Родина святой княгини ольги: взорванный камень, целебный источник и невидимый дворец

Содержание:

Управление государством

После мести убийцам мужа, растянувшейся более чем на год, Ольга, ставшая правительницей при четырехлетнем Святославе, проводит свою главную реформу. Это замена так называемого «полюдья», когда князь лично собирал ежегодную дать со славянских племен, совершая поход по их территории, на «повоз», когда ту же дань действительно «свозили» представителям князя. Отныне правитель не покидает Киев так часто, как раньше, недовольным убить его сложнее. Историки говорят, что реформа Ольги – первая на Руси, начало создания государственного аппарата.

А вот следующее преобразование, задуманное княгиней, осталось неосуществленным по его крайней трудности, ибо касалось веры.

Житие: коротко о главном

Ольга была супругой второго древнерусского князя, Игоря. После его гибели (945 г.) княгиня возглавляла Русь до совершеннолетия сына, Святослава, примерно до 960 г. Считается, что главной ее политической реформой была отмена так называемого полюдья – ежегодного похода князя по своим землям для сбора дани (в одном из них, убитый племенем древлян, погиб ее муж).

Со времени Ольги появляется «повоз»: требуемые великим князем платежи сами подданные доставляют княжеским наместникам.

Церковно княгиня чтится, однако, не как политик, а как первая русская правительница, принявшая христианство. Хотя Крещение Ольги было личным, то есть не повлекло массового обращения русичей, она чтится, как равноапостольная, так как:

  • построила первые христианские храмы, например – на могиле князя Аскольда, по некоторым данным, христианина;
  • готовила почву для начала Крещения Руси, проповедовала Истинного Бога среди своих подданных; к сожалению, открыть на Руси епархию, начать Крещение не удалось из-за слишком сильной приверженности народа язычеству;
  • дала христианское воспитание внукам, один из которых, Владимир, довершит начатой Ольгой, крестив Русь.

Примеры помощи

Наиболее известны исцеления на «Ольгином ключе» под Псковом. Здесь есть часовня с иконой святой, всегда горят свечи.

Одна из трех мозаичных икон святой Ольги западной стены ильинского храма у Брода в Выбутах

Вот одна из историй, рассказанная на сайте просветительского журнала «По ком звонит колокол»:

На севере Петербурга в пос. Новое Девяткино еще только строится храм св. Ольги. Но его приход уже сотрудничает с реабилитационным центром для людей с алкогольной и наркотической зависимостью. И уже не один человек встал на путь духовной жизни по молитвам святой. Вот лишь один такой рассказ:

«Дмитрий З. много раз срывался, но в семье мама – церковный человек, и он уцепился за храм. У Дмитрия золотые руки, он многое сделал в храме, помог в оформлении алтаря. И он победил себя!  

Потом он встретил свою будущую жену, родили ребенка. Сейчас он работает, имеет свой небольшой бизнес. Поскольку он сам прошел такой сложный путь, он понимает, как помочь другим. Главврач предложила ему помогать зависимым, беседовать с ними, направлять. Он в ремиссии, в норме, ведет трезвый образ жизни уже с 2011 года».

До наших дней через свои иконы, освященные святыни, княгиня продолжает помогать христианам. А еще – молиться об обращении тех, кто пока не пришел к Богу. И, как более 1000 лет назад, молитвы эти действенны.

Наталья Сазонова

Как поздравить именинниц

Подарком христианке может стать духовная литература, житие св. Ольги или ее икона. Часто христиане также стараются поздравить именинниц краткими, но трогательными стихами или благопожеланиями.

В стихах

Желаем в день Ольги Святой благодати,

Чтоб ангел берег и хранил вас в объятиях,

Лишь мудрых решений и верных дорог,

Удачи, задора, добра на порог!

Пускай защищает княгиня великая,

А мы поклонимся ее силе, лику,

Всем счастья, здоровья и бодрости духа,

Не ведайте бед, напастей, разрухи!

В прозе

Крещеное имя святой – Елена – означает с греческого «луч солнца». Им она стала уже для ближайших своих потомков, крестивших Русь. Сияние ее святости, ныне уже из Царства Небесного, до наших дней ведет многих к вере.

Наталья Сазонова

День памяти, День святого покровителя, День Ангела и именины — в чем разница?

Иногда эти понятия смешивают, что не совсем соответствует церковной традиции, однако распространено достаточно широко. Например, поздравляя верующего с днем святого, чье имя он носит, часто говорят «С Днем Ангела» или «С именинами», хотя по древней церковной традиции это разные праздники:

  • Днем Ангела по древней церковной традиции считался день принятия Крещения, так в Таинстве верующий получает небесного Хранителя;
  • другой праздник – день памяти святого, во имя которого крещен христианин; этот день также называют кратко, именинами – делая акцент на том, что христианин «тезоименит» святому. Слово происходит от славянского «тезка», то есть носящий то же имя.

Самое древнее изображение

Некоторые полагают, что это – фреска Киевского собора св. Софии (XI в.), где она изображена во время пребывания в Константинополе, а также другая роспись того же храма, где св. Ольга показана среди других жен рода Ярослава Мудрого по левую руку от изображения Христа. Однако, отсутствие на фресках надписей не позволяет определить их как образы княгини с абсолютной точностью.

Фреска Киевского собора св. Софии (XI в.),

Еще одно древнее, но не иконописное изображение княгини, датируется XII в. Оно иллюстрирует «Хронику» византийского чиновника, историка Иоанна Скилицы, который рассказывает о том, как «супруга правителя Руси именем Ольга пришла к царю Константину и была крещена». Здесь княгиня представлена в темном плате, накидке, лик ее обращен к сидящему на троне императору.

Наконец, в списке первой русской летописи, «Повести временных лет», именуемой Радзивилловской летописью (XV в. ) есть 16 иллюстраций-миниатюр, изображающих эпизоды жизни Ольги.

А к концу XVI в. относится икона «Небесная сень», изображающая Христа и святых. На одном из ее клейм представлена св. Ольга вместе с кн. Владимиром.

О родственниках: родители, муж, сын, внук, правнук

Данных о семье святой не сохранилось, кроме утверждения летописца, что родители ее были «от рода варяжска», незнатными. Вероятность такого происхождения княгини подтверждается:

  • ее именем, славянской транскрипцией скандинавского «Хельга»;
  • археологическими находками близ Выбут, подтверждающими присутствие на этой земле варягов.

Источники сохранили также имена:

  • мужа святой, князя Игоря;
  • их сына, Святослава;
  • внуков – Ярополка, Олега, а также крестителя Руси Владимира;
  • княгиня имела также многочисленных правнуков, наиболее знаменит из которых благоверный князь Ярослав Мудрый.

Почитание

Оно началось задолго до церковной канонизации. Так, мощи святой находились в Десятинной Успенской церкви, построенной кн. Владимиром. А первые описания чудес датируются XI в.

Иконы, храмы, картины, памятники, фильмы, стихи

Образы святой представляют ее в княжеских одеждах, с крестом, как равноапостольную. Часто Ольгу пишут держащей рукой белокаменный храм. Это Троицкий собор Пскова, основанный ею по Божественному видению.

В Псковской области насчитывается более десятка храмов, часовен княгини, а всего в мире церквей св. Ольги не менее 100.

Кроме того, образ равноап. Ольги воплощен:

  • не менее, чем в 6 памятниках, включая знаменитый «Тысячелетие России»; скульптуры угодницы Божией украшают Москву, Псков, Киев, другие города;
  • о ее жизни создано 6 художественных фильмов, в основном в 2000-е гг.;
  • к настоящему времени известно более десятка романов о св. Ольге, ей посвящали стихи поэты. Одних авторов, как Н.Гумилева, привлекает сила ее чувств, даже жестокость времени, когда она была язычницей, другие пытаются поразмышлять об Ольге-христианке.

Образ святой Ольги на входе в Десятинный монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Киеве. Медь, чеканка

Вот как видит ее поэт Александр Булынко:

В глуби веков родилось имя.

Там, у языческих корней,

Творила мудрая княгиня

Прообраз родины моей.

И первая сменила Веру,

Праправнукам подав пример…

Её черпаем полной мерой

На православный свой манер.

Тысячелетье ставим свечи

Между руин и алтарей

И говорим: « Ещё не вечер!»

Мы в ожидании лучших дней.

Наш путь к смиренью от гордыни

Большак иль узкая тропа?

Кто ты – богиня иль рабыня?

Кто мы – народ или толпа?

Мы в именах храним святыни

Печальной родины своей.

В глуби веков родилось имя

И дожило до наших дней.

Почему Ольга стала Еленой?

Причины Крещения святой летописцем не проясняются. Можно предположить, что Ольга:

  • понимала, что живущих на Руси нельзя держать в повиновении одним страхом (даже если этот страх велик, как у древлян);
  • видела пример благополучных, процветающих христианских стран, прежде всего – единственной великой державы тогдашнего мира, Византийской империи.

Но все эти доводы, понятные рассудочно мыслящему язычнику, еще не могли привести к принятию Крещения – не будь изменения души, тайна которого осталась известной только святой, да Господу. Ясно лишь, что для переговоров о делах торговых и военных «Элга, архонтисса Росии», как именовали ее греки, прибыла в Константинополь в 957 г. И пробыла там месяцы, так как император, Константин Багрянородный, принял «варварскую княгиню» далеко не сразу.

Софийский собор

Миновать этот храм, именуемый также «Великой церковью», посвященной Премудрости Божией (так именовали Христа) не мог никто из приехавших в столицу. Построенный при императоре Юстиниане Великом он поражал

  • огромными размерами – высота превышала 50 м, площадь – более 5000; даже кадильный дым здесь поднимался из-под пола, так как обычное каждение в столь огромном храме было невозможно;
  • убранством, на которое, как говорили, ушли несколько годовых бюджетов империи; например, верхняя доска престола была золотой с вкраплениями драгоценных камней;
  • богослужением по особому чину Великой Церкви с участием множества хоров.

Позже послы внука Ольги, Владимира, именно о Софии скажут, что не знали, были ли на земле или на небе. А правнук святой, блгв. Ярослав, построит Софийский собор в стольном граде. Была ли в Софии Ольга? Скорее всего – да.

Ольга вступает в храм св Софии, Константинополь худ. И. Машков Ольга вступает в храм св Софии, Константинополь худ. И. Машков

Политические перипетии

Летопись повествует, что, узнав о желании Ольги креститься, император предложил ей, вдове, стать его женой. Разумеется, это был, прежде всего, политический расчет. Хотел Византийский правитель не столько брака, сколько – контроля над проходящими через Русь важными торговыми путями. Хорошо это понимая, княгиня пошла на хитрость: упросила царя стать ее крестным, а потом – на этом основании отказалась от замужества.

История, изложенная прп. Нестором Летописцем, византийскими источниками не подтверждается. Впрочем, ясно одно: отношения новокрещеной княгини с империей были сложными.

Как перевоспитать язычников и сколько потребуется времени

Житие святой передает ее сетования на то, что по Крещении ей придется возвращаться в языческую страну. Впрочем, понимая сложность задачи, Ольга рук опускать не собиралась, стала готовить почву для будущего Крещения.

Не раз просила она Константинополь образовать на Руси епархию, прислать священников. Рассчитывавшие на политические и экономические дивиденды греки уклонялись. Тогда княгиня, мало еще разбиравшаяся в тонкостях религиозной политики, около 960 г. обратилась к Папе Римскому. Пусть дело было задолго до раскола католиков и православных, отношения христиан Запада и Востока были уже непростыми.

Видя, что на Русь назначен епископ Адальберт, греки, как считают современные историки, инспирировали… языческий мятеж! Тем более, что сыну, Ольги, ревностному противнику христианства, Святославу, уже исполнилось 18, он начал самостоятельное правление.

Архиерей даже не добравшись до Киева, повернул назад, боясь за свою жизнь. А княгиня последние годы жизни должна была практически скрывать веру, видя общее ожесточение. Кажется, ее единственной «отдушиной» стали внуки, которым она старалась рассказывать о Христе. Посеянные святой семена взойдут не менее, чем через 20 лет, когда Владимир, думая о Крещении, вспомнит свою бабку.

Счастливая жена

Обстоятельства, при которых Ольга вышла замуж, проясняет только «Житие» святой, согласно которому Игорь впервые встретил будущую супругу случайно, на переправе через р. Великую.

Разнузданный язычник, которому девушка понравилась, попытался взять ее силой, но получил словесный отпор:

Князь устыдился, возможно, обиделся, но Ольгу запомнил. И, когда пришло время жениться – отыскал девушку.

Ранние русские летописи (XI в.), говоря о свадьбе Игоря, второго после Олега русского князя, даты бракосочетания не указывают. Однако, их первый сын, Святослав, родился в 942 г. О других детях супругов источники не сообщают. По-видимому, насладиться семейной жизнью они не успели: в 945 г. муж Ольги погиб.

Княгиня Ольга провожает Святослава в поход. Худ. А. О. Орленов

С чем обращаются к святой Ольге

Первоапостольная святая много страдала при жизни, положила свое здоровье за духовное развитие своего народа и поныне помогает людям, которые обращаются к ней в молитвах.

Иконы святой Ольги есть в каждом храме.

Помогает святая княгиня Ольга в разных ситуациях:

  • матерям, просящим за непутевых детей;
  • потерявшим веру и надежду на спасение и выход из сложной ситуации;
  • при атаках злых сил, притягивающих негативную энергию и беду;
  • в увеличении мудрости и принятии правильных решений.

Важно! Нетленность мощей равноапостольной дочери Божьей — особый дар Бога и знак подтверждения о вечности жизни в Небесах.

Мощи князя Владимира и княгини Ольги

Имя и прозвище

Имя

Русское имя Ольга произошло, вероятно, от скандинавского имени Helga, мужская форма — Helge или Helgi, что изначально означало «святой» (на протошведском — Hailaga), «обладающий даром исцеления». По смыслу это имя близко славянским княжеским именам Святополк и Святослав (женский вариант — Святослава). По одной из гипотез, Helgi или Helga было не имя, а скандинавское прозвище или особый титул князя или княгини (который, в рамках той же гипотезы, носил также князь Олег Вещий и мог носить князь Игорь I Старый), хотя распространённость данного имени в Скандинавии и наличие славянских аналогов свидетельствует о том, что достаточно рано оно стало обычным популярным именем. Родство имён Ольги и Вещего Олега привело к предположениям об их кровном родстве: Типографская летопись конца XV века и более поздний Пискаревский летописец сообщают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега: «Нѣцыи жє глаголютъ, ѩко ѻльгова дщєри бѣ ѻльга». В рамках этой версии, Олег, как опекун Игоря, намеренно поженил его на Ольге для упрочения своего влияния.

Имя указывает на весьма вероятное скандинавское происхождение Ольги. Согласно «Повесть временных лет», Ольга была родом из Пскова (др.-рус. Плесковъ, Пльсковъ). Житие святой великой княгини Ольги утверждает, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км выше Пскова по реке Великой. В Житии имена родителей Ольги не указаны, но утверждается, что они были незнатного рода, «ѿ ѩꙁыка варѧжска» (из народа варягов). Впрочем, нельзя исключать, что она была, скажем, дочерью варяга и славянки, что очень часто имело место на Руси.

Известно древнечешское имя Olha, что даёт сторонникам антинорманизма основание говорить о славянском происхождении Ольги. При этом замену начального «О» на «Э» в греческой передаче Элга в византийских источниках объясняют по типу славянских именных пар Осень=Есень, Олень=Елень. В связи с этим интересно, что при крещении Ольга получила созвучное имя Елена, хотя по всей видимости, этоо связано с тем, что её, по сообщению летописи, лично крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом Феофилактом: «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I».

Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги и об её изначальном славянском имени:

Прозвище

Прозвище Мудрая было присвоено Ольге в работах историков XIX—XX веков на основе летописных эпитетов. «Новый Владимирский Летописец» конца XV века пишет о ней «вельми мудра», а спорная Иоакимовская летопись говорит о «мудрости» Ольги. Более известен отрывок их Повести временных лет, где вернувшиеся из Константинополя руские посланники убеждают князя Владимира принять именно православное христианство:

Согласно летописи, именно этот аргумент окончательно убедил Владимира принять крещение.

Княжеский титул

В летописи чаще всего Ольгу называют либо по просто по имени, либо княгиня Ольга (именно так её называют в большинстве светских текстов по истории). Также её называют с употреблением земельного титула — Ольга Киевская.

Канонический титул

После канонизации Ольга стала известна как Ольга Святая, а с 1547 года — как Ольга Равноапостольная (святая равноапостольная княгиня Ольга). Как святая она также известна с титулом Ольга Псковская, что отражает её происхождение и особое почитание в Пскове (входит в Собор Псковских святых, а также в Соборы Киевских и Волынских святых).

Особенности архитектуры и убранства

Церковь в Михайловке строилась в древнерусском стиле. Она представляет собой постройку из красного кирпича. Основной объем с трех сторон окружен открытой арочной галереей, которая поддерживается кувшинообразными колоннами из светлого бременского песчаника. Галерея приподнята на невысоком цоколе и замкнута с двух сторон от алтаря небольшими приделами. В юго-восточном приделе находилась ризница, в северо-западном – комната великого князя Михаила Николаевича и Ольги Федоровны. Алтарь церкви святой равноапостольной княгини Ольги расположен на северо-востоке соответственно линии берегового обрыва Финского залива.

Критик В.В. Стасов высоко оценил церковь в Михайловке:

«Есть у Гримма замечательные постройки в чисто русском стиле, например, церковь в Михайловском имении Михаила Николаевича близ Петербурга – прелестная и оригинальная постройка в суздальско-переяславском стиле, об одной главе, с нижним этажом из арок на кубышках, с необыкновенно изящным широким многослойным карнизом наверху и оригинальной колокольней – особняком, об одном пролете под кровелькой».

Архитектор Д.И. Гримм умело использовал украшения, подчеркивающие объемность композиции. Церковь украшают килевидные наличники окон. Двойные колонны обрамляют окна наверху. Цоколь церкви, выложенный из путиловской плиты, украшен фигурным карнизом из бременского песчаника. Объемность церкви была подчеркнута также и контрастом между красным фоном стен и светлым фоном восемнадцати колонн наружной галереи. На двенадцати капителях колонн вырезан геометрический орнамент, на шести – библейские изречения.

Между колоннами на галерее стояли 12 скамеек из искусственного мрамора и висели чугунные кружки для пожертвований, ныне утраченные.
К входам вели две лестницы из искусственного камня. Купол церкви закрывался железной крышей. Глава, поддерживаемая высоким тонким барабаном, была вызолочена, как и крест, венчающий главу. В подвале церкви стояла духовая печь, в алтаре – камин. Парадные двери были украшены зеркальными стеклами. Окна с тройной растекловкой украшались подоконниками из бременского песчаника.

Роспись купола и стен выполнил академик Л.Е. Бейдеман. Эскизы росписи купола и стен, выполненные им, сейчас хранятся в Русском музее.

Пол в церкви был мраморно-мозаичным с фризом. На полу лежал ковер. В подвале пол был вымощен булыжником. Вдоль трех стен церкви установили медные перила. Пол в ризнице был мозаичным, в комнате Великого князя – паркетным. Эти помещения также расписал академик Бейдеман. Семнадцать рисунков церковной утвари выполнил Д.И. Гримм.

В алтаре висело 15 икон. Среди них: образ Успения Божией матери, образы Архангела Михаила, Тихона Задонского и других угодников и мучеников Божиих.

Иконостас изготовили из соснового дерева и позолотили. В иконостасе и на стенах церкви было более 50 икон. Многие иконы посвящены были Архангелу Михаилу. Большинство икон великому князю Михаилу Николаевичу были подарены. Две иконы в церкви были семейными. На них изображены святые покровители великого князя Михаила Николаевича, Ольги Федоровны и их детей: святой Архангел Михаил, святая равноапостальная княгиня Ольга, святой Николай Чудотворец, святая Анастасия, святой Георгий Победоносец, святые Александр, Сергий Радонежский и Алексий. Большинство икон были одеты в богатые ризы. Образ святого Георгия Победоносца украшался перламутром.

Престол был выполнен из душистого кипариса. В алтаре и ризнице сверкала вызолоченная утварь. Богатой была и одежда священнослужителей, шитая из муара, украшенная золотым шитьем. Пелены, воздуха, хоругви – все сияло. Мебель в комнате великого князя и ризнице была дубовая, резная. На столах лежали книги Священного Писания в кожаных переплетах.

Недалеко от церкви стояла колокольня «об одном пролете» с четырьмя колоколами, отлитыми на фабрике Стуколкина. Во время войны колокольня была разрушена.

Церковь святой равноапостольной княгини Ольги и колокольня, хотя и находились в стороне от главных зданий в Михайловке, созданных другими архитекторами, но не выпадали из общего ансамбля Михайловской Дачи, а гармонично включались в него.

До революции 1917 года церковь святой Ольги оставалась домовым храмом семьи великого князя Михаила Николаевича.

Где находятся особо чтимые и чудотворные образа

Одна из чтимых святынь Троицкого собора г. Пскова, по преданию, основанного княгиней – ее икона работы наместника Псково-Печерского монастыря архим. Алипия (Воронова) (1914-1975 гг.). Образ восходит к известной иконе М.В.Нестерова, однако святая изображена на фоне Троицкого собора и другого псковского храма – прор. Илии.

Еще одна икона святой с богатой историей известна в Петербурге. Она находится в ее храме при Детской больнице № 4. Образ подарен церкви герцогом Вюртенбергским Карлом (Германия). Икона принадлежала тезоименитой святой дочери императора Николая I, которая стала супругой короля Вюртенберга.

Образ сначала был подарен часовне при больнице, ныне находится в храме, освященном 6 февраля 2003 г., уже прославлен исцелениями.

Чудотворные мощи равноапостольной Ольги

Пресвитеру Григорию, присутствующему на ее крещении в Константинополе в 957 году, было дано распоряжение похоронить Ольгу по христианским традициям. Перед смертью покровительница русского народа молилась о помиловании Руси и даровании Богом милости на сердце славян обратиться к Всевышнему Творцу и Спасителю Иисусу.


Равноапостольная княгиня Ольга

Бог прославил верную дочь христианства в нетленных мощах за ее добрые дела.

Ушла в вечность равноапостольная Ольга в 969 году, была похоронена в Киевской Десятинной церкви. Во время княжения Великого Владимира была канонизирована в лике святой.

Великая княгиня сумела посеять в своем внуке Владимире христианские основания, что впоследствии взрастило плоды в принятии христианства по всей Руси.

Важно! Мощи равноапостольной княгини Ольги при перезахоронении оказались нетленными. Каждый истинно верующий христианин мог их видеть через специальное окошечко в саркофаге, который стоял в Десятинной церкви

Даже после смерти святая княгиня Руси проповедовала в воскресении и вечной жизни во Христе Иисусе. Маловерам или сомневающимся не дано было видеть святые мощи.

В 1240 году во время татарского нашествия нетленные останки были погребены под завалами Десятинной церкви.

В 1547 году Русская православная церковь причислила Великую княгиню к лику равноапостольных святых.

В XVII веке Великий киевский митрополит Петр Могила при проведении очистки развалин Десятинной церкви вскрыл святые мощи, и провел молебен при их захоронении в небольшом храме, построенном на месте раскопок.


Десятинная церковь — место захоронения мощей святой Ольги

К великому сожалению, в XVIII веке мощи равноапостольной Ольги исчезли неизвестно куда из храма и не найдены до сих пор.

Значение в православии

Святая княгиня Ольга проповедовала веру в Христа и хотела основать епархию на Руси. Вместо языческих святилищ строились храмы. День воздвижения храма Софии Премудрости был церковным праздником. Его центральной реликвией стал деревянный Крест из Животворящего Древа Господня, подаренный в Константинополе после крещения. Храм построили на могиле одного из первых исповедников христианской веры — Дира. Могилу Аскольда Ольга украсила Никольским собором.

Княгиня Ольга преодолевала бунты язычников, среди которых нашлось много приближенных к ней бояр. Чтобы одолеть идолопоклонство, она торопилась создать митрополию. Но Византия отказалась помочь, и княгиня обратилась к Германскому правителю. Епископом Русским был назначен Адальберт Трирский. Но он не смог склонить язычников к христианству. Находиться в Киеве стало опасно для его жизни, и епископ уехал. По дороге несколько его помощников были убиты.

Святая княгиня заложила фундамент русского православия. Ее дело завершил князь Владимир. Ольге не удалось крестить Русь, но суждено было воспитать ее крестителя. Ныне она — покровительница новообращенных в христианскую веру и вдов.

Иконография

Она начала складываться уже с первых десятилетий по кончине святой.

Как изображают

Обычно она пишется по чину других равноапостольных святых. Ее изображение традиционно близко к иконам ее святой покровительницы, царицы Елены (в Крещении Ольга взяла ее имя), также равноапостольной.

  • Ольга изображается стоящей;
  • в руках ее крест, с которым обычно изображают проповедовавших Христа;
  • на левой руке княгини чаще всего изображается как бы держимый ею храм;
  • одежды святой – царские или княжеские; при этом на ранних образах это чаще всего византийские облачения, а также корона; позже появляются иконы княгини, облаченной русскими княжескими одеждами, в традиционной для княгинь шапке.

Какие символы используют

Среди них:

  • крест, по слову св. Апостола, говорившего: «… слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1:18);
  • церковь; это – отсылка к возведенному по повелению княгини Троицкому собору Пскова, но также – свидетельство того, что княгиня строила на Руси и другие храмы, распространяя веру;
  • одежды святой обычно имеют алый и золотой цвета; оба являются символами достоинства власти, но также символами Царства Небесного.

Богословский смысл

По словам богослова иконописи, Л.А.Успенского, икона «есть образ человека, в котором реально пребывает попаляющая страсти и всеосвящающая благодать Духа Святого». Это – не «портрет» святого, а «окно» в Царство Небесное, необходимое для молитвенного общения с угодником Божиим. Отсюда соединение в изображениях земного и небесного, временного и вечного.

Месть древлянам

Согласно «Повести временных лет» причиной убийства князя племенем древлян стало его желание повторно взять дань. А через короткое время Ольга встречала послов князя Мала, достаточно цинично предлагавших ей выйти замуж за древлянского правителя. Месть княгини была продуманной, абсолютно хладнокровной:

первых древлянских послов она велела заживо похоронить;

Летописец сухим, как бы теперь сказали, «репортерским» стилем сообщает: «И, склонившись к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их».

  • второе посольство люди княгини сожгли в бане, где им предложили помыться перед приемом;
  • третий этап отмщения наступил, когда княгиня сама отправилась к древлянам – якобы для брака с их князем; во время тризны по Игорю она велела своим людям перебить знатнейших из врагов;
  • наконец, она открыто пошла войной на непокорных, уничтожая поселения, казня жителей.

Интересный фактИзвестен летописный рассказ о том, что Ольга сожгла древлянский город Искоростень, сначала взяв с него символическую «дань» птицами (воробьями, голубями), а затем пустив птиц обратно с привязанной к их ногам горящей паклей

Современные историки, например, исследователь древнерусского летописания И.Н.Данилевский, обращают внимание на то, что подобные рассказы содержатся по крайней мере в нескольких скандинавских сагах того времени

Кроме того, эти рассказы имеют важную для летописца-христианина библейскую параллель: подобным образом уничтожил поля врагов Самсон, когда «поймал триста лисиц, и взял факелы, и связал хвост с хвостом, и привязал по факелу между двумя хвостами; и зажег факелы, и пустил их на жатву Филистимскую, и выжег и копны и нежатый хлеб, и виноградные сады и масличные» (Суд. 15:4-6). Таким образом, летописец скорее передает суть события, которая состоит в наказании врагов согласно языческим обычаям, а не собственно исторический факт.

Исторически известно: древляне, жившие недалеко от Киева, практически последними приняли христианство после начала Крещения Руси. Они не только не верили святости княгини, но полагали: новая вера – и есть то, что она принесла на их землю: кровь, страдания.

«Святая Ольга». Эскиз к мозаике Н. К. Рериха. 1915 год

Когда, как и почему причислили к лику святых

Годом канонизации святой обычно считается 1547

Однако современные историки обращают внимание на то, что почитание как Ольги, так еще десятков угодников Божиих к этому времени уже сложилось, но, по словам отцов Поместного Собора 1547 г., «не бе им до днесь соборного пениа». Именно празднование давно прославленным святым и установил Собор, созванный также угодником Божиим, свт

Макарием, Митрополитом Московским.

Церковь признает святую равноапостольной, основанием для чего являются:

  • проповедь Христа на Русской земле, ранее непросвещенной истинной верой – поистине апостольский труд;
  • широкое народное почитание угодницы Божией, которое сложилось сразу по ее кончине;
  • многочисленные чудеса, происходившие от ее мощей, икон.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector