Храм рождества христова в измайлово

Реставрация и возвращение в православие

В 1980 году власти Москвы решили в прекрасном месте Измайлово открыть большой концертный зал, отреставрировав для этого храм Покрова Богородицы.

1991 год стал поворотным момент в возвращении святыни под покровительство Православной Церкви. Историческое общество «Россия молода» зарегистрировало православную общину Покровского храма, а в 1994 году и возвращения самого здания.

Сохранившиеся купола, укрытые черными чешуйками, как путеводная звезда привлекают взоры прихожан и паломников, приехавших поклониться Иерусалимскому святому лику Божьей Матери, который славится своими чудесами далеко за пределами Москвы.


Купола Покровского собора

Из Спасо-Андрониковой обители были возвращены иконостасы, нуждающиеся в реставрации. Постепенно храм Покрова святой Богородицы оживает, обрастая своими традициями. Так, здесь ежегодно отмечают российские праздники:

  • на день рождения Петра Первого приглашаются ветераны морского флота, служатся панихиды;
  • здесь прошли великолепные праздники в честь 310-летия создания российского морского флота Петром первым.

На повестке архитекторов Москвы восстановление церкви святителя Иоасафа, арочного моста и царской усадьбы в Измайлово. Восстановлением Покровского храма занимается благотворительный фонд «Анастасиос», открыты счета для пожертвований на реставрацию измайловской святыни.

Окна, расположенные на барабанах, обрамлены изящным аркатурным пояском, состоящим из арочных полуколонок. Пять килевидных кокошников стали визитной карточкой знаменитой святыни. Благодаря керамическому убранству Покровский собор в Измайлово выглядит, как старинное строение.

История основания

В 1993 году в спальном районе, расположенном вблизи московского Измайловского парка, прекратил свою работу детский сад, находящийся на попечении Министерства путей сообщения. Удачно расположенный земельный участок привлекал множество богатых дельцов. Но по Божьему Промыслу московские муниципальные власти не спешили передавать здание представителям российского бизнеса.


Церковь иконы Казанской (Песчанской) Богоматери в Измайлово, Москва

По воле Господа и по молитве Богоматери владение по 9-й Парковой улице в 2001 году передали измайловскому православному приходу для безвозмездного использования.

Интересно! Пожилые люди, заставшие страшные времена церковных гонений советской власти, утверждают, что до 30-х гг. прошлого века на этом месте стояла церковь. В начале XXI столетия это намоленное место вернулось в лоно Русской православной церкви.

Строительство

Как и многие современные культовые постройки, церковь Казанской Песчанской иконы Божией Матери строится на средства, пожертвованные простыми людьми и меценатами. Возведение храма ведётся поэтапно.

От детского сада к храму

Первые строительные работы были проведены сразу после передачи двухэтажного здания церковной общине. При содействии его бывших владельцев (МПС), выделивших строителей, меньше чем за месяц строение подготовили к проведению первой службы. Быстро были собраны средства на его внутреннюю отделку, покупку церковной утвари и организацию иконостаса.

В Светлый день Пасхи 2001 года храм был освящён в честь иконы Казанской Песчанской Божией Матери. О том, что в простой прямоугольной постройке с плоской крышей разместилась церковь, говорила небольшая луковичная главка на крыше и крест на одном из фасадов.


Реконструкция храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Восточном Измайлове

Новое здание

Проект новой церкви, которая должна была появиться на старом месте, довольно долго обсуждали. При его создании следовало учесть следующие особенности:

  • территориальная ограниченность строительной площадки;
  • обеспечение возможности проводить регулярные службы;
  • активную социально-просветительскую деятельность, проводимую приходом.

План возведения Казанской Песчанской церкви обсуждали 2 года. В 2014 году началось возведение основной восточной части духовно-просветительского центра — пятиглавого собора. Основные строительные и отделочные работы в этой части здания закончились в 2017 году. После освящения верхнего и нижнего крестильного храма, приступили к демонтажу западного крыла и работам по реконструкции центральной части здания.

Современное состояние

Сегодня строительство духовно-просветительского центра при храме Казанской Песчанской иконы Божией Матери продолжаются:

  • возведены стены западной части здания;
  • идёт подготовка к установке куполом и отделке этого крыла;
  • начаты работы по реконструкции центральной части строения.


Иконостас Казанской (Песчанской) церкви в Измайлово, Москва

Кроме основного здания, на территории комплекса построили помещение с туалетом для прихожан и церковную лавку. Планируется обустройство крытой автостоянки.

История собора

Здание получилось по истине грандиозным.

Высота центральной главы храма в Измайлово сравнима с шестиэтажным домом, что для тех времен было просто поразительно.

Иконостас оформили лучшие мастера, трудившиеся в Кремле, а также живописцы и резчики Ярославля, Костромы (московские творцы не могли в одиночку справиться с таким большим заказом).

Иконостас — пожалуй, единственная роскошь во внутренней отделке храма. В остальном все предельно просто и даже аскетично.

В 1849 г. по приказу Николая I к собору Покрова Богородицы в Измайлово пристраивается богадельня для солдат, раненных в войне 1812 года.

Чтобы присоединить здание к Собору, пришлось разобрать два крыльца. Сам Покровский храм прилично пострадал во время войны с Наполеоном: в его стенах французы устраивали пожары.

Правда, уникальный иконостас спасти тогда все же удалось.

Полезная информация

На протяжении трех веков Христорождественский храм ни на минуту не закрывал свои двери. В конце ХХ столетия началось возрождение измайловской святыни, а вместе с тем и активная деятельность прихода.

Престольные праздники

Поскольку церковь в Измайлово имеет три престола, официально празднуется несколько связанных с ними дат:

  • 7 января – Рождество Христово;
  • 21 июля и 4 ноября – Казанская икона Богоматери;
  • 19 декабря и 22 мая – святитель Николай Чудотворец;
  • 25 октября – Иерусалимская икона Богородицы.

Социальная работа

Уже несколько десятилетий измайловская церковь занимается благотворительностью. Она предоставляет гуманитарную помощь многодетным семьям, неимущим, сиротам, старикам, людям с ограниченными возможностями. Священники храма активно сотрудничают с социальными учреждениями, обеспечивая вышеперечисленные категории населения бесплатными юридическими, медицинскими и транспортными услугами.

Подробнее о деятельности Христорождественского прихода можно узнать на официальном сайте: hramrh-izmaylovo.moseparh.ru.

Совет автора

Церковь Рождества Христова также коммуницирует с системой образования, снабжая школы и библиотеки религиозной литературой. Немаловажную роль играет реабилитационный , который направлен на борьбу с алкогольной зависимостью и табакокурением.

Воскресная школа

С 1991 г. при Христорождественском храме работает воскресная школа, состоящая из пяти классов. Преподавание в ней ведут профессиональные педагоги, а также священники, занимающиеся богословием. Дети изучают Священное Писание, биографии святых, литургику, основы праведной жизни, церковнославянский язык, религиоведение. Те, у кого есть талант к пению, посещают детский хор, а остальные выполняют обязанности пономарей, читают часы или помогают звонарям.

Кроме основных занятий, в воскресной школе открыто несколько кружков: пения, рисования, туризма, а также спортивная секция. Здесь существует приходская музыкальная группа, состоящая из лучших вокалистов. Они часто выступают на местных праздниках и регулярно участвуют в отчетных концертах.


При Христорождественском храме работает воскресная школа

Расписание богослужений

Двери измайловского храма открыты для посетителей ежедневно с 7:00 до 20:00. Расписание служб практически не меняется, однако для уточнения лучше свериться с официальным сайтом.

День недели Время Служба
Воскресенье 7:00 Ранняя литургия
10:00 Поздняя литургия
17:00 Акафист иконе Божьей Матери «Иерусалимской»
Понедельник 9:00 Ранняя литургия
17:00 Вечерня
Вторник 9:00 Ранняя литургия
17:00 Вечерня
18:00 Акафист богородичному лику «Неупиваемая чаша»
Среда 9:00 Ранняя литургия
17:00 Вечерня
Четверг 9:00 Ранняя литургия
17:00 Вечерня
18:00 Акафист святителю Николаю Мирликийскому
Пятница 9:00 Ранняя литургия
17:00 Вечерня
Суббота 9:00 Ранняя литургия
11:00 Панихида
17:00 Всенощная


Двери измайловского храма открыты для посетителей ежедневно

Как добраться

Христорождественская церковь находится по адресу: г. Москва, Измайловский проезд, д. 28. Добраться до нее можно тремя способами:

  • от метро «Черкизовская» на 230-й маршрутке (остановка «Школа»);
  • со станции «Измайловская» автобусом №34;
  • от метро «Щелковская» маршрутом №32 или 41.

Несмотря на трудную долю, выпавшую храму Рождества Христова, он сохранился практически нетронутым. До сих пор посетить московскую святыню ежегодно приезжают миллионы паломников, чтобы отдать дань истории и поклониться чудотворным иконам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

История

История церкви началась с появлением Новой слободы села Измайлова, куда, для строительства и обслуживания царской резиденции, переселили крестьян из Костромского, Валдайского, Переяславского, Алаторского и других уездов. Находилась Новая слобода в районе современных Никитинской, 3-й Прядильной улиц и Измайловского проезда.

В годы Советской власти церковь непрерывно оставалась действующей. В 1935—1937 годах в церкви служил протоиерей Павел Ансимов, расстрелянный в 1937 году и канонизированный в 2005 году как священномученик. В 1940-х в церкви служил будущий архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (в октябре 1945 года здесь он был рукоположён во иерея), в 1950 году арестованный за активную проповедническую деятельность; впоследствии архимандрит Иоанн присылал иконы в подарок «колыбели своего священнического служения». В те же годы практику чтеца в храме проходил будущий протоиерей Николай Голубцов. В день Иерусалимской иконы (12 (25) октября) в храме служили патриархи Алексий I, Пимен, Алексий II.

Революция и период разрушений

После революции Николаевскую богадельню закрыли, историки из общества археологии в 1922 году оценили иконостасы, как исторические ценности, но в 1927 году Покровский храм в Измайлово попал под опалу.

  • С 1923 соборная территория было отдана в распоряжение для традиционных коммуналок. В 1930 году снесли церковь святого Иоасафа.
  • В 1928 году церковные святыни исчезли, чудотворный образ Богородицы передали в Рождественский храм, церковные ценности раскрадывались подводами.
  • На некогда прекрасной территории поселились чекисты, затем там обосновалось овощехранилище, где иконостасы использовались в качестве полок для коробок.
  • В годы войны на измайловском острове находился аэропорт и сталинский секретный бункер.
  • После войны жителей коммуналок переселили, в храмовом комплексе стали располагаться государственные учреждения
  • Черные археологи копали ходы под святыней, ища клады несметных богатств и старинного оружия.

Художники и архитекторы того времени требовали сохранить для потомков сохранившие остатки сказочных изразцов и единственное западное крыльцо.

XVIII век

    Царь Пётр I перенёс двор в Санкт-Петербург. Крестьяне – основные жертвователи — уезжали работать на фабрики в Москву. Село пустело. Осталось не более пятисот прихожан. Церковь стала одноштатной – один священник, диакон и псаломщик. Московская контора Главной дворцовой канцелярии, обеспечивающая дворцовые села, давала незначительные средства на содержание храма.

    Крестьянам со своими заботами трудно было поддерживать приход. Обветшало здание, деревянная звонница буквально на глазах разваливались… По прошению управителя Измайлова Якова Нормацкого и настоятеля Никиты Васильева храму были переданы иконы дворцового села Алексеевского, но те тоже оказались ветхими.

    Только в начале 1744 года, после проведения трёх торгов, был заключен контракт с известным московским иконописцем Егором Греком, который к началу февраля следующего года выполнил все работы.

     В середине 1740-х годов храм получил новый комплект богослужебных книг вместо обветшавших изданий XVII века, новые облачения, покровы, завесы, аналойники и напрестольные облачения, а также новые колокола, которые были вылиты из старых пушек. Говорят, это были те самые пушки, которые, по приказу Петра Великого, выливали из колоколов. Выполнение этих работ стало возможным благодаря особому вниманию императрицы Елизаветы Петровны к подмосковным дворцовым усадьбам.

     К её благодеянию следует отнести и строительство колокольни. В одном из донесений 1761 года говорилось, что «в церкви Рождества Христова и в приделе… и колокольня деревянная ветха и от ветру шатается и опасно, чтоб не обвалилась и не учинила колоколам повреждение».

    В связи с этим было велено поправить церковное строение, вместо деревянной устроить каменную колокольню, а старые колокола перелить с прибавкой меди. В 1761 году на старом каменном фундаменте была выстроена трехъярусная каменная колокольня, первоначально увенчанная шпилем. Для этой колокольни в конце XVIII-XIX веках были отлиты новые колокола.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово был построен в 1680 году

В 1680 году был построен храм Покрова в Измайлово. Строили его великие каменщики Григорий и Федор Медведевы.

Вот что гласит об этом первая запись, которая указана в писцовой книге:

1680

в этом году построили храм Покрова в Измайлово


Так выглядел Покровский собор в Измайлово после постройки Именно так по-деловому кратко и точно был отмечен Покровский храм. Но считается, что собор был самым грандиозным из сооружений в России того времени. Покровский собор в Измайлово имел высоту 57 метров, его центральная глава имела высоту 18 метров, что можно сравнить с современным шестиэтажным домом.

57

столько метров в высоту достигал Покровский собор

Но если обратить внимание, то в этом случае речь идет только о луковичном завершении, без его барабана, то есть высота его еще больше. Можно представить, как же восхищало это здание жителей 17 столетия

Архитектура и иконостас

Колокольня начала XVIII века, западный фасад

Храм является памятником архитектуры. Построен артелью костромских зодчих на месте временной деревянной церкви. Имеет три яруса кокошников и пять глав. С севера и с юга к главному объему храма примыкают одноглавые кубические приделы. В конце XVII века пристроена двустолпная палата — трапезная часть храма, а в начале XVIII века барочная колокольня и паперть.

Композиция храма симметрична, объём состоит из бесстолпного двусветного четверика, боковых приделов с главками (в честь Казанской иконы Божьей Матери и святого Николая) и двустолпной трапезной. Пространство внутри храма объединено с пространством приделов при помощи широких, во всю ширину боковых стен, арочных проёмов, что необычно для храмов XVII века.

Декор фасадов включает сложный венчающий карниз, спаренные угловые колонки, пышные оконные наличники со стрельчатыми кокошниками, перспективные порталы с «дыньками». Оформление колокольни характерно для архитектуры барокко петровского времени и включает обработку стен рустом, люкарны, овальные окна, обрамлённые волютами.

Три иконостаса храма также созданы костромским мастером (Сергий Рожков) в 1678 году. В 1735 году по распоряжению Анны Иоанновны иконы поновлены (цеховым иконописцем Ф. Пискулиным), а в середине XIX века иконостасы и киоты украшены резьбой.

Усадьба Измайлово имеет давнюю историю…

Село Измайлово возникло во второй половине XVвека, стало так называться по фамилии дворян Измайловых, первых владельцев имения.

А уже в середине XVI века оно перешло во владение Никиты Романовича Захарьина-Юрьева, который был родным братом Анастасии из рода Захарьиных, ставшей царицей, любимой женой царя Ивана IV (Ивана Грозного) в 1547 году.

Никита Романович, брат Анастасии, был приближен ко двору царя и получил село Измайлово в числе других земель, пожалованных ему государем.

Сыновья Никиты Романовича взяли себе фамилию по имени деда — Романовы. Этот род — Романовы, ставший впоследствии царской династией, правил Россией в течение 300 лет, начиная с XVII века.

После смерти Никиты Романовича село Измайлово перешло младшему сыну Ивану Никитичу Романову. Он входил в состав совета из самых богатых и уважаемых бояр «Семибоярщины» и после освобождения Москвы от поляков в 1613 году на Земском соборе, на котором должны были избрать царя, подписал грамоту об избрании на московский престол князя Михаила Федоровича, своего племянника, сына старшего брата Федора Никитича Романова, который вскоре был венчан на царство.

Сам Иван Никитич поселился в усадьбе Измайлово. При нем была построена деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Дальнейшим обустройством усадьбы занимался его сын Никита Иванович, его наследник, который взялся за развитие и обустройство своей вотчины.

Молодой царь Алексей Михайлович Романов, следующий в династии Романовых, который правил Московским царством в 1645 — 1676 годах, часто приезжал в родовое гнездо, усадьбу Измайлово поохотиться, отдохнуть от государевых дел. Боярин Никита Иванович Романов привил царю Алексею Михайловичу страсть к соколиной охоте.

После смерти дяди, Никиты Ивановича, усадьба Измайлово полностью переходит во владение Алексея Михайловича. Царь Алексей Михайлович начинает с 1663 года переустройство усадьбы. Любимые им места, родовую вотчину бояр Романовых он хочет сделать парадной резиденцией государя, образцом усадьбы для своих подданных, а также для иноземных гостей.

Виноградный и Серебряный пруды возникли при Алексее Михайловиче по его указу: в 1667 году речку Серебрянку (ранее река Робка) разделили и перегородили двумя плотинами, что превратило место бывшей вотчины бояр Романовых в рукотворный Измайловский остров, со всех сторон окруженный водой.

В середине Измайловского острова располагался Государев двор. Государев двор в Измайлове был отгорожен водой так же, как Московский кремль в середине города.

При Алексее Михайловиче через Серебряный пруд был построен большой 14-пролетный кирпичный мост — это был парадный въезд на остров в царскую усадьбу. Через арку Мостовой башни, которой заканчивался мост, гости попадали к Покровскому собору.

Мостовая башня, построена по указу царя Алексея Михайловича в 1671 ÷ 74 годах из красного кирпича, трехъярусная, была украшена ценными изразцами, символизирующими райский сад. Изразцы, покрытые синей, белой, желтой, зеленой глазурью, также украшали парапеты кирпичного моста.

В нижнем ярусе Мостовой башни в XVII веке были стрелецкие караульни, в верхнем ярусе размещалась палата, часы и колокольня.

В государево село Измайлово за пределами острова входили обширные сельскохозяйственные угодья, теплицы, в которых выращивали арбузы, дыни, грецкие орехи, финики. В усадьбе к северу от острова был Виноградный сад, тутовый сад, где пытались выращивать шелковицу.

На Государевом дворе располагался зверинец, где обитали лоси, олени, медведи, соболи и даже львы, тигры и барсы — для гостей Измайловской усадьбы было много неожиданных и удивительных сюрпризов, было что показать гостям в царской усадьбе.

В Измайловской усадьбе была пасека, небольшой стекольный завод, куда были приглашены мастера-стеклодувы из Венеции. Всюду было много цветов, выращивались редкие лекарственные травы, на территории усадьбы были многочисленные пруды, проведены водопроводы для полива растений.

Усадьба Измайлово, преобразованная и обустроенная во времена царя Алексея Михайловича, создавала впечатление райского сада на земле, что было отражено и в архитектурных творениях.

В селе Измайлово также проходило детство Петра Великого, где он нашел первый ботик

При Покровском храме не было колокольни, поэтому именно здесь в башне были размещены 7 колоколов и часы. Стоит отметить, что среди всех этих садов, мельниц и прудов проходило и довольно раннее детство Петра первого.

Считается, что именно здесь в одном из амбаров льняного двора он нашел старинный ботик, которому суждено было стать «дедушкой русского флота». Всеми забытый ботик лежал в грязи и ждал, когда юный Петр его найдет.


На данном фото можно увидеть тот самый ботик, который был найден Петром Первым в селе Измайлово. В настоящее время ботик находится в музее. Фото: cdn.fishki.net

До 1689 года село Измайлово было излюбленным местом царевны Софьи. Потом в этом дворце жила вдова царя Ивана Алексеевича, царица Прасковья Федоровна со своими дочерями. Больше за 18 век здесь никого не присутствовало.

Позднее здесь была императрица Анна Иоанновна, которая проезжала через Москву и иногда навещала этот остров. Она тоже любила село Измайлово, так как здесь прошли ее детские годы.

Воскресная школа

В 1991 г. в храме Рождества начала свою работу воскресная школа. Учащиеся разделены на 5 групп и формируют 5 основных классов. Занятиями с воспитанниками занимается обширный состав преподавателей: уроки ведут профессиональные школьные учителя, а так же члены причта.

Детям преподаются уроки Закона Божьего, церковно-славянского чтения, литургика, религиоведение, основы нравственного жития, уроки жития святых. Так же из учащихся сформирован детский хор. Те, кто не задействован в пении, все равно участвуют в Литургии: читают часы и апостол, звонят в колокола, исполняют обязанности пономарей.

Помимо занятий, детям предлагаются различные кружки на выбор: кружок пения и вокала, кружок изобразительного искусства, различные спортивные занятия и туристические походы по району.

В качестве дополнительного кружка так же существует музыкальная группа, которая состоит из учащихся. Ансамбль исполняет различные патриотические песни и без его участия не проходит ни одного выступления школы. Сами выступления устраиваются регулярно на каждый большой праздник усилием родителей и детей под руководством опытных педагогов.

Изъятие ценностей в храме

    4 мая 1922 года в храме было проведено изъятие ценностей. Так выполнялся призыв Ленина «дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий».

    Присутствовать разрешили настоятелю отцу Михаилу и двум членам общины — Павлу Михайловичу Таразанову и Сергею Федоровичу Тюрину. Всего было изъято 196 предметов. Наибольшее возмущение у прихожан вызвало снятие с чудотворного образа Божией Матери Иерусалимской ризы. Члены комиссии стали ее топтать, чтобы вынуть драгоценные камни.

    К концу двадцатых Измайлово, впрочем, как и всю страну жестко и навязчиво накрыло кумачом. В селе появилось много приезжих, обосновавшихся в фабричных корпусах, бараках, зданиях рабочего городка на Измайловском острове и Измайловского посёлка Народного комиссариата путей сообщения.

    Немногие из них стали прихожанами храма. В то же время наиболее крепкие в хозяйственном отношении и религиозные семьи местных жителей были раскулачены и высланы. Что уж говорить про священников…

    Репрессии измайловского духовенства начались после вхождения Измайлова в черту города в 1935 году. Первым был репрессирован протоиерей Михаил Волков. В 1939 году был репрессирован священник Сергий Соколов. Его не спасло даже то, что ещё в начале 1930-х годов он снял с себя священнический сан, чтобы его дети не считались детьми «лишенца». Так звали тогда лишённого гражданских прав, и смогли получить образование (в этот период духовенство вынуждено было оплачивать обучение своих детей).

Дай Господи…

    «При­вет­ствую ма­лень­кую Же­ню, – пи­сал он од­ной та­кой при­хо­жан­ке. – Пусть ны­неш­ний день на­пом­нит те­бе о том счаст­ли­вом, невин­ном дет­стве, ко­гда ду­ша бы­ла чи­ста, и все мыс­ли бы­ли хо­ро­ши и свет­лы, и дай Гос­подь, чтобы при­ча­ще­ние Свя­тых Та­йн об­но­ви­ло твою ду­шу и со­де­ла­ло её чи­стой и мо­ло­дой, спо­соб­ной вос­при­ни­мать бла­го­дать Бо­жию та­кой, ка­кая она есть. Бу­ду, как и все­гда, мо­лить Бо­га, да огра­дит Он те­бя от всех зол и всех жиз­нен­ных невзгод, при­вле­чёт к Се­бе для спа­се­ния тво­ей ду­ши. Дай Гос­по­ди, чтобы твое хри­сти­ан­ское серд­це по­сто­ян­но го­ре­ло лю­бо­вью к Бо­гу и ближ­ним и по­буж­да­ло де­лать толь­ко доб­рое и хо­ро­шее, из­бе­гая ху­до­го. Хра­ни те­бя Бог. Греш­ный мо­лит­вен­ни­к и доб­ро­же­ла­тель про­то­и­е­рей Па­вел Ан­си­мов. 1936 год».

    А в 1937 году осведомители  донесли, что священник в проповедях допускал антисоветские толкования. Отец Павел был арестован вместе с группой верующих. Вслед будущему мученику молчаливо смотрели кресты на куполах. Как когда-то сам протоиерей, в 1931 году, стоя под дождем, содрогаясь молча наблюдал «пляски» рабочих на куполе храма святителя Николая, пытающихся стащить крест…

     19 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила Павла Ансимова к расстрелу. 21 ноября 1937 приговор приведен в исполнение на Бутовском полигоне. Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода в 2005 году.

Почитаемые иконы

В церкви с 1804 года находится почитающийся как чудотворный Измайловский список иконы Божией Матери «Иерусалимская» (почитание с 1771 года, в связи с событиями московской эпидемии чумы и Чумного бунта; в память об этих событиях летом отмечается второе престольное празднество храма). В 1854—1927 годах икона находилась в Покровском соборе Измайлова, ныне хранится в южном приделе храма. Сам список выполнен, по одним данным, в Оружейной палате Кремля в 1649 году, по другим — в 1670-е годы для дворцовой церкви царевича Иоасафа. В церкви имеется ряд других почитаемых икон: Владимирская с частицей мощей апостола Фомы, иконы «Благодатное Небо», «Спас Нерукотворный», «Спас Смоленский», вмч. Пантелеимон (афонского письма), иконы Иоасафа Белгородского и мученика Трифона с частицами мощей.

Имущество церкви дважды подвергалось серьёзному разграблению: в войну 1812 года (когда в Измайлове стояли французы) и после революции.

Внутреннее убранство

Внутри Христорождественская церковь выглядит не менее богато, чем снаружи. Так, главный вход украшает массивная железная дверь конца XIX столетия, которую спроектировал Павел Сальников. Иконостасы же, созданные Сергеем Рожковым, и вовсе остались нетронутыми.

Внутри Христорождественская церковь выглядит богато

Когда в 1735 г. святые лики реставрировались, многие из них были заменены на иконы авторства Петра Пискулина. Тогда же все три иконостаса обзавелись филигранной узорчатой резьбой. Спустя полтора века храмовую роспись решили обновить. Поскольку финансовых средств не хватало, заказ был отдан московскому мастеру Василию Гурьянову, который скопировал знаменитые работы Ильи Репина и Федора Бронникова.

Несмотря на реставрационные работы, измайловский храм все же сохранил связь с древностью, а в его внутреннем убранстве легко читается колорит XVII столетия. Это можно заметить по низкому своду, высоким аркам, а также большим настенным росписям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector