Благовещенский собор московского кремля. история
Содержание:
- История Благовещенского собора Московского кремля
- Декор
- Основание Митрофанова монастыря
- Что такое кремль?
- Храм Благовещенья сквозь века
- Интерьер Благовещенского собора
- Судьба собора после революции
- Благовещенский Собор Московского Кремля, краткое описание
- Архитектура
- Росписи в Благовещенском соборе Московского Кремля
- Особенности архитектуры и внутреннего убранства Благовещенского собора
- Текущая деятельность
- Как добраться до Благовещенского собора в Москве
- Современная архитектура
- Иконы
- История Благовещенского храма со времен Ивана Грозного и до Наполеона
История Благовещенского собора Московского кремля
Уникальный облик Благовещенского храма на Соборной площади в Кремле складывался на протяжении нескольких веков. Благовещенский собор более 5 столетий слыл домовым храмом московских государей. Каждый новый российский правитель ставил перед собой задачу преобразить Благовещенский собор в связи с изменениями приоритетов двора и положением царствующего дома (от эпохи Дмитрия Донского до Ивана IV Грозного и эпохи империи XIX века). Одной стороной здание Благовещенского собора примыкало к великокняжескому дворцу, а с другой было связано с комплексом казенного двора правителей Москвы (позднее сооружением Казенной Палаты). Благовещенский собор имеет небольшие размеры, но роскошное убранство. Девятиглавый Благовещенский собор получил название Златоверхий. Реставрационные работы в Благовещенском соборе в Москве проводились в 1863-1867 годах (архитектор Ф.Ф. Рихтер), в 1947 году под руководством архитектора Л.А. Петрова, с 1980 по 1984 годы, с 2006 по 2010 годы. В конце мая 2011 года закончилась первая масштабная научная реставрация Благовещенского храма на Соборной площади Московского Кремля. Она длилась более 5 лет. Специалисты установили, как менялся облик храма с XV века: первые строители создали порталы, на которые наслаивалась более поздняя кладка. Фрагменты старинных фасадов, окладов икон можно увидеть на археологической выставке в подклете собора.
Благовещенский собор в Московском Кремле.
В XXI веке белоснежный живописный сверкающий золотом куполов девятиглавый Благовещенский собор замыкает юго-западный угол Соборной площади Московского Кремля. Благовещенский собор находится напротив Архангельского собора и примыкает к торцу Большого Кремлевского дворца. В настоящее время Благовещенский собор несет сакральную функцию. Один раз в год в Благовещенском соборе совершается патриаршее богослужение 7 апреля в день престольного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Со ступеней Благовещенского собора патриарх выпускает из клетки на волю белых голубей.
Соборная площадь в Московском Кремле.
Благовещенский собор имеет историческую, культурную, художественную ценность и входит в состав Музеев Московского Кремля. С дворцовой церкви Благовещения москвичи впервые стали узнавать время (1404 год). Отсюда началась история Кремлевских курантов, позже перенесенных на Спасскую башню кремля (1624 год). Архитектурное отличие Благовещенского собора – верхний пояс на барабанах куполов в виде «бегунков» под глубокими трехступенчатыми нишами.
Благовещенский собор – единственный православный храм Московского Кремля, вход в который устроен с востока (по канону нужно с запада). Он размещается в северо-восточном углу галереи-гульбища со сходом на Соборную площадь. Благовещенский собор в Кремле Москвы имеет 4 придела в память: собора Архангела Гавриила (северо-восточный придел), собора Пресвятой Богородицы (северо-западный), Входа Господня в Иерусалим (юго-западный), Александра Невского (юго-восточный). Они были возведены в XVI веке над углами галерей и представляют собой 4 небольшие одноглавые бесстолпные церквицы. Крыльцо Ивана Грозного (Грозненское крыльцо, 1572 год) находится на юго-восточном углу Благовещенского собора. После реставрации 2010 года можно увидеть элементы южной паперти XVI века.
Крыльцо Ивана Грозного в Благовещенском соборе Московского Кремля.
Декор
Исполнение канонических росписей и икон нельзя было доверить иноверцам. Зато оформление внутреннего убранства можно было поручить модным на то время итальянским мастерам. Резчики из Ломбардии и Тосканы украсили белокаменные порталы дельфинами, цветами, плодами и светильниками. Этот декор – типичный для искусства Высокого Ренессанса.
В начале шестнадцатого века порталы Благовещенского собора украсились двустворчатыми медными вратами. Их створки покрыты изображениями пророчиц Сибилл, мудрецов и пророков. Интересна сама техника исполнения. Это золотая наводка с использованием амальгамы.
Следует также упомянуть, что именно с дворцовой церкви Благовещения москвичи впервые стали узнавать время. Монах из Афон Лазарь Сербин установил массы с деревянной человеческой фигурой. Она и отбивала круглые сутки время ударом в колокол. Это было еще в четырнадцатом веке. А в 1624 году английский мастер Христофор Галовей установили главные куранты России на Спасской башне Кремля. Музей, который ныне действует в храме, хранит фрески Андрея Рублёва
Также следует обратить внимание на картину «О тебе радуется» шестнадцатого века
Основание Митрофанова монастыря
В 1832 году великий подвижник был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви. Вскоре решили основать при кафедральном соборе Благовещенский Митрофанов монастырь, в котором бы сохранялось место пребывания останков главы Воронежской епархии. У благого дела всегда найдется поддержка, и с приходом осени 1836 года открылись врата святой обители.
Новоиспеченный Митрофановский монастырь в архитектурном плане составил с Благовещенским собором единый ансамбль, весьма органичный. Каждый год в августе сюда съезжались многочисленные паломники — поклониться нетленным мощам святителя Митрофана.
Что такое кремль?
Прежде чем мы рассмотрим внешнее и внутреннее убранство Благовещенского собора, давайте уясним, что являет собой кремль? Это деталь градостроительства, свойственная так называемому германскому типу. Некогда древние славяне полностью ограждали свои поселения. И это называлось «городище», «кремль». В украинском языке, как более архаическом, сохранилось слово «відокремлювати». Оно означает «отделять», «ограждать».
Нормандские князья привнесли свой обычай в градостроительство древних русичей. Дом правителей стоял особняком от прочих жилищ и ограждался от «посада» стеной. Вот эта крепость в городе по-прежнему носила название кремля. Жители были вытеснены за ограду и селились без оборонных стен. По германскому праву, сеньор замка должен был предоставить укрытие своим вассалам в случае нападения врага. Но это не случай московских князей. Они расценивали свою крепость как частную резиденцию. И украшали ее соответствующим образом.
Так появились соборы Кремля. Благовещенский собор служил домовой церковью, а Архангельский – усыпальницей членов царской семьи. Обычные москвичи слушали богослужения в приходских храмах посадов. А вся роскошь внутреннего убранства кремлевских церквей доставалась лишь избранным, приближенным к трону.
Храм Благовещенья сквозь века
В начале XIV века на месте современного храма стояла деревянная церковь на каменном основании, построенная сыном Александра Невского – Андреем Александровичем. В 1397 году по велению великого князя Василия I, сына Дмитрия Донского, на ее месте построили деревянный Благовещенский собор.
История возникновения
В конце XV века великий князь Иван III, перестраивая храмы и стены Кремля, повелел возвести домашнюю церковь для православных служб в узком кругу близких царю людей. В реконструкции Кремля работали итальянские скульпторы, но построить домовую церковь по высшему повелению пригласили русских мастеров из города Пскова.
Перед зодчими поставили трудную задачу – гармонично вписать русский храм в скульптурные сооружения итальянских архитекторов. Так появился белокаменный храм, сохранившийся до наших дней. У восточной стороны храма для хранения государственной казны возвели двухэтажное хранилище – Казенный двор.
Собор – домовая церковь русских правителей
Собор являлся частью обширного дворцового хозяйства, и вход посторонним был закрыт. Здесь венчались высочайшие особы и крестили своих детей, в том числе наследников престола, праздновали именины цариц и царевен. Особые переходы соединяли Благовещенский собор с великокняжескими хоромами, так что они проходили из дворца в церковь, не выходя на улицу.
В торжественные дни отсюда начинались шествия на Соборную площадь, через крыльцо Благовещенского собора выносили царские регалии во время церемонии венчания на царство, здесь хранились ценности из царской сокровищницы. По ступеням крыльца Благовещенского собора через галерею следовали во дворец послы, прибывшие из христианских государств.
Вклад русских государей в развитие собора
Великий князь Василий III, сын и преемник Ивана III, повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. К работе привлекли лучших иконописцев: Андрея Рублева и Феофана Грека. В настенных росписях собора на паперти появились изображения языческих мудрецов, живших до рождения Христа: Аристотеля и Фукидида, Птоломея и Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения.
В 1547 году Благовещенский собор пострадал от пожара. Тогда по указу Ивана Грозного в 1654 году храм восстановили, расписали и украсили более пышно, чем при отце Ивана Грозного, Василии III.
Паперти украсили резные порталы из белого камня, выполненные итальянскими мастерами. Медные двери украсили золотом, к собору пристроили крыльцо, названное Грознинским. Украшенное резьбой крыльцо построено специально для Ивана Грозного.
После четвертого брака по православным канонам царь не имел права находиться в храме. С этого крыльца он слушал проповеди. Во время торжественных церемоний на Соборной площади из храма на крыльцо выходил царь со свитой.
Во времена Ивана Грозного на башенной стене чудесно явился образ иконы Благовещенья. Легенда гласит, что по приказу царя несправедливо обвинили воеводу. В ожидании смертного часа, потеряв надежду на спасение, узник беспрестанно молился.
Однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об освобождении. Не поверив сну, заключенный не стал просить о помиловании. Сновидение повторилось: Царица Небесная велела просить, обещая помощь.
Царю передали прошение обвиняемого. Взбешенный дерзостью осужденного, Иван Грозный повелел привести к нему пленника. Явившиеся за смертником стражники увидели на стороне башни, обращенной к царскому дворцу, явление иконы Благовещения. Потрясенный знамением, царь повелел немедленно освободить узника.
Интерьер Благовещенского собора
Каменные порталы храма обрамлены сдвоенными колоннами. В начале 16 века входы украшены резьбой итальянских умельцев, а в конце 19 века — росписями.
Внутренние стены собора покрыты фресками, которые приписывались кисти сыновей Дионисия и датировались 1508 годом. Но в начале 1980-х годов произведено полное раскрытие живописи, а после выдвинто предположение, что росписи были сделаны после крупного пожара 1547 года в Москве. Кроме библейских и праздничных сцен, что удивительно, фрески изображают языческих мудрецов, живших до Рождества Христова.
Кроме стен внимание привлекает необычный пол, сложенный из мелких кремниевых плиток с кусочками агата и яшмы. Существуют интересная легенда: плитки для пола по указанию Ивана Грозного привезли из Ростова Великого, а туда они попали из Византии
На самом деле покрытие пола было создано на сто лет позже — в середине 17 века, а не в середине 16.
Судьба собора после революции
Разрушения культовых строений Казанского Кремля и, в частности, кафедрального храма начались в Гражданскую войну, еще до полного установления в городе Советской власти. В сентябре 1918 года, захваченную белогвардейским Чешским корпусом, Казань осадили отряды Красной Армии. Обстрел Кремля велся из крупнокалиберных орудий со стороны Порохового завода. Благовещенскому храму досталось тогда по полной программе — прямыми попаданиями снарядов были уничтожили все соборные купола.
В советский период Благовещенский собор находился в плачевном состоянии
Так обезглавленный и расстрелянный собор встретил установившуюся вскоре советскую власть, которая в ближайшее же время закрыла все кремлевские церкви. Резиденция главы епархии Анатолия была переведена в Иоанно-Предтеченский монастырь. На храм Богородицкого монастыря были возложены обязанности кафедрального собора. Из святынь храма верующим отдали только раку с мощами Св.Гурия и некоторое количество икон. Значительное богатство Благовещенского собора, включая иконы, их оклады, вклады богатых горожан, серебряные и золотые произведения искусства, шитье золотом и прочее-прочее, было уничтожено или разграблено.
Пострадала и ценнейшая библиотека собора — чудом сохранившиеся книги находятся теперь в фонде библиотеки Университета. Среди уцелевших старопечатных книг есть очень ценный экземпляр Евангелие 1606 года, с расписными темперными миниатюрами. Эта замечательная книга была подарком собору от митрополита Казанского Ефрема, в 1613 году венчавшего на царствование первого Романова — Михаила Федоровича.
Евангелие 1606 года чудом уцелело во всех исторических катаклизмах
Все ценное, что чудом сохранилось, на основании январского постановления 1922 г. «О ликвидации церковного имущества» перешло на баланс Национального музея. Три сохранившиеся иконы стали достоянием Музея Изобразительных искусств. Вскоре соборного настоятеля Питирима сослали на Соловки. А в 1929 году катастрофическая нехватка материалов для строительства привела к решению городских властей разобрать все закрытые церкви. Такая же судьба ждала и бывший кафедральный храм. В 1932 разобрали высокое крыльцо храма и остатки ранее уничтоженной колокольни. Собор по чистой случайности остался невредимым. Без куполов, без крыльца и без колокольни стоял Благовещенский собор в административном центре Кремля почти полвека.
Здание храма без куполов даже не сразу можно разглядеть на фото 30-х годов
Вскоре здание собора занял Госархив, что в общем то и спасло храм от полного уничтожения. Помещения подвалов, являющиеся некрополем для священнослужителей на протяжении долгого времени, превратились в овощехранилище. Келья Св.Гурия сгодилась под сторожку. В таком плачевном состоянии дожил собор до середины 70-х годов, до начала реставрационно-восстановительных работ, которые вернули храму его внешний облик середины 19 века.
А в конце 90-х годов, Госархив переехал в другое помещение. Благовещенский храм был возвращен верующим и одновременно стал частью музейного комплекса «Казанский Кремль». Все эти новшества по пути возрождения храма позволили провести очередные качественные реставрационные работы по восстановлению иконостаса, стен и внутренних помещений.
Реставрация собора была проведена и снаружи и внутри
Новое освящение славного историко-архитектурного памятника и действующего храма состоялось 19 июля 2005. Сегодня при соборе находится Музей его истории, посещение которого платное. А работает он ежедневно с 8 утра до 19 часов вечера.
А вот на месте бывшей храмовой колокольни сегодня расположен сквер, где в 2003 году установлен Памятник «Зодчим Казанского Кремля», разработанный группой скульпторов Казани.
На месте бывшей Колокольни сегодня находится Памятник зодчим Кремля
В этих фигурах увековечены русские и татарские строители, рука об руку трудившиеся над созданием архитектурного кремлевского комплекса с середины 16 века.
Благовещенский Собор Московского Кремля, краткое описание
Данный храм древний. Он был возведен в 1290 году. По истории она была построена по указанию князя Андрея, сыном известного А. Невского. Кто именно построил собор к сожалению, не известно. В первоначальном виде она простояла не так долго. Со временем, как и многие постройки она требовала реставрации.
Этот период совпал вместе с тем временем, когда в храм была привезена икона «Спас в ризнице белой». Кстати также не сохранились данные об общем виде постройки и отделке ее внешних и внутренних стен. Известно только что строительные работы по возведению церкви из каменного материала началось в 14 веке. Вся последующая история и преобразование собора связанно с княжескими и царскими семьями, которые в свое время правили на территории современного государства.
Восстановления храма началось с 1481 года. Тогда князь пригласил итальянских мастеров для проведения работ по восстановлению. Но главным его условием было то, чтобы проводили работы по восстановлению не одной постройки, а всего комплекса в древнерусском стиле. Проект был разработан итальянским архитектором, но работы и контроль над строительством проводили русские архитекторы.
Известно также то, что фундаментом для реставрации служил пример старой постройки. Поэтому несмотря на то, что собор строили из более крепких материалов, а не из дерева он имел прежние формы. Спустя 10 лет от начала проведения реставрации, строительные работы были окончены. Его освящение проводил митрополит Геронтий. Храм имел три главы и квадратную форму. От главной части постройки расходились небольшие арки, а вокруг купольной части были крытые галереи. Некоторая система переходов связывала собор с жилыми зданиями Кремля.
Архитектура
Фотография Н.Найдёнова, 1882
Вид на соборы с реки, 2014
Современный облик храм приобрёл в 1560-е годы. Стены четырёх приделов, возведённых над углами галерей, разделены квадратными ширинками. Подклет собора является памятником архитектуры конца XIV века. Он выложен из больших белокаменных блоков с установленным в центре столпом, с востока к нему примыкает апсида.
Вход в храм украшают парадные белокаменные резные порталы, созданные в 1508 году Алевизом Новым одновременно с северной и западной галереями, как было установлено в ходе натурных исследований Олегом Ульяновым. Дверной проём северного и западного порталов обрамляют две пары отдельно стоящих колонн с коринфскими капителями и антаблементом. На дверях северного портала изображены сцены пророчеств о Христе и Богоматери, созданные в технике «огневого золочения» по меди. Южный вход выполнен в традициях раннемосковского зодчества: прямоугольные выступы и полуколонки чередуются с бусинами и сноповидными капителями. Филёнки заполнены композициями с изображениями ваз, светильников, растительных гирлянд.
Северную, южную, западную стены четверика и своды под хорами украшают сцены из «Апокалипсиса» (Откровение Иоанна Богослова). На арках северной и западной галерей находится композиция «Древо Иесеево», состоящая из более чем 200 фигур. Она начинается от входа образом царя Давида и кончается у западного портала собора изображением Богоматери с младенцем. На сводах и внешних стенах изображены античные философы, историки, поэты, среди которых Платон и Аристотель, Фукидид и Плутарх, Гомер и Вергилий. На столпах — великие князья Владимир Святославич, Владимир Мономах, Александр Невский, Иван Калита и Дмитрий Донской.
В южной галерее устроена постоянная выставка икон XIV—XVI веков и фрагментов интерьера времени Ивана Грозного. Одна из икон — Смоленская икона Божией Матери — по преданию, написана евангелистом Лукой. В помещении также установлена бронзовая посеребренная рака с мощами 50 святых, присланная в дар в XV столетии русским царями из Греции. В подклете собора демонстрируется более 1500 экспонатов XII—XVII веков: образцы ювелирного искусства, оружие, слитки, монеты.
- Иконостас
Иконостас собора является древнейшим в России . Его бронзовый чеканный остов был выполнен по рисунку Николая Султанова в конце XIX века. Иконостас состоит из пяти чинов: праотеческого, пророческого, праздничного, деисусного и местного. Иконы праздничного и деисусного, состоящего из девяти фигур в рост, относятся к концу XIV — началу XV века. Их авторами называют Андрея Рублёва и Феофана Грека. Самый древний образ — Всемилостивого Спаса — стоит первым справа от Царских врат, изготовленных в 1818 году. К XVI столетию относятся иконы в двух верхних ярусах и некоторые из местного ряда. В иконостасе находятся также тридцать таблеток. Одиннадцать из них представляют собой месячные минеи. Остальные олицетворяют праздники и избранных святых, почитаемых в XVIII веке: «Благовещение», «Поклонение волхвов», «Сретение Господне», «Крещение», «Преображение Господне» и другие.
Росписи в Благовещенском соборе Московского Кремля
История Благовещенского храма изобилует множеством интересных деталей, и одна из них связана с росписью. Расписать храм повелел князь Василий III. Кроме художественных работ по росписи, нужно было ещё создать дорогие оклады для икон — только из золота и серебра. Достоверно известно, что роспись храма была блестяще выполнена знаменитым иконописцем того времени Федором Едикеевым. А вот были ли перенесены старые иконы кисти Рублева в новый храм, или исполнены их точные копии — сказать наверняка сложно.
Вид на южный фасад собора
Но самое интересное в другом — на паперти Благовещенского собора настенная роспись включает изображения философов из древней Греции — хорошо всем известных Птолемея, Зенона, Аристотеля, Плутарха, Платона, Сократа и Фукидида. Философы-язычники изображены на стенах храма со свитками, в которых написаны изречения, максимально приближенные к христианским. По поводу этой росписи существует много версий. В одной считается, что данные изображения — своего рода новаторство Федора Едикеева, по другой — приверженность традициям греческих первоисточников: ведь не секрет, что первые русские митрополиты были греками по происхождению. А они свято чтили своих мудрецов, пусть даже и не христиан.
Особенности архитектуры и внутреннего убранства Благовещенского собора
Живописный собор давно признан выдающимся памятником отечественной архитектуры. Так как строили его псковские мастера, во внешнем облике собора традиции московской архитектуры тесно переплетены с опытом храмового зодчества древнего Пскова. Нарядное здание украшено типичными для псковского зодчества поясками «бегунок» и «поребрик» и имеет характерные полукруглые ниши. Московские традиции выдают выразительные кокошники и ярусы килевидных закомар.
Основной объём стоит на квадратном подклете, сложенном крупными блоками известняка, и окружён тремя каменными галереями. Пристроенные при Иоанне IV Грозном приделы удачно дополняют пирамидальное здание. Угловые церкви совсем небольшие и окружены стенами толщиной всего в один кирпич. Венчают собор девять аккуратных золочёных куполов. Они делают церковь похожей на знаменитый Покровский собор (Василия Блаженного) и подчёркивают державное положение московского правителя.
Очень красиво оформлено южное крыльцо собора. Раньше оно выводило в сад при княжеском дворце и по нему можно было пройти к Архангельскому собору. Сейчас крыльцо закрыто. До наших дней сохранились каменный портал и фрагмент фриза, вырезанные в середине XV в. Внутри храма находятся иконостасы, созданные в 1560-е годы. Кроме того, здесь можно увидеть много резных колон и кованые двери, за оформление названые «златыми вратами».
Одной из главных достопримечательностей Благовещенского собора в Московском Кремле считается цветной кремниевый пол с вкраплениями яшмы и агата. По легенде, камни для этого пола были доставлены в Москву из Византии. Совсем недавно реставраторы вскрыли в южной галерее керамический пол, выложенный во время правления Иоанна IV Грозного.
Необычайно красивы храмовые светильники. Некоторые их них были специально изготовлены для собора, а другие попали сюда в качестве даров. В наши дни перед иконостасом, расположенным возле центральной главы собора, висит крупное медное паникадило, рассчитанное на 24 свечи.
Иконостас
Ценители древнерусской живописи приходят в древний собор, чтобы полюбоваться на старинный иконостас и работы знаменитых изографов Феофана Грека и Андрея Рублёва. Главный иконостас имеет шесть рядов и состоит из почти ста икон, некоторые из которых очень древние — специалисты относят эти иконы к XIV-XV вв. и признают одним из главных памятников московской иконописной школы.
Настенные росписи
Очень интересно посмотреть на внутреннее оформление стен собора. Летописи рассказывают, что впервые Благовещенский собор был расписан в 1508 году мастерами под руководством изографа Феодосия — сына знаменитого иконописца Дионисия. Однако после пожара, случившегося в середине XVI века, настенные росписи пришлось делать заново.
В центральной части храма сохранились фрески, раскрывающие сюжеты Евангелия и росписи, рассказывающие об Апокалипсисе. В галереях помещены фрески по библейским тестам. Здесь же можно увидеть несколько изображений античных философов и портреты московских князей.
На центральной главе храма, по христианской традиции являющейся символом неба, помещено изображение Спасителя. Богатые росписи также сохранились над хорами и в скрытом за иконостасом алтаре.
Музейные экспозиции
Выставка в подклете собора посвящена истории заселения Боровицкого холма. Здесь можно увидеть уникальные клады, обнаруженные во время археологических раскопок, проведённых в Кремле в XIX и XX веках.
Наиболее ценным разделом экспозиции считают 250 предметов домонгольского искусства XII-XIII веков — ювелирные украшения из серебра и золота. В подклете храма хранятся воинские доспехи и оружие XII-XVI веков: белокаменные ядра, стремена, боевые топоры, шлемы, наконечники, копья, шпоры, меч XII века и кольчуги. Здесь также экспонируются слитки и монеты XI-XVII веков.
В южной галерее собора открыта выставка икон XVI-XVII веков, которые когда-то входили в убранство храма. А в шести витринах выставлены иконы, находившиеся прежде в приделах собора.
Как побывать в соборе
Старинный храм стоит на бровке возвышенного Боровицкого холма к северу от Тайницкой башни. Кремлёвская территория — режимный объект, попасть сюда можно по билетам, которые продаются в кассах Александровского сада. По единому билету можно осмотреть не только Благовещенский собор, но и другие соборы древней площади, побывать в красивом храме Ризоположения и увидеть экспозиции, выставленные внутри Патриарших палат.
Текущая деятельность
В соборе служит 7 священников и 4 диакона. При храме работает воскресная школа. Здесь дети учатся не только основам православия, но и осваивают нотную грамоту. Учебный год начинается 10 сентября, а завершается 27 мая, что ознаменовывается особыми молебнами.
Кроме освоения ряда дисциплин, включая церковнославянский язык или историю церкви, дети принимают участие в храмовых службах и приходской жизни. Также проводятся беседы с родителями учеников о правильном воспитании и устройстве семьи. Родители могут получить консультацию священника об особенностях воспитания ребенка в православии.
Как добраться до Благовещенского собора в Москве
Благовещенский собор расположен в самом центре Москвы, на территории Кремля, поэтому добраться до него не составит труда. Сделать это можно разными способами.
Наиболее удобный и быстрый способ перемещения по Москве — метро. Ближе всего расположена станция «Александровский сад» (4 линия, голубая). Также рядом находятся станции «Библиотека им. Ленина» (1 линия, красная), «Боровицкая» (9 линия, серая), «Арбатская» (3 линия, синяя). От них до Александровского сада (кассы) — около 4–5 минут пешком.
Схема московского метрополитена
Добраться до Благовещенского собора поможет и наземный транспорт. Например, автобусы № 144, Н2, Н11, м1, м2, м3, м6, м27. Они курсируют по разным районам Москвы и останавливаются рядом с входом в Александровский сад и Кремль. Остановка их называется «Метро «Библиотека им. В. И. Ленина». От нее до цели — около 5 минут пешком.
График движения и маршруты автобусов Москвы
Доехать до Благовещенского собора можно и на автомобиле, либо воспользовавшись мобильными приложениями такси: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim и другими.
Благовещенский собор в Кремле — Панорама Google Maps:
Видео-обзор Московского Благовещенского собора (с 1:03 минуты):
Современная архитектура
Благовещенский собор строился на протяжении нескольких веков. Он фактически состоит из нескольких построек разного времени, которые достаточно гармонично сочетаются и образуют знакомый современному человеку по облику храм. В XVI веке к собору пристраиваются четыре придела, каждый из которых венчается головой, при этом три главы из девяти являются декоративными. Внутреннее пространство отличается небольшим размером, т. к. собор предназначался только для великокняжеской (царской) семьи. Архитектурный стиль постройки можно охарактеризовать как древнерусский, с византийскими традициями. Купольная конструкция за счет освещения создает эффект вертикального движения, в манере убранства прослеживается псковская архитектурная школа (квадратные столпы, подпруженные арки). Московские мастера внесли в облик собора узорчатые пояса стен и форму порталов. Благовещенский собор неповторим по своей архитектуре и истории строительства.
Иконы
Высокий иконостас состоит из шести рядов и насчитывает около ста выдающихся икон в основном XIV-XVII веков. Нижний ряд, по традиции называется местным, он единственный, который заходит на соседние, северную и южную, стены собора. Над ним — пядничный. Третий — деисусный. Четвертый — праздничный. Над ним — пророческий. Самый верхний, шестой ряд — праотеческий. Иконы деисусного и праздничного рядов считаются древнейшими из сохранившихся.
В Благовещенском соборе находился список иконы Донской Божией Матери, которой по преданию Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Перед иконой в 1552 году истово молился Иван Васильевич Грозный, который задумал поход на Казань. С 1930 икона, написанная предположительно Феофаном Греком, хранится в Третьяковской галерее.
История Благовещенского храма со времен Ивана Грозного и до Наполеона
В 1547 году в Москве случилось частое явление того времени — сильный пожар. Так как храм был из камня, огонь его уничтожил не полностью , но ущерб все же был нанесен. Иван Грозный пригласил мастеров, которые практически полностью обновили роспись храма, сильно пострадавшую от огня. Также Иваном Грозным была построена крытая галерея с левой стороны храма, и установлен образ Благовещения, перевезенный из Юрьева монастыря в Новгороде. Предание говорит о том, что стоя на крыльце Благовещенского собора, Иван Грозный увидел комету необычной формы — в виде креста. Сказав о том, что это знамение его смерти, буквально через несколько дней царя не стало.
Сын Ивана Грозного, царь Федор Иоаннович, попал под впечатление от пылающих на солнечном свете куполов собора настолько, что приказал отлить для него крест из чистого золота.
Купола собора
Этот крест очень долго и безуспешно искал Наполеон, когда Россия содрогнулась от вторжения полчищ солдат его армии. И судьба словно насмехнулась над ним — он перепутал крест на колокольне Ивана Великого, всего лишь позолоченный, с золотым крестом с купола Благовещенского Собора!