Почему царственных страстотерпцев причислили к лику святых: канонизация николая ii и его семьи
Содержание:
- Убийство семьи Романовых
- Иконография
- Јкосъ в7
- Популярное за 7 дней
- Об иконе «Страстотерпцы Романовы»
- В чем помогает икона царской семьи Романовых
- Память: Память в воскресный день 25 января / 7 февраля, либо в ближайший воскресный день, предшествующий или последующий 25 января (Новомученики и исповедники Российские), Третья неделя по Пятидесятнице (Собор Петербургских святых), 4 / 17 июля
- Что такое «русская Голгофа»?
- Икос 2
- Благоверный великий князь Андрей Боголюбский
- Россия при Николае II
- Царственных Мучеников Николая II, царицы Александры, царевича Алексия: расстрел царской семьи
- Вступление на престол и начало правления
- Мемориал Романовых
Убийство семьи Романовых
Последний российский император Николай II Романов отрекся от престола 2 марта 1917 года. После отречения его вместе с семьей, врачом и слугами заключили под домашний арест во дворце в Царском селе. Потом, летом 1917-го, Временное правительство отправило узников в ссылку в Тобольск. И наконец весной 1918 года большевики сослали их в Екатеринбург. Именно там в ночь с 16 на 17 июля Царскую семью расстреляли — по постановлению исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Некоторые историки считают, что приказ на расстрел был получен напрямую от Ленина и Свердлова. Вопрос, так ли это, — спорный, возможно, исторической науке еще предстоит узнать правду.
О екатеринбургском периоде ссылки Царской семьи известно очень мало. До нас дошло несколько записей в дневнике императора; есть показания свидетелей по делу об убийстве Царской семьи. В доме инженера Ипатьева Николая II с семьей охраняли 12 солдат. По сути, это была тюрьма. Заключенные спали на полу; надзиратели часто были жестоки с ними; узникам разрешалось гулять в саду всего один раз в день.
Царственные страстотерпцы мужественно принимали свою участь. До наш дошло письмо княжны Ольги, где она пишет: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».
Арестованным разрешали присутствовать на богослужениях. Молитва была для них великим утешением. Последнюю службу в Ипатьевском доме протоиерей Иоанн Сторожев совершил всего за несколько дней до расстрела Царской семьи — 14 июля 1918 года.
В ночь с 16 на 17 июля чекист и руководитель расстрела Яков Юровский разбудил императора, его супругу и детей. Им велели собраться под предлогом, что в городе начались волнения и нужно срочно перейти в безопасное место. Узников сопроводили в полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном, где Юровский сообщил Государю: «Николай Александрович, по постановлению Уральского областного совета вы будете расстреляны с вашей семьей». Чекист несколько раз выстрелил в Николая II, другие участники расстрела — в остальных приговоренных. Тех, кто упал, но был еще жив, добивали выстрелами и кололи штыками. Тела вынесли на двор, погрузили в грузовик и вывезли в Ганину Яму — заброшенный Исетский . Там скинули в шахту, потом сожгли и закопали.
Вместе с Царской семьей были расстреляны придворный врач Евгений Боткин и несколько слуг: горничная Анна Демидова, повар Иван Харитонов и камердинер Алексей Трупп
21 июля 1918 года во время богослужения в Казанском соборе в Москве Патриарх Тихон сказал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе».
Долгие десятилетия никто не знал, где палачи закопали тела расстрелянных Царственных страстотерпцев. И только в июле 1991 года предположительные останки пяти членов императорской семьи и слуг обнаружили недалеко от Екатеринбурга, под насыпью Старой Коптяковской дороги. Генеральная прокуратура России открыла уголовное дело и в ходе следствия подтвердила, что это действительно узники Ипатьевского дома.
После нескольких лет исследований и общественных споров, 17 июля 1998 года, мучеников захоронили в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. А в июле 2007-го были найдены останки сына царевича Алексея и великой княжны Марии.
Иконография
Первые иконы царской семьи появились задолго до акта канонизации, известно, что уже в двадцатых годах прошлого века существовала традиция особого поминовения невинно убиенного царя Николая II на богослужениях, она была установлена Патриархом Тихоном. В домах верующих, в «красных углах» рядом с иконами вешали фотопортреты царственных страстотерпцев. Иконография зачастую повторяет собой литургическую практику.
Написание икон царской семьи интересно тем, что по сути представляет собой стихийное явление.
Интересный факт
На данный момент, сложившегося канона не существует, каждый иконописец волен взять житийный сюжет или портрет, коих множество, и, создать на его основе, абсолютно новый образ. Можно сказать, что происходит процесс становления иконографии царственных страстотерпцев.
Поясная икона святого страстотерпца Николая II, очень часто встречающаяся в наших храмах, была создана в США, на ней царь изображен в русских княжеских одеждах семнадцатого, восемнадцатого века. Глава его покрыта традиционной царской шапкой «Мономаха», в руке крест — атрибут мученичества. Икона прославляет царское и мученическое достоинство монарха. Ещё один вариант изображает св. Николая в короне Российской империи, в руках он держит державу и скипетр. Такая интерпретация считается не совсем каноничной, так как отстоит от исторической правды.
Когда святой царь Николай II короновался, он был одет совершенно иначе. Художник Валентин Серов, присутствовавший на торжестве, запечатлел момент миропомазания царя в своих акварелях. На монархе был надет военный мундир и коронационная, возможно, горностаевая мантия.
Существует ряд житийный икон Семьи царственных страстотерпцев. В первую очередь это икона, содержащаяся в себе житийную сцену мученичества, — убиения царской семьи большевиками.
Ещё одна расхожая икона «Собор новомучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных», находится в Храме Христа Спасителя. Икона изображает царскую семью, композиционно в центре, в окружении новомученников. Часто, из этой иконы берется именно средник и используется для написания отдельного образа. Это очень известная, широка растиражированная иконография.
Јкосъ в7
Разумёша лю1діе рwссjйстіи, ћкw и3збрaніемъ на цaрство н0вагw р0да бlгочести1вагw, ўтиши2 гDь нестроє1ніz и3 см{ты въ земли2 нaшей, принес0ша nбётъ вёрнагw служeніz р0ду семY. Мh же любви2 и3 рeвности тёхъ подражaюще, къ вaмъ, цaрственніи стrтотeрпцы, ћкw наслёдникwмъ сегw2 и3збрaніz со ўмилeніемъ вопіeмъ:
Рaдуйтесz, вэнeцъ и3 похвало2 р0да цaрскагw и3 сщ7eннагw. Рaдуйтесz, к0рене бlгочести1вагw пресл†вныz tрасли. Рaдуйтесz, патріaрха рwссjйскагw філарeта с0е прозzбeніе рaдуйтесz, попечeнію є3гw2 њ цRкви и3 nтeчествэ подражaвшіи. Рaдуйтесz, вели1кіz стaрицы и4нокини мaрfы бlгословeнное наслёдіе. Рaдуйтесz, пок0рность в0ли б9іей t неS воспріи1мшіи. Рaдуйтесz, пред8 їкHною б9іz мре fе0дwровскіz мlтвы при1снw возноси1вшіи. Рaдуйтесz, всЁ ўповaніе на п0мощь бцdы съ вёрою возлагaвшіи.
Рaдуйтесz, цaрственніи стrтотeрпцы, земли2 рwссjйскіz храни1теліе и3 мlтвєнницы.
Популярное за 7 дней
Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53
Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31
Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49
Осенняя Лавра
16.09.21 12:36
19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39
Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17
Осенний Шишкин
14.09.21 11:41
Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55
Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44
Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50
Об иконе «Страстотерпцы Романовы»
О чудесах, происходивших по молитвам к убиенному государю императору Николаю Второму, а также безвинно замученным императрице Александре и детям: царским дочерям Марии, Татьяне, Анастасии, Ольге и царевичу Алексею – ходят легенды. До нашего времени не иссякает великое заступничество царственных мучеников. Обращаясь к ним, молят о родной земле, о помощи и защите.
Дни почитания иконы «Святые царственные страстотерпцы» («Страстотерпцы Романовы») — 17 июля (дата гибели семьи царя) и 7 февраля (дата празднования Собора новомучеников, которые пострадали за Христову веру после октябрьской революции).
В чем помогает икона царской семьи Романовых
Для каждого человека, носящего имя одного из царственных страстотерпцев, он (или она) станут их святыми покровителями. Вот эти имена: Николай, Александра, Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.
Молитва перед такой иконой помогает поддерживать взаимоуважение поколений и близкие отношения между родными, воспитывать детей в благочестии, верности православным устоям и патриотизме, а молитва перед чудотворной мироточащей иконой Николая II помогает обрести исцеление.
Тропарь, кондак, величание
Днесь, благове́рнии лю́дие, све́тло почти́м / седмери́цу честну́ю ца́рственных страстоте́рпец, / Христо́ву еди́ну дома́шнюю Це́рковь: / Никола́я и Алекса́ндру, / Алекси́я, О́льгу, Татиа́ну, Мари́ю и Анастаси́ю. / Ти́и бо, уз и страда́ний многоразли́чных не убоя́вшеся, / от богобо́рных смерть и поруга́ние теле́с прия́ша / и дерзнове́ние ко Го́споду в моли́тве улучи́ша. / Сего́ ра́ди к ним с любо́вию возопии́м: / о святи́и страстоте́рпцы, / гла́су покая́ния и стена́нию наро́да на́шего вонми́те, / зе́млю Росси́йскую в любви́ к Правосла́вию утверди́те, / от междоусо́бныя бра́ни сохрани́те, / мир ми́рови у Бо́га испроси́те // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Ин тропарь, глас 5:
Ца́рства земна́го лише́ние,/ у́зы и страда́ния многоразли́чныя/ кро́тко претерпе́л еси́,/ свиде́тельствовав о Христе́ да́же до сме́рти от богобо́рцев,/ страстоте́рпче вели́кий Боговенча́нный царю́ Нико́лае,/ сего́ ра́ди му́ченическим венце́м на Небесе́х,/ венча́ тя с цари́цею и ча́ды и слуги́ твои́ми Христо́с Бог,/ Его́же моли́ поми́ловати страну́ Росси́йскую// и спасти́ ду́ши на́ша.
Избра́ннии Царе́м ца́рствующих и Го́сподем госпо́дствующих / от ро́да царе́й Росси́йских, / благове́рнии му́ченицы, / му́ки душе́вныя и смерть теле́сную за Христа́ прии́мшии / и венцы́ Небе́сными увенча́вшиися, / к вам, я́ко покрови́телем на́шим ми́лостивым, / с любо́вию благода́рне вопие́м: / ра́дуйтеся, ца́рственнии страстоте́рпцы, // за Русь Святу́ю пред Бо́гом усе́рднии моли́твенницы.
Ин кондак, глас 6:
Наде́жда царя́ му́ченика/ с цари́цею и ча́ды и слуги́ укрепи́,/ и к Твое́й любви́ окрыли́, бу́дущий им поко́й предвозвести́вши,// тех моли́твами, Го́споди, поми́луй нас.
Велича́ем вас,/ святи́и ца́рственнии страстоте́рпцы,/ и чтим честна́я страда́ния ва́ша,/ я́же за Христа́// претерпе́ли есте́.
Молитва
О святы́й страстоте́рпче, царю́ му́чениче Нико́лае! Госпо́дь тя избра́ пома́занника Своего́, во е́же ми́лостивно и пра́во суди́ти лю́дем твои́м и храни́телем Це́ркве Правосла́вныя бы́ти. Сего́ ра́ди со стра́хом Бо́жиим ца́рское служе́ние и о душа́х попече́ние соверша́л еси́. Госпо́дь же, испыту́я тя, я́ко И́ова Многострада́льнаго, попусти́ ти поноше́ния, ско́рби го́рькия, изме́ну, преда́тельство, бли́жних отчужде́ние и в душе́вных му́ках земна́го ца́рства оставле́ние. Вся сия́ ра́ди бла́га Росси́и, я́ко ве́рный сын ея́, претерпе́в и, я́ко и́стинный раб Христо́в, му́ченическую кончи́ну прие́м, Небе́снаго Ца́рства дости́гл еси́, иде́же наслажда́ешися Вы́шния сла́вы у Престо́ла всех Царя́, ку́пно со свято́ю супру́жницею твое́ю, цари́цею Алекса́ндрою, и ца́рственными ча́ды Алекси́ем, О́льгою, Татия́ною, Мари́ею и Анастаси́ею. Ны́не, име́я дерзнове́ние ве́лие у Христа́ Царя́, моли́, да прости́т Госпо́дь грех отступле́ния наро́да на́шего, и пода́ст грехо́в проще́ние, и на вся́кую доброде́тель наста́вит нас, да стяжи́м смире́ние, кро́тость и любо́вь и сподо́бимся Небе́сного Ца́рствия, иде́же ку́пно с тобо́ю и все́ми святы́ми новому́ченики и испове́дники Росси́йскими просла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Память: Память в воскресный день 25 января / 7 февраля, либо в ближайший воскресный день, предшествующий или последующий 25 января (Новомученики и исповедники Российские), Третья неделя по Пятидесятнице (Собор Петербургских святых), 4 / 17 июля
Семья Царственных Страстотерпцев:
император Николай, императрица Александра, царевны
Мария, Ольга, Татьяна и Анастасия и царевич Алексей –
удивительная и благочестивая семья, которая смогла
достойно и мужественно пронести свой «ипатьевский»
крест. Им молятся о семейном благополучии, любви между
супругами, о правильном воспитании детей, о сохранении
целомудрия и чистоты, о доброй невесте или женихе.
Царственную семью просят о молитвенной помощи в
болезнях, скорбях, гонениях, заточении.
Царственные Страстотерпцы: император
Николай, императрица Александра, царевны Мария, Ольга,
Татьяна и Анастасия и царевич Алексей. Икона
Что такое «русская Голгофа»?
С 22 марта 1917 года начинается арест царской семьи, который продлится до 17 июля 1918-го. За эти почти полтора года семья духовно проживет больше, чем за предыдущие десятилетия. Этот тяжелый путь многие называют русской Голгофой. Почему? Об этом дальше.
Почти пять месяцев семья провела в Царском Селе. Тогдашние стеснения были не особо ощутимы. Супруги могли видеться только за трапезой и общаться обязательно на русском. Но вместе с тем все члены семьи совместно молились, присутствовали на службах. Хватало времени для прогулок и чтения книг.
В этот период Временное правительство пыталось расследовать деятельность императора, но ничего безнравственного и порочного так и не нашло. Вполне логично было бы отпустить семью, но вместо этого их перевезли в Тобольск.
Уменьшилось количество писем и визитов в храм. Но, как свидетельствуют дневниковые записи, ни родители, ни дети не переставали молиться, время от времени исповедовались и причащались, а главное — смиренно переносили свое заточение.
Единственное, с чем не мог смириться Николай II, так это с последствиями его отречения. Дневники и свидетельства очевидцев частично передают глубину его переживаний.
На апрель-май 1918-го выпало начало последнего этапа их восхождения на русскую Голгофу. Семью перевезли в Екатеринбург, где поселили в Ипатьевском доме. По воспоминаниям очевидцев, все члены семьи понимали, чем закончится их заключение. Даже младший Алексей как-то сказал: Если будут убивать, хоть бы не мучили
.
14 июля 1918 года состоялась последняя их Литургия, а в ночь с 16 на 17 июля — трагическое убийство. Вместе с членами императорской семьи расстреляли и людей, которые помогали им и разделяли горечь ссылки, — доктора, горничную, лакея, повара…
Икос 2
Разумеша людие Российстии, яко избранием
на царство новаго рода благочестиваго, утиши Господь
нестроения и смуты в Земли нашей, принесоша обет вернаго
служения роду сему. Мы же, любви и ревности тех
подражающе, к вам, царственнии страстотерпцы, яко
наследником сего избрания со умилением вопием:
Радуйтеся, венец и похвало рода царскаго
и священнаго.
Радуйтеся, корене благочестиваго
преславныя отрасли.
Радуйтеся, Патриарха Российскаго
Филарета святое прозябение.
Радуйтеся, попечению его о Церкви и
отечестве подражавшии.
Радуйтеся, великия старицы инокини Марфы
благословенное наследие.
Радуйтеся, покорность воли Божией от нея
восприимшии.
Радуйтеся, пред иконою Божия Матере
Феодоровския молитвы присно возносившии.
Радуйтеся, все упование на помощь
Богородицы с верою возлагавшии.
Радуйтеся, царственнии страстотерпцы,
земли Российския хранителие и молитвенницы.
Благоверный великий князь Андрей Боголюбский
Активная деятельность великого князя Владимирского Андрея Боголюбского, которая привела к усилению авторитета и влияния великокняжеской власти, вызвала недовольство бояр, поскольку их «самочиние» терпело ущерб. В 1174 году великий князь пал жертвой заговора, главную роль в котором сыграл боярский род Кучковичей: князь был убит ночью в своём Боголюбском дворце. Заговорщики ворвались в покои князя, ударили его мечом; уже уходя, вернулись, услышав, что князь ещё жив, и довершили своё злодейство. Рассказ современника «О убьении Андрееве» свидетельствует о ненависти бояр к князю: тело его два дня лежало брошенным на огородах, а затем — в притворе Рождественской церкви без отпевания. Хотя убийство князя Андрея было политическим, Церковь прославила его как страстотерпца. Поводом к почитанию и последующей канонизации стала невинная смерть князя и его труды по политическому и духовному возвышению Владимиро-Суздальского княжества, поддержанные Божией Матерью рядом чудесных явлений.
Россия при Николае II
Несмотря на экономический рост России в годы правления Николая II, в стране нарастала внутренняя напряженность. У значительной части населения империи отсутствовали политические свободы. Несмотря на упразднение крепостного права, проблемным оставалось положение крестьян. У рабочих были тяжелые условия труда. Также Российская империя потерпела поражение в русско-японской войне. Всё это спровоцировало первую русскую революцию 1905 года. Император ограничил свою власть и дал народу больше гражданских свобод. Также под давлением либералов Николаем была учреждена Государственная дума.
В 1914 году началась Первая Мировая война. Она привела к экономическому ослаблению России и усугублению внутриполитической нестабильности. В феврале 1917 года в столице вспыхнуло новое восстание. Одним из главных итогов Февральской революции стало отречение Николая II от престола. Однако достоверность этого поступка и его законность среди историков нередко подвергаются сомнению. Власть перешла к Временному правительству. Царская семья была арестована и позднее отправлена в ссылку в Тобольск, а затем в Екатеринбург.
В октябре 1917 года экономический, военный и политический кризис привел к государственному перевороту (Октябрьская революция). Большевики во главе с Владимиром Лениным свергли Временное правительство и взяли власть в свои руки. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года Николай II, его семья и оставшиеся члены свиты были расстреляны большевиками в Екатеринбурге.
Ещё задолго до Октябрьской революции святой праведный Иоанн Кронштадский сказал:
Царственных Мучеников Николая II, царицы Александры, царевича Алексия: расстрел царской семьи
В ночь с 16 на 17 июля чекист и руководитель расстрела Яков Юровский разбудил императора, его супругу и детей. Им велели собраться под предлогом, что в городе начались волнения и нужно срочно перейти в безопасное место.
Узников сопроводили в полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном, где Юровский сообщил Государю:
Чекист несколько раз выстрелил в Николая II, другие участники расстрела — в остальных приговоренных. Тех, кто упал, но был еще жив, добивали выстрелами и кололи штыками. Тела вынесли на двор, погрузили в грузовик и вывезли в Ганину Яму — заброшенный Исетский. Там скинули в шахту, потом сожгли и закопали.
Вступление на престол и начало правления
Радость взаимной любви была омрачена резким ухудшением здоровья отца — Императора Александра III.
Император Николай Александрович восшел на престол после смерти своего отца — Императора Александра III — 20 октября (по старому стилю) 1894 года. В тот день в глубокой скорби Николай Александрович сказал, что он не желал Царского венца, но принимает его, боясь ослушаться воли Всевышнего и отцовской воли.
На следующий день среди глубокой печали блеснул луч радости: принцесса Аликс приняла Православие. Чин присоединения ее к Православной Церкви совершил всероссийский пастырь Иоанн Кронштадтский. Во время Миропомазания она была наречена Александрой в честь святой Царицы-Мученицы.
Через три недели, 14 ноября 1894 года в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание государя императора Николая Александровича и принцессы Александры.
Медовый месяц проходил в атмосфере панихид и траурных визитов. «Свадьба наша, — вспоминала потом государыня, — была как бы продолжением этих панихид, только что меня одели в белое платье».
14 (27) мая 1896 года состоялась коронация императора Николая II и его супруги Александры Фёдоровны в Успенском соборе Московского Кремля.
Коронация императора Николая II Александровича и императрицы Александры Феодоровны
По роковому стечению обстоятельств дни коронационных торжеств были омрачены трагедией на Ходынском поле, где собралось около полумиллиона человек. По случаю коронации на 18 (31) мая были назначены народные гуляния на Ходынском поле. С утра на поле стали прибывать со всей Москвы и окрестностей люди (зачастую семьями), привлечённые слухами о подарках и раздаче ценных монет. В момент раздачи подарков произошла страшная давка, унесшая жизни более тысячи человек. На следующий день Государь и Государыня присутствовали на панихиде по погибшим и оказали помощь семьям пострадавших.
Трагедия на Ходынке 18 мая 1896 года
Трагедию на Ходынке сочли мрачным предзнаменованием для царствования Николая II, а в конце XX века она приводилась некоторыми в качестве одного из доводов против его канонизации (2000 год).
Мемориал Романовых
В феврале 2008 года владыка Агапит снова посетил Екатеринбург. Он был приглашен на Международную православную конференцию «Семья и будущее России», где выступал с докладом, темой которого была Царская семья. Он знал о том, что проводятся исследования останков, и ждал их завершения, о чем открыто сообщил на конференции.
Его видение проблемы по вопросу «екатеринбургских останков» заключалось в том, что, для того чтобы принять их как святые мощи, церковное общество должно духовно созреть. Следует признать, что заявленная более десяти лет назад позиция архиепископа Агапита и до настоящего дня остается актуальной:
«Русская Церковь прославила Царскую семью, Русская Церковь молится Царской семье (о чем свидетельствуют наши храмы, в которых на самых видных местах находятся иконы Царственных мучеников), но мы еще не удостоились поклониться их святым мощам.
По сей день остается неясным, где кончается путь бесчестия по отношению к мученическим останкам: кончается он у Ганиной ямы или же у Поросенкова лога. Уповаем, что, быть может, уже в этом году, с Божией помощью, в этом вопросе наступит ясность…
И я уверен, что по мере нашего духовного возрастания и по мере постижения стояния и подвига Царской семьи мы сподобимся, во время благопотребно, поклониться святым мощам Царственных страстотерпцев.
Сольем наши молитвы, чтобы святая Царская семья дала Русской Церкви и русскому народу окончательное примирение и ясность на долгом пути нашего созревания и осознания их святости!»
5 декабря 2008 года на международной конференции в Екатеринбурге были объявлены итоги исследований останков цесаревича Алексея Николаевича и великой княжны Марии. Одновременно с высочайшей степенью достоверности была подтверждена подлинность останков, найденных на Старой Коптяковской дороге в 1998 году.
Очень жаль, что в тот же день умер Святейший Патриарх Алексий II, по инициативе которого на государственный уровень был поставлен вопрос об исследовании «екатеринбургских останков».
Владыка Агапит всегда искал возможности узнать и выяснить для себя что-то новое в истории расследования убийства Царской семьи. Так, в 2008 году он познакомился с внуком генерал-лейтенанта М. К. Дитерихса Андреем Анатольевичем и изучал его архив. А в 2012-м, по его настоянию, духовные чада нашли и посетили во Франции, в Сальбри, могилу следователя Н. А. Соколова с тем, чтобы отслужить возле нее панихиду.
Владыка с потомком генерал-лейтенанта М. К. Дитерихса (крайний слева). 2008 г.
Он не оставался безразличным ко всему, что касалось исторической правды. В 2009 году в Екатеринбурге развернулась борьба вокруг земли, принадлежавшей «Мемориалу Романовых». На территории Поросенкова лога, месте сокрытия останков Царской семьи, планировали создать кладбище. И владыка Агапит всецело встал на сторону защитников исторического места и со своей стороны предпринимал шаги для его сохранения.
В ноябре 2008 года в штате Нью-Джерси города Краснобрегово (Red Bank) состоялся первый крестный ход с мощами царственных мучеников. Они упокоились в местном православном храме святителя Николая, принадлежащем РПЦЗ. Частицы мощей оказались в храме после завершения генетических исследований в лабораториях США. Архиепископ Агапит проявил волю и добился, чтобы фрагменты останков Царской семьи были переданы и в Западную Европу, в старинный храм города Штутгарта, настоятелем которого он являлся.
Подготовка ковчега с мощами Царской семьи в алтаре кафедрального собора святых Новомучеников и исповедников Российских и Николая Чудотворца города Мюнхена. Декабрь 2010 г.