Катехизис

Что такое катехизис

В переводе с греческого языка это слово обозначает учение, наставление или инструкция. Катехизисами называли христианские книги, издаваемые в Средние века. В издаваемых пособиях для христиан разными авторами давался ответ на интересующий народ вопрос.

Православный катехизис

Здесь можно было прочитать об основах вероисповедания, значении десяти заповедей и все о таинствах.

Читайте о некоторых заповедях Божиих:

Интересно, что катехизис выпускался только для священников, которые в устной форме должны были донести его для народа. В светском обществе катехизисом называют свод неписаных правил для определенного круга людей.

Если для католиков эта книга является символической, то для православных она остается, как руководство для христиан.

В переданном на рассмотрение священникам проекте православной книги вопросов-ответов основными являются следующие главы:

  • Основы православия.
  • Основы Канонов и Литургий в Православия.
  • Основы нравов православного образования.
  • Основные социальные концепции Русской православной церкви.
  • Основные верования Русской Церкви относительно достоинства, прав человека и его свободы.
  • Основы принципов взаимоотношений с людьми других конфессий.

Важно! В катехизисе вероучения описаны простым, доступным широкому кругу людей, языком, но при этом смысл самих посланий не меняется. Эта книга должна полностью соответствовать посланиям Святых Отцов Церкви

Святые места в книге вопросов и ответов могут быть цитированы только со ссылками и объяснениями.

Это интересно: Как правильно ставить свечи в храме

Дальнейшая судьба катехизиса

Имперская власть была не полностью удовлетворена работой митрополита, поэтому к 1824 году, уже руками иных церковнослужителей, были созданы и выпущены новые катехизисы (свыше четырех). В них были устранены «ошибки» первого издания, а также включены новые факторы.


Знаменательно также то, что такое явление, как катехизис, заявило о себе в самый разгар критики деятельности РБО и многих священников-переводчиков, которые перекладывали древние тексты на русский язык. Понятно, что это осуществлялось с целью образовать в религиозном смысле все слои населения, включая крепостных крестьян. Они бы смогли читать и изучать азы религии на родном и привычном языке.

Но вот такие церковные деятели, а точнее критик А.С. Шишков и архимандрит Фотий открыто заявили, что тот, кто написал сам катехизис, совершил акт кощунства. Нельзя, мол, священные тексты обращать в народный, светский язык, так как это служит причиной не только неуважения к церкви, но и утери первоначального смысла.

Относительно катехизиса Филарета, составленного в 1823 году, было принято следующее решение. Документ подвергся критике и был сильно сокращен. Появился так называемый «Краткий катехизис», издание которого даже не удостоилось царской печати.

Эта книга была предназначена для детей и малообразованных личностей. Наряду с ней вышло еще несколько вариантов пособий, но в каждом из них также наблюдались расхождения с истиной.


Позднее Шишков и Фотий также начали заявлять, мол, текст первого, Пространного документа плох не только тем, что написан на русском языке, но и своей фактической недостоверностью.

Однако данное замечание уже не было воспринято всерьез, так как Филарет, работая над данным религиозным руководством, делал крайне точные переводы.

Прокламация декабриста С.И. Муравьева-Апостола

Понятие «катехизиса» использовалось не только для обозначения вероучительной литературы. Любое глубокое руководство, схематично схожее с религиозным документом, называли катехизисами. Примером тому является и «Православный катехизис» Муравьева-Апостола.

Эта прокламация революционного содержания была зачитана утром 31 декабря 1825 г. в Санкт-Петербурге перед строем восставших солдат Черниговского полка. Документ ратовал за создание   демократичной республики и был антикрепостническим по своему содержанию, призывал к свержению царя и незамедлительному восстанию против власть имущих.

Призывы к буну против существующей власти в здесь прямо ссылались на библейские тексты. Помимо этого, в «Православном катехизисе» декабристов дается христианское обоснование необходимости военной службы, патриотические мотивы любви к Отечеству опираются на вечные истины.

Авторство и создание единого документа

В начале XIX столетия церковь использовала разные издания вероисповедной книги. Чаще всего это были труды двух митрополитов: Петра Могилы и Платона. Позже на их основе печатались другие издания, которые неоднократно подвергались жесткой критике со стороны православной церкви. Чтобы устранить все замечания, было принято решение издать объединенную версию.

Работа над новой огласительной книгой началась в 1822 г., а автором ее стал архиепископ Московский и Коломенский Филарет. Спустя год Синод одобрил окончательное издание вместе с правками, а документ был официально признан руководством по христианской вере. Позже изменения все же вносились, а потому переиздавался он не раз. Однако до сих пор труд Филарета позиционируется, как канонический, содержащий основные догмы и постулаты православной церкви.

Работа над новой огласительной книгой началась в 1822 году

Понятие о православном катехизисе

Значение слова «катехизис»

     Слово «катехизис» происходит от греческого глагола «катихео», что значит «говорить кому-то», «устно наставлять», «оглашать». Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете. Например, Феофил, к которому евангелист Лука обращается в начале своего Евангелия,

в учении христианской веры. Первоначально «катехизисом» называлось устное научение основам христианской веры. Со временем это наименование распространилось также и на письменные наставления. Таким образом катехизис превратился в жанр христианской вероучительной литературы.

     По определению свт. Филарета Московского, «Православный катехизис есть наставление в православной вере, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души».

Что такое вера?

Прежде всего под верой понимают:

а) состояние уверенности в истинности некоторых положений, которые не могут быть логически доказаны и опытно проверены. Применительно к христианской религии вера означает уверенность в бытии Бога и духовного мира, а также в исполнении Божественных обетований. Ап. Павел определяет веру как

     По истолкованию «Пространного катехизиса», это означает «уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем». Такая вера является основанием религиозной жизни,

б) Верой называется также учение, в истинности которого человек убежден. Ап. Павел говорит о людях, которые

о

В подобном смысле можно говорить о различных религиозных верованиях и вероисповеданиях (конфессиях).

в) В наиболее глубоком смысле слова вера – это сердечное зрение Бога и живое общение с Ним. Бог Библии есть живая Личность, свободно-разумное Существо, с Которым человек может вступить в непосредственное общение. Верой мы получаем доступ к Божественной благодати, верою Христос вселяется в наши сердца (Еф. 3, 17). Христианская вера изначально есть вера в Личность, а не только в доктрину, поэтому вера христиан не может сводиться лишь к формальному признанию истинности христианского учения. По словам выдающегося русского богослова первой половины XX в. В. Н. Лосского, «вера — не психологическое состояние, а онтологическая связь (то есть связь реальная, по бытию – Сост.) между человеком и Богом». Со стороны человека такая вера раскрывается, прежде всего, как доверие — доверие тому, что Бог открывает нам в Своем слове, доверие Промыслу Божию.

     Акт веры, совершенный Авраамом, заключался не в том, что патриарх признал бытие Божие — в этом он не сомневался и ранее, — а в том, что он всецело предал себя воле Божией. Доверие Богу, Его повелениям и обетованиям порождает в человеке желание хранить верность Богу. На первых ступенях духовного развития такое стремление может быть обусловлено страхом наказания или желанием получить награду. Однако ни страх, ни ожидание награды не являются твердым основанием для нравственной жизни. Таким основанием может быть только любовь как

и человек по мере возрастания в вере в Бога—Любовь наполняется любовью, любовь же побуждает хранить верность тому, кого любишь:

В этом смысле ап. Павел говорит о

     Таким образом, христианская вера не может быть сведена ни к простой уверенности в истинности христианского учения, ни к состоянию души, ни даже к личному отношению человека к Богу. Вера в подлинном смысле слова предполагает определенный образ жизни, т.е. стремление к богообщению, к соединению с Богом, а также твердую решимость исполнять волю Божию, привести свою жизнь в соответствие с божественным замыслом о человеке.

Католический вариант

Пришло время узнать, что это такое – катехизис католической церкви и чем он отличается от нашего, православного.

Несмотря на то, что письменные руководства, многочисленные книги, документы и акты, касающиеся непосредственно католицизма, всегда были в избытке, своего свода правил католики длительное время заиметь не могли.

Окончательно сформировался и был впервые опубликован такой документ католической церкви в 1985 году на одном из советов. Утвержден он был Папой Иоанном Павлом Вторым в 1992 году.

Данный сборник сводов и правил относительно католического вероисповедания имеет много общего с православным или общехристианским. Он также составлен в структуре «вопрос-ответ» и поделен на определенные главы. В первой из них идет речь о Символе Веры. То есть обо всех азах и основах, на которых христианство и католицизм были построены.

Вторая глава посвящена таинству этой веры, ее особенностям. В третьей главе прихожан учат жизни в вере, то есть Заповеди. О том, как нужно действовать в рамках бытия, что дозволено, а что под запретом. Ну и четвертый раздел посвящен молитве – «Отче Наш», ее детальному разбору и сути.

Значение слова «катехизис» в словарях русского языка

Катехизис

Катехи́зис ( от «поучение, наставление» ← «внушать, отвечать» = «вниз» + «звук») — официальный вероисповедный документ какой-либо конфессии, огласительное наставление, книга, содержащая основные положения вероучения, часто изложенные в виде вопросов и ответов.

Википедия

м.

1. = катих’изисКнига, в краткой и ясной форме излагающая христианское вероучение ( обычно в форме вопросов и ответов ) .

2. перен. ; = катих’изисПеречень основных положений, традиционных правил, имеющих отношение к какой-либо сфере деятельности.

Большой современный толковый словарь русского языка

м.Революционный документ декабристов.

Большой современный толковый словарь русского языка

( гр. katechesis наставление, поучение) краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов.

Новый словарь иностранных слов

м. 1) а) Краткое изложение догматов христианского вероучения в форме вопросов и ответов. б) Книга, содержащая изложение таких догматов. 2) перен. Основные положения, сущность чего-л.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

муж. начальное, основное ученье о христианской вере; книжка, содержащая это ученье. | Начальное и основное ученье какой-либо науки. Катехизичный, катехизический, к катехизису относящ.

Словарь Даля

[краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов.

Словарь иностранных выражений

катех`изис, -а

Словарь русского языка Лопатина

краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов

Словарь русского языка Ожегова

(от греч. katechesis — поучение), 1) религиозная книга; изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов. 2) Изложение основ какого-либо учения в форме вопросов и ответов.

Современный толковый словарь, БСЭ

катехизис м. 1) а) Краткое изложение догматов христианского вероучения в форме вопросов и ответов. б) Книга, содержащая изложение таких догматов. 2) перен. Основные положения, сущность чего-л.

Толковый словарь Ефремовой

(или катихизис), катехизиса, м. (греч. katechesis).

1. Начальный курс христианского богословия, изложенный в форме вопросов и ответов (церк.). Катехизис попался мне в руки после Вальтера. Герцен. || Название популярных руководств, излагающих кратко основы какой-н. науки, ремесла, искусства (книжн.). Катехизис народоведения. Музыкальный катехизис.

2. Основные тезисы каких-н. убеждений (книжн., устар.). Катехизис декабристов.

Толковый словарь русского языка Ушакова

катихизис (от греч. katechesis — поучение, наставление), 1) руководство, содержащее основные положения христианского вероучения. В первые века христианства К. — устное наставление обращающихся к христианской вере, предшествовавшее крещению. С 16 в. К. — книга, учебное руководство, популярно излагающее (обычно в форме вопросов и ответов) учение христианской церкви. В православной, католической и протестантских церквах имеются свои К. 2) В переносном смысле — произведение, написанное в форме вопросов-ответов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

I. ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

представленные так просто, как глава семейства должен учить своих домочадцев
Заповедь первая
1. Да не будет у тебя других богов, кроме Меня.
2. Что это значит? Мы должны превыше всего бояться, любить Бога и уповать на Него во всем.
Заповедь вторая
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
4. Что это значит? Мы должны бояться Бога и любить Его так, чтобы не проклинать, не клясться, не колдовать, не лгать и не обманывать именем Его, но призывать Его имя во всякой нужде, молиться Ему, благодарить и прославлять Его.
Заповедь третья
5. Помни день субботний, чтобы святить его.
6. Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не пренебрегать проповедью и Словом Божьим, но свято чтить его, охотно слушать и познавать.
Заповедь четвертая
7. Почитай отца твоего и мать твою, да будет тебе благо и долголетен будешь на земле.
8. Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не презирать и не гневить своих родителей и господ, но почитать их, служить и повиноваться им, любить их и дорожить ими.
Заповедь пятая
9. Не убивай.
10. Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не причинять страданий и вреда ближнему своему, но помогать ему и заботиться о нем во всех его нуждах.
Заповедь шестая
11. Не прелюбодействуй.
12. Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы в мыслях, словах и делах быть чистыми и целомудренными, и чтобы каждый из нас любил и почитал своего супруга.
Заповедь седьмая
13. Не укради.
14. Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не отбирать у ближнего своего денег, или имущества его, и не присваивать себе чужого путем нечестной торговли, или мошенничества. Но нам следует помогать ближнему своему в сохранении и преумножении его имущества и средств существования.
Заповедь восьмая
15. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.
16. Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не говорить неправды о ближнем своем, не предавать его, не клеветать на него и не распространять о нем худой молвы, но защищать его, говорить о нем только хорошее и стараться все обратить к лучшему.
Заповедь девятая
17. Не пожелай дома ближнего твоего.
18. Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не посягать коварно на наследство, или дом ближнего своего и не присваивать их себе, прикрываясь законом, или правом, но служить ближнему, способствуя сохранению его собственности.
Заповедь десятая
19. Не пожелай жены ближнего твоего, ни раба, ни рабы его, ни скота его, ничего из того, что есть у него.
20. Что это значит? Мы должны бояться и любить Бога так, чтобы не совращать, не присваивать и не отчуждать от ближнего своего его жену, прислугу, или скот, но побуждать их к тому, чтобы они оставались на своих местах и исполняли свои обязанности.
Заключение к заповедям
21. Что Бог говорит обо всех этих заповедях? Он говорит:
22. Я Господь, Бог твой, Бог сильный, ревнитель, наказывающий за вину отцов детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и благотворящий до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
23. Что это значит? Бог грозит наказанием всем, кто нарушает заповеди Его. Поэтому мы должны страшиться гнева Божьего и не нарушать этих заповедей. Но Он обещает милость Свою и всяческие блага всем, кто соблюдает Его заповеди. Поэтому мы должны любить Бога, уповать на Него и охотно жить по Его заповедям.

Пространный катехизис святителя Филарета для христиан

Открывая книгу святителя, поражаешься простоте и доступности ее написания. Краткими и понятными ответами отец Филарет дает определение веры и ее отличие от знания.


Катехизис. Святитель Филарет Московский

Перелистывая страницы Богом освященного писания, в доступной форме читаешь о понятии Божественных вещей, как отличить Божественное и мирское, как человек может познать Творца и принять Его откровения.

Следующая глава знакомит христиан со Священным Писанием и Священными Преданиями, указывая, какое место занимает Библия. Из послания Филарета каждый верующий узнает, что Библия содержит законоутверждающие, учительские, исторические книги и пророческие послания.

Здесь же указано, что апостол — это посланник Божий.

Далее святой отец дает ответы на всевозможные вопросы, касающиеся веры, надежды и любви во всех их аспектах, как человеческих, так и Божественных

Раскладывая на составляющие символ веры «Верую в единого Бога, Отца, Сына и Святого Духа», Филарет уделяет каждой ипостаси должное внимание

В этой главе четко дан ответ, что такое ангел, дьявол, дыхание жизни, рай и многое другое.

Важно! После прочтения послания приходит четкое понимание, кто такой Иисус, в чем сила Его жертвы, и какую роль играет Святой Дух в жизни христиан. В первой главе описано 12 символов веры

В первой главе описано 12 символов веры.

Вторая глава посвящена надежде во всех ее проявлениях. В Катехизисе Филарета описано, какую надежду дарует Господь в благодати, в 9 заповедях блаженства, о 6 видах прощения и молитве Господней.

В третьей главе, посвященной любви, подробно разбираются 10 заповедей Господних.

В заключение святитель Филарет дает наставление, как пользоваться написанным ним посланием.

Православный Катехизис является «Энциклопедией христианской жизни», в которой каждый верующий найдет ответ на волнующий его вопрос.

Православная азбука. Катехизис

Православный Катехизис

Андрей Кураев

Почему московский ураган разрушал храмы?

Ураган, пронесшийся по Москве, сорвал кресты с нескольких храмов — в том числе в старинном Hоводевичьем монастыре…

Человек светский может истолковать происшедшее как просто случайность: ураган сокрушал все, что было на его пути — в равной мере как гаражи, так и церкви. Hо боль верующего человека при взгляде на снесенный крест, конечно, особая.

Это несомненный знак гнева Божия. Hо чьи грехи вызвали этот гнев? Один православный журналист написал, что это гнев Божий за пропаганду разврата, которой так обильна современная жизнь. Рад бы так посчитать — но не могу. Ведь ураган сорвал кресты с наших храмов, а не разметал склад презервативов. Ураган оставил нетронутым казино, расположенное по соседству с храмом, где я служу (храм Рождества св. Иоанна Предтечи на Красной Пресне), но сорвал крест с колокольни моей церкви. Так что не стоит нам искать чужих грехов. Именно мы, православные, живем так, что Богу приходится нас предостерегать такими бурями. Может, купола оказались разворочены потому, что слишком много усилий мы вкладывали в позолоту куполов и крестов вместо проповеди Евангелия? Да, крест сияющий в небесной высоте — это тоже проповедь, тоже напоминание о Боге. Помните у Гумилева об Исакиевском Соборе Петербурга: «Верной твердынею православья врезан Исакий в вышине…». Hо есть и евангельские строки: «Hекоторые фарисеи сказали Ему: запрети ученикам Твоим! Hо Он сказал им в ответ: если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19,39-40). Так и было в годы государственного атеизма, в те годы, когда Конституция признавала «право на ведение атеистической пропаганды и отправление религиозного культа». Право на «религиозную пропаганду» не предусматривалось. И тогда камни (храмы) и иконы проповедовали евангельскую красоту. Тогда иконы преп. Андрея Рублева привели к вере больше, чем усилия любого проповедника. Hо сейчас-то можно обращаться к людям напрямую. И звать людей в храм можно не голосом колокола, а человеческим словом. Hе красотой каменного храма, а силой мысли и убеждения можно приводить людей ко Христу. Может, поэтому ураганом были повреждены именно колокольни? Может, это напоминание о том, что не колоколом, а живой проповедью надо созывать людей?.. Впрочем, это я говорю прежде всего для православных — чтобы своих предостеречь от искушения искать в ком-то чужом причину осквернения наших святынь.

Необходимость знания основ христианского вероучения для всякого христианина

Значение разума в религиозной жизни

     Почему, как говорилось выше, знание основ христианского вероучения необходимо «всякому христианину»? Разве для нормальной духовной жизни не достаточно ограничиться личным благочестием: молитвой, добрыми делами, посещением храма и т.п.? Как указывает Св. Писание, служение Богу требует участия всего человека, включая и тело, и душу со всеми ее силами (разум, чувства и воля):

Ограничение духовной жизни только одной сферой (например, областью эмоций) не дает христианину возможности построить свою жизнь как разумное служение Богу (Рим. 12, 1).

Православию чуждо противопоставление веры и разума — они неразрывно связаны между собой и предполагают друг друга. Не может быть веры без разума, потому что:

1) человек не может верить в то, о чем он ничего не знает;

2) сама вера должна быть сознательной, осмысленной. Ап. Павел свидетельствует:

В то же время и разум нуждается в вере. Например, условием любой познавательной деятельности является уверенность в существовании объективной истины как таковой.

     Научное познание мира основывается на двух предпосылках, принимаемых на веру:

1) вере в то, что окружающий мир реально существует;
2) вере в познавательные способности человека, в то, что наши чувства и разум нас не обманывают.

     Исключение разума из религиозной сферы негативно отражается на всем строе духовной жизни человека. Например, такие явления религиозной жизни, как фанатизм, нездоровый мистицизм, обрядоверие, ереси, расколы, часто имеют своей причиной невежество в вопросах вероучения.

Что необходимо для спасения

     Целью жизни человека является достижение спасения. «Пространный катехизис» учит, что «для благоугождения Богу и для спасения души необходимы:
а) «познание истинного Бога».
Но что значит «познать Бога»? Поскольку Бог есть Личность, познание Его возможно только через личное отношение, то есть в опыте богообщения. Поэтому истинное богопознание есть не образ мысли, а, прежде всего, образ жизни, жизнь в непосредственном единстве с Богом.
б) «правая вера в Него».
То есть наличие у человека правильных представлений о Боге, о Его отношении к миру, так как ложная вера, суеверия, сочетая душу человека с неправдой, отдаляют его от Бога.
в) «жизнь по вере и добрые дела«. Иными словами, приведение всей жизни человека в соответствие с волей Божией.

     Термин «православие», которое мы используем для обозначения нашей веры, является переводом греческого термина «ортодоксия». Слово «ортодоксия» состоит из двух частей: «ортос» означает «прямой, верный», а «докса» может иметь два значения: а) мнение, представление; б) слава. Греки понимают слово «ортодоксия» как «правомыслие», однако на славянский язык (очевидно, самими свв. Кириллом и Мефодием) это слово было переведено как «православие». Представляется, что славянский перевод лучше выражает самую суть христианской веры как образа жизни, а не только образа мысли.

     Стремление к богообщению и исполнении воли Божией является стержнем духовной жизни православного христианина. Через личностное общение с Богом (в первую очередь, молитву и участие в церковных Таинствах), мы получаем освящающую нас благодать, необходимые для праведной жизни духовные силы, а через упражнение в добродетели достигаем духовно-нравственного совершенства.

Предмет курса

     Когда мы определяем катехизис как наставление в вере, то понимаем под этим обзор основных истин христианского учения. Истины веры можно разделить на три группы:

а) истины вероучительные, заключающие в себе знание о Боге и о Его отношении к миру и человеку;
б) истины нравственные, устанавливающие круг обязанностей человека по отношению к Богу, к самому себе и к себе подобным;
в) истины, которые можно назвать мистическими, относящиеся к практике богообщения.

Курс «катехизиса» ограничен рассмотрением основных вероучительных истин, содержащихся в Никео-Цареградском Символе веры.

Расхождения с первоисточником

Чтобы успокоить критиков, было инициировано подробное изучение работы митрополита Филарета, издавшего первую огласительную книгу. Целью исследования было выявление расхождений между ним и Святым Писанием. Особенно тщательно вычитывали библейские фразы, которые использовались в катехизисе на русском языке. При этом общий смысл христианского учения потерян не был, а потому аргументы против не нашли конструктивного подтверждения.

Текст катехизиса написан простым языком

Немалые споры возникли по поводу фразы о «лучшем учении». На вопрос «какая вера о благочестии лучше» был ответ: христианская. Однако консервативные священники узрели здесь неточность. Если есть «лучшая», значит, должна быть просто «хорошая», а ею может представляться ислам или, к примеру, буддизм.

Такая острая критика повлекла за собой решение Синода о запрете издания труда Филарета. Причиной тому стал перевод на русский язык основных частей вероисповедного документа. Однако позже мир увидел новый вариант огласительной книги под авторством митрополита Платона. Этот катехизис пережил семь переизданий. В нем цитаты из Священного Писания приводились на церковнославянском наречии.

Сегодня катехизис является основным православным трудом для новых прихожан. Он содержит удобное руководство по православной вере, написанное простыми словами в формате «вопрос-ответ», что помогает быстро понять основные тезисы учения Христа.

Православный катехизис

Православный катехизис. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 80 с. — (Серия «Таинства и обряды»)

В наше время многие люди открывают для себя православную веру, ее неоценимое значение для жизни и спасения каждого человека. Между тем, чтобы начать жить в этой истине, необходимо узнать о ней из достоверных источников, и потому православный катехизис является насущной потребностью для тех, кто только вступает на путь веры.Предисловие

В наше время многие люди открывают для себя православную веру, ее неоценимое значение для жизни и спасения каждого человека. Между тем чтобы начать жить в этой истине, необходимо узнать о ней из достоверных источников, и потому православный катехизис является насущной потребностью для тех, кто только вступает на путь веры.

Первоначально книга была задумана как «Катехизис для подростков». У детей, растущих в современных непростых условиях, часто возникают самые серьезные и мучительные вопросы, в том числе и по проблемам, связанным с христианским вероучением. Дети хотят знать, что такое вера, душа, совесть, для чего Бог сотворил человека, любит ли Бог человека, несмотря на все его грехи и слабости, зачем нужны страдания и болезни, что есть рай и что есть ад, и чем православная религия отличается от иных христианских верований. И это всего лишь малая толика того, что жаждет понять душа юного человека. И здесь ни в коем случае нельзя отделаться от ребенка извечным взрослым ответом: «Вот подрастешь, тогда узнаешь». Он хочет знать сейчас, и мы должны помочь ему разобраться, понять, почувствовать ту вечную истину, что несет в себе любовь Божия.

Впрочем, несмотря на то что эта книга вначале рассчитывалась на детей и подростков, она несомненно будет интересна и полезна всем, делающим свои первые шаги в храме. Написанная простым и понятным языком, эта небольшая книга фактически является ответом на многие горячие вопросы, которые возникают далеко не только у подростков.

Основанием при составлении нашей скромной работы послужил «Сокращенный православный катехизис» прот. Николая Вознесенского (впоследствии епископа Димитрия). Кроме того, были использованы следующие труды: «Катехизис» свт. Филарета Московского, «Основы православной веры» Н.Е.Пестова, «Катехизис» еп. Александра (Семенова-Тянь-Шанского), «Катехизис» иер. Олега Давыденкова и др. православная литература. Некоторые источники указаны в самом тексте учебника.

Да, мы не оговорились, в определенной степени эта книга именно учебник. Как известно, слово «катехизис» означает начальное, основное учение о христианской вере. Приобщение к нему, как и любое обучение, требует усилий. Но только тогда будет достигнут тот результат, который принесет человеку радость — радость познания, радость соприкосновения с живой, ясной верой, дарующей нам спасение и силу.

Часть первая О вере

О Символе веры вообще и о происхождении его

Что есть Символ веры?

Символ веры есть в кратких, но точных словах изложенное учение о том, во что должны веровать христиане.

В каких именно словах изложено сие учение?

В следующих:

1. Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от

Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение, во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых.

12. И жизни будущаго века. Аминь.

Кто так изложил учение веры?

Отцы Первого и Второго Вселенских Соборов.

Что такое Вселенский Собор?

Собрание пастырей и учителей Христианской Кафолической Церкви, по возможности со всей вселенной, для утверждения истинного учения и благочиния между христианами.

Сколько было Вселенских Соборов?

Вселенских Соборов было семь:

Первый – Никейский (325 г.);

Второй – Константинопольский (381 г.);

Третий – Ефесский (431 г.);

Четвертый – Халкидонский (451 г.);

Пятый – Константинопольский II (553 г.);

Шестой – Константинопольский III (680 г.);

Седьмой – Никейский II (787 г.).

Откуда взято правило проводить Соборы?

Из примера апостолов, которые держали Собор в Иерусалиме (Деян. Гл. 15)

Основанием сего служит также изречение Самого Господа Иисуса Христа, дающее определениям Церкви такую важность, что преслушавший оные оказывается лишенным благодати, как язычник. Способ же, которым Вселенская Церковь высказывает свои определения, есть Вселенский Собор

Повеждь Церкви: аще же и Церковь преслушает, буди тебе, якожеязычник и мытарь (Мф. 18, 17).

Для чего в особенности собраны были Первый и Второй Вселенские Соборы, на которых составлен Символ веры?

Первый – для утверждения истинного учения о Сыне Божием, против ложного учения Ария, который нечестиво мыслил о Сыне Божием.

Второй – для утверждения учения о Святом Духе, против Македония, который нечестиво мыслил о Святом Духе.

Давно ли были Соборы сии?

Первый – в 325 году по Рождестве Христовом, а Второй – в 381 году.

1. Далее по всему тексту книги слова вопрос и ответ будут опущены и будут различаться шрифтом: вопросы напечатаны жирным шрифтом, а ответы – обычным.

Критика вероисповедного документа

Первые версии огласительных книг появились в период активной критики переводов Евангелия, которые вышли из-под пера Российского библейского общества. Особенно сильно ругали деятельность РБО консерваторы от власти и церкви. Они настаивали, что литературный русский язык не подходит для религиозного использования, а потому все труды должны быть написаны на церковнославянском.

А. С. Шишков, будучи министром народного просвещения, выступал за равенство между русским языком и церковным наречием. В это же время митрополит Фотий сравнивал новые издания с «водой из канавы».

Критики нового катехизиса считали, что современные переводы могут стать причиной распространения ереси.
Интересная информация

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector