787,какие древние летописи по истории руси исторические?

Летопись как жанр древнерусской литературы (характеристика, особенности, примеры)

Летопись представляет собой ведущее жанровое направление древнерусского литературного творчества XI-XII веков, сложившееся в форме самобытного исторического повествования.

Главной тематикой повествовательного летописного содержания является изображение исторического события, включающего в себя походы, сражения, воинские подвиги князей, их руководящая деятельность, княжеские междоусобицы и дипломатические отношения с зарубежными государствами, описание значительных природных явлений (засуха, солнечное затмение, дождливый сезон), основание и строительство церковных, монастырских учреждений, городов, княжеских палат и жизнеописание святых, а также хвалебные речи и поучительные тексты.

Для отображения широкой по объему тематики древними летописцами используются различные источники и представляющие собой народные сказания, легенды, жития святых, княжеские жизнеописания, воинские повести, деловые документы. При этом написание летописного произведения не является простым соединением собранного материала, а представляет собой творческий процесс создателя в виде своеобразного свода, содержащего многочисленные исторические источники и литературные тексты.

Отличительной особенностью летописного творчества является его строгий порядок изложения текстового материала согласно годовому отрезку времени, то есть летопись пишется по годам (летам). Данный прием исследователями древнерусской литературы именуется погодной записью в форме сетки, являющейся древнейшим видом повествовательного процесса.

При создании произведения летописец должен соблюдать требования по полноте описания, а также излагать текст точно, конкретно, с точки зрения объективности и беспристрастности, используя в работе предыдущие летописи, дополнив, изменив их, вставив собственное видение происходящих исторических событий.

Какое произведение мы называем памятником древнерусской литературы?

Фото с сайта 5.firepic.org

«Слово о полку Игореве» 1185-1188 годов считается главным памятником древнерусской литературы, описывающее не столько эпизод из русско-половецких войн, сколько отражает события общерусского масштаба. Неудавшийся поход Игоря 1185 г. автор связывает с усобицами и призывает к объединению ради спасения своего народа.

Источники личного происхождения – это разнородные словесные источники, которые объединяет общее происхождение: частная переписка, автобиографии, описание путешествий. Они отражают непосредственное восприятие автором исторических событий. Такие источники впервые возникают еще в княжеский период. Это воспоминания Нестора-летописца, например.

В XV веке наступает период расцвета летописания, когда сосуществуют объемные летописи и короткие летописцы, повествующие о деятельности одного княжеского рода. Возникают два параллельных направления: точка зрения официальная и оппозиционная (церковь и княжеские описания).

Здесь следует сказать о проблеме фальсификации исторических источников или создании никогда раньше не существовавших документов, внесения поправок в подлинные документы. Для этого вырабатывались целые системы методов. В XVIII веке интерес к исторической науке был всеобщим. Это повлекло появление большого количества фальсификата, представляемого в эпической форме и выдаваемого за оригинал. В России возникает целая индустрия по фальсификации древних источников. Сгоревшие или утраченные летописи, например «Слово», мы изучаем по сохранившимся копиям. Так были выполнены копии Мусиным-Пушкиным, А. Бардиным, А. Суракадзевым. Среди наиболее загадочных источников числится «Велесова книга», найденная в имении Задонских в виде деревянных дощечек с нацарапанным на них текстом.

Древнерусская литература XI – XIV веков – это не только поучения, но и переписывание с болгарских оригиналов или перевод с греческого огромного количества литературы. Проделанная масштабная работа позволила древнерусским книжникам за два века познакомиться с основными жанрами и литературными памятниками Византии.

Общие черты известных летописей

1) Если вспомнить, что такое летопись, то можно догадаться, почему этот жанр литературы получил такое название. Дело в том, что вместо слова «год» авторы использовали слово «лето». Каждая запись начиналась со слов «В лето», далее следовало указание года и описание события. Если с точки зрения летописца ничего значительного не произошло, то ставилась помета – «В лето ХХХХ бысть тишина». Полностью пропустить описание того или иного года летописец не имел права.

2) Некоторые русские летописи начинаются не с возникновения Российского государства, что было бы логично, а с сотворения мира. Таким образом летописец стремился вписать историю своей страны в общечеловеческую историю, показать место и роль своей родины в современном для него мире. Датировка также велась от сотворения мира, а не от Рождества Христова, как мы делаем сейчас. Промежуток между этими датами равен 5508 годам. Поэтому запись «В лето 6496» содержит описание событий 988 года – Крещение Руси.

3) Для работы летописец мог использовать труды своих предшественников. Но он не только включал оставленные ими материалы в свое повествование, но и давал им свою политическую и идеологическую оценку.

4) От других жанров литературы летопись отличается особой стилистикой. Авторы не использовали никаких художественных приемов для украшения своей речи. Главным для них были документальность и информативность.

Реконструкция

Реставрационные работы в пирамиде Джосера. \ Фото: pinterest.com.

Проект по восстановлению пирамиды Джосера до её былой славы занял в общей сложности четырнадцать лет и несколько раз срывался. В 2011 году в Египте вспыхнули политические беспорядки после того, как народные восстания привели к свержению президента. Впоследствии работы над пирамидой были приостановлены и не возобновлялись до конца 2013 года.

Реставрация столкнулась с дальнейшим вниманием, когда Высший совет по древностям Египта был обвинён в найме фирмы, которая не имела опыта работы с древними памятниками. Некоторые эксперты даже утверждали, что ремонт фактически подрывал структурную целостность египетской пирамиды

По сей день некоторые подземные камеры всё ещё находятся под угрозой обрушения.

К какому веку относится древнерусская литература

Первые древнерусские письменные источники датируются IX веком. Древнерусское государство Киевская Русь занимало почетное место среди других Европейских государств. Письменные источники способствовали укреплению государства и его развитию. Завершается Древнерусский период в XVII веке.

Периодизация древнерусской литературы.

  1. Письменные источники Киевской Руси: период охватывает XI век и начало XIII века. В это время основным письменным источником является летопись.
  2. Литература второй трети XIII века и конец XIV века. Древнерусское государство переживает период раздробленности. Зависимость от Золотой Орды на много веков назад отбросила развитие культуры.
  3. Конец XIV века, который характеризуется объединением княжеств северо-востока в одно Московское княжество, возникновением удельных княжеств, и начало XV века.
  4. XV – XVI века: это период централизации Русского государства и появление публицистической литературы.
  5. XVI – конец XVII века– это Новое время, на которое приходится появление поэзии. Теперь произведения выпускают с указанием автора.

Древнейшим из известных произведений русской литературы является Остромирово Евангелие. Свое название оно получило от имени новгородского посадника Остромира, который и заказал писцу диакону Григорию его перевод. В течение 1056 – 1057 гг. перевод был завершен. Это был вклад посадника в Софийский собор, возведенный в Новгороде.

Фото с сайта 5.firepic.org

Второе евангелие – Архангельское, которое написано в 1092 г. Из литературы этого периода много сокровенного и философского смысла скрыто в Изборнике великого князя Святослава 1073 г. Изборник раскрывает смысл и идею милосердия, принципов морали. В основу философской мысли Киевской Руси легли евангелия и апостольские послания. В них описывалась земная жизнь Иисуса, а также описывалось его чудесное воскресение.

Источником философской мысли всегда были книги. На Русь проникали переводы с сирийского, греческого, грузинского. Были также переводы из Европейских стран: Англии, Франции, Норвегии, Дании, Швеции. Их работы перерабатывались и переписывались древнерусскими книжниками. Древнерусская философская культура – это отражение мифологии, имеет христианские корни. Среди памятников древнерусской письменности выделяются «Послания Владимира Мономаха», «Моления Даниила Заточника».

Для первой древнерусской литературы характерна высокая выразительность, богатство языка. Для обогащения старославянского языка использовали язык фольклора, выступления ораторов. Возникло два литературных стиля, один из которых – «Высокий» торжественный, другой – «Низкий», который использовался в быту.

Жанры литературы

  1. жития святых, включают в себя жизнеописания епископов, патриархов, основателей монастырей, святых (создавались с соблюдением особых правил и требовали особого стиля изложения) – патерики (житие первых святцев Бориса и Глеба, игуменьи Феодосии),
  2. жития святых, которые преподносятся с иной точки зрения – апокрифы,
  3. исторические сочинения или хроники (хронографы) – краткие записи истории древней Руси, Русский хронограф второй половины XV века,
  4. произведения о вымышленных путешествиях и приключениях – хождения.

Жанры древнерусской литературы таблица

Фото с сайта 5.firepic.org

Центральное место среди жанров древнерусской литературы занимает летописание, которое развивалось веками. Это погодные записи истории и событий Древней Руси. Летопись представляет собой сохранившийся письменный летописный (от слова – лето, записи начинаются «в лето») памятник из одного или нескольких списков. Названия летописей случайно. Это может быть имя писца или название местности, где летопись записывалась. Например, Лаврентьевская – от имени писца Лаврентия, Ипатьевская – по названию монастыря, где летопись нашли. Часто летописание – это своды, соединившие в себе сразу несколько летописей. Источником для таких сводов были протографы.

Летопись, которая послужила основой подавляющего большинства древнерусских письменных источников, – «Повесть временных лет» 1068 года

Общей чертой летописания XII – XV веков является то, что летописцы уже не рассматривают политические события в своих летописях, а акцентируют внимание на нуждах и интересах «своего княжества» (Летопись Великого Новгорода, псковское летописание, летопись Владимиро-Суздальской земли, Московское летописание), а не события Русской земли в целом, как это было раньше

Новгородские летописи[править]

Летописи в Новгороде начались рано: в рассказе о крещении Новгорода видны следы записывания современников; ещё важнее известие: “преставися архиепископ Аким новгородский и бяше ученик его Ефрем, иже ны учаше”. Это мог сказать только современник. До нас дошло несколько новгородских летописных сборников – так называемые летописи I, II, III, IV, Софийская летопись, Супрасльская Летопись и сходная с нею, вошедшая в так называемую «Летопись Абрамки»; в этой последней драгоценны сведения о последнем времени независимости, прерываемые незадолго до падения Новгорода, а также «Летопись архангелогородская». Большая часть новгородских известий записаны при церквах и монастырях; в одном из летописных новгородских сборников (Новгородский II) есть указание, что “игумен смотрел в монастыре на Лисей Горе летописец”. Есть также несколько известий, принадлежащих, очевидно, частным лицам, которые могли быть занесены в списки готовых летописей или с полей рукописи, куда вносились в виде календарных заметок, или могли быть перенесены из каких-нибудь частных записок. Новгородские летописи отличаются (по замечанию С. М. Соловьева) особой сжатостью, слогом как бы деловым. Составители так дорожат временем (а может быть, и пергаментом), что пропускают слова: “а вы братия, в посадничестве и в князех”, говорит в летописи Твердислав, не добавляя “вольны” — и так поймут. Ни поэтических красок, ни драматических разговоров, ни обильных благочестивых размышлений — отличительных черт киевской летописи — нет в новгородских сводах; событий неновгородских в них мало, и те попали случайно.

Связь летописи с литературными и фольклорными жанрами

Особая стилистика, о которой было сказано выше, однако, не мешала летописцам периодически прибегать к устному народному творчеству или другим литературным жанрам. Древние летописи содержат элементы легенд, преданий, героического эпоса, а также житийной и светской литературы.

Обращаясь к топонимической легенде, автор стремился объяснить, откуда пошли названия славянских племен, древних городов и всей страны. Отголоски обрядовой поэзии присутствуют при описании свадеб и похорон. Для изображения славных русских князей и их героических деяний могли использоваться приемы эпоса. А для иллюстрации быта правителей, например, устраиваемых ими пиров, — элементы народных сказаний.

Житийная литература с ее четкой структурой и символикой давала летописцам и материал, и метод описания чудесных явлений. Они верили во вмешательство божественных сил в человеческую историю и отражали это в своих трудах. Элементы светской литературы (поучений, повестей и т.д.) авторы использовали для отражения и иллюстрации своих взглядов.

В ткань повествования также вплетались тексты законодательных актов, княжеских и церковных архивов, другие официальные документы. Это помогало летописцу дать наиболее полное представление о важных событиях. А что такое летопись, как не всеобъемлющее историческое описание?

Галицко-волынские летописи

С «Киевской» тесно связана «Волынская» (или галицко-волынская), ещё более отличающаяся поэтическим колоритом. Она, как можно предположить, была писана сначала без годов, а годы расставлены после и расставлены весьма неискусно. Так, мы читаем: «Данилови же приехавшю с Володимера, в лето 6722 бысть тишина. В лето 6723 Божиим повелением прислаша князи литовстии». Ясно, что последнее предложение должно быть соединено с первым, на что указывает и форма дательного самостоятельного и отсутствие в некоторых списках предложения «бысть тишина»; стало быть, и два года, и это предложение вставлены после. Хронология перепутана и применена к хронологии Киевской летописи. Роман убит в 1205 году, а волынская летопись относит его смерть к 1200 году, так как киевская оканчивается 1199 годом. Соединены эти летописи последним сводчиком, не он ли расставил и года? В некоторых местах встречается обещание рассказать то или другое, но ничего не рассказывается; стало быть, есть пропуски. Летопись начинается неясными намёками на подвиги Романа Мстиславича — очевидно, это обрывки поэтического сказания о нём. Оканчивается она началом XIV века и не доводится до падения самостоятельности Галича. Для исследователя летопись эта по своей сбивчивости представляет серьёзные затруднения, но по подробности изложения служит драгоценным материалом для изучения быта Галича. Любопытно в волынской летописи указание на существование летописи официальной: Мстислав Данилович, победив мятежный Брест, наложил на жителей тяжкую пеню и в грамоте прибавляет: «а описал есть в летописец коромолу их».

Некоторые редакции

  • Полное собрание русских летописей : Русский : Полное собрание русских летописей . — СПб .; М, 1843; М., 1989. — Т. 1–38.
  • Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М .; Л., 1950.
  • Псковские летописи.— М .; Л., 1941—1955. — Вып. 1–2.
  • Рассказы русских летописей XII — XIV вв. / Перевод и пояснения Т.Н. Михельсон. — М., 1968; 2-е изд. — М., 1973.
  • Рассказы русских летописей XV — XVII вв. / Перевод и пояснения Т.Н. Михельсон — М., 1976, г.
  • Севернорусский летописный свод 1472 года / Подг. текста и комм Я.С. Лурье; Перевод В.В. Колесова // Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XV века. — М., 1982. — С. 410–443, 638–655.

ЛЕТОПИСЕЦ НЕСТОР

Нестор-летописец (скульптура М. Антокольского).

Самый известный из русских летописцев — Нестор, монах Киевского Печерского монастыря, живший во второй половине XI — начале XII в.

Прекрасное мраморное изваяние Нестора сделано скульптором М. Антокольским. Нестор Антокольского не бесстрастный регистратор человеческих дел. Вот он зажал пальцами несколько страниц в разных местах книги: он ищет, сопоставляет, критически отбирает, размышляет… Да, таким и предстает перед нами этот талантливейший историк Европы XII в.

Нестор начал составлять летопись, будучи уже известным писателем. Он решил, кроме летопись — описания событий год за годом, — дать обширное историко-географическое введение к ней: о славянских племенах, возникновении Русского государства, о первых князьях. Введение начиналось словами: «Се повести времянных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Кыеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть». Позднее все произведение Нестора — и введение, и сама летопись — стало называться «Повестью временных лет».

Подлинный текст Нестора дошел до нас только в Отрывках. Он искажен позднейшими переделками, вставками и дополнениями. И все же мы можем приблизительно восстановить облик этого замечательного исторического труда.

Вначале Нестор связывает историю всех славян с мировой историей и яркими штрихами рисует географию Руси и пути сообщения из Руси в Византию, в Западную Европу и Азию. Затем он переходит к размещению славянских племен в отдаленное время существования славянской «прародины». С большим знанием дела рисует Нестор быт древних славян на Днепре примерно во II—V вв., отмечая высокое развитие полян и отсталость их северных лесных соседей — древлян и радимичей. Все это подтверждается археологическими раскопками.

Затем он сообщает исключительно важные сведения о князе Кие, жившем, по всей вероятности, в VI в., о его путешествии в Царьград и о жизни его на Дунае.

Начало «Повести временных лет» из Лаврентьевской летописи XIV в.

Нестор все время следит за судьбами всего славянства, занимавшего территорию от берегов Оки до Эльбы, от Черного моря до Балтики. Весь славянский средневековый мир не знает другого историка, который с такой же широтой и глубоким знанием мог бы обрисовать жизнь восточных, южных и западных славянских племен и государств.

Очевидно, центральное место в этой широкой исторической картине занимало возникновение трех крупнейших феодальных славянских государств — Киевской Руси, Болгарии и Великоморавской державы — и крещение славян в IX в., а также появление славянской письменности. Но, к сожалению, часть летописи, посвященная этим важным вопросам, сильнее всего пострадала при переделках и от нее остались только отрывки.

Труд Нестора был широко известен на протяжении многих столетий. Сотни раз переписывали историки XII—XVII вв. Несторову «Повесть временных лет», ставили ее в заглавной части новых летописных сводов. В эпоху тяжелого татарского ига и наибольшей феодальной раздробленности «Повесть» вдохновляла русских людей на освободительную борьбу, рассказывая о былой мощи Русского государства, о его успешной борьбе с печенегами и половцами. Даже имя Нестора стало почти нарицательным для обозначения летописца.

На протяжении веков потомки хранят память о талантливом историке-патриоте. В 1956 г. в Москве праздновалось 900-летие со дня рождения Нестора.

Общее представление об основных понятиях изучения летописных текстов

В качестве одной из основ изучения летописания выступает терминология. В настоящее время она считается недостаточно устойчивой. Это связно с тем, что ни одно из основных понятий, применяемых при изучении летописных текстов, не имеет строгого определения, поэтому различные текстологи понимают их по-своему. Напомним, что к числу таких основных понятий относятся:

  • летописный свод;
  • летопись;
  • летописец;
  • редакция летописи.

Современная текстология сильно нуждается в точной научной терминологии в сфере изучения летописей. Однако сейчас специалисты только стремятся достичь подобное состояние этой области научных знаний. Текущая неточность терминологии во многом вызвана самим характером явлений.

В частности, необходимо понимать, что летописи представляют собой дополнения и соединения предшествующего материала. Это означает, что все отечественные летописи стали результатом соединения и переработки предшествующего материала. Это стало причиной лишения границ отдельных памятников в истории летописания определённой чёткости.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Основные понятия: летописный свод, летопись, летописец, редакция летописи 400 руб.
  • Реферат Основные понятия: летописный свод, летопись, летописец, редакция летописи 280 руб.
  • Контрольная работа Основные понятия: летописный свод, летопись, летописец, редакция летописи 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость То есть отдельный летописный памятник может рассматриваться как часть более крупного летописного памятника. Однако в подобном соединении он подвергается со стороны летописцев различного рода переработкам. В результате у текстологов зачастую возникают вопросы о степени переработки летописного памятника. Эти вопросы зачастую могут оставаться без ответов, поэтому становится невозможным установить какие-то чёткие и определённые правила и термины.

Появление первой летописи в древней Руси. Так очём же всё-таки писал монах Нестор?

История летописи на Руси отходит в далёкое прошлое. Известно, что письменность возникла ещё до X века. Тексты писали, как правило, представители духовенства. Именно благодаря старинным писаниям мы знаем историю Руси. Но как называлась первая русская летопись? С чего все началось? Почему она обладает большим историческим значением?

Как называлась первая русская летопись?

Ответ на этот вопрос должен знать каждый из нас. Первая русская летопись называлась «Повесть временных лет». Написана она была в 1110-1118 годах в Киеве. Учёным-лингвистом Шахматовым было выявлено, что у нее были предшественники. Однако все равно это первая русская летопись. Называется она подтверждённой, достоверной. В повести описывается хроника произошедших событий за определенный период времени. Она состояла из статей, которые описывали каждый прошедший год на Руси.

Вообще автором считается монах Нестор.

Примечательно то, что Нестор, как автор, упоминается только в поздних версиях повести, но он по логики вещей является первым в истории летописцем. Работал он в Киево-Печерском монастыре. Монах описывал события от библейского времени и до 1117 года. Название первой русской летописи- это первые строки летописи. онах Нестор.

У летописи были копии, сделанные после Нестора, которые смогли дойти до наших дней. Они не сильно отличались между собой. Сам оригинал был утрачен. По версии Шахматова, летопись переписывалась уже спустя всего несколько лет после её появления. В нее вносили большие изменения. В XIV веке монах Лаврентий переписал творение Нестора, и именно эта копия считается наиболее древней, которая дошла до нашего времени.

Я прочитал множество информации в литературе, о том, откуда брал Нестор информацию для своей летописи. Ещё я нашёл в источниках информацию, о том, что описывал Нестор, после 852 года считается переписанным. Историки предполагают, что монах описывал благодаря преданиям людей и письменным источникам в монастыре.

Содержание летописи

В «Повести временных лет» описывалось все: начиная от точных событий и заканчивая библейскими преданиями. Целью создания было написать хронику, запечатлеть события, восстановить хронологию, чтобы понять, откуда берут корни русские люди, как образовалась Русь. Нестор писал, что славяне появились давно от сына Ноя. Всего у Ноя их было трое. Они разделили между собой три территории. Одному из них — Иафету досталась северо-западная часть. Затем идут статьи о князьях, восточнославянских племенах, которые произошли от «нориков». Именно тут упоминается Рюрик с его братьями. Про Рюрика говорится, что он стал правителем Руси, основав Новгород. Это объясняет то, почему есть очень много сторонников нормандской теории происхождения князей от Рюриковичей, хотя фактических подтверждений нет!

На мой взгляд, Повесть временных лет» имеет большое значение в наши дни. Это — один из главных исторических источников, по которому историки занимаются исследованиями. Благодаря ей восстановлена хронология того периода.

Источник

Кто виноват в путанице

То, что мы называем «Повестью временных лет», существует сегодня исключительно внутри других источников, причём в трёх редакциях: Лаврентьевской летописи (от 1377 года), Ипатьевской (XV столетие) и Хлебниковском списке (XVI век).

Но все эти списки – по большому счёту, лишь копии, в которых Начальная летопись предстает в совершенно разных вариантах. Начальный свод в них просто тонет. Учёные связывают это размывание первичного источника с неоднократным и отчасти некорректным его использованием и редактированием.

Иными словами, каждый из будущих «соавторов» Нестора (или какого-то другого печёрского инока) рассматривал этот труд в контексте своей эпохи: вырывал из летописи только то, что привлекало его внимание, и вставлял в свой текст. А что не нравилось, в лучшем случае, не трогал (и историческая фактура терялась), в худшем – переиначивал информацию так, что сам составитель его бы не узнал

«Повесть временных лет»: жанр

Дмитрий Лихачев писал об анфиладном, или ансамблевом, характере построения древнерусских памятников письменности. Это отличительное свойство практически всех произведений, написанных в эпоху Киевской Руси, – отдельно взятый текст мыслится как потенциально открытый для включений из других источников. Так, когда задание требует «укажите жанр «Повести временных лет»», нужно учитывать, что летопись включает в себя:

  • договоры (например, русско-византийские 1907 года);
  • жития святых – Бориса и Глеба, Феодосия Печерского;
  • «речь философа» и другие тексты.

Истории, имеющие ярко выраженное фольклорное происхождение (например, повествование о смерти Олега, рассказ, как юноша-кожемяка одержал победу над печенежским богатырем), также присущи летописи «Повесть временных лет». Какой жанр этих произведений? Они схожи с волшебной сказкой или преданием. Кроме того, летопись отличают так называемые повести о княжеских преступлениях – наподобие ослепления Василька. Первым на их жанровое своеобразие указал Дмитрий Лихачев.

Отметим, что такая «ансамблевость», пестрота не делает жанр «Повести временных лет» чем-то неопределенным, а сам памятник – простым собранием случайных текстов.

Фильмы, игры

Цифровая реконструкция Саккары из игры Assassins Creed. \ Фото: twitter.com.

Пирамида Джосера снова и снова появлялась в популярной культуре на протяжении тысячелетий, прошедших с момента её строительства. В классический период ходили истории о легендарных личностях Джосера и Имхотепа. Папирус римского периода повествует о серии вымышленных приключений из жизни архитектора, в то время как другой описывает его как потомка богов. Такие истории представляют Имхотепа как могущественного мага, чьё строительство великой ступенчатой пирамиды было чудесным произведением магии.

Много веков спустя возник феномен Большого тура. Это было тогда, когда элитные молодые люди взяли годичный отпуск после окончания формального образования, чтобы посетить места художественного, интеллектуального и архитектурного наследия. Когда эти туристы начали путешествовать по древним руинам Северной Африки в XVIII и XIX веках, пирамида Джосера была ключевой достопримечательностью. Следовательно, существует множество рисунков, картин и гравюр этого периода, изображающих великолепный памятник.

Имхотеп, кадр из фильма Мумия. \ Фото: google.com.

В наши дни пирамида Джосера продолжает проникать в народное воображение, служа декорацией для книг и стихов, опубликованных в ХХ веке. Американский поэт Чарльз Олсон использует его как символ смертности.

Он даже фигурировал в видеоигре «Кредо убийцы: Истоки», где игрокам приходится входить в его лабиринтные проходы, чтобы найти мистическую древнюю табличку. Примечательно, что изображение египетской пирамиды в игре на самом деле гораздо более подробное и точное, чем многие археологические реконструкции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector