Почему причисляют к лику святых?
Содержание:
- Самое древнее изображение
- Процесс канонизации в католичестве
- Святые люди
- Наталия Никомидийская
- «Требования» к праведникам
- Общие правила канонизации[ | ]
- Как раньше Церковь признавала святыми?
- Академическая роспись, мозаики и фрески
- Какой человек может стать святым и сколько их всего
- Канонизация в Западной Церкви
- Процедура канонизации
- Лики святости в православии
- Процесс канонизации в католичестве
- Реабилитация иррациональности
Самое древнее изображение
Некоторые полагают, что это – фреска Киевского собора св. Софии (XI в.), где она изображена во время пребывания в Константинополе, а также другая роспись того же храма, где св. Ольга показана среди других жен рода Ярослава Мудрого по левую руку от изображения Христа. Однако, отсутствие на фресках надписей не позволяет определить их как образы княгини с абсолютной точностью.
Фреска Киевского собора св. Софии (XI в.),
Еще одно древнее, но не иконописное изображение княгини, датируется XII в. Оно иллюстрирует «Хронику» византийского чиновника, историка Иоанна Скилицы, который рассказывает о том, как «супруга правителя Руси именем Ольга пришла к царю Константину и была крещена». Здесь княгиня представлена в темном плате, накидке, лик ее обращен к сидящему на троне императору.
Наконец, в списке первой русской летописи, «Повести временных лет», именуемой Радзивилловской летописью (XV в. ) есть 16 иллюстраций-миниатюр, изображающих эпизоды жизни Ольги.
А к концу XVI в. относится икона «Небесная сень», изображающая Христа и святых. На одном из ее клейм представлена св. Ольга вместе с кн. Владимиром.
Процесс канонизации в католичестве
Четкая процедура в Римской церкви сложилась к XVI веку. Сегодня все решения по наделению человека статусами святости принимает Папа и кардиналы.
Римская церковь отдельно от лика святых выделяет лик блаженных. Для того, чтобы стать святым, необходимо сначала стать блаженным. Процесс причисления к блаженным называется беатрификацией. В XVII веке католическая церковь постановила необходимый набор критериев, при наличии которых можно начинать беатрификацию.
Важную роль играет праведность и четкая катоилческая позиция у кандидата. Но главное — факт совершения чуда, произошедшего после молитв к этому человеку. Начинает процесс поместная епархия, которая посылает в Ватикан прошение. Престол изучает обстоятельства жизни кандидата, проверяет достоверность чуда. Потом проводится подобие судебного процесса, на котором есть сторонники и противники беатрификации — именно последние, порой вынужденные говорить против святого человека, сначала назывались «адвокатами дьявола». Если Папа и кардиналы — судьи на этом процессе, признают блаженство кандидата, его беатрифицируют.
Процесс канонизации блаженного аналогичен биатрификации, но здесь выдвигаются более строгие требования. Святой должен проявлять три георических добродетели — веру, надежду и любовь, и четыре основных — благоразумие, справедливость, мужество и умеренность. Причем он должен проявлять их не однократно, а на протяжении всей жизни. Также для канонизации нужно не одно, а по крайней мере четыре доказанных чуда.
Святые люди
С точки зрения обывателей, святые люди не совершают грехов. Но абсолютно безгрешным является только Иисус Христос в телесном воплощении. Святой человек — христианин, во время земной жизни достигший Божьей Благодати и способный изливать её на окружающих людей. В некоторых случаях к лику святых причисляют людей, не достигнувших уровня святости в своём духовном развитии, но являющихся примером искренней любви к Господу и праведного образа жизни.
Критерии канонизации
Многие христиане ведут праведный образ жизни, но можно кого из них Церковь причисляет к лику святых? Правила проведения процедуры канонизации сложились издревле в Византии и были заимствованы Русской Православной Церковью.
Канонизация в православной церкви — это процесс причисления к лику святых
Главным основанием для причисления к лику святых является сотворение чудес, среди которых особое место занимает нетление мощей и останков. В связи с этим следует уточнить, что мощами считаются не только останки праведника, но и связанные с ним предметы (одежда, личные вещи, части погребений).
Это является знаком божественного прославления человека, тело которого является сосудом для Благодати Господа, творящего чудеса через него. При этом нетление мощей — напоминание живущим людям о воскресении, необходимости борьбы с грехом и соблюдении праведного образа жизни. Само по себе, без сопровождения чудесными исцелениями, оно не является показателем святости.
Установление факта сотворения прижизненных чудес посредством молитвенного обращения праведника к Господу — повод для его канонизации. Для выявления и установления подлинности таких фактов церковные власти проводят обыск, в процессе которого проводятся беседы с получившими исцеление людьми, их духовниками и свидетелями. Также в процессе этих изысканий устанавливаются чудеса, произошедшие по молитве праведнику после окончания, его земного пути.
Интересно! После проведения обыска на заседании Святейшего Синода праведника вносят в список святых, указывают день его поминовения и устанавливают правила церковной службы в его честь.
Лики святых
Имя святого человека сопровождаются наименованием, указывающим на совершенный им духовный подвиг. В Русской Православной Церкви существуют следующие лики:
- благоверный — правитель, распространяющий и укрепляющий христианскую веру среди своих подданных и окружающих народов, который проводит при этом мудрую и милосердную политику;
- мученик — человек, осознанно идущий на мученическую смерть ради любви к Христу;
- исповедник — человек, выживший после мучений и гонений, которые претерпел за открытую проповедь христианской Веры;
- преподобный — праведник, отличившийся ведением аскетической монашеской жизнью, наполненной отречением и молитвой;
- равноапостольный — человек, который несмотря на тяготы и лишения, проповедует Слово Божие по миру;
- святитель — священнослужитель, отличившийся на службе в качестве главы отдельной христианской общины;
- страстотерпец — праведник, с добром и терпением принимающий гонения и мучения от единоверцев;
- блаженный — человек, отказавшись от материальных благ, изображает умалишённого и обличает человеческие грехи и слабости.
Наталия Никомидийская
Наталия Никомидийская
Эта женщина почитается как бескровная мученица. Она жила в Никодимии в III веке и тайно веровала в Христа. Очень молоденькой её выдали замуж за Адриана, который был язычником, да ещё и начальником судебной палаты. Однажды перед язычниками предстали 23 христианина, которых жестоко пытали, но они не отрекались от своей веры. Адриан был очень заинтригован. Он подошёл к одному из несчастных и спросил, почему тот так упорствует, мученик прочитал ему проповедь. После этого Адриан понял, что он тоже хочет верить в Христа. И сам на себя донёс.
И вот здесь и начинается подвиг Наталии. Она всеми силами стала поддерживать своего мужа и попросила его перед смертью прочитать за неё молитву, чтобы её не выдали замуж за язычника. Наталия очень переживала, что муж сломается, видя, как мучаются другие христиане под пытками, поэтому она попросила казнить его первым. Это всё. Женщина никак не пострадала сама, физически, но считается, что она очень страдала душевно. Поэтому Наталия отправилась на то место, где захоронили останки её мужа, и умерла рядом с ними от горя.
«Требования» к праведникам
1. Канонизация святых — это всегда посмертная процедура. Каким бы хорошим при жизни ни был человек, подводить итог можно только после кончины.
2. Образ жизни и условия кончины. Жития святых рассказывают, как еще при жизни подвизались многие праведники, о молитвенных трудах и помощи другим, о подвигах постничества и свидетельствах веры. Кроме того, большинство угодников Православной Церкви претерпели мученическую кончину.
3. Чудеса
Берутся во внимание примеры как прижизненной удивительной помощи святых, так и посмертной. Святые исцеляли больных, иногда даже воскрешали умерших, помогали в трудных жизненных обстоятельствах
Например, блаженная Матрона Московская, будучи слепой, могла еще при жизни многим открывать глаза на их духовные проблемы, лечить тяжелобольных. Сегодня по ее молитвам исцеляются от тяжелых болезней, в бездетных семьях рождаются долгожданные чада, люди находят работу или получают жилье.
4. Чтобы причислить к лику святых, необходимо достаточное количество достоверных примеров помощи угодника Божьего. Обычно те, кто стали свидетелями действия Божьей благодати через святого, оставляют письменное свидетельство, указывают имя и место пребывания, а также детальное описание того, как произошло чудо. Специальная комиссия (в РПЦ — синодальная комиссия) десятилетиями рассматривает такие примеры, чтобы потом ни у кого не возникало сомнений, что прославили действительно святого.
5. Нетленность мощей
На самом деле, это факультативное условие, хотя в народе именно на него в первую очередь обращают внимание. Это еще одно видимое подтверждение святости
В пещерах Киево-Печерской лавры находятся останки 122 святых. Паломники со всего мира могут поклониться мощам. У некоторых преподобных открыты руки, чтобы не возникало сомнений, что здесь нет обмана. Кроме того, часто приходится слышать удивительные приятные запахи (от святых исходят благовония, кроме того, все они разные).
Общие правила канонизации[ | ]
– дар чудотворения (при жизни или после смерти), которые вымаливаются святым у всевышнего; – почитания: местнохрамовые и местноепархиальные — право канонизации принадлежало епархиальному архиерею, с согласия главы церкви (митрополита, патриарха); общецерковные — право принадлежало митрополиту, затем патриарху и синоду; – в день смерти святого или в день открытия его мощей (или в оба дня) назначалось ежегодное церковное празднование его памяти; – составлялась служба новому святому и сочинялось его жизнеописание; – причисление к лику святых совершалось в храме или вблизи которого, находились мощи усопшего; – мощи могли извлекаться из земли как до канонизации, одновременно с ней, или после неё; – если церковь по каким-то причинам не канонизировала почитаемого усопшего, то над его могилой сооружалась часовенка и в ней совершались панихиды, а не молебны.
Как раньше Церковь признавала святыми?
До IV века вообще не было никакой процедуры: община решала, что того или иного нужно причислить к лику святых. Епископ придавал этому решению «узаконенный» статус. Почему так? Это были века гонений христиан и мученических свидетельств за веру. Люди были свидетелями живой веры святых, их земных страданий и посмертной помощи.
Потом для канонизации святых надо было вносить их в специальный список мучеников — мартиролог. Общецерковный статус почитания подтверждал глава поместной церкви.
В Русской Православной Церкви такие функции ложились на архиереев (местночтимые святые) и церковные соборы (общецерковное почитание). В наше время для первого достаточно согласия патриарха, а для второго — положительного рассмотрения от архиерейского собора.
Нетрудно заметить, что в православном календаре есть много святых, прославленных разными поместными церквями: есть святые, подвизавшиеся как на территории Украины, Белоруссии, России, так и в Сербии, Греции, Америке и так далее. Это совсем не значит, что, например, Силуана Афонского или Паисия Святогорца сначала канонизировали в Греции, а потом во всех православных странах. Или Германа Аляскинского — сначала Американская православная церковь, а остальные последовали примеру.
Канонизация святого проходит только один раз, об этом извещают всех глав поместных церквей. Уже на местах вправе выбирать, добавлять ли того или иного угодника в церковный календарь. После официального почитания каждому праведнику пишут икону и службу.
Соответствие каким критериям играет важную роль в процессе прославления в лике святых?
Академическая роспись, мозаики и фрески
Распространенность икон святой с XIX в. совпала с так называемым «академическим» периодом русской иконописи, когда к делу создания храмовых фресок обращаются светские художники. Первоначально они совершенно разрывают все связи с канонами иконописи, однако впоследствии появляются попытки совместить иконописные традиции с портретным искусством. Пример тому – работы Виктора Васнецова, включая изображения святой княгини. Сам он так говорил об «академическом стиле» церковного искусства:
«Европейское влияние не только не дало ничего выдающегося, но привело наше религиозное искусство к полному почти упадку, превратилось в формальное, безжизненное искусство, академически натуралистическое, с святыми – натурщиками и манекенами».
Однако написанная Васнецовым в 1895-96 гг. по «академическим» традициям икона св. Ольги до сих пор принадлежит к числу самых узнаваемых.
«Княгиня Ольга». Васнецов В.М. Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве 1885-1893 гг.
Самая знаменитая икона
Она создана В.В.Васнецовым для Владимирского собора Киева. Образ построен по канонам портретной живописи, но с соблюдением также традиций иконописного изображения: святая держит крест, на левой длани – храм, облачена в русские княжеские одежды. Лик Ольги суров и строг.
Образ Васнецова не раз копировали другие живописцы. Широко распространен он также после возрождения церковной жизни России, с 1990-х.
Фреска В. Васнецова «Радость праведных о Господе. Преддверие Рая»
Совсем другой образ святой представлен на другой фреске для того же храма. Она изображает святую среди других угодников Божиих, ожидающих Царства Небесного. Предчувствие встречи с Христом уже отражается на лике Ольги. Ее заботливо несут Ангелы.
Святая равноапостольная княгиня Ольга на фреске Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе. Преддверие Рая» (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть триптиха. 1885-1996
Другие изображения
Среди других икон святой можно выделить:
- ее образ кисти М.В.Нестерова, созданный для иконостаса южного придела Киевского Владимирского собора; княгиня представлена юной девушкой в традиционных княжеских одеждах, бережно прижимающей к себе крест; глаза святой отражают скорбь, тревогу о судьбе христианской веры, ее последователей;
- известную мозаику Исаакиевского собора (Петербург), где княгиня облачена в одежды, подобные византийским; она держит крест;
- редкое изображение святой как старицы представляет другая мозаика, из храма Спаса-на-Крови в Петербурге; княгиня представлена вместе с внуком, св. Владимиром.
Какой человек может стать святым и сколько их всего
В начале христианства еще не было никаких выработанных процедур. Согласно французскому историку, автору книги «Повседневная жизнь первых христиан», Адальберу-Гюставу Аману, на заре христианства святыми считали тех, кто принял за Христа мученическую смерть, или тех, чей религиозный подвиг не вызывал сомнений. Решение о причислении человека к лику местночтимых святых принимала община христиан вместе со своим епископом.
Кроме мучеников и великих подвижников, святыми считались апостолы, Богоматерь и равноапостольные святые, которые, подобно апостолам, распространяли христианство. Также особым уважением обладали святые-бессеребренники, которые совершали подвиг бедности. Почитание святых христианских авторитетов появляется позднее, когда христианство прочно укрепляется в Риме.
Специалист в области церковно-славянского языка и религиозной коммуникации, профессор Ирина Владимировна Бугаева считает, что православный календарь и четьи-минеи (богословские тексты с житиями святых) разделяют святых, чтимых в Русской православной церковью, на :
- апостолов,
- бессеребренников,
- блаженных,
- великомучеников,
- исповедников,
- мучеников,
- праведных,
- преподобномучеников,
- преподобных,
- пророков,
- равноапостольных,
- священномучеников,
- столпников,
- страстотерпцев,
- чудотворцев,
- юродивых.
Даже мученики разделяются на типы: великомученики — это те, кто за веру перенес особо сильные мучения, священномученики — мученики из духовенства, а преподобномученики — из числа монахов.
Католическая типология, восходящая к Лоретанской литании — молитве Богоматери, которая состоит из воззваний к разным небесным иерархиям, куда более простая и менее четкая: девы, апостолы, мученики, исповедники, пророки, патриархи.
Сосчитать количество святых в каждой церкви сложно. Сегодня в календарных списках РПЦ содержится 5008 общеправославных святых. Однако эта цифра не учитывает великого множества местночтимых святых. В Римской церкви, по разным оценкам, от 9900 (в римском Мартирологе) до 20 000 (в Bibliotheca Sanctorum) святых. Но сюда не входят случаи коллективной святости, например, 800 мучеников Отранто, память которых празднуется в один день.
Да, в католической церкви святых больше, но это легко объясняется тем, что и католический мир в несколько раз больше православного, так что сами по себе цифры ни о чем не говорят.
Канонизация в Западной Церкви
В римском каноническом праве с наибольшей формальной четкостью сформулированы и условия канонизации. К ним относится:
- установившаяся церковная традиция почитания канонизируемого,
- проявление чудотворения на могиле канонизируемого,
- прошение о канонизации,
- наличие жития.
В Восточной церкви формальные процедуры этого рода не разработаны, хотя в главных чертах канонизация основывается на тех же принципах. Наиболее существенным моментом остается чудотворение как наиболее ясное указание на святость почившего, на действие в нем и через него божественной благодати. В Русской Церкви большое (хотя и не решающее) значение придается также нетленности мощей.
Процедура канонизации
От Священного синода или из епархий в Синодальную комиссию по канонизации поступают материалы о подвижнике Церкви для его прославления. Для него заранее пишутся служба и икона. Комиссия проверяет данные о его житии и заслугах. При положительном решении комиссии для местночтимого святого материалы поступают к патриарху. Его благословения достаточно для причисления к лику местночтимых святых. Для общецерковного почитания материалы направляются в Священный синод и к Святейшему Патриарху. Окончательное решение для общецерковной канонизации принимается Архиерейским или Поместным собором, а в межсоборный период — на расширенном заседании Священного синода.
Лики святости в православии
Апостолы — ученики Иисуса, сопровождавших Его во время пребывания на земле. В начале вокруг Христа было 12 учеников, потом к ним присоединилось еще 70. Четверо из них написали четыре Евангелия, и стали называться Евангелистами, при том, что Марк и Лука никогда не видели Иисуса на земле, они сопровождали апостола Павла.
Перво Верховными апостолами называют Петра и Павла за их вклад в распространение христианской веры.
Бессребрениками Церковь называет избранных служителей во славу Господню, безвозмездно служивших людям на поле исцеления от физических и духовных болезней. К ним причислены Косма, Дамиан, а также Пантелеимон, Иоанн, Кир, Ермолай.
Проповедь святого Космы
Благоверные — благочестивые князья и монархи, проявившие подвиг благочестия, милости и укрепления православной веры, забыв при этом о властных полномочиях и родовом происхождении. Жизнь князя Даниила Московского или благоверной великой княгини Анны Кашинской является ярким примером такого подвига.
Блаженные — еще их называют юродивыми, это люди, ставшие внешне безумными ради Христа, усмиряя таким образом внутреннюю гордыню. Блаженная Матрона Московская, юродивая Ксения Петербургская и многие другие являли собой образцы смирения и любви к людям.
Мученики — христиане, умерщвленные за веру во Христа. Ярким примером служат Вера, Надежда Любовь и их мать София.
Великомучениками называют святых, претерпевших жестокие мучения, а часто и смерть за Спасителя, среди них много как мужчин, так и женщин, это влкмц Варвара, Екатерина и многие другие.
Исповедники — те же мученики, но после перенесенных испытаний они не были казнены, а мирно почили в Боге.
Исповедники Гурий, Авив и Самон
Начертанными стали называть исповедников, на лице которых мучителями были написаны бранные слова.
Преподобноисповедниками называют исповедников, которые приняли монашеский постриг.
Священноисповедниками называют исповедников, имеющих сан священника.
Новомучениками названы христиане последнего времени, отдавшие жизнь за распространение православной веры в период после революции.
Праведные — христиане, ведущие благочестивую жизнь, но при этом они создают семьи подобно Иоакиму и Анне.
Преподобные — благочестивые христиане, которые посвятили себя Господу, при этом отказались от благ цивилизации, живя в девственности, соблюдая посты, пребывая в молитвах день и ночь, подобно Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому и другим.
Преподобный Дмитрий Прилуцкий
Пророки — поставленные Богом люди, через молитву и общение с Творцом могли предсказывать будущие события не только конкретных людей, но и целых государств, ведомые Духом Святым во имя спасения людей.
Равноапостольные — благоверные или благочестивые, перенявшие у апостолов дар распространения христианской веры, Марии Магдалине, святой Нине, царице Елене и другим несли Евангелие по миру.
Чудотворцами можно назвать всех святых, ибо для канонизации творение чудес является обязательным условием канонизации. Именно к чудотворцам обращаются христиане в молитвах в случае беды и проблем со здоровьем.
Для пребывания в святости недостаточно жить праведной жизнью, это должно быть нормой для христиан, необходимо приобрести такую чистоту сердца, чтобы в нем не было места страстям, а жила только одна нужда-общение с Творцом.
Процесс канонизации в католичестве
Четкая процедура в Римской церкви сложилась к XVI веку. Сегодня все решения по наделению человека статусами святости принимает Папа и кардиналы.
Римская церковь отдельно от лика святых выделяет лик блаженных. Для того, чтобы стать святым, необходимо сначала стать блаженным. Процесс причисления к блаженным называется беатрификацией. В XVII веке католическая церковь постановила необходимый набор критериев, при наличии которых можно начинать беатрификацию.
Важную роль играет праведность и четкая катоилческая позиция у кандидата. Но главное — факт совершения чуда, произошедшего после молитв к этому человеку. Начинает процесс поместная епархия, которая посылает в Ватикан прошение. Престол изучает обстоятельства жизни кандидата, проверяет достоверность чуда. Потом проводится подобие судебного процесса, на котором есть сторонники и противники беатрификации — именно последние, порой вынужденные говорить против святого человека, сначала назывались «адвокатами дьявола». Если Папа и кардиналы — судьи на этом процессе, признают блаженство кандидата, его беатрифицируют.
Процесс канонизации блаженного аналогичен биатрификации, но здесь выдвигаются более строгие требования. Святой должен проявлять три георических добродетели — веру, надежду и любовь, и четыре основных — благоразумие, справедливость, мужество и умеренность. Причем он должен проявлять их не однократно, а на протяжении всей жизни. Также для канонизации нужно не одно, а по крайней мере четыре доказанных чуда.
Реабилитация иррациональности
Революция смешала карты и разрушила противопоставление народного и официального православия. Это было связано с утверждениями большевиков о том, что их государство строится на рациональных началах и научной основе
Для нашей темы не столь уж и важно, в какой степени большевистскую утопию можно считать рациональной. Существенен сам факт ставки на рациональность
При этом все связанное с церковной жизнью и — шире — с идеалистической философией объявлялось реакционным мракобесием. Реакцией на декларативный рационализм большевиков было то, что образованные православные стали куда более терпимо относиться к иррациональному.
]]>]]>
Большевистская кампания по вскрытию рак с останками святых должна была подорвать веру народа в мощи, но нередко выходило наоборот. На фото — вскрытие раки Александра Невского в 1922 году
Впервые эти изменения проявились во время большевистской кампании 1919 года по вскрытию мощей. В то время как государственная пропаганда рассказывала о том, что в гробницах вместо нетленных мощей обнаруживаются муляжи, верующие — и крестьяне, и мещане, и профессора — передавали из уст в уста рассказы о том, что тело скончавшегося в 1175 году благоверного князя Глеба (сын Андрея Боголюбского) было мягким и гибким и кожу на нем можно было схватить пальцами, она отставала, как у живого. А у великого князя Георгия голова, отсеченная в 1238 году в бою с татарами, оказалась приросшей к телу так, что при этом шейные позвонки были смещены и срослись неправильно.
Если раньше существенная часть интеллигентных верующих довольно прохладно относилась к чудесам, то теперь все переменилось.
В 20-е годы верующие рассказывали об обновлении, то есть чудесном самопроизвольном восстановлении, старых почерневших икон. Сведения об этом попали даже в отчеты о положении в стране, которые карательные органы готовили для первых лиц государства.
В сводке ГПУ, относящейся к 1924 году, можно прочитать, что контрреволюционным духовенством «были приложены все усилия к разжиганию религиозного фанатизма путем фальсификации всевозможных чудес, как то: явлений святых, чудотворных икон, колодцев, массового обновления икон, прокатившегося по всему СССР и т. д.; последнее, т. е. обновление икон, носило прямо эпидемический характер и захватило даже Ленинградскую губ., где зарегистрированы в октябре месяце до 100 случаев обновления».
Сам факт, что эта информация попала в сводку важнейших событий, произошедших в стране, свидетельствует о масштабе явления. А ведь этот пример не единичен.
«Обновление икон и слухи о чудотворных мощах,— читаем мы в аналогичной сводке за 1925 год,— разливаются широкой волной; за истекший месяц зарегистрировано более 1000 случаев по Иваново-Вознесенской, Брянской, Оренбургской, Уральской, Ульяновской губерниям и на Дальнем Востоке».
Я совершенно сознательно привожу здесь не рассказы верующих, а свидетельства карательных органов, видевших во всех этих чудесах лишь обман. Сотрудников ГПУ сложно заподозрить в защите чудес, а значит, в их свидетельствах усомниться невозможно.
За советские годы выросло по крайней мере три поколения людей, которых никто не учил основам православной веры. Их представления о том, что такое церковное вероучение, опирались на какую-то полуфольклорную традицию. И нет ничего удивительного в том, что православие ассоциировалось у них не столько с евангельским повествованием, сколько с чудесами, странниками, юродивыми и обретенными иконами. Полузабытые подвижники, которых отчасти помнили в далеких деревнях, теперь вызывали не отторжение, а огромный интерес. Массовое включение в церковный календарь новых имен было делом времени.
В конце 70-х годов Московская патриархия приступила к изданию новой редакции Миней, книг, содержащих службы на каждый день церковного года. В 24 объемистых тома вошло огромное количество служб святым, которые прежде не упоминались в богослужебных книгах. То, что раньше существовало в полуподпольном режиме, теперь стало общецерковной нормой.