Первый созыв земского собора: дата, причины, последствия
Содержание:
- История земских соборов
- Земские соборы: условная классификация
- Примечания
- Земский собор и особенности его первого созыва
- Приамурский земский собор
- Боярская дума
- Значение соборов
- Чем завершился Земский собор?
- Царь
- Периодизация земских соборов
- Особенности первого собора
- Дворянство
- Финансовые вопросы
- Проблемы местного самоуправления
- Литература
- Итоги. Предложения о созыве в позднейшие эпохи
История земских соборов
«Царь Иоанн IV открывает первый Земский собор своею покаянною речью». Картина Клавдия Лебедева
В 1547 году Иван IV созвал Собор примирения (рассматривал проблему отмены кормлений и злоупотреблений чиновников на местах); впоследствии такие соборы стали называться Земскими (в противоположность соборам церковным — «освященным»). Слово «земский» могло обозначать «общегосударственный» (то есть дело «всей земли»). (До сих пор не подтверждена просматривающаяся логическая связь между новгородским классом своеземцев и Земским собором в едином централизованном русском государстве.) Собор 1547 г. продолжался два дня, он был созван для решения вопросов о новом царском Судебнике и о реформах «Избранной рады». В процессе собора выступал царь, бояре, позже состоялось заседание Боярской думы, принявшей положение о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) боярских детей наместникам. По мнению И. Д. Беляева, в первом Земском Соборе участвовали выборные от всех сословий. Царь испросил у бывших на соборе святителей благословение исправить Судебник «по старине»; затем объявил представителям общин, что по всему государству, по всем городам, пригородам, волостям и погостам и даже в частных владениях бояр и других землевладельцев должны быть избраны самими жителями старосты и целовальники, сотские и дворские; для всех областей будут написаны уставные грамоты, при помощи которых области могли бы управляться сами собой без государевых наместников и волостелей.
Самый ранний собор, о деятельности которого свидетельствует дошедшая до нас Приговорная грамота (с подписями и перечнем участников думного собора) и известия в летописи, состоялся в 1566 г., на нём главным был вопрос о продолжении или прекращении кровопролитной Ливонской войны.
В. О. Ключевский определял земские соборы как «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний». В свою очередь С. Ф. Платонов считал, что земский собор — это «совет всей земли», состоящий «из трёх необходимых частей»: 1) «освященного собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе»; 2) боярской думы; 3) «земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства».
Такие собрания созывались для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики Российского государства, также по делам, не терпящим отлагательства, например, разбирались вопросы войны и мира (о продолжении Ливонской войны), налогов и сборов, преимущественно для военных нужд. Судьбам политического устройства страны были посвящены земские соборы 1565 года, когда Иван Грозный уехал в Александровскую слободу, особое значение имеет приговор, вынесенный земским собранием 30 июня 1611 года в «безгосударное время».
История земских соборов — это история внутреннего развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений, изменения в сословном строе. В XVI веке только начинается процесс формирования данного общественного института, первоначально он не был чётко структурирован, и его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования, состав земских соборов долгое время тоже не были регламентированы.
Что касается состава земских соборов, то даже в период царствования Михаила Романова, когда деятельность земских соборов была наиболее интенсивна, состав варьировался в зависимости экстренности решаемых вопросов и от самого характера вопросов
Важное место в составе земских соборов занимало духовенство, в частности, земские соборы февраля — марта 1547 и весны 1551 годом были одновременно и церковными соборами в полном составе, а в остальных московских соборах участвовали только митрополит и высшее духовенство. Участие в соборах духовенства было призвано подчеркнуть легитимность решений, принятых монархом
Б. А. Романов считает, что земский собор состоял как бы из двух «палат»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую — воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. Ничего не говорится о том, из кого состояла вторая «палата»: из тех, кто оказался в то время в Москве, или из тех, кто был вызван в Москву специально. Данные об участии посадского населения в земских соборах очень сомнительны, хотя решения, принимаемые там, были зачастую очень выгодны верхушке посада. Зачастую обсуждение происходило по отдельности у бояр и окольничих, духовенства, служилых людей, то есть каждая группа по отдельности высказывала своё мнение по данному вопросу.
Это интересно: 1072,ДЕЙВИС, Дэвис (Davis) Джон (ок. 1550-29.12.1605)
Земские соборы: условная классификация
Земский собор по составу можно разделить на присутствующую в полном составе Боярскую думу, высшее духовенство и представителей разных чинов (поместное дворянство и купечество). Ремесленники и крестьяне не присутствовали на нем.
Земские соборы подразделяют на полные и неполные. Во втором случае возможно абсолютное или частичное отсутствие «земского элемента», то есть поместного дворянства и посадских людей.
По роду деятельности соборы делят на совещательные и избирательные.
Если рассматривать общественно политическую значимость Земского собора, то можно выделить четыре группы:
- соборы, которые были созваны царем;
- соборы, созванные царем по инициативе сословий;
- созыв сословиями;
- избирательные — на царство.
Чтобы более полно понять роль соборов, рассмотрим еще одну классификацию:
- соборы, созванные по вопросам реформ;
- соборы, касающиеся внешнеполитической ситуации;
- соборы, решающие вопросы внутреннего «устроения государства», подавления восстаний;
- соборы Смутного времени;
- избирательные соборы.
Классификация соборов дает возможность понять содержание их деятельности.
Это интересно: 1403,Первобытная история Руси: описываем все нюансы
Примечания
- Никольский В. К. Земский собор о вечном мире с Польшей 1683—84 гг. // Научные труды Московского педагогического института. под редакцией проф. И. И. Месяцева. — М., 1928, вып. № 2, стр. 51.
- . Дата обращения: 10 апреля 2013.
- . Дата обращения: 10 апреля 2013.
- . Дата обращения: 10 апреля 2013.
- . Дата обращения: 10 апреля 2013.
- Беляев И. Д. Земские соборы на Руси. М., 1902 Издание книгопродавца А. Д. Ступина
- «К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки» / С предисловием Покровского М. Н., Т. 1, М.-Пг., 1923, полутом 1-й, С. 18.
- «К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки» / С предисловием Покровского М. Н., Т. 1, М.-Пг., 1923, полутом 1-й, С. 8 и далее.
- Глинскій Б. Б. Константинъ Петровичъ Побѣдоносцевъ. (Матеріалы для біографіи) // «Историческій Вѣстникъ», апрель 1907, стр. 272.
- «К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки» / С предисловием Покровского М. Н., Т. 1, М.-Пг., 1923, полутом 1-й, С. 261—263. Проект предлагал «предстоящее торжество священного венчания и миропомазания Нашего на Царство совершить пред собором высших иерархов церкви православной, высших чинов правительства, высших избранников дворянства и городов и нарочито выборных от земли» (Ibid., стр. 261.)
- «К. П. Победоносцев и его корреспонденты: Письма и записки» / С предисловием Покровского М. Н., Т. 1, М.-Пг., 1923, полутом 1-й, С. 247 (резолюция Александра на докладе Победоносцева от 13 мая 1882 года).
- Письма Победоносцева к Александру III. М., 1926, Т. II, С. 12.
Земский собор и особенности его первого созыва
Историки в настоящее время спорят между собой в вопросе даты созыва первого в России Земского собора: некоторые считают, что это произошло в период 1547-1549 годов, а некоторые – что в 1550. В целом, политическая и духовная значимость этих новых для России и мировой истории явлений так велика, что скепсис некоторых историков и несущественные разногласия хронологов утрачивают любое значение.
Созыв первого Земского собора стал не менее значимым событием, чем провозглашение Иваном IV в феврале 1547 года Московского княжества Русским царством. С позиции развития российской государственности, этот Собор имел эпохальное значение, так как именно на нем учредили механизм нового государственного устройства.
Замечание 3
В исторических источниках, первый Земский собор зачастую называют «Примирительный», поскольку, созывая его, Иван IV Васильевич стремился к сокращению сословных распрей, которые терзали Русь.
Специально для того, чтобы провести Собор, на Красной площади было сооружено Лобное место, которое существует и в настоящее время. Именно там Иваном Васильевичем было прочитано его послание «к народу русских земель», в котором содержался призыв к сословному миру и духовному единению.
При анализе событий, которые последовали за Собором, можно сделать вывод о том, что также на нем было рассмотрено большое количество задач в области гражданского строительства. Согласно позиции ряда исследователей, именно на Соборе приняли новую версию Судебника – законодательного свода Русского царства.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
После этого вскоре начались существенные преобразования «первой части» правления Ивана Васильевича IV, которые до сих пор высоко оцениваются всеми историками, даже теми, кто с большим скепсисом относится к периоду его правления.
Соборные основания имелись также и у опричнины. Дело заключается в том, что некоторые представители русского аристократического слоя только на словах высказали согласие с необходимостью сотрудничества и примирения, по-прежнему надеясь на возможности сохранения собственных интересов.
Такие действия бояр, которые и стали причиной возникновения междоусобиц грозили для Руси гибелью. Однако, получив всенародную поддержку на Соборе, Иван IV начал реализацию собственной государственной политики, в которой он целенаправленно искоренял боярскую оппозицию и формировал основы самодержавного управления.
Замечание 4
Таким образом, первым царем не только были отменены порядки вече в новой Руси, но было сделано большее – была предложена новая форма государственного управления, в которой принимало участие народное представительство, и эта форма активно развивалась на протяжении всех последующих лет.
У Земских соборов была определенная специфика: основу всех их решений составляли миротворческие линии, а сами они были созваны с целью пресечения нарастающего политического недовольства (то есть для предупреждения кризисных ситуаций), либо принятия сложных (нестандартных) решений, которые могли влиять на государственное развитие: например, избрание царя, либо утверждение на престоле законного наследника, либо признание включения новых территорий в Русское царство, либо принятие свода законов.
Это стало причиной того, что в период бурного развития Русского государства практически все Земские соборы существенно отличались друг от друга, также у них не наблюдалось единой строгой формы и регламентации.
Приамурский земский собор
Приамурский земский собор открылся 23 июля 1922 года во Владивостоке; его целью было восстановление монархии и учреждение нового органа Верховной власти в Приамурском крае — последнем оплоте Белой Армии. Инициатором созыва собора был генерал-лейтенант Дитерихс и Приамурское Временное правительство.
Собор принял решения о признании власти Дома Романовых, обращении к Романовым с просьбой указать Верховного правителя, и избрании генерала Дитерихса в качестве временного правителя. Заключительное заседание Собора состоялось 10 августа 1922 года, а уже в октябре атаки красноармейцев и партизан привели к поражению Белой армии.
Боярская дума
Боярская дума формально сохранила в основном прежнее положение: она была постоянно действовавшим органом при царе и решала вместе с ним основные вопросы управления, внешней политики, законодательства и т.д.
Реальное же влияние Боярской думы в рассматриваемый период не было однозначным. Так, в годы опричнины ее роль была незначительной. Социальный состав Боярской думы изменился в сторону усиления представительства дворянства. В число думных дворян и дьяков стали вводиться и представители верхушки городского населения — торговая знать, «гости». Но дума продолжала оставаться прежде всего органом родовитой боярской аристократии. При Боярской думе были созданы специальное делопроизводство, канцелярия с дьяками и подьячими. Для подготовки поступавших в нее дел образовывались комиссии из бояр, других думных членов и дьяков, правда, не имевшие достаточно четкой компетенции.
Официальная роль Боярской думы была восстановлена после ликвидации интервенции. Личный состав Боярской думы не подвергся особенно резкому изменению. Число представителей княжеских фамилий в думе на протяжении XVII в. было значительным. Неродовитая группа боярства и думного дворянства была представлена родственниками царя — Стрешневыми, Милославскими, позже Нарышкиными. Они опирались на близость к царю и получали перевес в думе благодаря своему непосредственному влиянию на царя. К ним примыкали думные дьяки, представлявшие бюрократический элемент в думе. В XVII в. число думных дьяков иногда достигало 13 человек одновременно, при этом их влияние на дела было очень велико.
Функции думы определялись формулой «царь указал и бояре приговорили». Дума привлекалась царем к обсуждению законодательных мероприятий. Ей поручалось разрешение спорных вопросов ведомственной практики. Более активную роль дума играла в военных и посольских делах, но при наличии родовитого боярства, выдвигавшегося не по уму, а по «отечеству», дума была мало приспособлена к новым требованиям.
Наряду с думой при царе возникает его «ближняя», или «тайная», дума — совещание доверенных лиц, в том числе бояр, пожалованных «в комнату» («комнатой» назывался покой, где царь занимался делами).
Из состава самой думы при царе Федоре Алексеевиче выделилась Расправная палата в основном с функциями высшей судебной инстанции. Таким образом, в XVII в. делаются попытки заменить устарелую Боярскую думу учреждением с более точно установленными функциями и составом.
Значение соборов
С юридической точки зрения власть царя всегда была абсолютной, и слушаться земских соборов он был не обязан. Соборы служили правительству прекрасным средством узнать настроение страны, получить сведения, в каком состоянии находится государство, может ли оно нести новые налоги, вести войну, какие существуют злоупотребления, и как их искоренить. Но соборы наиболее важны были для правительства тем, что оно пользовалось их авторитетом для проведения таких мер, которые при иных обстоятельствах вызвали бы неудовольствие, а то и даже сопротивление. Без нравственной поддержки соборов нельзя было бы собирать в течение многих лет те многочисленные новые налоги, которыми обкладывалось при Михаиле население для покрытия неотложных государственных расходов. Если собор, или вся земля, постановила, то тогда уже нечего делать: волей неволей приходится сверх меры раскошеливаться, а то и даже отдавать последнее сбережение. Необходимо отметить качественное отличие земских соборов от европейских парламентов – на соборах не было парламентской войны группировок. В отличие от аналогичных западноевропейских институтов русские Соборы, обладая реальной политической силой, не противопоставляли себя Верховной власти и не ослабляли ее, вымогая себе права и льготы, а напротив, служили упрочению и укреплению Русского царства.
Чем завершился Земский собор?
Земский собор закончился 21 февраля 1613 г.
Первым решением собора было утверждение обязательного условия для кандидатов на трон – монарх должен был обязательно быть русским и никаким образом не относиться к чужеземцам.
Второе решение – собор избрал царём Михаила Романова, которому на момент собора было только 16 лет. В результате вся полнота власти сосредоточилась в руках одного легитимного монарха, который основал стабильную правящую династию. Российское государство смогло остановить нападения Польского королевства, Германии и Швеции, которые стремились занять свободный российский престол.
Для оповещения Михаила о его избрании в Кострому прибыла делегация земского собора. В Москву для коронации он смог приехать лишь в мае 1613 г.
К сожалению, до наших дней сохранилось очень мало аутентичных документов, которые бы пролили свет на все тонкости тех событий и решений. Мы знаем только о многочисленных интригах вокруг собора. Это вполне закономерно, учитывая ответственность и масштабы принимаемого решения. Целые династия могли потерять своё влияние. Для страны это была единственная возможность выйти из политического кризиса.
Царь
Во главе государства, начиная с 1547 г., стоял царь. Изменение титула было важным политическим шагом, имевшим целью укрепление власти монарха, ликвидацию основы для притязаний па престол со стороны различных княжат, бывших удельных князей. Царский престол обычно передавался по наследству. В конце XVI в. сложился порядок утверждения (избрания царя на Земском соборе), что должно было способствовать упрочению авторитета монаршей власти.
Царь — глава государства — обладал большими правами в области законодательства, управления, суда. Однако правил он не единолично, а вместе с Боярской думой и земскими соборами.
Периодизация земских соборов
Периодизацию земских соборов можно разделить на 6 периодов:
1. История земских соборов начинается во время правления Ивана IV Грозного. Первый собор состоялся в 1549 г. Соборы, созываемые царской властью — данный период продолжается вплоть до 1584 г.
2. Начиная со смерти Ивана Грозного и вплоть до падения Шуйского (1584—1610 гг). Это время, когда складывались предпосылки гражданской войны и иностранной интервенции, начинался кризис самодержавия. Соборы выполняли функцию избрания на царство, зачастую становились орудием враждебных России сил.
3. 1610—1613 гг. Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти (и законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики, соборное уложение. Именно в этот период времени земский собор играл наиболее важную и существенную роль в общественной жизни России.
4. 1613—1622 гг. Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Решает текущие административные и финансовые вопросы. Царская власть стремится опереться на земские соборы при проведении финансовых мероприятий: сбор пятинных денег, восстановление подорванного хозяйства, ликвидация последствий интервенции и предотвращении новой агрессии со стороны Польши. С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года.
5. 1632—1653 гг. Соборы собираются сравнительно редко, но для решения важных вопросов как внутренней политики: составление Уложения, восстание в Пскове, так и внешней: русско-польские, и русско-крымские отношения, присоединение Украины, вопрос об Азове. В этот период активизируются выступления сословных групп, предъявляющих требования правительству, не столько посредством земских соборов, сколько через подаваемые челобитные.
6. 1653—1684. Значение земских соборов снижается (небольшой взлёт наблюдался в 80-х годах). Последний собор в полном составе собирался в 1653 г. по вопросу о принятии Запорожского Войска в состав Московского государства.
Первым считается земский собор 1549 г., который продолжался два дня, и был созван для решения вопросов о новом царском Судебнике и о реформах «Избранной рады». В процессе собора выступал царь, бояре, позже состоялось заседание Боярской думы, принявшей положение о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) боярских детей наместникам. По мнению И. Д. Беляева в первом Земском Соборе участвовали выборные от всех сословий. Царь испросил у бывших на соборе святителей благословение исправить Судебник «по старине»; затем объявил представителям общин, что по всему государству, по всем городам, пригородам, волостям и погостам и даже в частных владениях бояр и других землевладельцев должны быть избраны самими жителями старосты и целовальники, сотские и дворские; для всех областей будут написаны уставные грамоты, при помощи которых области могли бы управляться сами собой без государевых наместников и волостелей.
Также существует мнение, что это был так называемый «собор примирения» (возможно, царя с боярами или примирение между представителями различных сословия между собой).
Б. А. Романов, что земский собор состоял как бы из двух «палат»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую — воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. Ничего не говорится о том, из кого состояла вторая «палата»: из тех, кто оказался в то время в Москве, или из тех, кто был вызван в Москву специально. Данные об участии посадского населения в земских соборах очень сомнительны, хотя решения, принимаемые там, были зачастую очень выгодны верхушке посада. Зачастую обсуждение происходило по отдельности у бояр и окольничих, духовенства, служилых людей, то есть каждая группа по отдельности высказывала своё мнение по данному вопросу.
Самый ранний собор, о деятельности которого свидетельствует дошедшая до нас Приговорная грамота (с подписями и перечнем участников думного собора) и известия в летописи состоялся в 1566 г., где главным был вопрос о продолжении или прекращении кровопролитной Ливонской войны.
Важное место в составе земских соборов занимало духовенство, в частности земские соборы февраля — марта 1549 г. и весны 1551 г
были одновременно и церковными соборами в полном составе, а в остальных московских соборах участвовали только митрополит и высшее духовенство. Участие в соборах духовенства было призвано подчеркнуть легитимность решений принятых монархом.
Особенности первого собора
Десятки проведенных с середины XVI до конца XVII века Земских соборов говорят нам об основных тенденциях таких собраний: на них решаются финансовые дела, вопросы войны и мира; в конце концов, избираются правители (например, Борис Годунов, Василий Шуйский и Михаил Романов были избраны на царство именно через Земский собор).
Первый собор имел свои особенности. Во-первых, в нем пока отсутствовала выборная составляющая. Ключевский писал о Земских соборах времени Смуты и позднее:
Однако на соборе 1549 года сословия имели совещательную роль и не могли диктовать государю свою волю.
Во-вторых, на собор не были призваны представители купечества (однако оно не играло важной роли и на других созывах). В 1549 году перед царем предстали только Освященный собор (церковь), Боярская дума и дворяне
Таким образом, еще рано говорить о сословно-представительной монархии в XVI веке, однако начало традиции таких сборов было положено для будущих веков, пока реформы Петра I, направленные на абсолютизм, не ликвидируют необходимость в них.
Дворянство
Дворяне – это подданные государя, состоящие на державной службе и получающие за это вознаграждение. Слово «дворянин» первоначально определяло людей с княжеского двора. Они брались правителем на службу для выполнения воинской службы, судебных и административных функций и других поручений. Дворяне вначале составляли низший класс знати, прочно связанный с князем и его хозяйством. Отличительными особенностями дворянства были:
- Небольшое имущественное состояние. Дворянами обычно становились инициативные и способные люди из среднего класса: чиновник, профессиональные военные, горожане, средние и мелкие землевладельцы, богатые крестьяне.
- Не знатность. В основном дворянами становились люди, не являющиеся представителями древних знатных родов. Свой авторитет зарабатывали будучи уже на государственной службе.
- Служение государству. Это бояре могли служить государству, когда сами захотят. А дворянин был обязан служить в качестве чиновника или военного.
- Получение материального или морального вознаграждения от правителя. Каждый дворянин за своё служение получал от царя вознаграждение, чаще всего землёй. Появляется класс помещиков.
- Преданность государю. Дворяне были заинтересованы в преданном служении царю и всемерном укреплении власти хозяина. Их благосостояние зависело от правителя.
Наиболее бурное развитие дворянство получило в период правления Ивана IV Грозного. Они стали его опорой в противостоянии с боярством.
Финансовые вопросы
В 1614, 1616, 1617, 1618, 1632 годах и позднее земские соборы определяли размеры дополнительных сборов с населения, решали вопрос о принципиальной возможности таких сборов.
Соборы 1614-1618 гг. принимали решения о «пятинах» (сборе пятой части доходов) на содержание служилых людей. После этого по стране разъезжались «пятинщики» — чиновники, собиравшие подать, используя текст соборного решения в качестве документа.
Вопросы внутренней политики
Самый первый Земской собор, о котором уже писалось, был посвящён как раз внутренним вопросам — принятию судебника Ивана Грозного. Земский собор 1619 г. решал вопросы, связанные с восстановлением страны после Смуты и определением направления внутренней политики в новой ситуации.
Собор 1648 — 1649 гг., вызванный массовыми городскими восстаниями, решал вопросы взаимоотношений помещиков и крестьян, определил юридический статус поместий и вотчин, укрепил позиции самодержавия и новой династии в России, повлиял на решение ряда других вопросов.
На следующий год после принятия Соборного Уложения в очередной раз собор был созван для прекращения восстаний в Новгороде и Пскове, подавить которые силой не представлялось возможным, тем более что восставшие сохранили принципиальную лояльность монарху, то есть не отказывались признавать его власть.
Последний «земский совет», касавшийся вопросов внутренней политики, был созван в 1681-1682 гг. Он был посвящен проведению очередных преобразований в России. Наиболее важным из результатов было «соборное деяние» об отмене местничества, давшее принципиальную возможность повысить эффективность административного аппарата в России.
Как выбирали представителей на Земской собор
Детали в разные годы конечно менялись, но в целом созыв собора осуществлялся призывной грамотой, которая направлялась от царя известным лицам и местностям. В грамоте содержались вопросы повестки дня, количество выборных. Если количество не было определено, это решало само население. В призывных грамотах четко оговаривалось, что избранию подлежат «лучшие люди», «добрые и смышленые», которым «Государевы и земския дела за обычай», «с которыми можно бы было говорить», «которые б умели рассказать обиды и насильства и разорения и чем Московскому государству полниться» и «устроить бы Московское государство, чтоб все пришли в достоинство» и т. п.
Надо указать — требований к имущественному положению кандидатов не предъявлялось. В данном аспекте единственным ограничением было то, что в проходивших по сословиям выборах могли участвовать лишь те, кто платил налоги в казну, а также люди, несшие службу.
Как уже отмечалось выше, иногда количество выборных людей, которое необходимо отправить на собор, определяло само население. Как отмечает А.А. Рожнов в статье «Земские соборы Московской Руси: правовая характеристика и значение», подобное отношение правительства к количественным показателям народного представительства не было случайным. Напротив, оно очевидно вытекало из самой задачи последнего, заключавшейся в том, чтобы донести позицию населения до Верховной власти, дать ему возможность быть услышанным ею. Поэтому определяющим являлось не число лиц, входивших в состав Собора, а степень отражения ими интересов народа.
Города вместе со своими уездами, как и ныне, составляли избирательные округа. По завершении выборов составлялся протокол собрания, который заверялся всеми участвовавшими в выборах. По окончании выборов составлялся «выбор за руками» – избирательный протокол, скреплявшийся подписями избирателей и подтверждавший полномочия избранников к «Государеву и земскому делу». После этого выборные лица с «отпиской» воеводы и «выборным списком за руками» отправлялись в Москву в Разрядный приказ, где дьяки удостоверялись в правильности проведения выборов.
Депутаты получали от избирателей наказы, в основном устные, и по возвращении из столицы должны были отчитаться о проделанной работе. Известны случаи, когда поверенные, не сумевшие добиться удовлетворения всех ходатайств местных жителей, просили правительство выдать им специальные «береженые» грамоты, которые бы гарантировали им защиту от «всякого дурна» со стороны недовольных избирателей.
Работа делегатов на Земском соборе осуществлялась преимущественно безвозмездно, на «общественных началах». Избиратели обеспечивали выборных только «запасом», то есть оплачивали их проезд и проживание в Москве. Государство же лишь изредка по просьбам самих народных избранников «жаловало» их за несение депутатской повинности.
Проблемы местного самоуправления
На Земском соборе 1549 г. активно обсуждался вопрос самоуправления областей, потому как именно он был корнем стольких тяжб и ссор.
В России все еще действовала сложившая в XI-XII веках система кормлений, то есть обязательство местного населения содержать («кормить») служащих в данной области должностных лиц. Кроме того, сборщики податей назначались князьями, менее заинтересованными в честности сборов, чем «налогоплательщики».
Эти факторы приводили к тому, что люди с властью становились склонны ею злоупотреблять, практически грабя народ.
На соборе речь шла о введении по всей стране должностей старост и целовальников, которые будут избираться на местах, а не назначаться централизованно. Люди, выбранные на эти посты, должны будут взимать подати, вести судебные дела и в целом выполнять функцию слежки за соблюдением порядка на вверенной земле.
Такое нововведение должно было поспособствовать уменьшению наместнического произвола и стать конкретным проявлением намерений царя «привести всех в любовь».
Литература
- Акты, относящиеся к истории земских соборов / Под ред. Ю. В. Готье. — М.: Гос. изд-во, 1920. — 80 с.
- Алексеев В. П. Земские соборы древней Руси. — М.: Школа, 1915. — 60 с.
- Беляев И. Д. Земские соборы на Руси. М., 1902
- Зерцалов А. Н. «К истории земских соборов». Москва, 1887
- Зерцалов А. Н. «Новые данные о земских соборах в России 1648—1649». Москва, 1887.
- Ключевский В. О. Состав представительства на земских соборах древней Руси
- Мякотин В. А. Земские соборы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Носков Н. Д. Земские соборы. — СПб., 1906.
- Платонов С. Ф. К истории московских земских соборов // „Журнал для всѣхъ” №№ 1, 2 и 3, 1905 г.
- Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства в XVI—XVII вв. / Л. В. Черепнин. — М.: Наука, 1978. — 416 с. — 4 200 экз. (в пер.)
Итоги. Предложения о созыве в позднейшие эпохи
Земские соборы XVI—XVII вв. не породили устойчивого сословного представительства в Московском государстве; экономика того периода была ещё недостаточно производительна для развития промышленных и торговых сословий (и в большинстве европейских стран того периода, значительно более сильных в экономическом плане, возобладал абсолютизм).
В Российской империи идея созыва земского собора предлагалась (дабы «покончить прежде всего с этой бедой, со смутой и со смутьянами») славянофилом П. Д. Голохвастовым в его письме от 10 декабря 1879 года члену Государственного совета (впоследствии обер-прокурор Святейшего Синода) К. П. Победоносцеву; письмо было передано Цесаревичем Александром Александровичем императору Александру II, который оставил отметку: «Прочёл <…> с любопытством и нашёл много справедливого.»
В начале мая 1882 года министр внутренних дел граф Н. П. Игнатьев представил императору Александру III проект (Б. Б. Глинский писал, что проект был составлен Голохвастовым при содействии И. С. Аксакова) Высочайшего манифеста (помечен 6 мая 1882 года), предлагавший созыв земского собора одновременно с коронацией императора в Москве; проект в мае 1882 года был отвергнут Александром. Имевший тогда значительное влияние на императора Победоносцев писал Александру III в письме от 11 марта 1883 года: «<…> Кровь стынет в жилах у русского человека при одной мысли о том, что произошло бы от осуществления проекта графа Лорис-Меликова и друзей его. Последующая фантазия гр. Игнатьева была ещё нелепее, хотя под прикрытием благовидной формы земского собора. Что сталось бы, какая вышла бы смута, когда бы собрались в Москве для обсуждения неведомого чего расписанные им представители народов и инородцев империи, объемлющей вселенную <…>».