Что хорошего сделали опричники ивана грозного для россии
Содержание:
Введение опричнины
В декабре 1564 года, неожиданно для своих подданных, царь Иван IV оставил Москву и спрятался со своей семьей в Александровской Слободе, находившейся где-то в сотне километров от столицы. Оттуда он послал гонцов с грамотами в столицу. Первая грамота выносила обвинение высшему духовенству и боярам в заговоре и измене против царя. Вторая, которая была адресована жителям города, говорила о том, что царь не держит на них «гневу и опалы». Таким ловким образом Иван думал приобрести союзников среди населения. Через несколько дней царь принял у себя делегацию высшего духовенства и Боярской думы. Как условие для своего возвращения на престол, Иван назвал необходимость учреждения опричнины (рисунок 1). Опричнина, которая просуществовала очень короткое время (1565–1572), несмотря на это, оставила глубокий след на истории России и вызвала большое количество споров среди ее исследователей.
Рисунок 1 – Возникновение опричнины
Определение 1
Само понятие «опричнина» произошло от слова «опричь», что означало «кроме». Оно существовало в феодальном праве еще до Ивана Грозного. Некогда так называли земельный удел, который выделялся княжеской вдове. Царь же истолковал данное слово иначе. Опричниной называли как земельный удел, выделенный царю, так и штат его приближенных, а также особое войско.
В опричные владения входил ряд уездов и городов в центральной части страны (Можайск, Суздаль, Вязьма), богатые земли русского Севера, а также некоторые уезды на южных границах государства. Остальную территорию называли земщина. Таким образом, весь государственный аппарат разделили на опричную и земскую части. Даже в столице возникли опричные и земские улицы и слободы. Первоначально в опричнину вошла 1 тыс. феодалов, а к 1572 году их стало уже 6 тыс. Опричники носили специальную униформу – черную островерхую шапку и черный кафтан. В качестве символа готовности «вымести и выгрызть» изменников к колчанам для стрел и шеям лошадей привязывали собачьи головы и метлы.
В первые же месяцы опричнины было совершено множество жестоких казней людей, которые были неугодны царю. Жертвами кровавой расправы стали бояре и государственные деятели с семьями и слугами, которые были заподозрены в измене. Двоюродного брата царя Владимира Старицкого, его жену, дочь и мать также казнили по обвинению в заговоре.
Замечание 1
Одним из самых жутких преступлений Ивана Грозного стала карательная экспедиция в Новгород зимой 1570-го года. Из-за ложного доноса об измене новгородского духовенства и бояр были убиты тысячи ни в чем не повинных жителей города. Жестокие опричники не жалели ни детей, ни женщин. Как писал летописец, несчастные люди гибли на глазах царя «в лютых и неисповедимых муках». Далее такая же судьба ждала Псков. Как говорит предание, город спас юродивый Никола, который устыдил царя – «долго ли тебе лить неповинную кровь христианскую, царь-кровопийца?».
При этом опричное войско, которое было непобедимо в войне с собственным народом, было не способно противостоять внешней угрозе. Крымский хан Девлет-Гирей летом 1571 года пошел на Москву и опустошил ее. Крымским татарам удалось поджечь московский посад и увести в рабство более 100 тысяч русских. Набег повторился следующим летом. В этот раз врага остановили и разбили небольшим войском, в составе которого были земские бояре, опричники и дворяне. Командование войском взял на себя М.И. Воротынский. Однако, судьба его была трагична – он попал в опалу вскоре после победы над крымским ханом и был казнен.
Опричнину официально отменили осенью 1572 года. Царь запретил своим подданным даже произносить это слово под угрозой кары. Большинство бывших палачей-опричников стали жертвами. Их обвинили в государственном преступлении и казнили
Также важно отметить то, что после того, как опричнина была упразднена, царь создал «двор» и снова разделил страну на дворовую и земскую части. Однако это уже не играло такой значимой роли в экономической и политической жизни страны
Массовый террор сократился после отказа от опричных порядков. В 1575 году по необъяснимым причинам Иван Грозный провел своеобразный политический маскарад – он объявил царем Симеона Бекбулатовича, крещеного татарского князя, а себя назвал скромным удельным князем, его подданным. Такое «отречение» длилось на протяжении года, а затем татарского князя сместили и все вернулось на круги своя.
Опричнина
Будучи человеком подозрительным и даже параноидальным, Царь Иван 4 с самого начала мало доверял своим приближенным. Перед глазами стоял пример многочисленных кровавых расправ, предательств и интриг, свидетелями которых он был почти все свое детство.
Ливонская война шла совсем не так, как планировал государь. По мнению царя, вина за это лежала на его окружении. С другой стороны, авторитет ближайших сподвижников государя также оказался под ударом.
Иван Грозный и опричник
В 1553 Иван Грозный тяжело заболел. Готовясь к худшему, он настоял, чтобы бояре присягнули его малолетнему сыну. Однако в этом вопросе сподвижники с желанием государя не согласились. По их мнению, царем после смерти Грозного должен был стать его двоюродный брат, Владимир.
Иван IV вскоре выздоровел. Однако предательское поведение сподвижников не забыл. Государь везде видел козни, интриги. Он считал, что боярство и верхушки политической среды готовят заговор, чтобы скинуть его с престола.
К началу 60-х государь уже выработал свои взгляды на управление. И они не имели ничего общего с тем условно либеральным курсом (насколько вообще так можно сказать про Средние Века), который проводился до этого.
Иван Грозный и опричники
По его задумке стране требовалась централизация политической власти. Желание укрепить собственное положение, поражение в войне, а также параноидальный склад личности сделали свое дело.
Царь решил укрепить власть, без оглядки на методы. Действовать он начал самым радикальным и жестким способом.
В 1565 году был введен новый порядок управления страной. Территории государства отныне делились на два типа: Опричнину и Земщину.
Первые находились под полным контролем царя, вторые облагалась налогами в пользу опричнины, туда принудительно переселяли неверных царю бояр и их приближенных, предварительно лишив имущества, земельных владений и чинов.
Для того чтобы улучшить управляемость земщиной и решить вопросы, было организовано опричное войско. Изначально оно составляло немногим более 1000 человек (опричная тысяча). Но очень скоро разрослось до огромного масштаба.
Портрет Ивана Грозного
Опричники приносили клятву государю и были лично верны Ивану Грозному. Их задача заключалась в организации террора на землях Русского царства. Со своей работой войска отлично справлялись.
Дабы опричники выполняли стоявшие перед ними задачи, государь дал им свободу действий. Они могли по своему усмотрению грабить и разворовывать боярские угодья на территории земщины.
А если представители политических верхов чем-то недовольствовались, не воспрещалось убивать их прямо на месте. Это поощрялось, никакого наказания за казни бояр не предусматривалось.
Очень скоро опричное войско начало откровенно деградировать. В конце концов, когда пришла реальная угроза, оно оказалось полностью беспомощно.
В 1571-м году хан Девлет-Гирей совершил набег на Русское государство. Войско, созданное при царствовании Ивана Грозного, находилось в плачевном состоянии. Дать отпор незваным гостям оно не могло. Ханская конница свободно продвигалась вперед.
Опричники не сумели дать серьезного сопротивления, да и не хотели: они всеми силами отказывались участвовать в боевых действиях. А те, что откликнулись на зов, позорно проиграли.
За несколько лет опричники окончательно потеряли боеспособность и стали скорее безнаказанными мародерами, бандитами, но никак не опорой государства и его защитниками.
Увидев, во что превратилась страна, Иван Грозный спешно сменил курс. Это произошло в 1571-м году. Наиболее грубые, ненавистные черты террора, тиранического режима были устранены. Но формально Опричнина сохранялась до самой смерти государя.
Под конец жизни царь стал сентиментальным, раскаивался в содеянном. Чиновники при правителе составляли целые списки людей, которых убили во время опричного террора. Затем эти бумаги отправляли в монастыри, где церковники должны были поминать жертв кровавого периода.
Последние годы правления Ивана IV ассоциируются с глобальным, масштабным социально-политическим и экономическим кризисом. Разрешить эти проблемы при жизни царю было не дано. Более того, последствия поспешных экспериментов правителя еще почти век аукались и давали о себе знать.
Несмотря на очевидные провалы, оценки итогов правления Ивана Грозного разнятся от одного источника к другому.
Борьба с изменой
Царь был абсолютно уверен, что со всех сторон его окружали изменники. Однако сегодня невозможно точно установить, чем в большей степени руководствовался Иван IV, раскручивающий маховик террора, – болезненной подозрительностью или реальной угрозой исходившей от его приближенных.
Со слов Скрынникова, первоначальный замысел опричнины заключался в «охранении жизни царя», и только потом она должна была покончить со злоупотреблениями боярства и прочими перекосами в государстве. Однако наделив широчайшими полномочиями опричников, царь фактически благословил их на бесчинства.
Поход против Новгорода
В декабре 1569 г., подозревая новгородскую знать в соучастии в «заговоре» недавно убитого по его приказу князя Владимира Андреевича Старицкого и одновременно в намерении передаться польскому королю, Иван, в сопровождении большого войска опричников выступил против Новгорода.
2 января 1570 г. войска вступили в Новгород, и опричники начали свою расправу с жителями: людей забивали до смерти палками, бросали в реку Волхов, ставили на правёж, чтобы принудить их к отдаче всего своего имущества, жарили в раскаленной муке. Новгородский летописец рассказывает, что были дни, когда число убитых достигало полутора тысяч; дни, в которые избивалось 500 − 600 человек, считались счастливыми. Шестую неделю царь провёл в разъездах с опричниками для грабежа имущества; были разграблены монастыри, сожжены скирды хлеба, избит скот.
«Синодик опальных», составленный около 1583 года, со ссылкой на отчет («сказку») Малюты Скуратова, говорит о 1505 казненных под контролем Скуратова, из которых 1490 были отрублены головы, а еще 15 расстреляны из пищалей. Советский историк Руслан Скрынников, прибавив к этому числу всех поименно названных новгородцев, получил оценку в 2170-2180 казненных; оговариваясь, что донесения могли быть не полны, многие действовали «независимо от распоряжений Скуратова», Скрынников допускает цифру в три-четыре тысячи человек. В. Б. Кобрин считает эту цифру крайне заниженной, отмечая, что она исходит из предпосылки, что Скуратов был единственным или по крайней мере главным распорядителем убийств. Согласно новгородской летописи, во вскрытой могиле погибших обнаружили 10 тысяч человек. Кобрин сомневается, что это было единственное место погребения убитых, однако считает цифру в 10-15 тысяч наиболее близкой к истине. Общее население Новгорода тогда не превышало 30 тысяч. Однако убийства не были ограничены лишь самим городом.
Из Новгорода Грозный отправился к Пскову. Первоначально ему он готовил ту же участь, но царь ограничился только казнью нескольких псковичей и грабежом их имущества. В то время, как гласит популярная легенда, Грозный гостил у одного псковского юродивого (некоего Николы Салоса). Когда пришло время обеда, Никола протянул Грозному кусок сырого мяса со словами: «На, съешь, ты же питаешься мясом человеческим», а после — грозил Ивану многими бедами, если тот не пощадит жителей. Грозный, ослушавшись, приказал снять колокола с одного псковского монастыря. В тот же час пал под царем его лучший конь, что произвело впечатление на Иоанна. Царь поспешно покинул Псков и вернулся в Москву, где снова начались розыски и казни: искали сообщников новгородской измены.
Понятие опричнины
Этимология слова «опричнина» происходит из древнерусского языка от слова «опричь», что значило «отдельный, особый, вне пределов». В Московском княжестве так именовался удел, отведенный вдове после кончины мужа, а также владения великих княгинь, на которые не распространялись установленные в стране правовые порядки.
Опричнина Ивана Грозного – это попытка укрепления царской власти и создания стабильного централизованного государства с опорой на служилую знать в противовес закостенелым традициям удельных князей.
Многие историки сходятся во мнении, что характер царя отличался жестокостью и мнительностью. Он везде видел измену и заговоры, устрашал подданных показательными казнями и гонениями.
В 1553 году, вернувшись из похода на Казань, великий царь Иван тяжело заболел. Думая о будущем страны и боясь предательства бояр, он повелел всем присягнуть на верность своему малолетнему сыну Дмитрию. Многие от присяги уклонились, остальные сделали это с большой неохотой, поскольку в сложившейся ситуации сами мнили себя будущим государем. Поведение бояр отчасти явилось одной из причин появления опричнины. Выздоровевший правитель не простил им своеволие и стал еще более подозрительным и озлобленным.
Суть явления
Самые богатые, плодородные и прибыльные земли ввел царь в свою опричнину. А также появилось новое социальное явление «опричный корпус» – тысяча молодых и сильных людей дворянского происхождения, которые стали личным войском царя, получали за свою службу, кроме жалования, еще и лучшие земельные наделы, выселяя тех, кому они по праву до этого принадлежали.
И вот здесь-то и проявился абсолютизм в полной мере, царь единолично решал все вопросы, касающиеся внутренней политики государства, о Ливонской войне должны были заботиться думные бояре. Опричники же были обязаны выполнять всего лишь две функции: охранять государя и избавляться от изменников. На вороных конях мчались они по улицам столицы с метлой и собачьей головой, прикрепленными к седлу. Это было символом того, что безжалостно они будут резать головы предателям и выметать измену из страны. Опричнина Ивана Грозного, кратко говоря, периодом была скорбным и страшным.
Предательство Курбского
В разгар военных действий самый близкий приверженец и друг детства царя князь А. М. Курбский перешёл на сторону врага. Мало того, что он сбежал в Польшу, так ещё и сообщил военные секреты противнику, а также выдал всех русских шпионов. В своём послании царю, Курбский обвинял того в нарушении Божьих заповедей и поведении, неподобающему православному властителю. В качестве оснований для своих обвинений беглый князь приводил тот факт, что царь казнил множество ни в чём неповинных бояр, за измены, которых не было.
Такое предательство нанесло очень сильный удар по самолюбию царя и вероятно спровоцировало у него развитие психического расстройства. Иван Грозный совершенно перестал доверять своим приближённым. У него начались фобии – кругом мерещились измены и заговоры.
Сущность опричнины
Обращаясь к самому термину «опричнина», стоит заметить, что это понятие в Древней Руси не несло какого-либо негативного оттенка.
Изначально так назывался удел, выделявшийся вдове умершего князя после раздела его владений. Все владения князя переходили к его наследникам по мужской линии «опричь» (кроме) того, что выделялось вдове. Таким образом, слово «опричь», лежащее в основе понятия, буквально означает «кроме». В посланиях Курбского можно найти ещё и термин «кромешники», то есть опричники. В данном контексте «кромешники» — это люди, причастными к аду, то есть царству «кромешной тьмы».
Что же составляло суть опричнины?
В узком смысле под «опричниной» понимался удел, выделенный Иваном Грозным для самого себя из всей территории государства. В широком смысле термином «опричнина» принято обозначать порядок управления, характерный для Русского государства в период с 1565 по 1572 год. В символическом же значении опричнина воплощает в себе террор, расправы и жестокость со стороны властей.
«Опричнина и земщина»
Иван IV, борясь с мятежами и изменами боярской знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основным препятствием к установлению которой, по его мнению, были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. В январе 1565 г. Иван IV в письме, направленном духовенству и Боярской думе, сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел — опричнину (от слова «опричь» — кроме. Так раньше называли удел, выделявшийся вдове при разделе имущества мужа).
Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнина и земщина.
В опричнину Иван IV Грозный включил наиболее важные земли: поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, экономически развитые районы страны. На этих землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. Содержать это войско должно было население земщины. В опричнине параллельно с земщиной сложилась собственная система органов управления. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность опричников царю и готовность вымести измену из страны.
Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван Грозный не останавливался ни перед какими жестокостями. Начались опричный террор, казни, ссылки. Oднaкo пoпыткa грубoй силoй рaзрешaть прoтивoречия в стрaне мoглa дaть лишь временный эффект. Oнa не уничтoжилa oкoнчaтельнo бoярскo-княжескoе землевлaдение, хoтя сильнo oслaбилa егo мoщь; былa пoдoрвaнa пoлитическaя рoль бoярскoй aристoкрaтии. Дo сих пoр вызывaет ужaс и сoдрoгaние дикий прoизвoл и гибель мнoгих непoвинных людей, стaвших жертвaми oпричнoгo террoрa.
В 1571 г. oпричнoе вoйскo не смoглo oтрaзить нaбег нa Мoскву крымских тaтaр, кoтoрые сoжгли мoскoвский пoсaд. В следующем 1572 г. непoдaлеку oт Пoдoльскa (селo Мoлoди), в 50 км oт Мoсквы, крымчaки пoтерпели сoкрушительнoе пoрaжение oт русскoгo вoйскa, вoзглaвил кoтoрoе oпытный пoлкoвoдец М. И. Вoрoтынский. Oднaкo цaрь oтменил oпричнину, кoтoрaя в 1572 г. былa преoбрaзoвaнa в «Гoсудaрев двoр».
Ряд истoрикoв считaет, чтo aльтернaтивoй oпричнине мoгли стaть структурные преoбрaзoвaния пo типу рефoрм Избрaннoй рaды. Этo пoзвoлилo бы, кaк считaют специaлисты, рaзделяющие эту тoчку зрения, вместo неoгрaниченнoгo сaмoдержaвия Ивaнa IV иметь сoслoвнo-предстaвительную мoнaрхию с «челoвеческим лицoм».
Правление Ивана Грозного во многом предопределило ход дальнейшей истории нашей страны — «поруху» 70—80х годов XVI в., установление крепостного права в государственном масштабе и тот сложный узел противоречий рубежа XVI—XVII вв., который современники называли Смутой.
Конспект урока по Истории России «Опричнина и земщина».
Следующая тема: «Внешняя политика Ивана Грозного».
Заключение
Споры о смысле столь жестокой формы правления до сих пор ведутся в исторических кругах. Опричнина относится к разумным, а возможно необходимым мерам. Хронологические рамки, в которых упоминается опричнина – это темные века в мировой истории.
Примерно в это же время происходят такие кровавые события как массовое убийство в ночь святого Варфоломея. Поэтому не стоит называть Грозного каким-то неуравновешенным и жестоким правителем. В столь сложные времена он сумел избежать удара ножом в спину (вспомним Цезаря) и вывести страну из политической «бездны».
Итоги опричнины и ее значение
Любое историческое событие ну, тем более такое массовое и значимое, как опричнина, несет после себя определенные последствия, которые являются важными для потомков. Итоги опричнины Ивана Грозного можно выразить в следующих основных пунктах:
- Значительное усиление самодержавной власти царя.
- Сокращение влияния бояр на дела государственные.
- Сильный экономический упадок страны, который наступил в результате того раскола, который наметился в обществе из-за опричнины.
- Введение заповедных лет в 1581 году. Заповедные лета, которые запрещали переход крестьян от одного землевладельца к другому, были обусловлены тем, что населения центральной и северной части России массово бежали на юг. Тем самым они спасались от действий власти.
- Разгром крупных боярских угодий. Одни из первых шагов опричнины были направлены на то, чтобы уничтожить и отобрать у бояр их имущество, и передать это имущество государству. Это было успешно реализовано.
Историческая оценка
Краткое повествование об опричнине не позволяет с точностью понять всю суть тех событий. Более того, это тяжело сделать даже при более детальном анализе. Наиболее показательным в этом плане является отношение историков к данному вопросу. Ниже представлены основные идеи, которые характеризуют опричнину, и которые указывают, что единого подхода к оценке данного политического события нет. Основные концепции сводятся к следующему:
- Имперская Россия. Императорские историки преподносили опричнину как явление, которое пагубно сказалось на экономическом, политическом и социальном развитии России. С другой стороны многие историки императорской России говорили о том, что именно в опричнине стоит искать истоки самодержавия и действующей имперской власти.
- Эпоха СССР. Советские ученые всегда с особым энтузиазмом описывали кровавые события царского и имперского режима. В результате практически во всех советских произведениях опричнина преподносилась, как необходимый элемент, который сформировал движение народных масс против угнетения боярами.
- Современное мнение. Современные историки говорят об опричнине, как о пагубном элементе, в результате которого погибли тысячи невинных людей. Это один из поводов, которые позволяют обвинить Ивана Грозного в кровавости.
Проблема здесь заключается в том, что изучение опричнины является крайне тяжелым, поскольку практически не осталось реальных исторических документов той эпохи. В результате мы имеем дело не с изучением данных, ни с изучением исторических фактов, а очень часто мы имеем дело с мнениями отдельных историков, которые ничем не обоснованы. Именно поэтому опричнину нельзя оценивать однозначно.
Все, о чем мы можем говорить, это то, что на момент проведения опричнины внутри страны не было никаких четких критериев, по которым происходило определение «опричника» и «земщика». В этой связи ситуация очень похожа на ту, которая была на начальном этапе становления советской власти, когда происходило раскулачивание. Точно так же никто не имел даже отдаленного представления о том, что собой представляет кулак, и кого к кулакам стоит причислять. Поэтому и в результате раскулачивание в результате опричнины пострадало огромное количество людей, которые ни в чем не были повинны. Это и есть главная историческая оценка данного события. Все остальное уходит на второй план, поскольку в любом государстве главной ценностью является человеческая жизнь. Укрепление власти самодержавца за счет уничтожения простых людей является весьма постыдным шагом. Именно поэтому в последние годы жизни Иван Грозный запрещал любые упоминания об опричнине и велел казнить практически людей, которые в этих событиях принимали активное участие.
Остальные же элементы, которые преподносит современная история как последствия опричнины и ее итоги, весьма сомнительны. Ведь главный итог, о котором говорят все исторические учебники, заключается в усиление самодержавной власти. Но о каком усилении власти мы можем говорить, если после смерти царя Ивана наступило смутное время? Все это вылилось не просто в какие-то беспорядки или другие политические события. Все это вылилось в смену правящей династии.