19 мая. память праведного иова многострадального

История места

Название «Ярославово Дворище» появилось в честь князя Ярослава, впоследствии нареченного Мудрым. Правая сторона города исторически предназначалась для торговли, проживания купцов, сборов вече. В начале 11 века на ее территории Ярослав возвел дворец, превосходящий европейские сооружения. Проведенные после войны исследования подтверждают наличие следов, характерных для деревянного строения огромных размеров. Однако дальнейшее изучение было прекращено, чтобы сохранить объект и изучать его в дальнейшем с помощью более современного оборудования.

В 15 веке независимость города прекратилась, а Ярославово Дворище стало принадлежать князю Ивану III, который увез вечевой колокол в Москву.

Спустя время появилась торговая площадка, именуемая Торг. Во время войны комплекс пострадал незначительно, его легко можно было реконструировать, если бы не решение о разборке всего ансамбля. Работы велись несколько лет, но их удалось остановить благодаря ученым-историкам Академии наук.

Информация для посещения

Изначально все рассчитано на то, что вы будете спускаться с пешеходного моста от Кремля, там расположена карта-схема, несколько развлекательных стендов и продажа сувениров.

Тут Новгород большие молодцы, потому что продают все-таки не китайский ширпотреб, а местный колорит — брелоки из бересты, картины на бересте, а также все продавцы одеты в древнерусские одежды. Смотрится все это очень здорово.

Советую прочитать мои 2 статьи:

  • Маршрут по Великому Новгороду на 1-2 дня
  • Комплексный билет или как сэкономить 30% на экскурсиях

Схема Ярославова Дворища в Великом Новгороде Если вы на машине, то рядом есть небольшая и бесплатная парковка.

Парковка тут:

Вход бесплатный и работает круглосуточно. Также отсюда открывается потрясающий вид на ночной Кремль. А вот в церкви вход платный и работают они далеко не всегда. Еще один важный момент — тут нет туалета.

День рождения государя-страстотерпца Николая Александровича

Николай II родился в 1868 году в Царском Селе. С младенчества он проявлял удивительные выдержку и ровность характера, был послушным и в то же время веселым ребенком. В отрочестве полюбил физические упражнения и во все время жизни не мыслил дня без зарядки и физического труда. Получил многостороннее образование. Обладал большим личным мужеством. Его считали безвольным — это было клеветой. Николай II каждодневно трудился ради России, оказывал всему попечение. Его семья — образец взаимной любви, благочестия и верности Богу. Непреложно следовал чувству долга, всегда поступал по совести. В любых обстоятельствах сохранял приветливость, доброжелательность, бодрость духа и способность сообщать ее другим. В заточении все держалось на нем. Его считали упрямым — это означало самостоятельность и волю. Принял желание лишить его трона как попущение Божие и, не желая пролития крови, согласился на отречение. Всех простил и оставил нам завещание: «Зло будет еще больше, но не зло победит зло, а только любовь».

Творения в библиотеке

Преподобный Иов оставил после себя рукописные духовные записи. После изучения и систематизации они были опубликованы, как «Поучения» и «Пчела Почаевская. Беседы и поучения». В своих работах он переосмысливал православное вероучение, опираясь на раннехристианские произведения святых отцов, Священное Писание. В этот период Южная Православная Церковь не могла в полной мере идеологически противостоять католикам, протестантам и сектам, отколовшимся от православия.

Обосновывая тот или иной тезис, он ссылался на высказывания учителей православия, особенно Иоанна Златоуста. Несмотря на заимствования и некоторое подражание, рукописные сборники преподобного Иова несут на себе отпечаток его личности, имеют свою стилистику.

Проповедник и духовный писатель излагает собственные мысли и выводы простым, понятным для слушателей и читателей языком. Преподобный назвал свой рукописный сборник «Пчела почаевская» по аналогии с древневизантийскими работами.

Богословы, святые отцы давали своим трудам название «Пчела», подразумевая, что в них сосредоточен духовный «мед» из разных источников. Опираясь на мудрость предшественников, они доказывали свою правоту. Таким же методом воспользовался святой Иов, чтобы в назидательных беседах с современниками просветить их относительно православного вероучения.

Божественный шедевр

Сложность толкования Книги Иова заключается в том, что ответ Бога содержится далеко не во всех ее переводах. В Септуагинте (переводе Ветхого Завета на греческий язык), а также в церковнославянском тексте Господь дает простой и ясный ответ на главный вопрос книги: почему и для чего страдал Иов? «Неужели ты думаешь, что Я поступил с тобой с иной целью, нежели чтобы ты был явлен праведным?»

Бог отнюдь не стремился наказать Иова за какие-либо грехи. Господь хотел, чтобы через страдания Иов достиг духовного совершенства, чтобы он получил возможность не только знать о Боге, но и встретиться с Ним лицом к лицу, чтобы вся вселенная узнала о духовной красоте самого совершенного творения Божия — человека. Прекрасен мир, созданный Творцом, и вершиной этого творения, его центром является в лице Иова человек, созданный по образу и подобию Божию.

Иов — божественный шедевр, ставший способным к богопознанию, способным пророчествовать о Христе, безвинно претерпевшем крестную муку. Он и сам явился живым пророчеством Спасительной Жертвы Господа. По словам святителя Григория Великого, Иов пророчествовал о Христе «не только устами, но и страданиями».

Страдания Иова [↑]

Был Иов несметно богат, при этом «непорочен, справедлив и Б-гобоязнен, и удалился от зла». У него была жена и десять детей. И вдруг, казалось бы, неожиданно на Иова начинают одно за другим сыпаться несчастья: за несколько часов лишился он всего своего имущества, потерял своих детей и здоровье. Даже жена не поддержала его в бедах, обрушившихся на него, и посоветовала ему умереть, произнесши перед тем хулу на Бога.

Трое друзей Иова: Элифаз из Темана, Билдад из Шуаха и Цофар из Наамы, прослышавшие о его несчастьях, приходят к нему, чтобы пожалеть и утешить его, но затем, усугубляя страдания Иова, вместо утешения, обрушивают на него слова осуждения и упреков в том, что своими грехами он заслужил все эти беды.

Б-г как будто бы отвернулся от Иова и долгое время не отвечал ему и не приходил ему на помощь. Иов пострадал материально и душевно, физически и духовно.

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 9-10 Разве даром Иов боится Бога? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все имущество? Дело рук его Ты благословил, и владения его распространяются по земле

Исторический смысл

Он будто открыто говорит: «Что удивительного, если тот, кто столько хорошего принял на земле, и сам при этом живет невинно? Он был бы действительно невинен, если бы пребывал добрым среди несчастья. Почему же он называется великим, если каждое его дело сопровождается многообразной наградой?» Лукавый противник, видя, что святой муж хорошо действовал в благополучии, спешит осудить его перед Судьей с помощью бедствий. Об этом в Апокалипсисе сказано голосом ангела: «Низвержен клеветник братьев наших, который клеветал на них пред Богом нашим день и ночь» (Откр. 12:10). Священное Писание часто «днем» называет благоприятное время, а «ночью» – бедственное. Дьявол потому не перестает обвинять и днем, и ночью, что представляет нас виновными и в благополучии, и в бедствии. Днем обвиняет, показывая, как плохо мы использовали благополучие. Ночью обвиняет, когда показывает, что мы не имеем терпения во время скорбей. Но так как Иова еще не коснулись скорби, то дьявол не может обвинять его словно ночью. Поскольку он славился святостью в благополучии, то дьявол притворился, будто Иов делал хорошее ради благополучия. Он лукаво утверждал, что Иов не для служения Богу обладал имуществом, но почитал Бога чтобы иметь достаток. Есть люди, которые благоразумно используют этот мир, чтобы наслаждаться Богом. И есть люди, которые мимоходом хотят использовать Бога, чтобы наслаждаться этим миром. Когда дьявол говорит о Божественных милостях, то думает, что этим умаляет труды сильного работника. Так как он не мог осудить его жизнь по делам, то осуждает его мысли. Клевещет, будто Иов служит Богу не по любви, но только ради временного благополучия, что он праведно живет лишь внешне. Не зная силы блаженного Иова, но, зная, что истинным испытанием для каждого являются бедствия, он стремится искушать его, чтобы тот, кто днем спокойно шел в благополучии, по крайней мере, ночью наткнулся бы на бедствие, и лежал бы поверженный грехом ропота перед взором Хвалившего его.

Таинственный смысл

Так как он видел Его страдающим, то полагал, что Он не Сын Бога, но лишь охраняется Божественной благодатью, потому сатана и утверждает, добавляя:

Разве даром Иов боится Бога? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и владения его распространяются по земле

Сатана говорит, что Иов и его дом защищены Богом, так как он не смог проникнуть, чтобы искушать его совесть. Говорит, что защищено все его достояние, потому что не надеется напасть на самих избранных Его. Жалуется, что труды его рук Бог благословил, и стада его распространяются по земле, поскольку поражаемый видит, что вера в сердцах людей умножается проповедью апостолов. Так как ежедневно трудами проповедников возрастает число верных, он говорит, что стада его распространяются. Итак, сатана говорит это Богу, поскольку испытывает зависть. Сказал так сатана Богу, и опечалился, умаляясь.

Нравственный смысл

Он как бы говорит: «Почему Ты хвалишь того, кого Сам укрепил защитой? Будет ли человек, презрев меня, достойным Твоих похвал, если противостанет мне своими силами?» Столь скоро и лукаво требует, что Сам Защитник человека милостиво уступает.

См. также Толкование на

Моралии на книгу Иова.

Молитвы святому и праведному Иову Многострадальному

Молитва первая

О великий праведниче, Иове Многострадальне, чистым житием своим и святою близостию к Богу просиявый. Ты до Моисеа и Христа на земли пожил еси, вся же заповеди Божия, нося их в сердце своем, исполнял еси. Явленныя миру чрез Христа и Его Святых апостолов тайны, глубокими своими откровении уразумев, причастник веяний Духа Свята быти сподобился еси. Всякия козни диавольския, в посланных тебе от Господа особых искушениих, истинным смирением своим препобедив, образ злострадания и долготерпения всей вселенней явился еси. Любовь велию к Богу и ко всем людем в безмерных своих скорбех сохранив, чистым сердцем за гробом единения с Господем радостно ожидал еси. Ныне же в селениих праведных пребываеши и Престолу Божию предстоиши. Услыши нас грешных и непотребных, пред святою иконою твоею предстоящих и усердно к ходатайству твоему прибегающих. Моли Человеколюбца Бога, да к вере крепцей, непорочней и нерушимей нас утвердит, от всякаго зла враг видимых и невидимых защитит, в скорбех и искушениих нам крепость подаст, в сердцах наших память смертную присно сохранит, в долготерпении и братолюбии укрепит, и сподобит нас на страшнем суде Христове добрый ответ дати и в воскрешенней плоти нашей Триединаго Бога созерцати и славу Ему со всеми святыми воспевати во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О святый угодниче Божий, праведне Иове! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Жития святых. Аудио

Праведный Иов Многострадальный (ок. 2000-1500 до Р.Х.)

Дата:
19 мая

Святой Праведный Иов Многострадальный жил за 2000-1500 лет до Рождества Христова. Как сообщается, он был племянником Авраама, сыном брата Авраама — Нахора. Его жизнеописание и подвиги описаны в Ветхозаветной книге Иова. Святой Иов был избранным сосудом Божиим, через которого Бог показал грядущего Мессию. Иов был очень праведным человеком и был наделен множеством добродетелей. Как говорит Иоанн Златоуст, он еще до законной благодати испытал все добродетели на себе и показал нам путь спасения посредством веры в Бога.

Святой Иов имел семерых сыновей и трех дочерей, семья жила дружно, по очереди собирались друг у друга в гостях. Через каждые семь дней святой Иов приносил жертву Богу за каждого из своих детей со словами: «Может быть, кто из них согрешил или похулил Бога в сердце своем». Святой Иов пользовался большим уважением среди жителей за свою праведность, преданность и честность.

Случилось однажды, что Ангелы стояли у Господа и на собрание явился сатана. Господь спросил, видел ли он мужа праведного Иова, на что сатана дерзко ответил Ему: «Неудивительно, что этот муж богобоязлив и Господь его охраняет, оберегает все его богатство. Но если все это отнять у него, тогда бы он похулил Тебя». Тогда Господь попустил, чтобы сатана отнял у Иова богатство, что сатана и исполнил. В одно мгновение Иов лишился богатого своего имущества, лишился всей своей семьи, но при этом произнес такие слова: «Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!» И не похулил Иов Бога ни словом, ни делом своим.

В следующий раз, когда явился сатана, Господь вопросил: «Видел ли ты моего праведного Иова?» Диавол ответил: «Иов праведен, пока сам невредим». Господь вновь попускает сатане отнять у него здоровье, но при этом повелел, чтобы душу его не трогал, то есть не довел его до смерти. В одно мгновение тело Иова покрылось проказой, он был вынужден оставить общество и поселиться за стенами города. Долго он скорбел и страдал от своей болезни. Все друзья и близкие его оставили и даже жена, которая находилась все время перед ним, думала, что он страдает за какой-то тайный свой грех. И она обратилась к нему с безумными словами, чтобы он исповедовал грех свой, проклял Бога и умер. На что Иов ответил: «Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» И опять Иов не похулил Бога и не согрешил ни словом, ни делом.

Пришли трое друзей издалека, которые также считали, что Иов страдает из-за правила наказания за какой-либо грех. Тогда святой Иов обратился лично к Богу, чтобы Он объяснил Иову причину его страданий и своего положения. Господь явился ему в вихре и укорил Иова за то, что он дерзновенно пытается проникнуть своим разумом в тайны судеб Божиих. Праведник искренне раскаялся в своем поступке и словах, и принес жертву Богу. Господь наградил Иова долгими годами жизни. После своих страданий Иов прожил 140 лет, а всего у него было 248 лет жизни. Иов видел своих потомков до четвертого рода. Богатство Иова умножилось вдвое, Господь послал ему еще семерых сыновей и троих дочерей, которые были прекраснее многих живущих на земле.

Церковь нас учит, что образ святого праведного Иова является прообразом Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего на землю и принявшего образ раба, невинно пострадавшего за человеческий род, воскресшего и прославленного в Царствии Небесном.

Теги: Иов Многострадальныйправедный

Проголосовало: За — 8, против: . Общий рейтинг: 8

 

Священное Писание

Деян., 19 зач., VIII, 18-25

18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, 19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.

20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.

21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.

22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; 23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.

24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.

25 Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.

Ин., 21 зач., VI, 35-39

35 Иисус же сказал им: || Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.

36 Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.

37 Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, 38 ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.

39 Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Деян. 8, 18-25; Ин. 6, 35-39

Св. Петр говорит Симону: «Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо перед Богом. Итак, покайся в сем грехе твоем и молись. Богу; может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего». Нет части, а Симон и думать не думал, что зашел так далеко; и делать внешне ничего не делал он безобразного, а только подумал направо, и помышление сердца его сделало то, что апостол недоумевал, отпустится ли оно ему, если даже он покается и молиться будет Богу. Вот что значит строй сердца, и помышление из него исходящее по известному строю! Судя по нему, человек со вне бывает одно, а извнутри совсем другое. И это внутреннее видит только один Бог, и те, кому откроет Дух Божий, испытующий сердца. С каким же страхом и трепетом должно соделать свое спасение! И как искренно и усердно нужно молить Бога: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50). И на суде будет нечто страшное и изумительное. Скажет Господь: «не знаю вас» тем, которые не только были уверены сами, что Божии, но и в очах всех являлись таковыми. Что же остается нам? Только взывать: «ими же веси судьбами спаси нас, Господи»! Сам, как знаешь, дай спасительный строй сердцу нашему!

Значение святого в православии

Иов жил до пророка Моисея, до того времени, когда Бог дал Завет для избранного народа. Древние толкователи Ветхого Завета отводят Книге Иова особое место.

Бог знал, что ни один человек на земле не любил его так, как Иов. Но он позволил сатане искушать самого верного раба. Господь провоцирует дьявола испытать на нем свою силу, но накладывает на него ограничения: не лишать жизни и разума. Внезапные, необъяснимые страдания довели благочестивого и богобоязненного человека до отчаяния, и он взывает к Богу, не понимая причины его гнева и проклиная свое появление на свет.

Христианские толкователи, включая и православных, рассматривают страдания библейского праотца, как путь к духовному самосовершенствованию, к укреплению веры и приближении к Богу. Господь допустил такие испытания для праведника, чтобы он стал совершенным человеком, который не только услышал, но и увидел Господа.

Из истории праведного многострадальца следует вывод, что страдания грешников и праведников имеют разную причину и последствия. Божье наказание за грехи заставляет людей прийти в церковь, чтобы найти духовную опору в несчастье и болезни, избавиться от пороков. Для праведников телесные и душевные страдания – это способ духовного самосовершенствования, которое включает два аспекта: незыблемую веру, любовь к Богу и стойкое смирение. Иов – пример для верующих, как следует переносить несчастья, чтобы подготовиться в будущей вечной жизни встрече с Богом. Он – символ надежды, обретаемой через страдания.

Прп. Нил Синайский

И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов

Поскольку крайне любишь ты слова досточтимого и богоносного Иоанна, епископа Константинопольского, то из них напишу тебе ответ на то, о чем ты спрашивал теперь. Нимало не будем огорчаться искушеньям, постигающим людей добрых, не станем приходить от сего в недоуменье и смущенье, но и свои души наставим, и других научим тому же. Если видишь, что добродетельный терпит тысячи зол, не соблазняйся. Ибо, как знаю, многие часто допытываются о сем и говорят: такой-то отправился в путь, везя с собою деньги для нищих в мученический храм, и подвергся кораблекрушенью, и все потерял; а другой, сделав опять то же самое, попался разбойникам и едва спас свою душу, возвратившись оттуда нагим. Поэтому что же скажем? То, что ничем этим не надобно огорчаться и затрудняться. Хотя и кораблекрушенью подвергся он, однако же имеет совершенный плод милостыни. Ибо, что от него зависело, все то он исполнил: собрал деньги, взял их, пошел с намереньем раздать, принял на себя и труды путешествия. Кораблекрушенье же, наконец, не от его зависело воли. Но для чего же попустил сие Бог? Чтобы его соделать благоискусным. Но нищие, скажешь, лишились денег? Ты не столько промышляешь о нищих, сколько сотворивший их Бог. Если лишились они этих денег, Бог может открыть для них другой, более обильный источник к пропитанию. Посему не станем у Бога требовать отчета в том, что делается, но будем прославлять Его за все. Ибо не просто и не напрасно попускает Он совершаться чему-либо подобному. Нередко вместо утешения этими деньгами Бог дарует нищим другое средство к пропитанию. А подвергшегося кораблекрушению сим самым делает благоискуснейшим и уготовляет ему большую награду. И гораздо важнее, чем подаяние милостыни, – впав в бедствие, благодарит за это Бога. Не одно то, что подаешь как милостыню, но и то, что отнято у нас другими, если переносим сие мужественно, доставляет нам великий плод. А чтобы знать тебе, насколько последнее важнее первого, приведу сие для тебя в ясность, напомнив то, что было с Иовом. У него, когда имел достаток, дом открыть был для нищих, и раздавал он все свое имущество. Но не был он столько славен, когда дом его открыт был для нищих, сколько стал славен тогда, когда, услышав, что дом пал, не пришел от сего в уныние. Не был столько славен, когда остриженною с овец шерстью одевал нагих, сколько стал славен и достоин уважения тогда, когда, услышав, что огонь сошел с неба и истребил все стада, возблагодарил Бога. Тогда был он человеколюбив, а теперь стал любомудрым. Тогда он миловал нищих, а теперь благодарит Владыку. И не сказал сам в себе: «Что же это такое? Истреблены стада, от которых питались тысячи нищих; если недостоин был пользоваться сим обилием я, то надлежало пощадить их ради получавших из сего свою долю». Напротив того, не сказал и не подумал Иов ничего такого, но знал, что Бог все устраивает на пользу. И знай, что более сильный удар нанес он диаволу впоследствии, когда, лишившись всего, благодарил, нежели когда, обладая, миловал. Ибо когда обладал он всем, диавол мог высказать некое подозрение, и хотя было оно ложно, но была ему возможность сказать: «еда туне Иов чтит Бога» (Иов. 1:9)? Но когда Бог взял у Иова все и всего лишил его, а Иов соблюл ту же преданность Богу, тогда заграждены уже стали бесстыдные уста и нечего было сказать диаволу. Теперь праведный соделался более славным. Живя в богатстве, творить милостыню – не такое еще великое дело, как если тот, у кого отнято все, перенесет сие мужественно и с благодарностью, так как в этом выказывается праведность. Тогда было велико благоволение Иова к подобным ему рабам, а теперь открылась в нем великая любовь ко Владыке.

Письма на разные темы. Пресвитеру Иерию.

Иов в западной и русской философии

Христианский мыслитель Сёрен Кьеркегор видел в речах Иова больше мудрости, чем во всех трудах Гегеля. Он противопоставлял интуитивное постижение Божественной воли Иовом рациональным построениям Сократа и других философов, верящих в силу разума. Под углом иррационализма трактуют фигуру Иова и некоторые другие современные философы, например, Лев Шестов.

Лев Николаевич Толстой отмечал книгу Иова, как особенную в Библии.

По словам Николая Бердяева, история Иова опровергает распространённое у древних евреев представление о том, что за добродетельную жизнь человеку должно быть воздано при жизни, а несчастья — свидетельство Божьего гнева и признак отклонения страждущего от праведного пути. Эти расхожие воззрения воплощают утешители Иова. Как пишет Бердяев,

Праведник из земли Уц

Книга Иова — одна из самых загадочных книг Ветхого Завета не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения истории создания. Когда этот текст был написан? Кто его автор? Когда и где жил праведный Иов? К какому народу он принадлежал? Всё это доподлинно не известно. Древние церковные писатели полагают, что создателем книги Иова могли быть пророк Моисей либо царь Соломон. Но существует мнение, что Книга Иова старше Пятикнижия Моисеева и автор ее неизвестен. Что касается времени и места жизни Иова, большинство толкователей считают, что он жил в эпоху ветхозаветных патриархов. Святитель Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит Кирский и блаженный Августин Иппонийский полагали, что Иов жил в стране Авситидийской, находящейся в пределах Идумеи и Аравии, и являлся прямым потомком Исава, а значит, принадлежал к языческому народу, хотя и имел в своем роду самого Авраама. Другая точка зрения, которой придерживался, например, блаженный Иероним Стридомский, гласит, что Иов был сыном Нахора — брата Авраама.

Иов происходил из языческого народа, но при этом верил в единого истинного Бога и был праведен и непорочен, чужд всякого зла. В такой же чистоте и праведности он воспитал своих многочисленных детей. Прибавьте к этому богатство, которым он обладал, и мы увидим воплощенную мечту каждого человека — настоящий рай на земле.

Житие и мучения Иова многострадального

В Священном Писании есть повесть о праведнике Иове, жившем за 1,5-2 тысячи лет до рождения Спасителя. Книга Иова – часть Ветхого Завета и еврейской Библии (Танаха). Поэтическая, высокохудожественная форма изложения усиливает смысл произведения.

Иов был богобоязненным и благочестивым человеком, выполнявшим волю Господа и не допускавшим грешных мыслей. В библейском тексте указано, что он жил в Северной Аравии, происходил от Авраама (в 6 колене).

Праведный боголюбец счастлив был в детях: семь сыновей и три дочери жили дружно, отличались красотой, здоровьем и трудолюбием. Раз в неделю Иов приносил жертву Богу, чтобы искупить грехи детей, если они в чем-то провинились. Соседи уважали его за честность и мудрость.

Однажды перед Господом явились ангелы, среди которых был дьявол. Сатана был дерзок, похваляясь перед Богом своей властью над людьми. Господь привел ему в пример Иова, как богобоязненного, чуждого пороков человека. На что сатана возразил, что благочестие исчезнет, если лишить праведника его богатств. Став нищим, он будет роптать на свою судьбу и Бога.

Бог сказал ему, что согласен на дьявольское испытание крепости веры Иова. Он отдал его в руки сатаны, запретив принести вред лично ему. В скором времени не стало у праведника богатства, от болезней умерли дети. Став нищим, он вознес молитву, в которой прославил Бога: «Бог дал, Бог взял. Все в руках Божиих». Ни словом, ни мыслями не осквернил благочестивый имя Господа.

Снова предстали перед Престолом Небесным ангелы и сатана среди них. Господь спросил его, убедился ли он, что есть на земле люди, крепкие верой. Дьявол возразил Богу, что раб Божий остается праведником, потому как его не терзают телесные страдания. Господь разрешил сатане испытать верного почитателя своего тяжкой болезнью, но не трогать его душу (не лишать жизни) и разум.

Сатана напустил на благочестивого человека проказу, которая обезобразила его с головы до ног. Прокаженный был вынужден уйти из селения, выбрав себе местом обитания навозную кучу. Чтобы не умереть с голода самой и не дать умереть мужу, его жена вынуждена была наниматься в работницы. Она считала, что несчастья, обрушившиеся на их семью, произошли из-за греховных дел и мыслей мужа.

Жена плакала и корила Иова, требовала, чтобы он покаялся перед Богом. Видя, как муж тяжко страдает, не выдержала и предложила ему воздать хулу Господу, после чего умереть. Но Иов возразил ей, что от Бога надо принимать не только вознаграждения, но и испытания. Страдалец тоже посчитал, что зло исходит от Господа, но принял его наказание безропотно.

Слух о внезапном несчастье праведника достиг его троих друзей. Они решили поддержать Иова в трудную минуту и явились к нему. Увидев, в каком он оказался положении, друзья без слов стали оплакивать несчастливца. Страдалец не вынес их слез и в великом огорчении проклял тот день, когда был зачат и появился на свет Божий. Друзья стали убеждать его, что Бог справедлив, и кара Господня означает, что Иов в чем-то провинился перед Господом. Надо покаяться за грехи, и Бог смилуется над ним.

Многострадальный Иов не мог вспомнить, чем мог прогневать Создателя. Он стал упрекать друзей, что они расстраивают его своими подозрениями в пороках и прегрешениях. Напрасно несчастный пытался убедить их, что ни в чем не виноват перед Господом, что не людям судить, в чем заключается воля Божия. В состоянии душевной скорби праведник обратился к Господу, чтобы тот дал знак людям о его безгрешности.

Внезапно поднялся сильный вихрь. В нем Господь явился к верному рабу и укорил его, что он пытался понять своим умом, в чем смысл Божественного предназначения. Глубокое раскаяние овладело Иовом, и он признал себя ничтожеством, достойным праха и пепла. Друзья Иова стали молить Бога о прощении, но он не принял их раскаяние и дал понять, что получить его они смогут только через Иова, который выступит ходатаем. Добросердечный праведник принес жертву и просил милости Божьей для своих друзей. Бог принял его ходатайство.

Верному рабу своему он вернул здоровье, сделал в два раза богаче прежнего. У праведника родилось 7 сыновей и 3 дочери. После пережитых страданий Бог продлил ему жизнь на 140 лет. Иов увидел своих потомков до 4 колена.

Иов в западной и русской философии

Сёрен Кьеркегор видел в речах Иова больше мудрости, чем во всех трудах Гегеля. Он противопоставлял интуитивное постижение божественной воли Иовом рациональным построениям Сократа и других философов, верящих в силу разума. Под углом иррационализма трактуют фигуру Иова и некоторые другие современные философы, например, Лев Шестов.

По словам Николая Бердяева, история Иова опровергает распространённое у древних евреев представление о том, что за добродетельную жизнь человеку должно быть воздано при жизни, а несчастья — свидетельство Божьего гнева и признак отклонения страждущего от праведного пути. Эти расхожие воззрения воплощают утешители Иова. Как пишет Бердяев,

Петербургский философ Татьяна Шоломова указывала на ещё одну морально-философскую проблему, связанную с историей Иова: это судьба его детей, определённая Богом не по их собственным деяниям, а исключительно как атрибут судьбы их отца.

Почитание

Святого Иова Многострадального почитают в Русской Православной Церкви и чтят память преподобного каждый год 6 (19) мая. В этот день на службе читаются паремии из первых двух глав одноименной книги Ветхого Завета. Кроме этого дня, данная книга читается во время Страстной Седмицы — с понедельника по пятницу.

Существует параллель между страданиями Многострадального и Иисуса Христа, который также был святым и покорился воле Божьей, прошедший через страдания и смерть для спасения человечества.


Икона праведного Иова Многострадального

Иконы изображают праведника с белым свитком в руке, при этом свободная вторая рука благословляет всех смотрящих. Иногда иконописцы изображают Многострадального благословляющим людей двумя руками. На голове у старца корона, которая говорит о его благородном происхождении и высоком положении в обществе.

Именно в честь Иова Многострадального в России были крещены в это имя монахи патриарх Московский, преподобные старцы Почаевский и Ущельский, а также святой Анзерский. В это имя были освещены и церковные здания: придел Казанского храма в селе Горбовое, храм в Тихвине и в Санкт-Петербурге (на Волковском кладбище). За последние 20 лет также были построены и освящены в данной имя храм в Брюсселе, в Минске (при Доме милосердия) и в часовня в Красноярске.

При почтении памяти святому можно читать тропарь глас 2, кондак глас 8 и стихиру глас 6, желательно делать это перед приобретенным образом праведника.

Кроме этого есть специальная молитва к Иову Многострадальному, которая читается:

  1. Когда в жизни происходят трагические изменения;
  2. При потере близких;
  3. Для укрепления во время испытаний и искушений;
  4. Во время болезней и для укрепления здоровья;
  5. Для укрепления веры.

Важно! Святой Многострадальный стал известен тем, что своей жизнью был полностью посвящен и покорен Богу. Он настолько был уверен в своем сердце, которое принадлежало Творцу, что осмелился спорить с Ним

Читая историю этого праведника, можно взять множество уроков, которые помогут преодолеть тяготы жизни и стать более покорным Господу. Также стоит задуматься о том, что все проблемы в нашей жизни происходят по Небесной воле и не всегда мы узнаем все ответы. Кроме этого, не стоит обвинять ближних в нераскаянных грехах, если в их жизнь приходит испытания и тяготы.

Житие святого праведного Иова Многострадального

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector