Храм христа спасителя: колосс на воробьевых горах

Задерем подол России-матушке!

После месяца ожесточенной борьбы поступило распоряжение взорвать храм. Работы команды взрывников во главе с инженером Шуваловым были назначены на субботу 5 декабря. Собравшаяся на своеобразную казнь храма толпа вздыхала, плакала, крестилась, проклинала супостатов и антихристов, причитала о конце света, предвестником которого станет разрушение Храмов Божьих.

Но после первого взрыва храм остался на месте, а из изумленной толпы послышались выкрики: «Оборонил Господь! Высится во славу Христа! Сотворил Господь чудо! Явил свою силу!». Как объяснили позднее – первый взрыв уничтожил лишь один пилон. Храм стоял на оставшихся трех. После второго, более мощного взрыва, храм опять выстоял – на двух противоположных пилонах. И только с третьей попытки огромный барабан купола накренился и рухнул внутрь.

Поговаривали, что третий взрыв рассерженный бессилием подчиненных самолично произвел Лазарь Казанович со словами «Задерем подол России-матушке!», но в действительности это был самый неопытный из команды рабочих Флегонт Морошкин, которому изначально было поручено всего лишь охранять вход в подрывной пункт. Опытный же подрывник Мотовилов после неудачных взрывов растерялся: то ли из-за полученного от начальства нагоняя, то ли из-за возникших сомнений в правильности собственных действий.

Новый проект и проклятье игуменьи

После смерти Александра I на трон вступил император Николай I, который прекратил строительство храма Христа Спасителя по проекту Витберга и повелел строить храм на новом месте, неподалеку от Кремля на берегу Москвы-реки. На этом месте располагались старинный Алексеевский женский монастырь и церковь Всех Святых. Их разобрали и перенесли в Красное село. По легенде во время переноса церкви игуменья монастыря прокляла это место и сказала, что ни один храм и ни одно другое строение на этом месте не простоит дольше 50 лет.

Торжественная закладка храма состоялась 180 лет назад, в сентябре 1839 года. Строительство шло на казенные деньги, поэтому император сам выбрал проект архитектора Константина Тона. Нынешний храм Христа Спасителя почти полностью повторяет храм, возведенный Тоном.

После революции в первые годы советской власти встал вопрос о сносе собора. Еще в 1922 году будущий лидер ленинградских коммунистов Сергей Киров предлагал возвести на его месте Дворец Советов. 5 декабря 1931 года храм Христа Спасителя взорвали. Таким образом, с момента освящения храм простоял 48 лет. Возможно, немалое значение в судьбе храма сыграло его богатейшее убранство, в котором использовали около 20 тонн золота хорошего качества.

Белая пыль

Чистовая разборка храма растянулась на полтора года. И главной причиной такой медлительности стала текучка. Большинство рабочих не задерживалось надолго у развалин святыни, предпочитая поскорее перевестись на другие стройки Москвы. Но и после окончания работ московский ветер еще долго носил по городу белесую пыль, которая лежала на тротуарах, крышах, клумбах, разъедала глаза, заставляла чихать и кашлять. В народе поговаривали, что белая пыль послана москвичам как наказание – если хоть одна пылинка попадет кому в глаз, тот либо с бельмом остаток жизни проведет, либо ослепнет. И это, считалось, меньшим из наказаний, которое уготовано уничтожителям храма – не только тем, кто взрывал и разбирал, но и тем, кто молчаливо наблюдал.

Проклятие игуменьи Клавдии

Храм был заложен в 1839 году при Александре Первом, но на его строительство ушло 44 года. Разместить храм решили на месте Алексеевской обители, а монахинь переселить в Красное село. Как пишет И. Любимов в книге «Малоизвестная Москва», после последнего богослужения настоятельница обители повелела приковать себя к многовековому дубу в попытке спасти монастырь от сноса. Когда ее расковали и повели к подводе, матушка прокляла место, выкрикнув, что ничего «здесь подолгу стоять не будет!».

Неслучайно каждый раз, когда на месте Алексеевской обители затевалось новое строительство, вспоминали пророчество игуменьи. Построенный и освещенный в 1883 году храм был снесен в 1931 году в рамках сталинской реконструкции Москвы. На его месте планировали построить грандиозный Дворец Советов, но удалось лишь залить фундамент. На этом фундаменте в 1960 построили общественный бассейн «Москва» — его снесли в 1994 году для восстановления храма. Не исключено, что одной из причин отказа инженеров-саперов взрывать храм в 1931 году стала память о пророчестве божьего человека – матушки Клавдии.

Блгв. вел. кн. Александра Невского

Обсуждение: 14 комментариев

  1. * * *: 05.12.2008 в 00:00

    Москва. 5 декабря. ИНТЕРФАКС — Отпевание скончавшегося патриарха Московского и всея Руси Алексия II скорее всего пройдет в храме Христа Спасителя в Москве, сообщили «Интерфаксу» источники в Русской православной церкви.

  2. р/Б Кирилл:

    05.12.2008 в 00:00

    Отошел на суд Божий досточтимый Брат главного равина России Берла Лазара. Большая потеря для брата.

  3. Геннадий :

    05.12.2008 в 00:00

    Везде, куда суются евреи, они пакостят. В результате православные получили не православный храм, а иудеоправославную синагогу. И удивляться этому не приходится, если вспомнить слова Алексия II, сказанные им при встрече с раввинами.

  4. сергей:

    06.12.2008 в 00:00

    Как бы не старалась нечесть истинную веру не убить.И воздаться им по делам …В любом случае добро победит зло ,которое они несут уже более 2000 лет

  5. Константин:

    07.12.2008 в 00:00

    А самое страшное, что Кирилл УЖЕ выбран «временно исполняющим обязанности», а мы с вами помним, что это означает…

  6. Serzh:

    18.04.2010 в 00:00

    Дествительно- просто совпадением это не назовешь, что это недоразумение, вряд ли — мое мнение сознательная линия. Получается не тому богу кланяемся…И вообще эти еврейские символы в Христьянском Храме это на мой взгля насмешка над всеми христианами! Этим как-бы сказано «Кто в доме хозяин» Делайте выводы Господа!

  7. Радомир:

    11.12.2010 в 00:00

    ВСЁ ОЧЕНЬ ПРОСТО. ИУДАИЗМ, ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ — ЭТО ТРИ РЕЛИГИИ ОДНОЙ КНИГИ — ТОРЫ. ХРИСТИАНЕ ЭТО ПОНЯЛИ И УХОДЯТ В ЯЗЫЧЕСТВО. МУСЛИ ЭТО СКОРО ПОЙМУТ.

  8. Виктор:

    05.12.2011 в 00:00

    Тогда взорвали, а нынче их последователи построили. Жиды творцы катаклизмов и им нужно, чтобы русские люди постоянно сходили с ума, вертели головами во все стороны и нихрена не понимали!

  9. Торопов Анатолий:

    05.12.2011 в 00:00

    После антисоветского переворота ЕБН и Медведопуты убрали из документооборота России показатель национальности. Таким образом, Медведевы, Чубайсы и пр.Абрамовичи отказались формально от своих родителей. Чисто жидовский жест.

  10. Роман:

    21.11.2012 в 00:00

    ПОЧЕМУ ОБОЛГАН ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ? Нормальный человек увидит, что храм Христа Спасителя оболган и очернен жидовской мафией, а Патриарх не видит, служащие в этом храме не видят, что жидовские звезды в храме сердца Святой матушке-Руси, лампа жидовской звездой, на полу жидовская звезда, на стекле тоже жидовские звезды! Русский народ посещая храм не видит, что творится в великом храме, эта черная гниль на Святой земле испоганила великий храм сердца, в котором проходят службы Патриарха, а ведь он не слепой, проводить службы с жидовскими звездами в таких храмах должны жиды, а не русское священство, а те более не Патриарх, да и Патриарх ли он после этого вообще!

  11. Владимир:

    06.04.2014 в 00:00

    На украденные евреями у Россиян деньги был построен новый Храм Христа Спасителя, щедро разукрашенный звёздами Давида. Это значит, что после очередного написания евреями истории государства российского лет так через 75 ,евреи напишут ….»Ещё за три тысячи лет до строительства московского кремля здесь была построена эта синагога»

  12. Николай :

    07.09.2015 в 00:00

    Взорвать нужно все церкви, слава большевикам!

  13. Иван:

    08.01.2016 в 00:00

    Вместо церквей нужно строить сады, школы, театры, здания для сбора кружков самодеятельности. А капиталистическая власть только одурманивает народ. Продолжайте верить в малоискусные картинки.(да, это я про иконы).

  14. Сергей Байкалов:

    05.07.2016 в 00:00

    с 1917 года в России — антирусская власть. Отсюда все беды.

«Был храм, потом хлам, теперь — срам»

Храм простоял примерно столько же, сколько ушло на его строительство — около полувека. А в 1931 году был взорван, поскольку на этом месте новые власти решили сооружать еще более грандиозный 415-метровый Дворец Советов. На его постройку были брошены (опять!) лучшие силы страны: работала отдельная архитектурная мастерская Дворца Советов, над разработкой новых образцов цемента и стали (они имели маркировку ДС-Дворец Советов) трудились целые научно-исследовательские институты. К 1939 году был готов гигантский котлован, началась закладка фундамента, но он так и остался огромной забетонированной ямой. Строительство было остановлено войной, потом все средства были брошены на восстановление народного хозяйства. А после смерти «вождя народов» в СССР приступили к борьбе с «архитектурными излишествами», и от помпезного проекта со стометровым Лениным на крыше вообще решили отказаться. Какое-то время котлован стоял залитым водой, потом, чтобы место не пропадало, его решили приспособить под общественный бассейн. Он открылся в 1960 году и получил весьма оригинальное название «Москва». «Был храм, потом хлам, теперь — срам», — шутили тогда московские острословы.

К7

Храм Христа Спасителя во время сноса, 5 декабря 1931 года

Фото: ТАСС

О восстановлении храма заговорили уже в последние дни существования «государства рабочих и крестьян». 5 декабря 1990 года (в годовщину взрыва собора) был установлен третий по счету закладной камень, а в 1994 году появился Фонд финансовой поддержки воссозданию храма, возглавляемый патриархом Алексием II и тогдашним мэром Москвы Лужковым. Федеральное правительство предоставило жертвующим на храм серьезные налоговые льготы, так что желающих поучаствовать в богоугодном деле оказалось предостаточно. Была поставлена задача закончить работы и освятить храм до окончания столетия.

Чертежи педантичного Тона сохранились, поэтому воссоздать формы и пропорции храма не представляло большого труда. Но из-за недостатка времени и средств убранство сознательно упростили. Кроме того, под собором решено было сделать множество вспомогательных помещений, которых в проекте Тона не было. Серьезные изменения первоначального замысла вызвали горячие споры, а руководивший работами архитектор Алексей Денисов даже публично вышел из проекта. Бразды правления были немедленно переданы президенту академии художеств Зурабу Церетели.

Новый храм сделан не из белого камня, как первоначальный, а из бетона. Белые мраморные медальоны и великолепные мраморные многофигурные горельефы на внешних стенах собора заменили бронзовыми, купола вместо сусального золота покрыли нитритом титана. Во внутренней облицовке вместо мрамора использовали искусственный камень. Росписи хоть и повторяли изначальные сюжеты, но качественно не могли сравниться с работами великих русских мастеров. Зато в огромном пространстве под храмом, которое осталось от фундамента дворца Советов и бассейна, появился подземный гараж на три сотни машин с автомойкой, зал церковных собраний, концертный и трапезный залы, конференц-холл и пресс-центр и даже своя химчистка. Заодно строители решили подстраховаться от заклятия игуменьи Клавдии и восстановили в подземном этаже приделы в память об утраченных церквях Алексеевского монастыря.

К8

Вид на строящийся храм Христа Спасителя, 1997 год

Фото: РИА Новости/Александр Поляков

Строители уложились в срок — 31 декабря 1999 года Алексий II совершил «малое освящение» храма, и в него пустили первых посетителей. Правда, работы продолжались еще полгода и торжественное великое освящение состоялось лишь в августе 2000-го. А уцелевшие подлинники мраморных горельефов и медальонов можно увидеть в Донском монастыре, где они хранятся уже много лет.

Грандиозный проект и пропажа бюджета

Был объявлен международный конкурс, в котором участвовали такие известные архитекторы, как Воронихин, Кваренги, Стасов. Но императору Александру I понравился проект никому неизвестного молодого художника шведского происхождения Карла Магнуса Витберга. Императора поразил масштаб и грандиозность замысла архитектора, который, к слову, был масоном высокого градуса. Это было проект огромного, втрое больше нынешнего, храма с пантеоном и колоннадой из 600 колонн. Собор должно было украшать трофейное оружие, захваченное в Отечественной войне.

Собор собирались строить на Воробьевых горах, где сейчас расположено главное здание МГУ. Это мог быть самый грандиозный храм в мире. Храмовый комплекс включал бы подземный храм для круглосуточных панихид по всем павшим за отечество. Над ним должен был возвышаться украшенный множеством статуй храм во имя Преображения Господня. Венчал бы сооружение круглый верхний храм во имя Воскресения Христова. Высота всего строения – 237 метров, диаметр главного купола – более 50 метров. Размах колоннад в проекте составлял более километра. По их сторонам предусматривалось строительство двух триумфальных колонн высотой в 106 метров, отлитых из пушек, захваченных у неприятеля.

Торжественная закладка состоялась 12 октября 1817 года. При огромном стечении народа – почти 400 тысяч человек – в приготовленный гранитный камень была положена доска с памятной надписью. Деньги на строительство собирали всем миром, из казны было выделено 16 млн рублей – гигантская по тем временам сумма. Однако стройка так и не была закончена. Говорили, что по причине оседания грунта…

Интересные факты о памятном храме

В этих стенах на постоянной основе проводятся тематические форумы, Архиерейские соборы, церковные службы и т.д.

Кроме того, храм Христа Спасителя – не просто памятник, который возвели в память о погибших в ходе военных действий в 1812-м году. Это сооружение, невольно оказавшееся в центре непредвиденных и в то же время наиболее значимых событий 20-го века, вошедших в историю Российской Федерации.

Согласно традициям, такого рода церкви сооружали в честь чего-то святого, в частности, того или иного церковного праздника. Но этот собор построили во имя самого Спасителя.

Автором проекта по возведению этого монументального храма был всемирно известный архитектор шведского происхождения – Александр Витберг. Его профессиональная задумка заключалась в создании невероятно масштабной и величественной конструкции. И при этом новоиспеченная святыня должна была прославиться куда больше, чем, уже возведенный необычайно востребованный в Риме храм – Собор Петра.

Изначально местоположением для заложения фундамента данного строения обозначили Воробьевы горы. Но как только начался строительный процесс, Витбергу были выдвинуты обвинения касательно завышенных расходов сметы. Вследствие этого внезапного обстоятельства архитектора сослали в Вятку.

Возведение церкви в этом месте было категорически запрещено соответствующей комиссией. По результатам проведенных исследований выяснилось, что на Воробьевых горах недостаточно прочная почва. В итоге, храм Христа Спасителя решили построить неподалеку от Кремля.

На момент начала возведения здания (1839-й год) действующим проектом руководил русский архитектор – Константин Тон. Официально достроенным собор был признан в 1881-м году. В период сталинского режима строение взорвали. Там, где ранее стоял храм, хотели спроектировать огромный, увенчанный архитектурной скульптурой Ленина, Дворец Советов.

Задумка казалась поистине грандиозной, но из-за военных действий ее не удалось воплотить в жизнь. А когда война закончилась, государство уже не сумело профинансировать создание постройки. Да и рассматривая политическую точку зрения, можно было с уверенностью констатировать, что былая идея более не является актуальной.

Повторное возведение величественного храма Христа Спасителя началось в новой России, в первой половине 90-х годов. Алексей Денисов – один из лучших реставраторов современности, проделал колоссальную работу по воссозданию первоначального оформления достопримечательности. Специалист взял за основу сохранившиеся чертежи, обмеры и рисунки. Но, вскоре, Денисова заменили Зурабом Церетели, поскольку мнение реставратора о том, каким должен быть внешний облик сооружения, существенно разнилось с тем, что запланировали органы власти.

Таким образом, оформление храма завершилось под тщательным руководством новоизбранного художника-живописца. Внешняя отделка стен была обрамлена бронзой. Хотя за всю историю церковной архитектуры времен правления Русской Империи не было ни единого случая, когда для наружной отделки помещения использовался металл.

Разумеется, священный монумент достроили. Помимо внешнего сходства, он не имел ничего общего с прежним старинным храмом. Но несмотря на результат последней реконструкции здания, по сей день в Россию приезжают туристы со всего мира, чтобы хоть раз запечатлеть себя на фоне легендарного храма Христа Спасителя.

«Был храм, хлам, а теперь – срам»

У большевиков не пропадало ничего, что нельзя было бы использовать в другом месте. Так, обломки некогда самого величественного храма России пустили на отделку строящегося метро.

На месте взорванного храма было решено воздвигнуть грандиознейшее здание Дворца Советов. Оно должно было показать всему миру торжество идеи коммунизма. Высота дворца по проекту составляла 400 метров, его должна была венчать стометровая статуя вождя мирового пролетариата Владимира Ленина. Предполагалось, что статуя Ленина будет в три раза выше и в два раза тяжелее нью-йоркской статуи Свободы. Одна ее голова по объему не уступала колонному залу Дома Союзов. Большой зал, расположенный в центре дворца, мог бы вместить на колокольню Ивана Великого или Исаакиевский собор. Строительство затянулось и к началу войны было приостановлено, а металл, приготовленный для строительства, пошел на противотанковые ежи.

Знаменитый кубинский революционер, ближайший соратник Фиделя Кастро Эрнесто Че Геварра во время визита в СССР в 1960 году стал одним из первых, кто оценил купание в бассейне «Москва». Огромная яма с торчавшими сваями – все что осталось от Дворца Советов – не красила облик столицы могучей державы. Идея сделать на месте фундамента дворца открытый плавательный бассейн принадлежала главному борцу с церковью Никите Хрущеву. С первых дней своего существования бассейн стал местом паломничества москвичей и гостей столицы. Но и в этом случае сбылось проклятие монахини, бассейн просуществовал всего лишь 30 лет.

«Сперва был храм, потом – хлам, а теперь – срам». Новая история Храма Христа Спасителя

Сегодня уже можно, несколько обернувшись назад, говорить об очередной духовной трагедии, связанной с народной святыней. «Мерзость запустения», «провокация», «разрушительная тактика обновленцев», «продажность» – такая реакция появляется у православных, когда они узнают, что происходит на территории храма Христа Спасителя сегодня. Современный храм Христа Спасителя оказался буквально пронизан подозрительной ветхозаветной символикой: многочисленные шестиугольные «звезды Давида» (в наше время – главный символ масонов-сатанистов) – на крестах куполов (!), внутри под ногами, в виде люстр; на стенах внутри храма непонятные надписи на иврите.

Далее: строение храма Христа Спасителя уходит на огромную глубину, где располагаются многочисленные залы, технические и служебные помещения, а также двухуровневая парковка, автомойка и даже станция метро. В 2009 году в стране открылся самый большой музейный салон Volkhonka Fine Art center антиквара площадью 2 тысячи квадратных метров – в подземной части храма Христа Спасителя. Там выставлены далеко не православные заграничные (в основном из Рима!) экспонаты: к примеру, картина «Клоунесса с мандолиной и пьеро-2» (венгерский художник R. Geiger XX в.) или парные скульптуры гипсовых женщин (XIX в., Франция) или кресла с рогами и копытами, – цены в галерее исчисляются миллионами.

В залах, находящихся в распоряжении салона, регулярно проводятся абсолютно светские мероприятия, сопровождающиеся алкоголем, танцами и прочими мерзкими развлечениями. Так 15 ноября 2011 года арт-центре Volkhonka Fine Art прошла светская вечеринка в честь президента компании Vertu, выпускающей дорогостоящие сотовые телефоны. Заграничные звезды, местные богачи и журналисты, приглашенные на «vip-вечеринку с морем алкоголя, танцами и светской тусовкой» не поверили своим глазам, когда пришли по объявленному адресу. Но совесть не помешала им отгулять-таки на территории православного храма. По некоторым непроверенным источникам, в храме над алтарем даже офисы есть.


Какова же позиция священства РПЦ относительно происходящих на территории храма Христа Спасителя безобразий? – естественно возникающий в такой ситуации вопрос. Комментарии к словам на эту тему ответственных духовных лиц, как говорится, излишни, – во всяком случае, это уже совершенно другая тема.

«Храм Христа Спасителя имеет большой комплекс помещений, там работают многие десятки людей, содержит его не церковь, а фонд, который должен зарабатывать довольно большие средства. И поэтому там устраиваются концерты, выставки, съезды врачей, собрания работников разных компаний.

Все это, естественно, делается на возмездной основе» (протоиерей Всеволод Чаплин, глава Cинодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества). «…это всего лишь муниципальное учреждение, и потому никакие конфессиональные ограничения по посещению храма на людей налагаться не могут» (протодьякон Андрей Кураев). «Естественно, люди приезжают на машинах, им нужно перекусить где-то, там работает столовая. И если человек хочет помыть машину или ему нужно припарковаться, то ему нужно давать такую возможность. Зал церковных соборов, иные помещения Храма Христа Спасителя эксплуатируются как любые здания, как любые другие залы, почти любыми организациями, (есть ограничения связанные с нравственностью и недопустимостью политической агитации), но нет ничего противоестественного в том, чтобы в этих залах устраивать светские мероприятия» (о. Всеволод). «Мы ничего не можем поделать с таким соседством, у нас же светское государство. Но они ведут себя тихо. Когда у нас идет служба, музыку не включают» (служитель ХХС). Правомочны ли отговорки священноначалия о том, что храм Христа Спасителя с прилегающими к нему территориями принадлежит государству, или находится в собственности бывшего бассейна, или иного «фонда», – не нам судить. Но то, что этот вопрос остается спорный не столько в формальном плане, сколько в степени духовной ответственности за творящееся там, – для православных очевидно.

Неподдающийся

Работы по разборке храма начались в августе 1931. Рабочие в спешке громили всё, что поддавалось: и внутри, и снаружи. Срывали обшивку с куполов, сбрасывали с высоты облицовку стен, выносили скульптуры. По воспоминаниям кинооператора В.Микоши, батальоны красноармейцев в буденовках усердно орудовали отбойными молотками, ломами и кувалдами. Но огромные плиты песчаника при строительстве заливали не цементным раствором, а расплавленным свинцом, потому кладка разрушению не поддавалась.

Отдельно повозиться пришлось с крестами. Свидетель происходящего и член нацкомитета по истории Академии наук А.Иванов рассказывал, как к кресту главного купола прикрепили трос, другой конец которого привязали к грузовику. Несмотря на то, что крест предварительно подпилили, машине на полном ходу не удавалось сорвать его с купола: грузовик разгонялся, что есть мочи натягивал трос, но всякий раз терпел неудачу. Двум грузовикам, скрепленным между собой, крест удалось погнуть. И лишь после того, как кузова до отказа нагрузили валявшимся рядом хламом и битыми камнями, крест сломался. Но не упал на землю, а застрял в купольной арматуре – после такого даже рьяные атеисты поверили в Высшие Силы.

Белая пыль

Чистовая разборка храма растянулась на полтора года. И главной причиной такой медлительности стала текучка. Большинство рабочих не задерживалось надолго у развалин святыни, предпочитая поскорее перевестись на другие стройки Москвы. Но и после окончания работ московский ветер еще долго носил по городу белесую пыль, которая лежала на тротуарах, крышах, клумбах, разъедала глаза, заставляла чихать и кашлять. В народе поговаривали, что белая пыль послана москвичам как наказание – если хоть одна пылинка попадет кому в глаз, тот либо с бельмом остаток жизни проведет, либо ослепнет. И это, считалось, меньшим из наказаний, которое уготовано уничтожителям храма – не только тем, кто взрывал и разбирал, но и тем, кто молчаливо наблюдал.

Неподдающийся

Работы по разборке храма начались в августе 1931. Рабочие в спешке громили всё, что поддавалось: и внутри, и снаружи. Срывали обшивку с куполов, сбрасывали с высоты облицовку стен, выносили скульптуры. По воспоминаниям кинооператора В.Микоши, батальоны красноармейцев в буденовках усердно орудовали отбойными молотками, ломами и кувалдами. Но огромные плиты песчаника при строительстве заливали не цементным раствором, а расплавленным свинцом, потому кладка разрушению не поддавалась.

Отдельно повозиться пришлось с крестами. Свидетель происходящего и член нацкомитета по истории Академии наук А.Иванов рассказывал, как к кресту главного купола прикрепили трос, другой конец которого привязали к грузовику. Несмотря на то, что крест предварительно подпилили, машине на полном ходу не удавалось сорвать его с купола: грузовик разгонялся, что есть мочи натягивал трос, но всякий раз терпел неудачу. Двум грузовикам, скрепленным между собой, крест удалось погнуть. И лишь после того, как кузова до отказа нагрузили валявшимся рядом хламом и битыми камнями, крест сломался. Но не упал на землю, а застрял в купольной арматуре – после такого даже рьяные атеисты поверили в Высшие Силы.

Постройка Храма Христа Спасителя по плану Тона

Константин Тон ни в каком конкурсе на лучший архитектурный проект храма участия не принимал. Главным архитектором его назначил сам Николай I. Храм решили построить на Чертолье (нынешняя улица Волхонка), и в 1837 году приступили к строительству. Правда, для этого снесли Алексеевский женский монастырь. На постройку Храма Христа Спасителя потратили почти 45 лет и более 15 миллионов рублей. Но эти затраты стоили того. Храм, законченный в 1883 году, вышел уникальным и удивительным.

Храм в 1902 году

Во внешнем виде храма Тон хотел соединить черты древнерусского зодчества и мотивы итальянского возрождения. Размеры первого Храма Христа Спасителя были невероятными. Высота его достигала почти 104 метра, а внутри могли поместиться около 7000 человек. При этом храм был отделан белым мрамором, который привезли к месту строительства по специально вырытому каналу между Волгой и Москвой-рекой. Над внутренней росписью собора работали известнейшие художники: Иван Крамской, Фёдор Бруни и Суриков.

Коридоры храма облицевали мраморными плитами, на которых были надписи о сражениях, отличившихся воинах и пострадавших в войне 1812 года. Пол главного зала собора украшала мозаика, а наружные стены — горельефы на историческую и религиозную тематики. Но при всей своей красоте главный храм России не нашёл отклика в душах многих людей. И если бы о критике узнал Тон — архитектор, построивший Храм Христа Спасителя, то он точно был бы очень огорчён таким отношением к своему главному детищу.

Внутренний вид храма в 1883 году

Так, Евгений Трубецкой писал, что Храм Спасителя — один из крупнейших памятников дорогостоящей бессмыслицы, что он выглядит как начищенный самовар, возле коего собирается патриархальная Москва. А художник Верещагин заметил, что Храм Христа Спасителя в Москве слишком уж похож на известный всем Тадж-Махал. Впрочем, никакая критика не помешала собору быть центром религиозной жизни столицы почти 50 лет. После революции власти приняли решение снести собор на Волхонке.

Проклятие игуменьи Клавдии

Храм был заложен в 1839 году при Александре Первом, но на его строительство ушло 44 года. Разместить храм решили на месте Алексеевской обители, а монахинь переселить в Красное село. Как пишет И. Любимов в книге «Малоизвестная Москва», после последнего богослужения настоятельница обители повелела приковать себя к многовековому дубу в попытке спасти монастырь от сноса. Когда ее расковали и повели к подводе, матушка прокляла место, выкрикнув, что ничего «здесь подолгу стоять не будет!».

Неслучайно каждый раз, когда на месте Алексеевской обители затевалось новое строительство, вспоминали пророчество игуменьи. Построенный и освещенный в 1883 году храм был снесен в 1931 году в рамках сталинской реконструкции Москвы. На его месте планировали построить грандиозный Дворец Советов, но удалось лишь залить фундамент. На этом фундаменте в 1960 построили общественный бассейн «Москва» — его снесли в 1994 году для восстановления храма. Не исключено, что одной из причин отказа инженеров-саперов взрывать храм в 1931 году стала память о пророчестве божьего человека – матушки Клавдии.

Дворец Советов — неосуществлённый грандиозный проект

После 1917 года в Храме Христа Спасителя проходили молебны, проводимые обновленцами. И это несмотря на рьяную борьбу с религией в СССР! Однако в 1931 главный кафедральный собор России решили снести. На его месте предполагалось построить Дворец Советов СССР. Некоторое время собор разбирали вручную, но такая работа была долгой и неэффективной. В итоге уничтожение Храма Христа Спасителя произошло посредством взрыва.

В начале декабря 1931 года под фундамент и в стены здания заложили несколько взрывных устройств. После первого взрыва Храм Христа Спасителя устоял, но после второго рухнул окончательно. На его месте теперь красовалась груда обломков, на расчистку которой ушло полтора года. Оставшуюся облицовку, снятую ещё до подрыва здания, использовали для отделки нескольких станций метро и здания Совета труда и обороны. В 1935 вместо храма вырыли огромный котлован. А спустя четыре года строители завершили укладку фундамента.

С началом Великой Отечественной строительство Дворца Советов в Москве приостановили, а железные конструкции использовали для изготовления заградительных сооружений. В конце концов партия отказалась от возведения монументального Дворца Советов. А в 1960 на месте бывшего Храма Христа Спасителя возвели бассейн «Москва».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector