Крестобогородская церковь в ярославле: рассмотрим по полочкам

Внутреннее убранство

Росписи, существующие в храме, были выполнены в 20-годах 18 века, руководителем которых был священник Андрей Смирнов. Резчик Гавриил Столярев выполнял для храма престол, иконостас и жертвенник. Конечно ж, по истечении многих лет все износилось, но здесь довольно часто проводят реставрационные работы и ремонты.

Начиная с 1988 по 1995 год, церковь отреставрировали за деньги, которые выделил областной бюджет. Его нижняя часть обзавелась углублением, где находятся частицы мощей некоторых святых и по это время. Главная святыня церкви – это крест Ионы Сысовича во всю величину, по каждую сторону от него расположили несколько икон, в числе которых есть иконы Богоматери, Марии Магдалины, Иоана Богослова, Логина Сотника.

Во владениях церкви находится огромное количество икон и образов святых. Среди самых почитаемых стоит отметить наличие:

— Животворящего Креста Господнего;

— Иконы Пресвятой Богородицы, оплакивающей Христа;

— Икона, на которой изображен Митрополит Филипп Московский;

— Иконы Положения честной ризы Пресвятой Богородице во Влахерне.

Церковь Михаила Архангела

Первое деревянное здание гарнизонной церкви было построено в 1215 году. Каменная церковь во имя покровителя военных архангела Михаила появилось в 1657 году. Многие внутренние украшения церкви из цветных изразцов, старинных фресок погибли во время очередного пожара.

Благодаря реставрационным работам часть из них восстановлена. Уцелевшая старинная икона архангела Михаила представляет большую ценность, она часто участвует в выставках Третьяковской галереи в Москве.

С 1994 года церковь стала действующей, после придания её вида, соответствующего XVII веку. В теплом храме проходят богослужения. Храмовые образа архангела Михаила, Богоматерей Владимирской, Смоленской, икона Антония Великого являются ценными реликвиями церкви.

Адрес: ул. Первомайская, д. 67.

Новая жизнь Звонницы

Осенью 2010 г. вновь отстроенный Успенский собор распахнул свои двери для прихожан и гостей Ярославля, но колокольню не отстроили. Сегодня на территории собора можно наблюдать временную Звонницу (колокола, расположенные за металлической оградой) как промежуточное решение, действующее до момента полного восстановления храмового комплекса.

Два больших колокола держатся на индивидуальных металлических конструкциях. Еще один каркас служит опорой для двух колоколов среднего размера. На соседней конструкции находятся семь маленьких колоколов. Все вместе, они являют собой величественное зрелище, в том числе, и благодаря богатому декору – ликам святых и православному орнаменту.

Адрес: г. Ярославль, пл. Челюскинцев, 2.

Карта расположения:

Успенский кафедральный собор

  Камень на месте основания Ярославля

Похожие публикации:

Спасо-Преображенский собор

При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в…

Церковь Спаса на Городу в Ярославле

Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском …

Церковь Михаила Архангела

Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей…

Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле

Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный.
Он первым в Ярославле оказался …

Часовня Казанской Богоматери в Ярославле

Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…

Поделиться ссылкой:

Спасо-Преображенский собор

Появление первого варианта монастыря относят к 1186 году. Духовный центр Ярославля превратился в каменное строение при поддержке Ростовского князя Константина. На его территории вырос величественный каменный Спасо-Преображенский Собор.

Старинный храм XVI века вошел в списки всемирного наследия. В библиотеке собора хранились старинные рукописи. Среди них было найдено «Слово о полку Игореве». Сейчас полная информация о книге, способе её создания предоставляется интересной экспозицией музея при Соборе. Но пожар уничтожил и эту постройку.

Сейчас существует, возведённый на остатках фундамента, новый Собор. В архитектурный комплекс города входят Священные ворота, Трапезная палата, Келейный корпус, Архиерейский дом, колокол «Благовестник». В Соборе хранятся священные реликвии, иконы Богоматери Владимирской, Смоленской, Преображения Господне. Основная часть выполнена в стиле барокко.

Находится на Богоявленской площади, рядом с Московским мостом над рекой Которосль.

Рекомендуем прочитать:

  • Достопримечательности Ярославля – ТОП-30 мест
  • Что посмотреть в Ярославле за 1 день
  • ТОП-25 развлечений в Ярославле для детей

Церковь Петра и Павла

Двухэтажная каменная церковь строилась на средства богатого владельца мануфактуры И. М. Затрапезнова. Родовая усыпальница раньше находилась в этой церкви. Благодаря заботе прихожан восстановлена могильная плита, ежегодно проводится крестный ход вокруг бывшей площади, занимаемой мануфактурой, отмечается престольный праздник апостолов Петра, Павла.

Сейчас это место называется Петропавловским парком. В XVIII веке рядом с церковью находились пять интересных прудов, имеющих конкретное предназначение.

Здание церкви повторяет форму знаменитого собора Петербурга стиля барокко. Достопримечательностями церкви считаются икона из слоновой кости « Воскресение Христово с праздниками» (подарок Петра I Затрапезному), серебряный крест с жемчугом и частицей мощей Антония Римлянина, считающегося Чудотворцем Новгорода. Церковь украшали колокола, часы.

Сейчас в храме звучат молитвы, проходят богослужения.

Знаменный распев

В нашем храме один раз в месяц по субботам проходят службы древнерусским знаменным распевом, которым пели на Руси до XVII века. Сейчас так поют в некоторых храмах и монастырях, а также в единоверческих общинах. Это пение пришло к нам из Византии вместе с Христианской верой, поется всеми в один голос по «крюкам» — знакам (знаменам), взявшим свое развитие от различных ударений над церковно-славянским текстом. Знаменное пение особо располагает к молитве, обладает целебными свойствами для души.

Подробнее о знаменном распеве можно узнать на сайте о.Павла (Коротких) и послушать ипакои на нашем Ю-туб-канале.

Успенский собор

Красивый памятник зодчества на Руси считается одним из самых древних каменных соборов Ярославля. Он был заложен в 1215 году, освящён в 1219 году. В первоначальном виде собор простоял до пожара 1501, уничтожившего храм. При разборе руин храма после пожара были обнаружены мощи ярославских князей, живших в XIII столетии (Василия и Константина Всеволодовичей).

Сейчас это главная реликвия восстановленного собора. Ежедневно в соборе проходят богослужения. Божественная литургия проходит в праздничные, воскресные дни дважды. В 7.0 и 9.30 часов утра.

Находится на Которосльной набережной, 2.

История основания

Есть в г. Ярославле район Кресты. Расположен он на том месте, где в 1655 году митрополит Иона Сысоевич при въезде в город со стороны Ростова. на Поклонной горе, установил трехметровый крест. Сделал он это в честь победы над моровой язвой, шествующей в то время по всей Руси.

Крестобогородский храм (церковь Ризоположения) в Ярославле

С чудотворной иконой Смоленской Божьей Матери был совершен крестный ход. Совместными молитвами духовенства и народа во главе с митрополитом Ионой город был спасен от гнева Божьего, — чума обошла его стороной.

По прошествии немного времени здесь была сооружена часовня, а затем и церковь Положения Ризы Божьей Матери. Рядом со святым местом возникла деревня, которая стала называться, как и церковь, — Богородской или сокращенно Кресты. Спасский монастырь, расположенный неподалеку, снабжал новый храм всей необходимой служебной утварью.

Первая церковь, выстроенная в 1677 году, была деревянной. Спустя почти сто лет, а точнее, в 1760 году, было начато строительство нового каменного храма. Средства на его возведение были пожертвованы владельцем мануфактурной фабрики, а также колокольного завода, Д. М. Затрапезновым. Главный престол церкви освятили в честь Положения Ризы Божьей Матери, а зимний — св. Николая Чудотворца (впоследствии митрополита Московского Филиппа).

В середине прошлого столетия это место стало частью города. Была проведено расширение Московского проспекта, из-за чего снесли ряд построек. То же самое планировалось проделать и с церковью Ризоположения. Однако верующим невероятными усилиями удалось предотвратить это и сохранить храм.

Это интересно: Мужской монастырь святых Косьмы и Дамиана или Козьмодамиановский монастырь в Алуште (видео)

Успенский Кафедральный Собор

Успенский собор в Ярославле был заложен в 1215 году Князем Константином Всеволодовичем (Мудрым) , старшим сыном Всеволода Большое Гнездо, и освящен в честь престольного праздника Успения Пресвятой Богородицы .Н а протяжении своей истории горел и перестраивался. В 1937 году собор был взорван. 72 года на этом месте росли садовые деревья, а в XXI веке к 1000-летию города Успенский собор в Ярославле вновь отстроен.

С западного входа сияет своей красотой изразцовая арка . Она уникальна тем, что изразцов таких размеров в храмах Ярославской области до настоящего времени еще не делали. Уникальную и почти забытую технологию ярославских мастеров по изразцовому украшению соборов планируют использовать в дальнейшем, работая по всему периметру Успенского собора.

Над входом в собор установлена изразцовая икона Успения Пресвятой Богородицы, высота которой более восьми метров, а ширина – семь. На ее изготовление ушло более 600 изразцов

Образ Покров Божьей Матери разместился над северными воротами храма. Размер изразцовой иконы — 37 квадратных метров, состоит она из 600 фрагментов. Автор — ярославский художник Евгений Тарабин. На иконе изображена Богородица, которая в окружении ангелов раскрывает свой покров над храмами Ярославского края. На иконе изображены : Спасо — Преображенские собор Переславля, Горицкий монастырь , Успенский собор Ростова и Успенский Собор Ярославля.

По инициативе Ярославского художественного музея были написаны копии древних икон : домонгольская икона «Спас Вседержитель» первой четверти XIII в., икона «Богоматерь Ярославская» XVI в., а также величественные иконы-рамы к иконам «Богоматерь Ярославская» (1803 г.) и «Богоматерь Толгская» (конец XVIII в.). Этот выбор не случаен. Оригиналы икон висели в Успенском соборе XVII века, разрушенного в 1937 году, а сейчас находятся в собрании Ярославского художественного музея. Работа проходила в Митрополичьих палатах в Ярославле. Иконописцы работали рядом с оригиналами, кропотливо перенося изображения древних памятников на их современные копии. В храм возвращены и древние иконы «Спас Вседержитель», «Божией Матери Смоленская» в серебряных ризах, «Предтечи и Крестителя Господня Иоанна», «Святителя Николая с житием» и многие другие.

Святыни храма

Главными святынями собора на протяжении веков являлись мощи благоверных князей Василия и Константина. Особо почиталась Ярославская икона Божией Матери, по преданию принадлежавшая святым князьям.

Из Федоровской церкви перенесена рака с мощами 2-й Княжеской династии Ярославских князей Федора, Давида и Константина. Потомки Фёдора Чёрного правили Ярославским княжеством до присоединения его в XV веке к Московскому княжеству. Мощи хранятся в большой раке под сенью, рядом с мощами князей Василия и Константина.

5 мая 2013 года положено начало воссозданию соборной колокольни. Строительство начнется после исследования археологами строительной площадки.

Сегодня ансамбль колоколов возле Успенского собора находится на временной звоннице. Они вернулись в Ярославль из Данилова монастыря Москвы .

Их всего пять: два колокола в сто пудов, и два относительно маленьких — по 200 и 400 килограммов соответственно. И самый большой, в две с половиной тонны весом. Его родной брат висит на колокольне Спасо-Преображенского монастыря. Летом 2010 года на тутаевском заводе Николая Шувалова под Ярославлем , был отлит еще один колокол — колокол тысячелетия.

Рядом с Успенским собором находится скульптура «Троица» — единственное в России изображение Святой Троицы в камне. Поставлена она была на месте алтаря взорванного в 1937 году Успенского собора по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

В наши дни Успенский кафедральный собор является архитектурной доминантой и украшением древнего Ярославля. Он возвышается над Волжским берегом, свидетельствуя о древних православных корнях и непоколебимости веры христианской в нашей Ярославской земле. Под сводами храма, как и многие века назад, возносятся молитвы и благодарения Господу от чистых сердец ярославцев и паломников из других городов .

Ни одна наша экскурсия не обходится без посещения этого собора. Вы можете заказать пешеходную экскурсию по историческому центру Ярославля, или более обширную, на которой вы проедите по следам 1000 рублевой купюры.

Престольные праздники и богослужения

15 июля празднуется Ризоположение. Хитон, принадлежавший когда-то Богородице, из поколения в поколение бережно передавался и хранился на Святой Земле. Святая Риза источала из себя множество чудес и не раз спасала тот город, в котором хранилась.

Впервые святыня была обнаружена во времена императора Льва Македонянина. Находилась она в небольшом селении близ Назарета у одной престарелой еврейки. Паломники, остановившиеся у нее на ночлег, удивились тому, что в доме горит столько свечей и фимиама. На неотступные просьбы рассказать, что за святыня находится здесь, женщина нехотя открыла им свою тайну. Хитон был сразу же перевезен в Константинополь во Влахернский храм.


Богослужение в Крестобогородском храме

Храм открыт ежедневно, проводятся регулярно службы. По праздникам служатся две литургии, ранняя и поздняя. Церковь очень посещаема верующими и паломниками. Это один действующий храм в районе, поэтому народу сюда стекается, как правило, много.

Ярославский Федоровский Кафедральный собор

Действующий собор (в нём проходили богослужения в тяжёлые советские времена) является важнейшей святыней православия, великолепным памятником русской архитектуры. После возвращения храма во владение церкви Кафедральный собор называют и церковью Федоровской иконы Божией Матери.

Её появления связано с интересными легендами об исцелении от болезни посадского Плешкова. В 1683 году началось возведение первого здания собора.

Всё внутреннее убранство храма (фрески, иконы, иконостас) сохранились в первоначальном виде. Историческую ценность представляют большая дидактическая икона с изображением Святой Троицы, царские врата, древний серебряный ковш для освящения водой.

Высокорасположенные луковицы церкви, яркие купола придают ей особую грандиозность, величие. Это один из любимых храмов местного населения, многочисленных российских паломников. Адрес: Большая Федоровская улица, 72.

Храм Николы Мокрого

В ансамбль типичного посадского храма входят холодная пятиглавая церковь и тёплый одноглавый храм, возведённый во имя иконы Тихвинской Богоматери в 1686 году. Стены церквей были украшены полихромными изразцами, ажурными наличниками, разноцветной керамикой. Лучше всего сохранился южный притвор. Таких украшений ни в одном храме города нет.

Над оформлением внутреннего интерьера работали местные мастера, используя интересные приёмы клеевой техники живописи, известной под названием Николо мокринская роспись. Памятником прикладного декоративного искусства считается кованая решётка паперти, выполненная в XVII столетии. Открыт храм после передачи верующим в 1992 году. Сейчас в нём проходят праздничные богослужения.

Находится храм по адресу ул. Чайковского (прежнее название Любимская),1.

Церковь Дмитрия Солунского

Храм считается образцом двухстолпного типа ярославского зодчества XVII столетия. Холодная церковь возводилась в честь Смоленской иконы Богоматери Одигитрии на месте старой деревянной церкви.

В ней были три предела во имя Великомучеников Дмитрия, девяти мучеников Кизических.Солунского, Георгия Победоносца. Первоначально её украшали пять куполов. Теплый храм во имя Похвалы Богородицы имел двухъярусный расписной иконостас (интерьер храма исчез) был воздвигнут в 1749 году.

Считается, что автором росписей храма был известный мастер Плеханов. Тематика росписей основана на использовании сюжетных клейм из сцен Евангелия, жизни Богородицы.

Основными изображениями считаются «Вседержитель», находящийся в куполе, фигуры восьми пророков, расположенных между окнами. Их выбор, исполнение во весь рост символизирует вселенское величие Русской церкви. Хорошо сохранилась нарядная алтарная живопись с композицией «О тебе радуется».

Находится на улице Большая Октябрьская (раньше Рождественская).

История основания

Есть в г. Ярославле район Кресты. Расположен он на том месте, где в 1655 году митрополит Иона Сысоевич при въезде в город со стороны Ростова. на Поклонной горе, установил трехметровый крест. Сделал он это в честь победы над моровой язвой, шествующей в то время по всей Руси.


Крестобогородский храм (церковь Ризоположения) в Ярославле

С чудотворной иконой Смоленской Божьей Матери был совершен крестный ход. Совместными молитвами духовенства и народа во главе с митрополитом Ионой город был спасен от гнева Божьего, — чума обошла его стороной.

По прошествии немного времени здесь была сооружена часовня, а затем и церковь Положения Ризы Божьей Матери. Рядом со святым местом возникла деревня, которая стала называться, как и церковь, — Богородской или сокращенно Кресты. Спасский монастырь, расположенный неподалеку, снабжал новый храм всей необходимой служебной утварью.

Первая церковь, выстроенная в 1677 году, была деревянной. Спустя почти сто лет, а точнее, в 1760 году, было начато строительство нового каменного храма. Средства на его возведение были пожертвованы владельцем мануфактурной фабрики, а также колокольного завода, Д. М. Затрапезновым. Главный престол церкви освятили в честь Положения Ризы Божьей Матери, а зимний — св. Николая Чудотворца (впоследствии митрополита Московского Филиппа).

В середине прошлого столетия это место стало частью города. Была проведено расширение Московского проспекта, из-за чего снесли ряд построек. То же самое планировалось проделать и с церковью Ризоположения. Однако верующим невероятными усилиями удалось предотвратить это и сохранить храм.

Фото и описание

Крестобогородский храм располагался в селе Крестобогородском, история которого началась с того момента, когда в 1655 г., когда митрополит ростовский Иона Сысоевич установил здесь крест в честь памяти об избавлении Ярославля от моровой язвы 1654 г. Этот крест сначала располагался в деревянной часовне. В 1677 г. рядом с часовней крестьяне из Спасского монастыря построили деревянную церковь Положения Ризы Богоматери. Спасский монастырь, на территории которого находилась церковь, оснастил новый храм иконами, богослужебными книгами, утварью.

В 1760 г. прихожане стена в стену с часовней поставили каменную церковь (материал на строительство был пожертвован владельцем Ярославской Малой мануфактуры Д.М. Затрапезновым). Главный престол в холодном храме был посвящен Положению Ризы Богоматери, а зимний придел посвятили Николаю Чудотворцу, который потом был переименован в честь митрополита московского Филиппа.

В 1762 г. священник церкви села Сидорково обратился за благословением на возведение храма вместо сгоревшего в прошлом году. По распоряжению митрополита Арсения деревянный Крестобогородский храм перевезли в это село. На новом месте церковь простояла недолго — в 1788 г. ее заменили каменной.

В 1806 г. ярославский архиепископ Антоний, который страдал тучностью, ежедневно ходил молиться к кресту; в память об этой усердной молитве в церкви поставили икону Антония Римлянина, которая сохранилась до наших дней. Владыка в благодарность за избавление от недуга благословил и выделил часть средств на строительство в 1811 г. у северного фасада здания вместо часовни зимней церкви Животворящего Креста Господня. В 1817 г. ярославский резчик Гаврила Столарев выполнил для нового храма престол, иконостас и жертвенник. Росписи были выполнены после 1825 г. под руководством священника Андрея Смирнова.

Главной святыней храма является живописный крест Ионы Сысоевича «натуральной» величины, по сторонам от которого расположены иконы с Богоматерью, Иоаном Богословом, Марией Магдалиной, Логином Сотником. В 1989-1994 гг. на средства областного бюджета и прихода святыня была отреставрирована. В нижнюю часть креста вставили множество ковчежцев с частицами мощей разных святых.

Благодаря расположению села Крест на Московской дороге, прямо у въезда в Ярославль, этот храм посещали как обычные туристы и паломники, так и первые светские и духовные лица государства.

Здесь, на Поклонной горе, ополчение Минина и Пожарского устроило свой первый привал перед тем, как идти на Москву, здесь в праздник Воздвижения и в Крестопоклонную неделю всегда собирались богомольцы. До села Крестобогородского с крестным ходом провожали ростовские чудотворные иконы Богоматери Тихвинской и Владимирской.

Крестобогородская церковь является одной из 5 ярославских церквей, в которых все годы советской власти не прекращались богослужения, но в 1966 г. угроза закрытия нависла и над ней. Тогда было решено снести Крестобогородскую церковь для строительства автомобильной дороги в Ярославль. Но представление облисполкома о сносе было отклонено Министерством культуры РСФСР.

Но, не желая мириться с этим, в 1968 г. областные власти предложили спрямить дорогу таким образом, чтобы храм остался стоять в стороне и открыть в нем музей, приход же перевести в храм Параскевы Пятницы на Тутовой горе. Община была с этим не согласна. Ведь церковь Параскевы Пятницы находилась в полуразрушенном состоянии. Когда шли активные подготовительные работы к началу реставрации Пятницкой церкви, в Москве приняли решение продолжить богослужения в Крестобогородском храме (благодаря определенным усилиям Александра Николаевича Яковлева и Веры Григорьевны Брюсовой).

Церковь обязана своим спасением только благодаря твердости духа русских женщин и неимоверным усилиям приходской общины.

Заключение

Мы видим, что многие православные монастыри и храмы в Ярославле возводились из камня в 17 столетии. Причин для этого было много: страна успокоилась, пережив Смутное время, разбогатевшие купцы, для которых лучшим способом заявить о себе было вложение денег — вкладывались в строительство новых храмов. И чем богаче они получались, тем было лучше. Долгое и неспокойное время ждало их впереди. Если их предшественники страдали от многочисленных пожаров, то новые храмы ждала или перестройка или тревожный надвигающийся 20 век. Им предстояло пройти много испытаний: восстание белогвардейцев против советской власти в 1918 году, массовые закрытия церквей в советский период. Пережить и те годы, когда в них размещали архивы, реставрационные мастерские, склады. В худшем случае в них обустраивали автомастерские, а некоторые и вовсе были стерты с лица земли и память о них живет лишь на старых черно-белых фотографиях. Смотря на эти храмы сейчас, непременно хочется подробно узнать историю каждого из них, дотронуться до его стен и на время перенестись в ту эпоху, когда они были полны первозданного величия, когда в них проводились первые службы. Посмотреть на те реликвии и украшения, которые на сегодняшний день безвозвратно утеряны в водовороте времени. И поблагодарить за возможность видеть их, пусть и измененными, но такими же величественными и благородными, пропитанными духом времени и вековой истиной. И продолжать так же бережно хранить их сквозь года, чтобы донести их до будущих поколений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector