Алексеевский ставропигиальный женский монастырь в москве
Содержание:
- Стиль строения
- Алексеевский монастырь
- История обители с момента основания до XIX века
- Интересные факты про монастырь
- Расписание богослужений
- Храм Всех Святых на Красносельской: контактная информация, богослужения, святыни, история
- История основания, строительства
- Как добраться до храма?
- Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль, внутреннее убранство
- ИСТОРИЯ / Ново-Алексеевский монастырь в Красном селе XIX — нач. XX вв
- История[ | ]
Стиль строения
Строение выполнено из мрамора и кирпича темно-красного цвета в романтическом стиле с использованием мотивов древней русской архитектуры. Это купольное двухъярусное строение с трехглавой колокольней, напоминающее корабль. Знаменитый двух шатровый собор — символ единения государства и церкви.
Обязательно к прочтению: Донской монастырь в Москве
Поражал иконостас, выполненный из белого резного мрамора в русско-византийском стиле, стены и своды были украшены мастерами Троицко-Сергеевской лавры. Архитектурная композиция была красивой, изысканной и богатой.
Во времена Советской власти храм находился в забвении. В конце девяностых годов прошлого столетия собор стал возрождаться. Единственный образ, принадлежавший церкви, чудесным образом оказался сохраненным в безбожное время. Когда в начале 90 годов начались ремонтные работы, то строители обнаружили в одном проеме знаменитую икону апостола Павла белого мраморного иконостаса. Она была спрятана хорошими людьми и хранилась там все это время.
Другая известная икона Пресвятой Богородицы Пантанасса находится в храме, к ней обращаются многие люди для избавления от рака.
При храме открыта богадельня для пожилых людей, церковная школа для детей, мастерская иконописи, благотворительный фонд, церковно-приходской магазин. На территории церкви расположена часовенка образа Пресвятой Богородицы «Неувядаемый цвет».
Алексеевский монастырь
Женский монастырь, основанный во второй половине XIV в. при покровительстве митрополита Алексия его сёстрами Евпраксией и Иулианией (игуменья монастыря). В летописях Алексеевский монастырь впервые упоминается в 1472. Находился первоначально на месте Зачатьевского монастыря. Назывался также Стародевичьим (по старшинству над другими девичьими монастырями). В 1514 по указу великого князя Василия III зодчий Алевиз Фрязин Новый начал строительство церкви Алексия Человека Божия. После пожара (вероятно, в 1547) Алексеевский монастырь был переведён на берег Москвы-реки, к устью ручья Черторый. Разорён поляками в Смутное время, восстановлен к 1625. Пострадал от пожара в 1629, вновь отстроен благодаря покровительству царя Михаила Фёдоровича в 1634. В 1764 отнесён ко второму классу. При монастыре находилось кладбище, в соборном храме были погребены князь А.И. Шаховской, князь Щербатов и др. В Алексеевском монастыре постриглась жена патриарха Никона (в иночестве Таисия). Монастырь сильно пострадал во время пожара Москвы в 1812, но вскоре был восстановлен. В 1837 в связи с началом строительства храма Христа Спасителя Алексеевский монастырь переведён в Красное село. В новую обитель были перенесены местночтимые иконы, в том числе Грузинской Богоматери, Святых Кирика и Иулитты. В ризнице монастыря хранились дары патриарха Филарета (лампада, 1630), царя Михаила Фёдоровича (кадило, вклад 1631), царя Алексея Михайловича; в библиотеке — Евангелия 1627 и 1681, Требник Петра Могилы. При монастыре действовали богадельня, больница для инокинь, училище для девочек. На кладбище Алексеевского монастыря похоронены писатель А.Ф. Вельтман, публицист М.Н. Катков, художник И.М. Прянишников и др. К 1907 в монастыре находились 51 монахиня, 24 послушницы. В 1930-х гг. Алексеевский монастырь упразднён, стены и башни снесены в связи с реконструкцией Верхней Красносельской улицы, здания перестроены. В монастыре сохранились церковь Алексия Человека Божия (архитектор М.Д. Быковский, 1853; Верхняя Красносельская улица, во дворе д. 17/2), церковь Всех Святых (архитектор А.А. Никифоров, 1887—91, 2-й Красносельский переулок, д. 5—7; в 1960—89 в здании церкви хранился бывший архив земской управы). Соборная церковь Воздвижения (1692, перестроена в 1841) в 1930-х гг. перестраивалась и надстраивалась и фактически поглощена административным зданием (Верхняя Красносельская улица, 17). На месте церкви Архангела Михаила (1879) построено 14-этажное жилое здание (Верхняя Красносельская улица, 17/2).
О.С.
- Блог
- Ежи Лец
- Контакты
- Пользовательское соглашение
2005—2020 Gufo.me
История обители с момента основания до XIX века
Первый женский монастырь, посвященный Алексию, человеку Божьему, появился на месте, где теперь возвышается знаменитый Храм Христа Спасителя. В Средние века этот уголок города именовали Остожьем, потому что в пойме р. Москвы было много покосов, а вдоль речного берега ставили стога сена. Новую обитель основали в 1358 году при митрополите Киевском и Всея Руси Алексии, и первыми инокинями в ней стали его родные сестры.
Вначале в монастыре построили деревянную Алексеевскую церковь, а потом рядом с ней вырос деревянный собор, освященный в честь Зачатия праведной Анны. После этого монастырь называли Алексеевским или Зачатьевским. Когда стали возникать другие монастыри Москвы, к имени старинной обители начали добавлять «стародевичья».
После изгнания войск Наполеона российский император Александр I дал обет возвести большой православный храм, который бы ознаменовал победу русского оружия. В 30-е годы XIX века в Москве приступили к строительству грандиозного Храма Христа Спасителя. Чтобы освободить место, Алексеевский монастырь перенесли в Красное Село.
Территория монастыря от ворот
Сохранились сведения, что поселение на северо-восточной окраине города существовало еще в XII веке. Оно стояло на берегу большого пруда, который по площади равнялся Московскому Кремлю. За живописной местностью издавна закрепилось название «Красное Село». В XVI-XVII веках здесь простиралась территория Красносельской дворцовой слободы, где жили ремесленники и купцы.
В 1837 году, получив благословение митрополита Филарета, в Новоалексеевкую обитель перебрались инокини Старо-Алексеевского монастыря.
Переезд проходил очень торжественно, и его сопровождали толпы народа. Монастырские святыни пронесли через весь город крестным ходом и поместили в Крестовоздвиженский храм.
Красивая церковь, украшавшая Красное Село еще с начала XVII века, стала первым храмом нового монастыря. После переезда всего за полгода в обители построили восемь двухэтажных корпусов, две башни, каменную ограду и Святые врата.
Церковь Всех Святых
Красное Село сильно отличалось от многолюдной Москвы. Вдалеке от шумного центра было тихо, и сестры не сразу привыкли к новому месту. В 1840 году возле монастыря появилось кладбище, где стали хоронить не только умерших насельниц, но и жителей окрестных сел. Со временем большое благоустроенное кладбище стало одним из лучших некрополей города.
Архитектурный ансамбль монастыря формировался на протяжении всего XIX столетия. В 1850-е годы в обители построили Алексеевскую церковь, проект для которой подготовил талантливый российский архитектор Михаил Доримедонтович Быковский. Потом дошла очередь до Крестовоздвиженского храма. В 1857 году старинную церковь полностью реконструировали и существенно расширили. В 1860-1870-е годы в обители появились богадельня, трапезный корпус, келейные корпуса и больничный храм Архангела Михаила.
Часовня иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
Помимо чтения молитв и церковных служб, сестры работали на огородах, в золотошвейной, переплетной, живописной и чеканной мастерской. Кроме того, при монастыре существовало училище, где занимались девочки, приехавшие из южнославянских стран — Болгарии и Сербии. Они получали приют и образование, а потом уезжали учительствовать на родину.
Интересные факты про монастырь
В 1629 году после рождения у царя Михаила Федоровича сына, названного в честь Алексия, человека Божьего, монастырь стал пользоваться особой милостью. Царская семья делала большие денежные вклады в развитие обители, здесь каждый год праздновали именины наследника. Подсчитано, что Михаил Федорович посетил обитель до своей кончины (1645 г.) 8 раз, а его сын за 30 лет царствования – 25 раз.
Монастырь был в разные годы прибежищем известных лиц. Например, патриарх Никон перед принятием монашеского пострига убедил супругу стать монахиней Алексеевского монастыря. Здесь она скончалась и была погребена на кладбище, которое позже уничтожили. Сюда насильно заточили сестру и единомышленницу боярыни Морозовой, выступавшей за старообрядчество против никоновских реформ.
Ново-Алексеевский женский монастырь официально возрожден в 2013 году решением Патриарха Кирилла и Священного Синода РПЦ, став, таким образом, ставропигиальным. Как и положено по Уставу, этому предшествовало образование монашеской общины в Красном Селе.
В 2012 году был создан музей истории монастыря. Здесь собраны документы, фотографии, книги и личные вещи сестер, которые помогают воссоздать историю образования, развития и разорения Алексеевской обители. Отдельный раздел посвящен настоятельнице Антонии (Троилиной), благодаря которой монастырь в XIX веке стал богатой и щедрой обителью.
Расписание богослужений
В храме Всех Святых на Красносельской богослужения ведутся согласно общему расписанию.
Утро | День | Вечер | |
Пн | 6:40 — утренняя служба | 16:45 — 9-й час
17:00 — вечерняя служба |
|
Вт | 7:00 — 3-й, 6-й час | ||
Ср | 16:45 — 9-й час
17:00 — вечерняя литургия, акафист преподобному Алексию |
||
Чт | 6:40 — утренняя служба | 16:45 — 9-й час
17:00 — вечерняя служба |
|
Пт | 7:00 — 3-й, 6-й час | ||
Сб | 8:00 — начало проведения панихиды
8:30 — 3-й, 6-й час |
12:00 — Крещение | 16:45 — 9-й час
17:00 — Всенощная молитва |
Вс | 6:40 — ранняя утренняя служба
9:00 — начало молебна 9:30 — поздняя утренняя служба |
15:45 — 9-й час
16:00 — начало вечерни 16:30 — молитва с акафистом у иконы «Богоматерь Всецарица» |
После расписания храма Всех Святых на Красносельской перейдем к основным вехам его истории.
Храм Всех Святых на Красносельской: контактная информация, богослужения, святыни, история
Православный Алексеевский женский ставропигиальный монастырь (бывший Ново-Алексеевский) примечателен и своей историей, и современностью. Но мы в этом материале хотим рассказать вам о его храме Всех Святых на Красносельской.
О храме
Всехсвятский храм назван Красносельским из-за территориального положения (Красное село, современный Красносельский район Москвы). Верхний его престол был освящен в честь дня Всех Святых, нижний – в честь Казанской иконы Богородицы.
С самого открытия (1991 год) и по настоящее время настоятель Всехсвятского храма – протоиерей Артемий. С 2013 г. храм Всех Святых на Красносельской – главный храм возрожденного Алексеевского монастыря. Кроме того, к нему приписано несколько храмов, в т. ч. московский Тихона Задонского (Сокольники), княгини Ольги (Рязанская область).
При храме сегодня функционирует:
- Церковно-приходская школа.
- Детский городской оздоровительный лагерь “Державный”.
- Народный хор для всех желающих.
- Православный магазин для духовных семейных нужд.
- Иконные мастерские.
- “АРТОСЪ” – благотворительный фонд.
- Домовой храм имени цесаревича Алексия.
Красносельский храм Всех Святых в Москве расположен по адресу: 2-й Красносельский пер., 7. Найти его просто: выйдите со станции метро “Красносельская” на ул. Краснопрудную, идите до Рустаковской эстакады. Пройдите по дороге под последней и поверните налево. Идите вдоль краснокирпичной ограды, пока по правую сторону не покажется Алексеевский монастырь.
Главные святыни храма
Храм Всех Святых на Красносельской – это еще средоточие святынь, поклониться которым, – светлая цель верующего:
- Чудотворная икона Богоматерь Пантанасса (Всецарица).
- Старинная икона с апостолом Павлом.
- Тихвинская икона Богородицы, “Сретение Господне”, “Сошествие Христа в ад” – иконы XVIII века.
- Иконы с частицами мощей апостолов Павла и Петра, Николая Чудотворца, преподобномученицы Елизаветы, мученицы Татианы Римской.
- Икона Серафима Саровского с частицами облачения преподобного.
- Казанская икона Богоматери.
- Крест-мощевик (расположен около кануна, в правом пределе) с частицами святых мощей и другими святынями.
История основания, строительства
Предание гласит, что монастырь был создан в середине XIV века московским святителем Алексием по просьбе его родных сестер, которые и стали первыми его монахинями. Митрополит, принявший при постриге в монашество имя св. Алексия, человека Божьего, основал на русской земле многие обители, прививая в них новые, общежительные порядки.
Впервые женский монастырь с таким уставом был создан в тихом, отдаленном, подмосковном Остожье. Место, которое окружали покосные луга с многочисленными стогами, получило такое прозвище от москвичей. Первым возведенным здесь сооружением стал храм в честь св. Алексия, а чуть позже – церковь Зачатия праведной Анны.
В середине XV века при набеге татар на Москву деревянный монастырь сгорел. Спустя десятилетия по указу московского князя был поставлен каменный храм св. Алексия, который тоже пострадал во время «большого московского пожара». Очередное разорение монастырю нанес хан Гирей в 1571 году. Царь Михаил Федорович, желая обезопасить сестер, позволил перенести монастырь ближе к кремлевским стенам.
Не все монахини покинули обжитые места. Те, что остались, основали свой, теперь уже Зачатьевский монастырь. Обитель, перенесенная в Чертолье, строилась вновь из дерева и еще неоднократно разрушалась и от рук захватчиков, и от городских пожаров. В 1634 году, наконец, основные постройки стали каменными. Пользуясь покровительством царской семьи, монастырь развивался и богател.
После победоносного завершения войны с Наполеоном и изгнания его войск с русских земель Александр I решил поставить в столице большой православный храм, посвященный Христу Спасителю. Место приглядели на Воробьевых горах, но потом отказались от такой идеи, как неподходящей.
Николай I в 1832 году вернулся к этому вопросу и избрал для строительства гигантского храма Христа Спасителя подворье женского монастыря. Монахини были переселены на окраину города, в Красное Село – живописное, спокойное место, где обитель пребывает до сих пор.
Ново-Алексеевский ставропигиальный женский монастырь начинался на новом месте с большого и многолюдного крестного хода, в котором участвовали толпы жителей Москвы. Святыни бережно переносили на руках по улицам города в Крестовоздвиженскую церковь, которая стояла в красносельском местечке с начала XVII века. Она и стала первым монастырским храмом.
Подворье быстро разрасталось. За первые 6 месяцев здесь были поставлены 8 корпусов для проживания и хозяйственных нужд, кирпичная ограда и Святые врата. Территория монастыря обустраивалась в течение всего XIX века. Был выстроен новый Алексеевский храм, после чего занялись реконструкцией и расширением Крестовоздвиженской церкви.
Было разрешено открыть при монастыре кладбище для захоронения не только насельниц, но и знатных горожан. Монахини усердно ухаживали за доверенными им могилами, чем заслужили признание у москвичей. Алексеевское кладбище слыло лучшим в городе, что также сказывалось на материальном благополучии обители и позволяло монастырю заниматься благотворительностью.
В этот период наивысшего расцвета Ново-Алексеевского монастыря среди горожан пользовались спросом изделия, выполненные в мастерских обители:
- золотое шитье;
- произведения живописи;
- чеканка по металлу;
- переплетные работы.
Монахини открыли школу для девочек, эвакуированных в Россию из воюющих балканских стран. Получив образование, они возвращались на родину учительствовать. К 1917 году в обители проживало 70 сестер. Революционный переворот внес кардинальные перемены в жизнь монастыря и его обитательниц. Были изъяты все ценности, а монахинь в 1922 году выселили на улицу.
Часть их разбрелась по московским квартирам, часть выехала за город. В 30-е годы, в период антирелигиозной кампании, их всех арестовали и сослали на север России или в Казахстан. Несколько сестер были расстреляны. В помещениях монастыря разместились различные городские службы.
На месте кладбища, расчистив территорию от погребальных плит, которые продавались для строительства объектов, разбили городской парк. Перезахоронения праха погребенных родственникам были запрещены. На месте полуразрушенного храма архангела Михаила, поставили многоквартирный дом.
Возрождение обители началось в начале 1990-х годов. За прошедшее время было вложено немало сил и средств, чтобы в Красном Селе вновь появилось монастырское подворье и стали проходить церковные богослужения. Однако его территория претерпела значительные изменения.
Как добраться до храма?
Самый простой способ посетить Красное Село в Москве и собственно храм Всех Святых – это воспользоваться услугами метрополитена.
- Ближайшая к храму станция метро – «Красносельская» (как видим, топонимика в этом районе очень разнообразная, главное, не запутайтесь).
- От станции метро двигайтесь в левую сторону по улице Краснопрудной, пройдите под Русаковской эстакадой, вновь сверните налево и двигайтесь в заданном направлении, пока не увидите ограду из красного (снова красного!) кирпича. Вуаля, вы практически у цели: по правую руку от вас окажется вход в Алексеевский монастырь, которому и принадлежит Всесвятский храм.
Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль, внутреннее убранство
Ново-Алексеевский ставропигиальный женский монастырь, его архитектурный ансамбль сегодня сильно отличается от той обители, которую любовно создавали в XIX веке.
Но он жив, и на его разделенной пополам территории сохранились две старинные церкви.
Храм Алексия, человека Божия
Где бы ни появлялся Алексеевский монастырь, он сразу же возводил церковь имени своего небесного покровителя. Так было всегда, и так же повторилось при переезде в Красное Село. В 1853 году в центре выделенного земельного участка был возведен храм, автором которого стал известный архитектор М.Д. Быковский. Поставили и кирпичную ограду с башнями, сочетающуюся по стилю с главным храмом обители.
Прямоугольное здание церкви усложнено с восточной стороны полукруглыми апсидами и выдвинутым вперед на западной стороне ризалитом. Большой, богато украшенный купол посажен на мощный и высокий барабан, который декорирован полукруглыми арками с оконными проемами, дающими освещение молельного зала сверху.
Храм Всех Святых
Храм, который строился четыре года, был освящен впервые в 1891 году. А.А. Никифоров избрал для своего детища русско-византийский стиль, использовав в работе эскизы Д.Н. Чичагова. Автор создал красивое сооружение из красного кирпича, декорировав его вставками из контрастного, белого камня.
Ново-Алексеевский Ставропигиальный монастырь, названия зданий.
Однокупольная церковь усложнена по фасаду тремя апсидами, с четвертой стороны к ней примыкает стройная колокольня с 3 куполами, значительно превышающая ее по высоте. На переходе из храма в звонницу сооружены хоры.
Некогда в храме стоял уникальный, беломраморный иконостас. Настенная и потолочная роспись, а также мозаичные картины принадлежали мастерам Троице-Сергиевой лавры. Все это утрачено безвозвратно. Разрушена усыпальница, существовавшая прежде в цокольном этаже. Храм после реконструкции вновь был открыт для прихожан в 1991 году.
ИСТОРИЯ / Ново-Алексеевский монастырь в Красном селе XIX — нач. XX вв
После событий Смутного времени в Красном селе в 1625 году была возведена деревянная приходская церковь Воздвижения Животворящего Креста Господня с приделом Тихвинской Божией Матери.
В 1695 году пруд был расширен для устройства и проведения на нем празднеств в честь взятия Азова. Была организована пальба по воздвигнутым среди пруда трем городкам. Таким образом, Красный пруд стал одним из самых больших в Москве. Севернее него располагался Краснопрудный царский дворец. К западу, на месте современного Ярославского вокзала был Артеллерийский полевой двор, где размещались Оружейный завод, склад пушек и снарядов. За Красным селом по современной Русаковской улице располагался Фуражный, или Житный, двор, в котором хранились запасы казенного зерна.
С середины XVIII века село уже не было подмосковным, а стало окраиной Москвы, так как вошло в черту города.
В 1692 году деревянная приходская Крестовоздвиженская церковь была заменена на каменную. В 1812 году она была разграблена французами и только благодаря причетнику, который один из причта не бежал от опасности, сохранились святые иконы: Спасителя, Тихвинской Божией Матери и св. Николая Чудотворца. Тронутые его мольбами, грабители пощадили иконы.
К этой Крестовоздвиженской церкви и повелено было перевести Алексеевский монастырь. Улица, на которой она стояла, была продолжением главной Красносельской, но совершенно пустынна. За монастырем находился дом частного владельца с большим садом. Кое-где стояли домики под соломенной кровлей, около них покосья, ограждаемые от прохожих жердями. Влажная низменность к Красному пруду занималась огородами…
Именно сюда, со слезами и с тревогой за будущее обители и двинулись сестры Алексеевского монастыря крестным ходом хмурым дождливым днем 17 октября 1837 года. Митрополит Филарет встретил шествие. Было часов одиннадцать, когда началась литургия. Совершив ее, Владыка посетил игуменью в новых ее келиях. Окропил их и, пробыв минут двадцать, оставил нововоздвигнутую обитель.
Православный народ очень сочувственно отнесся к событию перенесения монастыря. Не только в первый, но и в последующие дни монастырь был полон посетителями. Соседние городские храмы оскудели богомольщиками, ибо окрестные жители, привлеченные новостью, полюбили монастырское богослужение. Православные из сел Алексеевского, Измайловского, Мытищ шли сюда помолиться.
Внутри ограды территория монастыря была четко спланирована: вокруг храма располагалось монастырское кладбище, его в каре обрамляли восемь 2-этажных прямоугольных в плане братских корпусов, каждому из которых соответствовали деревянные одноэтажные хозяйственные постройки. Несколько других одноэтажных деревянных жилых строений было разбросано по территории. Также в монастыре имелись погреба, конюшня, прачечная, три колодца. В северной части широкая полоса земли была занята лугом.
История[ | ]
Старый Алексеевский монастырь был основан в 1358 году святителем Алексием, митрополитом Киевским и всея Руси, на митрополичих землях на Остожье (ныне территория Московского Зачатьевского монастыря), первой игуменьей монастыря стала преподобная Иулиания. Это был первый женский монастырь в городе. В XVI веке монастырь был перенесен поближе к Кремлю на урочище Чертолье (ныне территория Xрама Христа Спасителя). Затем ему пришлось ещё раз переехать — в Красное Село; 17 октября 1837 года состоялась встреча в Красном Селе митрополитом Филаретом крестного хода с особо чтимыми иконами Алексеевского монастыря в связи с перемещением монастыря и строительством на его месте храма Христа Спасителя. Этот монастырь получил название Ново-Алексеевского. В 1842 году с разрешения святителя Филарета на территории монастыря было открыто кладбище.
В обители располагались разнообразные мастерские: золотошвейная, иконописная, руельная. Количество строений монастыря к началу XX века достигло 42 в том числе четыре храма: Крестовоздвиженский храм, Храм преподобного Алексия, Человека Божия с приделами в честь Грузинской иконы Божией Матери и преподобного Павла Латрийского, Храм Всех Святых с приделом Казанской иконы Божией Матери и больничный храм в честь Архистратига Михаила. Из них до настоящего времени сохранились только храмы в честь преподобного Алексия, человека Божия и Всех Святых.
В 1871 году при монастыре было открыто первое в России женское училище для выходцев из южнославянских стран — Сербии, Болгарии, Черногории. Спустя несколько лет в монастыре учредили училище-приют для девочек-сирот из бедных семей. В 1907 году в Ново-Алексеевской обители проживали 51 монахиня и 24 послушницы.
В 1926 году монастырь был уничтожен. На его месте пролегла автодорога. Крестовоздвиженская церковь была скрыта за строениями Института рыбного хозяйства. Больничный храм был разрушен. К концу 1930-х годов было окончательно ликвидировано кладбище. Последним священнослужителем монастыря был протоиерей Алексий Афонский.
В 1991 году при сохранившемся храме Всех святых был учреждён приход. В 2010 году при нём было создано сестричество во имя святого Алексия, человека Божия. В 2012 году оно было преобразовано в монашескую общину, которая к 2013 году насчитывала около 20 сестёр.
16 июля 2013 года решением Священного Синода Русской православной церкви монастырь был возрождён как Алексеевский ставропигиальный женский монастырь с храмом в честь Всех святых. Алексеевская церковь осталась приходской (не монастырской).
С 16 июля 2013 года монастырь имеет свой скит с храмом Тихона Задонского в парке Сокольники. Ранее этот храм имел статус приписного к Приходу храма Всех Святых, что в Красном Селе, а с 16 июля 2013 года получил статус приписного к Алексеевскому женскому ставропигиальному монастырю.