Воскресенский кафедральный собор в арзамасе
Содержание:
Архитектура
Часовня Царственных Страстотерпцев рядом с собором Собор выполнен в неорусском стиле, имеет форму куба с тремя апсидами и массивным барабаном со шлемовидной главой. С запада примыкает пониженный притвор с хорами, завершённый на фасаде щипцом; более низкие северный и южный притворы-тамбуры фланкированы контрфорсами. Кирпичные стены собора покрыты слоем цемента. Просторная внутренность бесстолпного храма не расписана.
Декоративное убранство стилизует формы новгородской и псковской архитектуры. В единой с собором стилистке выдержана миниатюрная церковь во имя Царственных Страстотерпцев, построенная рядом с ним в 2006 году.
Святыни и мощи храма
Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря бережно хранит святыни, имеющие мировую ценность:
- Модель Храма Гроба. Копия оригинального храма, выполненная из слоновой кости с перламутром. Применялась в качестве образца во время строительства собора. Датируется первой половиной XVII века.
- Часть омофоры Никона. Фрагмент епископского облачения из итальянской ткани XVI века, расшитой золотными нитями и пряденым серебром.
- Дарохранительница Марии Магдалины. Кивот (сосуд) святой равноапостольной, предназначенный для хранения Тела Господнего, украшенный серебром и золочением. Датируется XVIII веком.
- Иконы, являющиеся списками со старинных православных святынь. Образ Смоленской Богоматери, к которому приходят просить избавления от болезней и проблем в семье, предположительно списанный с икон XVII века. Образ Святой Троицы, содействующий верующим в преодолении сложных жизненных испытаний, скопированный с иконы Дионисия начала XVI века.
- Старинный антиминс. Подписанный Патриархом плат XVII века, изображающий положение Иисуса Христа в гроб. Используется в совершении литургии.
Горне-Успенский женский монастырь
Горне-Успенский монастырь – православный женский монастырь, действующий, адрес: ул. Бурмагиных, 19А.
Горне-Успенский монастырь получил свое название по местности, на которой располагался (когда-то она называлась «горой»), и соборной церкви Успения Божией Матери. Датой основания монастыря принято считать 1590 год, а датой упразднения — 1924 год. Перед закрытием Горне-Успенский монастырь являлся единственной женской обителью и входил в число крупнейших монастырей Вологды. «Вторую жизнь» Горне-Успенский монастырь получил совсем недавно – в 2015 году он вновь стал действующим.
На территории монастыря можно увидеть следующие строения: полуразрушенная Алексеевская надвратная церковь, летняя Успенская церковь с зимним приделом Сергия Радонежского, игуменский дом и училище.
Первая деревянная Успенская церковь появилась здесь значительно раньше основания монастыря и была одним из древнейших строений Вологды. К сожалению, ее унес пожар. Нынешняя каменная церковь была сооружена в 1692 — 1695 гг. и именовалась тогда «Золотые кресты».
Выглядит Успенская церковь довольно скромно, зато сочетает в себе сразу три элемента: холодную церковь, колокольню и теплую зимнюю церковь Сергия Радонежского. Без сомнений можно заметить, как похожи между собой Успенская церковь и церковь Ильи Пророка в Каменье. И не удивительно, ведь строились они практически в один год.
Кладбищенская церковь Спаса Нерукотворного образа
Рекомендовать место
6
1
Кладбищенская церковь Спаса Нерукотворного образа является памятником архитектуры русско-византийского стиля конца XIX века. На сегодняшний день церковь является главным храмом Бежецкого благочиния.
Храм был возведен в 1898 году, в 1911 была пристроена колокольня. Сооружение построено из красного кирпича, крыша покрыта жестью и украшена кокошниками и куполами. В 1930-х годах церковь была закрыта, а колокольня уничтожена, однако уже в 1940 году храм вновь открыл свои двери и непрерывно работает до сих пор. Большинство строений храмового комплекса, в который помимо церкви входили богадельни и школа, сохранилось, и ныне представляет не только религиозную, но и историческую и архитектурную ценность.
Святыни
После передачи здания РПЦ иконостас Божьего дома пополнился «Державным» образом Пречистой Девы. В советский период полотно использовали в качестве одной из створок в хозяйственном здании. Некий благочестивый человек выкупил святыню у хозяев, а после милосердно передал её в новооткрывшийся кафедральный храм.
Икона, называемая «Спаситель в белом одеянии» напрямую связана и именем преподобного святителя Серафима, который освятил храм сразу после завершения его постройки. Этот священномученик являлся бывшим гвардейцем и принял иноческий сан по благословению И. Кронштадтского. 1937 г. престарелого Серафима расстреляли большевистские власти. Оригинал святыни хранится в одном из московских храмов. Список образа Воскресенскому собору подарила внучка святителя по имени Серафима.
В храме также находятся: икона Богородицы «Отрада и Утешение», «Всецарица», «Иверская», «Почаевская» и др. В Воскресенском соборе выставлены ковчеги с чудотворными останками христианских подвижников.
- Паломнику могут прикоснуться к мощам преподобного Сергия, который прожил свою жизнь в стремлении послужить Отечеству в духовном плане.
- В церкви хранятся останки святителя Макария, удалившегося от мирской суеты в одинокую келью, где он принимал искренних учеников и давал им благочестивые наставления. Вскоре вокруг его жилища образовалась обитель.
- Большим почетом пользуется святая рака благоверного князя Михаила Тверского, терпевшего страдания и муки в плену у жестоких монголов. Перед своей мученической смертью он многократно приобщался Святых Таинств. Тело князя оказалось нетленным, в 1320 г. его похоронили в Преображенской церкви Твери.
Церковь Преподобного Сергия Радонежского
Рекомендовать место
6
Ранее, в 1749 году, на этом месте находился храм Воскресения Христова, который построили на деньги, пожертвованные прихожанами. Но после Литовского нашествия храм был разрушен.
В 1775 году купец из Твери, Григорий Богданов, заложил на этом месте храм из камня, который в последствии и был назван именем преподобного Сергия Радонежского. После строительства, в 1780 году, у храма был теплый предел в честь Илии Пророка. После были построены еще два передела, в которых располагалась трапезная и колокольня из трех ярусов.
Во время Советского Союза церковь закрыли и снесли западный притвор и верхние ярусы колокольни. Но, в 1977 году отреставрировали нижнюю часть церкви и завершили ее строительством барабана с луковичной главкой.
С октября 2004 года богослужения в церкви возобновили.
Державная икона Богородицы
Одной из первых святынь в Воскресенском кафедральном соборе после передачи его Церкви в 1992 году стал образ Божией Матери «Державная». Судьба образа похожа на судьбу собора. В советское время икона использовалась в качестве двери в хлеву. Благочестивый христианин выкупил ее у хозяев и передал в открывшийся кафедральный собор. Здесь она обновилась.
Икона явилась вскоре после вынужденного отречения императора Николая II, который среди прочих богоугодных деяний пожертвовал свои средства на строительство нашего собора.
У тверского списка “Державной” своя необычная и трудная история. Кафедральный Воскресенский собор был возвращен верующим в 1992 г. И практически первой иконой, которая самостоятельно пришла в возрождающийся центральный храм епархии, стала икона Державной Богородицы.
Прихожанки Валентина Никаноровна Чаплинская и Валентина Ивановна Алексеева поинтересовались, что это за образ, и с удивлением и радостью увидели лик иконы Державной Божьей Матери.
Удивительна судьба нашего списка иконы Державной Богородицы. Виктор Арсеньевич Стукалов, инженер геодезист, как то пришел по делам в один из тверских частных домов, который собирались сносить.
В хлеву обратил внимание на дверку, за которой важно расхаживал хряк. За слоями грязи он с ужасом увидел икону. Хозяйка не помнила, чей это образ
Его уже давно принес и приспособил к хозяйству сын
Хозяйка не помнила, чей это образ. Его уже давно принес и приспособил к хозяйству сын.
Она легко согласилась отдать икону, если ей сделают новую дверцу.
Женщина вставала, снимала со стены образ и укрывала его детским одеялом. Никто в доме не понимал, что происходит, но было очень тревожно. Поэтому, когда приятель предложил забрать эту икону, а взамен взять у него другую, все согласились. Однако через несколько дней он возвратил образ Державной Богородицы. Знакомый был испуган и потрясен.
В его доме Матерь Божья закрыла глаза. И всем стало не по себе. Никто¸ нигде и никогда не видел Деву Марию на иконах с закрытыми глазами. Теперь глаза у нее были открыты, но практически каждую ночь все в квартире стали слышать шум и треск, как будто поленья в костре горели. Решили отдать образ в храм.
И время для этого нашли только в день памяти этой иконы, хотя даже не знали, что такой существует.
Так образ Державной Богородицы возвратился в свой дом.
Фонд «Собор» завершил поэтапные работы по благоукрашению «Державной» иконы. Теперь икона размещена в специальном киоте, изготовлены нимбы для Божией Матери и Богомладенца на серебряном окладе, при украшении нимбов использованы драгоценные камни. Венцом благоукрашения образа стало создание короны на нимбе Божией Матери, а также украшение скипетра и державы.
Церковь «Белая Троица»
Церковь «Белая Троица»
Церковь «Белая Троица» является самым древним каменным зданием в Твери. Она была построена в 1564 году при Великом князе Иване IV Грозном и епископе Акакии Тверском на средства московского купца Гавриила Андреевича Тушинского. На месте Троицкой церкви когда-то стоял еще более древний храм. Первоначально Троицкая церковь представляла собой массивный куб с позакомарным покрытием и одним куполом. С левой стороны от нее находилась церковь Параскевы Пятницы.
В XVII-XIX веках церковь неоднократно перестраивалась. К 1685 году главы и кровля церкви были покрыты белой черепицей. С тех пор за ней закрепилось название «Белая Троица». В 1787 году к церкви с западной стороны был пристроен придел преподобного Ефрема Новоторжского, тогда же были расширены первоначально узкие окна основного куба церкви. В 1815 году с западной стороны была пристроена двухъярусная колокольня, в 1878 году у нее появился еще один ярус и шатер. В 1867 году был возведен придел во имя святителя Арсения Тверского и святой мученицы Татьяны. В результате всех этих пристроек к концу 19 века церковь была увенчана семью главами и в таком виде дошла до наших дней.
Церковь «Белая Троица» построена из кирпича и белого камня, покрыта штукатуркой и побелкой. Церковь состоит из основного храма, построенного еще в 1564 году и многочисленных пристроек позднего периода. Основное здание храма почти правильной кубической формы. С востока к нему примыкает широкая алтарная аспида, с запада – трапезная с двумя приделами и колокольня. Церковь покрыта четырехскатной крышей и увенчана пятью основными световыми куполами и еще двумя куполами меньшего размера над приделами.
Нижний ярус колокольни является продолжением церкви святителя Арсения Тверского и мученицы Татьяны. Второй ярус представляет собой массивный четырехгранник, на него установлен меньший по размеру восьмигранник. Колокольня увенчала восьмигранным шатром с маленьким глухим барабаном и главкой. Карниз украшен поребриком и декоративными фигурными куполами. Фасады колокольни украшены различными декоративными элементами.
Фасады основного здания разделены лопатками на три части, окна украшены неширокими наличниками. Вот и все декоративное оформление фасадов. Внешние стены трапезной и приделов декорированы рядами поребриков, наличниками окон. Под крышей церкви расположены три тайника, отделенные от остальных помещений. Возможно, священнослужители когда-то прятали в них старинные и ценные предметы, или эти помещения использовались как убежище во время нападений врагов.
Внутренние помещения храма расписаны фресками на библейские сюжеты. Дошедшие до наших дней росписи датируются концом XVIII – серединой XIX веков. В церкви «Белая Троица» и сегодня хранятся несколько старинных икон: образ Святой Троицы (XVI век), «Николай Чудотворец», «Небесная сень» (XVI век), старинная церковная утварь. Здесь также хранится ларец с мощами Святого Макария Калязинского. Особого внимания заслуживает иконостас XVIII века.
До 70-х годов XVIII века вокруг церкви располагалось кладбище, окруженное вместе с ней оградой с несколькими воротами. При застройке этой части города по регулярному плану кладбище и ограда исчезли. Церковь «Белая Троица» оказалась у городской черты. По замыслу градостроителей, она должна была встречать людей, прибывающих в Тверь со стороны Старицы. Постепенно территория вокруг церкви была застроена жилыми кварталами, и Троицкая церковь превратилась в центр района Затьмачья. Тогда же была спроектирована Троицкая площадь. От нее отходили Троицкая улица, ведущая в сторону кремля и Троицкий переулок, ведущий к Волге.
Местные жители до сих пор рассказывают, что под церковью начинается подземный ход длиной более полукилометра. В неспокойные XIII-XVII века жители Твери прятали здесь свое имущество и сами скрывались от неприятелей. Церковь «Белая Троица» является единственным храмом в Твери, службы в котором проводились и в советское время. В настоящее время это действующий кафедральный собор «Белая Троица».
Справочная информация | География и экономика | История и культура | Гостиницы и турагентства | Важные телефоны | Церковь «Белая Троица» | Церковь Бориса и Глеба | Церковь Воскресения Христова | Церковь Успения Пресвятой Богородицы | Покровский храм | Путевой дворец | Христорождественский монастырь |
https://granitcapital.ru/royal-white-g603.html китайский гранит g603.
История
История возникновения собора уходит вглубь веков. Известно, что до 1612 г. возле настоящей церкви стояла деревянная, с тем же наименованием. Рядом находилась также деревянная церковь во имя Богоявления Господня. Это были небольшие приходские соборы (теплый и холодный). Оба были сожжены во время польско-литовской интервенции. В 1624 г. церковь Вознесения была отстроена заново, а в 1709 г. здесь опять возвышались две церкви — Вознесения и Богоявления. Но в 1725 г. Богоявленская церковь сгорела и больше не возобновлялась.
Позже на этом месте, перекрестке дорог, была устроена деревянная церковь во имя Вознесения Господня с престолом Богоявления. Но и этот храм простоял недолго. Он сгорел дотла во время сильного пожара. Через некоторое время прихожане просили разрешения строить на этом месте новую церковь, уже каменную, с тем же наименованием и с тем же приделом. Была дана храмосдательная грамота. В 1751 г. придел Богоявления был закончен строителями «чистыми образами и всяким церковным облачением убран» и освящен.
Строительство самого собора продолжалось еще почти 9 лет, а в 1760 г. был освящен и главный придел. Но и этот собор простоял недолго. 19 мая 1763 г. в Твери случился опустошительный пожар. Погорела и только что возведенная церковь. Но прихожане сумели быстро восстановить придел Богоявления, который в сентябре был освящен. В нем возобновились богослужения. Сам же собор восстанавливался долго. Наконец, в 1768 г. было восстановлено внутреннее убранство. Храм был полностью построен и освящен. В 1805 г. у собора была возведена новая колокольня.
Шло время. Велось обширное каменное строительство в центре Твери. В городе работали такие замечательные мастера, как К. Росси, Н. Легранд и И. Львов. Находившийся в центре города собор с немодной уже «барочной» декорацией перестал удовлетворять сиятельных владельцев и прихожан. Встал вопрос о его перестройке. В 1818 г. прихожане и священники попросили разрешения разобрать собор и на его месте построить новый, более просторный, с приделами Антония и Феодосия Печерских и Богоявления Господня. К прошению прилагался проект церкви, подписанный губернским архитектором Н. Леграндом. Но средств на эти работы не нашлось. Собор решили расширить путем устройства нового придела. В 1831 г. был закончен и освящен придел Антония и Феодосия Печерских. В 1833 г. в праздник Вознесения Господня был освящен весь храм с новым позолоченным иконостасом и покрытыми росписями стенами. И только в 1836 г. был освящен придел Богоявления Господня.
Собор стал подлинным украшением города. При строительстве широко применялся белый камень, из которого были выполнены колонны, карнизы, цоколь, ступеньки храма и колокольни. Собор был выкрашен охрой, детали декора побелены. Применялась роспись как внутри, так и снаружи. С помощью росписи в портике была создана уникальная имитация объемных рельефов в технике гризайли. Были вызолочены главка и кресты на соборе и колокольни. Крыша и купол были покрыты луженым железом. Широко применялось кованое железо, из которого были выполнены решетки на окнах и дверях. Оконные переплеты и двери были тонированы под мореный дуб.
Все в обличии сооружения было продумано до мельчайших подробностей. Собор выглядел величественно. К сожалению, проследить полностью хронологию перестроек невозможно — архивный фонд по храму уцелел не полностью. В основном это небольшие ремонтные переделки.
После революции в 1922 г. из Вознесенского Собора комиссией по изъятию церковных ценностей были конфискованы утварь и иконы. А в 1935 г. храм был закрыт. С 1936 г. в здании находилась экспозиция областного краеведческого музея. Осенью 1941 г. были временно возобновлены Богослужения. В 1972 г. здание было передано под выставочный зал Областной промышленной выставки. При этом была произведена его значительная перестройка: сделаны межэтажные перекрытия, заменена отопительная система, с восточной стороны пристроен пандус.
В 1991 г. по просьбе верующих людей началась работа по передаче собора Церкви. 7 января 1993 г., на Рождество Христово, в храме состоялась первая служба.
Популярное за 7 дней
Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53
Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31
Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49
Осенняя Лавра
16.09.21 12:36
19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39
Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17
Осенний Шишкин
14.09.21 11:41
Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55
Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44
Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50
Собор Вознесения Господня
Расписание богослужений
Расписание на сентябрь 2020 в формате Word
1Суббота | Мч. Андрея Стратилата и иже с ним 9-00 Божественная Литургия17-00 Всенощное бдение |
2Воскресенье | Пророка Самуила 7-00 Ранняя Литургия 9-00 Поздняя Литургия17-00 Всенощное бдение |
3Понедельник | Апостола от 70-ти Фаддея.Сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского. 8-00 Божественная Литургия17-00 Вечерня и утреня |
4Вторник | Мч. Агафоника и иже с ним. Мч. Луппа 8-00 Божественная Литургия 9-30 Молебен свт. Спиридону Тримифунтскому17-00 Вечерня и утреня. Славословие |
5Среда | Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы8-00 Божественная Литургия 9-30 Молебен с акафистом сщмч. Фаддею Тверскому17-00 Вечерня и утреня. Славословие |
6Четверг | Свт. Петра, митр. Московского и всея Руси, чудотворца 8-00 Божественная Литургия 9-30 Молебен с акафистом свт. Николаю Чудотворцу17-00 Вечерня и утреня |
7Пятница | Апостолов Варфоломея и Тита8-00 Божественная Литургия 9-30 Молебен с чтением акафиста Пресвятой Богородице в честь иконы «Тучная Гора»17-00 Вечерня и утреня. Полиелей |
8Суббота | Владимирской иконы Божией Матери 9-00 Божественная Литургия17-00 Всенощное бдение |
9Воскресенье | Прп. Пимена Великого7-00 Ранняя Литургия 9-00 Поздняя Литургия17-00 Вечерня и утреня. Славословие |
10Понедельник | Прп. Иова Почаевского 8-00 Божественная Литургия17-00 Всенощное бдение |
11Вторник | УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА 8-00 Божественная Литургия День постный 17-00 Вечерня и утреня. Славословие |
12Среда | Блгв. вел. кн. Александра Невскогои блгв. кн. Даниила Московского8-00 Божественная Литургия 9-30 Молебен с акафистом сщмч. Фаддею Тверскому17-00 Вечерня и утреня. Славословие |
13Четверг | Положение честного пояса Пресвятой Богородицы 8-00 Божественная Литургия 9-30 Молебен с акафистом свт. Николаю Чудотворцу17-00 Вечерня и утреня. Славословие |
14Пятница | Прп. Симеона Столпника. Святых мучениц 40 дев постниц. 8-00 Божественная Литургия 9-30 Молебен с чтением акафиста Пресвятой Богородице в честь иконы «Тучная Гора»17-00 Всенощное бдение |
15Суббота | Прпп. Антония и Феодосия Печерских9-00Божественная Литургия. Служба в верхнем приделе прпп. Антония и Феодосия Печерских.17-00 Всенощное бдение |
16Воскресенье | Блаж. Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца7-00 Ранняя Литургия 9-00 Поздняя Литургия17-00 Вечерня и утреня. Славословие |
17Понедельник | Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Свт. Иоасафа Белгородского. 8-00 Божественная Литургия17-00 Вечерня и утреня |
18Вторник | Прор. Захарии и прав. Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи 8-00 Божественная Литургия 9-30 Молебен свт. Спиридону Тримифунтскому17-00 Вечерня и утреня |
19Среда | Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех. 8-00 Божественная Литургия 9-30 Молебен с акафистом сщмч. Фаддею Тверскому17-00 Вечерня и утреня |
20Четверг | Предпразднество Рождества Пресвятой Богородицы. Свт. Иоанна, архиеп. Новгородского. 8-00 Божественная Литургия 9-30 Молебен с акафистом свт. Николаю Чудотворцу17-00 Всенощное бдение |
21Пятница | РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ владычицы нашей БОГОРОДИЦЫ И приснодевы Марии7-00 Ранняя Литургия 9-00 Поздняя Литургия17-00 Вечерня и утреня |
22Суббота | Праведных Богоотец Иоакима и Анны 9-00 Божественная Литургия17-00 Всенощное бдение |
23Воскресенье | Прп. Иоасафа, Каменского чудотворца7-00 Ранняя Литургия 9-00 Поздняя Литургия17-00 Вечерня и утреня. Славословие |
24Понедельник | Прп. Силуана Афонского 8-00 Божественная Литургия17-00 Вечерня и утреня. Славословие |
25Вторник | Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы 8-00 Божественная Литургия 9-30 Молебен свт. Спиридону Тримифунтскому17-00 Вечерня и утреня |
26Среда | Память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Предпразднество Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Сщмч. Корнилия сотника.8-00 Божественная Литургия 9-30 Молебен с акафистом сщмч. Фаддею Тверскому17-00 Всенощное бдение |
27Четверг | ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ7-00 Ранняя Литургия День постный 9-00 Поздняя Литургия17-00 Вечерня и утреня |
28Пятница | Великомученика Никиты 8-00 Божественная Литургия 9-30 Молебен с чтением акафиста Пресвятой Богородицев честь иконы «Тучная Гора»17-00 Вечерня и утреня |
29Суббота | Вмц. Евфимии всехвальной. Мц. Людмилы, кн. Чешской. 9-00 Божественная Литургия17-00 Всенощное бдение |
30Воскресенье | Мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии7-00 Ранняя Литургия 9-00 Поздняя Литургия17-00 Вечерня и утреня |
История храма
Строительство монастыря близ реки Истры началось в 1656 году под руководством великого русского патриарха Никона и длилось 113 лет. Недостаток знаний мастеров в области архитектуры с лихвой компенсировали многочисленные эксперименты: построенные части разбирались, а на их месте взводились новые. В 1666 году были закончены последние элементы здания: большая глава и шатер над ротондой.
Воскресенский Собор Новоиерусалимского монастыря история культурного достояния.
А зимой 1685 года его освятили в присутствии представителей царской семьи. После освящения монастырь неоднократно преследовали несчастья. В 1723 году упало шатровое завершение ротонды. В 1726 году вспыхнул пожар. А в 1759 здание оказалось практически полностью уничтоженным.
Первая реконструкция началась во времена царствования Императрицы Елизаветы Петровны. На ее пожертвования внутренние интерьеры украсили росписями, мозаиками и лепниной, а территорию благоустроили.
В 1780 — 1792 год по велению Императрицы Екатерины II были отстроены все сгоревшие постройки, а на первом этаже Рождественского храма обители появились Рождественский вертеп, приделы Обрезания Господня и Поклонения волхвов. В XIX — ХХ веках монастырь стал самым популярным и посещаемым центром паломничества во всем мире.
Во время Второй мировой войны отступающие войска нацистской Германии взорвали монастырь. Большая часть здания была разрушена, а большая часть святынь утеряна. Чудом уцелели лишь Часовня Гроба Господня и распятый Христос на Голгофе.
Второе полномасштабное восстановление монастыря началось только в середине 90-х годов ХХ века. В 2011 году привели в порядок и всю прилегающую территорию: образа Богородицы с ребенком на руках и ценные мозаики художника Васнецова. Сейчас историю собора и его святынь можно прочесть на белоснежных плитах, украшающих арочные своды у центрального входа в храм.