Характеристика личности княгини ольгиеё деятельности и роли в истории руси

О родственниках: родители, муж, сын, внук, правнук

Данных о семье святой не сохранилось, кроме утверждения летописца, что родители ее были «от рода варяжска», незнатными. Вероятность такого происхождения княгини подтверждается:

  • ее именем, славянской транскрипцией скандинавского «Хельга»;
  • археологическими находками близ Выбут, подтверждающими присутствие на этой земле варягов.

Источники сохранили также имена:

  • мужа святой, князя Игоря;
  • их сына, Святослава;
  • внуков – Ярополка, Олега, а также крестителя Руси Владимира;
  • княгиня имела также многочисленных правнуков, наиболее знаменит из которых благоверный князь Ярослав Мудрый.

Святая Ольга и ее образ: о чем просить

Иконы небесной покровительницы страны имеются во многих храмах, ведь это иконописное напоминание о том, кому в огромной степени обязана Русь тем, что обрела наименование Святой.

Поскольку равноапостольная княгиня явилась первой на Руси правительницей-христианкой, будет логичным молиться ей об укреплении и распространении веры православной, об усилении оборонных возможностей державы. Это, так сказать, в глобальном масштабе.

Что же касается личных проблем, то святая Ольга, как покровительница вдов и матерей, помогает вот в чем:

  • утешении вдов и защите их от обидчиков;
  • умягчении сердец недругов;
  • помощи в деле воспитания детей-внуков;
  • создании благочестивой семьи (как девицам в замужестве, так и молодым людям — в женитьбе);
  • сохранении чувств супругов на протяжении всей семейной жизни;
  • возвращении в семью заблудшего мужа.

К иконе святой обращаются с просьбой уберечь от беды, особенно детей; оградить дом от людей с недобрыми помыслами.

Зафиксированы случаи помощи иконы душевнобольным. Молитва перед ней также помогает справиться с болью от потери близкого человека; разрешить споры и достойно выйти из конфликтных ситуаций.

Очень полезно молиться св. Ольге, когда только пришел к православной вере, принял Таинство Крещения — чтобы:

  • укрепила на пути праведном,
  • наполнила сердце Божией благодатью, чтобы достойно противостоять повседневным искушениям,
  • помогла обрести духовную и житейскую мудрость,
  • способствовала вразумлению неверующих или же заблудших близких, поддавшихся сектантским учениям,
  • наставляла на справедливые деяния.

Защитницей и пособницей она становится по молитвам помочь в совершении любого достойного дела. Можно сказать, что ее заступления и помощи уместно просить абсолютно во всем, особенно если учесть, что молишься сердечно и с живой верой.

Княгиня Ольга и Владимир – креститель Руси

Поделиться


Равноапостольная княгиня Ольга. Художник Юлия Горяная.

Бабушка. Когда мы произносим это слово и закрываем глаза, то видим добрую улыбчивую старушку, которая печёт пирожки и возится на природе со своими внуками, пока их родители работают. И всё же угощение сладостями и маленькие послабления в дисциплине, пока мама с папой не видят, не могут восприниматься как главная роль бабушек

Самое важное, чего мы от них ждём, – это помощь в воспитании наших детей. Бабушки и дедушки вместе с матерью неотступно находятся рядом с ребёнком в первые годы его жизни

И в немалой степени именно от них человеку передаются первые представления о мире, о добре и зле.

Княгиня Ольга вряд ли была доброй бабушкой, которая прощала внукам все шалости. После трагической гибели мужа, князя Игоря, от руки древлян, она не только отомстила убийцам, но одна, крепкой рукой управляла большой страной, дожидаясь, пока вырастет её младенец-сын Святослав. Однако и когда он стал мужчиной, забот у Ольги не убавилось. Святослав почти всё время проводил в военных походах, оставив правление Русью на мать.

Она была мудрой и властной женщиной, страна процветала благодаря её решениям. Ольга стала первой из правителей Руси, кто принял христианскую веру. Правила княгиня соответствующе – никто из подданных не мог пожаловаться на её несправедливость, жестокость или неразумность.

Такими же Ольга хотела видеть наследников, среди которых был и Владимир, будущий креститель Руси. Пока отец Владимира, князь Святослав, завоевывал новые земли, Ольга воспитывала в своих внуках уверенность, твёрдую волю и, главное, прививала представления о справедливости и честности. Больше всего она хотела, чтобы её дети и внуки придерживались христианской веры. Ведь Ольга на собственных ошибках узнала, каковы различия между разрушительным язычеством с его человеческими жертвоприношениями и созидающим, стойким христианством.

Владимир почти всё детство провёл в Киеве, рядом с бабушкой. В Ольге он, несомненно, видел не только заботливую и добрую старушку, но уверенную и мудрую правительницу. Он наблюдал за последствиями решений, которые принимала княгиня, и за радостью её подчинённых. Посещал маленький Владимир и храмы, возведённые греками по просьбе Ольги. Детские впечатления не могли не отложиться в душе будущего великого князя. Он с благодарностью впитывал всё, что рассказывала внукам бабушка.


Равноапостольный князь Владимир — креститель Руси. Художник Юлия Горяная.

Воспитание Ольги действительно не прошло даром для Владимира. Правда, сначала он не был идеальным правителем. Воцарившись в Киеве, он возгордился и пошёл по стопам отца и стал приносить жертвы Перуну. Однако князь быстро понял, что это гибельный путь и что Ольга не зря отринула ложную языческую веру. Только спустя годы Владимир смог по достоинству оценить проницательность своей бабушки. И когда он выбирал, в какую веру креститься самому и крестить свой народ, её пример сыграл не последнюю роль.

По легенде, Владимир выслушал послов разных вероисповеданий – иудеев, мусульман, католиков… Больше всего ему приглянулись православные греки. Однако князь спросил совета у бояр, кто им по душе. «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей», — сказали бояре. Тогда у Владимира не осталось сомнений.

Все слышали истории о Крещении Руси в 988 году и Владимире Красно Солнышко. Но мало кто задумывается о том, какую роль в этом сыграла его бабушка – княгиня Ольга. Сегодня и внук князь Владимир и бабушка княгиня Ольга почитаются Православной церковью как святые. А ведь у каждого из нас есть бабушки и дедушки, и они занимают не последнее место в нашей жизни. Они нянчатся с нами, наставляют и внушают доброе отношение к жизни – совсем как когда-то княгиня Ольга своему внуку Владимиру. И в каждом великом человеке — в каждом из нас — обязательно есть частичка того, что с любовью заложили бабушки и дедушки.

Смерть и прославление во святых

Свою жизнь великая киевская княгиня закончила от старости и болезней, а не от предательских козней неприятеля. Осаждённая печенегами в Киеве, Ольга послала гонца к своему сыну, который находился в походе. Вернувшись с войсками и разгромив варваров, Святослав вынужден был остаться и сменить мать на княжьем престоле, так как та поведала о приближающейся смерти. Отошла к Господу равноапостольная Ольга 11 июля 969 года в своей постели. Современники утверждают, что тело её долго оставалось нетленным.

Позднее княгиню канонизировали в лике святых. Доподлинно неизвестно, как выглядела Ольга при жизни, но если верить описанию летописцев и современников, она обладала неземной красотой. Современным учёным удалось с помощью изучения мощей святой создать примерный её портрет.

Опираясь на факты деятельности и правления княгини Ольги, можно уверенно утверждать, что она была сильной, умной и мудрой правительницей. Проведённые ею важные реформы дали державе стремительное развитие во многих направлениях и отраслях. Интересные факты из её жизни также это подтверждают, а усилия в становлении христианства сводят на нет все нелицеприятные для современной истории пункты биографии княгини. Свой яркий след правительница оставила в совершенно разных областях, среди которых:

  • политика;
  • религия;
  • культура.

О жизни киевской княгини написано немало книг и снято множество документальных и художественных фильмов, характеризующих её и как личность, и как правителя. Также изданы духовные труды, посвящённые святой. Вот лишь малая часть того, где упоминается равноапостольная Ольга:

  • балет «Ольга»;
  • фильм «Князь Владимир»;
  • книга Олега Пануса «Властью единые»;
  • книга Бориса Васильева «Ольга, королева русов».

Историки и церковь единогласно признают, что правление княжны вывело народ Киевской Руси на новый этап развития, а историческая поездка в Византию, где Ольга решила креститься, положила начало принятия христианства русским народом.

Факты о характере княгини

Веяния, культура и традиции того времени не позволяли правителям быть бескостными и мягкотелыми. Суровые языческие правила и образ жизни рождали стойких и жестоких людей, не считающихся с жизнью и интересами своих противников. Но княгиня априори не была слабовольной и беспомощной, ведь жизнь закалила и многому научила её ещё до наделения браздами правления государством.

Опасаясь за жизнь своего ребёнка, которого могли убить либо претенденты на трон, либо древляне, желавшие обезглавить своего закоренелого и более сильного врага — Киевскую Русь, княгиня действовала быстро и хладнокровно, проявив всю твёрдость своего характера, а порой даже жестокость. Но кровожадностью в те времена никого нельзя было удивить. Руководствуясь правом кровной мести, которая поддерживалась традициями этой эпохи, Ольга привела в исполнение свой хитроумный план.

Древляне, воспользовавшись смертью князя Игоря, послали к Ольге гонцов с предложением свадьбы. Это должно было прекратить извечную вражду между двумя землями, однако новая правительница и убитая горем вдова задумала отомстить за своего мужа. Она с почестями приняла сватов у себя, не дав им ничего заподозрить. Усыпив бдительность гостей, она приказала схватить и заживо закопать их вместе с ладьёй, на которой прибыли. Княгиня хотела показать древлянам, что месть за убитого мужа будет намного страшнее и мучительнее.

Но это была лишь малая часть задуманного. Расправившись с первыми посланниками, Ольга отправила гонца в стан врага с требованием прислать ей подобающих сватов. В ответ древляне снарядили в столицу Руси своих лучших мужей, дабы выразить этим признание царице. Гостей приняли в городе с почестями. Прибывших отправили в баню перед приёмом у княгини, где те были заперты и сожжены заживо. Так новоиспечённая правительница лишила своего врага лучших его представителей и сильнейших воинов.

Долгое регентство

Ольга была правительницей де-факто, но не де-юре. После смерти в 945 году мужа Игоря она стала всего лишь регентшей при малолетнем сыне Святославе

Некоторые источники утверждают, что тому было 3 года, но это сомнительно; важно одно: он был неспособен к самостоятельному правлению. А последний документированный факт участия Ольги в государственных делах датирован 968 годом

Святослав в это время уже не только взрослый, но и бывалый вояка, а мать руководит обороной Киева от печенегов, пока ее сынок грабит болгар.

Следовательно, Ольга фактически была не только регентшей, но и соправительницей Святослава. Этот князь совершенно не интересовался внутренним устройством государства и охотно спихивал такие дела на мать.

Предпосылки крещения Руси

Княжна Ольга, будучи мудрой правительницей, понимала, что ее забот о жизни государства недостаточно для того, чтобы окончательно объединить страну. Она все еще состояла из разрозненных частей как территориально, так и духовно — народ поклонялся разнообразным языческим богам.

В второй половине 10-го века Русь оставалась государством, где княжеская власть не была прочной, она удерживалась только с использованием военной силы. Чтобы ее укрепить, было необходимо создавать централизованное государство. Пестрота верований, в числе других причин, мешала этому процессу. Нужна была общегосударственная идеология.

Говоря об Ольге и крещении Руси, нельзя забывать, что многие из соседей, окружавших Древнюю Русь, уже определились с общей религией. Чтобы выделиться среди прочих «варварских» народов, нужно было повышать авторитет Киевского государства. А также следовало налаживать более прочные связи с христианским миром. Ольга понимала это и так же, как и позднее ее внук Владимир Святославович, присматривалась к различным религиям. Она стала подумывать о византийской вере. С чем это было связано? Выбор этот нельзя назвать случайным.

Святая Ольга – биография

Замуж за киевского князя Игоря девушка вышла в юном возрасте. После его смерти правление Киевским государством перешло в руки Ольги, поскольку их общему сыну Святославу было только три года. До конца своих дней княгиня занималась внутренними делами Руси. Есть несколько фактов ее жизни:

  1. Споры, касающиеся происхождения княгини, не утихают уже много лет, и существует несколько версий. Норманисты, считают, что в ее жилах текла варяжская кровь, а еще есть предположение, что она была славянкой.
  2. Считается, что святая Ольга была виновной в смерти своего мужа из-за того, что она повысила размер дани и люди отказались платить. Она длительное время мстила древлянам, что они лишили ее супруга жизни.
  3. Она была первой из правителей Руси, ставшая христианкой и во время обряда крещения ей было дано имя Елена.
  4. Святая княгиня Ольга пыталась склонить к вере своего сына, но он отказался, считая, что его не примет дружина.
  5. Известна точная дата смерти – 24 июля и похоронили ее по христианским обычаям, а ее внук равноапостольный князь Владимир перенес ее нетленные мощи в церковь в Киеве.
  6. Общецерковное прославление произошло в 1547 году.
  7. Считают святую покровительницей женщин, которые лишились мужа, и новообращенных христиан.
  8. Почитают Ольгу, как в католической, так и в православной церкви.

Правление

В момент, когда древляне убили мужа Ольги, Игоря, их сыну Святославу было всего три года. Женщина была вынуждена взять власть в свои руки, пока сын не вырастет. Первое, что сделала княгиня – отомстила древлянам.

Они сразу после убийства Игоря прислали к Ольге сватов, которые уговаривали ее выйти замуж за их князя – Мала. Так древляне хотели объединить земли и стать самым большим и могущественным государством того времени.

Первых сватов Ольга закопала живьем вместе с ладьей, убедившись, что они понимают, что их смерть страшнее смерти Игоря. Малу же княгиня отправила сообщение, что достойна лучших сватов из сильнейших мужей страны. Князь согласился, и этих сватов женщина закрыла в бане и сожгла живьем, пока они мылись для встречи с ней.

Позже княгиня приехала с малочисленной дружиной к древлянам, чтобы по традиции справить тризну на могиле супруга. Во время тризны Ольга опоила древлян и велела солдатам рубить их. В летописях указывается, что древляне тогда потеряли пять тысяч бойцов.

В 946 году княгиня Ольга пошла в открытый бой на землю древлян. Она захватила их столицу и после долгой осады, применив хитрость (с помощью птиц, к лапам которых были привязаны зажигательные смеси), сожгла весь город. Часть древлян погибла в сражении, остальные покорились и согласились платить дань Руси.

Так как выросший сын Ольги большинство времени проводил в военных походах, власть над страной была в руках княгини. Она провела много реформ, включая создание центров торговли и обмена, которые позволили проще собирать подать.

Благодаря княгине на Руси зародилось каменное строительство. Посмотрев на то, как легко горят деревянные крепости древлян, свои дома она решила построить из камня. Первыми каменными зданиями в стране стали городской дворец и загородный дом правительницы.

Ольга установила точный размер налогов с каждого княжества, дату их выплаты и периодичность. Назывались они тогда «полюдья». Все подвластные Киеву земли были обязаны его платить, и в каждой административной единице государства был назначен княжеский администратор — тиун.

В 955 году княгиня решила принять христианство и крестилась. Согласно одним источникам, она крестилась в Константинополе, где ее лично крестил император Константин VII. Во время крещения женщина приняла имя Елена, но в истории по-прежнему больше известна как княгиня Ольга.

Она вернулась в Киев с иконами и церковными книгами. Первым делом мать захотела крестить своего единственного сына Святослава, но тот лишь насмехался над теми, кто принимал христианство, но никому не запрещал.

За время правления Ольга построила десятки храмов, включая монастырь в родном Пскове. Княгиня лично отправилась на север страны, чтобы крестить всех желающих. Там она уничтожала все языческие символы и ставила христианские.

Дружинники с опаской и неприязнью отнеслись к новой религии. Они всячески подчеркивали свою языческую веру, старались убедить князя Святослава в том, что христианство ослабит государство и его необходимо запретить, но он не хотел перечить матери.

Ольга так и не смогла сделать христианство основной религией. Дружинники победили, и княгине пришлось прекратить свои походы, закрывшись в Киеве. Она воспитывала сыновей Святослава в христианской вере, но не решилась крестить, опасаясь гнева сына и возможного убийства внуков. Она тайно держала при себе священника, чтобы не давать повода для новых гонений людей христианской веры.

В истории нет точной даты, когда княгиня передала бразды правления государством своему сыну Святославу. Он часто был в военных походах, поэтому, несмотря на официальный титул, страной правила Ольга. Позже княгиня отдала сыну власть на севере страны. А, предположительно, к 960 году он стал правящим князем всей Руси.

Влияние Ольги будет ощущаться во время правления ее внуков Ярополка Святославича и Владимира Святославича. Они оба были воспитаны бабушкой, с младенчества привыкли к христианской вере и продолжили становление Руси на путь христианства.

Начало правления

Князь киевский Игорь очень много времени проводил в военных походах, совершая набеги на соседние земли. Супруги часто находились порознь и долгое время жили раздельно. Существует мнение, что в разных землях у Игоря было ещё несколько жён, но для того времени это было обыкновенным делом. Несмотря на это, наследника Рюриковичам подарила только княгиня Ольга.

В одном из набегов на соседние древлянские земли князь Игорь был подло убит

Летописи говорят, что основными причинами его смерти стали неосторожность и жадность. Уже возвращаясь из удавшегося похода с награбленным, опьянённый своим успехом Рюрикович решил вернуться в одну из деревень, дабы удвоить полученные богатства

Но древляне, узнавшие о малочисленном отряде князя, подстерегли его и вероломно убили.

По праву наследования власть перешла к сыну Игоря — Святославу, но в силу его юного возраста фактическое управление государством досталось Ольге. История знает множество примеров того, когда власть и бразды правления доставались женщинам, но далеко не все могли распорядиться этим правильно, удваивая мощь и процветание своего государства.

Имя и прозвище

Имя

Русское имя Ольга произошло, вероятно, от скандинавского имени Helga, мужская форма — Helge или Helgi, что изначально означало «святой» (на протошведском — Hailaga), «обладающий даром исцеления». По смыслу это имя близко славянским княжеским именам Святополк и Святослав (женский вариант — Святослава). По одной из гипотез, Helgi или Helga было не имя, а скандинавское прозвище или особый титул князя или княгини (который, в рамках той же гипотезы, носил также князь Олег Вещий и мог носить князь Игорь I Старый), хотя распространённость данного имени в Скандинавии и наличие славянских аналогов свидетельствует о том, что достаточно рано оно стало обычным популярным именем. Родство имён Ольги и Вещего Олега привело к предположениям об их кровном родстве: Типографская летопись конца XV века и более поздний Пискаревский летописец сообщают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега: «Нѣцыи жє глаголютъ, ѩко ѻльгова дщєри бѣ ѻльга». В рамках этой версии, Олег, как опекун Игоря, намеренно поженил его на Ольге для упрочения своего влияния.

Имя указывает на весьма вероятное скандинавское происхождение Ольги. Согласно «Повесть временных лет», Ольга была родом из Пскова (др.-рус. Плесковъ, Пльсковъ). Житие святой великой княгини Ольги утверждает, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км выше Пскова по реке Великой. В Житии имена родителей Ольги не указаны, но утверждается, что они были незнатного рода, «ѿ ѩꙁыка варѧжска» (из народа варягов). Впрочем, нельзя исключать, что она была, скажем, дочерью варяга и славянки, что очень часто имело место на Руси.

Известно древнечешское имя Olha, что даёт сторонникам антинорманизма основание говорить о славянском происхождении Ольги. При этом замену начального «О» на «Э» в греческой передаче Элга в византийских источниках объясняют по типу славянских именных пар Осень=Есень, Олень=Елень. В связи с этим интересно, что при крещении Ольга получила созвучное имя Елена, хотя по всей видимости, этоо связано с тем, что её, по сообщению летописи, лично крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом Феофилактом: «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I».

Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги и об её изначальном славянском имени:

Прозвище

Прозвище Мудрая было присвоено Ольге в работах историков XIX—XX веков на основе летописных эпитетов. «Новый Владимирский Летописец» конца XV века пишет о ней «вельми мудра», а спорная Иоакимовская летопись говорит о «мудрости» Ольги. Более известен отрывок их Повести временных лет, где вернувшиеся из Константинополя руские посланники убеждают князя Владимира принять именно православное христианство:

Согласно летописи, именно этот аргумент окончательно убедил Владимира принять крещение.

Княжеский титул

В летописи чаще всего Ольгу называют либо по просто по имени, либо княгиня Ольга (именно так её называют в большинстве светских текстов по истории). Также её называют с употреблением земельного титула — Ольга Киевская.

Канонический титул

После канонизации Ольга стала известна как Ольга Святая, а с 1547 года — как Ольга Равноапостольная (святая равноапостольная княгиня Ольга). Как святая она также известна с титулом Ольга Псковская, что отражает её происхождение и особое почитание в Пскове (входит в Собор Псковских святых, а также в Соборы Киевских и Волынских святых).

Правительница Руси

Нет, не этот образ являет нам сегодня храмовая икона. Святая Ольга родится позже из купели константинопольской, а тогда перед племенами и народами, населявшими Древнюю Русь, предстала сильная и беспощадная правительница, явившая в себе мощь, достойную выдающегося государственного мужа. И с трудом, но покорились ей подданные.

Добилась мудрая княгиня укрепления своей централизованной власти, разделив подвластные ей земли на «погосты» – отдельные районы, в которых поставила воевод, да каждому из них ввела оброк, собирать который посылала вооружённые отряды. Само название «погосты», как считается, произошло от этих самых «гостей», никогда не уезжавших с пустыми руками. Накладно было людям, но зато казне в достаток, а значит, и государству на пользу.

И направляемая твёрдой рукой многомудрой правительницы Русь всемерно укреплялась. Развивалась экономика, а вместе с тем появлялись и новые города. С каждым годом подрастал и юный князь Святослав, которому по достижении положенных лет предстояло взять в свои руки правление государством.

В чем помогает икона святой Ольги?

Образ княгини для православных верующих имеет большое значение, поскольку она способствовала духовному развитию целого народа. Святая Ольга, икона которой есть во многих церквях, помогает людям в разных ситуациях:

  1. Обращаются к ней за помощью матери, чтобы оградить своих детей от неправильных решений и разных проблем.
  2. Поможет святая Ольга пережить сложные периоды в жизни, когда руки опускаются, и вера начинает угасать.
  3. Образ может служить мощным оберегом для дома и всей семьи, который будет «отталкивать» злые силы, разный негатив и беды.
  4. Молитвы перед ликом святой помогают верующему человеку обрести житейскую мудрость и научиться правильно принимать решения в жизни.
  5. Святая способствует укреплению веры в сердце человека.
  6. Есть свидетельства, что Ольга помогала решить проблемы в личной жизни и возникшие конфликты, а еще найти правильный выход в запутанных ситуациях.

Месть древлянам

Согласно «Повести временных лет» причиной убийства князя племенем древлян стало его желание повторно взять дань. А через короткое время Ольга встречала послов князя Мала, достаточно цинично предлагавших ей выйти замуж за древлянского правителя. Месть княгини была продуманной, абсолютно хладнокровной:

первых древлянских послов она велела заживо похоронить;

Летописец сухим, как бы теперь сказали, «репортерским» стилем сообщает: «И, склонившись к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их».

  • второе посольство люди княгини сожгли в бане, где им предложили помыться перед приемом;
  • третий этап отмщения наступил, когда княгиня сама отправилась к древлянам – якобы для брака с их князем; во время тризны по Игорю она велела своим людям перебить знатнейших из врагов;
  • наконец, она открыто пошла войной на непокорных, уничтожая поселения, казня жителей.

Интересный фактИзвестен летописный рассказ о том, что Ольга сожгла древлянский город Искоростень, сначала взяв с него символическую «дань» птицами (воробьями, голубями), а затем пустив птиц обратно с привязанной к их ногам горящей паклей

Современные историки, например, исследователь древнерусского летописания И.Н.Данилевский, обращают внимание на то, что подобные рассказы содержатся по крайней мере в нескольких скандинавских сагах того времени

Кроме того, эти рассказы имеют важную для летописца-христианина библейскую параллель: подобным образом уничтожил поля врагов Самсон, когда «поймал триста лисиц, и взял факелы, и связал хвост с хвостом, и привязал по факелу между двумя хвостами; и зажег факелы, и пустил их на жатву Филистимскую, и выжег и копны и нежатый хлеб, и виноградные сады и масличные» (Суд. 15:4-6). Таким образом, летописец скорее передает суть события, которая состоит в наказании врагов согласно языческим обычаям, а не собственно исторический факт.

Исторически известно: древляне, жившие недалеко от Киева, практически последними приняли христианство после начала Крещения Руси. Они не только не верили святости княгини, но полагали: новая вера – и есть то, что она принесла на их землю: кровь, страдания.

«Святая Ольга». Эскиз к мозаике Н. К. Рериха. 1915 год

Кратко о содержании основных событий

Путешествие в Византию и крещение в Константинополе

В 955/957У Константина Багрянородного в сочинении «О церемониях»дата визита обозначена 957-м годом. году Ольга отправилась в столицу Византии, знаменитый Царьград-Константинополь, который так и не смог взять штурмом её муж Игорь Рюрикович.

Согласно летописям она согласилась пройти крещение (обряд перехода в христианство) только при условии, что крёстным отцом должен был быть сам император Византии Константин VII Багрянородный.

Несмотря на достигнутые договорённости, на следующий год прибывшим от императора послам Ольга отказала в предоставлении русских войск для греческих войн, предлагая императору также долго прождать приёма у неё, как это пришлось сделать княгине в гавани Константинополя. Ольга понимала, что её подрастающему сыну сильные воины и ресурсы пригодятся не меньше чем предприимчивым грекам.

Княгиня Ольга(Крещение)Худ. С. А. Киррилов

Привлечение миссионеров из Германии

Продвижение новой религии среди подвластных ей восточных славян всречало сопротивление, поэтому в 959 году Ольга направила к германскому королю Оттону I посланников с просьбой прислать епископа в помощь:

Убеждённому язычнику Святославу Игоревичу исполнилось 18 лет в 960 году, и миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу, как о том сообщается в под 962-м годом:

Адальберт Магдебургский. Рисунок 1830 года

Осада Киева печенегами

Последним из внешнеполитических событий в которых приняла участие княгина Ольга была осада Киева печенегами в 968 году. Во время нахождения киевского князя Святослава на Дунае, где он вёл кампанию против Болгарского царства, эти кочевые племена вторглись на Русь и осадили её столицу, а Ольге вместе с детьми Святослава пришлось укрыться за высокими стенами.

Видя, что после долгой осады люди измождены отсутствием воды и пищи, княгиня через храброго юношу, успешно пробравшегося сквозь стан печенегов, передала стоявшему на другой стороне днепра воеводе Претичу, что сдаст город наутро, если он не снимет осаду. Воевода принял решение переправиться через реку и вывезти хотя бы семью Святослава, чтобы избежать гнева князя.

Увидев высаживающихся с кораблей воинов, печенеги приняли их за вернувшегося князя и сняли осаду. Сам лидер кочевников приехал на переговоры и спросил Претича, не он ли киевский князь, на что получил ответ о скором прибытии Святослава вместе с большим войском и предложил перемирие.

Великодушный поступок молодого киевлянинаХуд. Б.А. Чориков, 1836

Получив известие об осаде Киева, Святослав быстро вернулся домой и прогнал кочевников, однако мать долго укоряла его за оставление города и собственных детей без защиты.

Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев.Худ, И. А. Акимов, 1773

Деятельность правительницы

Казалось, что месть уже совершена, но княгиня видела всё в долгосрочной перспективе и не могла больше подвергать себя и Святослава смертельной опасности от набегов со стороны древлян. Она собрала немногочисленную дружину и отправилась в стан врага самолично, дабы внушить им, что её устраивают выдвинутые условия мира. В честь этого события сторонами было устроено большое празднество. Опоив оппонентов, Ольга отдала приказ своим воинам уничтожить древлян. Количество изрубленных киевлянами противников достигало пяти тысяч.

Не давая врагу опомниться, княгиня предприняла военный поход на древлянскую столицу, город Искоростень. Кстати, в этом походе участвовал и малолетний Святослав. Осадив со своей дружиной стены Искоростеня, княгиня предприняла несколько попыток штурма, не увенчавшихся успехом. Но и тут Ольгу не подвела смекалка. Приказав выловить всех голубей и воробьёв, она привязала к их лапкам горящие тряпочки и выпустила в город. Возвращавшиеся в свои гнёзда птицы устроили в крепости пожар, уничтоживший её практически до основания. Так завершилась месть княгини Киевской за своего мужа.

Благодаря этому Ольга проявила все свои сильные стороны, упрочив положение среди воинов и простого народа. Далее следовало несколько лет успешного княжения, перемежавшегося немногочисленными и успешными походами на ближайших соседей. Своей политикой княгине удалось:

  • подчинить себе близлежащие владения;
  • устроить относительно развитую систему управления и сбора налогов.

Теперь каждая область в годы правления Ольги обязана была платить дань в определённом размере и в установленную дату, что не только усиливало экономическое благосостояние Киева, но и не нарушало развитие облагаемых налогом земель.

Можно сказать, что Ольга впервые применила и ввела в обращение усовершенствованную налоговою систему, позволившую ускорить развитие Киевской Руси и принадлежащих ей земель. Во многих учебниках по истории не уделяют должного внимания характеру и воле княгини Ольги, краткая биография которой опускает кровавую месть древлянам.

Месть княгини Ольги древлянам

Княгиня Ольга правила Древнерусским государством в течение 15 лет и была ярким, мудрым и очень решительным человеком.

Историки не смогли точно установить год рождения Ольги, известно только, что она руководила Русью с 945 по 960 год, а умерла в возрасте около 80 лет. Считается, что Ольга родилась в небольшой деревне Выбуты в семье простолюдинов.

Есть легенда о том, что юная Ольга была перевозчиком на реке, то есть помогала людям переправиться на лодке с одного берега реки на другой. Там она и повстречала князя Игоря, которому она очень понравилась. Князь взял Ольгу в жены, она стала княгиней и стала жить в княжеском дворце в Киеве. Вскоре у них родился сын Святослав. Но потом князя Игоря убили воины племени древлян, у которых Игорь собирал дань. Сын князя был еще совсем маленьким, поэтому главной правительницей стала Ольга.

Ольга очень горевала из-за смерти мужа и решила отомстить древлянам. Исторические книги донесли до наших дней рассказы о том, что безутешная Ольга мстила древлянам четыре раза, желая наказать их и заставить покориться.

Сразу после убийства князя Игоря древлянский князь Мал решил сам жениться на Ольге и прислал к ней послов. Они прибыли в Киев на лодках по реке. А Ольга приказала вырыть огромные ямы, бросить послов в эти ямы прямо вместе с лодками и закопать заживо. Это была первая месть Ольги.

Вскоре в Киев опять прибыли послы от древлян. Ольга хитростью заманила их в баню, а баню подожгли. Это была вторая месть Ольги.

Но на этом княгиня не успокоилась. Она сама направилась в столицу древлян и предложила устроить поминальную трапезу по своему погибшему мужу. Напоив врагов допьяна, она приказала своему войску изрубить их мечами. Это была третья месть Ольги.

Некоторое время спустя Ольга снова собрала своих воинов и отправилась к древлянам. Древляне обороняли свою столицу и Ольге никак не удавалось завоевать этот город. И тогда она опять решила их обмануть. Она сделала вид, что больше не хочет завоевывать древлян и мстить за мужа, а просит только чтобы каждый двор во вражеском городе поймал для нее по 3 голубя и столько же воробьев. Жители города быстро изловили птиц и отдали Ольге. А с наступлением ночи Ольга велела своим людям привязать к лапе каждой птицы солому, ткань или ветку и поджечь. Воины так и сделали. Испуганные голуби и воробьи улетали обратно в древлянский город и горящая на их лапах солома и ветки принесли туда страшный пожар. Много жителей погибло, других взяли в плен и продали в рабство. Это была четвертая месть Ольги.

В исторических летописях есть информация о том, что в середине своего правления Ольга приняла христианство. До этого все правители Руси были язычниками. Ольга построила в Киеве много христианских храмов и пыталась приобщить к этой вере народ и собственного сына. Сын Ольги Святослав так и не стал христианином, но ее внук Владимир сделал христианство главной религией Руси.

В 16 веке церковь признала княгиню Ольгу святой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector