Троицкий собор пскова будет закрыт на долгую реставрацию

Как добраться до Троицкого собора

Находится храм на территории Псковского Кремля или, как его еще называют, Крома. Оказавшись за крепостными воротами, трудно не узнать Троицкий собор, который является не только главной, но и единственной церковью в стенах кремля.

Чтобы добраться до Псковского Крома пешком или на автомобиле, ориентиром должен служить Ольгинский мост через реку Великую. Кром находится на правом берегу реки и, если стать к воде спиной, он окажется слева от моста. Адрес Троицкого собора — улица Кремль, 2/1.

От железнодорожного вокзала Пскова до Кремля ходят автобусы. В этом случае вам необходимо доехать до остановки Площадь Ленина, вам подойдут те, которые следуют по маршрутам № 1, 5, 8, 11, 14, 15 и 17. Стоимость одной поездки составляет 20 рублей. Подробнее о том, как попасть в Кром, читайте здесь.

При этом важно помнить, что сама территория Кремля является пешеходной зоной, и въезд какого-либо транспорта туда не допускается

Условия посещения Троицкого собора

Вход на территорию и в сам собор свободный. Надо, однако, помнить, что храм этот действующий, а значит, следует соблюдать соответствующий дресс-код. Фотографировать внутри можно только без вспышки.

Кроме того, рядом с входом в Кремль находится небольшое экскурсионное агентство, где можно без предварительной записи заказать экскурсию. Я рекомендую это сделать, особенно с учетом того, что для мини-группы стоимость часовой прогулки по Кремлю с посещением собора составит всего 600 рублей.

Сам собор открыт для посещения ежедневно с 08.00 до 20.00.

Регулярно проходят богослужения:

  • литургия — 09.00, понедельник-суббота,
  • ранняя литургия — 07.30, воскресенье,
  • поздняя литургия — 09.30, воскресенье,
  • вечернее богослужение — 17.00, каждый день.

О службах, приуроченных к церковным праздникам и другим значимым событиям, можно узнать на официальном сайте Псковского Епархиального Управления.

Строительство храма

Троицкий собор впервые возведен из дерева – в таком виде простоял более полутора века. В конце 1130-х гг. новгородский князь Всеволод, правивший в Пскове по приглашению его жителей, заменил деревянный храм каменным. Строительство б завершено всего за год, что было рекордным для того времени. У алтаря нынешнего сооружения есть икона, где князь Всеволод держит в руках Троицкий собор XII века. Еще через двести лет второй собор был расширен и значительно увеличен. Его освятили в 1368 г., он имел 25 престолов, 1 купол и 32 ската по перекрытиям.
В начале XVII столетия в Псковском Кремле случился масштабный пожар, в результате которого третий Троицкий собор внутри выгорел. Нетронутыми остались ковчеги-раки с находящимися внутри мощами Всеволода и литовского князя Довмонта, крещенного в православии как Тимофей. Реставрация из-за нехватки средств не проводилась, но там был поставлен красивый крест из дуба – он назывался Ольгиным и был освящен в честь киевской княгини. Обновление храма началось только в самом начале 1680-х гг., уже через 17 лет возведение собора полностью завершилось.

Архитектурные особенности и интерьеры

Белоснежный собор построен в русско-византийском стиле. Его основу составляет шестистолпный четверик, имеющий форму удлиненного по вертикали куба. Столпы опираются на подпружные арки. Наверху храма возвышаются пять массивных глав. Любопытно, что они стоят не посредине, а ближе к восточной части собора. По христианской традиции пятиглавье посвящено Иисусу Христу и четырем Евангелистам. Центральная глава собора сверкает позолотой, а другие главы покрашены в серый цвет.

К соборному зданию примыкают два придела и закрытая галерея, соединенная с притвором. Нижний ярус, скорее всего, служил подклетом старого собора. С 1903 года в нем находится церковь, освященная в честь Серафима Саровского, а за ее алтарем расположена древняя усыпальница. Чтобы попасть на верхний ярус, нужно подняться по крыльцу и широкой лестнице.

Вид собора со стороны Великих ворот

Неподалеку от собора стоит белая колокольня с часами. Она появилась позже собора (XVIII век). Высокое здание венчает остроконечный шпиль. Колокольню построили в традициях классицизма, но, несмотря на это, она составляет с храмом гармоничный архитектурный ансамбль.

Внутри собора нет настенных росписей — они сгорели во время пожара в XVII веке. Однако, интерьеры храма украшает огромный иконостас с позолоченной резьбой. В соборе можно увидеть большую современную икону «Собор Псковский Святых»

, на которой изображены христианские подвижники Псковских земель во главе с княгиней Ольгой.

Святыни храма

Кроме уникального иконостаса, в храме можно увидеть мощи псковских святых, старинные иконы, некоторые из которых были написаны в XVI веке.

Среди святынь, особо чтимых верующими, можно назвать следующие:

  • раку с мощами святых: князей Довмонта и Всеволода Псковского, мученика Иоасафа Снятогорского, блаженного Николая Псковского;
  • ковчег с частью Ризы Пресвятой Богородицы;
  • ковчег с мощами святителя Николая;
  • ковчег с мощамий великой княгини Ольги;
  • икону с мощами преподобного Серафима Саровского;
  • образ Чирской Божией Матери;
  • образ Казанской Божией Матери;
  • образ великомученика Пантелеймона.

Одной из самых удивительных святынь является рака с мощами литовского князя Довмонта, принявшего в крещении имя Тимофей. В 1299 году ливонские рыцари вторглись на русские земли, разорили псковский посад и осадили крепость. Князь Довмонт вывел войска за крепостные стены и разбил врага, после чего Церковь причислила его к лику святых.

Также в Троицком Соборе покоятся мощи игумена Иоасафа, основавшего в XIII веке Снетогорский монастырь под Псковом. Он погиб, защищая Псков от ливонских рыцарей в 1299 году, сегодня Иосаф почитается как мученик.

Другой святой, юродивый Никола Салос, живший в XVI веке, знаменит тем, что не побоялся гнева Ивана Грозного, обвинив его в жестокости и массовых убийствах, предотвратив тем самым множество казней жителей Пскова.

Иконы

Храм знаменит и своими иконами, некоторые из которых являются современными полотнами.

Главной иконой считается «Святая Троица с деяниями», которая представляет собой композицию Ветхозаветных сюжетов и почитается как чудотворная. Изображение Святой Троицы покрыто позолоченной серебряной ризой, лики увенчаны украшенными жемчугом серебряными венцами с позолотой.

Чирская икона Божьей Матери получила свое имя от названия села в Чирской области, откуда она была привезена в 1420 году, когда из глаз Пресвятой Богородицы внезапно начали течь слезы. Вскоре в псковских землях разгорелась эпидемия моровой язвы, после чего псковичи поняли, что слезы Божьей Матери были предвестником большой беды. Кроме того, что икону почитают как чудотворную, она является двуличной, то есть писанной с обеих сторон — на обратной ее стороне изображены: святой евангелист Лука и преподобный Феодосий Печерский.

Также в храме находится образ святой княгини Ольги, положившей начало православной вере на Руси. Среди прочих следует выделить иконы псковских князей Довмонта, Всеволода-Гавриила, великомученика Пантелеймона и две иконы Божьей Матери.

Стены Псковского Кремля.

Стены Псковского Кремля имеют протяженность около 9 километров. Они ограждают исторические сооружения со всех сторон и делают крепость неприступной. Высота стен составляет около 6-8 метров, а толщина колеблется в пределах от 2,5 до 6 метров. На вершине стен Кремля имеются ходовые площадки. Самой длинной является восточная стена, ее длина 435 метров. Самой короткой является южная стена Псковского Кремля, которая носит название «Перси». Ее протяженность составляет 88 метров.

Псковский Кремль (Псковский Кром) является величайшим достоянием России. Это уникальное старинное сооружение с необыкновенной архитектурой и прекраснейшими оборонительными возможностями. В 2013 году Псковский Кремль заслуженно вошел в список 10 символов России.

История первого Троицкого собора

Место для главного городского храма выбирала сама княгиня Ольга.

Она была уроженкой этих земель и посетила город в середине X века. Правительница осмотрела Псков и повелела строить деревянный Свято-Троицкий храм на защищенной земляными валами и частоколами возвышенной стрелке Великой и Псковы. Для возведения храма она прислала из Киева «много злата и серебра».

Строительство христианской церкви в те времена – сам по себе примечательный факт, ведь тогда христианство еще не имело статуса государственной религии. Как выглядел деревянный Троицкий храм, не известно, так как не сохранилось ни его описаний, ни изображений. Первый собор простоял в Кроме до XII века, пока его не уничтожил сильный пожар.

Довмонтов город

Довмонтов город, названный по имени легендарного литовского князя, первым встречает туристов у южной стены Крома. Еще полвека назад здесь находился заброшенный, заросший кустарником пустырь. В 1950–60-х годах археологи «вытащили» из-под земли целый город. На небольшой территории у стен Крома в период с XII по XVI век было построено около 20 церквей и гражданских сооружений, которые буквально лепились друг к другу. Позже, в эпоху вечевой республики, Довмонтов город считался центром церковного и административного управления Пскова и Псковской земли. К несчастью, историческая застройка Довмонтова города не сохранилась до наших дней. Все, что мы можем видеть, — это «псковские Помпеи»: каменные фундаменты средневековых церквей, количество которых, как предполагают, соответствовало числу псковских пригородов. Такое уникальное градостроение, подобного которому в Древней Руси не было, объясняется военной историей города: возводить значимые постройки за пределами крепостных стен было слишком опасно из-за постоянных вражеских нападений и грабежей.

Религия средневекового Пскова

Несмотря на то, что в средние века религиозные и культурные разногласия стояли куда более остро, чем в наше время, когда речь заходила о торговле, все они зачастую отходили на второй план. Вот почему средневековые порты и просто торговые города во все времена были очагами веротерпимости и культурного обмена между народами.

В этом смысле Псков меня немало удивил: являясь для остальной Руси, по сути, окном в Европу, этот город до начала XVI века оставался независимым, обособленным, и чужаков псковичи не очень-то жаловали. Достаточно сказать, что все сделки с иностранными купцами совершались за пределами Псковской крепости, проникать за стены которой заморским гостям запрещалось под страхом смерти. Разумеется, ни о каких католических или лютеранских костелах на территории старого Пскова и речи не шло. Напротив, по концентрации православных храмов на квадратный километр город, пожалуй, не уступает Суздалю.

Внешне главный собор Пскова показался мне более изящным, чем другие местные церкви, отличающиеся грубым исполнением. Дело все в том, что, по сравнению с остальными храмами Пскова, эта церковь в своем нынешнем виде была построена только в конце XVII века.

Дом Святой Троицы

Троицкий собор и колокольня

Этот собор простоял немногим более двухсот лет, пока вместо него в 1137 г. не заложил первый каменный храм призванный псковичами из Новгорода на княжение Всеволод-Гавриил. Судьба этого князя, внука Владимира Мономаха, была трагична. В Новгороде он правил 15 лет, возвел две каменные церкви и передал их горожанам, но люб новгородцам не стал. После двух серьезных поражений – от чудских племен в Клину и от Юрия Долгорукого – Всеволода вместе с семьей посадили под домашний арест, а потом изгнали из города.

Другого князя новгородцы не жаловали, а потом серьезно ограничили в полномочиях, и началась с тех пор на берегах Волхова Новгородская республика, в орбиту которой включили вскоре и Псков. А Всеволод был радушно принят псковичами, несмотря на недовольство «старшего брата» – Новгорода, и, хотя и правил всего год, полюбился им, а впоследствии – ввиду мироточения его нетленных мощей, свершившихся чудес и при соблюдении положенных условий – был причислен к лику святых. В соборе, воздвигнутым Всеволодом, крестился с именем Тимофея, легендарный князь Довмонт, ставший на долгие годы верным защитником Пскова, а после кончины также признанный святым.

Прошло двести лет – и своды храма обрушились. Третий по счету Троицкий собор строил на том же фундаменте зодчий Кирилл в 1365-1367 гг., вскоре после того, как Псков обрел независимость от Новгорода и на 150 лет стал вольной республикой. Мастер постарался придать ему особенно торжественный вид – пристроенные к основному объему приделы сделали его подобным многоярусному строению, не похожему на новгородские храмы, что, видимо, также ставилось задачей строителю. В 1609 г. случился пожар, и все, что было внутри храма, сгорело – кроме мощей святых Всеволода-Гавриила и Довмонта.

Троицкий собор. Южный фасад Храм был перестроен в 1682 – 1699 гг., когда о Псковской вольнице и говорить вслух уже было не принято. В архитектуре Москвы цвело «нарышкинское» барокко, уходили в прошлое пирамиды кокошников и ковровое узорочье. Псковский Троицкий собор поднялся на высоком четверике с подклетом – на 78 метров. Величие придают ему широкое «ползучее» крыльцо и пятиглавие, главный барабан которого смещен от центра шестистолпного четверика к востоку. Три апсиды поднимаются до середины высоты четверика.

Сто лет спустя, чтобы предотвратить разрушение храма от неравномерной осадки, его стены усилили контрфорсами и обнесли боковыми галереями. В нижнем ярусе устроена церковь, освященная в честь Серафима Саровского. Кроме этого, имеются еще три престола: Троицкий, Казанский и Александро-Невский.

Декор Троицкого собора, как и у всех псковских храмов, скромен. Вертикальное членение стен лопатками завершается двухпролетными арками, отбитыми по горизонтали карнизом. Барабаны с высокими узкими окнами охватывают колончатые пояса. Над приделами установлены малые главки. Нижний ярус украшен рядом поливных изразцов. На южной стене выполнен барельеф, изображающий святых Кирилла и Мефодия. Окна каждого яруса храма отличаются по форме и высоте. Центральную главу собора покрывает позолота.

Троицкий собор. Барельеф святым Кириллу и Мефодию

Колокольня собора была встроена в восточную стену Крома в начале XVIII в. Первоначально она имела четыре яруса и до пожара завершалась шатром. На колокольне установили «немецкие» часы и 16 колоколов. Помещения в нижних ярусах, перекрытых сомкнутыми сводами, использовались для проживания причта. После очередного пожара (1770 г.) шатер был заменен на традиционное для начала XIX в. завершение со шпилем. В результате череды перестроек XIX-XX вв. сооружение предстает перед нами уже шестиярусным; в трех верхних – ярусах звона – помещены колокола и, под самым шпилем – часы. Вверх, до четвертого яруса, ведет внутристенная лестница, дальше подниматься приходится уже по лестницам деревянным. Пристройка с западной стороны была сделана уже в 1982 г.

У стен собора собиралось псковское вече. Здесь утверждали на княжение, вели летопись, заключали и скрепляли крестным целованием договоры с воинственными соседями, хранили городскую казну. Как с именем святой Софии новгородцы, так с именем святой Троицы псковичи шли в бой с непрошеными гостями. Сюда привел с Чудского озера плененных крестоносцев Александр Невский.

В одной большой серебряной раке здесь хранятся мощи князей Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, павшего от руки тевтонских рыцарей настоятеля Снетогорского монастыря Иоасафа и юродивого Николая Саллоса, остановившего карающую руку Ивана Грозного. Службы в соборе запретили в 1935 г. Они возобновились в годы немецкой оккупации, и с приходом освободителей уже не прекращались.

Успенский собор Святогорского монастыря-музея

Рекомендовать место

9

2

Успенский Монастырь окружен старинной оградой из камня. К нему ведут Святые и Анастасьевские ворота. Около первых расположился домик наместника, возведенный в 1911 году. Две каменные лестницы ведут прямиком к Успенскому собору. К древнейшему Успенскому храму в XVIII веке пристроили два придела — Покровский и Одигитриевский.

Последним земным приютом Пушкина стал Святогорский монастырь. В феврале 1837 года, после панихиды упокоя, в южном крыле Успенского собора, которая была отслужена архимандритом Геннадием, было предано земле у алтарной стены тело поэта.

Успенский собор восстановили в 1949 году. Здесь была открыта экспозиция, посвященная великой истории храма, а также творчеству А. С. Пушкина, его дуэли, смерти и похоронам. В 1992 г. Свято-Успенский Святогорский монастырь был предан в бессрочное использование Русской Православной церкви. Посетите его, и почтите память великого русского поэта!

Как проходят богослужения

Богослужения в Кафедральном Соборе совершаются ежедневно на церковнославянском языке.

Расписание богослужений:

  • Литургия: 9.00;
  • Вечернее Богослужение: 17.00;
  • по воскресеньям: ранняя Литургия в 7.30, поздняя Литургия в 9.30.

Храм открыт каждый день с 8.00 до 20.00. Вход на территорию Кремля и в сам собор бесплатный. Церковные службы проходят во всех четырех приделах: Казанском, Троицком, Серафимовском и Александрово-Невском. Особенно красивыми бывают вечерние богослужения в 17.00, во время которых поет архиерейский хор.

Следует помнить, что храм является действующим — необходимо соблюдать соответствующий дресс-код. Фотографировать в помещениях разрешено только без вспышки.

Псковский Троицкий собор является главным символом города, олицетворяя собой его душу; жители до сих пор называют его «Домом Святой Троицы». Храм в Псковском Кремле с давних пор был центром общественной и религиозной жизни.

Сегодня это не просто действующий храм, но и памятник культуры, охраняемый государством.

Иконы Троицкого собора

Псков является одним из древних российских городов. Ежегодно сюда приезжает много туристов, среди которых немало паломников. Судя по отзывам, на многих неизгладимое впечатление оставляют иконы собора, в том числе и современные полотна. Конечно, в первую очередь это касается «Спаса Нерукотворного». Немалое художественное и историческое значение имеет и «Слово плоть бысть».

В состав деисуса были включены также иконы князей Псковских, речь идет о Довмонте-Тимофее и Всеволоде-Гаврииле. В дни памяти местных святых угодников именно перед ними совершаются торжественные молебны. В большой серебряной раке находятся мощи преподобномученика Иоасафа Снетогорского. На ней изображена икона св. Всеволода-Гавриила.

В соборе с 2012 года находится частица Покрова Богоматери. Иконостас завершает икона «Знамение». Здесь же находится и другое чудотворное полотно. Речь идет об иконе Чирской. Ее обретение произошло в результате крестного хода в 1420-м. Удивительным, согласно летописи, является то, что именно в это время в городе Пскове свирепствовала моровая язва, и из очей Пресвятой богородицы, изображенной на иконе, три дня лились слезы. Об этом свидетельствует и надпись, сделанная на ней.

Другим особо почитаемым образом является чудотворная икона шестнадцатого столетия «Святая Троица с деяниями».

Успенский собор

Рекомендовать место

9

2

Изначально собор был лишь небольшой пещерой, устроенной в откосе песчаной горы преподобным Ионой. В 1473 году отец Иона обратился с просьбой освятить церковь к священнослужителям Псковского собора Святой Троицы, но они отказались ввиду необычности его местоположения. Тогда отец Иона обратился к Новгородскому архиепископу Феофилу, который повелел псковским священнослужителям освятить храм. Освящение состоялось в самый день Успения Пресвятой Богородицы, что дало название собору. С этого момента исчисляют историю обители.

В центральной части собора помещена главная святыня обители – чудотворная икона Успения Богоматери(1521г.). А в иконостасе, справа от царских ворот, помещена еще одна икона «Умиление» XIX века. Возле глухой южной стены храма в глубокой нише находится рака с мощами преподобномученника Корнилия. В главном приделе за возвышением находится царское место. Это специальное место, где в старину молился царь Иван Грозный, когда посещал Псково-Печерский монастырь для богомолья.

Так как собор находится в горе, он имеет только передний фасад. Купола устроены по типу Киево-Печерской Лавры в стиле «украинского барокко». Их всего пять – темно-синих с золотыми звездами. Они расположены на скате крыши, как бы спускаясь вниз навстречу молящимся. За годы своей истории церковь внешне много менялась, однако внутреннее убранство сохранило свою строгость и суровость: по-прежнему это низкое сводчатое помещение, укрепленное кирпичной кладкой и разделенное тринадцатью песчаными колоннами.

Координаты: 57.81042900,27.61466900

Троицкий собор Псковского кремля

Свято-Троицкий кафедральный собор был построен в 1699 году на месте предыдущих храмов. В древние времена в Кроме, перед Троицким собором находилась вечевая площадь — центр общественной жизни Пскова, здесь избирались посадники, призывались князья.

В X веке на этом месте построили первый деревянный собор по распоряжению княгини Ольги, а в XII веке он был уничтожен пожаром. Новый собор был уже каменным (1138 год.), но в 1363 году обрушился свод храма и через 2 года на старом основании заложен новый собор. В 1609 году вспыхнул сильный пожар, уничтоживший третий собор. В 1682 году, на его месте было начато строительство нового каменного собора на старой основе. Четвертый по счету собор строился на протяжении 17 лет и сохранился до наших дней.

Троицкий собор Псковского Кремля — главный храм Пскова и псковской земли. Архитектурное решение представляет собой многоярусный шестистолпный пятиглавый четверик с тремя высокими апсидами, двумя приделами, галереями, подцерковьем (с храмом св. Серафима Саровского). С XVIII века в подцерковье храма хоронили псковских архиереев. Во второй ярус ведёт крыльцо с широкой лестницей. Стены храма беленые, немного декора в стиле «нарышкинского барокко» и псковские поливные изразцы с характерными для Пскова XVII века мотивами — василек, розетка, вазон в первом ярусе. Центральный золотой купол храма — символ святой Троицы. Четыре пониженные главы символизируют святых евангелистов — Матфея, Марка, Луку и Иоанна. Высота храма — 78 метров.

В конце XVIII века из-за трещин, образовавшихся вследствие неодинаковой осадки собора, были заложены открытые боковые галереи, а само здание храма укреплено контрфорсами.

В 1935 году собор закрыли, организовав в нём антирелигиозный музей. Возобновление работы храма началось во время немецкой оккупации 1941—1944 годов, с тех пор храм работает постоянно.

Колокольня Троицкого собора была построена позже, на месте древней башни «на Радчине всходе». Квадратная в плане, многоярусная колокольня завершается пролетами звона, декоративным ярусом башенных часов и шпилем с крестом. Верхние ярусы надстроены в XVIII-XIX веках в классическом стиле.

В настоящее время в соборе открыты для богослужений четыре придела: в верхнем ярусе — Троицкий, Казанский и Александро-Невский, в нижнем — Серафимовский. Иконостас Серафимовского придела в 1988 году расписан знаменитым иконописцем архимандритом Зиноном.

Архитектура четвертого собора святой Троицы

Основным архитектурным стилем, в котором построили главное сакральное сооружение Псковской области, стал общемосковский. Храм поражал своими размерами и высотой, равнявшейся 72 м. Он имел два этажа, с северной и южной сторон – окна. Внутри были поставлены шесть столпов, поддерживающие купола. Всего их в храме пять, они дополнены апсидами, галереями и подцерковьем. На фасаде прослеживается влияние барокко, отраженного в изразцах поливной формы.
Сначала в Троицком соборе построили два придела в честь князя Александра Невского и псковского Всеволода, хотя его освящение состоялось в 1703 г. Через несколько лет здесь появился третий придел – княгини Ольги, но его уничтожил пожар 1770 г.
Одной из особенностей православного комплекса являлся иконостас, сделанный на рубеже XVII-XVIII вв. Все его семь ярусов были вырезаны из дерева и покрыты позолотой. Нижние ярусы иконостаса относятся к периоду строения храма, а самые верхние сделаны гораздо позже – в XVIII-XIX вв. Купол покрыли золотом только в середине 50-х гг. XIX столетия, тогда же обновлены иконостас и иконы в Александро-Невском приделе. Средства на это выделила городская администрация и прихожане церкви.

Сложная история развития храма

Важным дополнением и органичной составляющей архитектурного ансамбля стало строительство колокольни. Учитывая то, что она возводилась на территории Кремля, основой для ее появления стала крепостная стена. Над строительством колокольни в конце XVIII – начале XIX вв. работали зодчие и архитекторы из Пскова. Изначально здание было каменно-деревянным. Нижние этажи – каменные, а деревянные – самые верхние ярусы, сгоревшие в конце 1770-х гг. Тогда же они отстроены заново, но уже в кирпиче. В XVIII столетии на колокольне появились часы, проработавшие до 1880-х гг. Тогда они были отданы на ремонт и на их место поставили часовой механизм немецкого производства.В XVII-XVIII вв. Троицкий собор превратился в местную усыпальницу, где хоронили священнослужителей. Долгое время здесь богослужения велись зимой и летом, но ситуация изменилась в середине 30-х гг. XIX столетия. Произошло это из-за строительства Церкви святого Благовещения, являвшейся теплой. Следовательно, в Троицком соборе службы стали вестись только в летнее время и частично весенне-осенний период.
Еще одним строением храмового комплекса святой Троицы стала сторожка. Как и большинство подобных строений того времени, она была сделана из дерева. В самом начале 1890-х гг. ее заменили каменной. Здесь постоянно дежурили охранники. К концу XIX века началось обновление. Сначала стены покрыли новым слоем штукатурки, обновили своды. В 1901 г. ремонтные работы завершились, в результате чего собор освятили. Интересно то, что этот храм никогда не имел собственного прихода: при нем работала лишь небольшая богадельня, находившаяся в храме святых жен-мироносец.
В 1920-е гг. храм – как и большинство религиозных строений – подвергся расхищениям и массовым кражам. Тогда же происходила борьба за власть между сторонниками старого и нового патриархов. Однако с 1923 г. он получил статус городского и управлялся специально созданным советом. Перед началом ВОВ городская исполнительная власть приняла решение закрыть храмовое сооружение и разместить здесь антирелигиозный музей. Немецкая оккупационная власть открыла его для верующих, что стало важным событием в жизни Пскова. По инициативе германских властей сюда передали икону Божьей Матери, привезенную из города Тихвин.
Когда немцы отступали из города, они заминировали Троицкий собор, заложив бомбы у ворот и в иконостасе. Взорвать храм им не удалось – из-за стремительного наступления Красной армии. В процессе разминирования несколько человек погибли, частично был поврежден иконостас. В течение 1950-1980-х гг. здесь велись постоянные реставрационные работы, в результате чего обновлены приделы, иконостас, внешний фасад, купол и колокольня.

История Псковского кремля

Основное строительство каменных стен Кремля велось в течение трех столетий, начиная с XIII века, когда укрепление северо-западного гарнизона являлось приоритетной задачей для развивающегося государства. Еще не окрепшей после татаро-монгольского ига стране грозили немецкие, ливонские и литовские захватчики. Благодаря крепости Псков не был подчинен татаро-монголам, и соседние княжества (Московское и Новгородское) не раз прибегали к его помощи в военных походах.

Начиная с XI века вокруг Крома (Кремля) как главной и самой защищенной части города постепенно вырастали районы, образовавшиеся на основе четырех исторических местностей: Довмонтов город, Средний город, Окольный город и Запсковье. В Довмонтове городе была княжеская резиденция, административный центр Пскова.

Строительством башен и укреплением стен в Пскове занимались князья и их посадники. К XVI веку для обороны города было сооружено 37 башен, а общая длина крепостных стен достигла 9,5 километра. Коммуникацию обеспечивали 14 ворот, а также множество настенных, башенных и подземных переходов.

Даже если неприятелю удавалось прорваться сквозь первое кольцо каменных стен, захватить Кремль все равно было почти невозможно. С одной стороны защищенный рекой, с другой — рвами, Кром был практически неприступен. Особым укреплением на пути неприятеля была Довмонтова стена, или Перши (от древнерусского слова «перси», т. е. грудь), — второе кольцо каменных стен, защищавшее город с юга. Сложенная из камня и достигавшая в высоту 20 метров, усиленная двумя башнями, окруженная глубоким рвом, Довмонтова стена — это еще не все, с чем приходилось столкнуться захватчику. Прорвавшись за ворота Довмонтовой стены, он оказывался в захабе — глухом каменном коридоре, перекрытом с двух сторон. Таким образом, часть войска попадала в ловушку, отсеченная от основных сил, под шквальным огнем с высоты стен, как в ущелье.

C приходом к власти Петра I Псковский кремль приобрел свой современный вид, но вместе с тем потерял былое значение. В годы Северной войны стены крепости укрепились земляными валами и бастионами, но северо-западные границы российского государства были значительно перенесены. Новым рубежом стал Санкт-Петербург. Впрочем, утратив военное значение, Псковский кремль не перестал быть духовным и историческим центром Псковской земли.

В центре крепости, возвышаясь над суровыми военными стенами, стоит главный символ Пскова — белокаменный Свято-Троицкий кафедральный собор. Как гласит легенда, в 957 году княгине Ольге, посетившей родной город, было видение: три луча указывали на возвышение в центре Крома. Таким образом, место для строительства нового храма было указано свыше. Но к XII веку деревянная постройка сгорела, и в 1138 году на старом месте возвели новый, каменный собор. К тому времени псковская школа зодчества еще не сформировалась, и потому храм возводили приглашенные из других городов мастера. В этом соборе молился о победе перед битвой Александр Невский.

Третий Троицкий собор

В 1363 году обрушились своды Всеволодова собора, и, разобрав стены, на старом фундаменте к 1367 году возвели новый каменный храм, простоявший до конца XVII века. Новый Троицкий собор удался — одноглавая церковь, которую окружали многочисленные пристройки; они превращали храм в «пирамиду», безудержно устремленную к небу. Собор насчитывал — вместе с главным, Троицким, — семь престолов; это был действительно «собор», храмовый комплекс, в котором воплотилась идея охраняемого Святой Троицей сильного Псковского государства, каковым оно являлось в XV столетии, в эпоху своего расцвета.

Храм довольно сильно перестраивался на протяжении своей истории, однако его основа оставалась неизменной.

Увы, тот Троицкий собор стал свидетелем не только небывалой мощи Пскова, но и его пусть и мирного, но трагического конца. В 1510 году республика была присоединена к Москве, Великий князь Московский Василий III прислал указ ликвидировать вече и покориться московским наместникам, и псковичи покорились. Вскоре уже сам Василий III молился в Троицком соборе.

Молился в Троицком соборе и его сын, Иван Грозный, — в 1570 году. Залив кровью Новгород, он намеревался сделать то же самое в Пскове, и лишь разговор государя с блаженным Николаем Псковским, предложившим тому кусок сырого мяса и тем самым обвинившим Грозного в «людоедстве», спас город — укор святого образумил Ивана IV.

В эпоху русской Смуты, в 1609 году, во время гражданских столкновений, в Пскове разразился страшный пожар. Троицкий собор оказался сильно поврежден. Он, впрочем, простоял еще несколько десятилетий, но было ясно, что дни его сочтены.

Золотой храм Хармандир-Сахиб

Золотой храм или Хармандир-Сахиб — это центральный храм (гурдвара) для сикхской религии. Находится на севере Индии в городе Амритсар, штат Пенджап. Каждый день он принимает тысячи верующих и туристов. В выходные дни приходит до 100 тыс. человек. Паломники проходят здесь омовение в священном пруде, на котором расположилась главная постройка.

Создание святыни началось в 1577 г. IV гуру сикхов Рам Дас выкопал водоём, который вокруг себя образовал город с одноимённым названием — Амритсар («источник нектара бессмертия»). По легенде на этом месте медитировал Будда. Местность благословили и началось строительство храма с 1588 по 1604 гг. Главная часть установлена посередине искусственного озера, а остальной комплекс выстроен вокруг него. Завершил работы гуру Арджан Дэв, назвав сооружение Хармандир-Сахиб («Божий Храм»).

Описание Золотого Храма Хармандир-Сахиб

Золотой храм Индии представляет собой огромное строение, изготовленный из мрамора, золота и бронзы. Он располагается в самом центре Амритсара и привлекает огромное число своих верующих, паломников и просто зевак.

На украшение этого храма ушло около 800 кг чистого золота, ведь для сикха это святое место. Золотой храм сикхов – это прекрасная архитектура и уникальная атмосфера. Интересно, что в храме провозглашается единство и равенство всех религий на свете.

Сикхи боготворят свой храм. Сюда могут прийти представители самых разных религий, но предварительно следует обязательно покрыть голову и помыть ноги, демонстрируя уважение сикхам и их вере.

Золотой храм в Индии – необычайно прекрасен. Стены его покрыты золотом, внутренние покои богато украшены золотом и драгоценными камнями. Как у мусульман, храм окружен большим озером.

Как добраться до Хармандир-Сахиб

Храм расположен в Амритсаре, штат Пенджаб.

  • До Амритсара можно добраться на самолете из Дели, что займет у вас около полутора часов.
  • Второй вариант – на поезде. В этом случае на дорогу вы потратите около 10-13 часов, если выберете обычный поезд и около 6 часов, если экспресс.
  • Дорога из Дели до Амритсара на автобусе займет около 10 часов. Из самого города до территории, где расположен храм, ходит бесплатный желтый автобус, правда, на него часто бывают очереди. Если нет желания долго ждать, можно воспользоваться услугами такси или рикши.
  • Поезда из Амритсара ходят довольно часто. На них можно доехать до Нью Дели, Мумбаи, Харидвара, Агры, Джайпкра и др.

Расписание поездов Дели Амритсар

Внимание! Расписание может меняться. Смотрите информацию на официальном сайте (ссылка ниже). Храм расположен в Амритсаре, штат Пенджаб

Храм расположен в Амритсаре, штат Пенджаб.

В помощь паломникам

Богослужения в кафедральном соборе Пскова совершаются каждый день. Утренняя служба начинается в 9.00 по будням, в 7.30 — в воскресенье и праздничные дни, вечерня — в 17.00.

Адрес: Псков, Псковский Кремль, дом 1.

Проще всего добраться до Псковского Кремля общественным транспортом. Автобусами 14, 17 следует доехать по площади Ленина, Кремль находится на той же стороне, что и остановка. Автобусы 1, 11 также ходят в центр, но останавливаются на другой стороне, поэтому необходимо будет перейти дорогу.

Свято-Троицкий кафедральный собор в Пскове

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector