Князь даниил александрович: годы жизни, правление, биография
Содержание:
Разорение Москвы
После событий под Дмитровом Даниил вновь пропадает из поля зрения летописцев. Тогда соперничество Александровичей перешло в «холодную фазу», зато то и дело возникали споры с тверской ветвью Рюриковичей. Историки полагают, что Даниил периодически переходил из лагеря в лагерь, лавируя между соперничавшими родственниками. Это позволило ему отводить угрозу от родного маленького княжества, что тем не менее удавалось не всегда.
В 1293 году Андрей Александрович попытался использовать в своих целях смену власти в Орде и поехал к новому хану Тохте агитировать за свою кандидатуру на великокняжеский престол. Даниилу не повезло в то время действовать совместно с Дмитрием — в результате карательная экспедиция татар, «Дюденева Рать», не обошла стороной Московское княжество. Летописец так зафиксировал эти события: «Таче же по сем приидоша к Переяславлю и стояли у города много дней, понеже людей несть, выбегли ис Переяславля, и придоша к Москве, и московскаго Данила обольстиша, и тако въехаша в Москву, и сътвориша такоже, якоже и Суждалю и Володимерю, и прочим городом, и взяша Москву всю и волости, и села». Видимо, Даниил попытался в последний момент договориться с противником, однако восточная хитрость одолела князя.
Монгольский всадник 13-го века. (wikiwarriors.org)
Во время ордынской экспедиции Дмитрий бежал во Псков — оттуда в случае чего можно было легко бежать в Швецию. После ухода татар он попытался перебраться в Тверь, но Андрей перехватил его по дороге. Несмотря на тяжёлое соперничество, братья заключили мир — скорее всего, великим князем даже остался Дмитрий. Но добраться до Владимира он не успел. В 1294 году он скончался недалеко от Волоколамска, не оправившись от тяжёлых ударов судьбы.
Так, Андрей Александрович достиг заветной мечты — стал великим князем.
Биография Даниила Московского
Одним из особо почитаемых образов в Православной Церкви является благоверный князь Даниила Московский. При жизни святой занимался созиданием и гармонизацией мира сего.
Молитвы князю Даниилу Московскому защищают от войны
Детство и юность
Как сказано в предании, Даниил Московский был младшим сыном великого полководца Александра Ярославича Невского и полоцкой княжны Александры Брячиславны. Точной информации о дате рождения будущего святого нет. Одни источники говорят, что мальчик появился на свет 8 января 1261 года, другие – в самом конце 1261 года. Нарекли младенца именем Даниил (часто встречается Данила) в честь христианского аскета святого Даниила Столпника.
Когда младшему сыну исполнилось 2 года, великий полководец Александр Ярославич Невский погиб. Жена его приняла постриг под именем Васса в Успенском монастыре во Владимире. Хотя некоторые исторические летописи свидетельствуют, что княжна Александра Брячиславна умерла вскоре после гибели мужа.
Младший сын семьи попал под опеку старших братьев. Разделив отцовское наследство и выделив младшему отроку самое маленькое и бедное на то время Московское княжество, братья передали опеку над Даниилом дяде своему – тверскому князю Ярославу. Первые годы жизни мальчик изучал грамоту, Ярослав хотел научить ребенка военному и политическому искусствам. Но малец больше внимания уделял храму Божиему. Любую свободную минуту он проводил в общении с Господом Богом, часто посещал храмы и слушал молитвенные речи и песнопения.
В 1672 году, когда мальцу едва исполнилось 11 лет, умер его опекун. Отрок вынужден был переехать в Москву и приступить к правлению. Первый приказ юного правителя был связан с реконструкцией Кремля. Именно в тот период было положено начало строительству Спасо-Преображенского собора.
При жизни святой занимался созиданием мира
Миролюбивая политика праведника
Несмотря на юный возраст, князь крепко взялся за дело. Он сразу же искоренил казнокрадство и пересмотрел систему налогообложения. Даниил много времени посвящал общению с народом. У самых стен Кремля отвели место для организации торговых дел. При его правлении Красная площадь приобрела статус украшения Москвы.
По приказу правителя построили соединяющую все торговые пути Большую ордынскую дорогу, полуразрушенные деревянные церкви заменили возведенными из камня храмами. Каменные монастыри служили не только Божией обителью, но и убежищем для мирян во время вражьих противостояний.
За время его правления бедное княжество существенно преобразилось в первопрестольную столицу. Даниила стали величать великим князем Московским. Правитель отличался миролюбивостью и добротой, все конфликты он старался решать мирным путем без кровопролитий. Так, 1301 год считается переломным в отношениях дворян. Выступивший на общем съезде князь Московский предложил объединиться и прекратить все противостояния.
После смерти Ивана Дмитриевича, князя Переяславского, Даниил Московский стал наследником земель его. Произошло это событие в 1302 году. Переяслав на тот период был больше Москвы, но благоверный князь не стал переносить столицу. С того самого момента князь Даниила Московский начинает вести миролюбивую политику по объединению земель русских.
Московское княжество при правлении сына Александра Ярославича Невского
Личная жизнь
О личной жизни правителя сохранилось очень мало информации. Имя жены его не упоминается в сохранившихся до наших дней исторических летописях. Однако в «Русской родословной книге», составленной Петром Владимировичем Долгоруковым, говорится, что звали ее Евдокией Александровной.
Имена и судьбы дочерей княжьих – неизвестны. Во времена правления князя Даниила было не принято сохранять в летописях биографии женщин. А вот сыновей было пятеро. Носили они имена Александр, Афанасий, Борис, Иван и Юрий.
Монашество и последние дни
По достижении 41 года князь Московский оставил престол и принял схимнический сан. Всю свою дальнейшую жизнь Даниил посвятил служению Господу Богу. Но монашеская жизнь бывшего правителя продлилась недолго. В 1303 году Даниил Московский умер от поразившей его болезни.
Тело князя предали земле на кладбище близ Данилового монастыря. Со временем кладбище перестали посещать люди. Заброшенные могилы стали никому не нужны. Спустя несколько лет не удалось найти и могилу великого князя Московского.
Ханские деньги в обороте
Михаила вызвали в Орду, и, отправляясь туда, он практически не сомневался, что живым не вернется. Его аргументы в свою защиту уязвленный Узбек слушать не желал. После суда Михаила заключили в колодки, месяц подвергали пыткам, а затем убили.
Юрий Данилович получил то, о чем так долго мечтал — ярлык на владимирское княжение. Новым тверским князем стал Дмитрий Михайлович. Сказать, что он не питал теплых чувств к Москве, значит не сказать ничего. Самостоятельно водить рати на вечного соперника он начал с 12 лет. Кроме того, Дмитрий был уверен, что истинным виновником смерти отца является не Узбек, а московский князь.
Тем не менее сразу бросаться в атаку Дмитрий не стал. Он ждал удобного момента, заодно укрепляя свои позиции за счет увеличения числа союзников. В 1320 году Дмитрий Михайлович Тверской женился на Марии, дочери литовского князя Гедимина.
В 1321 году Дмитрий вроде бы признал верховенство Юрия, передав ему 2000 рублей ордынской дани для отправки ее в Сарай. Видимо, он хорошо знал натуру московского князя и был убежден, что Юрий на этом «погорит». Так и получилось — Юрий пустил деньги в коммерческий оборот, о чем Дмитрий тут же донес в Орду. Разгневанный Узбек передал владимирское княжение Дмитрию Тверскому, а от московского князя потребовал прибыть для разбирательства.
Юрий сообразил, что ему не стоит сразу появляться в Орде, и отправился в Новгород, чтобы помочь городу в борьбе со шведами. Фактически он оборонял земли, которые ордынцы считали своими, от поползновений западных конкурентов, показывая себя верным слугой Узбека.
Средневековая империя. Историк о том, какой на самом деле была Золотая Орда Подробнее
Святой благоверный князь Даниил Московский
Поделиться
Красная площадь в Москве шумела большим торгом. Какого только товару не навезли торговцы под стены Кремля: были здесь богатые ткани и расписная посуда, украшения и головные уборы…
Из Фроловских ворот Кремля на вороном коне выехал на Красную площадь статный молодой человек в богатом, золотом шитом, кафтане. Спешился, отдал повода идущему рядом боярину и, смешавшись с пёстрой толпой, пошёл по рядам. Но у торговцев глаз зоркий: вмиг различили знакомое лицо и, низко, до земли, кланяясь, стали звать:
— К нам, к нам загляни, княже!
Скоро всю Красную площадь облетела радостная весть: сам Московский князь Даниил Александрович пришёл посмотреть на ярмарку!
Князь неспешно бродил по торгу, рассматривал диковинки
Вдруг его внимание привлекла необычная, резная деревянная солонка
— Сколько просишь за неё, хозяйка? – спросил Даниил у стоявшей за прилавком женщины.
— Да хоть так забирай, князь-батюшка! – с низки поклоном отвечала женщина.
Но князь с улыбкой достал из-за пазухи платок, развернул и протянул изумлённой торговке монету чистого серебра.
Женщина упала на колени и со слезами стала отказываться от дорогого подарка, уверяя, что солонка её и полушки медной не стоит, и что хоть сын её и погиб на ратной княжеской службе, живёт она с невесткой хорошо и не в нужде внука растит. Тогда Даниил достал золотой и, вложив в руку женщине, ласково сказал:
— Нет уж, ты прими, сделай милость. Сына ведь твоего, знать, я не сберёг…
О человеколюбии и милосердии князя Даниила Московского, младшего сына прославленного Александра Невского, было хорошо известно его подданным. Именно таким – благотворящим к бедным и обездоленным, заботящимся о благосостоянии Божьих храмов и в годы тяжких междоусобиц хранившим Московскую землю от напрасного кровопролития и донесли до нас его образ московские летописи, в которых древние хроникёры именуют Даниила не иначе, как братолюбцем.
Княжение своё Даниил начал с того, что на свои личные деньги возвёл в Москве храм. На небольшом холме выстроил он в 1282 году деревянную церковь, которую освятили во имя небесного покровителя князя – преподобного Даниила Столпника. Именно этот храм положил начало одной из старейших русских обителей – Московскому Свято- Данилову монастырю. Впоследствии князь Даниил построил в городе ещё один храм – Богоявленский, также ставший основанием одноимённого монастыря.
В 1293 году на Москву обрушилось страшное бедствие – к стенам Белокаменной пришли татары – страшная Дюденева рать, уже опустошившая Суздаль, Коломну и Можайск. Даниилу предложили укрыться в одной из его дальних деревень, но князь не пожелал оставлять своих подданных. Однако и крови он тоже не хотел. В собственных руках вынес Даниил татарам ключи от Москвы, а когда те, дотла разграбив её, ушли, принялся восстанавливать город. Но не за счёт налогов, а на собственные доходы от своих дальних вотчин, которых миновали набеги татар. Все свои богатства Даниил раздал пострадавшим от набега москвичам. И с благодарностью встречал приезжий люд из других княжеств, наезжавший в Москву, чтобы помочь отстроить город заново. Для строителей и рабочих княжеским повелением и на его же деньги были устроены трапезные с бесплатною пищей и кров для ночлега.
Вместе со своею верной супругой Евдокией князь Даниил творил щедрую милостыню, одаривая бедных; Евдокия собственноручно вышивала золотом для устроенного мужем Даниловского монастыря пелены и плащаницы – богослужебные покровы.
16 марта 1303 года в том же монастыре князь принял монашеский постриг. А на следующий день скончался, оставив на долгие века пример милосердного, кроткого и мудрого человека и правителя.
Икона Даниила Московского
Святого Даниила Московского почитают все без исключения православные христиане. Его икона в вашем доме способна стать настоящей защитой для всей семьи от ссор, разногласий и бед.
История иконы
Святой Даниил Московский родился в конце 13 века в городе Владимире. Его отцом был легендарный Александр Невский, окончивший свой земной путь, когда Даниилу исполнилось всего два года. Мальчик рос богобоязненным и послушным ребенком, истово чтившим память своего отца. Когда Даниил достиг подходящего возраста, его поставили на княжение в Московский удел, отличавшийся незавидной судьбой и обилием разбоя.
Удельное княжение Даниила в небольшом тогда городке резко отличалось от политики иных князей. Богобоязненный правитель искренне заботился о подвластных ему землях и живших на них людях, быстро заслужив уважение и любовь простого народа. С помощью дарованной ему мудрости князь значительно расширил свои владения, не прибегая к кровопролитию, и положил начало возвышению Москвы.
Незадолго до своей кончины в 1303 году Даниил Московский принял монашеский постриг и завещал похоронить его на кладбище подле возведенного им Свято-Даниловского монастыря. Его мощи были обретены спустя 300 лет, и тогда же князь был причислен к лику святых, а одним из московских иконописцев был написан его образ.
Где находится образ Даниила Московского
Первоначальный образ святого князя был утерян во время междоусобных войн. Однако чудотворную копию с частицами мощей Даниила Московского и по сей день можно найти в Свято-Даниловском монастыре города Москвы.
Описание святого образа
На иконе Даниила Московского князь изображается в конце своего жизненного пути, после принятия им монашеского пострига. В руках святой держит маленькую церковь — символ возведенного им знаменитого Свято-Даниловского монастыря, являющегося местом паломничества и покоя православных христиан и сегодня.
Это изображение напоминает каждому верующему человеку, что в конце жизненного пути всех нас будут судить по нашим делам и свершениям.
В чем помогает икона
Святой Даниил Московский всей своей жизнью являл пример истинной кротости и добродетели, избегая нападать на своих собратьев ради наживы, но никогда не отступая перед опасностью, грозящей его земле. Существует множество свидетельств того, что искренняя молитва перед иконой святого способна примирить враждующих родственников или друзей за короткий срок. Также святому Даниилу молятся:
- об избавлении от врагов;
- об обретении собственного дома;
- о защите имущества от воров и грабителей;
- об удачном исходе судебного процесса.
Молитва перед образом святого князя Даниила Московского
«Святый благоверный княже Данииле, кротостью, силой и светом своим озаривший град тихий, престольным его поднявший, пред Господом жизнь свою прошедший, истово молю тебя: не отринь от меня взгляд свой, Данииле, услышь мольбу мою и приди, дабы не впала душа моя в тьму греховного отчаяния. О святый княже, избави род и семью мою от междоусобной брани, ссор и ненависти, защити дом мой светом своего благословения и помоги одержать верх над врагами моими, дабы не остаться без крова и запятнанным несправедливым обращением. Святой Данииле, защити и сохрани душу мою в смирении и покаянии, не оставь меня без покрова твоего и укажи путь истинного завета Божьего. Аминь».
День памяти иконы святого князя Даниила — 12 сентября по новому стилю. В это время особую силу имеет молитва, изменяющая жизнь. С ее помощью вы сможете полностью повернуть свою судьбу, избавившись от бремени прошлых прегрешений.
Смерть Даниила
Укрепление положения Москвы позволило Даниилу проводить более активную политику. В 1303 году он объявил войну удельному Можайскому княжеству, которое так и не смогло оправиться после «Дюденевой Рати», и присоединил его к себе. Незадолго до этого, в 1301 году он напал на Рязанское княжество и по итогам похода заполучил Коломну. Территории, подконтрольные Москве, значительно увеличились.
Тогда же началось многолетнее соперничество Москвы и Твери за доминирование на территориях русских княжеств. Тверской князь Михаил Ярославич не смог ничего противопоставить своему визави во время «Переяславского кризиса», именно с этого момента отношения между тверскими и московскими Рюриковичами начали стремительно ухудшаться.
Тверской князь Михаил Ярославич. (Pinterest)
В 1303 году на повестку дня вновь встала Переяславская проблема. Согласно завещанию, бездетный Иван Дмитриевич оставил свою вотчину Даниилу, однако владимирский князь Андрей не хотел мириться с потерей такого лакомого куска. Он отправился в Орду к хану Тохте, чтобы получить у него заветный ярлык. Это не испугало Даниила — пока Андрей был в отъезде, он стремительно занял город и оставил там свой гарнизон
Смерть московского князя помешала быстро закончить начатое — защита столь важного для Москвы приобретения легла на плечи сына Даниила, Юрия. Однако тот задел, который был создан умершим князем, позволил его сыну достойно выйти из сложившейся ситуации и оставить Переяславль за собой.
***
Политическая тактика Даниила позволяет говорить о нём, как о миролюбивом князе, стремившемся решать проблемы военным путём в самую последнюю очередь и если это не грозило его собственным землям. Такая тактика позволила Москве стать одной из доминирующих сил на территориях русских княжеств и подготовила отличный плацдарм для дальнейшего возвышения. Даниил, активно поддерживавший строительство монастырей и хорошо ладивший с клириками, заложил основы будущего перемещения верховной духовной власти в Москву.
Этот вектор деятельности воздался ему много столетий спустя. В 1791 году Даниил стал местночтимым святым в Москве. В церквях в честь него до сих пор поют гимны: «Явился еси стране нашей яко звезда пресветлая, благоверный княже Данииле, лучами света твоего озаряя град твой и обитель твою, людем православным поборник еси, пленным свободитель и нищим защититель, моли Христа Бога державе Российстей даровати мир и спасти души наша».
Историческое значение деятельности
Историческая роль князя Даниила заключается во многих мудрых делах, совершенных им для Руси. Он сумел стать первым самостоятельным Московским удельным князем, наладить процесс объединения прилегающих территорий, существенно расширить площадь Московского княжества, сделать его самым сильным в северо-восточной части русских земель.
Хорошо продуманная внешняя политика святого правителя способствовала эффективной борьбе с монголо-татарским игом, налаживанию дипломатических отношений с другими государствами. За годы своего правления Даниил смог достойно выдерживать давление со стороны воинственных братьев, предотвращать кровопролитные междоусобицы, обеспечил процветание православной церкви.
После смерти великого князя его достижения продолжил один из сыновей – Иван I по прозвищу Калита. Этот отпрыск Даниила расширил перечень присоединенных к Московскому княжеству территорий, занимался дальнейшим распространением христианской веры. Кроме этого, он прославился своим милосердным отношением к нищим и обездоленным людям, оказанием им всяческой помощи.
Как правильно молиться
Обращения к Даниилу совершают в храмах или дома. Домашний иконостас устанавливают с таким расчетом, чтобы иметь возможность сосредоточиться и побыть в уединении. Лучшее время для домашней молитвы: раннее утро или ранний вечер, до ужина. Священнослужители советуют бережно относиться к текстам, учитывать некоторые правила:
- тексты из молитвослова, предназначенные для ежедневных молитв, заучивают наизусть;
- перед заучиванием основные мысли переводят с церковно-славянского на русский, чтобы полностью понимать, о чем говорится;
- молитвы с просьбами читают отдельно, сопровождая ежедневными текстами, а также словами благодарности.
На домашнем иконостасе иконы устанавливают в соответствии с законами иерархии. Рядом допускают размещение лампад, свечей.
Информация! Рядом с иконами не ставят фотографий, картин, не декорируют их салфетками, искусственными цветами.
Объединение Руси
1302 год, умирает правитель Переяславля-Залесского, оставляет дяде Даниилу свое княжество в наследство, княжество Москвы превращается в самый крупный и мощный удел, что положило начало единой мощной державе. Переяслав был намного больше Москвы в то время, но князь не стал переносить столицу из Москвы. Вокруг его княжества началось объединение земель Руси.
Наполненный верой и благочестием сын Александра Невского способствовал строительству православных церквей по всей русской земле, так возникли:
- кремлевский храм Спас-на-Бору;
- храм преподобного Даниила Столпника, позже превращенный в мужской монастырь;
- Богоявленский монастырь;
- Петропавловский храм.
Жители Москвы и Переславля любили своего правителя за кроткий, боголюбивый нрав, милосердие.
Ин тропарь благоверному князю Даниилу Московскому
Благославная похвале и благосветлый венче/ царствующаго града Москвы,/ всеблаженне Данииле, отче наш./ Подвигом бо добрым подвизався,/ богоугодное течение совершил еси,/ всерадостныя некончаемыя жизни сподоблься,/ зриши Господа Бога,/ Емуже молися,/ благочествующим тя и лобызающим богохранимыя твоя и чудесоточныя мощи/ спасение и наследие Царства Небеснаго даровати.
Кратко о сути и направлениях внешней политики
Внешняя политика Даниила Александровича прежде всего определялась его начальным политическим положением. К начавшейся в 1281 году междоусобице Дмитрия и Андрея Ярославичей московский князь решил присоединиться через год, когда поддержал Андрея и тверского князя Святослава Ярославича. Однако, спустя пять лет Даниил уже участвовал в походе Дмитрия на тверское княжество. Вынужденный лавировать среди интересов других, более сильных родственников, Даниил упоминается в летописях преимущественно как второстепенный персонаж, поддерживающий то одну, то другую сторону.
Случались у Даниила и просчёты. Когда Андрей Городецкий с помощью призванной из Орды т.н. «Дюденевой рати» в 1293 году изгнал Дмитрия, московское княжество понесло существенный урон — среди прочих крупных 14 городов разорённых ордынцами была и Москва с её окрестностями.
Направления расширения московского княжества во время правления Даниила Александровичаавт. карты — В. Темушев.Подробнее о внешней политике
Ослабленные ордынским нашествием, князья старались искать компромиссы в своих конфликтах, большая часть походов оканчивалась стоянием войск напротив друг друга и последующим заключением мира без кровопролития. Также созывались княжеские съезды — в 1296 Владимирский, не принёсший мира, а в 1301 Дмитровский съезд, на котором шаткое перемирие всё же было заключено.Съезд четырёх князей в Дмитрове.Худ. Б. Чупров
Несмотря на то, что контроль над Новгородом был вскоре утрачен (с 1299 посадники Андрея туда вернулись), Даниилу удалось развить успех в другом направлении — в 1302 году он напал на рязанское княжество, пленив местного князя и получив контроль над пограничным городом Коломна, а чуть позже успешно перехватил власть в доставшемся ему по наследству переяславльском княжестве, несмотря на претензии на него со стороны князя Андрея.
Даниил Александрович Московский
Князь Даниил Московский родился в 1261 году. Его отец – великий князь Александр Ярославич Невский, мать – княгиня Александра Брячиславна, дочь Брячислава Васильковича, князя Полоцкого. Даниил был четвертым и самым младшим сыном великого князя. Александр Невский умер в 1263 году, и вскоре умерла мать Даниила. Он остается сиротой и долгое время зависит от старших братьев, которые, завладев великокняжеской властью, не спешили поделиться с ним отцовским наследством.
Князь Даниил рос кротким и незлобивым мальчиком, помогал нищим и страждущим. Как и отец, Александр Невский, любил Божий храм, молитву и церковное пение. В детстве, как и положено будущему правителю, обучался светским наукам, воинскому искусству и управлению государством.
Только в 1272 году братья выделили ему для княжения самое бедное и незначительное (по тем временам) Московское княжество. Выделенным княжеством князь остался доволен и претензий не высказал.
Город очень понравился юному князю. В нем было все и для охоты, и для торговли, и для сельскохозяйственной деятельности. Не было только хозяина. Все последние годы князья в Москве не жили, а управлялся город наместниками. Всюду вскрывались недоимки, приписки, казнокрадство и воровство.
Начал князь со строительства в городе монастыря. Князь сам объезжал окрестные села, принимал отчеты старост. В городе началось расширение кремля. Возведением стен и укреплений Даниил руководил лично.
Благодаря князю мы имеем Красную площадь, которая при нем стала главными торговыми рядами.
Новый московский князь Даниил своей политикой много сделал для того, чтобы из маленького и незавидного удела появилась первопрестольная столица Москва, и сам он стал первым великим князем Московским.
Времена Даниила Московского были особенно тяжелыми для Руси. Мало того что Русь не могла оправиться от монголо-татарского нашествия, так и свои князья раздирали страну в междоусобной вражде. И здесь большое влияние оказала политика князя Даниила Московского, который неустанно стремился к единению и миру на русской земле. Именно ему удавалось предотвращать надвигающиеся кровопролития.
Особенно кровавым уроком стало предательство старшего брата, Андрея: тот привел на Русь татарскую орду во главе с Туданом (Дюденем), который опустошил и разграбил множество русских городов, в том числе Муром, Суздаль, Тверь, Можайск, Коломну. Стараясь предотвратить кровопролитие, Даниил пустил татар в Москву, так как сил для отпора не было. После ухода захватчиков, оставивших после себя пепелище, князь раздал все свое имущество пострадавшим горожанам.
Важным моментом в биографии Даниила Московского и в целом переломным для судьбы страны стал съезд всех русских князей в городе Дмитрове в 1301 году. Именно здесь Даниил Московский убедил всех помириться и прекратить внутреннюю вражду.
В 1302 году умер племянник Даниила Московского Иван Дмитриевич, князь Переяславля-Залесского. Иван Дмитриевич был бездетным и очень любил и уважал своего дядю, которому и завещал все свое княжество в собственность.
Это присоединение, по сути, выдвинуло Московское княжество в число самых крупных. Еще одним результатом этого присоединения стало начало объединения русских земель в единую мощную державу.
Тем не менее в 1301 году рязанский князь Константин Романович при содействии татар напал на Московское княжество. Даниил Александрович разбил неприятеля, взял рязанского князя в плен и уничтожил большое количество татар. Это была первая победа над татарами, пусть небольшая, но очень значимая.
Великий князь не воспользовался победой, чтобы захватить чужие земли, и побежденному рязанскому князю в Москве оказал соответствующие почести. Победа над рязанским князем продемонстрировала русским людям милосердие и бескорыстие Даниила Московского.
В 1303 году великий князь тяжело заболел. Накануне смерти он принял монашество. Даниила Александровича похоронили в Даниловом монастыре. Его мощи были обретены в 1652 году и перенесены повелением царя Алексея Михайловича в храм Семи Вселенских Соборов в основанной им обители.
После смерти Даниила Александровича титул великокняжеской власти наследует его сын Иоанн Данилович, и после него данное достоинство переходит от одного к другому, от отца к сыну, по прямой линии, до смерти Федора Иоанновича в 1598 году.