком, Ванюша не мог смириться с мыслью о том, что после смерти человек просто исчезает в никуда. По достижении пятнадцати лет, Иван много думает о смысле жизни, при этом, по воспоминаниям самого митрополита, он постоянно ощущал около себя некую поддерживающую силу.

Его мировоззрение изменил дивный сон, в котором Ваня увидел себя посреди поля, только что вспаханного. Юноша во сне физически ощутил в руках волшебные семена, он сеял их, широко разбрасывая по полю. Чудо состояло в том, что семена мгновенно давали всходы, росли и давали плоды. Все поле в мгновение ока покрылось плодами, но, сорвав один из плодов, Иван увидел, что он совершенно незрелый.

Срывая и проверяя плоды, он дошел до середины поля, подошел к Животворящему кресту, лежащему между растений. Это был Голгофский крест, крест Иисуса Христа. Переполненный радостью, юноша положил крест на себя и пошел к краю поля. Вдруг небо потемнело, сорвался ураганный ветер, полил дождь, сопровождаемый раскатами грома.

В страшную непогоду Иван пришел в родное село, навстречу ему вышла монашка, и поприветствовала, как юродивого. Проснувшись, юноша понял, что Господь даровал ему другую, не мирскую жизнь.

Литературное духовное наследие

Борец за чистоту православный веры, современный Златоуст, митрополит Снычев, книги которого стали настольными у многих священников и прихожан, оставил потомкам неоценимое наследство.

Митрополит до глубины сердца переживал о духовном и моральном одичании народа, он приложил все силы, чтобы возродить самосознание у православных верующих, свои наставления в книгах:

  • «Голос вечности. Проповеди и поучения»;
  • «Как подготовиться и провести пост. Как жить в современном бездуховном мире»;
  • «Стояние в вере. Очерки церковной смуты»;
  • «Самодержавие духа. Очерки русского самосознания»;
  • «Наука смирения. Письма монашествующим»;
  • «Посох духовный» и другие.


Книга Иоанна Снычева «Стояние в вере»

В книге «Русская симфония» освещается история развития церковного избранничества в России. Книга наполнена призывами к тем людям, сердца которых не равнодушны к поруганию святынь нации. В качестве председателя Синодальной комиссии принял участие в подготовке и написании тропарей и кондаков священномученикам и новомученикам.

Пророческий сон

Как-то приснился Ивану странный сон. Будто бы он стоит посреди вспаханного поля. В руках у него были необыкновенные чудодейственные семена. Он их рассеивал и на удивление они моментально прорастали и плодоносили. Плодов было столько, что они еле помещались на поле. Иван решил проверить их на зрелость. К его удивлению, ни один плод еще не созрел. Так, проверяя плоды, он добрался до середины поля, на котором увидел лежащий Животворящий Крест, тот самый, на котором распяли Христа. Радости Ивана не было предела. Он более ни о чем не мог думать. Взял Крест, положил себе на спину и понес. Когда Иван шел со своей ношей, царила страшная непогода, дул ветер, гремел гром, лил дождь. Когда он добрался до своего села, к нему подошла одна знакомая инокиня и сказала: «Я тебя знаю, ты юродивый…». Этот сон убедил Иван в том, что он действительно не от мира сего. Это было своеобразным подтверждением его божественного происхождения.

Духовное прозрение

Господь не мог равнодушно наблюдать, как юный Иоанн Снычев терзает свое сердце глубокими переживаниями. Он особым образом привел митрополита к вере. В 1943 году по приходу весны частные дома села, в котором жил в то время Иван, стали заполняться богомольными старушками, которые собирались вместе для совместной молитвы. На одном таком собрании удалось побывать и Ивану. Здесь он впервые окунулся в атмосферу православия, и его сердце отозвалось на молитвы. Окончательно будущий митрополит Иоанн Снычев увидел божественное провидение вечером 1 августа 1943 года. В этот знаменательный день православные христиане чтили память преподобного Серафима Саровского, вслед за которым отмечался праздник Божьего пророка Ильи. Проведение пришло Ивану прямо на танцплощадке. Внезапно его охватили мысли о греховности этого мира. Он ощутил всем своим нутром всю мерзость и порочность современного людского существования. Его взору предстали бесы, кривляющиеся в людском обличии, и на мгновенье ему показалось, что он погружается в адскую бездну. В тот самый момент в сердце юноши загорелся огонь искренней веры. Божье слово развеяло все его сомнения, и он твердо убедился в том, что после смерти человек по своим поступкам попадает либо в райское царство, либо на адские миры.

Сочинения

  • “Об особенностях богослужебных чинов Русской Церкви до XVII века по Крюковым и нотным книгам”. (Диссертация).
  • Слово о Патриархе Сергии в 9-й поминовенный день за заупокойной литургией. “Патриарх Сергий и его духовное наследство”. МП, с. 176. См. также “ЖМП” 1944, № 6, с. 35, 36.
  • “Праздничное приветствие”. “ЖМП” 1944, № 11, с. 9-10.
  • Послание архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви на Украине. Киев, 1945, 9 мая, “ЖМП”, 1945, № 6, с. 7-9.
  • Послание Экзарха всея Украины к пастырям и верующим в Западных областях Украинской ССР. “ЖМП” 1946, № 1, с. 9-11.
  • Послание архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви на Украине (к 30-летию Советской власти). “ЖМП” 1947, № 12, с. 8-10.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector