Воскресенский собор в вологде

Содержание

  • 1 Православие в Вологодской области
  • 2 Населённые пункты
  • 3 Святыни Вологодской области
  • 4 Монастыри Вологодской области 4.1 Воскресенский Горицкий монастырь
  • 4.2 Кирилло-Белозерский монастырь
  • 4.3 Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь
  • 4.4 Спасо-Прилуцкий мужской монастырь
  • 4.5 Архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь»

5 Храмы Вологодской области

  • 5.1 Храм Входа Господня в Иерусалим (Тотьма)

5.2 Собор Воскресения Христова (Устье)
5.3 Успенский собор (Великий Устюг)
5.4 Кафедральный собор Прокопия Устюжского (Великий Устюг)
5.5 Собор Рождества Христова (Тотьма)
5.6 Кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких
5.7 Храм Рождества Христова (Череповец)
5.8 Спасо-Преображенский собор (Белозерск)
5.9 Свято-Казанский храм (Шексна)
6 Где остановиться
7 Фото

Фото и описание

Воскресенским собором называется бывший кафедральный собор в городе Вологде, который был выстроен в 1772-1776 годах по приказу вологодского архиепископа Иосифа Золотого. На сегодняшний день это здание считается основным помещением областной Вологодской картинной галереи, а также памятником федерального значения.

Комплекс иконографических и архивных материалов по истории формирования столь известного монастыря довольно много. Материалы, касающиеся истории вологодского собора, хранятся в отделе специальных письменных источников московского Исторического музея, а также в фондах государственных архивов Новгородской и Вологодской областей.

История возникновения Вологодского монастыря, как и большинства русских монастырей, сопровождается своим собственным преданием. Купец из Москвы, нагруженный своим товаром, шел по реке на ладье в сторону Белоозера. Как только он проплывал устье реки Ягорбы, то вокруг воцарилась тьма, а ладья села на мель. Купец очень поразился такому неведомому явлению и стал молиться, но тут он увидел невероятную картину: гора, расположенная за правом берегу реки, как будто осветилась ярким огнем, и от нее стали исходить светоносные столпы. Вдруг все пропало. Купец решил подняться на гору и увидел красивейшую картину, сочетающую в себе бескрайние леса и ровное течение реки. Купец дал себе обет, что возведет на этом месте часовню. Свое желание он воплотил в жизнь, поместив в построенную часовню образ Воскресения Христова.

Легенда гласит, что к выстроенной часовне пришли два инока – Афанасий и Феодосий, которые решили устроить в ней пустынное житие. Утраченный в настоящее время синодик упоминает первым епископа Белозерского и Ростовского Игнатия, который был на кафедре на протяжении 1355-1364 годов. Именно по этой причине основание обители относят к данному промежутку времени.

О том, каков был преподобный Феодосий, практически не осталось никаких сведений. Местное предание называет его именно тем купцом, который в тяжелые времена эпидемии чумы, господствующей в Москве, потерял свою семью и решил принять постриг у преподобного Сергия. До сих пор открытым остается вопрос: кто же на самом деле был преподобный Феодосии, а также где он принял постриг, и как случилась его встреча с преподобным Афанасием. Как считает И.Ф. Токмакова, Афанасий являлся уроженцем знаменитого города Устюжны и в течение некоторого времени был подвязан при церкви Рождества Христова в статусе юродивого. Его еще называли прозвищем «железный посох», которое говорит о том, что преподобный Афанасий всегда носил с собой железную палицу для того, что изнурять плоть. Скорей всего, через некоторое время, он ушел в Троицкий монастырь, в котором и принял постриг от преподобного Сергия Радонежского.

Воскресенский собор представляет из себя овальное в плане двухэтажное здание с пятью главками. Собор имеет трапезную, вытянутый алтарь, а также четыре полукруглых придела по обеим сторонам. Венчается собор большим куполом, имеющим овальные окна и люкарны, и завершается главкой с фонарем. Купол окружен восьмиугольными двухъярусными башенками или главками приделов.

Украшение фасадов здания произведено тосканскими колоннами, а также пилястрами; окна обрамлены фигурными наличниками. Главный вход в церковь расположен с Кремлевской площади и был выстроен в стиле ампир с колоннами и фронтонами тосканского ордера по случаю приезда Александра I. Многие искусствоведы пришли к мнению, что данный объект сильно огрублен и упрощен при строительстве. Что касается внутреннего интерьера, то о его первоначальном виде очень сложно судить, ведь на протяжении 1832-1833 годов он подвергся кардинальному изменению. Г.К. Лукомский считал, что внутреннее убранство собора не представляет чего-либо особенно интересного, а орнаментальная роспись характеризует отсутствие вкуса периода правления Александра II и Александра III.

Воскресенский собор

Воскресенский собор — третье из сооружений Вологодского кремля, стоящее вне его стен и, тем не менее, являющееся неотъемлемой его частью.
Первоначально теплый каменный храм, предназначенный для зимнего богослужения, на территории кремля был возведен между 1757 и 1770 годами и освящен во имя Сретения Господня. Однако вскоре обнаружились многочисленные дефекты постройки, указывающие на его непрочность. Поэтому в 1771 году собор был полностью разобран и возведен вновь, уже как Воскресенский.
Храм был построен при вологодском епископе Иосифе Золотом, на месте юго-восточной кремлевской башни. Для постройки собора было получено разрешение использовать камень и кирпич из развалин крепостных стен и башен Насон-города. Строительство собора началось в 1772 году, при Иосифе, и закончилось в 1776 году, уже после его смерти. Теплый кафедральный собор был достроен при Вологодском преосвященном епископе Иринее и 30 октября 1776 года освящен во имя Воскресения Христа Спасителя.
В Вологодском музее хранится деревянная модель собора, которая отличается от возведенной постройки гораздо более тонкой и изящной трактовкой деталей. По-видимому, она была выполнена столичным архитектором. Само же строительство осуществлялось под руководством местного архитектора Златицкого, который возвел собор согласно модели в формах барокко, остававшегося модным в Вологде в конце XVIII века.
По композиции Воскресенский собор довольно оригинален. Он представляет собой двухэтажное здание, в плане овальной формы, с четырьмя полукруглыми приделами по сторонам и длинным, сильно вытянутым алтарем. Двухъярусные башенки-главки приделов окружают венчающий собор большой купол с овальными окнами и люкарнами, завершенный фонарем с центральной главой.
В 1824 году в честь приезда в Вологду императора Александра I со стороны соборной площади к зданию был пристроен ампирных форм парадный вход-портик, с четырьмя колоннами и фронтоном.
В середине XIX века интерьер собора расписан ярославским живописцем Колчиным, известным по реставрации фресок Софийского собора. Интерьер собора значительно перестроен в 1832 — 1833 годах.
Воскресенский собор сам по себе довольно интересен, однако на фоне мощных кремлевских стен и в особенности вблизи Вологодской Софии он несколько теряется. В настоящее время в Воскресенском соборе располагается областная картинная галерея.

Насон-город

Строительство каменной крепости также прервалось с отъездом Ивана Грозного. Полностью работы удалось завершить только на одном участке — вдоль русла реки Золотуха. «Стена Грозного» имела каменную кладку на высоту до 8 метров. Устрашающий облик крепости дополняли каменные башни и глубокий ров. Каменной была и часть противоположной стены, проходящей параллельно Ленинградской улице. Деревянные, 9-ти метровые стены, возведённые значительно позднее, были скорее украшением, чем реальной защитой от нападения. К середине XVII века Вологодская крепость обветшала и постепенно разрушилась. Золотуха подмыла каменные стены крепости, и их пришлось разобрать. Последним отголоском тех легендарных дней долгое время оставалась каменная пороховая башня, стоявшая на углу современных улиц Октябрьской и Ленинградской. Однако даже она не смогла противостоять силе времени. В 1820 году, при строительстве бульвара, башня была разобрана за ненадобностью. Однако и по сей день от местных жителей можно услышать выражение «город в городе» в отношении квартала в границах бывшего Насон-города.

Софийский собор и колокольня

Софийский собор имеет прямоугольную форму в основании. Он кирпичный, шестистолпный с пятью куполами. Внутри храм разделен на три нефа. Изначальная алтарная преграда в наши дни скрыта иконостасом (созданным в середине XVIII века). Возле него располагалось царское место для богослужений.

К храму относится колокольня высотой 78,5 м, на верхнем ярусе которой находится смотровая площадка. Изначально колокольня была деревянной, но в середине XVII века ее воссоздали из камня. По сей день она считается самым высоким зданием в Вологде. На колокольню есть возможность подняться, преодолев 300 деревянных ступеней.

На башне находятся куранты, созданные в Москве в 1871 году. По сей день они являются главными часами в городе.

С колокольни Софийского собора открывается панорамный вид на исторический центр Вологды, ее считают обязательной к посещению все гости города.

juliette17

Архиерейский двор

До середины XVII века все постройки владычной резиденции были деревянными. Они были обнесены деревянным забором с несколькими воротами.
Первой каменной постройкой стал Симоновский корпус (или Архиерейские палаты) с одноглавой домовой церковью Рождества Христова, названный по имени архиепископа Симона, при котором он был построен в 1669 — 1671 годах. Это было самое роскошное здание не только в епископской резиденции, но и во всей Вологде.
Сразу после появления епископского «дворца» Архиерейский двор в очень короткий срок (1671 — 1675 годы) был обнесен высокими каменными стенами с многочисленными хозяйственными постройками, несколькими воротами и четырьмя башнями на углах неправильного четырехугольника.
Высокая ограда с ее бойницами, с крытыми переходами по внутренней стороне, построенная по правилам фортификационного искусства XVII века, напоминает крепость, хотя и никогда не подвергалась вражескому нападению. Эти внешние атрибуты древнерусского крепостного зодчества имели чисто символический смысл. Сооружение обширных и парадных резиденций духовных властей типично для конца XVII века.
Особенно интенсивное строительство на территории нынешнего кремля, то есть в Архиерейском доме и в Софийском соборе, велось в 60-70-х годах XVIII века при вологодском епископе Иосифе Золотом. Главным результатом этих строительных работ можно считать создание его личных апартаментов — роскошных трехэтажных каменных покоев, построенных в нарядных формах барокко.
В тех же барочных формах при Иосифе был возведен Воскресенский собор, о котором речь пойдет ниже.
Кроме того, при Иосифе Золотом в Архиерейском доме был разбит сад с фруктовыми деревьями и большим прудом (вне кремлевских стен), и посажены новые деревья в центральном дворе.
В архиерейской ограде было несколько ворот, главными из которых считались восточные Святые ворота. Они существовали еще со времен деревянной ограды, и были тогда «створистыми», с прорезной решеткой, украшенными иконами и увенчанными тремя шатрами. В середине XVII века над Святыми воротами вместо обитых «чешуей» шатров была построена домовая Трехсвятная церковь. При строительстве каменных стен церковь разобрали, а впоследствии и сами ворота были заложены.
Заложены были также несколько других ворот, и в настоящее время в Архиерейский двор ведут лишь два входа: главный вход с востока, расположенный между Воскресенским собором и колокольней; и второй — почти у северного угла каменной ограды, приводящий на Консисторский дворик.
Сложившаяся на протяжении трех столетий застройка разделила территорию кремля на три двора. Из них главный, центральный занимает большую часть территории; в северо-восточном углу находится небольшой Консисторский дворик, в северо-западном — хозяйственный двор.
Во второй половине XX века проводилась реставрация некоторых кремлевских зданий. В настоящее время большая часть бывшей архиерейской резиденции используются Областным краеведческим музеем-заповедником.

Русская Православная Церковь

4 октября 2021 года, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении, в Вологде состоялось освящение Воскресенского кафедрального собора.

Чин великого освящения и Божественную литургию совершили управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий, епископ Бежецкий и Весьегонский Филарет, епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий.

Архиереям сослужили настоятель Воскресенского собора протоиерей Алексей Ольховников, секретарь епархиального управления Вологодской епархии иерей Роман Попов, руководители отделов Вологодской епархии в священном сане, благочинные городских округов Вологды, клирики Украинской Православной Церкви, Вологодской, Череповецкой и Саратовской епархий.

Были вознесены прошения о единстве Святого Православия и сохранении Церкви Христовой от разделений и расколов. В алтаре митрополит Антоний прочитал молитву о мире на Украине. После сугубой ектении глава Вологодской митрополии вознес молитву, чтомую во время распространения вредоносного поветрия.

На торжественном богослужении присутствовали председатель Попечительского совета по восстановлению Воскресенского кафедрального собора, губернатор Вологодской области О.А. Кувшинников, депутат Государственной Думы ФС РФ Е.Б. Шулепов, члены правительства Вологодской области и администрации города Вологды, попечители и другие почетные гости, многочисленные жители областной столицы.

Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор кафедрального собора под управлением Ларисы Балоновой. Проповедь перед причастием произнес благочинный Северо-Западного вологодского округа протоиерей Андрей Смирнов.

По окончании Литургии митрополит Савва приветствовал митрополита Антония и преподнес Его Высокопреосвященству архиерейских жезл. Управляющий делами Украинской Православной Церкви обратился к присутствующим с архипастырским словом.

Во внимание к помощи Вологодской епархии указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла губернатор Вологодской области О.А. Кувшинников был награжден Патриаршим знаком храмостроителя

Церковную награду главе региона вручил митрополит Антоний. От Вологодской епархии митрополит Савва преподнес Олегу Александровичу икону Спасителя.

Во внимание к трудам по восстановлению Воскресенского кафедрального собора г. Вологды были награждены: митрополит Игнатий, настоятель Воскресенского собора протоиерей Алексий Ольховников, В.П

Перевалов, директор ООО «Электра» К.Л. Смирнов — медалью Вологодской епархии преподобного Димитрия Прилуцкого I степени; протодиакон Вадим Новинский и протодиакон Алексий Пертин — медалью Вологодской епархии преподобного Кирилла Белозерского I степени; заместитель губернатора Вологодской области Е.А. Богомазов и председатель комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области Е.Н. Кукушкина — медалью Вологодской епархии преподобного Димитрия Прилуцкого II степени; заместитель губернатора Вологодской области Л.В. Каманина — медалью Вологодской епархии преподобного Кирилла Белозерского II степени; директор ООО «Англитер» Н.А. Невзорова — медалью Вологодской епархии преподобного Кирилла Белозерского III степени. Архиерейской грамотой были награждены главный архитектор ООО «Промрест» А.В. Смирнов, директор ООО «Промрест» С.Ю. Попов, А.А. Морозова, И.В. Дорохин, А.Л. Колодкин.

Всем участникам богослужения были вручены иконки Воскресения Христова с благословением митрополита Вологодского и Кирилловского Саввы.

***

Это был четвертый чин великого освящения в истории Воскресенского кафедрального собора. Предыдущие состоялись в XVIII и XIX веках. Строительство Воскресенского собора длилось с 1772 года по 1776 год. По завершении строительства 30 октября 1776 года архиепископ Ириней (Братанович, 1775-1796) торжественно освятил собор.

В 1832-1833 гг. в соборе проходили масштабные работы по его благоукрашению. После их окончания, 13 сентября 1833 года (по старому стилю), на престольный праздник Воскресения Словущего епископ Стефан (Романовский) освятил собор.

В 1872-1873 гг. собор был полностью отремонтирован. 17 декабря 1873 года епископ Палладий (Раев) вновь освятил собор.

Очередные полномасштабные реставрационные работы завершились в сентябре 2021 года. Реставрация верхнего храма кафедрального собора длилась почти три года.

Вологодская епархия/Патриархия.ru

Архитектура собора

Данный храм выполнен в псевдорусском стиле. Его построили из кирпича и затем оштукатурили. По форме он напоминает куб и примыкающими зданиями апсидами и большим барабаном со шлемовидной главой. На западной стороне есть пристройка для хора. Под ней устроена паперть. С южной и северной стороны есть небольшие притворы, которые зажаты мощными контрфорсами.

По всем своим характеристикам данное здание можно смело отнести к самым лучшим памятникам подобного рода. Просторная внутренность его не расписана. Декор в убранстве несет некие формы с псковской и новгородской архитектуры.

В 2006 году рядом с храмом была построена небольшая церковь Царственных Страстотерпцев, которая выдержана в единой стилистике с собором. Ее построили в 2000 году, после того как царская семья была прославлена в сонм мучеников. Деньги были выделены из пожертвований прихожан кафедрального собора.

Горне-Успенский женский монастырь

Горне-Успенский монастырь – православный женский монастырь, действующий, адрес: ул. Бурмагиных, 19А.

Горне-Успенский монастырь получил свое название по местности, на которой располагался (когда-то она называлась «горой»), и соборной церкви Успения Божией Матери. Датой основания монастыря принято считать 1590 год, а датой упразднения — 1924 год. Перед закрытием Горне-Успенский монастырь являлся единственной женской обителью и входил в число крупнейших монастырей Вологды. «Вторую жизнь» Горне-Успенский монастырь получил совсем недавно – в 2015 году он вновь стал действующим.

На территории монастыря можно увидеть следующие строения: полуразрушенная Алексеевская надвратная церковь, летняя Успенская церковь с зимним приделом Сергия Радонежского, игуменский дом и училище.

Первая деревянная Успенская церковь появилась здесь значительно раньше основания монастыря и была одним из древнейших строений Вологды. К сожалению, ее унес пожар. Нынешняя каменная церковь была сооружена в 1692 — 1695 гг. и именовалась тогда «Золотые кресты».

Выглядит Успенская церковь довольно скромно, зато сочетает в себе сразу три элемента: холодную церковь, колокольню и теплую зимнюю церковь Сергия Радонежского. Без сомнений можно заметить, как похожи между собой Успенская церковь и церковь Ильи Пророка в Каменье. И не удивительно, ведь строились они практически в один год.

Воскресенский собор Череповец

Октябрь 1917 года знаменует собой начало новой главы в истории Воскресенского собора в Череповце.

Гонения на Воскресенский собор и на все городское духовенство начались в Череповце уже в марте 1918 года. Собор решено было в целях усиления идеологической борьбы передать обновленцам. С 1923 года Воскресенский храм на целое десятилетие попал под власть раскольнической обновленческой церкви, получив статус кафедрального собора ее Череповецкой епархии.

Однако даже статус обновленческого храма не сумел защитить собор, к тому же на раскольников в 1930-е годы тоже начались гонения, как на не оправдавших идеологический эксперимент советской власти.

Закрыть Воскресенский храм горисполком Череповца постановил еще в феврале 1930 года, однако не получил разрешение вышестоящего начальства, поскольку в этот период город входил в состав Ленинградской области. Требовалось согласование с ее руководством, это заняло немало времени, и лишь в 1933 году городским властям удалось сначала добиться запрета на проведение богослужений в Воскресенском соборе, а потом и закрыть его.

Закрытие собора привело к еще большему его разорению. После того как власти распорядились снести купола, здание утратило облик православного храма. Ограду убрали, и в храм мог войти любой желающий и унести оттуда все, что ему заблагорассудится.

Чтобы помещение не пустовало, его стали использовать в качестве сборного пункта призывников перед отправкой в армию. С началом Великой Отечественной войны в здании разместили слесарные мастерские по ремонту моторов самолетов.

Уже в последние годы войны, по мере освобождения советских городов и сел стали открываться некоторые храмы. На этой волне перемен прихожане Череповца с 1944 года начали активно ходатайствовать об открытии Воскресенского собора. На третий год усилия верующих наконец-то возымели действие, хотя и с несколько неожиданным результатом — вернули Троицкий храм.

Тогда прихожане попросили вместо изрядно обветшавшего храма Троицы открыть Воскресенский собор, находившийся в гораздо лучшем состоянии. 7 октября 1946 года Вологодский облисполком удовлетворил эту просьбу и неделю спустя отдал «здание каменной Воскресенской церкви» в бесплатное и бессрочное пользование прихожанам.

На тот момент собор представлял собой обезглавленное здание, практически полностью лишенное внутреннего церковного убранства, своего уникального исторического наследия. Началась кропотливая работа по восстановлению храма, продлившаяся до 90-х годов XX столетия.

В 1965 году в храме провели электричество, 15 лет спустя установили телефон. 1980-е годы стали порой активного восстановления здания, тогда оно вновь обрело купола и соответствующий церковный облик. В 1987 году храму Воскресения Христова был возвращен соборный статус.

Ночлег

Вологда — достаточно крупный город, и проблема ночлега здесь не стоит. Есть возможность выбрать временное пристанище на любой вкус и кошелек.
Гостиница «Спасская» — расположена в центре Вологды. Номера 1-но и 2-х местные с удобствами (WC, TV, телефон). В гостинице имеется ресторан, бар, сауна, солярий, парикмахерская, тренажерный зал.
Гостиница «Вологда» — расположена в центре Вологды, недалеко от ж/д вокзала. Номера 1-но и 2-х местные с удобствами (душ, туалет)

В гостинице есть ресторан, парикмахерская, охраняемая стоянка.
Общественное питание налажено в Вологде неважно. Отыскать столовую или кафе крайне сложно

После долгих поисков мы обнаружили симпатичное местечко в подвале продовольственного магазина на ул.Герцена.

Часть 1. Кашин, КалязинЧасть 2. Рыбинск, Тутаев, ЧереповецЧасть 3. КирилловЧасть 4. Белозерский крайЧасть 5. Вологда

Колокольня

Величественная, стройная колокольня Софийского собора заслуживает отдельного описания.
Первая колокольня Софийского собора появилась на этом месте в 20- х годах XVII века. В писцовой книге 1627 года она описывается деревянной, восьмиугольной, с шатровым верхом, крытым «чешуей». В колокольне было «двои полати», три лестницы, часы; колоколов одиннадцать: 2 больших, 9 средних и малых. В 1636 году эта колокольня сгорела. Новую деревянную колокольню срубили в 1642 году.
В 1654-1659 годах ее заменили каменной, столпообразной, также восьмиугольной колокольней, с шатровым каменным верхом, увенчанным небольшой главкой, причем материалом для строительства употреблялся запас камня, сделанный Иваном Грозным для постройки в Вологде каменной крепости. Это сооружение являлось прекрасным образцом звонницы русского стиля. В 1659 году починили и перенесли на новую колокольню боевые часы. При Иосифе Золотом каменная Софийская колокольня была отремонтирована и побелена. В 1863 году на звоннице насчитывалось 25 колоколов. Эта колокольня просуществовала до XIX века.
В 1860-х годах вологодский архиепископ Палладий пожелал видеть колокольню главного городского храма самой высокой в епархии. Древняя, просуществовавшая более двухсот лет колокольня подверглась коренному изменению: ее шатровый верх и ярус звонов были сняты, а нижний ярус послужил основанием для новой, значительно более высокой, колокольни, строительство которой осуществлялось в 1869 — 1870 годах по проекту губернского архитектора В. Н. Шильдкнехта. Эта колокольня практически без изменений сохранилась до наших дней.
Псевдоготические формы современной Софийской колокольни соседствуют с древнерусской позолоченной луковичной главой. При явно эклектическом общем стиле сооружения, безусловно удачен общий силуэт, хорошо выражающий свое предназначение — служить колокольней главного в епархии соборного храма.
Аналогию древней каменной звонницы и почти ее современницу можно видеть и в настоящее время — это колокольня Владимирской церкви.
На Софийской колокольне сохранился настоящий музей колоколов, преимущественно голландских, русских и немецких — XVII, XVIII и XIX веков. Наиболее интересны колокола XVII века с характерными для того времени названиями: «Часовой» (1627 г.), «Великопостный» (1643 г.), «Водовоз» (1643 г. ), «Малая Лебедь» (1656 г.), «Большой» весом 400 пудов (отлит в Любеке, 1687 г.), «Большая Лебедь» (1682 г.), «Архангельский» (1689 г.) и другие.
С колокольни открывается великолепный вид на город, а вдали, за городом, виднеются стены и башни Спасо-Прилуцкого монастыря.

Колокольня храма

История

Нынешняя колокольня для собора четвертая по счету, но первая каменная, предыдущие были из дерева. Это сооружение было возведено в середине 17 века и изначально имело несколько иной облик. Во второй половине 19 века колокольня была перестроена и приобрела современные внешний вид и высоту. Прежняя постройка была ниже более чем на 30 метров.

Внешнее убранство

Колокольня Софийского храма представляет собой белокаменную столпообразную постройку в стиле русской готики округлой восьмиугольной формы, увенчанную позолоченным куполом с крестом. Под верхним ярусом со смотровой площадкой размещаются часы, имеющие 4 колокола.

Высота колокольни составляет около 80 м (тогда как высота самого собора — почти 60 м). Это высочайшая колокольня во всей местной епархии.

Колокола

Сейчас на колокольне висят 25 колоколов. Они отлиты русскими, голландскими и немецкими мастерами в 17-19 веках. Но, несмотря на возраст, сохранились до настоящего момента. Самыми известными из них являются старейшие, т.е. отлитые в 17 веке.

Среди них:

  • «Архангельский»;
  • «Большая лебедь» (подарен храму Петром I);
  • «Малая лебедь» (украшен оттисками ликов святых);
  • «Великопостный»;
  • «Водовоз»;
  • «Праздничный», он же «Большой» (весит более 7,5 тонн);
  • «Часовой» (самый старый из всех).

За всю историю колокольни наибольшее количество колоколов было 26. Но самый маленький колокол до современности не сохранился.

Использование колоколов храма после длительного советского периода «молчания» было возобновлено в 1989 году и продолжается по сей день.

Описание архитектуры

Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы славится своими архитектурными особенностями и украшает западную часть города Вологды на фоне современных построек. Церковь состоит из двух этажей. Принято считать, что фасад и сама структура строения собора относится к классическому стилю.

Если говорить о самой конструкции здания, то:

  • Она имеет продольно-осевую форму, то есть двухъярусная трапезная, алтарь, крестообразный четверик с апсидой вытянулись в одну прямую линию.
  • В центре креста была построена колокольная звонница.
  • Кирпичная ротонда завершается куполом с одним крестом.
  • Мутулы украшают карниз из дерева.
  • Фасад собора разделен несколькими горизонтальными поясами-карнизами.
  • Цокольный этаж кирпичный с наличием продухов для вентиляции подвала.
  • Звонница имеет 8 крупных арок для звона и покрыта ленточным рустом.
  • Крыша церкви имеет форму двускатной кровли с наличием чердака.
  • Большое арочное окно, расположенное на западном фасаде, освещает площадку крыльца.
  • Боковые фасады имеют двупольные декорированные двери.
  • Пол в церкви деревянный. Имеет покрытие — линолеум.
  • Толщина кирпичной кладки достигает 105 см. Имеет известково-песчаное покрытие.

Кафедральный собор имеет 3 отдельных входа:

  • На первый этаж — с западной стороны церкви.
  • На второй этаж — железобетонная лестница с двумя всходами. Однако, в настоящее время данная лестница имеет исключительно пожарное назначение. Прихожане могут подняться на второй этаж с помощью внутренней деревянной лестницы.

Особенности архитектурного строения первого этажа храма:

  • Первый этаж здания украшен декоративной аркой, в строении имеются прямоугольные столбы.
  • Окна первого этажа украшены декоративными камнями, напоминающими замковую кладку.
  • Дверь оснащена кованой решеткой, сохранившейся с 19 века. Замки на дверях также являются оригиналом XIX века.
  • Алтарь отделен от основной части строения стеной с тремя арками-проходами.
  • Сохранены оригинальные кафельные печи.
  • Стены первого этажа имеют высоту в 5 м.

Особенности архитектурного строения второго этажа церкви:

  • Особенность второго этажа — четыре дорические колонны, являющиеся опорой для антаблемента.
  • Второй этаж освещается большим тройным окном с сандриком треугольной формы, а также итальянским окном.
  • Окна второго этажа задекорированы сандриками на специальных креплениях.
  • Имеются металлические двери, сохранившиеся с 19 века. Декором служат объемные детали в форме ромбов и накладные цветы из меди.
  • Стены второго этажа имеют высоту в 3,5 м. Украшены ручной живописью в виде сюжетных композиций, орнаментов и полотен.
  • Стены оснащены широким карнизом, разделяющим их на 2 яруса.
  • Соединение потолка и стен украшено лепниной.

В 20 веке Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы в Вологде не подлежал реставрации. Был выполнен лишь косметический ремонт: замена кровли на оцинкованное железо, покраска внешних фасадов строения (использованы пастельные тона: розовый, голубой, желтый), перестелен линолеум, обновлена живопись и установлены печи-голландки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector