Житие и почитание патриарха московского и всея руси иова, тексты молитв

Жена Иова стала говорить ему, чтобы он роптал на Бога

Все же друзья и знакомые оставили его. Жена же его стала добывать себе еду, трудясь то в одном доме, то в другом. Она не поддерживала Иова, а также думала, что Иов чем-то тайно прогневал Бога. Она плакала и роптала на Бога. Когда она пришла на гноище к Иову, то посоветовала ему обвинить Иова во всем Бога, и умереть. Иов хоть и был сильно болен, но даже так остался верен Господу.

К Иову Многострадальному пришла жена, и стала говорить ему, чтобы он роптал на Бога, на то, что Он послал ему испытания. Фото: pp.userapi.com

Когда о страданиях Иова узнали его три друга, они решили разделить с ним эту скорбь. Они говорили Иову, что он, скорее всего, наказан за свои грехи, и просили его покаяться перед Богом. Но Иов говорил, что он наказан не за грехи, а испытания эти ему посланы по непостижимой для человека Божественной воле. Но его друзья не хотели в это верить, они утверждали свое.

К Иову стали приходить его друзья и стали уговаривать его попросить прощения за свои грехи перед Богом. Фото: xn--b1afbsmjief6c0de.xn--p1ai

История Почаевской Лавры

Согласно истории, монастырь был основан монахами Киево-Печерской лавры, бежавшими от нашествия татар в 1240 году. Самое первое летописное упоминание о храме датируется 1527 годом.

Позже местной помещицей Анной Гойской монастырю было даровано значительные земельные угодья, фамильные имения и чудотворный образ Божьей Матери. А спустя ещё некоторое время был построен новый храм монастыря, благодаря Фёдору и Еве Домашевским.

Существует известный факт о том, что во время одного из нападений огромного турецко-татарского войска после чтения молитв мирянами над собором расступились тучи и появилась Богородица в окружении ангелов, а рядом с ней – Иов Почаевский. Именно времена его деятельности ознаменовали расцвет монастыря.

Был в истории монастыря и греко-католический период. В это время были сооружены:

  • главный храм Лавры — Свято-Успенский;
  • трапезная;
  • монашеские кельи.

Лучшая статья для Вас, переходите: Чем отличаются баптисты от православных

Средства на реконструкцию были выделены известным магнатом М. В. Потоцким, а архитектор Ян Готфрид Гофман превратил храм в настоящий шедевр православной культуры. Также там действовала Почаевская типография, за время работы которой было издано более 187 книг.

После польского восстания указом императора Николая I монастырь был передан Русской Православной Церкви. В 1833 году собор получил статус лавры. В начале XX века храм пережил трудные времена (оккупация австро-венгерскими войсками), и лишь после освобождения была полностью восстановлена его духовная жизнь:

  • возобновилось богослужение;
  • возвращены вывезенные насильно монахи;
  • привезены украденные святыни.

Во время Второй мировой войны Почаев снова оказался в разрухе и забвении:

  • у обители был отобран весь сельскохозяйственный инвентарь и продукты питания;
  • закрывались детские приюты и приходская школа;
  • прекратилась практически вся духовная жизнь (за исключением богослужений);
  • были изгнаны все послушники и молодые монахи;
  • значительно сократилось число людей, населяющих Почаевскую Лавру.

Вслед за изменениями социальными и экономическими, вызванными военными действиями, менялись и высокие чины служителей Православной Церкви, но молитвенные службы в монастыре продолжались вопреки всему.

Конец 1950-х-1960-х годов – это период гонений на монастырь. Причиной тому стала антицерковная политика, проводимая властью. И снова святая обитель выстояла, так как стойкость служителем храма к таким действиям была очень сильна.

Конец XX-начало XXI века, несмотря на свою значительную сложность во многих вопросах, ознаменовался обновлением Лавры. И это было заметно во всём, а именно:

  • проводились всевозможные празднования;
  • осуществляли паломничество многие известные церковнослужители;
  • увеличилось число монахов и прихожан;
  • пополнились шедеврами иконописного искусства стены монастырей;
  • появились первые печатные издания;
  • действовала воскресная школа;
  • были восстановлены гостиницы для паломников, возведение мельницы, сад и пасека;
  • открылись различные мастерские;
  • построена и освящена новая часовня.

Лучшая статья для Вас, переходите: Для чего нужны православные четки

Именно в эти годы Почаевская Лавра стала одной из главных святынь православного мира, которой остаётся и до сегодняшнего дня.

Преподобный Михей Радонежский

Преподобный Михей Радонежский, келейник преподобного Сергия Радонежского, – один из первых его учеников. Под руководством великого подвижника Михей достиг высокой степени духовного совершенства и присутствовал при явлении Божией Матери своему учителю. Преподобному Сергию было дано видеть Царицу Небесную и слышать Её голос, а потрясённый ученик видел лишь небесный свет. Почувствовав душой приближение небесного явления, преподобный Сергий сказал: «Бодрствуй, чадо, сейчас мы будем иметь чудесное посещение». Внезапно засиял свет ярче солнечного, и преподобный Михей пал ниц на землю и от страха лежал как мёртвый. Когда преподобный Сергий поднял своего ученика, тот спросил: «Скажи, отче, что это было за чудное видение? Душа моя едва не разделилась от тела». И святой Сергий рассказал ему о явлении Богородицы. Скончался преподобный Михей ещё при жизни своего учителя 19 мая 1385 года. Над его гробницей воздвигнут храм в честь явления Божией Матери преподобному Сергию, часто называемый Михеевским.

«Позорная» болезнь

И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его (Иов 2, 7).

Проказа — страшная болезнь, весьма распространенная в ветхозаветную эпоху на Ближнем Востоке. Лечить ее тогда не умели, да и сейчас она поддается излечению с большим трудом. В древние времена этот недуг считался признаком духовной нечистоты человека — карой, которую Господь насылает на грешников. Человек, больной проказой, должен был покинуть пределы города, чтобы не заражать других, и жить в специально отведенных для этого местах.

Вот и Иов покинул свой дом и оказался «на гноище». Начался новый виток его испытаний. Не только боль и стыд из-за «позорной» болезни терзали праведника, но и слова самых близких для него людей. И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри (Иов 2, 9). Святые отцы отмечают, что эта женщина — невольно, конечно, будучи пораженной страшным горем матери — действует как Ева, некогда соблазнившая Адама, становится инструментом сатанинской провокации. Однако Иов, в отличие от Адама, остался верен Богу. Он ответил несчастной женщине: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов 2, 10).

Личность святителя Иова

Будущий святитель Иов, родился около 1530 г. в Тверской губернии, в городе Старице. Родители Иоанна (мирское имя святителя) были благочестивые люди, воспитавшие сына в твердой Православной вере. Уже в ранние годы он учится грамоте у настоятеля Успенского Старицкого монастыря архимандрита Германа, который был образцом для будущего святителя. Конечно же, глядя на своего учителя, монаха, в юноше стало возрастать желание монашеского жития. Грамоте отрока обучал сам настоятель архимандрит Герман. Память у мальчика была уникальная. Многие тексты Библии он знал наизусть. Позднее в Старицком монастыре юноша принял монашество с именем Иов.

Постриг в монашество был совершен около 1553 г. В монастырском послушании он прожил больше 15 лет, и стал настоятелем монастыря. За это время формировалась духовно-нравственная личность Святителя Иова

В 1569 году гостивший в обители царь Иоанн Грозный приметил молодого монаха. Благодаря его доброму расположению, Иов становится архимандритом, настоятелем Симонова Успенского монастыря в Москве, а затем – Новоспасского. Участвует в Церковных соборах. В 1581 году он – епископ Коломенский. В 1586-м – архиепископ Ростова Великого. В это время будущий патриарх часто посещает родину преподобного Сергия – село Варницу и основанный в здешних местах монастырь. Сейчас это подворье Троице-Сергиевой лавры. 

В 1581 г. состоялась его архиерейская хиротония во епископа Коломенского. Сын Иоанна Грозного царь Феодор относился к преосвященному Иову очень благожелательно. В 1586 г. архиепископа Иова переводят на Ростовскую кафедру, и в 1587 г. следует поставление на Московскую кафедру Первосвятителем.

После долгих рассуждений царь представил трех кандидатов на патриарший престол. Заранее было известно, кто будет патриархом, но формальный выбор нужно было совершить. Так, патриархом был объявлен Иов.  23 января 1589 г. состоялось поставление в патриархи. Чин совершил патриарх Константинопольский Иеремия. Над Иовом была совершена «полная архиерейская хиротония с возложением рук всех епископов».

Патриарх Иов ежедневно совершал Божественную Литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтирь и Апостол. По отзывам современников он был «прекрасен в пении и во чтении, яко труба дивна всех веселя и услаждая». 

  • Служебник Патриарха Иова, 1604 г. Государственный исторический музей;
  • Иллюстрация из служебника патриарха Иова. 1604 год
  • Служебник Патриарха Иова, 1604 г.,

С такими друзьями врагов не надо

Друзья Иова — Елифаз, Вилдад и Софар — сначала утешители, потом совопросники, а потом обвинители праведника. Именно их слова переполнили чашу терпения страдальца.

Вначале эти люди пытаются проявить и любовь, и милосердие. Они не побоялись прийти к месту пребывания больного собрата, они разделили с ним скорбь, утешили его своим приходом. Семь дней и семь ночей они просто сидели рядом со страдальцем, не говоря ни слова.

Однако, в отличие от Иова, который был непорочен и праведен, его друзья были обыкновенными людьми, и их представление о Боге было весьма умозрительным. Не имея духовного стержня, они всё же не могли не задаваться вопросом: почему Бог покарал праведника? Отвечая на этот вопрос по своему ограниченному разумению, они впадают в двойной тяжкий грех: клевещут и на Бога, и на Иова.

Спор Иова и его друзей — важнейшая богословская часть книги, в ее монологах отражены ключевые догматические темы, касающиеся учения о Боге. Святые отцы — толкователи книги Иова — говорят о том, что отнюдь не всё в словах горе-богословов является ложью. В частности, для них очевидно, что Бог не может ошибаться, и потому происходящее не может быть случайностью.

Ложным является их отношение к Богу, в основе которого лежит чисто языческий страх перед могущественным существом, которое может покарать неугодного. Конечно, они не видят в жизни своего друга не только никакого злодеяния, но даже более или менее укоризненного проступка. Но если признать правоту Иова, тогда что же получится? Надо признать неправоту… нет, даже подумать об этом страшно… И друзья уговаривают Иова признать свою вину, покаяться в ней перед Богом, и тогда Он, может быть, его простит.

Пытаясь «защитить» Бога, Который, конечно, ни в какой защите не нуждается, друзья Иова в конце концов возводят на него настоящую клевету: Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности? Неужели Он, боясь тебя, вступит с тобою в состязание, пойдет судиться с тобою? <…> Не превыше ли небес Бог? посмотри вверх на звезды, как они высоко! (Иов 22, 3–4, 12).

И ты говоришь: что знает Бог? может ли Он судить сквозь мрак? Облака — завеса Его, так что Он не видит, а ходит по небесному кругу (Иов 22, 13-14). Мы видим здесь, что все показное благочестие друзей праведника основано на страхе перед жестоким божеством, которому нет никакого дела до праведности человеческой, его интересует только «выгода». И самое страшное: оно слепо и бесконечно далеко от земных дел.

Божественный шедевр

Сложность толкования Книги Иова заключается в том, что ответ Бога содержится далеко не во всех ее переводах. В Септуагинте (переводе Ветхого Завета на греческий язык), а также в церковнославянском тексте Господь дает простой и ясный ответ на главный вопрос книги: почему и для чего страдал Иов? «Неужели ты думаешь, что Я поступил с тобой с иной целью, нежели чтобы ты был явлен праведным?»

Бог отнюдь не стремился наказать Иова за какие-либо грехи. Господь хотел, чтобы через страдания Иов достиг духовного совершенства, чтобы он получил возможность не только знать о Боге, но и встретиться с Ним лицом к лицу, чтобы вся вселенная узнала о духовной красоте самого совершенного творения Божия — человека. Прекрасен мир, созданный Творцом, и вершиной этого творения, его центром является в лице Иова человек, созданный по образу и подобию Божию.

Иов — божественный шедевр, ставший способным к богопознанию, способным пророчествовать о Христе, безвинно претерпевшем крестную муку. Он и сам явился живым пророчеством Спасительной Жертвы Господа. По словам святителя Григория Великого, Иов пророчествовал о Христе «не только устами, но и страданиями».

Жития святых. Аудио

Праведный Иов Многострадальный (ок. 2000-1500 до Р.Х.)

Дата:
19 мая

Святой Праведный Иов Многострадальный жил за 2000-1500 лет до Рождества Христова. Как сообщается, он был племянником Авраама, сыном брата Авраама — Нахора. Его жизнеописание и подвиги описаны в Ветхозаветной книге Иова. Святой Иов был избранным сосудом Божиим, через которого Бог показал грядущего Мессию. Иов был очень праведным человеком и был наделен множеством добродетелей. Как говорит Иоанн Златоуст, он еще до законной благодати испытал все добродетели на себе и показал нам путь спасения посредством веры в Бога.

Святой Иов имел семерых сыновей и трех дочерей, семья жила дружно, по очереди собирались друг у друга в гостях. Через каждые семь дней святой Иов приносил жертву Богу за каждого из своих детей со словами: «Может быть, кто из них согрешил или похулил Бога в сердце своем». Святой Иов пользовался большим уважением среди жителей за свою праведность, преданность и честность.

Случилось однажды, что Ангелы стояли у Господа и на собрание явился сатана. Господь спросил, видел ли он мужа праведного Иова, на что сатана дерзко ответил Ему: «Неудивительно, что этот муж богобоязлив и Господь его охраняет, оберегает все его богатство. Но если все это отнять у него, тогда бы он похулил Тебя». Тогда Господь попустил, чтобы сатана отнял у Иова богатство, что сатана и исполнил. В одно мгновение Иов лишился богатого своего имущества, лишился всей своей семьи, но при этом произнес такие слова: «Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!» И не похулил Иов Бога ни словом, ни делом своим.

В следующий раз, когда явился сатана, Господь вопросил: «Видел ли ты моего праведного Иова?» Диавол ответил: «Иов праведен, пока сам невредим». Господь вновь попускает сатане отнять у него здоровье, но при этом повелел, чтобы душу его не трогал, то есть не довел его до смерти. В одно мгновение тело Иова покрылось проказой, он был вынужден оставить общество и поселиться за стенами города. Долго он скорбел и страдал от своей болезни. Все друзья и близкие его оставили и даже жена, которая находилась все время перед ним, думала, что он страдает за какой-то тайный свой грех. И она обратилась к нему с безумными словами, чтобы он исповедовал грех свой, проклял Бога и умер. На что Иов ответил: «Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» И опять Иов не похулил Бога и не согрешил ни словом, ни делом.

Пришли трое друзей издалека, которые также считали, что Иов страдает из-за правила наказания за какой-либо грех. Тогда святой Иов обратился лично к Богу, чтобы Он объяснил Иову причину его страданий и своего положения. Господь явился ему в вихре и укорил Иова за то, что он дерзновенно пытается проникнуть своим разумом в тайны судеб Божиих. Праведник искренне раскаялся в своем поступке и словах, и принес жертву Богу. Господь наградил Иова долгими годами жизни. После своих страданий Иов прожил 140 лет, а всего у него было 248 лет жизни. Иов видел своих потомков до четвертого рода. Богатство Иова умножилось вдвое, Господь послал ему еще семерых сыновей и троих дочерей, которые были прекраснее многих живущих на земле.

Церковь нас учит, что образ святого праведного Иова является прообразом Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего на землю и принявшего образ раба, невинно пострадавшего за человеческий род, воскресшего и прославленного в Царствии Небесном.

Теги: Иов Многострадальныйправедный

Проголосовало: За — 8, против: . Общий рейтинг: 8

 

Последствия грехопадения Адама и Евы

В грехопадении совершилось порча, «генетическое» повреждение человеческой природы, что отразилось на всех потомках Адама и Евы. О том, что прародительский грех принципиально изменил жизнь человека, свидетельствуют греховные наклонности, болезни, страдания, смерть тела, а также история человечества, написанная кровью.

За прародительским грехом тянется чреда новых: первенец Адама и Евы стал убийцей, второй их сын — жертвой. Жизнь человека без Бога оказалась всего лишь жизнью высокоорганизованного животного, боящегося страданий и стремящегося к наслаждениям.

В силу центрального положения человека в мироздании, грехопадение первозданных людей оказало влияние на весь материальный мир.

Последствия грехопадения можно условно подразделить на четыре группы. Грех внёс разлад в отношения между: человеком и Богом; человеком и человеком; человеком и окружающим миром, наконец, разладу подвергся сам человек (между плотью и душой, между главными силами души).

Творения в библиотеке

Преподобный Иов оставил после себя рукописные духовные записи. После изучения и систематизации они были опубликованы, как «Поучения» и «Пчела Почаевская. Беседы и поучения». В своих работах он переосмысливал православное вероучение, опираясь на раннехристианские произведения святых отцов, Священное Писание. В этот период Южная Православная Церковь не могла в полной мере идеологически противостоять католикам, протестантам и сектам, отколовшимся от православия.

Обосновывая тот или иной тезис, он ссылался на высказывания учителей православия, особенно Иоанна Златоуста. Несмотря на заимствования и некоторое подражание, рукописные сборники преподобного Иова несут на себе отпечаток его личности, имеют свою стилистику.

Проповедник и духовный писатель излагает собственные мысли и выводы простым, понятным для слушателей и читателей языком. Преподобный назвал свой рукописный сборник «Пчела почаевская» по аналогии с древневизантийскими работами.

Богословы, святые отцы давали своим трудам название «Пчела», подразумевая, что в них сосредоточен духовный «мед» из разных источников. Опираясь на мудрость предшественников, они доказывали свою правоту. Таким же методом воспользовался святой Иов, чтобы в назидательных беседах с современниками просветить их относительно православного вероучения.

Апостол Иуда Иаковлев, брат Господень

Апостол Иуда (не Искариот), из числа 12-ти учеников Христовых, происходил из рода царя Давида и был, как и Иаков, сыном праведного Иосифа, обрученного с Девой Марией, от его первой, почившей жены. Однако, в отличие от Иакова, Иуда далеко не сразу поверил в то, что его родственник — Сын Божий, Мессия. И, помня это, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божиим, почему и в своем Соборном послании именует себя лишь братом Иакова. По Вознесении Христа апостол Иуда распространял Его учение в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем — в странах Аравии, Сирии и Месопотамии. Он принял мученический венец около 80 года в Армении, где был распят на кресте и пронзен стрелами. Главный завет апостола Иуды к христианам: недостаточно одной только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела, основанные на любви к ближнему.

Ересь монтанистов

Один из главных тезисов учения монтанистов сводился к тому, что Сверхъестественное Откровение Божье продолжает активно преподаваться Церкви и что, в частности, откровение преподается через Монтана (и других Божьих пророков).  Своих пророков монтанисты ставили выше представителей церковной иерархии, даже выше епископов. Цель «откровений», преподаваемых через Монтана и его последователей, — переустройство Церкви на более строгих началах.

Монтанисты практиковали чрезмерно жесткий аскетизм, устранялись от браков, соблюдали особые посты, во время гонений побуждали христиан стремиться к получению мученических венцов, а отпадшим от веры отказывали вновь вступать в Церковь даже в случае покаяния. Не должны были быть возвращаемы в Церковь и те, кто отпадал от неё через совершение таких тяжких грехов, как убийство, прелюбодеяние и пр.

Имея особое мнение о себе, монтанисты называли себя духовными христианами, тогда как остальных — душевными.

Среди современных христиан подражателями монтанистов являются те, которые требуют от представителей Церкви чрезмерно жёстких норм поведения, огульно хулят церковную иерархию и прочих христиан.

Молитвы

Тропарь святителя Иова
глас
5
Православия поборниче,/ веры Христовы исповедниче,/ первоиерарше Церкве Русския,/ святителю отче Иове,/ за ны Христа Бога моли:/ веру отеческую утвердити,/ грехов оставление нам даровати// и подати миру велию милость.

Кондак святителя Иова
глас 7
В годину лютых искушений/ многострадальному Иову подобяся,/ в жертву живу и непорочну/ себе Христу принесл еси,/ обратив паству к покаянию,/ терпеливе Иове святителю,/ моли и нам за вся благодарити Господа/ и всегда воздавати// славу Богови.

Тропарь святителя Иова
глас 5
Православия поборниче,/ веры Христовы исповедниче,/ первоиерарше Церкве Русския,/ святителю отче Иове,/ за ны Христа Бога моли:/ веру отеческую утвердити,/ грехов оставление нам даровати// и подати миру велию милость.

Тропарь святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси
глас 3
Да торжествует Церковь Христова/ и да радуется град Москва,/ яко возсия светильник земли Российския,/ во исповедании истины непоколебимый Иов Патриарх,/ егоже молитвами. Господи,/ вся соблазны мира сего и ереси искорени,/ люди во благочестии настави/ и утверди в Православии.

Кондак святителя Иова
глас 7
В годину лютых искушений/ многострадальному Иову подобяся,/ в жертву живу и непорочну/ себе Христу принесл еси,/ обратив паству к покаянию,/ терпеливе Иове святителю,/ моли и нам за вся благодарити Господа/ и всегда воздавати// славу Богови.

Кондак святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси
глас 6
Светильник Церкве Русския/ и пастырь добрый явился еси,/ святителю отче Иове,/ молитвою твоею ко Господу/ храни землю Российскую/ и спаси души наша.

Тропарь святителей Московских
глас 4
Первопрестольницы Российстии,/ истиннии хранителие апостольских преданий,/ столпи непоколебимии, православия наставницы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак святителей Московских
глас 3
Во святителех благочестно пожисте/ и люди к богоразумию настависте,/ и добре Богу угодисте,/ сего ради от Него нетлением/ и чудесы прославистеся,// яко ученицы Божия благодати.

Величание
Величаем вас,/ святителие Христовы,/ Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите за нас// Христа Бога нашего.

Житие святого

Тяга к служению Господу проявилась у Иоанна Железо с раннего детства. В 10 лет он стал послушником Угорницкого монастыря, в 12 лет принял постриг под именем Иова. По достижении 20 лет был рукоположен в иеромонахи (монаха в чине священника). В 30 лет Иов принял великую схиму (высшую степень монашества) под именем Иоанн.

О духовном подвиге преп. Иова известно из рассказов иеромонаха Досифея. Он свидетельствовал, что преподобный стремился подражать в образе жизни раннехристианским подвижникам. Иов постоянно творил молитву, уединялся в пещере на всенощные бдения, был кроток с вором (подобно авве Макарию, не препятствовавшему вору украсть свое имущество).

Богоугодная жизнь Иова Почаевского привлекла внимание правителя тамошних земель, князя Острожского и Дубенского, защитника и поборника православия. Он видел, что православная западная церковь находится в упадке из-за отсутствия духовного просвещения: школ, типографий, хороших проповедников

Католики и протестанты, сектанты имели более благоприятные условия для распространения своих вероучений

Стремясь поднять уровень духовности, князь Острожский обратил внимание на монастыри и решил возвысить их, чтобы они могли противостоять протестантским общинам и католическим монашеским орденам

Правитель уговорил игумена Угорницкого монастыря направить преп. Иова в Дубенский Крестный монастырь, чтобы он своим примером способствовал воспитанию монашеской братии и мирян. Вскоре прп. Иов был избран настоятелем Дубенского монастыря, которым руководил на протяжении 20 лет.

За этот период времени была напечатана первая Библия на славянском языке (Острожская). Просветительская деятельность преп. Иова вызывала нападки униатов. В 1604 году он ушел из Дубенского монастыря и начал жизнь отшельника и аскета в окрестностях Почаевской обители. Монахи, видя его благочестие и усердие к Богу, избрали своим настоятелем.

При нем монастырь расстроился: появилось 7 церквей, новые монастырские стены. Продолжая просветительскую деятельность, святой Иов организовал типографию и продолжал работу над рукописью «Пчела почаевская», посвященную защите православия. Умер просветитель в возрасте 100 лет, в 1651 году.

Итоги деятельности святителя Иова

Главной целью всей деятельности патриарха Иова было укрепление в России Православия, усиление веры и духовной мощи Русской Церкви. Русская паства любила своего святителя. Люди прислушивались к нему, и после его кончины почитание стало явным. Несомненно, святитель Иов стал исповедником веры в годы смутного времени.

Исследователи говорят о нестяжательности святителя по факту обнаружения скромности в келье почившего. Он искренне молился за Святую Русь, ее укрепление в Православной вере.

Вклад святителя Иова, первого патриарха Русской Православной Церкви, в формирование православной державы очевиден.

Он старался быть образцом веры для паствы, старался быть верным царю, избегать потворства лжецарям и самозванцам.

Ввиду миссионерской деятельности православная вера распространяется среди дальних народов Руси, вместе с тем повышается религиозно-нравственная составляющая этих народов.

Влияние патриарха на царя была не велика, хотя цари Феодор и Борис Годунов относились к патриарху уважительно, считаясь с его авторитетом. Смутное время сопровождалось многими усобицами, переделом власти, соответственно государственные деятели были мало заинтересованы проблемами церковных дел. Самозванческая компания в итоге поставила своего патриарха — политическую фигуру — Игнатия, который резко отличался от Иова своей равнодушностью к делам России.


Усыпальница Святителя Иова в Старицком Свято-Успенском мужском монастыре

Патриарх Иов стремился систематизировать деятельность патриархии, вводя новые учреждения для управления церковными делами – приказы. Особое попечение о духовенстве (образование, бытовые и дисциплинарные нормы) свидетельствует о грамотной кадровой политике в Церкви.

Патриарх Иов был образцом для православной России. Одним из важных пунктов его служения является молитвенный подвиг, образ благочестия и дисциплины. Став первым патриархом Русской Церкви, святитель Иов задает некий тон, верхнюю границу для своих предшественников – предстоятелей Русской Православной Церкви. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector