Переписка ивана грозного с андреем курбским как памятник русской политической мысли xvi века
Содержание:
- Содержание второго письма Курбского
- Краткая биография
- Политические взгляды Курбского А.М.
- Появление книгопечатания
- Литература 1 / Лекции / Лекция Переписка Иоанна Грозного с Курбским
- История переписки Ивана Грозного с Курбским
- Жизнь в Речи Посполитой
- ↑ Часть 1.
- Оценка исторической личности
- Курбский Андрей Михайлович (1528 — 1583)
- Политика и военные походы
- Род Курбских
- Побег
- Андрей Михайлович Курбский
- Церковно- -философские течения
Содержание второго письма Курбского
Второй текст объемом одну страницу не имеет точной даты написания, но отправлен только в сентябре 1579 года. Сам Курбский пишет, что его составил давно, однако из-за того, что русская граница закрылась, отправил вместе с третьим письмом.
Видимо, князь Андрей просто дополнил старое письмо новыми вставками, датируемыми не раньше 70-х годов. Так как в письме встречаются фразы, говорившие, что князь уже постарел: «удержа руку с тростию», «под старость выучил аттический язык». Именно в 70 годы Курбским написан перевод «Нового Маргарита» на славянский язык, и он в предисловии пишет, что многие годы посвятил изучению латинского (аттического) языка. Стиль этих посланий имеет существенные различия, что объясняется долгими годами, проведенными Курбским за границей.
Это письмо содержит резкую критику первого ответа Ивана IV и его политических идей. Оно дошло до наших дней только в «Сборниках Курбского», и неизвестно, прочел ли его сам царь.
Краткая биография
- 1549 — Андрею Курбскому 21 год, он участвует во втором военном походе Иоанна Грозного на Казань. Именно в этом походе молодой князь, будучи стольником, проявил себя как прекрасный военный стратег.
- 1551 — молодой талантливый полководец вместе с другим князем — Петром Щенятевым, руководит полком правой руки в ожидании нападения татар на берегу Оки.
- 1552 — Иоанн Грозный собрал новый поход на Казанское ханство. Как раз в это время войско крымских татар под руководством Давлет Гирея осуществило осаду Тулы. Русский царь направил для освобождения Тулы войска под руководством Курбского и Щенятева. Андрей Курбский сильно пострадал в этом сражении, получив многочисленные ранения. Но это не помешало ему уже через неделю вновь выйти в военный поход.
- 1552, август — полк правой руки под руководством Курбского и Щенятева должен был прикрывать царское войско, идущее на Казань, от нападения языческих племён.
- 1552, 2 октября — войско начало наступление на Казань. При этом татары с крепостных стен лили на противника кипящую смолу, сбрасывали камни и брёвна, и стреляли из луков. После долгого противостояния у стен Казани русские всё-таки ворвались в город, и борьба началась уже на его улицах. Андрей Курбский стоял на выезде из города, заграждая татарам путь к бегству. Однако татарам удалось вырваться из города и бежать. Курбский с войском около 200 человек настиг сбежавших татар и в жестокой битве получил сильнейшие ранения. Спасла от гибели его кольчуга.
- 1554 — в начале года князь Андрей Курбский вместе с другими двумя воеводами направлен царём для подавления мятежа в бывшем Казанском ханстве, которое было присоединено к Русскому государству двумя годами ранее. После долгих преследований и многочисленных сражений повстанцы были разбиты. Русское войско вернулось домой весной перед праздником Благовещения. Царь Иоанн Грозный наградил Курбского золотыми отличительными знаками.
- 1556 — Курбский с князем Фёдором Троекуровым вновь посылаются царём для укрощения восстания черемис. После возвращения царь пожаловал Андрея Курбского в бояре.
- 1558, январь — князь Андрей вместе с Петром Головиным командует сторожевым полком в Ливонской войне.
- 1558, весна — в рамках Ливонской войны Курбский участвует в походе на город Нейгауз.
- 1559, весна — Андрей Курбский отправлен защищать южную границу страны от татар. Военных действий там не произошло, вскоре князь вернулся домой в Москву.
- 1560 — князь возглавил войско в успешном походе на Ливонию.
- 1562 — участие Андрея Курбского в большом походе на Полоцк. Там он был вторым воеводой.
- 1562 — неудача войска Курбского в битве под Невелем. Войско разбито литовцами. При этом князь сумел сохранить своё положение и начавшиеся гонения на опальных придворных его не коснулись.
- 1563 — Курбский решился на предательство родины и бежал в Литву. Князь какое-то время был «шпионом», выдавая литовцам информацию о передвижениях русских войск, и вследствие этого русские потерпели поражение в нескольких битвах.
- 1564 — князь Андрей получает в дар от литовского короля несколько больших поместий с замками на территории Литвы и Волыни.
- 1564 — Курбский участвует в военных действиях против Москвы.
- 1565 — князь поучаствовал в разорении Великолуцкой области.
- 1566 — вооружённые конфликты Курбского с отрядами князя Александра Чарторыйского.
- 1567 — вооружённое столкновение русского князя и челядью семейства каштеляна сандомирского Станислава Матеевского.
- 1569 — на русского князя Андрея Курбского поступают жалобы польскому королю Сигизмунду о том, что он притесняет соседних волынских магнатов.
- 1570 — небольшая война с местным воеводой Речи Посполитой. Предметом столкновения стала граница личных территорий.
- 1571 — русский князь женился на богатой вдове Марии Юрьевне Гольшанской.
- 1578 — Курбский развёлся со второй женой Марией Гольшанской.
- 1579 — участие в походе на Полоцк под предводительством Стефана Батория.
- 1579 — князь Андрей женится в третий раз на дворянке Александре Семашко.
- 1582 — в семье Курбского родился сын Дмитрий.
- 1583 — приняв католичество, князь Андрей Кубский умер в своём поместье в Литве.
Андрей Курбский (портрет)
Политические взгляды Курбского А.М.
- Курбский А.М. выступал за сословное представительство в государственных и местных органах управления, то есть за ограниченную монархию.
- Источник власти — воля Бога, а цель властных структур, и царя в том числе,- справедливое управление державой, забота о подданных, праведное, законное решение всех дел.
- Главную причину упадка в стране и военные неудачи с Ливонией он видел в падении правительства и в опричнине.
- Выступал за торжество справедливости и законности, осуждал беззаконие и произвол Ивана Грозного.
- Считал, что недопустимо заочное осуждение человека, без участия осуждённого; выступал против внесудебного произвола, жестоких наказаний.
- Допускал возможность осуждения злоупотреблений власти.
Результат данной деятельности – записки и исторический труд, которые являются источников информации о политике Ивана Грозного, об особенностях политической жизни страны того периода. Его работы — это страницы истории России, запечатлённые для потомков. Для нас они – бесценны.
Таким образом, Курбский А.М. – один из ярких представителей государственных и военных деятелей периода правления Ивана Грозного, внёсший значительный вклад в реформирование России, в её укрепление и в расширение её территорий. Как писатель, Курбский А.М. создал величайший труд, ставший одним из важнейших источников в изучении эпохи Грозного.
Курбский А.М. вызывает противоречивое отношение, особенно его период вза границей, где, кончено, на первый план он поставил свои интересы и даже жизнь. Но как государственный и военный деятель он , несомненно, один из ярких личностей России.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Появление книгопечатания
В 16 веке появилось книгопечатание. В 1564 году Иваном Федоровым и его помощником Петром Мстиславцем была напечатана первая книга с выходными данными «Апостол» Впоследствии, вынуждено переселившись в Литву, Иван Федоров напечатал там букварь с грамматикой. Печатное дело еще только пробивало себе дорогу, большая часть книг переписывалась от руки. Московские летописцы составили «Лицевой летописный свод». Это был сборник с 16 тысячами иллюстраций, и содержал он в себе рассказы о князьях русских со времен Рюрика и до Ивана Грозного. Еще один летописный памятник — «Степенная книга». Само название происходит от ступени.
Дело в том, что именно так называлось время правления каждого из представителей княжеской династии, как по ступеням восходила Русь и развивалась при каждом из Рюриковичей. Великие «Четьи-минеи» — это произведение было составлено под руководством митрополита Макария и предназначалось для внебогослужебного чтения. Включало оно в себя житийную литературу
Как правило, каждому дню было уделено внимание и после каждого дня следовали обязательно поучения или соответствующие рассказы о том или ином святом
Литература 1 / Лекции / Лекция Переписка Иоанна Грозного с Курбским
Лекция
ПублицистикаXVIвекаПереписка Иоанна Грозного с Андреем Курбским
Один из самых известных и замечательных памятников 2-й половины 16 века – переписка князя Андрея Курбского с царем Иваном Грозным.
Князь Андрей Курбский
– московский боярин и царский воевода бежал в апреле 1564 г. – из новоприсоединенного к Руси ливонского города Юрьева в соседний г. Вольмар – на территорию Польши.
Повод для бегства – известие о готовившейся над ним царской расправе. Некогда Курбский входил в круг самых близких царю людей – наряду с придворным священником Сильвестром
и государственным казначеемАлексеем Адашевым. Они составляли ядро «Избранной рады», кружка ближайших советников при молодом царе – 1550-е гг.
В начале 60-х гг. эти близкие сподвижники царя были подвергнуты опале.
Бежав в Польшу, Курбский обратился к царю с посланием, в котором обвинил его в несправедливых гонениях и казнях тех, кто верно служил ему. Эмигрант-обличитель.
Известно 3 послания Курбского царю и 2 ответа на них Ивана Грозного. Кроме посланий перу Андрея Курбского принадлежит текст «История о великом князе Московском» —
своего рода жизнеописание Иоанна Грозного.
Политическая позиция –
это главное, в чем расходятся Курбский и царь.
1. Грозный.
Главный пафос посланий Грозного – обоснование и утверждение своего неограниченного самодержавия. Самодержавная власть царя – от бога. Он – православный царь божиим изволением, рожден царем, это его – наследственное право. Доктрина боговенчанного царя уже прочно вошла в сознание эпохи, с ее позиций и защищает себя Иван Грозный.
Курбский.
Князь Курбский в этой доктрине тоже не сомневается. Сакральность царской власти для князя несомненна, царская власть – богом поставленная, но Грозный дискредитировал ее, имея «совесть прокаженну».Византийская позиция – сакрален статус царя, но не человек.
Эту же мысль проводит и Грозный, оправдывая себя: естеством он человек, и грешен, как все остальные, но не впадает в гордыню и не мнит себя совершенным.
Курбский.
Единодержавие царя обернулось лишь притеснениями. Дела царя шли хорошо, когда при нем была «избранная рада», достойнейшие советники, а не льстецы, которые сейчас окружают царя.
Грозный.
Царь на то и поставлен, чтобы один властвовал, все остальные ему должны безусловно повиноваться. Между тем, по мнению Грозного, бояре захотели сами властвовать, а царя отстранить от власти. Второе послание начинает со своегопространного титула , который и должен показать единоначалие царя, его величие и могущество.
Курбский.
В своих посланиях Курбский обвиняет царя за то, что «сильных во Израиле истребил» (то есть лучших мужей отечества), данных емуот бога для борьбы с врагами,святую кровь их неблагодарно и преступно пролил. (Т.е. казненные Грозным = святые мученики, а царь, утративший разум, изгнал верных ему православных слуг и взял в советники Антихриста).
Грозный.
Бояре – изменники, мечтающие погубить царя. Отсюда — казни их оправданы. Отрицает какие-либо заслуги Курбского. В отличие от Курбского, который говорит кратко, не называя конкретных фактов, Грозный очень подробен именно в именах и фактах (нпр. перечисляет свои детские обиды – помнит все зло).
Религиозная позиция.
Оба – ревнители православия, оба аппелируют к Страшному суду, к высшему судии – Иисусу Христу, оба называют друг друга слугами дьявола.
Стиль.
Курбский.
Патетика и риторика, торжественность и серьезность, лаконичность и сдержанность. Подчеркивает свою книжную ученость, не раз ссылается на западные умы, просвещенные в диалектике и философии. Снисходителен по отношению к просторечию Грозного.
Грозный. Простота, ирония, грубоватость запальчивого монолога. Многословие, простонародность, брань: «злобесный», «собака» — любимые ругательства.
Послания Грозного
воссоздают образ царя, каким он должен быть:
- Ради царства оправданы любые средства.
- Царь добрый или злой, в зависимости от обстоятельств (с. 35).
- Царь – единственный носитель истины и единственная гарантия справедливости.
- Царь – защитник православия, насадитель православия (святитель народов). Человек к праведности может быть приведен насилием (ср. в 16 в. практику насильственных пострижений в монахи).
Идея государства доводится до абсурда. Государство – ценность, люди =- нет, государство утверждается в ущерб человеку (в конечном счете, оказывается, что государство – «это я», поскольку царь видит вокруг себя только одну измену).
История переписки Ивана Грозного с Курбским
В царствование Ивана Грозного, когда возобновилось столкновение великокняжеской власти с боярами, обе ссорившиеся стороны имели случай высказать яснее свои политические взгляды и объяснить причины взаимного нелюбья. В 1564 г. боярин князь А. М. Курбский, сверстник и любимец царя Ивана, герой Казанской и Ливонской войн, командуя московскими полками в Ливонии, проиграл там одну битву и, боясь царского гнева за эту ли неудачу или за связь с павшими членами Избранной рады Сильвестром и Адашевым, убежал к польскому королю, покинув в Дерпте, где был воеводой, свою жену с малолетним сыном. Он принял деятельное участие в польской войне против своего царя и отечества.
Князь Андрей Курбский. Видеоурок
Но беглый боярин Курбский не хотел молча расстаться со своим покинутым государем: с чужбины, из Литвы, он написал резкое, укоризненное, «досадительное» послание Ивану, укоряя его в жестоком обращении с боярами. Царь Иван Грозный, сам «словесной мудрости ритор», как его звали современники, не хотел остаться в долгу у беглеца и отвечал ему длинным оправдательным посланием, «широковещательным и многошумящим», как назвал его князь Курбский, на которое последний возражал. Переписка с длинными перерывами шла в 1564 – 1579 гг. Князь Курбский написал всего четыре письма, царь Иван Грозный – два; но его первое письмо составляет по объему больше половины всей переписки (62 из 100 страниц по изданию Устрялова). Кроме того, Курбский написал в Литве обвинительную Историю князя великого московского, т. е. царя Ивана, где также выражал политические воззрения своей боярской братии.
Так обе стороны переписки как бы исповедались друг другу, и можно было бы ожидать, что они полно и откровенно высказали свои политические воззрения, т. е. вскрыли причины взаимной неприязни. Но и в этой полемике, веденной обеими сторонами с большим жаром и талантом, не находим прямого и ясного ответа на вопрос об этих причинах, и она не выводит читателя из недоумения. Письма князя Курбского наполнены преимущественно личными или сословными упреками и политическими жалобами; в Истории он высказывает и несколько общих политических и исторических суждений.
Иван Грозный. Картина В. Васнецова
Жизнь в Речи Посполитой
Князь Курбский жил недалеко от Ковеля, в местечке Миляновичи (нынешняя территория Украины). Он и его потомки использовали герб Леварт (Лев II).
Судя по многочисленным процессам, акты которых сохранились до настоящего времени, он быстро ассимилировался с польско-литовскими магнатами и «между буйными оказался во всяком случае не самым смиренным»: воевал с панами, захватывал силой имения, посланцев королевских бранил «непристойными московскими словами» и прочее.
В отношениях к соседям князь А. М. Курбский отличался суровостью и властолюбием, нарушал права и привилегии своих ковельских подданных и не исполнял королевских повелений, если находил их несогласными со своими выгодами. Так, получив королевский указ об удовлетворении князя Александра Чарторыйского за разбой и грабёж крестьян князя Курбского, в Смедыне, он так в присутствии королевского представителя и поветовых старост отвечал присланному от князя Чарторижского с королевским листом: «Я-де, у кгрунт Смедынский уступоватися не кажу; але своего кгрунту, который маю з’ласки Божье господарское, боронити велю. A естли ся будут Смедынцы у кгрунт мой Вижовский вступовать, в тые острова, которые Смедынцы своими быть менят, тогды кажу имать их и вешать».
В 1569 году на сейме в Люблине волынские магнаты жаловались польскому королю Сигизмунду Августу на притеснения, которые они терпят от князя Андрея Курбского, и требовали, чтобы у него были конфискованы имения, ранее ему данные. Сигизмунд Август отказался удовлетворить их жалобы и заявил, что Ковель и староство кревское были даны Курбскому по весьма важным государственным причинам. Князь А. М. Курбский так говорит об этом: «ненавистные и лукавые суседи прекаждаху ми дело сие, лакомством и завистию движими, хотяще ми выдрати данное ми именье з’ласки королевския на препитание, не только отъяти и поперети хотяще многия ради зависти, но и крови моей насытися желающе».
Андрей Курбский, именовавший себя в Литве князем Ярославским, известен малыми войнами со своими соседями-шляхтичами. В мае 1566 года произошли стычки с отрядами воеводы волынского, князя Александра Фёдоровича Чарторыйского, в августе того же года — конфликт с владельцами местечек Донневичи и Михилевичи. В ноябре 1567 года состоялась стычка с вооружённой челядью семейства каштеляна сандомирского Станислава Матеевского. В конце 1569 года — столкновение с частным отрядом Матвея Рудомина, было много убитых и раненых. В августе 1570 года — «малая война» с воеводой брацлавским, князем Андреем Ивановичем Вишневецким за передел границ имений. Вооружённые пограничные столкновения между воинами А. М. Курбского и А. И. Вишневецкого происходили в феврале и в августе 1575 годов.
При содействии самого короля Сигизмунда Августа Андрей Курбский в 1571 году женился на богатой вдове Марии Юрьевне Козинской (Kozińska) (ум. ), урождённой княжне Гольшанской. Мария Гольшанская была дочерью знатного литовского князя-магната Юрия Ивановича Гольшанского (ум. ). До брака с Курбским Мария была дважды замужем: за Андреем Якубовичем Монтолтом (Монтовтом), затем за Михаилом Тихоновичем Козинским, от которых имела двух сыновей и дочь. В приданое Мария принесла Андрею Курбскому многочисленные имения на Волыни. Отношения между супругами не заладились. Вскоре Мария Гольшанская обратилась с жалобой к польскому королю на побои и даже на «посягательство на её жизнь». После скандального судебного процесса в 1578 году супруги развелись.
В апреле следующего, 1579 года, Андрей Курбский вновь женился на небогатой волынской дворянке Александре Петровне Семашко (ум. ), дочери старосты кременецкого Петра Семашко. Во втором браке Андрей Курбский был, по-видимому, счастлив, так как имел от неё дочь Марину или Марию, (1580 г. р.) и сына Дмитрия (1582 г. р.).
В мае 1583 года Андрей Михайлович Курбский скончался в своём имении Миляновичи под Ковелем. Его похоронили в монастыре Святой Троицы, в окрестностях Ковеля. Так как вскоре умер и его авторитетный душеприказчик, воевода киевский и православный князь Константин Константинович Острожский, польско-шляхетское правительство под разными предлогами стало отбирать владения у вдовы и сына Курбского и, наконец, отняло и город Ковель. Дмитрий Курбский (—) впоследствии получил часть отобранного, перешёл в католичество и служил королевским старостой в Упите.
↑ Часть 1.
Задание 1Задание 2
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
А) первое упоминание Москвы в летописиБ) Карибский кризисВ) Бородинская битваГ) Медный бунт | 1) 988 г.2) 1147 г.3) 1662 г.4) 1812 г.5) 1939 г.6) 1962 г. |
Задание 3
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) | ФАКТЫ |
А) формирование и развитие законодательства Древнерусского государстваБ) реформы Избранной радыВ) проведение политики «просвещённого абсолютизма» в РоссииГ) первые революционные преобразования большевиков | 1) созыв Уложенной комиссии2) принятие Судебника Ивана III3) созыв первого Земского собора4) принятие Декрета о земле5) принятие Русской Правды6) создание Временного правительства |
Задание 4Пропущенные элементы:
Задание 5
СОБЫТИЯ | УЧАСТНИКИ |
А) Ледовое побоищеБ) Ливонская войнаВ) Полтавская битваГ) разгром армии П.Н. Врангеля в Крыму | 1) А.А. Брусилов2) Андрей Боголюбский3) А.М. Курбский4) Александр Невский5) А.Д. Меншиков6) М.В. Фрунзе |
На позиции 6 могут быть использованы задания одной из двух моделей.Задание 6. Модель 1
Век | Событие истории России | Событие истории зарубежных стран |
XIX в. | ________________ (А) | Создание Тройственного союза |
___________ (Б) | Начало княжения в Киеве Владимира Мономаха | Третий крестовый поход |
___________ (В) | Присоединение Псковской земли к Московскому княжеству | _____________ (Г) |
XVIII в. | ________________ (Д) | _____________ (Е) |
Пропущенные элементы:Задание 6. Модель 2.
Век | Событие истории России | Современник |
XIX в. | ________________ (А) | Отто фон Бисмарк |
___________ (Б) | Начало княжения в Киеве Ярослава Мудрого | Вильгельм Завоеватель |
___________ (В) | Присоединение Псковской земли к Московскому княжеству | _____________ (Г) |
XVIII в. | ________________ (Д) | _____________ (Е) |
Пропущенные элементы:Задание 7Рассмотрите схему и выполните задания 8–11.
Задание 8Задание 9На позиции 10 могут быть использованы задания одной из двух моделей.Задание 10. Модель 1Задание 10. Модель 2Задание 11Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задания 12 и 13
Задание 12Задание 13Задание 14
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) «Слово о полку Игореве»Б) «Домострой»В) картина «Боярыня Морозова»Г) роман «Тихий Дон» | 1) Автор – И.Е. Репин.2) Произведение было написано в период руководства СССР Л.И. Брежнева.3) Автор – священник Сильвестр.4) Описываемые события произошли в XII в.5) Автору была присуждена Нобелевская премия.6) Сюжет иллюстрирует события церковного раскола. |
Оценка исторической личности
На камне мшистом в час ночной,
Из милой родины изгнанник,
Сидел князь Курбский, вождь младой,
В Литве враждебной грустный странник,
Позор и слава русских стран,
В совете мудрый, страшный в брани,
Надежда скорбных россиян,
Гроза ливонцев, бич Казани…
К. Ф. Рылеев, «Курбский», 1821 (отрывок)
Мнения о Курбском как политическом деятеле и человеке, не только различны, но и диаметрально противоположны. Одни видят в нём узкого консерватора, человека крайне ограниченного, но высокого самомнения, сторонника боярской крамолы и противника единодержавия. Бегство в Великое княжество Литовское объясняют расчётом на житейские выгоды, а его поведение в Литве считают проявлением разнузданного самовластия и грубейшего эгоизма; ставится под сомнение даже искренность и целесообразность его трудов на поддержание православия.
По убеждению других, Курбский — личность умная и образованная, честный и искренний человек, всегда стоявший на стороне добра и правды. Его называют первым русским диссидентом.
Известный польский историк и геральдист XVII века Симон Окольский писал, что Курбский «был поистине великим человеком: во-первых, великим по своему происхождению, ибо был в свойстве с московским князем Иоанном; во-вторых, великим по должности, так как был высшим военачальником в Московии; в-третьих, великим по доблести, потому что одержал такое множество побед; в-четвёртых, великим по своей счастливой судьбе: ведь его, изгнанника и беглеца, с такими почестями принял король Август. Он обладал и великим умом, ибо за короткое время, будучи уже в преклонных годах, выучил в королевстве латинский язык, с которым дотоле был незнаком».
Курбский Андрей Михайлович (1528 — 1583)
русский политический и военный деятель, писатель-публицист. Из рода ярославских князей. Получил хорошее образование (изучал грамматику, риторику, астрономию и философию); на формирование мировоззрения К. большое влияние оказал Максим Грек. В 40-50-х гг. был одним из самых близких людей Ивана IV Васильевича. Занимал высшие административные и военные должности, входил в Избранную раду, участвовал в Казанских походах 1545-52. В связи с военными неудачами в Ливонии царь в 1561 поставил во главе русских войск в Прибалтике К., который вскоре одержал над рыцарями и поляками ряд побед, после чего был воеводой в Юрьеве (Дерпте). Боясь опалы после падения правительства А. Ф. Адашева (см. Опричнина), с которым был близок, К. 30 апреля 1564 бежал из Юрьева в Литву; польский король пожаловал К. несколько имений в Литве (в том числе г. Ковель) и на Волыни, К. был включен в число членов королев. рады. В 1564 возглавил одну из польских армий в войне против России. В 1564-79 К. направил Ивану IV три послания (положившие начало известной переписке между К. и царём), в которых обвинил его в жестокости и неоправданных казнях. В 1573 К. написал «Историю о великом князе Московском» -политический памфлет, в котором отразилась идеология крупной аристократии, выступавшей против усиления самодержавной власти. «История» является одновременно свидетельством современника о восстании 1547 в Москве, взятии Казани, деятельности правительства А. Ф. Адашева, которое К. назвал «Избранной радой», о Ливонской войне и других событиях. Сочинения К. — ценный исторический источник, отличаются высокими литературными достоинствами.
Соч.: Соч., т. 1 — Сочинения оригинальные, СПБ, 1914.
Лит.: Ясинский А. Н., Соч. князя Курбского как исторический материал, , 1889; Зимина А., Когда Курбский написал «Историю о великом князе Московском»?, Тр. Отдела древнерусской литературы, т. 18, М. — Л., 1962; Скрынников Р. Г., Курбский и его письма в Псково-Печерский монастырь, там же.
В. И. Корецкий.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
Это интересно: 1025,Культура Руси в 9 – начало 13 в
Политика и военные походы
Подробная биография Курбского известна с 21-летнего возраста. Молодой человек показал себя отличным стратегом при взятии Казани в 1549 году
Смелый юноша привлек внимание Ивана Грозного. Помимо воинских заслуг, царя и боярина роднил возраст
Государь был младше Курбского всего на 2 года, поэтому мужчины легко нашли общие интересы.
Андрей Курбский и Иван Грозный
За следующие три года Андрей из рядового стольника дослужился до звания воеводы. Полное доверие Курбский получает после победы над ханом Давлетом Гиреем в 1552 году. Особенно впечатлило царя то, что, несмотря на ранение, молодой герой вновь сел на коня спустя 8 дней после тяжелого увечья.
Неудивительно, что вскоре Курбский получает приглашение примкнуть к Избранной Раде, собранной Иваном Грозным для обсуждения политических вопросов. Наравне с Адашевым и Сильвестром боярин помогает царю решать сложные ситуации и определиться с курсом правления.
Андрей Курбский при взятии Новгородки
Напряжение в отношениях с государем наметились после побед Андрея Михайловича в Ливонской войне. Взгляды Ивана Грозного на приближенных резко изменились. Достижения и заслуги перестали играть значения, и, чтобы избежать опалы, Курбатов бежал в Литву.
Истинная причина побега не установлена. Современники выдвигают две версии: Курбатов боялся за собственную жизнь или поддался на уговоры короля Сигизмунда-Августа, мечтавшего переманить полководца. Вскоре после эмиграции Курбатов пополнил ряды литовских военачальников и даже выступал на стороне неприятеля против старых товарищей.
Герб Андрея Курбского в Речи Посполитой
В награду за измену родине литовский король награждает Андрея Михайловича городом Ковелем и прилегающим к нему поместьем. Курбский получает новый герб Леварт, на флаге которого изображен гепард с поднятой лапой.
Чтобы развеять тоску по родине, мужчина принимается за переводы философских трудов. Помимо изучения мировоззрения древних, Андрей Михайлович пишет письмо бывшему другу – Ивану Грозному. Мужчины обсуждали взгляды на социально-политические проблемы и будущее страны, но не приходили к единому мнению.
Книги Андрея Курбского
Под впечатлением от деятельности Максима Грека Курбский создает несколько трактатов, отражающих взгляды бояр на устройство государства. Бывший приближенный царя рассылает деловые письма, где высказывает собственное видение. В письмах и посланиях воевода предстает борцом с тиранией и обличителем безумного царя.
Род Курбских
Герб князей Курбских в Речи Посполитой
Род Курбских выделился из ветви приближённых и ярославских князей в XV веке. Согласно родовой легенде, род получил фамилию от села Курба. Род Курбских проявлялся в основном на воеводской службе: члены рода покоряли племена хантов и манси на Северном Урале, Курбские гибли и под Казанью, и на войне с Крымским ханством. Род Курбских присутствовал и на административных должностях, но на данном поприще род не добился больших успехов, хотя Курбские были наместниками и в Устюге Великом, и в Пскове, и в Стародубе, и в Торопце.
Андрей был старшим сыном московского воеводы, князя Михаила Михайловича Курбского (ум. ) и Марии Михайловны, дочери боярина Михаила Васильевича Тучкова-Морозова. У него было два младших брата — Иван и Роман Курбские. Воевода князь Михаил Михайлович Курбский, отец Андрея Курбского, имел боярский чин. Возможно, боярский чин имел и Семён Фёдорович Курбский.
Такое карьерное положение, безусловно, не соответствовало самому имени ярославского князя. Причин такого положения могло быть несколько. Во-первых, князья Курбские часто поддерживали оппозицию правящему режиму. Внук Семёна Ивановича Курбского был женат на дочери опального князя Андрея Угличского. Курбские поддерживали в борьбе за престол не Василия III, а Дмитрия-внука, чем заслужили ещё большую нелюбовь московских правителей.
Побег
Царь отдалил от себя многих влиятельных людей. Курбского, после победы над половцами, он отправил в г. Юрьев на должность воеводы. В это время как раз там находился Адашев. Через год, 30 апреля 1564 г. князь бежит в Литву. Его предупредили об опасности. Побег совершили ночью, в трудных условиях. Курбский и несколько верных слуг спустились на веревках со стены охраняемой крепости, пересекли границу.
С собой князь имел немалые деньги: рубли, талеры, 30 дукатов и 300 золотых. Но эти средства, видимо, полученные от польского короля, были отняты у князя пограничниками. Далее русского перебежчика арестовали и отправили в замок Армус, и там тоже ограбили, забрав шапку и шубу. В Вольмар Курбский прибыл в полной нищете.
Князь, убежав от царского гнева, оставил в России семью, имущество было конфисковано. Само бегство не было изменой, так как князя ожидала такая же судьба, как и всех людей, попавших в немилость подозрительного государя. Но потом Курбский начал активно оказывать помощь ливонцам в войне против России. Это является предательством по отношению к родине.
Андрей Михайлович Курбский
Ивану Грозному сообщают об измене Андрея Курбского.
Лицевой летописный свод XVI в.
Курбский Андрей Михайлович (1528 — 1583), русский
князь, государственный деятель, писатель,
переводчик. Участник Казанских походов, член
Избранной рады, воевода в Ливонской войне.
Действуя, по его словам, из опасения
«неправедной» опалы Ивана IV,
бежал в Литву (); член рады
Речи Посполитой. Участвовал в войне
против России, что делает его предателем при
любой причине бегства. Написал мемуарный памфлет
«История о великом князе
Московском» (1573) и 3 обличительных послания
«лютому самодержцу» (составивших вместе с 2
ответами Ивана IV уникальный
литературный памятник, исполненный страстной
полемики о пределах царской власти и о ее
верности «пресветлому православию»).
+ + +
Курбский Андрей Михайлович (осень 1528 — май 1583), князь из рода князей
Ярославских, потомков Владимира Мономаха, боярин, писатель. Вращался в кругу
лиц, общавшихся с прп. Максимом Греком. На 21-м году в звании стольника
Курбский сопровождал Ивана Грозного под Казань. В 1550 был отправлен
воеводой в Брянск, а в следующем году назначен начальником «правой руки»
войска, вставшего на р. Оке для отражения татар. В 1552 в походе под Казань
вместе с кн. М. И. Воротынским начальствовал «правой рукой». При взятии
Казани был тяжело ранен. В 1553 был возведен в достоинство боярина и
награжден золотой медалью. Вскоре был послан воевать с крымскими татарами, а
в 1557 назначен «первым воеводою Большого полку» в войне с Ливонией, одержав
до 8 побед. Весной 1563 уехал из Юрьева в Вольмар (Литва) вместе с немногими
служилыми людьми, бросив жену и сына. О причинах бегства нет единого мнения.
Автор многих сочинений, в т. ч. трех посланий к Ивану Грозному. Царь ответил
на два первых (эпистолии «широковещательные и многошумящие»).
Другие биографические материалы:
Бутузкина Е.Н. Боролся за сохранение чистоты
православной веры (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. /
Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин.
М., Мысль, 2010, т. II, Е – М).
Абрамов А. И. Мыслитель, писатель, переводчик (Русская
философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей
редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).
Перевезенцев С. Православный мыслитель (Большая
энциклопедия русского народа).
Шикман А.П. Политический и военный деятель (Шикман
А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997).
Богуславский В.В., Бурмистров В.В. Князь, боярин и
воевода (Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь рюриковичей.
Иллюстрированный исторический словарь).
Далее читайте:
Андрей Курбский:
История о великом князе Московском (документ).
Царево государево
послание во все его Российское царство об измене
клятвопреступников — князя Андрея Курбского с
товарищами (документ).
Второе послание Ивана
Грозного Курбскому (документ).
Скрынников Р.Г. Бегство
Курбского.
Сочинения:
Сочинения князя Курбского. – «Русская историческая библиотека». СПб., 1914,
т. 21;
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1993.
Литература:
Гаврюшин Н.К. Научное наследие А.М.Курбского. – «Памятники науки и
техники. 1984». М., 1986.
Кобрин В.Б. Иван Грозный.М.,1989;
Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М.,1975.
Церковно- -философские течения
На рубеже 15 — 16 веков возникают церковно- -философские течения, которые весьма и весьма близки по своей сути западноевропейской реформации. Речь идет о противостоянии иосифлян и нестяжателей. Иосифляне — это сторонники учения Иосифа Волоцкого, настоятеля Волоколамского монастыря. Он утверждал, что церкви для того, чтобы нести идеи божьи, обязательно нужно богатство, обязательно нужны земли. Нил Сорский, основатель течения нестяжателей утверждал, что церкви не нужно ничего, и учение божье совсем не нуждается в таком имущественном подкреплении.
Сначала Иван III радостно поддержал Нила Сорского, постольку поскольку, предвидел для себя большие выгоды, кому должны были отойти церковные земли, но потом, общественность церковная настояла на том, чтобы, все-таки, церковь двигалась вслед за иосифлянами. Церковь становилось все более самостоятельной. Ее земельные владения росли. Самостоятельной она стала настолько, что в 1589 году главой русской церкви был уже не Константинопольский патриарх, а русский патриарх Иона.
Подводя итоги следует сказать, что 16 век — это отнюдь не только век Ивана Грозного, который утвердил свое деспотическое правление над всем российским государством. Это еще и век величайших культурных достижений в области архитектуры, живописи, зодчества, общественной мысли.