Новоиерусалимский или воскресенский монастырь
Содержание:
- Гроб Господень на Русской земле
- История создания храма
- Концепция
- Воскресенский собор
- Расписание богослужений
- Святыни монастыря
- Палаты «Нового Иерусалима»
- 30 августа 2011 года
- Контактная информация
- Судьба Патриарха Никона
- Ново-Иерусалимский храм – живая икона
- 30 января 2013 года. Освящение колоколов для воссозданной Колокольни Воскресенского собора
- История
- Осмотр Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря
- 30 сентября 2013 года. Торжественное открытие Колокольни Воскресенского собора.
- Историческая справка
- Краткая история монастыря
- Иконы и святыни Новоиерусалимской обители
- 13 ноября 2011 года. Чин закладки храма в Надвратном храме Входа Господня во Иерусалим
- Воскресенский собор
Гроб Господень на Русской земле
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь
Закладывая святую обитель на реке Истре, Патриарх Никон мечтал о том, чтобы у каждого русского паломника была возможность прикоснуться к величайшим христианским святыням, не покидая родное Отечество. Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря Патриарх Никон (один из лучших зодчих своего времени) строил в точном соответствии с храмом Гроба Господня по модели, подаренной ему в 1649 году иерусалимским Патриархом Паисием.
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь
История претворения в жизнь этого грандиозного проекта была не из легких. Опала Патриарха, отсутствие средств, обрушение целых конструкций и пожары грозили свести на нет великий замысел. Но все же его удалось претворить в жизнь – во многом благодаря настойчивости императрицы Елизаветы Петровны и богатым пожертвованиям московского фабриканта Цурикова.
Кувуклия, к созданию которой причастен великий архитектор Бартоломео Растрелли. (1756–1761)
К середине ХVIII века Воскресенский храм поражал своим великолепием. Над Гробом Господним была возведена двухярусная Кувуклия, богато украшенная изысканной лепниной по рисункам великого архитектора Б. Растрелли. Внутри мраморная часовня была отделана листовым золотом, от которого при свете горящих лампад исходило невыразимое сияние. Каждая деталь Кувуклии подчеркивала святость и величие этого места.
В ХIХ и начале ХХ веков Ново-Иерусалимский монастырь был одним из самых посещаемых паломниками мест. После революции святая обитель была превращена в музей, а в годы Великой Отечественной войны практически полностью разрушена фашистами.
Так выглядит Кувуклия сейчас
Реставрация Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря затянулась на многие годы. Не окончена она и до сегодняшнего дня. Однако доступ к Гробу Господню уже открыт. Поклониться святому ложу, которое является точным двойником иерусалимской святыни, можно в субботу и воскресенье с 11 до 16 часов.
Покровский храм в Ясеневе
Гроб Господень в Покровском храме выполнен из материалов, привезенных со Святой Земли. В приделе Ангела установлен постамент в виде чаши, где находится копия священного камня, отваленного Ангелом от Гроба Господня. Ложе также выполнено по чертежам оригинала.
Покровский храм в Ясеневе
В блокнот паломнику:
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь
Адрес: г. Истра, ул. Советская, д. 2.
Как добратся: на общественном транспорте. С Рижского вокзала на электричке до ст. Истра или Ново-Иерусалимская, далее на автобусе до ост. «Монастырь».
На автомобиле. Ехать по Волоколамскому или Новорижскому шоссе через г. Истру до монастыря (45 км от МКАД).
Покровский храм в Ясеневе
Адрес: ул. Айвазовского, вл. 7–8
Как добратся: м. «Ясенево», далее пешком (1 км).
История создания храма
Собор также принято называть Новым Иерусалимом. Патриарх Никон решил воссоздать в Подмосковье палестинские святыни, что бы это свою очередь дало русскому народу узреть священные места Христова Воскресенья.
При этом строился Новоиерусалимский монастырь в Московской области в несколько этапов. Первый из них длился с 1656-1666 гг. (в период царствования Тишайшия Алексея Михайловича). Затем работы были приостановлены из-за опалы Патр. Никона и возобновились только в 1679 г. согласно распоряжения Федора Алексеевича.
Лучшая статья для Вас, переходите: Минский Свято-Духов кафедральный собор
В 1685 г. была окончена постройка храма Константина и Елена, а также Воскресного собора, а вот создание надвратного храма Входа Всевышнего и крепостной стены были окончены в 1697 г., но уже при Петре I.
Однако на этом этапе строительные работы не окончились, так как, не простояв и 30 лет шатер из камня храма Воскресения рухнул. Работы по его восстановлению длились аж до 1761 г., в период завершения правления императрицы Елизаветы.
Концепция
Главной достопримечательностью комплекса является Воскресенский собор. Его и в семнадцатом веке стали строить первым. Патриарх Никон хотел, чтобы этот храм, да и весь монастырь Новый Иерусалим в Подмосковье сделался копией своего прообраза в Палестине. Поэтому даже холмы, горы и реки вокруг переименовали. Холм, на котором стоял монастырь, искусственно насыпали выше и назвали горой Сион. Русло реки изменили, а ее саму нарекли в этом месте Иорданом, а ее приток — Кедроном. Да и окрестные земли стали называть библейскими именами – гора Фавор, Гефсиманский сад, Вифания… Идея Патриарха о воссоздании в Подмосковье палестинских христианских святынь прижилась и принесла монастырю славу и доход.
Воскресенский собор
Внешне собор интересен не только причудливым сочетанием архитектурных стилей, сделавшим его похожим на теремок из народных сказок, но и красивыми фризами, бордюрами и наличниками из керамики, с одной стороны похожими на вологодские кружева, а с другой – очень напоминающие что-то индийское и ближневосточное.
stoneblock.ru
Глядя издали на Воскресенский храм Новоиерусалимского монастыря невозможно пропустить не колокольню или крыльцо, а большую ротонду, сверкающую тяжелым куполом-шатром с диаметром в 18 метров и тремя рядами слуховых окон. Благодаря этим окнам в ясный день внутри создается неповторимое освещение, что тоже является аргументом в пользу экскурсии при хорошей погоде.
Внутри храма, в центральной части ротонды стоит кувуклия, в точности имитирующая оригинальную кувуклию из гробницы в израильском храме Гроба Господня. Здесь же находится икона Божьей Матери, знаменитая «Троеручица» с человеческой кистью из серебра.
С этой иконой связана интересная полуистория-полулегенда. К сожалению, посмотреть на нее вблизи очень сложно, потому что перед «Троеручницей» всегда «насмерть» плотными рядами стоят как на коленях, так и обычно, толпы верующих.
Поэтому намного проще осмотреть не икону, а камень Помазания и гигантский золотой иконостас из 12 ярусов.
mtdata.ru
Расписание богослужений
В мужской обители проводятся службы согласно следующего расписания:
Понедельник. Пятая Седмица Великого воздержания. Прп. Венедикт Нурсийский:
- 8 утра – утренняя, часы с произнесением Священного писания;
- 5 вечера – вечерняя, великое повечерие.
Вторник. Мч. Агапия и семь великомучеников: два Дионисия, Александра, Пуплия, Ромила и Тимолая:
- 8 утра – утренняя, часы с произнесением Священного писания;
- 5 вечера – вечерняя, великое повечерие.
Среда. Прп. Алексия, Господен человек:
- 8 утра – утренняя, часы, изобразительны, вечерняя, проведение песнопения Даров Преждеосвященных;
- 5 вечера – утреняя с произнесением великой молебни Св. Андрею Критскому.
Четверг. Прп. Макарий Калязинский:
- 8 утра – совершение песнопения Даров Преждеосвещенных;
- 5 вечера – вечерняя, повечерие великое.
Пятница. Иерусалимский архиепископ Свт. Кирилл (тем, кто подготавливается к совершению Святого Таинства Причащения, следует воздержаться от приема пищи в течении 6 часов):
- 8 утра – утренняя, часы с произнесения Священного писания;
- 5 вечера – повечерие великое, проведение песнопения Даров Преждеосвященных.
Суббота. Чтение акафистов субботнее. Вознесение похвалы Царице Небесной:
- 8 утра – утренняя с совершением акафистного песнопения, духовное песнопение;
- 5 вечера – бдение всенощное.
Воскресенье. Четвертая неделя Великого воздержания. Прп. Иоанн Лествичник.
- 7 утра – часы, раннее песнопение;
- 10 утра – позднее церковное песнопение;
- 5 вечера – пассия и вечерняя.
- 5 вечера – обряд таинства.
Святыни монастыря
В этом святом месте наглядно представлена жизнедеятельность Христа. Люди могут познакомиться с наиболее значимыми событиями его пути на земле.
Гордостью монастыря является макет Храма Гроба Господня, который привезли из Иерусалима.
По этому макету был возведен главный престол монастыря. Макет выполнен из ценных пород дерева и кости, богато украшен перламутром.
В монастыре хранится фрагмент омофора самого основателя монастыря. Сам омофор был изготовлен на Кипре в конце 16 века.
Также в этом месте находится святой сосуд, в котором хранится Кровь и Тело Христа. Кроме того, что это особенная религиозная святыня, сосуд представляет и историческую ценность. Он датируется концом 18 века.
Паломники приезжают поклониться сюда и многим иконам, особенно ценной считается «Господь Вседержитель со св. Филиппом и Патриархом Никоном».
Палаты «Нового Иерусалима»
Западная часть ансамбля представлена палатами – Трапезными, Архимандричьими и Больничными. Первоначально они строились как отдельные здания (с 1685 по 1698 годы), но в конце XVIII столетия было претворено в жизнь решение об их объединении в единую целостную постройку. Фундаментом Трапезных палат служили старые каменные службы, заложенные до 1666 г. Три палаты расположились на фоне западного прясла стены и стояли перпендикулярно зданию церкви Рождества Христова, находящейся неподалеку от них на востоке. В качестве украшения палат выступают белокаменные наличники, освежающие огромные окна полуциркульной формы.
Больничные палаты
Палаты с названием «Больничные», стоящие неподалеку от церкви Трёх Святителей, смотрятся довольно скромно и по размеру, и по декору. С севера к ним примыкают Настоятельские покои. Несмотря на кажущуюся простоту, эти палаты не теряются на фоне остальных построек Новоиерусалимской обители – они лишь выгодно подчеркивают Трапезные палаты, намекая на их главенствующее положение.
Церковь при Больничных палатах освящалась в 1698 г. В результате пожара, охватившего монастырское подворье в XVIII веке, она сгорела, но восстановительным работам не подвергалась. Помещение этой святыни просто перенесли на второй этаж Царских покоев – результат труда архитектора Казакова, возведшего их над больничными покоями в конце того же века. Лестница, ведущая в Царские покои, отделана изящной аркадой. Как декорирующая деталь она органично дополнила композицию восточного фасада.
Внутренний двор монастыря
30 августа 2011 года
330-летие со дня блаженной кончины основателя монастыря Святейшего Патриарха Никона
17/30 августа по благословению Настоятеля монастыря Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла заупокойную Божественную литургию возглавил Председатель Синодальной комиссии по монастырям Русской Православной Церкви, викарий Московской епархии, Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Архиепископ Феогност. В приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи у гробницы Святейшего Патриарха Никона Высокопреосвященнейший Владыка совершил панихиду по приснопамятному Первосвятителю.
Контактная информация
Монастырь расположен недалеко от Москвы, в городке Истра, на улице Советской. Здание видно отовсюду, поэтому заблудится тяжело.
Если же человек, хочет поехать с паломническими целями, ему лучше всего позвонить по номеру: 8 (498)314-68-38.
Для желающих познакомиться с историей монастыря можно записаться на ближайшую экскурсию по телефонам: 8 (910)-461-18-57
Заказать требу возможно по номеру: 8 (495)994-61-70.
Служители монастыря подробно расскажут, когда лучше всего посетить святое место.
Как и все религиозные учреждения, монастырь живет по церковному календарю. От него и зависит время богослужений. Поэтому точное расписание всех служб возможно узнать на официальном сайте монастыря или по указанным телефонам. Обычно расписание составляется на ближайшую неделю с учетом православных праздников.
В обычные, непраздничные дни утренняя служба начинается в 7 часов, а вечерняя в 17 часов. По воскресениям и в дни больших православных праздников утренняя служба начинается на час позже. В эти дни есть еще и поздняя утренняя служба, которая начинается в 10 часов.
Судьба Патриарха Никона
Патриарх Никон – идейный вдохновитель и участник строительства Новоиерусалимского монастыря имел много разногласий с царем. Правителя не устраивало, что церковь пыталась влиять на государственные дела. В 1660 году, через 4 года после основания обители, в Москве был проведен Собор высших иерархов, на котором монахи хотели лишить Никона должности. Но суд над патриархом не состоялся и дело было решено передать на рассмотрение на суд владык восточных церквей: сирийской и египетской (коптской). Представители вышеозначенных организаций смогли прибыть в Москву только в 1666 году. В течение 8 лет до суда и отправки в ссылку патриарх Никон обитал в монастыре и способствовал развитию молельни.
Патриарх Никон
В 2014 году в музее «Новый Иерусалим» была торжественно открыта выставка «Новый Иерусалим – памятник истории и культуры XVII–XIX веков». Экспозиция состоит из 3 залов. Отдельная часть ее выделена, как память музея Патриарха Никона, который был основан в 1870 году.
В учреждении хранятся личные факсимильная печать Его Святейшества, фрагмент омофора, копия парсуны архиепископа с клиром, останки кареты владыки, некоторые личные вещи главы православной церкви. Экспонаты описывают путь Патриарха от простого священника до личного друга царя, заслуги перед христианством и суд над Никоном. Последнее событие наглядно иллюстрирует картина С. Д. Милорадовича. На полотне изображены высшие церковные иерархи, которые решают судьбу Патриарха.
Капелла
Ново-Иерусалимский храм – живая икона
Место для строительства монастыря выбрал Патриарх всея Руси Никон, который задумал построить под Москвой «копию Святой Земли» – икону на местности с глубоким символическим смыслом. По замыслу Никона, монастырь должен стать центром православного мира для славянских народов.
Об основании храма
Молодой царь Алексей Михайлович, будущий отец Петра I, безгранично доверял патриарху и поддержал грандиозный замысел. Свое любимое детище патриарх основал в Подмосковье в 1656 году – резиденция Патриархов должна расположиться недалеко от царской столицы, но чуть в стороне. Это символизировало отношение светской и церковной власти.
Сам никогда не бывавший в Иерусалиме, патриарх Никон все силы употребил для воплощения в жизнь замысла – создать точное подобие Иерусалимского храма Воскресенья Господня, чтобы русский народ созерцал места страстей и Воскресенья Христова. Он заботился о тех, кто не мог побывать на Святой Земле. Модель храма Гроба Господня, сделанную из слоновой кости, Никону прислал в дар иерусалимский патриарх Паисий.
Особенности создания обители
Возводя монастырь в излучине реки Истры на высоком холме, патриарх Никон принялся воссоздавать своеобразный город-храм с точной копией окрестностей Иерусалима, подобие святых мест Палестины. Географические наименования изменили: окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским и Фаворским, сёла – Преображенское, Назарет, Капернаум.
Быстрая извилистая река Истра получила название Иордан. Ручей, обтекающий монастырский холм – Кедронский поток. Город Истра до 1930 года именовался Воскресенском. Перепланировали и окрестности будущей обители: лес на берегу Истры вырубили, чтобы достичь сходства с пейзажем на Святой Земле, укрепили и насыпали холм, на котором возвели монастырь.
Личность патриарха Никона
Пользуясь доверием царя, патриарх Никон фактически управлял страной. Энергичный и властный патриарх проводил церковные реформы по европейскому образцу. Встречая недовольство бояр, противостоял ему решительно, даже жестко. Противников реформ преследовали и казнили. Действия Никона привели к страшному церковному расколу.
В 1658 году патриарх утратил доверие царя и удалился в монастырь, где лично руководил строительством Нового Иерусалима, как он называл свое детище. Патриарх хотел объединить здесь людей, чтобы они вместе молились, ценили жизнь и друг друга.
В 1666 году Никона лишили сана и отправили в отдаленный Ферапонтов монастырь простым монахом, вменив в вину иерусалимское переименование местности. Строящийся монастырь, чье строительство из-за опалы Никона прервалось на 14 лет, стали называть просто Воскресенским.
30 января 2013 года. Освящение колоколов для воссозданной Колокольни Воскресенского собора
30 января 2013 года в реставрируемой Колокольне Воскресенского собора установлен первый Воскресенский колокол, весом 8,5 тонн. Всего на Колокольне было установлено 15 колоколов.
Из исторических описей известно о наборе колоколов, отливка которых была выполнена при Патриархе Никоне еще до возведения колокольни.
По утвержденной концепции новый набор колоколов был отлит в традициях Нового Иерусалима: основу изображений составили особо почитаемые иконы праздников и святых; в орнаментах были использованы мотивы керамического декора.
Накануне установки наместник Монастыря игумен Феофилакт совершил отдельный чин освящения набора колоколов.
История
В середине XVII века патриарх Руси Никон и царь Алексей Михайлович решили построить на реке Истре монастырь, подобный находящемуся на Святой земле в Иерусалиме. В те времена на земле Палестины господствовала Османская империя и посещение Иерусалима христианами было связано с опасностью.
Река Истра
163091
Земли на берегу Истры как нельзя лучше подходили для строительства аналога Голгофы: роль реки Иордан играла Истра, возвышенность на востоке территории напоминала гору Елеон, а холм на северо-западе — гору Фавор, парк рядом с обителью мог бы стать аналогом местности Гефсимании — сада у подножия Елеонской горы.
В 1649 году патриарх Иерусалима Пасий привез в Москву модель Храма Гроба Господня, в соответствии с которой и началось возведение Вознесенского монастыря, ставшего аналогом Иерусалимской Голгофы.
Строительство Новоиерусалимского монастыря проходило в два этапа: первоначально, в 1658–1666 годах храм был построен до кровли, вырыто место для подземной церкви Константина и Елены и была возведена колокольня.
Шатёр и семи ярусная колокольня Воскресенского собора
163131
Для неё было отлито 15 колоколов, один из них сохранился до наших дней.
Колокол
163167
Для украшения использовались наличники и керамические пояса, установили иконостасы.
Царские врата в «Темничной» церкви в Воскресенском соборе
После конфликта Никона с царем патриарх попал в опалу, а в конце 1666 года решением Московского собора его лишили духовного сана, он стал простым монахом и был сослан в Ферапонтов монастырь.
Никон так и не увидел основанную им обитель, скончавшись в 1681 году. А достраивал Новоиерусалимский монастырь его настоятель архимандрит Никонор.
Строительство собора возобновилось лишь в 1679 году: была возведена глава над центральной частью храма, над ротондой для гроба Господня установили шатер диаметром 22 метра, была завершена подземная церковь Константина и Елены, освященная в 1690 году.
Купол Большой главы
163188
Несмотря на то, что в плане построенный собор является копией Храма гроба Господня, его отделка и оформление выполнены с использованием элементов древнерусского искусства.
Изразцы на центральной главе
Собор напоминает русский терем, снаружи украшенный наличниками и карнизами, фризами и балюстрадами.
Изразцы на центральной главе
Самый красивый узор — павлиний глаз украсил многие используемые изразцы. Этот известный рисунок напоминает цветок граната, на который похожи глазки на павлиньем хвосте.
Изразцы с узором «Павлиний глаз» в оформлении колокольни
163161
Внутри храм украшен резьбой и лепниной, выполненными в стиле барокко.
Пышная барочная отделка храма
При Советской власти, в 1919 году монастырь был закрыт и на её территории разместился музей.
В декабре 1941 года немецкие войска заняли Истру и оккупировали Новоиерусалим. Перед тем, как уйти, немцы разрушили собор — были взорваны центральная глава, колокольня и купол ротонды.
Первый ярус колокольни, уцелел в 1941 году
163164
Восстановление обители началось уже в 1942 году, но только в 1985 была восстановлена центральная глава, а в 1993 году — купол ротонды. В 2014 году, была воссоздана колокольня.
В 1995 году обитель была передана Русской Православной церкви и в настоящее время на ее территории находится Новоиерусалимский монастырь и один из самых больших музеев Подмосковья — Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».
Новоиерусалимский монастырь
Осмотр Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря
После внешнего осмотра красивейшего Воскресенского собора, мы отправились во внутрь. Внутри здание является очень сложным, поэтому рекомендую вам до его посещения в киоске приобрести карту, либо как мы , воспользоваться услугами экскурсовода.
Выкладываю план собора. Те, кто был в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, могут отметить, что устройство Воскресенского собора по расположению основных элементов полностью совпадает с Воскресенским собором.
Воскресенский собор. План собора
Воскресенский собор. План собора
Внутренние интерьеры собора резко контрастируют с его внешнем видом. Помещение, безусловно, очень величественное, но выполнено оно в стиле барокко, с характерной лепниной, ангелочками, бантами и так далее. Сразу понятно, кто был заказчиком внутреннего убранства. Это была Елизавета Петровна, которая обожала все эти дворцовые атрибуты. Мы удивились, насколько внешнее убранство Собора, напоминающее русский терем, диссонирует с внутренним дворцовым декором. Как будто это совершенно разные помещения, но каждое по-своему шикарное.
Новый Иерусалим. Внутри Собора
Купол собора уже расписан мастерами.
Воскресенский собор. Купол собора
Сам храм, несмотря на ненастную погоду, выглядит очень светлым и чистым.
Внутри собора также ведутся грандиозные работы. Огромный иконостас зияет черными дырами вместо икон. Совсем скоро они займут здесь свои места.
Новый Иерусалим. Иконостас
Сейчас можно увидеть над иконостасом фигуру Спасителя, сделанную из картона. Гид объяснила, что это один из этапов реставрации, когда будущие скульптуры выполняют из картона, согласовывают эстетический вид с государственными служащими, и только потом делают настоящий декор.
Новый Иерусалим. Фигура Спасителя
Гид рассказывала нам, что собор по своим размерам и расположению основных церквей полностью совпадает с Храмом Гроба Господня в Иерусалиме. У меня это не укладывалось в голове, так как по размерам, он, возможно, и похож, но по внутреннему стилю убранству и атмосфере это совершенно другое место.
Воскресенский собор. Ложа императора
Экскурсовод показала нам путь на «голгофу», которая также как и в Храме гроба Господня расположена слева от главного входа в Храм. Пока пройти наверх нет возможности , так как ведутся работы. По ходу того, как гид вела свой рассказ, к нам присоединялось все больше и больше людей. Так наша маленькая группа из трех человек разрослась до 15 человек. Ну да ладно.
Новый Иерусалим. Всем интересно послушать экскурсию
Внутри храма находится также «пещера гроба Господня», где, по словам экскурсовода на православную Пасху сюда снисходит исцеляющий голубой огонь. Мягко говоря, мы были удивлены.
Вокресенский собор. Пещера Гроба Господня
Кто захотел, приложился к Гробу. Кстати, здесь есть правило — из пещеры можно выходить не поворачиваясь к ней спиной.
После осмотра основного храма мы отправились в Придел Успения Пресвятой Богородицы, где можно увидеть настоящие фрагменты оформления того самого первого храма Воскресения. Автором оформления данного придела по распоряжению императора выступил знаменитый Матвей Казаков (1802 год).
Вокресенский собор. Придел Успения Пресвятой Богородицы
Больше всего меня поразило искусство изразцов. Ничего подобного я не видела ни в одном православном храме.
Одним из символов, который был воплощен в изразцах был «цветок граната», который символизирует кровь Христа — символ мученической смерти спасителя. Рисунок же «около павлина» символизирует Воскресение христово.
Воскресенский собор. Фрагменты изразцов
Также экскурсовод показала нам еще один символ, зашифрованный в изразцах – льва, означающего власть на Земле.
Изразец-лев
В этом же приделе можно поставить свечи.
На стене размещены немногочисленные иконы, например список с афонской иконы «Богоматери Троеручицы». В это же приделе можно набрать святой воды.
Прощальный взгляд на собор.
Воскресенский собор. Новый Иерусалим
В 16-00 из Храма мы вышли из храма и продолжили осмотр территории.
30 сентября 2013 года. Торжественное открытие Колокольни Воскресенского собора.
30 сентября 2013 года состоялось торжественное открытие одного из главных объектов обители — Колокольни Воскресенского собора.
Торжественное мероприятие возглавил Специальный представитель Президента РФ по взаимодействию с Форумом стран-экспортеров газа, Председатель Совета директоров ОАО «Газпром», Председатель Правления Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря В.А.Зубков. В мероприятии также приняли участие Министр культуры Правительства Московской области О.А.Рожнов, заместитель Директора Департамента управления имуществом и инвестиционной политики Минкультуры России В.А.Мурадян, представители районной и местной власти, музея «Новый Иерусалим», ветераны Великой Отечественной войны, заслуженные представители реставрационной отрасли.
В ходе мероприятия авторы проекта доложили как проходили восстановительные работы, с какими трудностями столкнулись реставраторы.
Колокольня Воскресенского собора, построенная одновременно с собором, так же как и собор, подверглась реконструкции XVIII-XIX веков. В 1941 году Колокольня вместе с центральной частью Воскресенского собора была разрушена от взрыва.
Историческая справка
Музей в Истре был основан в 1922 году — путем объединения художественно-исторического и краеведческого музеев. В первоначально сформированную экспозицию вошли предметы искусства, археологические находки и другие экспонаты, найденные в подмосковных усадьбах, монастырях и храмах.
К 1940 году в Новый Иерусалим перевезена часть экспонатов из расформированного музея в Звенигороде. К началу Великой Отечественной войны музей уже имел в своём распоряжении огромную историческую и художественную коллекцию.
В ноябре 1941 года самые ценные предметы искусства транспортировали в Москву, затем в Алма-Ату. Часть фонда музея спрятали в тайниках, но большинство экспонатов остались в галереях.
При отступлении немецких войск здания Новоиерусалимского монастыря были уничтожены. Работы по восстановлению музея начались в конце 1940-х годов, и только в 1959 году закончили работы по формированию первой со времен войны выставки.
Московский областной краеведческий музей, так до 1991 года назывался «Новый Иерусалим», предстал в своем нынешнем виде только в 2014 году, после переезда из стен монастыря в новое отдельное здание.
Официальная группа музея в VK
Краткая история монастыря
Закладка монастыря производилась на холме с палестинским названием Сион. С восточной стороны к обители прилегал Елеонский холм, ее северным «соседом» был холм Фавор, а местная река Истра получила новое название – Иордан.
Монастырь с высоты птичьего полёта
В связи с гонениями на Никона и его ссылкой строительные работы прерывались на 14 лет. Таким образом, они проходили в 2 этапа. Первый период строительства приходился на 1656 – 1666 гг. В это время были установлены деревянные стены, сооружены каменные службы и практически доведены до окончания работы по возведению главного храма. На этот же отрезок времени приходится и обустройство скита Никона, который впоследствии был назван Отходной пустынью, и Елеонской часовни.
Вид на монастырь со стороны деревни Никулино
С 1679 г. прерванные работы возобновляются – царь Федор Алексеевич издал соответствующий указ об их продолжении. Кроме того, новым указом правитель приписал к Новоиерусалимскому монастырю еще два десятка разных обителей с крестьянскими дворами, общее число которых составило 1630 построек. В совокупности они сложились в огромное владение и сделали ставропигиальный монастырь одной из богатейших святынь России.
Замысел Никона был воплощен полностью, и в конечном итоге он поразил своим размахом. Комплекс под названием «Новый Иерусалим» максимально отразил Святые Земли, по частям которой вся местность при Истре получила новые названия – Галилея, Вифлеем, Елеон. При изучении старых карт видно, что новая постройка с прилегающими окрестностями является уменьшенной копией своего истинного прообраза. К сожалению, основатель монастыря не дождался окончания строительства – он умер в 1681 г. В дальнейшем ансамбль достраивался под руководством архимандрита Никанора и при участии мастера-литейщика иеромонаха Сергия Турчанинова.
Вид на главный вход в монастырь
Зимой 1941 г. Воскресенский собор при Новоиерусалимском монастыре был разрушен немецкими войсками. В результате взрыва пострадали колокольня, центральная глава, шатер ротонды. Спустя много лет, уже в 1985 году, собор наконец-то обрел утраченную главу. Что касается рухнувшего шатра, он был восстановлен в начале 90-х годов XX столетия. Но его основой теперь служила металлическая конструкция.
С 1995 г. весь архитектурный ансамбль Воскресенской обители становится частью Русской Православной церкви. С той поры здесь мирно соседствуют два заведения – сам ставропигиальный монастырь и музей «Новый Иерусалим», признанный историко-архитектурным и художественным памятником.
Вид на Надвратную церковь Входа Господня в Иерусалим со стороны монастыря
Иконы и святыни Новоиерусалимской обители
В самой общине православные христиане могут увидеть такие святыни, как:
- образец Собора Господнего Гроба (разборной) – эта модель была ввезена в Москву в 1649 г. и использовалась Патр. Никоном во время строительства обители;
- Дарохранительница из придела равноапостольной Св. Марии Магдалины – являет собой божественный сосуд, в котором хранится Кровь и Тело Христа;
- Антиминс 17 века – это плат, на котором изображено размещение во гробу Вседержителя;
- Недавним приобретением стала икона, подаренная Новоиерусалимскому монастырю от президента, на которой изображается Господь Всевышний на Престоле (датируемый 18 веком).
13 ноября 2011 года. Чин закладки храма в Надвратном храме Входа Господня во Иерусалим
13 ноября 2011 года в Неделю 22-ю по Пятидесятнице на память святых апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула произошло историческое для монастыря событие, когда согласно благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Священноархимандрита святой обители, содействующу Духу Святому, наместником Игуменом Феофилактом (Безукладниковым) совершен чин закладки храма в Надвратном храме Входа Господня во Иерусалим . В закладном камне под крестом положены мощи святого мученика Севастиана Медиоланского, Римского, начальника дворцовой стражи (память 18/31 декабря).
Воскресенский собор
Воскресенский собор – сооружение, которое полностью повторяет храм Гроба Господня. Он относится к зданиям византийского типа – с четырьмя большими столпами и позолоченным куполом. Последний расположен над алтарем и имеет 12 ярусов. На внутренних сторонах стен купола сделано множество окон. Между ними вставлены пояса с иконами. Когда свет проходит через оконные отверстия шатра, кажется, что весь монастырь взмывает в небо и хочет подняться как можно выше.
Внутреннее убранство молельни поражает паломников великолепием. В соборе поставлен огромный 12-ярусный иконостас высотой 24 метра. Он украшен позолотой. На иконах, которые вставлены в сооружение, изображены дева Мария с маленьким Иисусом, 12 апостолов и наиболее почитаемые святые. Возле иконостаса сделано двое сеней: одна – зеленая для патриарха, вторая – красная для царя.
Воскресенский собор
Основное святое место Воскресенского собора – кувуклия – точная копия места захоронения и воскресения Иисуса Христа. Она сооружена точно под главным куполом молельни, напротив алтаря. После пожара 1802 года в Иерусалиме, когда оригинальная кувуклия сгорела, именно по образцу монастырского памятника делали новую кувуклию в Палестине. Также под куполом, на стене висит лепной герб Русской Православной Церкви с короной патриарха, которая изготовлена из белой глины.
Во время строительства собора, оригинальный проект, взятый с деревянной модели храма Гроба Господня, был переработан в стиле барокко. На сооружении появились характерные элементы этого стиля: нагромождение объемов, которые последовательно уменьшаются, узкие и высокие окна, украшенные орнаментом, множество лепнины, украшающей экстерьер и интерьер храма.
Воскресенский собор
С восточной стороны молельня соединена с подземным храмом Константина и Елены, основание которого находится на глубине 6 метров. Южнее храма стоит высокая колокольня, которая имеет 7 ярусов и верхушку в виде луковичного купола.
Воскресенский собор является главным сооружением Новоиерусалимского монастыря. Его купола хорошо видны из любой точки города Истра и соседних поселков. В будние дни в храме в 8:00 проводятся богослужения. По выходным и в праздники литургии начинаются в 7:00.