Книга исход читать онлайн

Содержание книги

Книга Исход следует за книгой Бытие, которая завершается повествованием о переселении праотцов еврейского народа в Египет. В книге Исход излагается священная история ухода еврейского народа из Египта: от начала притеснений потомков Иакова до сооружения и освящения походного храма — Скинии.

Содержание книги Исход может быть разделено на три части:

  1. Первая после краткого вступления (Исх. ), связывающего повествование Книги Исход с Книгой Бытие, рассказывает об освобождении еврейского народа из египетского рабства (Исх.  — );
  2. Вторая излагает историю путешествия евреев до горы Синай (Исх.  — )
  3. Третья повествует о заключении и обновлении Завета Бога с избранным народом (Исх.  — ).

Рождение Моисея (главы 1—4)

Со времени переселения израильтян в Египет прошло 430 лет. Отношение Египетской власти к переселенцам изменилось: «восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа». Фараон, опасаясь увеличения численности израильтян, приказывает изнурять их тяжелыми работами. Позднее он приказывает убивать всех еврейских новорождённых мальчиков. Одна израильтянка из племени Леви, чтобы спасти своего сына, помещает его в корзину из тростника и оставляет у берега Нила. Его находит дочь фараона, усыновляет и дает ему имя Моисей.

Моисей растёт среди египтян. Убив однажды египтянина, который избивал еврея, он вынужден бежать из Египта в землю Мадианитян. У горы Хорив ему в пламени несгорающего куста (неопалимая купина) явился Бог, который открыл своё имя (Яхве) и повелел Моисею вернуться в Египет, чтобы вывести оттуда своих братьев из плена рабства и предать их служению открывшемуся ему Богу.

Десять казней египетских (главы 5—13)

Вернувшись в Египет, Моисей именем Бога требует у фараона отпустить его народ, демонстрируя чудеса, призванные убедить фараона и его приближённых в божественности его предназначения. Эти чудеса получили название 10 казней египетских из-за того, что каждое продемонстрированное Моисеем чудо сопровождалось бедствиями для египтян.

Последнее из этих чудес, отмечаемое в празднике Песах — смерть всех египетских первенцев и спасение первенцев израилевых, ознаменовало начало самого Исхода. Евреи покидают свои дома и, следуя за Моисеем, направляются в землю обетованную.

Переход через Чермное море (главы 13—15)

Свиток Торы, открытый на книге Исход (Исх. )

Между тем фараон изменил своё решение и с армией погнался за израильтянами, рассчитывая вновь их поработить. Армия фараона настигла евреев у Чермного моря. По воле Бога воды моря расступились, и израильтяне прошли по дну, после чего воды сомкнулись, уничтожив армию египтян. (Исх. 14:28). После такого спасения народ торжественно отпраздновал это великое событие хвалебной песней Богу. Затем евреи двинулись к горе Синай, где им был дан закон и где был заключен завет между Богом и избранным народом.

Синайское Откровение (главы 19—20)

Приблизительно через пятьдесят дней после того, как евреи покинули Египет, Бог дал избранному народу десять заповедей. Согласно библейскому тексту, заповеди, написанные на каменных пластинах (Скрижали Завета), были переданы самим Богом Моисею на горе Синай.

Согласно книге Исход, Синай стоял в огне, окутанный густым дымом, земля дрожала, гремел гром, блестела молния, и в шуме разбушевавшейся стихии, покрывая его, раздавался голос Божий, произносивший заповеди.

Историчность Исхода Евреев.

Ранее библейское повествование о том, как Моисей вывел евреев из Египта, воспринималось как документально точное описание. Подобная точка зрения была основной до начала ХХ века.  На сегодняшний день существует несколько точек зрения на историчность исхода евреев, описанного в Ветхом Завете.

  • События исхода вполне достоверны и соответствуют реальной истории, хотя и претерпели поэтическое переосмысление в Библии (точка зрения школы Библейской археологии).
  • События исхода имели место быть, однако имели меньший масштаб и со временем, переродившись в народный эпос, для которого характерно преувеличение и возвеличивание, стали основой библейского предания об исходе (точка зрения многих западных ученых-библеистов).
  • События исхода – миф, то есть исключительно народное творчество, не имеющее под собой исторических оснований.
  • Предание об исходе евреев – вымышленное и имеет исключительно имеет богословское значение. Придумано оно было в 5—4 веках до н. э в среде израильских священников (точка зрения библейского ревизионизма).

План книги:

I. Избавление Божьего народа из Египта (главы 1-18)

А. Притеснение Израиля в Египте (глава 1)

1. Обстановка, в которой протекали события; Израиль и Египет (1:1-7)

2. Притеснения: Израиль под властью фараонов (1:8-22)

Б. Освободитель Израиля (главы 2-4)

1. Рождение Моисея в Египте; он — под защитой дочери фараона (2:1-16)

2. Бегство Моисея в землю Мадиамскую (2:11 — 4:17)

В. Возвращение Моисея в Египет (4:18-31) В. Борьба Моисея с египетским фараоном (5:1 — 12:36)

1. Столкновения Моисея с фараоном (5:1 — 7:13)

2. Десять судов Божиих над Египтом (7:14 — 12:36)

Г. Избавление Израиля из Египта (12:37 — 18:27)

1. Быстрый переход по территории Египта в сторону моря (12:37 — 13:22)

2. Переход через Чермное море (глава 14)

3. Песнь Моисея и Мариамь об избавлении (15:1-21)

4. Переход к горе Синая (15:22 — 18:27)

II. Откровение Божиему народу на Синае (главы 19-40)

А. Завет Бога с Его пародом (главы 19-31)

1. Обстановка, в которой был дан закон (глава 19)

2. Десятисловие (20:1-21)

3. Книга завета (20:22 — 24:11)

4. Ритуальные правила и установления (24:12 — 31:18)

Б. Падение и восстановление Божьего народа (главы 32-34)

1. Израиль нарушает завет (32:1 — 33:6)

2. Возобновление завета Богом (33:7 — 34:35)

В. Сооружение скинии (главы 35-40)

1. Подготовка к возведению скинии (35:1 — 36:7)

2. Возведение скинии (36:8 — 39:31)

3. Завершение строительства скинии (39:32-43)

4. Оборудование скинии изнутри и снаружи (40:1-33)

5. Пребывание Бога со Своим народом (40:34-38)

4Переход через море

Тем временем, узнав, что евреи уходят из Египта, разъяренный фараон во главе шестисот военных колесниц кинулся в погоню за беглецами. Испугавшись евреи, стали роптать на Моисея: «Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне» (Исх. 14.12). Но Моисей сказал народу: «не бойтесь, стойте — и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки; Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» (Исх. 14.13—14).

И вот облачный столп, который привел израильтян к морю, встал между конницей фараона и евреями, так что египтяне никак не могли приблизиться к беглецам. Евреи же остановились у самого берега, дальше им путь преграждали воды Чермного моря. Но по повелению Божию «простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды» (Исх. 14.21). Как только море расступилось, израильтяне поспешили перейти на другой берег. Они были уже на противоположном берегу, когда египетское войско во главе с фараоном ринулось вслед за беглецами в море. В тот момент, когда египтяне находились среди моря, Моисей еще раз простер свою руку на море, и по его знаку воды обрушились на преследователей. Так чудесным образом израильский народ навсегда покинул страну рабства.

Исход евреев из Египта – станы Исхода.

Известно, что исход евреев из Египта длился долгие 40 лет. Причиной тому стало то, что народ до конца не поверил в силу Господа. Когда, уйдя с горы Синай, народ Израиля пересек пустыню Фаран и подошел к границе Ханнаана, то евреи усомнились в том, что Господь поможет им одолеть хананеев. За это Бог обрек их на сорокалетнее скитание по пустыне, за время которого умер каждый, кто был в плену в Египте. Когда евреи вышли к Иордану, это было уже новое поколение.

В Библии описывается 42 локации, которые были посещены евреями во время исхода из египетского плена под предводительством Моисея. Станы сынов Израилевых описаны в 33 главе книги Числа. Много данных есть также в книге Исход и во Второзаконии.

Если верить документальной гипотезе, список мест, посещенных при исходе евреев из Египта не входил в оригинальный текст Пятикнижия и был добавлен позже.

Путь евреев был нелегким, однако господь помогал им не умереть от голода и жажды, посылая им манну небесную.

10У границ Ханаана. Посылка соглядатаев

Как когда-то столб облачный и огненный вел евреев из Египта, так и теперь облако Господне над скинией указывало, когда народу Израильскому надо было отправляться в путь. «Когда поднималось облако от скинии, тогда отправлялись в путь сыны Израилевы во все путешествие свое; если же не поднималось облако, то и они не отправлялись в путь, доколе оно не поднималось, ибо облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева во все путешествие их» (Исх. 40.36—38) И, наконец, после тяжелых испытаний и невзгод, израильтяне дошли до южной границы Ханаана и остановились в пустыне Фаран, недалеко от города Кадеша. Чтобы перейти границу и начать военные действия против ханаанских княжеств, Моисею надо было иметь точные сведения о военном могуществе страны. С этой целью он посылает в Ханаан двенадцать соглядатаев (разведчиков), отобрав по одному из каждого колена. «Пойдите в эту южную страну и взойдите на гору, и осмотрите землю, какова она, и народ, живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен?» (Чис. 13.19). Разведчики, не встречая никаких препятствий, с успехом выполнили порученное им задание. Со слов разведчиков, Ханаан изобиловал природными богатствами, но о его завоевании не могло быть и речи, так как границы страны защищали мощные крепости, гарнизоны которых состояли из сильных и высоких воинов. Израильтяне вновь возроптали. «О, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! И для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам. Не лучше ли нам возвратиться в Египет?» (Чис. 14.2—3). Иисус Навин и Халев, участвовавшие в разведке, старались успокоить взбунтовавшийся народ и, разорвав на себе одежды, убеждали маловеров, что с Божьей помощью можно овладеть Ханааном, для этого евреям надо иметь только крепкую веру в Того, Кто так чудесно вывел их из Египта. Израильтяне накинулись на Иисуса Навина и Халева, собираясь побить их камнями. Но те спрятались во дворе скинии, и разъяренная толпа, обступив скинию, хотела побить камнями уже не только Иисуса и Халева, но и Моисея с Аароном. Вдруг облако Господне осенила скинию, и Господь, обращаясь к Моисею, сказал: «Доколе будет раздражать Меня народ сей? И доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? Поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя и от дома отца твоего народ многочисленнее и сильнее его» (Чис. 14.11—12). Вновь Моисей с молитвой обратился к Богу о помиловании Израиля. И вновь молитва вождя спасла евреев от неминуемой гибели. И хотя по молитвам Моисея израильтяне избавились от гнева Божия, Господь повелевает Моисею сообщить народу о том, что ни один израильтянин старше двадцати лет не войдет в обетованную землю: «все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; только детям их, которые здесь со Мною, которые не знают, что добро, что зло, всем малолетним, ничего не смыслящим, им дам землю, а все, раздражавшие Меня, не увидят ее» (Чис. 14.22—23). В наказание за непослушание израильтянам предстояло скитаться в пустыне в течение сорока лет (по числу сорока дней пребывания соглядатаев в обетованной земле), и в пустыне закончило свою жизнь все старшее поколение.

Книга Исход

Исход, книга — вторая книга Моисеева Пятикнижия и Библии. Название книге дано 70 переводчиками (в еврейском тексте она называется первыми словами книги: «Эти имена»). Книга описывает события в жизни израильского народа от выхода его из Египта до получения закона у горы Синай. В этой книге также дано описание жизни и начала служения Моисея.

Исход

Исхо́д (ивр. ‏יְצִיאַת מִצְרַיִם‏‎, Yetsi’at Mitzrayim, Y’ṣiʾath Miṣrayim, /jəʦiˈɑt miʦˈrajɪm/ (в современном произношении) «выход из Египта») — библейское предание о порабощении евреев (израильтян) в Египте, их массовом выходе по воле Бога из Египта под предводительством Моисея, теофании у горы Синай (Хорив), заключении завета между Богом и избранным народом, а также о скитаниях евреев до начала завоевания Ханаана. Изложено в Пятикнижии (главным образом в Книге Исход, главы 1-15).

Среди учёных и исследователей Библии, как светских, так и религиозных, нет согласия о степени историчности событий исхода, возможной дате, обстоятельствах и интерпретации эпизодов предания.

Источник — Википедия.

Историческая справка и описание.

Книга Исход начинается с момента, которым завершается Книга Бытия. Периоду от Иосифа до Моисея посвящено два стиха, 1:6-7, затем описывается дальнейшая судьба и положение, в которое попали потомки Иакова.

Желанные гости фараона и Иосифа стали народом рабов.

Фараон пытается распространить на евреев свою власть, Бог предпринимает действия к их освобождению. Сперва к осуществлению этого плана подготовлен Моисей, а затем, силою и властью Бога, приходит избавление.

Вызволение из-под власти Египта — это нечто большее, чем простое освобождение из рабства. Бог вывел израильтян из Египта с тем, чтобы привести их — Им Самим уготованный народ — в землю обетованную.

Тема Книги Исход — не просто Божественный акт освобождения, но усыновление, понятие и назначение им Израиля как народа Божия.

По словам богослова И.И. Флэка, Книга Исход — это, несомненно, самая значительная из всех, когда-либо написанных книг о происхождении народа, «Вся последующая история евреев и их философия истории, получившие отражение у пророков, восходят к Исходу, как к творческому акту Бога, которым было положено начало существованию еврейского народа».


Датировка исхода израильского народа из египетского плена

Описываемые события датируются, самое ранее 1580 годом до Р.Х. и, самое позднее, 1230 годом. В Писании дано мало особых сведений хронологического характера.

Датирование Исхода.

Датирование Исхода — Вопрос не догматический, а вопрос познания истории.

В каком году был исход евреев из Египта?

Предполагается, что израильтяне прибыли в Египет, когда там правили родственные им семиты-гиксосы, около 1700 г. до Р.Х.

Их пребывание в Египте длилось 430 лет (Исх. 12:40), дата их ухода от туда — приблизительно 1270 г. до Р.Х.

Большинство археологических данных указывает на тринадцатое столетие. В это время правил Раамсес Великий — строитель городов Пифом и Раамсес (Исх. 1:11).

Падение многочисленных хананейских городов, от Лахиса до Асора, относят к XIII столетию до Р.Х..

Во время исследований Нельсона Глюха в Трансиордании и Негеве было установлено, что до XIII в. там не было ни моавитян, ни аммониятян, ни идумеев, ни аммореев, которые могли бы оказывать сопротивление наступающему Израилю.

Главное препятствие для датирования.

Главное препятствие для датирования Книги Исход XIII в. заключено в 3 Цар. 6:1, где читаем, что постройка храма началась через 480 лет после Исхода, в четвертый год правления Соломона.

Четвертый год царствования Соломона — это примерно 960 г. до Р.Х.. Таким образом, Исход, по-видимому отнесен к 1440 до Р.Х..

Такая датировка исхода противоречит археологическим данным и дате, устанавливаемой из Исх. 12:40.

Для разрешения этой трудности принимают годы, упомянутые в 3 Цар. 6. за двенадцать поколений, то есть не более трехсот лет.

Тот факт, что точную дату Исхода установить нельзя, не умаляет ни историчности книги, Ни ее идеи о Божьем избавлении.

8Золотой телец

Пока Моисей с Иисусом Навином были на горе, среди евреев началось волнение. «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось» (Исх. 32.1). Под напором требований народа Аарон сделал ему золотого тельца. «И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32.4), и стали приносить ему жертвы и праздновать. «И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он — жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя» (Исх. 32.9—10). Но Моисей умолил Бога отменить Свой приговор и поспешил со скрижалями Закона в руках вниз к народу. Однако, увидев тельца и пляски, Моисей в гневе разбил скрижали. И уничтожив тельца, Моисей, встав в воротах стана, сказал: «кто Господень, иди ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины» (Исх. 32.26). И приказал Моисей сынам Левия убивать продолжающих праздновать, и было убито около 3 тысяч человек.

На следующий же день Моисей возвратился на гору, чтобы загладить перед Богом грех народа. Из-за любви к своим братьям он просит Бога о прощении, не заботясь даже о себе: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32.32). «И сказал Господь Моисею: пойди, иди отсюда ты и народ, который ты вывел из земли Египетской, в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: потомству твоему дам ее; и пошлю пред тобою Ангела Моего, и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, Гергесеев, Евеев и Иевусеев, и введет он вас в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный» (Исх. 33.1—3). Тогда поставил Моисей себе шатер вдали от стана, и там Господь говорил с Моисеем «лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33.11). И умолил Моисей Бога не оставлять Израиль и Самому вести их в землю, которую заповедал им, потому что Моисей приобрел благоволение в очах Божьих. Вновь взошел Моисей на гору и был там сорок дней и ночей, и дал ему Господь новые скрижали с записанными заповедями и подтвердил Свой завет с Израилем. И когда спустился Моисей с горы, то «лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» (Исх. 34.29), так что люди боялись подойти к нему, и положил он на лицо свое покрывало.

Тематический словарь исхода:

    • см. {C} в Исх 12:33
    • бегство Израильтян из Египта
  • А. Прокомментированные темы
    • {T}СВОБОДА как тема Исхода => Исх 6:6
    • {T}ПЕРЕХОД как тема Чисел => Чис 9:18
  • Б. Иаков и его сыновья в Египте
    • — отправились в Египет => Быт 46:1-27
    • — стали рабами Египтян => Исх 1:8-14
  • В. Божие освобождение для Своего народа
    • 1. Божий выбор освободителя
      • — Моисей убережен после рождения => Исх 2:1-10
      • — Моисей призван освободителем => Исх 3:7-22
      • — Аарону назначено помогать Моисею => Исх 4:13-17,27-31
  • 2. Процесс освобождения
    • — знамения, данные Моисею => Исх 4:1-9
    • — первое появление перед фараоном => Исх 5:1-5
    • — второе появление перед фараоном => Исх 7:10-13
    • — первые девять казней => Исх 7:14-10:29
    • — подготовка к десятой казни => Исх 11:1-12:28
    • — истребление первенцев в Египте => Исх 12:29,30
    • — бегство из Египта => Исх 12:31-39 {C}
    • — погоня за Израильтянами => Исх 14:5-9
    • — переход через Чермное море *(Чермное — старое русское название Красного моря (чермный в древнерусском языке oзначает один из оттенков красного цвета).) => Исх 14:10-22,29
    • — египтяне утонули => Исх 14:23-28
  • 3. Божии мотивы исхода
    • — верность Своим обетованиям => Быт 15:13-16
    • — любовь к Своему народу => Втор 7:8,9 ; Ос 11:1
  • Г. Воспоминания Израильтян об исходе
    • — торжественная песнь после перехода через Чермное море => Исх 15:1-21
    • — установлен ежегодный праздник — Пасха => Исх 13:3-16
    • — упоминается в Десяти Заповедях => Исх 20:2 ; Втор 5:6
    • — славится псалмопевцами => Пс 65:5,6 ; Пс 77:12-16 ; Пс 104:26-38 ; Пс 105:8-12
    • — напоминается пророками => Ис 43:16-21 ; Ис 63:11-14 ; Ос 12:9,13 ; Наум 1:4
  • Д. Исход в Новом Завете — утверждение и пример могущества Божия => Деян 13:17 ; Рим 9:17
    • — спасения во Христе => 1Кор 10:1-4
    • — Божией заботы => Ин 6:31-33
    • — человеческой верности => Евр 11:29
    • — предупреждения против неповиновения => Евр 3:7-4:2 ; Иуд 5

Происхождение книги

Христианство и иудаизм традиционно приписывали авторство «Исхода», как и всего Пятикнижия в целом, Моисею (при этом считая эту книгу богодухновенной). Однако с эпохи Нового времени на основе изучения разночтений, противоречий, повторов и прочих особенностей «Пятикнижия», было высказано множество сомнений в авторстве Моисея.

Так, исследователи Библии, принадлежащие к направлению библейской критики сходятся во мнении, что книга Исход составлена из различных источников. Однако единого мнения о количестве источников, их идентификации и времени объединения в единый текст нет.

В соответствии с документальной гипотезой, в составе Исхода выделяют три больших источника: Яхвист, Элохист и жреческий кодекс. Два первых названы по используемому ими имени Бога. Яхвист называет Бога Яхве, в Элохисте Бог назван Элохим до того момента, когда Бог открывает своё имя Моисею.

К меньшим источникам книги относят также песнь моря (Исх. ), перечень десяти заповедей и свод законов завета (Исх. ). Песнь моря обычно рассматривается как наиболее древний источник в составе Исхода.

Из трех главных источников Яхвист рассматривается как наиболее ранний. По оценкам библеистов, Яхвист был создан в Иудейском царстве в VIII—VII веках до н. э. Книга Исход включает сравнительно немного материала Яхвиста.

Местом создания Элохиста библеисты считают северное Израильское царство. Время создания Элохиста относят к VIII веку до н. э. Существенная часть материала, связанная с явлением Яхве Моисею, десятью казнями и эпизод с созданием золотого тельца, принадлежат Элохисту.

Создание жреческого кодекса датируют в промежутке между VIII и VI веками до н. э. В центре внимания жреческого кодекса ритуальная практика и роль священников. Инструкции по созданию скинии и описание её создания принадлежат жреческому кодексу.

Время объединения источников в единый текст оценивается в диапазоне от VII до IV веков до н. э. Разные исследователи считали наиболее вероятным временем объединения и конец иудейской монархии, и период вавилонского плена, и послепленовый период.

Дискуссии о степени достоверности событий, описанный в книге Исход имеют давнюю историю. Предпринимались многочисленные попытки обосновать историчность основных событий предания об исходе. В противоположность такому подходу часть исследователей полагает, что попытки установления историчности событий исхода безосновательны, так как повествование об исходе имеет богословское и символическое значение, а не историческое.

Исследователи Библии обращают внимание на ряд параллелей между эпизодами предания об исходе и другими литературными памятниками древнего Ближнего Востока. Такие параллели могут указывать на общие традиции или заимствования

Так история о спасении Моисея в тростниковой корзине частично совпадает с более древней легендой о происхождении царя Саргона; свод законов завета (Исх. ) по содержанию имеет заметное сходство со «Сводом законов Хаммурапи»; история о бегстве Моисея к мадианитянам после убийства египтянина, по мнению некоторых ученых, имеет параллели с египетским «Сказанием о Синухе».

Примечания

  1. ЕЭБЕ
  2. Талмуд, Сота 36б
  3. «Xалахот гдолот», «Мишна брура»
  4. — статья из
  5. ↑ Meyers, Carol (2005). Exodus. Cambridge University Press. ISBN 978-0-521-00291-2. стр.16
  6. Meyers, Carol (2005). Exodus. Cambridge University Press. ISBN 978-0-521-00291-2
  7. Johnstone, William D (2003). «Exodus». In James D. G. Dunn, John William Rogerson. Eerdmans Bible Commentary. Eerdmans. ISBN 978-0-8028-3711-0. стр. 68, 72
  8. Kugler, Robert; Hartin, Patrick (2009). An Introduction to the Bible. Eerdmans. ISBN 978-0-8028-4636-5. стр. 50
  9. Fretheim, Terence E (1991). Exodus. Westminster John Knox Press. ISBN 978-0-664-23734-9. стр. 7
  10. Kugler, Robert; Hartin, Patrick (2009). An Introduction to the Bible. Eerdmans. ISBN 978-0-8028-4636-5.

Год исхода евреев из Египта.

Многие интересуются, когда Моисей вывел евреев из Египта, какой год считается годом Исхода. В Библии не указано время исхода, что, конечно, породило множество версий, касательно возможного года, когда Моисей вывел народ Израиля из Египта. Большинство версий охватывают период между 2100 и 1050 годами до н. э.

Предпринимались многочисленные попытки вывести год исхода из текста Библии. Если отталкиваться от текста Третьей Книги Царств:

то можно сделать вывод, что год исхода – 1446 год. Однако эта дата часто подвергается критике, ввиду того, что число 480 весьма символично, его рассматривают как результат умножения символичного для всего Пятикнижия Моисеева числа 40 на 12 – количество колен Израиля. Более того, если обратится к хронологии Библейской Книги Судей, то дата не подтвердится.

Рассмотрим еще несколько версий датировки исхода, не основанных на тексте Библии:

Эммануэль Анати считает, что исход евреев имел место быть около 2100 года до н. э. Он отождествляет гору Синай с горой Хар-Карком, где существовал храм (скиния) и осуществлялась культовая практика именно в это время. Позже гора Хар-Карком была покинута. Это полностью ложится на факты, описанные в Библии: евреи пришли на гору Синай, где жили в течение года, построив здесь походный храм и назначив священников.

Нужно сказать, что практически никто из историков, археологов и библеистов не поддерживает эту точку зрения по причине того, что нет данных о том, что народ Израиля существовал в это время, а также археологических данных о появлении нового этноса в данном регионе.

Иосиф Флавий считал, что исход евреев из Египта был между 1700 и 1800 гг до н. э. В своей точке зрения, он полагался на труды историка Манефона, который, к сожалению, не дошли до нашего времени. Манефон описывал некий народ гиксосов, которые создали свое царство в дельте Нила и были впоследствии изгнаны египетским фараоном. Именно с гиксосами Флавий отождествляет народ Израиля.

Генри Холл, известный египетский археолог, в целом поддерживал теорию Иосифа Флавия, однако считал, что эти события произошли несколько позже – примерно в 1400 гг до н. э.

Уильям Олбрайт считает, что Исход евреев произошел между 1250 и 1200 годами. Эта точка зрения имеет большое количество последователей среди археологов, которые отмечают появления нового типа керамики, а, значит, и новой этнической группы в регионе.

Доподлинно известно, что этнос израильтян уже существовал в Ханаане около 1210 года до н. э. Доказательством данного факта является Стела Мернептаха, также известная как Израильская Стела. Стела является самым ранним древнеегипетским документом, в котором упоминается «I.si.ri.ar» или «Isirial», что толкуется учёными как «Израиль».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector