Где же на самом деле похоронили пушкина александра сергеевича?

История Свято-Успенского монастыря

Датой основания Святогорского мужского монастыря считается 1569 год. Строительство православного храма началось по указу царя Ивана IV в. Пушкинских Горах. По преданию, именно Святая гора (Синичья гора) была выбрана местом для закладки храма неспроста. По легенде, в 1566 году в окрестностях городища Воронич была найдена икона Богородицы Одигитрия, которая впоследствии стала главной святыней обители.

Свято-Успенский Святогорский монастырь был широко известен по всей стране. Иван Грозный в подарок храму преподнес колокол, который в народе прозвали «Горюном». Однако почитание монастыря продлилось вплоть до начала правления Екатерины II. По приказу императрицы, православный храм был причислен к третьеразрядным, а земли обители были отданы в казну.

Belliy

В 1899 году монастырь переведен из третьеразрядных во второй класс. В 1924 году Свято-Успенский мужской храм на Пушкинской Горе был закрыт. Во времена ВОВ некоторые строения на территории обители существенно пострадали.

В 1949 году часть зданий монастыря была восстановлена. Возобновил работу Святогорский монастырь только в 1992 году.

Последнее пристанище

Могилу поэта посещают ежегодно тысячи людей. Они знают, что именно здесь покоится Александр Пушкин, где похоронен еще дед поэта Осип Абрамович Ганнибал в 1806 году. Бабушка, мать и отец Александра Сергеевича тоже покоятся здесь, в семейной усыпальнице, которая относится к Государственному музею-заповеднику им А. С. Пушкина. Эти земли, включая село Михайловское, пожаловала императрица Елизавета Петровна прадеду поэта, Абраму Петровичу Ганнибалу, за верную службу.

Со школьной скамьи известно каждому и само село Михайловское, и что именно здесь писались главы «Евгения Онегина», и няня Арина Родионовна рассказывала поэту русские сказки именно здесь. И так хочется верить, что место последнего успокоения гениального поэта находится на его родной земле, среди могил предков, знать, что Святогорский монастырь в Псковской области — именно тот уголок, где похоронен Пушкин. Кладбище при монастыре – это фамильная усыпальница Ганнибалов-Пушкиных.

Немцы после оккупации заповедника «Михайловское» полностью разграбили его

К моменту вторжения нацистских войск на территорию Советского Союза территория Святогорского Свято-Успенского монастыря, где находится могила Пушкина, принадлежала музею-заповеднику «Михайловское». Интересно, что даже после оккупации немцами музей памяти великого русского поэта продолжил работать. Что говорить, если даже рядовые солдаты армии Вермахта были наслышаны о Пушкине и его творчестве. В 1940-м году в Третьем Рейхе была экранизирована повесть «Станционный смотритель».

Но, оберегая музей Александра Сергеевича, немцы вовсе не задумывались о сохранении русского культурного наследия. Наоборот, они хотели сохранить его в целости и сохранности лишь ради того, чтобы ограбить. В 1942-м году смотрителем музея назначили местного жителя Кузьму Афанасьева, но он не смел сопротивляться нацистскому руководству в лице обер-фельдфебеля Фоссфинкеля. В итоге из усадьбы русского поэта выносилось все, что пришлось по душе немецкому офицеру: картины, старинные книги, антиквариат. В конечном итоге, осенью 1943-го немцы решили на десяти грузовиках просто вывезти все ценное, что было в имении.

В итоге из музея «Михайловское» сделали военную зону с блиндажами и пулеметами. А когда запахло жареным и стало понятно, что нужно бежать из оккупированных мест, гонимыми Красной Армией, немцы решили сравнять это место с землей. Разрушению подвергли избушку, где обитала няня поэта Арина Родионовна, родовую усадьбу Пушкина, Успенскую церковь. Нацисты взорвали Никольскую церковь, сожгли дом-музей, а в завершение всего заминировали могилу Пушкина.

Святогорский монастырь – место будущего погребения Александра Сергеевича

Монастырь, названный позднее Святогорским, был основан неподалеку от тогдашней русско-польской границы в 1569 году по указу Ивана Грозного возле линии Синичьих, которые сейчас зовут Пушкинскими горами. Место было выбрано неслучайно: помимо удачного стратегического расположения, позволявшего использовать его как приграничный форпост, именно здесь неподалеку от села Воронича, по преданию псковских летописей, тремя годами произошло явление чудотворных икон Богородицы юродивому пастуху Тимофею. В честь открытия Иван Грозный даровал обители 15-пудовый (≈246кг) колокол, прозванный впоследствии в народе «Горюном». Также монастырю благоволили и позднейшие правители России: например, Михаил Романов передал ему в дар богато украшенное Евангелие и не раз жаловал деньгами.

Среди всех прочих монастырей Российской земли Святогорская обитель за век своего существования вошла в число наиболее почитаемых, богатых и развитых. Возникшая при нем слобода уже к началу XVIII веку разрослась в крупное поселение, получившее название «Святые горы»: здесь регулярно проходили крупные ярмарки, куда съезжалось большое количество купцов и народа, а престольные праздники и святыни ежегодно привлекали в Святогорье тысячи паломников. Хотя вплоть до своего закрытия в советское время монастырь оставался важным центром общественной и религиозной жизни, когда граница Российской империи отодвинулась к берегам Балтики, его стратегическое значение пошло на спад. Существенная часть земель и хозяйственных построек монастыря была отнята у него в пользу губернии по указу императрицы Екатерины Великой в 1764 году.

История Святогорского монастыря

Основанию монастыря предшествовали чудесные явления иконы Богородицы. В 1563 году в деревне Луговка, что по дороге в Тригорское, блаженному отроку Тимофею явилась икона Божией Матери «Умиление»; позднее на этом месте была построена часовня. Спустя три года, в 1566 году на Синичьей горе произошло явление иконы Божией Матери «Одигитрия», отмеченное многими чудесами исцеления.

По указу Ивана Грозного псковский наместник Юрий Токмаков в 1569 году построил здесь храм Успения Пресвятой Богородицы, престол которого был устроен над пнем той сосны, где явилась чудотворная икона. Иван Грозный в ознаменование открытия обители прислал 15-ти пудовый колокол, прозванный в народе «Горюном», поскольку «пел жалостно».

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. КрестПушкинские горы, Святогорский монастырь. Кресты

Вплоть до царствования императрицы Екатерины Великой монастырь был первоклассным, а затем низведен до уровня 3-классного. Монастырю принадлежали значительные земельные угодья, проводились ярмарки.

Первое каменное строение Святогорского монастыря — Успенский собор. Он построен в традиционных формах псковской архитектуры: из известняковых плит, трехапсидный, однокупольный, с пролетной звонницей над притвором. Внешне храм казажется приземистым. Толщина стен составляет 1,5-2 метра. Он возвышается на вершине Синичьей (Святой) горы. В 1575 году у подножия холма была выстроена деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Над Святыми воротами до 1764 года возвышалась деревянная церковь св. Параскевы Пятницы. Деревянными были настоятельские и братские келии, служебные постройки.

В XVIII веке монастырские здания были перестроены в камне. В 1770 и 1776 годах к Успенскому собору были пристроены кирпичные приделы в честь Богоматери Одигитрии (южный) и Покрова Божией Матери (северный). В 1764 году на средства помещика И.Львова и коллежского асессора М.И.Карамышева начали возводить «каменную четвероугольную новоманерную колокольню». Строительство было завершено к 1821 году. На третьем ярусе колокольне были устроены «железные боевые часы с четвертями». Общая высота колокольни, с высоким шпилем, яблоком и крестом, составила 37 метров — столько же, сколько прожил Пушкин.

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Лестница у Успенского собораПушкинские горы, Святогорский монастырь. Успенский соборПушкинские горы, Святогорский монастырь. ЛестницаПушкинские горы, Святогорский монастырь. Успенский собор

На месте Никольской церкви, сгоревшей в 1784 году, была выстроена небольшая каменная, теплая. Пятницкая церковь была перенесена за монастырские стены и в дальнейшем использовалась в качестве приходской. Были перестроены в камне монастырские корпуса.

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Монастырские строения

Монастырская стена изначально была деревянной. В 1790-е годы она была заменена каменной, из гранита и булыжника. В это же время были построены две лестницы, ведущие на Святую гору и ограда вокруг нее. На территории монастыря были устроены торговые ряды, проводились ярмарки, дававшие монастырю дополнительный доход.

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Лестница к Успенскому собору

Детство (1799-1811)

Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года в доме Скворцова на Немецкой улице в семье чиновника Московского комиссариата, отставного майора Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны (урожденной Ганнибал). В семье кроме него были старшая сестра Ольга и младший брат Лев.

Само происхождение поэта было необыкновенным. У этого русского писателя и русского человека прадед был уроженец Африки, абиссинец по имени Ибрагим, человек с черными курчавыми волосами. Его достал из сераля, где Ибрагим содержался заложником, русский посланник в Константинополе и отослал Петру Первому. Ибрагима назвали Абрамом Ганнибалом. Абрам Петрович Ганнибал – «арап Петра Великого» – был воспитанником и слугой Петра I. Впоследствии он стал военным инженером и генералом. Абрам был женат первым браком на гречанке, а потом на шведке или немке Христине Шеберг, от которой у него были дети. Сын Христины  и Абрама Иосиф, ставший впоследствии Осипом, и был дедом Пушкина.  К концу XVIII в. Ганнибалы уже тесно переплелись кровными связями с русскими дворянскими родами – породнились с Бутурлиными, Черкасскими, Ржевскими, Пушкиными.

Отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду Пушкиных. Отец и мать поэта были родственники (троюродные брат и сестра).

Пушкины были весьма небогаты. Недомовитые и бесхозяйственные, они находились всю жизнь на грани разорения, неизменно урезали в дальнейшем материальную помощь сыну, а в последние годы жизни Пушкина и обременяли поэта своими долгами. Барская безалаберность у Сергея Львовича Пушкина сочеталась с болезненной скупостью.

В то же время семья принадлежала к образованной части московского общества. Василий Львович Пушкин – дядя поэта – был известным поэтом, в доме бывали московские литераторы.

Воспитанию детей родители большого значения не придавали. Пушкин вынес из домашнего обучения лишь прекрасное знание французского языка, а в отцовской библиотеке пристрастился к чтению (тоже на французском языке).

С 1805 по 1810 год летом Пушкин проводил много времени у своей бабушки Марии Алексеевной Ганнибал в подмосковном селе Захарове. Именно бабушка, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и няня Арина Родионовна привили ему любовь к родному языку.

Пожалуй, наиболее удивительный факт, что Пушкин мало и редко вспоминал годы детства в дальнейшем. Многие поэты и писатели XIX века через всю жизнь пронесли поэзию детства и родного Дома.

Пушкин же легко покинул стены родного дома и ни разу в стихах не упомянул ни отца, ни матери. Он не был при этом лишен родственных чувств, нежно любил брата и сестру, самоотверженно им помогал, да и к родителям проявлял больше внимания, чем они к нему. Тем более удивительно, что когда в дальнейшем Пушкин хотел оглянуться на начало своей жизни, он вспоминал неизменно только Лицей – детство он вычеркнул из своей жизни. Он был человек без детства.

Секрет масонских символов

Но тут начинаются загадки. Памятник Пушкину на могиле — стела и вся траурная композиция — представляет собой сочетание различных символов, имеющих как общепринятое толкование, так и тайное, относящееся к разряду масонских знаков. Например, урна и два горящих факела, обращённых вниз, — это весьма распространённые символы скорби. Однако нужно учесть, что согласно православной традиции усопших предавали земле, а не кремировали, и их прах не помещали в урны. Это характерно именно для масонов. Кроме того, урна изображена с накинутым сверху ритуальным плащом, что, по признанию самих «вольных каменщиков», является их знаком.

Далее направленные вниз факелы во многих ложах являются символом борьбы и мести за те гонения, которым подвергалось масонство. Также двояко может быть истолковано и изображение шестиконечной звезды. В православии она трактуется как символ ветхозаветных времён и на могиле может символизировать божественный дар, полученный поэтом, тогда как в масонстве этот знак носит название тетраграммы и печати Соломона. Он означает мистическое предназначение человека. Десять таких символов на своде арки — жизненный путь того, кто здесь погребён. И ещё две эмблемы «вольных каменщиков» мы видим на могиле Пушкина: лавровый венок — благотворение, верёвочная петля — символ тайного союза.

Интересные факты

Сам же вопрос «Где похоронен Пушкин, в каком городе?» рассчитан на современных школьников, сдающих ЕГЭ. Рядом с ним органично смотрятся предлагаемые ответы, и нужно выбрать правильный. В связи со смертью А. С. Пушкина можно привести такой интересный факт. Николай I посмертно лично оплатил все огромные долги поэта. С пансионом жене и детям сумма, выплаченная царем, составила 450 000 золотых рублей. В семье на момент смерти Пушкина в наличии имелось всего 300. В этом поступке можно усмотреть желание царя откупиться от угрызений совести.

Допустить мысль о том, что это был простой человеческий жест, наверное, трудно. Трудно было современникам, затем Советской власти, очевидно, трудно и сейчас. Николай Палкин — плохой, а Пушкин хороший. Александр Сергеевич действительно, очень хороший, но в общей сумме 94 000 составляли карточные проигрыши. Царь оплатил и эти «долги чести».

«Храни меня, мой талисман…»

Страдала могила Пушкина не только от природных стихий и особенностей ландшафта, но и от рук вандалов. В годы Гражданской войны неизвестные скинули под откос обелиск, который вернули на место только в 1922 году.

В 1944 году отступающие фашисты взорвали Свято-Успенскую обитель, заложив под монастырские постройки и по всему склону десятки фугасов. Под сам памятник поэту заложили четыре мины. От взрывной волны памятник наклонился, но не разрушился. Только стал постепенно оседать, угрожая обрушить склеп и повредить пушкинский прах. В мае комиссия во главе с архитектором А.Щусевым постановила разместить в основании памятника «маяки», которые лопнут, если процесс оседания продолжится. В течение нескольких лет заново устанавливаемые пластины лопались.

Архивы

АрхивыВыберите месяц Сентябрь 2021  (37) Август 2021  (61) Июль 2021  (95) Июнь 2021  (64) Май 2021  (101) Апрель 2021  (85) Март 2021  (71) Февраль 2021  (86) Январь 2021  (98) Декабрь 2020  (116) Ноябрь 2020  (109) Октябрь 2020  (135) Сентябрь 2020  (135) Август 2020  (162) Июль 2020  (143) Июнь 2020  (141) Май 2020  (173) Апрель 2020  (256) Март 2020  (195) Февраль 2020  (127) Январь 2020  (106) Декабрь 2019  (151) Ноябрь 2019  (122) Октябрь 2019  (132) Сентябрь 2019  (140) Август 2019  (132) Июль 2019  (150) Июнь 2019  (118) Май 2019  (130) Апрель 2019  (136) Март 2019  (122) Февраль 2019  (137) Январь 2019  (156) Декабрь 2018  (182) Ноябрь 2018  (143) Октябрь 2018  (146) Сентябрь 2018  (104) Август 2018  (82) Июль 2018  (99) Июнь 2018  (63) Май 2018  (67) Апрель 2018  (65) Март 2018  (69) Февраль 2018  (64) Январь 2018  (69) Декабрь 2017  (59) Ноябрь 2017  (70) Октябрь 2017  (56) Сентябрь 2017  (55) Август 2017  (55) Июль 2017  (75) Июнь 2017  (62) Май 2017  (64) Апрель 2017  (46) Март 2017  (54) Февраль 2017  (35)

Вскрывали ли могилу Пушкина

Могила Пушкина, где находится гроб с телом поэта, за прошедшие 180 лет вскрывалась несколько раз.

  1. Первый раз это случилось в августе 1902 г. при реставрации памятника. Вскрытие произошло случайно во время работ по замене подпорченного цоколя из кирпича на гранитный. При работах на западной стороне могилы часть склепа разрушилась, образовалось отверстие, через которое просматривался дубовый гроб. По свидетельствам очевидцев гроб был целым, чему поспособствовали почва и климатические условия местности. Видны были даже остатки парчового покрытия.
  2. Второе происшествие с могилой поэта, которое стало сенсацией, произошло в августе 1953 г. при проведении капитальных ремонтных работ по укреплению надгробного памятника. Когда была снята верхняя часть и плиты в основании обнаружили квадратную камеру, облицованную кирпичами (высотой 75 см). В ней находились черепа и кости двух человек, по данным последующей экспертизы людей пожилого возраста.

Существует 2 версии появления этих останков в могиле Пушкина. Одна из них — масонская, говорит о том, что у масонов (а Пушкин был потомственным масоном и вступил в эту организацию в 1802 году) существует обряд захоронений черепов вместе с членами их ложи. Эти «мертвые головы» провожают умершего собрата в иной мир.

По версии сотрудников Музей Пушкина, это могут быть кости родителей Александра Сергеевича (ведь их могилы до сих пор не найдены). Скорее всего, эти черепа были положены и замурованы в 1841 году при сооружении памятника.

Реставрационным работами тогда руководил директор заповедника «Михайловское» С. Гейченко. Он рассказывал позднее, что заглянул в камеру с гробом поэта и увидел, что крышка гроба провалилась, и виднелись истлевшие останки поэта, в т.ч. видны были волосы.

До сих пор остается загадкой тот факт, почему не были проведены эксгумация трупа и экспертизы останков великого поэта. Ведь они могли ответить на множество вопросов и домыслов про загадочные обстоятельства смерти и захоронения великого гения русской поэзии.

А вы теперь поняли могила Пушкина, где находится? Видели ли сами? Оставьте свое мнение или отзыв для всех на форуме.

отзывы женский форум мам вуманик ру (беременность, дети, лечение и другое)

И мертвый Пушкин был опасен

Да и там, в отпевальне, протолкнуться не было возможности между жандармами Бенкендорфа. После отпевания гроб быстро те же жандармы спихнули в церковный подвал. Народ, окруживший церковь, недоумевал от такого действия властей, которые стремились еще раз пнуть Пушкина, пусть и мертвого.

Власть помнила, как вырос народный бунт во время наполеоновского нашествия, а мертвый Пушкин мог вызвать еще больший. Так велико было его поэтическое имя! По слухам тех лет, начальник жандармов сам готовил дуэль, и теперь заметал свои следы. А ночью труп заменили неизвестным, заколотив намертво гроб в ящик, который забили и просмолили.

Конюшенный храм, в котором отпевали А.С. Пушкина

Этот ящик и отправили под Псков.

Александр Пушкин уважал Петербург, но ненавидел его кладбища. Даже стихотворение им посвятил: про гробницы в болоте; могилы слизкие и так далее. Не то что Псковщина: сушь да благодать. Поэтому хоронить себя еще при жизни велел на своей родине, близ Михайловского. На родовом кладбище большой семьи, возле матери.

Рядом и для себя место застолбил, как было положено в те далекие времена. Но, как оказалось, «положенное» было в той России не для всех. Тем более для Александра Сергеевича.
И ночью третьего февраля в обоз так же тайно погрузили гроб с телом поэта, который двинулся на Псковщину. Там находились семейные земли Ганнибалов-Пушкиных. Везли в телеге, засыпав гроб соломой, чтобы никто не догадался, кого везут с такой охраной. Под прикрытием тех же чинов Бенкендорфа.

Некрополь Ганнибалов-Пушкиных в Святогорском Свято-Успенском монастыре

6 февраля, рано утром, прибыли на место, и императорский соглядатай обоза поэт А.И.Тургенев вручил строгое распоряжение императора. Должны быть исключены какие бы то ни было встречи, церемонии, поэтому гроб побыстрее опустили в яму. Среди хоронивших был и нянька Пушкина с детских лет, Никита Козлов. Он понимал, что творят жандармы и пытался запомнить место, где похоронен Пушкин Александр Сергеевич, в каком закоулке местной монашеской обители. А не возле матери.

Пушкин и власть — антагонисты. Они друг другу хорошо насолили. Пушкин – политической лирикой, власть – ссылками.

Гипотеза о конкретном исполнителе акции

По этому поводу своё предположение высказал историк В. Новиков. Он указывает на то, что наличие посторонних черепов в могиле характерно для ритуальных масонских захоронений. Пушкин, вступив в своё время в кишинёвскую ложу, стал фактически членом этого тайного союза. Следует также учесть, что в 1902 году, в преддверии первой русской революции, деятельность масонов достигла максимальной активности.

Не исключено, что они могли совершить провокацию, подбросив в склеп черепа, доказывающие причастность Пушкина к их союзу. С какой целью? Очевидно, чтобы поднять авторитет масонства. Что же касается конкретного исполнителя этой акции, то, учитывая, что в их рядах состояли в те годы многие люди творческих профессий, невольно подозрение падает на главного руководителя работ — архитектора В. Н. Назимова. Это, разумеется, лишь предположение.

Неподтвержденные, но сильные подозрения

И выбор сопровождающего траурную процессию на Псковщину вызывал в обществе недоумение, и слухи о прямой причастности к смерти поэта А. Х Бенкендорфа, шефа жандармов – многое из того, что происходило в эти дни, настораживало и порождало вопросы. Почему сразу после отпевания гроб закрыли, а позднее поставили в дубовый ящик, который еще и засмолили? Это можно объяснить трудностью дороги и снегом. Тогда почему к этому ящику не подошла жена? И это можно объяснить. По свидетельству Вяземского, близкого друга поэта, вела она себя непорядочно, что и привело к дуэли. Непорядочное поведение при жизни, непорядочное и после смерти. Наверное, каждый момент, связанный со смертью Пушкина можно объяснить, но все они, собранные вместе, порождают громадное количество вопросов, в том числе и «Где похоронили Пушкина?». Потому что все факты, приведенные выше, наводят на мысль, что в родовой усыпальнице лежит не он.

Как доехать до Свято-Успенского Святогорского монастыря

Координаты Святогорского монастыря для GPS-навигатора: 57°1′21″N, 28°55′11″E

В качестве отправной точки в поездке к Святогорскому монастырю можно выбрать город Псков. Из этого населенного пункта в поселок Пушкинские Горы можно доехать на общественном транспорте. В этом направлении ходят автобусы «Псков-Бежаницы» и «Псков-Великие Луки». Примерное время в пути — чуть больше 2 часов.

Рядом с храмом находится остановка «Старая Площадь», через которую идут автобусные маршруты № 50, 173, 173А, 175 из ближайших населенных пунктов: Блажи, Васильевское, Кокорино, Кашино.

Из Пскова в Пушкинские Горы можно добраться на автомобиле. Такая поездка займет около 1,5 часа.

Схема автомобильного маршрута Псков-Святогорский монастырь

Другой вариант поездки из Пскова до Пушкинских Гор — такси. В городе работают сервисы онлайн-заказа: Яндекс.Такси, Везет, Maxim.

Видео о псковском Святогорском монастыре в поселке Пушкинские Горы

Зачем масонам помещать мертвецов на гроб поэта

Пушкин стал частью масонского братства еще в 1821 году, когда его сослали в Кишинев. Тогда поэт написал об этом письмо своему учителю и другу Жуковскому. Вот только вступил он в масонскую ложу “Овидий”, а не “Мертвая голова”.

В начале девятнадцатого века масонство было необычайно популярно, сам император Александр I покровительствовал этому тайному обществу вплоть до 1822 года, когда он вдруг повелел закрыть все подобные организации. Причиной монаршего гнева стали революционные идеи среди братьев масонских орденов.

Для чего на могиле Пушкина появились останки мертвых людей, можно отчасти объяснить анализируя ритуалы масонов. Так, дядя Пушкина Василий Львович пролежал под грудой матрацев, когда проходил обряд посвящения в ложе. Матрацы символизировали прах или мертвые тела. Судя по количеству черепов в могиле Пушкина, поэту удалось достичь второй ступени иерархии “вольных каменщиков”. Черепа остаются частью тайных ритуалов во всех сохранившихся масонских ложах. А то, что останки появились над гробом великого русского поэта, свидетельствует о высшей степени почета.

Существует и еще одна версия которую принято считать официальной. По мнению сотрудников музея, эти черепа могли принадлежать родственникам великого поэта и попасть в его могилу случайно.

Самым печальным во всей этой истории, стало то, что сам гениальный поэт пережил масонство как детское увлечение и позже отошел от их идей. По этой причине, черепа могли положить в начале века, так как тайному братству очень необходим был такой “козырь”, как членство Александра Сергеевича Пушкина в одном из масонских лож.

Возможно, современные методы исследований, когда-нибудь поставят точку в этом запутанном хитросплетении мертвых тел и древних ритуалов.

«Когда для смертного умолкнет шумный день…»

Из опубликованного в «Новом времени» доклада В.
Назимова следовало, что в 1901-1902 годах были проведены масштабные работы. Главную угрозу захоронению представлял неумолимо осыпавшийся склон, поэтому первым делом было решено укрепить его

Работы надлежало проводить с максимальной осторожностью. Любая ошибка грозила памятнику и склепу необратимыми повреждениями

Сначала рабочие заложили по всему откосу каменные террасы. Затем – обустроили основательную площадку вокруг захоронения, с каждым годом всё больше сползающего в обрыв.

Кирпичный цоколь заменили на гранитный

Эти работы проводили особенно осторожно из-за невозможности оценить крепость свода над склепом. Несмотря на предпринятые меры предосторожности, его западная часть разрушилась

Скрепленные известковым раствором кирпичи не выдержали. Через образовавшуюся дыру реставраторы увидели, что спустя 65 лет установленный дубовый гроб с телом Пушкина сохранился настолько хорошо, что местами можно было рассмотреть куски парчового позумента. Его фрагмент, кстати, был снят с гроба и отправлен в Пушкинский музей.

В ходе реставрации 1902 года свод склепа переложили с использованием цементного раствора и укрепили железными балками

В докладе В.Назимов обращал внимание, насколько облегчена теперь работа следующим реставраторам. Чтобы добраться до гроба, им потребуется от силы 20 минут

Масонская версия

Принадлежность великого поэта к тайной масонской ложе доказывалась некоторым особым порядком действий его близких друзей во время похорон и его собственным свидетельством вступления в организацию. Веским доказательством масонского следа историки считают пару белых перчаток, которые на гроб Пушкина положил Вяземский. Этот жест олицетворял неразрывную связь покойного с его братьями масонами, которую не сможет оборвать даже сама смерть.

После реставрационных работ 1902 года о таинственной камере с мертвыми телами не говорили ни рабочие, ни сам Назимов. Историки считают, что эту камеру мог встроить сам архитектор. В таком случае, появление покойников над гробом поэта, должно было символизировать некий символ древнего секретного знания, в которое мог быть посвящен Пушкин.

Такую версию озвучил исследователь Владимир Новиков. Мертвая голова или череп не олицетворяли собой смерть. Так, у монахов ордена тамплиеров таким символом обозначали вместилище тайных знаний. В масонской традиции, череп использовали в обрядах посвящения. Также, это могло обозначать и печать хранителя знаний или древней тайны. Некоторые исследователи считают, что ложа “Мертвая голова”, существовавшая в Москве и Санкт-Петербурге, могла таким образом отметить своего соратника.

В 90-е годы появились рассуждения некоторых историков о том, что Пушкин владел неким мощным древним знанием. Якобы, именно эзотерические ритуалы сделали стиль его поэзии таким уникальным и неповторимым. Подобные объяснения вполне можно списать на поиск сенсаций.

История Святогорского монастыря

Основанию обители предшествовали два явления Божьей Матери. И по странному стечению обстоятельств, в обоих случаях единственным свидетелем чуда стал пастух Тимофей, получивший позже, согласно церковной традиции, статус «блаженного отрока». Вначале Богородица явилась в 1563 году в деревне Луговке. Позже на этом месте была выстроена часовня. А спустя три года блаженный отрок Тимофей вновь увидел Богородицу, на этот раз на Синичьей горе. Место для явления Святая Дева выбрала весьма удачное. В те времена город Воронич был пограничным с независимым княжеством Новгородским. Московский царь Иван Грозный счел чудо на Синичьей горе удобным поводом поставить фортификационное сооружение на своих рубежах (а заодно и засвидетельствовать свою набожность). Он дал приказ наместнику Псковскому князю Юрию Токмакову построить монастырь Святогорский. Но начался он с церкви, алтарь которой находится над пнем той сосны, где блаженный пастушок узрел икону Богоматери.

Место Святогорского монастыря в жизни Александра Сергеевича

Еще за долгие годы о появления на свет Александра Сергеевича Святогорский монастырь был связан с родом Пушкиных. Указом императрицы Елизаветы Петровны в 1742 году часть дворцовых владений, составлявших Михайловскую губу Воронецкого уезда, были пожалованы во владение «арапу Петра Великого», Абраму Ганнибалу – прадеду поэта. После его смерти эти земли были поделены между тремя его сыновьями. Территория будущего Михайловского имения досталась Осипу Абрамовичу, который построил здесь господский дом, основал усадьбу и при ней разбил живописный парк. Будучи крупнейшим жертвователем Святогорского монастыря своего времени, он получил право быть похороненным в его пределах. На откупленного у монастыря участка земли он разбил фамильную усыпальницу. В позднейшие времена эта территория стала местом упокоения многих его родственников: здесь рядом похоронены супруга Осипа и бабушка Александра Сергеевича, Мария Алексеевна, его матерь, Надежда Осиповна и отец – Сергей Львович, а также умерший в младенчестве брат Платон.

В юности Пушкин не бывал в этих краях, и впервые посетил родовое имение своей семьи только в 1817 году. По собственным словам поэта, в тот раз был «очарован сельской жизнью, русской баней, клубникой и пр.», однако вскоре ему это наскучило, и он вернулся в столицу. Всего в материнском имении он за свою жизнь бывал всего 4 раза и задержался в нем только однажды – в годы михайловской ссылки 1824-1826гг. Михайловская пора была плодотворным периодом для Пушкина. Работая над «Борисом Годуновым», Александр Сергеевич нередко посещал Святогорский монастырь, где много времени проводил в архивах, изучая старинные летописи и исторические труды, чтобы сделать свою драму максимально достоверной. Пушкина часто видели на известных монастырских ярмарках, которые проводились регулярно возле Святогорской обители, а спустя некоторое время он близко подружился с игуменом монастыря, отцом Ионой.

Святогорский монастырь не был забыт Пушкиным и после окончания его ссылки. В последний раз он побывал на Святых горах в 1836 году, предав земле на территории фамильной усыпальницы свою мать, Надежду Осиповну. В тот момент Александр Сергеевич, повинуясь неизвестному наитию, заранее внес в монастырскую казну сумму денег для своих похорон – увы, ею пришлось воспользоваться всего через год.

Тайна Святой горы

К месту захоронения поэта в “Михайловском” ведет витиеватая серая лестница. Мало кто знает, что на этом самом месте погибли девять советских саперов, подорвавшись на противотанковых минах. Злодеяния и цинизм фашистских захватчиков отчетливо проявился в осквернении могилы великого поэта. В 1944 году место захоронения было заминировано и закрыто досками. Взрыв унес жизни молодых бойцов, а сам обелиск, от мощной взрывной волны лишь накренился.

Директор пушкинского музея-заповедника начал хлопотать о проведении реставрации сразу же после окончания войны, но разрешение им было получено лишь к 1953 году. Для реставрации обелиска из белоснежного мрамора, рабочим предстояло открыть могилу Александра Сергеевича. Никто не знал, в каком состоянии находится свод подземного склепа, куда поместили гроб с телом Пушкина.

Работы проводились очень аккуратно, бережно снимался камень за камнем. Каждая деталь обелиска, надежно укутывалась в одеяла. Путь к склепу указывала выбитая на гранитном цоколе стрела. Изумленный возглас раздался на площадке, когда убрали одну из плит. Взорам присутствующих открылась небольшая кирпичная камера, вмурованная в гранитный цоколь обелиска. Из нее смотрели пустые глазницы двух человеческих черепов.

Камера оказалась совсем небольшой, длинной всего одинадцать кирпичей и в один кирпич толщиной. Когда первые эмоции утихли, эксперты извлекли из таинственного хранилища останки двух человек. Экспертизой было установлено, что Пушкин делил могилу с мужчиной и женщиной, причем оба они, на момент смерти были преклонного возраста.

По мнению экспертов, смерть “соседей” поэта была ненасильственной, а точную ее дату устанавливать не стали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector