Архангельский собор московского кремля

Стеновая роспись

Ещё при Иване Васильевиче в XVI веке храм расписали фресками. Сейчас их уцелевшая часть картинок находится в восточной части храма, у алтаря. Особую ценность представляет стенопись. Храмовую роспись выполнили художники кремлёвской Оружейной палаты в XVII веке. Главный смысл этой живописи — общность церкви и страны. По аналогии с другими храмами роспись здесь находится на стенах ярусами, а также внутри купола и в апсиде. Так, стенопись с западной стороны и на сводах храма посвящена основам христианского православного учения.

Западная и южная стена покрыты изображениями, которые кратко рассказывают о деяниях Архистратига Михаила, святого защитника храма. Интересная особенность стенописи — на столпах, в нижней части стен изображены великие русские князья. В храме можно увидеть портреты более шестидесяти правителей России. Они изображены в полный рост, повёрнутыми к алтарю. Рядом с ними представлены их святые покровители. Образы князей отображают то, к чему они стремились всю свою жизнь — объединение русских земель вокруг Москвы.

Восстановительные и реставрационные работы, проводившиеся в XIX веке

За последние два столетия Архангельский собор неоднократно ремонтировался и подлежал реставрации. Обычно это происходило из-за его естественного износа, являющегося неизбежным следствием прошедших веков, но порой причиной становились и чрезвычайные обстоятельства. Так, в 1812 году захватившие Москву французы устроили в алтаре собора военную кухню. От дыма костров и пара, поднимавшегося из котлов, серьезно пострадал иконостас и часть росписи стен. После изгнания этих европейских варваров пришлось проводить масштабные восстановительные работы. Тогда же была заменена часть колонн, входивших в убранство нижнего яруса, и восстановлена уникальная резьба иконостаса.

Ангельские чины

Чины ангельские бывают трех иерархий. Высшая — это Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (в переводе «Пламенеющие, Огненные»). Средняя — Господства, Силы и Власти. Низшую — Начала, Архангелы и ангелы.

Все чины небесных сил называют ангелами. Ангел значит «вестник». Это отражает их предназначение — доносить до людей Божию волю, быть защитниками и учителями людей. Архангел Михаил стоит над всеми девятью чинами и поэтому называется архистратигом.

Мы знаем также имена других архангелов: Гавриил («сила Божия»), Рафаил («врачевание Божие»), Уриил («свет Божий»), Селафиил («молитвенник Божий»), Иегудиил («славящий Бога»), Варахиил («благословение Божие»), Иеремиил («возвышение к Богу»).

Великокняжеский некрополь

Через семь лет после основания Архангельского храма Иван Калита скончался, его похоронили под сводами храма.

Позже там стали хоронить и всех его потомков по мужской линии. В результате в Архангельской церкви, а позже и в новом соборе сформировался уникальный некрополь. Там похоронены все российские князья и цари от Ивана Калиты до царя Ивана V. Последним был похоронен император Пётр II, внук Петра Великого. Всего 46 представителей верховной власти России.

Архангельский собор — это всё-таки не мир мертвых, это прежде всего собор, куда человек приходит со своими отчаяниями, своими просьбами, своими молитвами. И конечно, поскольку собор является местом захоронения русских царей и русских великих князей, то прежде всего это поклонение предкам. И отношение к Архангельскому собору было очень высоким и очень почитали это место. Об этом говорит то, что рядом с Архангельским собором нельзя было находиться всадникам. Они должны были спешиться и дальше уже по соборной площади идти пешком.

Возникновение в Архангельском соборе исключительно мужской княжеской усыпальницы изменило древнюю русскую традицию. Прежде князей на Руси хоронили в семейных некрополях вместе с жёнами и детьми. Однако время шло, Москва стала претендовать на исключительное место среди остальных княжеств. Каждое новое захоронение в Архангельском соборе должно было подчеркивать преемственность и непрерывность власти. Со временем Архангельский собор должен был стать символом незыблемости династии Калитичей и прочности власти Москвы.

Пролог

28 мая 1591 года при загадочных обстоятельствах погиб сын Ивана Грозного, царевич Дмитрий. Была ли его смерть случайной или же это было политическое убийство — не ясно до сих пор. Несомненно одно: после смерти его старшего брата, царя Фёдора Иоанновича, царская династия прекратила свое существование. Не осталось ни одного законного наследника престола. На короткое время воцарилась избранная на Земском соборе династия Годуновых, однако вскоре страна погрузилась в хаос. Началась смута, Россия оказалась перед сложнейшим выбором за всю свою историю. От того, кто будет править страной, зависело не только будущее, но и настоящее России как единого и неделимого государства.

Несколько десятилетий страну терзали войны и голод, не было единения среди людей. Одни подбивали народ на бунт, другие не желали признавать власть избранных боярами царей, третьи верили, что царевич Дмитрий чудесным образом спасся и вскоре воцарится на российском престоле. Народ молил бога о законном царе, видя в этом спасение России.

В мае 1606 года в Москве зазвонили колокола. По столице шёл крестный ход. В Москву из Углича везли мощи святого царевича Дмитрия. Задолго до этого ходили слухи, что у гроба царевича, погибшего 15 лет назад в Угличе, сами собой возгорались свечи и исцелялись люди. Царь Василий Шуйский послал с проверкой в Углич бояр и высших церковных иерархов. Теперь святой царевич с почётом возвращался в Москву.

Царевич Дмитрий был самым младшим представителям царской династии. В 1591 году ему было всего 8 лет. Он родился от седьмого брака Ивана Грозного с Марией Нагой. В мае 1584 года уже после кончины Ивана Грозного, царь Димитрий вместе с матерью Марией Нагой, со своими родственниками, под охраной четырёх приказов стрельцов, прибыл в Углич. Считать, что он был отправлен сюда в ссылку — это не совсем правильно. Но если даже это была ссылка, то почетная ссылка, потому что всегда Углич передавался младшим сыновьям великого князя. А спустя семь лет произошло то, что произошло…

Многие историки считают, что царевич Дмитрий не был убит, его мученическая смерть — трагическая случайность. После смерти Бориса Годунова в Москве появился Лжедмитрий I, и народ предпочёл признать в нём законного наследника. Через год веры самозванцу не осталось, его свергли, а царём был избран Василий Иванович Шуйский. И первым делом новый царь посылает в Углич к гробу Дмитрия светскую и церковную знать. Первая задача Шуйского была в том, чтобы закрыть любую дорогу для новых самозванцев.

Посланники Шуйского вскрыли гробницу царевича и обнаружили, что мощи царственного младенца целы и не порушены. Мать царевича, в то время инокиня Марфа, под присягой признала, что в гробу действительно лежит её сын. Все чудеса исцеления, прежде случавшиеся у гроба, были подробно записаны, а свидетели опрошены. Малолетний невинно убиенный царевич был назван святым. По указу царя гробницу Дмитрия должны были перевезти в Москву. Делали это торжественно. Трижды по пути крестный ход останавливался, чтобы народ российский мог поклониться новому святому.

Первая остановка была сделана в Угличе. Позже на этом месте поставили церковь «Дмитрия на поле». Вторая остановка — в Троице-Сергиевой Лавре. Третья остановка была в Москве на Лобном месте перед Кремлём. Здесь гроб стоял несколько дней и за эти дни святой Димитрий углицкий по преданиям не раз явил миру чудо, исцеляя больных.

Василий Шуйский понимал, что Россия в смятении, что власть не прочна. Только что свергнут один Лжедмитрий и уже появились слухи о втором. Хотя род Шуйских происходил от одного корня с Иваном Грозным и избрание Василия Ивановича на трон произошло абсолютно законно, московская чернь всегда была готова поверить в ожившего прямого потомка царя Ивана Грозного.


Василий Шуйский

Но самое важное деяние царя Василия Шуйского было еще впереди. Царевич Дмитрий был похоронен в своем уделе, в Угличе, тогда как всех его царственных сродников уже триста лет погребали в родовой усыпальнице в Архангельском соборе в Москве и задачей нового царя было вернуть святого младенца в княжеский некрополь

И вот весной 1606 года мощи святого царевича были внесены в Архангельский собор Кремля. У людей появилась надежда, что беды отступят и Россия вновь обретет спокойствие.

[List of illustrations]

  1. Interior of the Archangel Michael Cathedral in the Moscow Kremlin
  2. Prince Basil III
  3. Prince Georgi Vsevolodovich
  4. Prince Alexander Nevsky
  5. Prince Yaroslav Vsevolodovich. Face
  6. Prince Daniil Alexandrovich. Face
  7. SS Sabbas and Simeon, Serbian Thaumaturgi. Detail
  8. Prince Mikhail Yurievich
  9. Prince Yuri Daniilovich
  10. Prince Konstantin Vsevolodovich
  11. Prince Demetrius. Face
  12. Prince Demetrius
  13. Prince Vsevolod of Pskov
  14. Prince Boris
  15. Princess Olga
  16. Prince Vladimir Svyatoslavich
  17. St George
  18. St Theodore Stratilates
  19. St Theodore
  20. St Nicetas the Warrior
  21. Princes Ivan Vladimirovich and Afanassi Vladimirovich
  22. Prince Vladimir Andreevich the Brave. Face
  23. Prince Pyotr Dmitrievich. Face
  24. Princes Basil the Squint-Eyed, George of Zvenigorod, Demetrius the Red, and Andrei Dmitrievich
  25. Prince Georgi Vassilievich
  26. Prince Georgi Vassilievich. Face
  27. Princes Ivan Dmitrievich, Andrei Ivanovich Staritsky, and Georgi Ivanovich
  28. Prince Andrei Bogoliubsky

On cover: Prince Vladimir Andreevich the Brave

Усыпальница царей

По своей сути храм – это царская усыпальница. Обычай погребать в храмах пришел из Византии. Считалось, что некоторые важные особы «после смерти не умирали». Так возникла традиция – для представителей одного правящего рода возводятся усыпальницы, поэтому в соборе св. Архистратига Михаила покоятся останки династий Рюриковичей и Романовых. Здесь покоятся Иван Калита, Дмитрий Донской. У южной стены находятся гробницы великих московских князей, в западной части – останки удельных князей, в северной части можно осмотреть погребения князей, которые попали под царскую опалу.

Гробница Ивана IY Грозного расположена на алтаре, в отдельной усыпальнице

Привлекает внимание рака, в которой находится тело младшего сына Ивана IY – царевича Дмитрия. Расположена она в центральном нефе

Как известно по истории, царевича убили в Угличе, хотя об этом до сих пор спорят историки. Члены династия Романовых, в том числе Михаил и Алексей, покоятся в центре собора. Последним из рода Романовых был погребен внук Петра Великого, Петр II, это произошло в 1730 году.

В настоящее время существует 44 надгробия, относящиеся к 30 годам XYII столетия. Они сделаны из кирпича и облицованы белыми плитами, на которых можно прочитать имена и даты жизни усопших. В первой четверти двадцатого столетия надгробья закрыли латунными покрывалами.

Настоятели собора

  • Иоанн (упом. в 1439),
  • Иоанн (упом. в 1454-1463),
  • Михаил (упом. в 1507),
  • Иуда (упом. в 1518-1519),
  • Симеон (упом. в 1542-1550),
  • Тимофей Яковлев (упом. в 1551),
  • Евстафий (упом. в 1564-1565),
  • Григорий Иванов (упом. в 1569-1570),
  • Иоанн (казнен по приказу Иоанна IV 27 нояб. 1575),
  • Василий (упом. в 1584-1585), Григорий (упом. в 1593),
  • Димитрий (упом. в 1599-1608),
  • Иоанн (упом. в 1613-1630),
  • Григорий (упом. в 1634-1643),
  • Никифор Матвеев (упом. 1645 — ок. 1657),
  • Кодрат (упом. в 1658-1672),
  • Феодор (упом. в 1675-1691),
  • Петр Васильев, духовник Петра I (упом. в 1696-1703),
  • Иаков Михайлов (назначен в 1723, упом. до 1734),
  • Иоанн Семенов (ок. 1738 — 1741) ,
  • Василий Иванов, бывш. духовник императрицы Анны Иоанновны (назначен в 1741, упом. до 1745)
  • Иоанн Комаровский (упом. в 1749 — 1771),
  • Петр Алексеев (1771-1801),
  • Димитрий Лавровский (1801-1811),
  • Алексий Шумилин (1811-1813),
  • Иаков Никольский (1813-1816),
  • Герасим Попов (1816-1818),
  • Иоанн Русинов (1818),
  • Василий Кутневич (1818-1833),
  • Арсений Тяжёлов (1833-1855),
  • Петр Покровский (1855-1871),
  • Михаил Богословский (1871-1880),
  • Александр Невский (1888-1892),
  • Валентин Амфитеатров (1892-1901),
  • Павел Извеков (1905-1909),
  • Димитрий Лавров (1910-1914),
  • Николай Извеков (1915-1918)

Нашествие французов. Потеря и возвращение мощей

Но в 1812 году при вторжении французов мощи Дмитрия таинственным образом исчезли и Москва вновь погрузилась в отчаяние. Город был захвачен, пылали пожарища, в Архангельском соборе была организована солдатская кухня, всюду было разлито вино. После ухода французов винный запах стоял в соборе еще около года. Из иконостаса были выломаны иконы, они служили французским солдатам каменными кроватями. Мы очень часто говорим: «Москва — сердце России». И забываем о том, что эти слова принадлежат врагу. Это ведь Наполеон сказал, что если я захвачу Петербург — я поражу Россию в голову, если я захвачу Москву — поражу в самое сердце.

Соборы Кремля пережили всё то, что довелось пережить русскому народу: и позор захвата, и ужас разграбления. Всё, что представляло ценность, было украдено. Французы увезли и серебряную раку царевича Дмитрия, где же мощи святого не знал никто. В те военные годы на мощи царевича покушались не раз. Их пытались выкрасть старообрядцы, и в один из дней мощи пропали. Только после того, как французы покинули Москву, один из священников Кремлёвского Вознесенского монастыря признался, что это он спрятал мощи, спасая их от похитителей. К всеобщей радости мощи царевича Дмитрия были возвращены в Архангельский собор.

И когда в 1813 году Москва восстанавливалась, то первое что сделали — мощи царевича Димитрия обнесли вокруг Кремля, в соборе провели торжественное богослужение и у людей вновь зародилась надежда, что Россия смеет обрести мир и спокойствие.

Усыпальница собора

В соборе-усыпальнице стоят 46 княжеских гробниц московских князей и царей, начиная с Ивана Калиты и кончая Иваном Алексеевичем, братом Петра I. Исключение составляют св. благоверный князь Даниил Александрович, погребенный в Даниловом монастыре, и князь Юрий Данилович, брат Калиты, похороненный в Успенском соборе, а также Борис Годунов. Его останки были выброшены отсюда в 1606 году Дмитрием Самозванцем и отвезены в Троице-Сергиеву лавру. Здесь же находится могила М. В. Скопина-Шуйского. Так же в Архангельском соборе похоронен император Петр II, умерший в 1730 году в Москве от оспы. Здесь же были упокоены мощи св. мчч. князей Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Федора, погибших в Орде в 1246 году.

Кроме того, в соборе находятся гробницы многих удельных князей из Московского княжеского дома — Юрия Звенигородского, Василия Косого, Юрия Дмитровского, Василия Ярославича Боровского, Андрея Углицкого, а также героя Куликовской битвы Владимира Храброго, князя Серпуховского.

До Петра I существовал обычай класть на гробницы князей и царей челобитные, которые были адресованы непосредственно царю.

В 1636-1637 гг. все древние надгробия были заменены новыми, выложенными из кирпича, с резными белокаменными стенками. В 1903 г. надгробия были покрыты бронзовыми футлярами.

Над погребением св. царевича Димитрия, останки которого были перенесены в собор в 1606 г. Василием Шуйским, высится белокаменная сень, украшенная резьбой (установлена в 1638 г.; литая бронзовая решетка XVII в.). На серебряной раке надгробия — чеканное изображение царевича.

Стоимость билетов

  • пенсионерам и студентам — 250 рублей
  • бесплатно — детям до 16 лет
  • остальные граждане приобретают билет по 500 рублей

Чтобы не возникло неприятных недоразумений, надо знать правила поведения на территории Кремля:

  1. Фотографировать можно на территории комплекса, снимать не разрешается в музеях и соборах
  2. Нельзя посещать территорию в нетрезвом состоянии, в неподобающе одежде, проносить легковоспламеняющиеся вещества, оружие, все это можно сдать на хранение
  3. Нельзя принимать пищу, выпивать
  4. Не рекомендуется петь, расклеивать листовки, играть на музыкальных инструментах

От туристов не требуется многого — надо просто проявить уважение к знаковому для россиянина месту и не совершать недостойные поступки.

Хоть раз в жизни, если появилась такая возможность, надо посетить Московский Кремль, и одно из самых красивых зданий и интереснейших музеев — музей собора святого Архистратига Михаила. Собранные там уникальные фрески, иконы и усыпальницы не оставят никого равнодушным, впечатления останутся на долгое время.

История Архангельского собора

На месте Архангельского собора еще в 1247–1248 годах во времена Михаила Ярославича, брата святого князя Александра Невского, была построена деревянная церковь во имя Архангела Михаила. При Иване Калите в 1333 году был сооружен новый белокаменный храм. По одной из версий его построили в знак благодарности за избавление Руси от голода из-за неурожая ржи в то лето. По другой версии — в память избавления Руси от чумы. Храм имел высоту 20 метров и был самым большим в Кремле. Иван Калита стал первым, кто был погребен под сводами строящегося храма. С тех пор храм стал усыпальницей великих князей Москвы и их ближайших родственников — удельных князей.

В сентябре 1933 года храм был освящён. К началу 16 века церковь обветшала. Тогда под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового в 1505–1508 гг. на месте старого храма строится новый. Для поминовения князей и царей здесь были служители, совершающие панихиды. Здание несколько раз реставрировалось. В 18 веке работы проводились дважды, поскольку храм находился в аварийном состоянии. В 1772 году по проекту Баженова для укрепления здания была сооружена Южная пристройка. Как и другие храмы, после Отечественной войны 1812 года здание пришлось восстанавливать. Оклады и украшения с икон были украдены французскими солдатами. Иконы первых двух ярусов иконостаса использовались как скамейки и кровати. После войны убранство храма и иконостас были обновлены. Изготовлены резные царские врата. С 1955 года в здании храма работает музей. В начале 1980-х годов завершилась очередная реставрация храма. Были отремонтированы каменные надгробия и иконостас, внешнее и внутреннее убранство. В начале 19 века после сноса церкви Рождества Иоанна Предтечи к северной стороне храма был перенесен придел святого мученика Уара.

Усыпальница Архангельского собора

Как и любой древний некрополь, усыпальница в Архангельском соборе хранит немало тайн. Погребения в храме делали ещё тогда, когда он был деревянным. Но кого именно хоронили в первой церкви, неизвестно. Сегодня в соборе насчитывается 56 погребений.

Первым в каменном соборе похоронили его основателя — князя Московского Иоанна Калиту. В 1505 году, когда старый собор разобрали, старые склепы вынесли и поместили в храм Иоанна Лествичника. Саркофаги вернули обратно только осенью 1507 года, и с этого времени все погребения в соборе стали делать по строгим правилам.

Вдоль южных стен расположена царская усыпальница — надгробья, под которыми лежат великие князья и цари. У алтаря покоятся Василий II Тёмный, его сын — Иоанн III и внук — Василий III. Здесь же находятся погребения Иоанна IV Грозного, умершего в 1581 году царевича Иоанна Иоанновича, царя Фёдора Иоанновича, князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и место, на котором первоначально захоронили Бориса Годунова. Рядом стоит серебряная рака младшего сына Иоанна IV Грозного — царевича Дмитрия, погибшего в детском возрасте в Угличе.

С западной стороны собора можно увидеть захоронения близких родственников московских правителей — удельных князей. Усыпальница выполняла роль места, где «примирялись» враждующие кланы, поэтому вдоль северных стен хоронили опальных князей, с которыми враждовали московские князья. На северо-западе и юго-западе усыпальницы находятся саркофаги представителей татарской знати, принявших православную веру и служивших при царском дворе.

В центре алтаря, отдельно от других, стоит рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного Православной Церковью к лику святых. В 1246 году он отправился в Орду, чтобы получить разрешение на княжение. Князь отказался выполнить требования ордынцев и не стал кланяться идолам, поэтому ему отсекли голову. В 1570 году во время правления Иоанна IV Грозного мощи князя перевезли из Чернигова и похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.

Представители рода Романовых лежат возле центрального столпа храма. Здесь находятся захоронения царей Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича и родных братьев Петра I — Фёдора и Иоанна. После Петра I всех представителей правящей династии стали погребать в новой российской столице — Санкт-Петербурге. Исключение было сделано лишь для Петра II, который заболел чёрной оспой и скончался в 1730 году.

В начале XX века Россия готовилась отпраздновать 300-летнюю годовщину династии Романовых. Старинный некрополь, как и весь собор, переделали и тщательно отреставрировали. Однако, при реконструкции было допущено несколько ошибок. В надписях над склепами некоторых удельных князей назвали великими, а на ряде надгробий надписали неверные даты смерти.

Традиционно женщин, принадлежавших династиям Рюриковичей и Романовых, хоронили в некрополе Вознесенской обители. Но при советской власти было принято решение уничтожить древний монастырь. В 1928 году, перед разрушением обители, останки великих княгинь и цариц перенесли в крипту южной пристройки собора.

Посещение собора

Храм стоит на Соборной площади. Попасть сюда можно по билетам, которые продают в кассах у выхода из станции метро «Александровский сад». Кассы открыты во все дни, кроме четверга: с октября по середину мая — с 9:30 до 16:30, и с середины мая по сентябрь — с 9:00 до 17:00.

«Единый билет на посещение ансамбля Соборной площади», кроме Архангельского собора, позволяет осмотреть Патриаршие палаты, храм Ризоположения, а также Успенский и Благовещенский соборы. Кроме того, в субботние дни по этому билету можно поприсутствовать на зрелищном разводе караулов Президентского полка. Билеты стоят 500 рублей для взрослых и 250 рублей для студентов и пенсионеров.

Внутреннее убранство собора

Интересно, что роскошным интерьер Архангельского собора стал только в эпоху правления Ивана Грозного. Именно он поручил создать в храме первый расписной иконостас, однако, до наших дней он не сохранился. За обновление внутреннего убранства церкви взялись в 17 веке. Главным вдохновением для мастеров послужили интересные факты из биографии покоящихся в храме правителей.

Фрески и уникальные росписи Архангельского собора в наши дни считаются одними из самых привлекательных его черт. Над оформлением интерьера строения трудились такие таланты, как Федор Зубков, Гурий Никитин, Яков Казанец и не только. Царям и их родным посвящено более 60 изображений (на стенках собора можно увидеть портрет князя Владимира, Невского, Боголюбского, Семена Гордого и не только). Великие правители, покоящиеся здесь, изображены в молитвенной позе. Каждое из захоронений дополнено надписями, указывающими на имена усопших, имена их небесных покровителей.

Фрески Архангельского собора гармонично дополнены уникальными храмовыми иконами, в числе которых и «Благовещенская Устюжская», лик Николы Можайского, Иоанна Предтечи. Они, по мнению историков и богословов, относятся к временам правления царя IY. Тем не менее, возраст их не столь почитаемый, как возраст образа Архангела Михаила. Последний, по некоторым данным, был заказан вдовой Дмитрия Донского, Евдокией.

Икону написали в честь удачного завершения Куликовской битвы. Ряд экспертов предполагает, что над созданием лика трудился Феофан Грек вместе со своими учениками. До того, как икона попала в Архангельский собор, она была главной святыней другого храма, возведенного при Иване Калите.

ИНТЕРЕСНО: Иисус Христос.

Наряду с древними, особо ценными образами, в церкви можно увидеть иконы XYIII века, в том числе и те, которые были сделан на заказ Федора Алексеевича. Что касается иконостаса в целом, то сохранившийся до наших времен, он изготовлен 60 мастерами. Резной, четырехуровневый, он увенчан Распятием и ликом Богоматери, а также Великого Архиерея.

Уникальные фрески и старинные иконы

Внутри храм поражает фресками, расписывали стены в семнадцатом веке искусные художники, сохранились имена некоторых из них — Яков Казанец, Гурий Никитин, Федор Зубков и другие мастера. На стенах собора можно видеть около 60 изображений царственных особ и их жен: княгини Ольги, князей Боголюбского, Невского, Владимира, Ивана Калиты и Семена Гордого. Некоторые из изображенных на портретах людей причислены к лику святых. Портреты есть над каждым княжеским захоронением, изображены усопшие в молитвенной позе, изображения сопровождаются надписью, в которой указываются их имена и имена святых покровителей.

Для пополнения первоначального иконостаса, который не сохранился, много сделал царь Иван IY. Историки предполагают, что с того времени остались иконы: «Иоанн Предтеча — Ангел пустыни», «Благовещение Устюжское», «Никола Можайский»

Привлекает внимание храмовая икона «Архангел Михаил с деяниями ангелов» — считается одной из самых старинных икон. Сейчас это вряд ли возможно доказать, но по преданию, ее заказала Евдокия, вдова Дмитрия Донского в честь победы в Куликовской битве

Возможно, икона находилась в предыдущем соборе, возведенном по приказу Ивана Калиты. Не исключено, что в ее написании принимал участие сам Феофан Грек или его ученики.

Иконы, которые можно увидеть в стенах храма, написаны большей частью в семидесятых — начале восьмидесятых годов XYIII века. Их заказал царь Федор Алексеевич. Резной иконостас делали искусные мастера, призванные со всей Руси, всего этой работой занимались более 60 человек. Он имеет четыре яруса, с Распятием наверху. По обеим сторонам Царских врат можно видеть уникальные иконы – «Спас Великий Архиерей», «Богоматерь Благодатное Небо».

История строительства

О первой, деревянной церкви историкам не известно почти ничего, они предполагают, что она была построена в двадцатых годах XIII века. В это время на Руси княжил Хоробрит. Правил он недолго, так он был смертельно ранен в сражении с литовцами. В XIY столетии на месте прежней церкви по приказу князя Ивана Калиты (годы правления -1325-1340) было воздвигнуто каменное сооружение. Как следует из исторических документов, в то время на Руси был страшный неурожай ржи, одного из основных продуктов питания, народ начал голодать. Иван Калита дал обет построить собор, чтобы остановить неурожай и восстановить в стране спокойствие. О первом храме, построенном из камня, ученым известна лишь дата окончания строительства — 1333 год, в этом же году, в сентябре, митрополит Феогност освятил его.

Позднее возвели приделы, названные в честь святых Андрея и Симеона, а через несколько лет появились приделы Вознесения Господня и апостола Акилы. Но, так как они были сооружены из дерева, почти полностью выгорели во время сильнейшего пожара 1475 года, когда огнем было охвачено Москворечье, Арбат, Занеглименье. Через несколько лет приделы заменили на каменные. Но на каком месте они были расположены, историкам определить не удалось. Во время княжения Ивана III здание потеряло свое величие, обветшало, к тому же пострадало от молнии в 50-х годах XY века. Поэтому, в 1505 году князь повелевает разобрать старый храм и возвести новый. К сожалению, Иван III умер до окончания строительства. Его погребли в Архангельском соборе — это первое захоронение здесь царственных особ.

Строительство здания было завершено в 1508 году и существует до сегодняшнего дня. Для его строительства из Италии пригласили одного из самых известных зодчих того времени — Алевиза Нового. Он использовал в архитектуре мотивы, присущие итальянскому Ренессансу. Само здание пятиглавое, с восемью приделами. Закомары (полукруглые завершения внешней части стены) украшены раковинами. Пилястры (вертикальный выступ в стене, напоминающий колонну) украшены растительным орнаментом. Современников поражал и изумлял новый собор, его вид был нехарактерен для храмов Руси, напоминая скорее итальянские дворцы. Освятил его митрополит Симеон в сентябре 1508 года.

Здание очень пострадало в 1812 году, во время Отечественной войны — наполеоновские солдаты надругались над святым местом, устроив в нем походную кухню. Затем, в 1917 году собор получил сильные повреждения во время обстрела Кремля, а на следующий год его закрыли для посещения. В 1929 году в подклет храма перенесли останки женщин царских династий.

Храм в XIX—XX вв

Во время Отечественной войны 1812 года собор разорили французы. Но после изгнания армии Наполеона его восстановили. Повторное освящение провёл архиепископ Августин в 1813 году. У стены с южной стороны собора в 1826 году на месте одноэтажной сделали двухэтажную пристройку-палату для служителей церкви. Основной купол покрыли медными листами и позолотой в 1837 году. Угловые же выкрасили белой жестью, кресты на них обтянули латунью и позолотили.

В 1853 году провели реконструкцию, очистку икон и стеновой росписи храма. Руководил работами . Н. Подключников в 1870-х также реставрировал образа. В 1895 г. собор был передан дворцовой конторе Москвы. По прошествии двух лет иконостас восстанавливал Я. Е. Епанечников со своей мастерской. Работы контролировались археологическим обществом Москвы. Святейший Синод полностью передал Михаило-архангельский собор в Придворное ведомство в 1895.

К 300-летию царского дома Романовых в Архангельском Кремле обновили Царские врата, иконостас, настенную роспись, отреставрировали усыпальницу. Также сделали покров с двумя лампадами над захоронением Михаила Фёдоровича — первого царя из династии Романовых. Эскиз навеса выполнил князь Пётр Николаевич. 24 мая 1913 года лампады зажёг император Николай II.

Во время Революции 1917 года в стену с южной стороны храма попал снаряд, проделав, по сообщению свидетелей того времени, выбоину в кирпичной кладке. Собор закрыли вместе с другими кремлёвскими церквями. Но приступили к восстановительным работам. Сотрудниками реставрационного центра были усилены каркасы местных и основных больших икон, образа покрыли олифой.

В 1960-м музей Кремля отнесли к Министерству культуры. С 1962 по 1965-й в Архангельском храме велись археолого-зодческие работы. Антрополог-археолог М. Герасимов восстановил по найденным мощам портреты Ивана IV Грозного и Фёдора I Ивановича в скульптуре. В 1969-м проведено восстановление росписи в верхней части храма. Инициатором выступил В. И. Фёдоров — главный кремлёвский архитектор. Фрески отреставрировали в 1970-х, тогда же очистили иконы, усилили иконостас. Богослужения в соборе совершаются с 1991 года.

Литература

  • Хавский П. Московский Архангельский собор, или Историческое исследование о родословиях святого мученика князя Черниговского и Российских великих князей, опочивших в Московском Архангельском соборе. М., 1862;
  • Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880;
  • Извеков Н. Д. Московский Архангельский придворный собор. Серг. П.; М., 1916.
  • Власюк А. А. Новые исследования архитектуры Архангельского собора в Московском Кремле // Архитектурное наследство. М., 1952. Вып. 2. С. 105-132;
  • Воробьев А. В., Смыслова В. А. О галерее Архангельского собора: (Новые мат-лы по Архангельскому собору Моск. Кремля) // Там же. 1963. Вып. 15. С. 178-181;
  • Сизов Е. С. Новые мат-лы по Архангельскому собору Московского Кремля: Когда был построен Архангельский собор? // Там же. С. 176-177;
  • Дмитриев Ю. Н. Стенопись Архангельского собора Московского Кремля: (Мат-лы и исслед.) // ДРИ: XVII век. М., 1964. С. 138-159;
  • Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историческая основа нек-рых ее сюжетов // Там же. С. 160-174;
  • он же. Еще раз о трех неизвестных гробницах Архангельского собора // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 86-94;
  • он же. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 62-97;
  • Кучкин В. А. Захоронение Ивана Грозного и русский средневековый погребальный обряд // Сов. Арх. 1967. № 1. С. 289-295;
  • Федоров В. И. Новое о древней топографии и первых каменных постройках Московского Кремля // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 46-49;
  • Подъяпольский С. С. Венецианские истоки архитектуры Московского Архангельского собора // ДРИ: Зарубежные связи. М., 1975. С. 252-279. ;
  • Свирин А. Н. Малоизученное произведение Алевиза Нового // Там же. С. 280-281;
  • Меркелова В. Н. Северо-восточный придел Архангельского собора Московского Кремля // Реставрация и исследование памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 45-50. ;
  • Брюсова В. Г. О времени написания икон иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 181-191;
  • Сорокатый В. М. Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля // ДРИ: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 405-420;
  • Сперанский М. Н. Описание рукописей Архангельского собора / Подгот. И. В. Левочкин // АЕ за 1979 г. М., 1981. С. 324-330;
  • Вятчанина Т. Н. Архангельский собор Московского Кремля как образец в русском зодчестве XVI века // Архитектурное наследство. М., 1986. Вып. 34. С. 215-223;
  • Панова Т. Д. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля // Сов. Арх. 1987. № 4. С. 110-122;
  • Машнина В. С. Из истории создания декоративного оформления иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1989. Вып. 6: История и реставрация памятников Моск. Кремля. С. 84-89;
  • Рыков Ю. Д. Малоизвестный рукописный синодик московского кремлевского Архангельского собора нач. XVII в. с позднейшими дополнениями // Россия в Х-XVIII вв.: Пробл. истории и источниковедения. М., 1995. С. 497-505;
  • Щепкина М. В., Протасьева Т. Н. Сокровища древней письменности и старой печати. М., 1995. С. 21;
  • Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: Святыни и древности. М., 1997. С. 93-138;
  • Горматюк А. А. Икона «Святой Василий Великий и великий князь Василий III в молении»: Краткая история и реставрация памятника // Искусство христианского мира. М., 1998. Вып. 2. С. 131-138;
  • Самойлова Т. Е. Княжеские портреты и роспись Архангельского собора Московского Кремля XVI в. // Ист. вестн. 1999. № 3/4. С. 153-219.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector