Успенский кафедральный собор в ярославле: история и достопримечательности
Содержание:
История Успенского Собора в Ярославле
Своё историческое начало это “чудо” архитектуры и православия берёт ещё с XVIII—XX веков, когда храм находился в древней Ростово-Ярославской епархии. Продолжалось этот период с 1215 года и до разрушения в 1937 г.
За это время храм не раз горел и перестраивался. В 1918 году пострадал от попадания снарядов. В 1922 г. – были изъяты церковные ценности из самой богатой ризницы. 1929 год – ликвидирована колокольня и религиозная община соборной церкви. И в 1937 году Успенский кафедральный собор был полностью снесён.
Позднее он дважды перестраивался и был восстановлен по новому проекту к концу 2010 года. Само же строительство было приурочено к 1000-летию славного города Ярославля.
Полезные статьи:
«ЗАПОВЕДИ» МНОГОДЕТНОЙ МАМЫ-МАТУШКИ АННЫ РОМАШКО
1) Не усложнять себе жизнь многими заботами.
2) Любить всех, кто рядом с детьми. Всегда благодарить тех, кто помогает нам воспитывать и образовывать их.
3) Не быть суетными и тщеславными, не гнаться за успехом, не требовать от ребенка достижений.
4) Научить себя и детей приноси�… Читайте далее
Почему же женщины плачут?
Маленький мальчик спросил маму: «Почему ты плачешь?»
— Потому что я — женщина.
— Я не понимаю!
Мама обняла его и сказала: «Этого ты не поймёшь никогда».
Тогда мальчик спросил у отца «Почему мама иногда плачет без причин?» — «Все женщины иногда плачут без причин» — всё, что смог отве… Читайте далее
ЧУДО ВЕРЫ
Саша был в чеченском плену — 5 лет; два года его – не кормили; испытывали на нем приемы рукопашного боя; его несколько раз — расстреливали, стреляли почти в упор, но так и – не смогли расстрелять!!!В 1995 году — первая чеченская война. Я был командиром штурмовой группы, а со… Читайте далее
ОТНОШЕНИЕ К ЦЕРКВИ
«Я не пойду в церковь, я ее не выношу, потому что у попа богатый мерседес, а у Патриарха дорогие часы» — несется из всех щелей. Надо ли говорить о том, что те, кто это заявляет, никогда в нее и не ходили. Просто все время актуализировались оправдания. Уже были злые старухи. Уже бы… Читайте далее
Периоды возрождения храма:
2004 год – принято решение о воссоздании собора;общими усилиями властей государственных и религиозных выбран проект архитектора из Москвы А. Денисова, который отличался масштабностью и подразумевал в цокольном этаже зал для церковных собраний, ризницу и трапезную палату;2005 год – церемония освящения камня закладки за алтарём собора, совершённая митрополитом Кириллом;2006 – 2010 года – непосредственное строительство;12 сентября 2010 года – торжественное освящение уже построенного собора, помещение на историческом месте ковчегов с мощами святых князей Василия и Константина и чтимого списка Ярославской иконы Божией Матери;2 октября 2011 года – перенесение из Феодоровского храма мощей благоверных;2013 года – положено реставрации соборной колокольни.
Обязательно к прочтению: Воскресенский собор в Омске
Теперь Успенский Собор является важным архитектурным центром и украшением старого Ярославля. Он поднимается ввысь над берегом старинной Волги, не давая людям забыть о православных корнях и вечной христианской вере. А под сводами храма и сегодня, как и много веков назад, слышны молитвы Господу от чистых сердец настоящих паломников со всех уголков мира.
Также все истинные христиане должны знать и помнить о Престольном празднике, что является важным для собора – Успения Пресвятой Богородицы, который традиционно отмечается 28 августа.
Подворья
Казанское
- Адрес: 153507, Россия, Ивановская обл., Ивановский р-н, село Котцыно, ул. Школьная, д. 17
- Тел.: 8-(4932) 27-00-77 (дежурный)
На подворье имеется деревянное здание с домовой церковью в честь Казанской иконы Божьей Матери в стадии ремонта и обустройства и разрушенный каменный храм в честь Воскресения Христова с приделами в честь Казанской иконы Божьей Матери и во имя святителя Николая.
Богослужения совершаются в недостроенной (не отапливаемой) домовой церкви по воскресным и праздничным дням.
Знаменский скит
Адрес: 153592, Россия, Ивановская область, Ивановский район, с. Буньково
Деревянная церковь скита в честь иконы Божией Матери «Знамение». Церковь находится в завершающей стадии строительства, идут отделочные работы.
Скитский домовой храм во имя преподобного Сергия Радонежского был основан в 1998 году при основании подворья.
К скиту-подворью также приписана церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери в селе Тюрюково. Храм в настоящее время недействующий, нуждается в восстановлении и реставрации.
Храм Воскресения Словущего
- Адрес: 155561, Россия, Ивановская область, Приволжский р-н, с. Толпыгино, ул. Центральная, д. 25
- Тел.: 8 (49339) 3-91-89; 3-91-20
В подворье имеется храм в честь Воскресения Словущего (престол освящен 15 мая 2001 года) с приделами в честь святителя Николая Чудотворца (освящен 9 августа 1972 архиепископом Ивановским Феодосием), и в честь Смоленской иконы Божией Матери (освящен 18 октября 2001 года).
Службы на подворье совершаются в субботние и воскресные дни, а также в праздничные (двунадесятые и престольные). Божественная литургия с 8:00, по окончании — молебны и панихиды (по просьбам прихожан); вечернее богослужение с исповедью прихожан в конце службы с 16:00.
Лежневское
- Россия, Ивановская область, пос. Лежнево, ул. Пионерская, д. 5-а
- Тел.: 21-88-58
В Лежневское подворье входят храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Рождества Христова и Казанской иконы Божией Матери, а также во имя святителя Николая Чудотворца.
Расписание богослужений: среда (утренний молебен, панихида); суббота (утро, вечер); воскресенье (Божественная литургия), все двунадесятые, великие и средние праздники. Вечерние богослужения совершаются с 16:00, а утренние с 9:00.
Подробнее об истории и современном состоянии храмов см. Лежневское подворье Ивановского Успенского монастыря.
Больничные храмы
В число подворий Успенского монастыря также входят два больничных домовых храма в городе Иваново: храм во имя святителя Николая Чудотворца при Областной Клинической Больнице и храм в честь иконы Божией Матери «Помощница в родах» при Научно-исследовательском Институте материнства и детства.
Успенский собор в Советские годы и в наши дни
Успенский собор серьезно пострадал во время антибольшевисткого Ярославского восстания (6-21 июля 1918 года). Стены были повреждены артобстрелом, но затем отремонтированы на средства церковной общины.
Повреждения Успенского собора во время Ярославского восстания
Повреждения колокольни Успенского собора после Ярославского восстания
В 1922 году в Успенском соборе разместилась городская биржа труда, самые ценные предметы передали государству. В 1924 году была проведена частичная реставрация. В 1929 году разобрали колокольню, чуть позднее распустили церковную общину.
В помещении разместились швейная мастерская, склад художественных ценностей, затем — зернохранилище. 26 августа 1937 года Успенский собор был взорван, на его месте разбит городской парк культуры и отдыха.
В 2004 году по проекту архитектора Алексея Денисова на месте прежнего храма началось возведение нового, большего по размеру. Строительство шло со скандалами: опасались, что грунт Стрелки не выдержит такую махину и «поплывет», что храм исказит исторических облик города… Кроме того, новый храм по своему облику не похож на предшествующий и выбивается из местной стилистики, наследуя больше традиции московской архитектуры. Тем не менее, 12 сентября 2010 года Успенский кафедральный собор был освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом.
Площадь храма составляет около 2 тысяч кв.м, вместимость — более 4 тысяч человек, высота до основания креста — 50 метров. В цокольном этаже разместятся зал церковных соборов, музей, трапезная палата и покои правящего архиерея. Планируется возведение отдельно стоящей колокольни высотой более 70 метров. А пока колокола установлены на временной звоннице рядом.
Около Успенского кафедрального собора со стороны Стрелки, на месте алтаря разрушенного Успенского собора в 1995 году была установлена статуя Троицы. Художник — Н.Мухин, скульптор — И.Б.Трейвус, архитектор — А.Бобович. Уникальность этого памятника в том, что в нашей стране нигде больше нет подобных скульптурных изображений Троицы. Неудивительно, что эта композиция вызвала неприятие части общественности.
Скульптурное изображение Троицы около Успенского кафедрального собора
Современные фотографии позволяют увидеть нынешний облик Успенского кафедрального собора и его внутреннего убранства. Безусловно, он стал украшением Ярославля и без него Стрелка выглядела бы незаконченной.
Вид со звонницы Спасо-Преображенского монастыря на Успенский кафедральный собор
Купола Успенского кафедрального собора
Сквозь молодую листву…
Белые стены и золотые купола
Мозаичная икона «Успение Пресвятой Богородицы» над входом в собор
Колокола Успенского кафедрального собора
Внутреннее убранство Успенского кафедрального собора
Иконостас Успенского кафедрального собора
Золотые купола Успенского собора
Необычайно красив Успенский кафедральный собор вечером, в лучах подстветки.
Успенский собор и Вечный огонь вечером
Успенский собор вечером
Купола Успенского собора
В лучах подсветки Успенский собор выглядит особенно эффектным
Мозаичная икона «Покров Пресвятой Богородицы» над входом в собор
Сказочно выглядит Успенский кафедральный собор зимним вечером.
Зимним вечером
Белое и золотое
Успенский Кафедральный Собор
Успенский собор в Ярославле был заложен в 1215 году Князем Константином Всеволодовичем (Мудрым) , старшим сыном Всеволода Большое Гнездо, и освящен в честь престольного праздника Успения Пресвятой Богородицы .Н а протяжении своей истории горел и перестраивался. В 1937 году собор был взорван. 72 года на этом месте росли садовые деревья, а в XXI веке к 1000-летию города Успенский собор в Ярославле вновь отстроен.
С западного входа сияет своей красотой изразцовая арка . Она уникальна тем, что изразцов таких размеров в храмах Ярославской области до настоящего времени еще не делали. Уникальную и почти забытую технологию ярославских мастеров по изразцовому украшению соборов планируют использовать в дальнейшем, работая по всему периметру Успенского собора.
Над входом в собор установлена изразцовая икона Успения Пресвятой Богородицы, высота которой более восьми метров, а ширина – семь. На ее изготовление ушло более 600 изразцов
Образ Покров Божьей Матери разместился над северными воротами храма. Размер изразцовой иконы — 37 квадратных метров, состоит она из 600 фрагментов. Автор — ярославский художник Евгений Тарабин. На иконе изображена Богородица, которая в окружении ангелов раскрывает свой покров над храмами Ярославского края. На иконе изображены : Спасо — Преображенские собор Переславля, Горицкий монастырь , Успенский собор Ростова и Успенский Собор Ярославля.
По инициативе Ярославского художественного музея были написаны копии древних икон : домонгольская икона «Спас Вседержитель» первой четверти XIII в., икона «Богоматерь Ярославская» XVI в., а также величественные иконы-рамы к иконам «Богоматерь Ярославская» (1803 г.) и «Богоматерь Толгская» (конец XVIII в.). Этот выбор не случаен. Оригиналы икон висели в Успенском соборе XVII века, разрушенного в 1937 году, а сейчас находятся в собрании Ярославского художественного музея. Работа проходила в Митрополичьих палатах в Ярославле. Иконописцы работали рядом с оригиналами, кропотливо перенося изображения древних памятников на их современные копии. В храм возвращены и древние иконы «Спас Вседержитель», «Божией Матери Смоленская» в серебряных ризах, «Предтечи и Крестителя Господня Иоанна», «Святителя Николая с житием» и многие другие.
Святыни храма
Главными святынями собора на протяжении веков являлись мощи благоверных князей Василия и Константина. Особо почиталась Ярославская икона Божией Матери, по преданию принадлежавшая святым князьям.
Из Федоровской церкви перенесена рака с мощами 2-й Княжеской династии Ярославских князей Федора, Давида и Константина. Потомки Фёдора Чёрного правили Ярославским княжеством до присоединения его в XV веке к Московскому княжеству. Мощи хранятся в большой раке под сенью, рядом с мощами князей Василия и Константина.
5 мая 2013 года положено начало воссозданию соборной колокольни. Строительство начнется после исследования археологами строительной площадки.
Сегодня ансамбль колоколов возле Успенского собора находится на временной звоннице. Они вернулись в Ярославль из Данилова монастыря Москвы .
Их всего пять: два колокола в сто пудов, и два относительно маленьких — по 200 и 400 килограммов соответственно. И самый большой, в две с половиной тонны весом. Его родной брат висит на колокольне Спасо-Преображенского монастыря. Летом 2010 года на тутаевском заводе Николая Шувалова под Ярославлем , был отлит еще один колокол — колокол тысячелетия.
Рядом с Успенским собором находится скульптура «Троица» — единственное в России изображение Святой Троицы в камне. Поставлена она была на месте алтаря взорванного в 1937 году Успенского собора по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
В наши дни Успенский кафедральный собор является архитектурной доминантой и украшением древнего Ярославля. Он возвышается над Волжским берегом, свидетельствуя о древних православных корнях и непоколебимости веры христианской в нашей Ярославской земле. Под сводами храма, как и многие века назад, возносятся молитвы и благодарения Господу от чистых сердец ярославцев и паломников из других городов .
Ни одна наша экскурсия не обходится без посещения этого собора. Вы можете заказать пешеходную экскурсию по историческому центру Ярославля, или более обширную, на которой вы проедите по следам 1000 рублевой купюры.
Толгский монастырь
Рекомендовать место
16
1
Толгский монастырь изначально был открыт как мужской в 1314 году епископом Ростовским Прохором. Уже гораздо позже, пережив натиск коммунистов, и будучи закрытым в течении шестидесяти лет, монастырь вновь открыл двери, но уже в качестве первого женского монастыря РСФСР.
Толгский монастырь построен на месте, где, по преданию, епископу Ростовскому Прохору была явлена чудотворная икона Толгской Богоматери. В 16-ом веке монастырь был практически уничтожен польскими интервентами, которые убили 46 монахов-прислужников. Позже монастырь был восстановлен, а на месте братской могилы монахов построена часовня. Ежегодно в память о монахах проводится заупокойная лития.
Толгский монастырь никогда не был обделён вниманием российских императоров и императриц, и часто принимал от них щедрые подарки, многие из которых хранятся там и по сей день
Благое желание
В годы перестройки, когда всеобщая борьба с религией сменилась повсеместным восстановлением ранее попранных, а зачастую и разрушенных святынь, вопрос о возрождении главного городского храма был поднят и в Ярославле. Добровольным спонсором работ стал столичный бизнесмен В.И. Тырышкин, являющийся президентом крупной строительной корпорации.
Успенский собор решили возводить на прежнем месте, и с этой целью был объявлен конкурс на лучший проект будущей постройки, в котором приняли участие многие российские архитекторы. Наибольшего внимания жюри удостоились две работы.
Автором одной из них был ярославский зодчий Вячеслав Сафронов, предложивший восстановить храм в том облике, который был ему присущ в последние предреволюционные годы. Осуществить задуманное позволяло большое количество сохранившейся с прежних времён технической документации.
Однако комиссия отдала предпочтение проекту московского архитектора А.М. Денисова, имевшего к тому времени опыт восстановления храма Христа Спасителя. Возведённый по его проекту собор своим обликом выходит за рамки верхневолжской традиции и отчасти напоминает Смоленский собор московского Новодевичьего монастыря.
Третий собор
В 40-х годах 17 века по царской воле было решено разобрать прежний Успенский храм в связи с его обветшалым состоянием, а новый возвести неподалеку. Над церковным подклетом, являющимся хранилищем казны, и с частичным использованием храмовых стен было построено местное здание казенной палаты.
Очередной, третий по счету Успенский храм (1646 г.) был очень скромным невысоким сооружением, с одним этажом и без подклета. Около него возносится вверх на 55 метров Колокольня. Этот храм просуществовал совсем небольшой временной промежуток. Самое страшное ярославское пожарище 1658 года сильно повредило его, особенно крышу с главами.
Это интересно: Скульптура «Троица»
Шестой собор
К концу 90-х годов
прошлого века по всей стране началась эпоха восстановления храмовых сооружений и возвращения их верующим. Была решена и судьба нового Успенского храма на Ярославской Стрелке, который должен был возродиться к жизник 1000-летию основания города Ярославом Мудрым.
Современный собор на территории Стрелки
Был проведен конкурс проектов, среди которых были и проекты, предлагающие воссоздание полного аналога взорванного храма. Но победителем проекта оказались москвичи (арх.А.Денисов
), и началось сооружение очередного Успенского собора на территории уничтоженного в 30-е годы его предшественника. Перед началом строительных работ были проведены тщательные археологические раскопки. Экспонаты, найденные в период этих работ, можно увидеть в соборном Музее.
Новый пятидесятиметровый
Собор Успения сооружался в центре исторической территории бывшего Рубленого города с 2004 года. Его внешний вид и грандиозные габариты (площадь равна почти двум тысячам кв.м) вызывали в процессе строительства множественные споры и критику, а также опасения за остальные архитектурные памятники Рубленого города, которые могли бы обрушится при повреждении грунта под весом нового гиганта.
Мозаика «Успение Пресвятой Богородицы»
В связи с этим, запланированное строительство новой 70-метровой колокольни рядом с храмом временно заморожено, а колокола
размещены на стационарную наземную звонницу. Кстати, колокола эти частично ярославские, вывезенные в московский Свято-Данилов монастырь из закрывающихся городских храмов в советский период.
Колокола Успенского собора
Освящение не вполне достроенного собора было проведено в сентябре 2010 года. Сегодняшний храм имеет внушительных размеров цокольный этаж, на котором разместились помещения Трапезной и церковного Музея, Соборный зал и Архиерейские покои.
Внутреннее убранство
Княжеские мощи Василия с Константином, чудом обретенные в начале 16 века, и сегодня являются основными храмовыми святынями, наряду с Иконой Ярославской Богоматери.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Внутреннее убранство
Росписи, что мы видим в Успенском соборе Московского Кремля сегодня, — появились здесь во времена Михаила Романова, в XVII веке. Первое, что поражает, это золотой свет, идущий со сводов и стен.
Сами стены Успенского собора свидетельствуют о божественной природе царской власти. В наиболее емкой форме эту идею выразил Иван Грозный, объявив в послании польскому королю Стефану Баторию, что власть дана ему:
Насчет «человечества» — это про Польшу, где королей избирал сейм.
Золотой цвет стенописи придавал процессу восхождения государей на трон некое божественное одобрение. И хотя сюжет настенных росписей — история девы Марии, именно золотое сияние создает атмосферу Успенского собора Московского Кремля.
Всего за годы существования храма в нем 21 раз провозглашался новый правитель. До конца XVII века церемония эта называлась венчанием на царство, а с началом петровских реформ — коронацией. Три из них запомнились особо: Лжедмитрия в 1605 году, сразу двух братьев — Ивана V и Петра I — в 1682-м, Анны Иоанновны в 1730-м. Но и прочие церемонии, проходившей в стенах Успенского собора Московского Кремля становились грандиозными событиями своего времени.
Иконостас
Коронации проходили не каждый день. А вот Богу люди молились ежедневно. Вплоть до Революции Успенский собор Московского Кремля — основной центр притяжения русского православия. А средоточие духовного напряжения молящихся в храме — его иконостас.
Величественный иконостас Успенского собора был создан на месте изначальной алтарной преграды повелением патриарха Никона. Пять его ярусов убраны позолотой, что добавляло торжественного великолепия проходившим здесь службам.
Слева от Царских врат в особом киоте со дня освящения собора и до революционного разгула «народных масс» в 1918-м находилась величайшая святыня Древней Руси — икона Владимирской Божьей Матери. С 1158 года считалась она покровительницей и заступницей Русской земли: сперва во Владимире, а с конца XIV века — в Москве.
Справа от Царских врат в нижнем ряду иконостаса — образ Спаса на престоле, он же «Спас Золотая риза».
Икона эта — византийская, написана в середине ХI века, скорее всего, для Софийского собора в Великом Новгороде. В Москву образ попал, по всей вероятности, в 1570-м, когда Иван Грозный, предав Новгород огню и мечу, разграбил древний Софийский собор.
Рака Святителя Филиппа и царское молельное место
В 1568 году именно здесь, в стенах Успенского собора Московского Кремля, митрополит Филипп Колычев прилюдно обвинил в зверствах Ивана Грозного, за что и поплатился: сперва свободой — его тут же схватили опричники, а затем и жизнью.
Рака с мощами Святителя Филиппа, удавленного по приказу царя-изверга, находится в правом углу собора возле иконостаса. Напротив нее — царское молельное место. Огромная деревянная сень, покрытая весьма замысловатой резьбой, создана в годы царствования Ивана Грозного.
На сегодняшний день резьба деревянной сени в Успенском соборе совершенно почернела от времени. Кто хочет увидеть царское место Ивана Грозного во всем великолепии, может это сделать в Государственном Историческом музее, где находится его копия, сделанная в XIX веке.
Крестобогородская церковь
Несмотря на то, что эту церковь пытались неоднократно закрыть, она действует и на ней возвышается новый 200 пудовый колокол (один из самых больших в городе), пристроена паперть, обновлен пол, смонтировано отопление, выполнены новые росписи стен.
Возникновение храма связано с наступлением страшного бедствия средних веков чумы. Люди искали любые пути спасения жизни, в том числе и помощь бога. На самой высокой точке окраины города (Поклонной горе) местное духовенство читало молитвы, прося о помощи. Беда отступила.
В честь победы над эпидемией построили небольшую часовню. Вокруг неё постепенно зарождалась жизнь поселения, названного Кресты. Рядом с деревянной церковью построили каменный храм (около 1760 года).
Главную святыню в виде трёхметрового креста митрополита Ионы со святыми иконами, старинной надписью перенесли в новый храм, где он находится и сейчас. После реставрации в нижнюю часть креста помещены мощи святых. Местоположения церкви позволяет увидеть красивые окрестности, город Ярославль.
Адрес: Московский проспект, д. 161.
Второй собор
Новый Успенский храм, вероятнее всего был построен по образу московского Благовещенского храма. Небольшой по размеру собор, построенный вместо своего погибшего предшественника, был освящен в 1516 году
. В помещении его мощного подклета хранились казенные сбережения.
Древний Ярославль
Тот собор памятен очень важным для нашей страны событием Смутного времени
. Ведь именно в нем в 1612 году местным митрополитом Кириллом был благословлен военный руководитель Народного ополченияД.Пожарский перед началом освободительного похода на Москву. И этот же собор в марте следующего года торжественно встречал проезжающего из Костромского Ипатьевского монастыря на царствование юногоМихаила Романова .
Описание
Церковь Спаса на Городу была построена по образцу храма Иоанна Златоуста в Коровниках. В то время большинство церковных зданий Ярославля, в том числе и этот храм, было сооружено без подклетов (нижнего хозяйственного этажа). Однако, благодаря высоким барабанам и массивным куполам строение выглядит мощным и в тоже время, словно плывущим в небо к облакам.
В отличие от церкви Златоуста в Коровниках, церковное здание ассиметрично и смотрится со всех сторон по-разному. Особенно красиво оно оформлено с северной стороны, там, где в те года находилась Торговая площадь и всегда было многолюдно, это был «праздничный» фасад. С северо-восточной стороны Вы увидите изящный придел с высоким шатром, украшенный нарядными кокошниками и небольшой главкой.
Церковь Спаса на Городу действующая, в ней ежедневно проходят богослужения, работает Воскресная школа для взрослых и для детей.
Митрополичьи палаты
Митрополичьи палаты, построенные на Волжской набережной, являются памятником архитектуры XVII века. С самого начала строительства здание было запланировано как резиденция митрополита и представляло собой двухэтажное строение, разделенное на три части: сени, жилые помещения и приемные. Жилая часть здания состояла из спальни митрополита, комнат для приемов высокопоставленных гостей и хозяйственных помещений.
Во время Гражданской войны здание было сильно повреждено. В 1928 году, после реконструкции, палаты приобрели свой первоначальный вид.
Сейчас в Митрополичьих палатах находится музей древнерусского искусства. Музей был открыт в 1977 году и его гордостью является домонгольская икона «Спас Вседержитель», выставленная в одном из музейных залов для обозрения.
Адрес: Волжская набережная- 1.
История
Из летописи известно, что еще в XIII веке на месте каменной постройки находилась деревянная церковь. Как Вы знаете, многие русские города часто страдали от пожаров. В 1658 году огонь уничтожил почти весь город, сгорел и деревянный храм Спаса на Городу.
Только через 14 лет, в 1672 году, на средства горожан и ярославского купца Игнатия Кислова был возведен новый каменный храм.
Спустя 21 год, в 1693 году, артель из 22 иконописцев под руководством прославленных мастеров Лаврентия Севастьянова, Федора Федорова и Дмитрия Иванова всего за полтора летних месяца выполнила роспись огромного внутреннего пространства здания. Другой меценат, богатый купец Иван Иванович Кемский пожертвовал деньги на строительство теплого южного придела храма.
Значительно позже, в 1831 году, южный придел был перестроен в классическом стиле и храм потерял облик, присущий ярославским храмам XVII века.
Во время Гражданской войны церковное здание попало под обстрел, в результате строение сильно пострадало. Однако, в 20-х годах XX века была выполнена его реставрация. Отголоски тех событий дали о себе знать в 1972 году, когда один из реставраторов обнаружил в колокольне неразорвавшийся снаряд.
Усилиями жителей города в течение нескольких лет проходило восстановление здания. Однако, в 1929 году храм был закрыт, его помещения стали сдаваться в аренду самым разным организациям, а вскоре превратились в склады.
В 2003 году церковь Спаса на Городу передана Православной церкви, с этого времени ведется его реставрация. В этом же году после восстановления южного придела и в связи с 250-летием со дня рождения Серафима Саровского, престол был освящен в честь этого Святого.
История собора
Пережив невзгоды междоусобиц и орды захватчиков, первоначальный храм простоял до XVI века. Но здесь его настигло другое несчастье – пожар. В самом начале века храм сильно пострадал от огня и разрушился. Усилиями горожан он был восстановлен. Именно с тем периодом связано одно из значимых событий в истории собора – обретение мощей князей Владимира и Константина Всеволодовичей, которые становятся главной святыней храма.
- В XVII веке после очередного пожара собор был вновь перестроен.
- В XVIII веке собор становится кафедральным, его неоднократно расширяют и модернизируют.
- В XIX веке первому среди храмов Ярославля собору покрывают купола золотом. Он приобретает вид, знакомый нам по описаниям и редким фотографиям современников и приближенный к современному собору.
- После революции собор был закрыт для богослужений, в нем сначала устроили склад, а затем и вовсе взорвали.
- В начале XXI века, в преддверии празднования тысячелетия Ярославля, было принято решение о строительстве в городе Успенского кафедрального собора. Причем однозначно оговаривалось, что новый храм не будет в точности повторять уничтоженный. Первый камень был заложен в 2005 году, а строительство началось в 2006 году.
- А уже в 2010 году, 12 сентября, новый Ярославский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы был освящен.
Сейчас это белокаменное сооружение, увенчанное пятью позолоченными куполами. Главный купол имеет высоту 50 метров. Одновременно собор может вместить более четырех тысяч верующих. На месте, где был алтарь разрушенного храма, неподалеку от входа в новый собор, расположена скульптурная композиция Троица.
Скульптурное изображение троицы, расположенное у входа в кафедральный собор.