Иоанн крестьянкин: «опыт построения исповеди»

Часть первая Опыт построения исповеди по десяти заповедям

Вступительное слово

Мы собрались здесь, чтобы принести Господу очередное покаяние. Хотелось бы предварить исповедь несколькими словами. Всякий из нас по мере сил и возможностей старается в обыденной жизни соблюдать чистоту в жилище и опрятность в одежде.

А есть некоторые особенно чистоплотные люди, которые ревностно поддерживают чистоту и порядок. И как озабочен такой человек, если по каким-либо обстоятельствам эти порядок и чистота нарушаются!

Так же и человек, привыкший следить за чистотою своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния. Такой человек ждет и жаждет очередной исповеди, как иссохшая земля ждет живительной влаги. По словам псалмопевца Давида, «…душа моя, яко земля безводная Тебе» (Пс. 142, 6). Представьте себе на минуту человека, не смывавшего с себя телесную грязь всю жизнь! Вот и душа требует омовения, и что было бы, если не было бы Таинства покаяния, этого целительного и очистительного «второго Крещения»!

Все, наверное, видели не раз, а может, с детства помнят, что бывает, когда зимой потеплеет и дети катают снежные шары. Возьмут крохотный, с кулак, шарик и покатят с горки: в мгновение ока этот шарик превращается в огромный, невпроворот, ком мокрого грязного снега. То же происходит и с греховным состоянием нашей души

Последите за собой! Вы искреннейшим образом со слезами покаялись, причастились Святых Христовых Таин – какой мир и покой на сердце! Но вот, идя из храма, вы кого-то встретили и в разговоре неосторожно бросили маленький комочек осуждения в свое сердце… Все! Лавина тронулась с места! Посмотрите теперь, с какой молниеносной быстротой будет наматываться греховный ком…

У нас существует еще домашнее покаяние: вечером на молитве вспомнить, чем досадил Господу за день, и покаяться. А опытные духовники-наставники вообще советуют не откладывать покаяния, а как покривил совестью, согрешил, сразу же укорить себя и просить у Господа прощения. И Господь простит, ибо «…сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19).

Однако тяжесть этого кома греховного, который мы успеваем накатать в душе, будет давить до тех пор, пока над головой искренне покаявшегося грешника во время Таинства исповеди не будет прочитана священником, имеющим по благодати священства власть разрешать грехи, разрешительная молитва.

Это ощущаем и переживаем мы, грешные люди. А вот что зримо видели люди святые. К последнему оптинскому старцу Нектарию перед его кончиной приехала духовная дочь. Когда она подошла к нему, старец благословил ее и сказал: «Тебе надо исповедоваться, над тобой туча бесов!» Вот кого привлекает к нам душевная грязь!

И еще хочется сказать: по окончании Таинства исповеди перед прочтением разрешительной молитвы священником читается молитва о принесших покаяние.

Обратите внимание на слова этой молитвы: «…примири и соедини его Святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем…». Как это – примирить с Церковью? Мы же ходим в храм, молимся, поем акафисты и молебны, исполняем клиросное послушание (это кто участвует в совершении богослужения)

Оказывается, грехами своими мы давно уже отлучены от Бога, от благодатного внутреннего общения с Церковью. Перерезали духовную связь, пуповину, через которую наши души и дух питаются благодатию Духа Святого. Вот и молится священник, совершающий Таинство исповеди, о присоединении нас, отторгнувших самих себя греховной жизнью от Церкви.

Вообще-то мы должны явиться на исповедь, уже обдумав свои поступки, уже оплакав перед Господом свою греховную жизнь. Должны каждый принести личное свое покаяние перед крестом и Евангелием.

Прежде чем начать каяться, мы должны всем все простить. Простить без промедления, сейчас же! Простить по-настоящему, а не так: «Я тебя простил, только видеть тебя не могу и говорить с тобой не хочу!» Надо немедленно так всем и все простить, как будто не было никаких обид, огорчений и неприязни. Только тогда мы можем надеяться получить прощение от Господа.

Помоги нам, Господи, в эту минуту всем все простить!

Однажды во время земной жизни Иисуса Христа подошел к Нему некий законник и спросил: Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? И получил ответ: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим… и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10,25 и 27). Вот наши главные заповеди – это любовь к Богу и к ближнему своему.

Но так как наши обязанности к Богу и ближнему разнообразны, то и заповеди разделены Богом на десять и представлены таким образом, что первые четыре имеют отношение к Богу, а прочие шесть – к ближнему. Вот и рассмотрим сейчас, чем мы нарушили Закон Божий.

Господи, приими наше посильное покаяние!

Иоанн Крестьянкин как автор книги

Архимандрит Иоанн на протяжении почти сорока лет являлся духовником Псково-Печерского монастыря. Его жизнь не была спокойной. Что такое гонение за веру, он испытал на себе. Но всегда батюшка оставался добр к людям и за все благодарил Бога.

Биография

Родился будущий церковный служитель 11 апреля 1910 года в городе Орле. Его родители, Михаил Дмитриевич и Елисавета Иларионовна, относились к мещанскому сословию. Мальчик был назван в честь святого Иоанна пустынника, празднование которого происходило в тот день. Всего в семье родилось восемь детей. Иван был самым младшим ребенком.

Уже в детстве мальчик прислуживал в церкви. Иван был пономарем у архиепископа Серафима, позже причисленного к лику святых. Окончив среднюю школу, он поступает на бухгалтерские курсы. Потом начинает работать по приобретенной специальности в Орле.

Но частая работа в выходные и по вечерам не дает ему участвовать в богослужениях. Он увольняется и переезжает в Москву, где устраивается бухгалтером. Новый график работы теперь не препятствовал посещению церкви.

Церковная служба

14 января 1945 года митрополитом Николаем (Ярушевичем) Иван Михайлович был рукоположен в сан диакона.

25 октября того же года патриарх Алексий I рукоположил его в сан священника. Это произошло в храме Рождества Христова в Измайлове. Там же он и служил до апреля 1950 года. К тому времени он закончил 4 курса Московской Духовной Академии. О. Иоанном была написана кандидатская работа о преподобном Серафиме Саровском, которую он не успел защитить.

Ночью 29 апреля 1950 года священника арестовали. Причиной стала его пастырская деятельность, нежелание сотрудничать с властью. Приговор был суровым — 7 лет исправительно-трудовых лагерей за «антисоветскую агитацию». По признанию священника, именно там он был ближе всего к Богу.

Из заключения он выходит раньше и в 1955 году начинает служить сначала в Псковской, затем — в Рязанской епархии (1957).

В 1966 году батюшка принимает монашество в абхазском городе Сухуми. В 1967 году становится насельником Псково-Печерского монастыря. В 1970 году возводится в сан игумена, через три года — в сан архимандрита.

5 февраля 2006 года о. Иоанн предстал перед Господом.

Часть первая Опыт построения исповеди по десяти заповедям

Вступительное слово

Мы собрались здесь, чтобы принести Господу очередное покаяние. Хотелось бы предварить исповедь несколькими словами. Всякий из нас по мере сил и возможностей старается в обыденной жизни соблюдать чистоту в жилище и опрятность в одежде.

А есть некоторые особенно чистоплотные люди, которые ревностно поддерживают чистоту и порядок. И как озабочен такой человек, если по каким-либо обстоятельствам эти порядок и чистота нарушаются!

Так же и человек, привыкший следить за чистотою своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния. Такой человек ждет и жаждет очередной исповеди, как иссохшая земля ждет живительной влаги. По словам псалмопевца Давида, «…душа моя, яко земля безводная Тебе» (Пс. 142, 6). Представьте себе на минуту человека, не смывавшего с себя телесную грязь всю жизнь! Вот и душа требует омовения, и что было бы, если не было бы Таинства покаяния, этого целительного и очистительного «второго Крещения»!

Все, наверное, видели не раз, а может, с детства помнят, что бывает, когда зимой потеплеет и дети катают снежные шары. Возьмут крохотный, с кулак, шарик и покатят с горки: в мгновение ока этот шарик превращается в огромный, невпроворот, ком мокрого грязного снега. То же происходит и с греховным состоянием нашей души

Последите за собой! Вы искреннейшим образом со слезами покаялись, причастились Святых Христовых Таин – какой мир и покой на сердце! Но вот, идя из храма, вы кого-то встретили и в разговоре неосторожно бросили маленький комочек осуждения в свое сердце… Все! Лавина тронулась с места! Посмотрите теперь, с какой молниеносной быстротой будет наматываться греховный ком…

У нас существует еще домашнее покаяние: вечером на молитве вспомнить, чем досадил Господу за день, и покаяться. А опытные духовники-наставники вообще советуют не откладывать покаяния, а как покривил совестью, согрешил, сразу же укорить себя и просить у Господа прощения. И Господь простит, ибо «…сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19).

Однако тяжесть этого кома греховного, который мы успеваем накатать в душе, будет давить до тех пор, пока над головой искренне покаявшегося грешника во время Таинства исповеди не будет прочитана священником, имеющим по благодати священства власть разрешать грехи, разрешительная молитва.

Это ощущаем и переживаем мы, грешные люди. А вот что зримо видели люди святые. К последнему оптинскому старцу Нектарию перед его кончиной приехала духовная дочь. Когда она подошла к нему, старец благословил ее и сказал: «Тебе надо исповедоваться, над тобой туча бесов!» Вот кого привлекает к нам душевная грязь!

И еще хочется сказать: по окончании Таинства исповеди перед прочтением разрешительной молитвы священником читается молитва о принесших покаяние.

Обратите внимание на слова этой молитвы: «…примири и соедини его Святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем…». Как это – примирить с Церковью? Мы же ходим в храм, молимся, поем акафисты и молебны, исполняем клиросное послушание (это кто участвует в совершении богослужения)

Оказывается, грехами своими мы давно уже отлучены от Бога, от благодатного внутреннего общения с Церковью. Перерезали духовную связь, пуповину, через которую наши души и дух питаются благодатию Духа Святого. Вот и молится священник, совершающий Таинство исповеди, о присоединении нас, отторгнувших самих себя греховной жизнью от Церкви.

Вообще-то мы должны явиться на исповедь, уже обдумав свои поступки, уже оплакав перед Господом свою греховную жизнь. Должны каждый принести личное свое покаяние перед крестом и Евангелием.

Прежде чем начать каяться, мы должны всем все простить. Простить без промедления, сейчас же! Простить по-настоящему, а не так: «Я тебя простил, только видеть тебя не могу и говорить с тобой не хочу!» Надо немедленно так всем и все простить, как будто не было никаких обид, огорчений и неприязни. Только тогда мы можем надеяться получить прощение от Господа.

Помоги нам, Господи, в эту минуту всем все простить!

Однажды во время земной жизни Иисуса Христа подошел к Нему некий законник и спросил: Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? И получил ответ: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим… и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10,25 и 27). Вот наши главные заповеди – это любовь к Богу и к ближнему своему.

Но так как наши обязанности к Богу и ближнему разнообразны, то и заповеди разделены Богом на десять и представлены таким образом, что первые четыре имеют отношение к Богу, а прочие шесть – к ближнему. Вот и рассмотрим сейчас, чем мы нарушили Закон Божий.

Господи, приими наше посильное покаяние!

Слово со крестом (аудиозаписи)

На этих записях помещены аудиозаписи живых бесед, проводившихся архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) по окончании литургии и названных «Словом со крестом».

В своих беседах отец Иоанн с присущими ему удивительной широтой познаний, убедительностью и вдохновенностью дополнительно раскрывает содержание и смысл богослужений, церковных праздников, деяний святых, церковного этикета, традиций и обычаев, откликается на текущие повседневные проблемы. Таким образом эти выступления отца Иоанна с церковного амвона, помогавшие осветить многие вопросы церковной жизни, были своего рода духовной энциклопедией для его паствы.

Хочется надеяться, что данное издание станет выразительным штрихом к портрету светоносного старца и в определенной степени духовным руководством для слушателей, потому что, как отмечает в своих воспоминаниях епископ Венский и Австрийский Илларион,

  • Жанр: Проповеди
  • Год выпуска: 2007

Скачать с Яндекс.Диска.

Грехи на Исповеди

Перечень грехов на Исповеди

Существует несколько перечней грехов для Исповеди. Можно порекомендовать обратиться к следующим спискам:“В помощь кающимся” святителя Игнатия Брянчанинова«Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна Крестьянкина

Как называть грехи на Исповеди?

Нужно называть только СВОИ грехи, а не грехи ближнего! Главное правило – не надо подробно пересказывать историю совершения греха. Потому что если вы начнете рассказывать историю, то невольно станете оправдывать себя и осуждать других.

Говорить на Исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или показать извинительными. Лучше сначала сказать о самых крупных грехах, а потом уже о более мелких. Часто люди пытаются найти точное название своему греху. Лучше называть грех не каким-то старинным словом, а теми словами, которые существуют в современном языке. Главное, чтобы вы точно понимали о чем речь, и чтобы слова шли от сердца.

Что не стоит рассказывать на Исповеди?

На Исповеди нужно называть всё, что обличает вашу совесть. Не нужно подробно описывать половые грехи, достаточно краткого указания.

Грехи женщины на Исповеди

Безусловно, здесь нужно назвать грех аборта – убийства собственного ребенка, если таковой был. Также к «женским» грехам относится ношение нескромной одежды, соблазнительное поведение, чтение страстных стихов, слушание бесстыдных песен и просмотр такого же рода фильмов. Хождение в храм в нечистоте. Плотские грехи: половые связи до брака, гражданский брак (без регистрации в ЗАГСе), нарушение супружеской верности, онанизм, блуд, приём противозачаточных средств, грехи противоестественные (лесбиянство, секс с животными, кровосмесительство)

Перечень грехов

В древности были специальные перечни вопросов для исповедников – мужчин, женщин, священников, иноков, архиереев, и даже царя, патриарха. Они назывались «поновлениями», так как исповедь обновляет душу.

В настоящее время таких вопросов в богослужебных книгах нет. Их отсутствие восполняют многочисленные перечни грехов, многие из которых составлены самочинно, без благословения священноначалия. Священники не пользуются такими «пособиями» при совершении исповеди. Церковное священноначалие также относится к ним крайне скептически. Тем не менее, священники иногда выделяют грехи типичные для женщин и мужчин.

Женские

К грехам, характерным именно для женщин, относят:

  • желание разнообразной роскошной одежды, чрезмерное украшение себя, если оно приобретает болезненные формы;
  • осуждение, сплетни, желание зла ближним, месть, еще свт. Иоанн Златоуст горячо говорил о «злых женах», сравнивая их со змеями;
  • нарушение правил поведения в храме, особенно апостольского принципа «жены… в церквах да молчат… а учить жене не позволяю, но быть в безмолвии» (1 Кор. 14:24; 2 Тим. 2:12).

Последний грех, порождающий так называемых «церковных бабушек», постоянно делающих замечания входящим в храм, признается священнослужителями типично женским. В «Опыте построения исповеди» архим. Иоанн Крестьянкин с гневом рассказывает о случае подобного поведения прихожанки Псково-Печерской обители.

Мужские

К числу грехов, характерных для мужчин, священнослужители часто относят:

  • разного рода зависимости, особенно алкогольную, наркотическую, игровую;
  • блуд и прелюбодеяние, инициатором которых часто является мужчина;
  • лень;
  • сквернословие, грубость;
  • неисполнение своих обязательств, в том числе уклонение от армейской службы.

Какие вопросы может задать батюшка

Иногда, видя, что человек волнуется, священник может взять все в свои руки и задавать вопросы, что вывести на диалог. Иногда задает их, чтобы разобраться в ситуации и понять, кается исповедник или нет. Бояться их не стоит, так же отвечать только правду.

Эти вопросы зависят от ситуации и тяжести содеянного, к примеру:

  1. Грешен ли ты?
  2. Простила ли всех?
  3. Ты потом исправил все? Подошел попросил прощение?
  4. Не повторяла ли ты этого греха снова?
  5. Не забыл ли чего?

Очень частый вопрос: «Готовился/готовилась ли ты ко Причастию? Вычитал/вычитала ли все молитвы?», чтобы допустить или не допустить к Евхаристии.

Священник может сказать, что вы еще не готовы к принятию Святых Христовых Таин, дать епитимью для исправления или дать вычитать все молитвы. Это на рассуждение на священника, но чаще всего спокойно допускают к Причащению.

Пример исповедальной речи

Грех – это осознанный поступок, проявление страсти на деле. Нужно просить прощения за конкретные грехи. Не называть подряд сами страсти (гордость, чревоугодие). Страсть – это чрезвычайно устойчивая зависимость человеческой воли, так можно на всю жизнь одну исповедь себе написать. Исповедоваться следует в тех грехах, которые от исповеди до исповеди были совершены.

Исповедь – это то таинство, которое дает нам возможность положить начало новой жизни. Мы покаялись в совершенных грехах и с этого момента наша жизнь должна начаться заново. Это и есть то чудо, которое в таинстве Исповеди совершается. Вот почему каяться нужно всегда в прошедшем времени. Не следует говорить: «Я обижаю ближних», нужно сказать: «Я обижал ближних», потому что у меня есть намерение, сказав это, впредь людей не обижать.

«Господи, каюсь в своих грехах. Гордилась и хвалила себя за каждый маленький хороший поступок, одолевали меня блудные помыслы и желания, нелюбовь к ближним, осуждала других, поддерживала обсуждения поступков других людей, ссорилась с мужем часто по пустякам, не могла промолчать и смириться, оправдывала себя и не хотела первая просить прощения, в суете забывала о больной маме, не звонила, не спрашивала о ее здоровье, утром и вечером не успевала помолиться, а когда встала на молитву, то либо думала о чем-то постороннем, либо засыпала на ходу, на прошлой неделе ушла со службы раньше окончания, во время очищения прикасалась к иконе. Прошу прощения за все содеянные грехи, ведомые и неведомые.»

Или:

«Согрешил тем, что сомневался в вере, осуждал священников, гордился, думал, что много знаю и многого достиг, грубил и невежественно относился к другим людям, огорчал супругу, изменял ей и срывался на ней, не принимал участие в воспитании детей, на работе обманом присваивал себе чужие заслуги, проводил разные махинации с деньгами, ругался матом и гневался при малейших неурядицах, надеялся только на себя, помогал другим только для вида и чтобы угодить кому-то выше нас по статусу или положению в обществе, не потерять мирской авторитет, часто упивался до пьяна и приставал к противоположному полу, в мыслях страшно блудил, а еще завидовал и осуждал, скупился, был неблагодарен близким, которые терпели мои загулы, жестоко обращался с животными. Грешен и прошу прощения у всех: и у Бога, и у людей, которых обидел.»

Где и как научиться святому Покаянию

Покаяние – это не просто голос совести. Это еще и проявление Любви к Богу и ближним. Ведь раскаяние ведет за собой и исправление, мы пытаемся больше не огорчать ни своего Создателя, ни тех, кто дорог нашему сердцу. От этого так тяжко бывает начать этот путь исправления жизни, ведь бесы не отпустят так просто душу.

В первую очередь нужно постараться найти себе опытного духовного отца, который сможет направлять и наставлять на всех этапах изменения всего существа и всей жизни. Если не найдется такого, то можно использовать более трудный, но никак не менее действенный способ – идти за учением Святых Отцов Церкви. Выше уже было указано несколько известных праведников, которые оставили творения с описанием своего пути ко Христу. Можно разве что дополнить список, хотя назвать всех угодников Божиих будет сложно. Исаак Сирин, Амвросий Медиоланский, Василий Великий, Силуан Афонский, Иоанн Лествечник, Петр Дамаскин, Макарий Великий, Иоанн Кронташтадский, Варсонофий Оптинский, —  читая их труды, православный христианин наставляется и научается правильному пути к Богу.

Важно также иметь желание исправиться и не сходить с этого пути. Понятно, что есть падение и взлет, мы падаем и поднимаемся вновь

Главное, не прекращать вставать вновь и вновь. В своей книге «Монастырь в миру» протоиерей Валентин Свенцицкий говорит, что если решить изменять свою жизнь, то нужно это делать до конца, иначе, бросив, вернуться на тот же путь будет сложнее, нежели было вначале.

Еще никогда не начинать хвалить себя за то, что ты как бы там достиг. Хотя на самом деле топчешься на месте, только песок разгоняя. Надо всегда помнить о своей греховности и недостоинстве.

Покаяние нужно искать в Любви, в добрых делах и в разных добродетелях. Например, помогая нуждающимся, мы понимаем, что все не так, как иногда нам кажется. Или же, если где-то промолчать и смириться, то на сердце становится легко как-то и удивительно спокойно. Если каждый день начинать вставать рано и молиться, ночью уделять время для молитвы, то становится заметна помощь Господа во всех наших житейских делах. Если больше уделять времени близким и проводить время вместе за какой-то работой, помогая друг другу, то отношения в семье становятся теплее. Если перестать употреблять бранные слова и начать больше читать, то речь значительно улучшится, даже самому станет приятно себя слушать. Это такие простые истины, но если их воплотить в жизнь, то намного легче станет жить. Душа, наконец-то, начнет обретать покой. Можно долго оправдываться, говоря, что нет времени на все эти дела, но вы попробуйте сделать хоть что-то. Хотя бы разок промолчать во время какой-то семейной ссоры и просто обнять супруга/супругу, Господь это увидит и поможет в дальнейших свершениях.

Научитесь всегда благодарить Бога за все. Когда начинаешь замечать Господа в своей жизни, Его промысел и то, как оберегает Создатель свое создание, то невозможно не удивится Любви Бога. Господь нас настолько любит, что даже после всех наших падений принимает и восстанавливает, никогда не оставляет. Если благодарить Бога за все и предаваться Его Святой воле, то человек учится смирению и послушанию не только в духовном плане, но и в обычной жизни. А за этими добродетелями стоит путь к Истинному Покаянию.

Литературное наследие

Архимандрит оставил после себя бесценные произведения о спасении души. Его творения переиздавались несколько раз, а высказывания напечатаны во многих православных книгах.

Проповеди и слова

К радости верующих сохранились проповеди старца, произносимые им во время церковных служб в Псково-Печерском монастыре. Насельниками была издана книга с одноименным названием.

Некоторые из многочисленных проповедей о. Иоанна:

  1. «Слово на праздник Вознесения Господня».
  2. «Неделя о блудном сыне. Не должно откладывать покаяние».
  3. «Слово за чином прощения».

Высказывания батюшки о вере понятны и доступны каждому человеку.

Много внимания в проповедях уделял он видению своих грехов, искренней исповеди. Нельзя впадать в уныние от нарушения заповедей, а нужно покаяться и изменить свою жизнь, сделать ее благочестивой. Старец говорил: «Падать людям свойственно, но, упав, надо тут же вставать».

Письма

Когда батюшка был в преклонном возрасте, он не мог принимать каждый день много паломников. Эти встречи заменили письма, часть из которых была позже опубликована. В них старец давал советы, напутствия духовным чадам. Делал он это с большой любовью к вопрошающим людям.

В 2002 году издательством Псково-Печерского монастыря была впервые опубликована книга «Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)». Наставления в сборнике расположены по темам в алфавитном порядке.

Названия некоторых тем:

  1. «Болезнь и лечение».
  2. «Воля Божия».
  3. «Как жить по-христиански».
  4. «Спасение».
  5. «Семейная жизнь».

В этих письмах, хотя они адресованы конкретным людям, многие найдут ответы на свои вопросы.

Другие труды и произведения

Духовное наследие архимандрита сохранилось не только в его проповедях и письмах, но и в книгах. О покаянии, правильной духовной жизни, борьбе с грехами, молитве можно прочитать в произведениях о. Иоанна.

Книги, вышедшие в издательстве «Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь»:

  1. «Настольная книга для монашествующих и мирян». Написана как общее руководство в духовной жизни для монахов и мирян.
  2. «Рождественские и Пасхальные поздравления».
  3. «Размышления о бессмертной душе». Здесь архимандрит Иоанн обозначен как составитель. В сборнике приводятся изречения о душе святых отцов и священников. В приложении напечатана проповедь о. Иоанна.

Другие произведения старца в основном составлены на основе его проповедей, опубликованных ранее.

Например, книга «Главное — быть с Богом» (2009, издательство «Благовест») составлена из высказываний батюшки о том, как переносить страдания, об их смысле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector