Святитель макарий, митрополит московский и всея руси: день памяти

Цитаты

Учение прп. Макария Великого, содержащееся в его творениях, получило в богословии условное наименование «сердечная мистика». Понятие «мистика» в данном случае следует переводить как «духовность».

Святой отец писал о правилах и тонкостях духовной жизни и молитвенной практики, об устройстве человеческой души, о ее болезнях и способах исцеления от них, о бесчисленных искушениях лукавых духов и борьбе с ними.

Главной темой всех писаний преподобного является обожение. В широком смысле обожение – это спасение, достижение состояния вечного блаженства в раю. В более узком смысле обожение близко по значению к таким понятиям, как святость, наитие Духа Святого, озарение Божественным Светом, созерцание Бога и т.д.

Обожение является целью жизни вообще и целью подвижничества в частности:

Учил святой и о благодати Святого Духа как о действительной силе, свете, сиянии, — исходящем от Самого Бога, но Самим Богом, конечно, не являющемся. Этот опыт через тысячу лет сформулирует святитель Григорий Палама в учении о нетварном фаворском Свете. Преподобный же Макарий описывал явление Благодати Божией термином «плототворение» (нечто похожее на воплощение) Духа Святого:

Признаками правильного духовного устроения и присутствия в человеке благодати Святого Духа являются многоразличные духовные дарования (мудрость, прозорливость, исцеления, видения и др.), особое место среди которых занимает дар созерцательной (умной, сердечной) молитвы или созерцаний.

Это состояние описано многими как ранними египетскими, так и более поздними афонскими исихастами. Характеризуется оно прекращением какой бы то ни было чувственной, познавательной активности человека: подвижник не только перестает видеть, слышать и чувствовать окружающее, — но перестает и мыслить. И в этом состоянии чувственной пассивности, мысленного «мрака», полной остановки активного познания – Сам Бог касается души (ума и сердца) молитвенника, озаряет его Своим Божественным Светом, согревает, питает, наставляет, врачует и доставляет неописуемое наслаждение.

Были у епископа Макария и недруги, которые старались омрачить его жизнь пастыря и просветительскую сторону жизни

В 1857 году епископа Макария переводят в Тамбов, дабы он возглавил Тамбовскую епархию.

Новый епископ быстро разобрался с находящейся в упадке епархией и начал наводить порядок.

Он лично решал множество вопросов, назначал более ответственных сотрудников, вел просветительские беседы, как среди прихожан, так и среди священнослужителей, следил за постройкой новых храмов и назначением достойных пастырей в доверенной структуре.

Организовал приток в приходские библиотеки новой литературы. Священникам очень понравилась эта идея и они попросили разрешение на закупку трудов Макария, что и было сделано.

В это время недовольные резкими изменениями в пастве начали распускать слухи, якобы Макарий принуждает священнослужителей закупать свои книги в приходские библиотеки.

Эта новость потрясла епископа и он стал проситься на другую кафедру, тем более что местный климат плохо сказывался на здоровье.

Макарий переведен на Харьковскую кафедру, которая была хорошо организована и нужно было поддерживать имеющийся порядок.

В 1862 году был возведен в сан архиепископа.

Продолжает литературную деятельность и организовывает ежемесячное издание «Духовный вестник».

В 1868 году архиепископа вызывают в Санкт-Петербург для участия в деятельности Священного Синода. Во время его пребывания в Северной столице умирает Литовский митрополит и принимается решение — назначить архиепископом Литовским и Виленским Макария.

Паства в этой местности была крайне нестабильно в вере, т.к. шел «нахлест» православия, западных вероучений и старообрядчества.

Архиепископ это прекрасно понимал и отстаивал интересы православных, вел просветительскую деятельность для укрепления веры и обращения еще некрещенных. За то время, пока Макарий руководил епархией было отремонтировано, возведено и освящено 293 храма и увеличилось количество православных христиан.

Сложно даже представить сколько сил архиепископ Макарий возложил на алтарь земной жизни ради становления и укрепления православия в Российской Империи.

Служение

В начале 1520-х Макария назначили игуменом Можайского-Лужецкого Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, а затем он получил сан архиепископа Псковского и Новгородского и место в одной из древнейших православных российских епархий.

Энергичный служитель церкви направил силы на исправление ситуации на кафедре, где на протяжении десятилетия с лишним отсутствовал владыка. Последовательный сторонник, узнавший о состоянии дел в мужских и женских приходах, принялся налаживать монастырское хозяйство и добился перевода местных приходов на «общежительный устав».

Увеличив число христианских коммун, где иноки и монахини обитали под одной крышей, Макарий инициировал составление обновленного церковно-летописного свода. Без внимания владыки не остался процесс реставрации великих священных икон и фресок в центральных храмах Пскова и Новгорода.

В Соборе Святой Софии, являвшимся духовным центром епархии, архиепископ выпустил Великие Четьи минеи, являвшиеся собранием оригинальных и переведенных памятников житийной и риторической литературы, существовавших на Руси с древнейших времен. Свод, насчитывавший десяток томов, был помещен в библиотеку православного храма. Благодаря этому книги Священного Писания, патерики и другие тексты дидактического и исторического характера сохранились до сегодняшних дней.

Весной 1542 года бояре из знаменитого княжеского рода Шуйских, правившие при несовершеннолетнем наследнике русского престола Иване IV Грозном, оценили заслуги архиепископа Псковского и Новгородского и сделали его преемником лишившегося доверия митрополита Иоасафа. Макарий не оправдал ожиданий правителей и поспособствовал их отстранению от власти.

Митрополит Макарий благословляет Ивана Грозного / Хроно

В дальнейшем Макарий стал членом Избранной рады и оказал огромное влияние на деяния государя, царя и великого князя всея Руси. В 1547 году уроженец Москвы венчал сына Василия III на царство и поддержал его намерение жениться на дочери столичного окольничего Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой.

После торжественной церемонии в православном кремлевском храме, на которой юный Иоанн получил из рук митрополита бармы, крест животворящего дерева и шапку Мономаха, в православном государстве начались перемены. В год созыва первого Земского собора автор Четьих миней, приветствовавший мирские реформы, настоял на канонизации и прославлении новых святых и провел работу по составлению жизнеописаний.

В начале 1550-х на собрании с участием Ивана Грозного, бояр и представителей высшего духовенства, получившем название Стоглавого поместного собора, Макарий отстоял право монастырей на землю, оспариваемое Андреем Курбским и царским наставником протопопом Сильвестром. Тогда же в Москве создали типографию, специализировавшуюся на печати церковных книг.

Митрополит Московский и всея Руси был в курсе внешнеполитических дел государства. Владыка благословил поход войска Ивана IV на Казань и предсказал безоговорочную победу. Когда армия, посетившая места, связанные с именем легендарного полководца Дмитрия Донского, прислала известие о взятии города, являвшегося центром Татарского ханства, в столице построили храм Василия Блаженного. Позже Макарий, освятивший этот шедевр архитектуры, отправил на захваченную территорию архиепископа Гурия, в миру звавшегося Григорием Руготиным, и всячески поддерживал деятельность просветителя и миссионера.

Cвятитель Макарий, Митрополит Московский — 12 января

Это был аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, собеседник святых современников. Как Предстоятель Церкви он созвал знаменитые Соборы, на которых был прославлен сонм русских святых, затем на Стоглавом Соборе последовало исправление недостатков в жизни Церкви и общества, наконец, соборное искоренение лжеучений. Его Первосвятительство пришлось на стык малолетства и зрелого возраста Иоанна Грозного, которого Митрополит Макарий впервые на Руси венчал царским венцом.

Святитель Макарий — это аскет, молитвенник, богослов, иконописец, патриот Московской Руси, государственный деятель и дипломат, выдающийся представитель русской культуры, замечательный книжник своего времени, известный своими большими организаторскими способностями. Он трижды, все с большим успехом, предпринимал попытки собрать воедино всю духовную литературу того времени, пока эта грандиозная задача не была воплощена в его знаменитых Минеях Четьях.

С его именем связано первое систематическое изложение истории — составление Степенной Книги, а так же начало новой страницы в истории русской книжности — учреждение книгопечатания на Руси. Современники называли Митрополита Макария чудным. Можно говорить, что именем Митрополита Макария может быть названо время середины XVI века. Он был канонизован в 1988 году на Соборе в дни празднования великого юбилея — Тысячелетия Крещения Руси. О Митрополите Макарии существует не малая разножанровая литература.

Главное книжное детище святителя Макария — это Минеи Четьи. В XIX веке при их издании Археографической Комиссией им было усвоено именование Великие Макарьевские Минеи Четьи. К сожалению, их издание прекратилось в 1917 году, не будучи доведенным до конца. Уже в наши дни была издана Майская Минея Успенской редакции. В процессе подготовки данного издания была выявлена недостающая Софийская майская Минея

Таким образом, это важное достижение нашего времени в вопросе изучения Макарьевского наследия

Великие Макарьевские Минеи Четьи — сокровище духовной письменности, собранное под руководством святого иерарха Русской Церкви, просветителя Земли Русской. Макарьевские Минеи содержат агиографические, гомилетические, патриотические и другие творения.

Наряду с переводными памятниками христианской письменности в Минеях в месяцесловном порядке помещены и творения русских авторов. Это духовное наследие использовалось в последующее время другими авторами — составителями Четьих Миней. Издания Великих Миней Четьих являются библиографической редкостью, и теперь, благодаря предпринятым усилиям, их содержание становится доступным современному читателю.

Архимандрит Макарий (Веретенников). 2009 г.

Молитва святителю Макарию, митрополиту Московскому и всея Руси, чудотворцу

О великий святителю, Церкве Российския первопрестольниче, града Москвы пастырю и учителю, отче наш Макарие блаженне, добре подвиг жития твоего совершивый и дерзновение у Господа стяжавый! К тебе во умилении сердец наших припадаем и усердно молим: буди о нас теплый предстатель у Престола Вседержителева и умоли Всеблагаго Бога: да не презрит нас, во многая и лютыя грехи впадших, но дарует нам вся благая и потребная, яже ко спасению. Вемы бо, яко немощни есмы, но молим тя усердно, святителю Божий, предстательством твоим сохрани невредимо всероссийскую паству, юже во святительстве твоем добре упасл еси. Архиереем и пресвитером у Господа испроси мудростъ, во еже право правити слово Божественныя истины, жертвенную любовь и ревностъ о спасении, да не погибнет ни един от паствы их; иночествующих в подвизех укрепи, в мире живущим истинный и потребный им, иже во Христе Иисусе образ жительствования покажи; веру нашу укрепи, любви нелицемерней друг ко другу научи, в надежде на милосердие Божие утверди. Еще же молим тя, святителю, испроси нам у Всемилостиваго Бога духа разума и премудрости, да украсимся истинным боговедением спасительных писаний святых отец и мудростию их творений. Ей, святителю Божий, о мире всего мира Господа умоли, страну нашу твоим предстательством в мире и безмятежии соблюди; вся люди отечества нашего в добрем расположении друг ко другу сохрани и чужды междоусобных нестроений покажи; вся грады и веси добре сохрани, святую веру в людех непорочну соблюди. Буди всем нам скорый помощник в нуждах наших, да тобою окормляеми, мирно и благочестно поживем в жизни сей, да сподобимся и вечных благ восприятия на Небеси, славяще и превозносяще Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное о нас предстательство во веки веков. Аминь.

Митрополит московский

В 1542 г. епископ Новгородский и Псковский возводится в сан митрополита Московского. На этот момент о. Макарию уже было около 60 лет.

Политическая деятельность

Святитель Макарий, митрополит московский и всея Руси, начал свое служение в столице при будущем Иване Грозном, который в те годы был еще ребенком.

Спустя 5 лет владыка совершит венчание на царство московского князя Иоанна, который станет первым в истории русским царем.

Это событие примечательно тем, что таинство впервые совершает не патриарх, а митрополит, и не в византийском Константинополе, а в Москве.

В 1552 г. Иван Грозный получает благословение от владыки на поход в Казань. В честь победы над врагом впоследствии строится Покровский собор, в наши дни — храм Василия блаженного в Москве. Возникает Казанская епархия Русской Церкви. Архипастырь предсказал опричнину, введенную царем после смерти владыки, а также все тяжелые последствия такой политики главы государства.

Митрополит оказал немалое влияние на политику молодого царя, являлся членом «Избранной рады». Как и его предшественник — Иоасаф — был противником бояр Шуйских, отстраненных от власти в 1543 г. Изгнание Шуйских доказывает силу и влиятельность владыки. Архипастырь лично участвует в политических переговорах, принимает иностранных послов.

Религиозная деятельность

При святителе созываются два Собора, занимающиеся вопросами прославления подвижников благочестия. Происходит это в 1547 и 1549 гг. Ранее канонизацией святых занимались епископы на местах, поэтому угодников Божиих почитали лишь в их родной земле. Владыка Макарий впервые поднимает вопрос общероссийского прославления подвижников. Данные Соборы имели огромное значение для жизни церкви и вошли в историю под названием «Макарьевских».

Во время проведения Соборов произошла канонизация великих российских подвижников:

  • Александра Невского;
  • Всеволода Псковского;
  • Никона Радонежского;
  • Саввы Сторожевского;
  • Митрополита Ионы;
  • Пафнутия Боровского и др.

После прославления потребовалось большое количество новых церковных служб для каждого из святых, обновление или составление житий. Всю эту непростую работу митрополит взял на себя.

В 1551 году владыка созывает Стоглавый Собор, на котором рассматриваются и решаются различные проблемы Русской Церкви, начиная с внешнего облика православного христианина и заканчивая вопросами духовного просвещения. Став на сторону «иосифлян», владыка препятствует секуляризации земель, принадлежащих монастырям. После проведения Собора во все епархии были разосланы указания, касающиеся нововведений.

Собором 1553 г. были осуждены еретики Матфей Башкин и Феодосий Косой, распространявшие учение о Христе как об обычном человеке, отвергающие Таинства Церкви.

Преподобная Феодора Цареградская

Преподобная Феодора жила в Царьграде. Овдовев, она раздала все имущество и стала служить святому Василию. Перед смертью преподобная приняла монашество. Ученик святого Василия захотел узнать о ее загробной жизни, и это было открыто ему в видении. Явившись, святая рассказала, что она чувствовала, когда ее душа разлучалась с телом, как злые духи старались завладеть душой, зная за ней грехи, а ангелы защищали ее, указывая на то доброе, что она сделала в жизни; как затем ее вели по так называемым мытарствам, где каждый грех имеет свое мытарство; и как, наконец, вследствие своей доброй жизни и молитв ее духовного отца на земле она миновала все мытарства и ей были показаны райские обители, а также муки грешников в преисподней.

Труды святителя Макария, митрополита Московского

Святитель Макарий внес огромный вклад в развитие древнерусской письменности. Еще в Новгороде он продолжил труды архиепископа Геннадия. И если архиепископ Геннадий собрал воедино библейские книги, то владыка Макарий поставил целью собрать вообще всю «чтомую» на Руси духовную литературу. Начал он свой труд по систематизации русской церковной литературы в 1529 году. Это начинание получило в истории именование Великие Четьи Минеи. Их первая редакция была вложена в новгородский Софийский собор в 1541 году, вторая в 1550-х годах дана вкладом в кремлевский Успенский собор, а третью позднее получил первый русский царь. В Минеях собраны и отредактированы разные списки житий множества святых, богословское и патриотическое наследие Русской Церкви.

В 1552 году вторая редакция Великих Миней Четьих вложена в Московский Успенский собор. В этой книге, название которой переводится как Большие Месячные Чтения, Макарий постарался собрать весь корпус благословленных Православной Церковью книг для чтения, бытовавший в Древней Руси. По его инициативе создан первый систематический труд по русской истории — Книга степенная царского родословия. По благословению митрополита Московского Макария начинается русское книгопечатание диаконом Иоанном Федоровым.

При митрополите Макарие были созваны два Собора: 1547 и 1549 гг., на которых был поднят вопрос прославления подвижников благочестия. Данные Соборы имели огромное значение для жизни церкви и вошли в историю под названием «Макарьевских». На них были канонизированы:  Александр Невский; Всеволод Псковский; Никон Радонежский; Савва Сторожевский; митрополит Иона; Пафнутий Боровский и другие.

О чем молятся

Будучи величайшим молитвенником, преподобный Макарий помогает всем обращающимся к нему научиться настоящей, правильной, действенной и угодной Богу молитве.

Также, святому молятся об укреплении веры, о стяжании Духа Святаго и нисполании благодатной помощи Божией. Особенно это актуально при принятии жизненно важных решений.

По усердным молитвам к преподобному, святой помогает обрести душевный покой, избавиться от бесовских искушений и всяческих колдовских наветов.

Наконец, великому подвижнику молятся о том, чтобы стяжать дух смирения и покаяния, обрести решимость исправить свою жизнь.

Почитание

Почитание Святителя началось сразу же после его кончины. Вскоре на гробнице появилась и первая его икона. Известно, что, возвратившись из Литовского похода года, царь прикладывался в Успенском соборе к образам святителей Петра, Ионы и Макария, «любезно их целоваше».

Имя святителя начиная с XVII в., встречается в «Сказании о святых иконописцах», где говорится: «Святый, и предивный, и чудный Макарий, митрополит Московский и всея России чудотворец, писаше многие святые иконы, и книги, и жития святых отцев во весь год, Минеи Четьи, яко ин никто ж от святых российских написа и праздновати повеле российских святых, и на Соборе правило изложи, и образ Пресвятой Богородицы Успения написа».

Молитвы

Тропарь, глас 4

Яко великим пастырем единонравна, и учителем вселенныя единомысленна, Божии Премудрости служителя изрядна, иже блаженству тезоимениту днесь вернии вси воспоим: Христа Бога моли, святителю Макарие, умирити мир и спасти души наша.

Кондак, глас 3

Богомудрым учением и книжным списанием потщался еси, святителю Макарие, люди Российския просветити, и святых земли нашея прославити. Сего ради чуден пронаречеся, преемниче первопрестольников Российских. Моли сохранитися нам в вере и благочестии невредимо.

Молитва

О великий святителю, Церкве Российския первопрестольниче, града Москвы пастырю и учителю, отче наш Макарие блаженне, добре подвиг жития твоего совершивый и дерзновение у Господа стяжавый! К тебе во умилении сердец наших припадаем и усердно молим: буди о нас теплый предстатель у Престола Вседержителева и умоли Всеблагаго Бога: да не презрит нас, во многая и лютыя грехи впадших, но дарует нам вся благая и потребная, яже ко спасению. Вемы бо, яко немощни есмы, но молим тя усердно, святителю Божий, предстательством твоим сохрани невредимо всероссийскую паству, юже во святительстве твоем добре упасл еси. Архиереем и пресвитером у Господа испроси мудростъ, во еже право правити слово Божественныя истины, жертвенную любовь и ревностъ о спасении, да не погибнет ни един от паствы их; иночествующих в подвизех укрепи, в мире живущим истинный и потребньй им, иже во Христе Иисусе образ жительствования покажи; веру нашу укрепи, любви нелицемерней друг ко другу научи, в надежде на милосердие Божие утверди. Еще же молим тя, святителю, испроси нам у Всемилостиваго Бога духа разума и премудрости, да украсимся истинным боговедением спасительных писаний святых отец и мудростию их творений. Ей, святителю Божий, о мире всего мира Господа умоли, страну нашу твоим предстательством в мире и безмятежии соблюди; вся люди отечества нашего в добрем расположении друг ко другу сохрани и чужды междоусобных нестроений покажи; вся грады и веси добре сохрани, святую веру в людех непорочну соблюди. Буди всем нам скорый помощник в нуждах наших, да тобою окормляеми, мирно и благочестно поживем в жизни сей, да сподобимся и вечных благ восприятия на Небеси, славяще и превозносяще Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное о нас предстательство во веки веков. Аминь.

Ранний период жизни

В миру Булгаков Михаил Петрович, родился в семье Православного пастыря, в селе Сурково Курской губернии, 19 сентября 1816 года. Отец Михаила, священник Пётр, служил в сельском храме, среди прихожан слыл пастырем добрым и обязательным. Для многих крестьянских детей он был не только священником, но и крестным.

Мать Михаила, Стефанида Григорьевна, женщина мягкая, но рассудительная, была дочерью священнослужителя, Григория Спасского. Она умела соизмерять свою жизнь с Божьим законом, много молилась, а постилась строже, чем предписывал церковный Устав.

Дети Булгаковых с ранних лет воспитывались в духе веры и христианской любви. Михаил был третьим ребёнком в семье (всего их было шесть). Родился он слабым, в детстве много болел (в основном золотухой).

Глава семейства, священник Пётр, ушел из жизни рано (Михаилу в ту пору было 7 лет, старшей дочери Стефаниды Григорьевны — 10, а младшей — 3 года). Бремя заботы о детях целиком легло на плечи вдовы. Жили трудно, скорее выживали, средств не хватало, но в отчаяние не впадали, уповали на Бога.

В 1823 году мать отправила Михаила к священнику и крестному, Павлу Никитскому. Он служил в нескольких верстах от их села, руководил домашней школой. Здесь Михаил обучился грамоте, получил нравственный закал.

Два года спустя мать отвезла его в Корочу и определила в приходское духовное училище. Образование давалось Михаилу с трудом: слабость здоровья сказывалась и в трудности сконцентрироваться на учебном материале, и в притуплении памяти. Однако, благодаря усердию и настойчивости он всё же добился желанных успехов.

В 1827 году Михаил продолжил образование в Окружном уездном училище, находившемся в Белгороде, под одной крышей с Курской семинарией.

Проходя обучение, Михаил избегал игр, предпочитая юношеским развлечениям общение с литературой. Однажды, когда он занимался душеполезным чтением во дворе, в него прилетел камень. Булыжник был брошен кем-то из сверстников и не предназначался лично ему, но по случайности угодил прямо в голову.

Образовалась рана. Удивительно, но с её заживлением Михаил освободился от мучившей его золотухи. Но что ещё более удивительно, это событие отразилось на его умственных способностях: при отсутствии болезни, благодаря выработанному прежде трудолюбию, Михаил вырвался из отстающих в число лучших учеников.

Вскоре, изумленный его ответами на экзамене, на него обратил внимание Курский архиепископ, Илиодор. Выяснив обстоятельства жизни его семьи, он назначил матери Михаила пенсию в размере 100 рублей, а трём его сёстрам помог выйти замуж за будущих иереев

Святитель Макарий, митрополит Московский

В 1547 и 1549 годах святитель Макарий созывал в Москве соборы, получившие впоследствии наименование «Макарьевских ». Главным деянием соборов стало общецерковное прославление русских святых. Ранее канонизация святых осуществлялась на Руси, как правило, по благословению местного архиерея, поэтому подвижники почитались преимущественно в землях своих трудов и подвигов. На Макарьевских соборах были канонизированы святители Иона Московский, Иоанн, Иона, Евфимий, Никита и Нифонт Новгородские; благоверные князья Александр Невский, Всеволод Псковский, Михаил Тверской; преподобные Пафнутий Боровский, Макарий Калязинский, Александр Свирский, Никон Радонежский, Савва Сторожевский и другие подвижники. Кроме того, святитель Макарий составил Великие Четьи-Минеи, включающие в себя жития и поучения святых.

Писания египетского подвижника

Житие преподобного, составленное святым Серапионом Тмуитским, практически ничего не говорит о творениях угодника Божия.

В то же время, перу прп. Макария приписывается большое количество памятников аскетической литературы, в науке условно названное «Макарьевским корпусом».

В настоящее время к авторству святого Макария относят следующие творения:

  • «Послание к своим чадам» — аскетический трактат из 17 глав. Известно большое количество древних рукописных переводов Послания, часть которых была издана. Некоторые ученые считают Послание единственным подлинным творением святого.
  • «Духовные беседы», 50 шт. Изданы Йоханном Пикусом в 1559г. и переведены на русский язык в 1880 г.
  • «Слова и Послания» (числом 64), 13 из которых переведены на русский язык архимандритом Амвросием (Погодиным) и архиепископом Василием (Кривошеиным).
  • «Новые гомилии» (28 шт.), переведенные на русский язык В. Вениаминовым.
  • «Великое Послание».

Интересный фактИнтересно, что Послание Макария очень похоже на творение святителя Григория Нисского “О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве”. Среди историков и богословов долго шли споры о том, кто от кого зависит: Макарий от Григория или наоборот. Считается, что все-таки Послание прп.Макария было написано раньше.

Наиболее полное собрание творений прп. Макария с подробнейшими научными историческими, текстологическими и богословскими комментариями было подготовлено и издано в 2002г. ведущим российским патрологом Алексеем Георгиевичем Дунаевым.

В чем помогают молитвы святому

Есть немало свидетельств о том, что он помогал нуждающимся еще при жизни. Это могло проявляться как в простом совете, так и в врачебном деле. Часто обращаются к нему и сегодня. Наиболее популярные просьбы касаются:

  • воспитания детей;
  • дарования ума;
  • укрепления веры;
  • исцеления от недугов и прочего.

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона священномученика Василия Анкирского и Кесарийского пресвитера

Еще хорошим помощником есть письма Макария Невского духовной дочери. Это сбор сочинений, перечитывая которые можно найти ответ на волнующий Вас вопрос. В них подымаются самые насущные вопросы духовной жизни. Высказывания из нее помогут обрести утешение в различных невзгодах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector