Именины варфоломея

Молитвословия

Тропарь апостолов Варфоломея и Варнавы

глас 3

Язык огнедохновен в силе Духа приемше,/ во плоти пришедшее Слово проповедаете всюду,/ Егоже ради ов во главу усечен,/ ов же камением побиен,/ и есте апостольскому лику украшение,/ Варфоломее и Варнаво,/ темже память вашу почитаем и просим:/ молите Христа Бога подати нам грехов оставление.

Кондак апостола Варнавы

глас 3

Господень был еси всеистинный служитель,/ апостолов же явился еси седмидесятих первый,/ озарил еси и с Павлом проповедь твою,/ всем возвещаяй Христа Спаса,/ сего ради песнопении// Божественную память твою, Варнаво, совершаем.

Кондак апостола Варфоломея

глас 4

Явился еси великое солнце вселенней/ учений сияньми и чудес страшных,/ световодя почитающия тя,/ Варфоломее,// Господень апостоле.

Молитва апостолу Варфоломею (Нафанаилу)

О преславный Апостоле Христов Варфоломее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елея же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильный! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобного Ефрема Новоторжского

глас 1

Божественною свыше благодатию просветився, Богомудре, / и по смерти яви тя светлость жития твоего, / темже источаеши мирови благоухание, / иже с верою притекающим к раце мощей твоих, Ефреме преподобне. / Тем вопием ти: / слава Давшему ти чудесем благодать, / слава Прославльшему тя в чудесех, / слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобного Ефрема Новоторжского

глас 8

Светозарную лучу похвалим, преподобне,/ твою честную раку,/ многосветлою свещею просвещает бо Господь церковь твою от цельбоноснаго гроба твоего/ и озаряет омраченная наша сердца./ Якоже солнце незаходимое, отче,/ подобие образа твоего возсия нам,/ и град Торжек тобою благодать приемлет,/ обогащающу ти всех нас добротою чудес,/ содеянием благодати поющих ти: аллилуйя.

Молитва преподобному Ефрему Новоторжскому

О священная главо, великий и предивный чудотворче, отче наш Ефреме! К тебе, скорому помощнику и усердному о нас молитвеннику, смиренно прибегаем и молитвенно просим тя: нас, скорбных и обремененных грехи многими, не остави помощию твоею святою и заступлением благодатным. Не забуди нас, чад твоих, отче священнейший, но поминай нас присно в небесных богоприятных молитвах твоих у престола Пресвятыя Троицы, идеже со Ангелы и всеми святыми предстоиши, и зриши вся наша нужды и беды, яко обуреваемся страстьми и не имамы дерзновения ко Творцу, просити Его о помиловании и спасении. Темже тебе предлагаем, яко умилостивителя пред Господем, и тобою уповаем милость Божию и прощение грехов наших от Вседержителя получити и спасение вечное унаследовати, да славим и поем величие и благодать и человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, и твое отеческое заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Предания[править | править код]

Согласно преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, особенно в связи с именем апостола Варфоломея упоминают город Иераполь. Традиция сообщает также о его поездке в Индию и проповеди в Армении, где на Арташатском холме он встретился с апостолом Иудой Фаддеем (армянская церковь почитает их своими основателями). Евсевий Кесарийский сообщает, что в Индии Варфоломей оставил основанной им общине Евангелие от Матфея на еврейском языке, которое было найдено философом Пантеном, преподавателем Александрийской школы.

Согласно армянской традиции, апостол Варфоломей исцелил царя Санатрука или сына царя Трдата от проказы у источника молока. В ознаменование этого события в области Албак была построена церковь святого Варфоломея. Согласно другой традиции, на этом месте ранее стоял языческий храм.

Смертьправить | править код

Страдания апостола Варфоломея (Джованни Тьеполо, 1722 год)

Согласно преданию, по наущению языческих жрецов брат армянского царя Астиаг «схватил святого апостола и в городе Альбане». Варфоломея распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, сняли кожу, а затем обезглавили. Верующие взяли «его тело, главу и кожу, положили их в оловянную раку и предали погребению в том же городе, Албане, что в Великой Армении».

Существуют при этом различные версии отождествления города Альбаны (Албанополь, Урбанополь):

  • православная традиция отождествляет его с Баку, в котором при раскопках у Девичьей башни были обнаружены остатки древнего храма, отождествляемого с базиликой, возведённой над местом гибели апостола;
  • по мнению Мишеля ван Эсбрука, под Альбаной понимается понтийский город Никополь;
  • по другой версии, апостол Варфоломей захоронен на юго-востоке современной Турции, в армянской исторической области Васпуракан, где в XIV веке на месте предполагаемого захоронения был построен армянский монастырь святого Варфоломея.

Около 410 года мощи Варфоломея были перенесены из Ахбака в Мартирополь, а около 507 года в город Дара (Месопотамия). При нашествии персов в 574 году, по сообщению Григория Турского, раку с мощами бросили в море, и она чудесным образом приплыла к острову Липари. Около 838 года мощи перенесли в Беневенто, где они хранятся в настоящее время в Базилике Сан Бартоломео. С X века часть мощей апостола хранится на острове Тиберина (Рим) в церкви Сан-Бартоломео, посвящённой апостолу. Частицы мощей апостола Варфоломея хранятся также в ряде афонских монастырей, кафедральном соборе Святых Жен-мироносиц в Баку (передана в 2003 году Константинопольским патриархом) и других местах.

Память апостола Варфоломея совершается:

  • в Православной церкви 25 августа (7 сентября) шестеричным богослужением — перенесение мощей, а также 22 апреля (5 мая), 11 (24) июня — смерть, 30 июня (13 июля) —Собор двенадцати апостолов,
  • в Католической церкви — 24 августа,
  • в Армянской апостольской церкви почитается как её основатель, к которому возводится апостольская преемственность её иерархии, дни памяти — 25 февраля и 8 декабря.

Апокрифы

С именем ап. Варфоломея связан ряд
апокрифических произведений. «Евангелие апостола
Варфоломея» (или «Вопросы Варфоломея»). Оригинал написан
по-гречески и датируется III в. по Р. Х. Сохранилось
фрагментарно в греч., лат. и слав. версиях. Упоминается
блж. Иеронимом в предисловии к толкованию на Евангелие
от Матфея, в Каталоге папы Геласия I, а также у Епифания
Монаха. В 1-й части Варфоломей задает воскресшему Христу
вопросы об искуплении. 2-я часть содержит вопросы к
Богородице о воплощении Сына Божия. В 3-й части
Варфоломей беседует с диаволом об аде, падших ангелах,
грехопадении Адама и Евы, необходимости искупительной
жертвы Христа за род человеческий и сошествии Спасителя
во ад.

Апокриф сохранился в 2 рус. списках XIV
и XVII вв. и в южнослав. рукописи XVI в.

«Евангелие Варфоломея» (или «Книга о
Воскресении Иисуса Христа апостола Варфоломея») на копт.
языке. Является гомелитической обработкой «Вопросов
Варфоломея». Сохранившиеся списки (древнейшие датируются
V-VII вв.) отражают различные редакции.

«Деяния апостолов Андрея и Варфоломея в
городе парфян» на копт., араб., эфиоп. и греч. языках.
По мнению Р. А. Липсиуса, сочинение возникло в Египте;
является вторичным по отношению к «Деяниям апостолов
Андрея и Матфия в стране антропофагов» .Копт. списки
датируются IX в. Видимо, во 2-й пол. XIII в. на
основании копт. версии был создан араб. перевод, текст
к-рого опубликован А. Смит-Льюис. Эфиоп. версия восходит
к араб. источникам. Известны также 2 неизданных греч.
списка XV в.

Апостол Варфоломей. Фреска церкви свт. Николая.
Монастырь Ставроникита. Афон. 1546 год.

«Деяния апостола Варфоломея». Копт.
памятник, повествующий о миссионерской деятельности ап.
Варфоломея в егип. оазисе и о путешествии Варфоломея в
сопровождении ап. Андрея в Парфию, где он принял
мученическую кончину (его поместили в мешок с песком и
бросили в море). Полный текст сохранился в араб. и
эфиоп. версиях, зависящих от копт. Автор, по всей
вероятности, использовал более древние «Деяния апостола
Фомы».

«Мученичество апостола Варфоломея».
Сохранились лат. и арм. памятники с этим названием. Лат.
«Мученичество» приписывается Псевдо-Авдию (греч.
редакция основывается на лат. оригинале). В нем описана
миссионерская деятельность Варфоломея в Индии и его
казнь по приказу царя Астиага. Арм. «Мученичества»
основаны на местных преданиях, а также на греч. или сир.
источниках (напр., связь Варфоломея с ап.
Иудой-Фаддеем).

«Апокалипсис апостола Варфоломея»
(«Откровения Варфоломея») наименее изучен; видимо,
является, поздней компиляцией.

Э. П. С., Э. П. А.

Способности[]

Варфоломей — обычный ангел и обладает такими способностями, как:

  • Бессмертие — как и все ангелы, Варфоломей потенциально бессмертен и может жить вечно.
  • Неуязвимость — для обычного оружия людей и демонов Варфоломей невосприимчив. Нанести ему вред могут только более могущественные существа или клинок ангела.
  • Сверхсила — физически он намного сильнее человека и обычных демонов. Могущественные демоны сильнее его физически.
  • Телепортация — Варфоломей может мгновенно переместиться в любую точку мира, однако после падения утратил эту способность.
  • Воскрешение — Варфоломей может воскресить человека, вернув его душу в тело, а если душа в Аду, то он может вытащить её оттуда (нужна связь с Небом).
  • Исцеление — Варфоломей может исцелить любое ранение у человека (нужна связь с Небом).
  • Телекинез — силой мысли он может двигать предметы и людей.
  • Пирокинез — он может генерировать и контролировать огонь.
  • Использование сосуда — для нахождения на Земле и общения с людьми ему нужен человеческий сосуд при чем необходимо его разрешение.
  • Изменение голоса — он может имитировать различные человеческие голоса.
  • Убийство сверхъестественного — Варфоломей может убивать слабых демонов прикосновением, но эта способность не действует на могущественных демонов (нужна связь с Небом). Он также может убить практически любого земного монстра и прочую нечисть.
  • Сверхчеловеческая выносливость — Варфоломею не требуется сон.
  • Усыпление — приложив пальцы к переносице человека, Варфоломей может усыпить его.
  • Чтение мыслей — он может читать мысли.
  • Огромные знания — Варфоломей обладает огромными знаниями.
  • Восприимчивость к сверхъестественному — он может видеть призраков, жнецов, адских псов и истинные лица ангелов и демонов.
  • Эйдетическая память — Варфоломей помнит имена всех живущих Пророков.
  • Регенерация — любое ранение, полученное обычным оружием, он может мгновенно заживить. Но если ранение получено сверхъестественным оружием, оно будет заживать гораздо дольше.
  • Хронокинез — Варфоломей  мог переместить человека в прошлое, но для этого нужна была связь с Небом.
  • Изменение памяти — он может изменять память человека.

Жизнеописание апостола Варфоломея

Сведения о житии Варфоломея известны из апокрифических источников. Его имя упоминается в числе 12 учеников Христа в Евангелиях от Луки, Матфея, Марка. Иоанн в Евангелии сообщает, что четвертым Христос призвал в ученики Нафанаила. Ученые-богословы пришли к выводу, что Варфоломей – скорее отчество (в переводе с арамейского – «сын Фалмая»). То есть имена Нафанаил и Варфоломей, упоминаемые в новозаветных текстах, относятся к одному человеку.

Родился Нафанаил в I веке до новой эры в Кане (Галилея). К Христу его привел Филипп. Близкий друг и родственник сообщил Варфоломею, что встретил мессию, которого ожидали Моисей и пророки. Нафанаил засомневался, что из Назарета появится что-то «доброе», ведь Галилея всегда была землей безбожников и грешников.

Иисус принял Варфоломея в число учеников, узнав ближе, посчитал его честным и бесхитростным, истинным иудеем. Святое Писание не содержит сведений о жизни апостола, он там только указан.

Когда Христос покинул учеников, Варфоломей, вместе с Филиппом, призваны были проповедовать Евангелие в землях Малой Азии.

В дороге их сопровождала сестра Филиппа дева Мариамна. Они шли вместе, объясняли людям Слово Божие, иногда их пути ненадолго расходились. Язычники не желали слушать о явлении Христа, проповедников гнали, сажали в темницы, изгоняли из городов. Но Господь поддерживал апостолов, Его милостью они совершали чудеса, помогающие людям уверовать.

В одном из городов, где язычники поклонялись большой ехидне, апостолы уничтожили чудище и обрели сразу много сторонников, которые уверовали во Христа.

Предание сохранило сведения о чудесах, явленных апостолами по милости Божией, в городе Иераполь. Святые пришли в город с проповедью, привлекали сердца язычников рассказами о Христе, лечили больных. Филипп с Варфоломеем вернули зрение Стахию, который был слеп 40 лет. После этого чуда мужчина принял крещение, поверил в Бога.

Язычники бросились к апостолам за исцелением, славили милосердного Бога, крестились. Слухи о том, что вера в языческих богов пошатнулась, дошли до городских властей. Апостолов схватили, посадили в узилище, обвинили в подрыве устоев страны. Темные язычники заподозрили колдовство, посчитали, что сила проповедников таится в их одеждах.

Святых приказали раздеть. Мариамна внезапно оказалась окутана языками пламени, прикоснуться к деве никто не сумел. Филиппа и Варфоломея распяли на крестах. Гнев Божий настиг язычников – во время судилища началось землетрясение. Правитель, стража, судьи и наиболее любопытные горожане сгинули, провалились под землю.

Апостолов сняли с крестов, но Филипп уже скончался. Уходя из Иераполя, Варфоломей положил Стахия в сан епископа, повелел нести Слово Божие. После Иераполя пути Нафанаила и Мариамны разошлись. Апостол ушел проповедовать в Индию, сестра Филиппа отправилась в Ликаонию, где вскоре скончалась.

Мученичество и смерть

В Индии Варфоломей продолжил проповеди. Чтобы сделать для людей понятным Слово Божие, апостол перевел с иудейского языка на местный Евангелие от Матфея. Дойдя до Великой Армении, Нафанаил продолжал обращать язычников, творил чудеса, исцелял. Святой изгнал бесов из армянской царевны, за что властитель Полимий пожелал отблагодарить Варфоломея богатыми дарами.

Но от щедрот царя проповедник отказался, поведав, что желает только спасения душ человеческих. Узнав, что Христос дает великую силу своему ученику, царь с семьей и множество других людей уверовали в Бога. Нафанаил крестил армян во многих городах царства.

Теряя паству, языческие жрецы обратились за помощью к брату Полимия. Астиаг повелел схватить апостола (согласно большинству источников, в городе Альбане, современный Баку). Нафанаила распяли вниз головой, затем содрали с живого кожу, обезглавили. Христиане собрали останки святого в раку из олова, погребли с почетом.

Чудеса

Мученичество Святого Варфоломея по Рибера (1634)

Из множества чудес, которые, как утверждается, совершил Варфоломей до и после своей смерти, два известны горожанам маленького итальянского острова Липари .

Жители Липари ежегодно отмечали его праздник. Традиция людей заключалась в том, чтобы взять твердую серебряную и золотую статую из собора Святого Варфоломея и пронести ее через город. Однажды, когда статую спускали с холма в сторону города, она внезапно стала очень тяжелой, и ее пришлось поставить. Когда люди, несущие статую, восстановили свои силы, они подняли ее во второй раз. Еще через несколько секунд он стал еще тяжелее. Они поставили его и попытались еще раз поднять. Им удалось поднять его, но пришлось опустить в последний раз. В считанные секунды стены дальше под гору рухнули. Если бы статую удалось поднять, все горожане были бы убиты.

Во время Второй мировой войны фашистский режим искал способы финансировать свою деятельность. Было приказано взять серебряную статую святого Варфоломея и переплавить ее. Статуя была взвешена, и оказалось, что она весит всего несколько граммов. Его вернули на место в соборе Липари. На самом деле статуя сделана из многих килограммов серебра и считается чудом, что ее не переплавили.

Святому Варфоломею приписывают множество других чудес, связанных с весом предметов.

Память: 11 / 24 июня, 30 июня / 30 июля (Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов), 25 августа / 7 сентября (Перенесение мощей)

В Новом Завете Варфоломей упоминается
только в 4 списках 12 учеников Иисуса Христа (Мф. 10:3;
Мк. 3:18; Лк. 6:14; Деян. 1:13). «Варфоломей», вероятно,
является распространенным арам. патрономическим именем
(отчеством) — «сын Фалмая» или «сын Толомея».

Апостол Варфоломей. Икона

Ставшее традиц. отождествление
Варфоломейя с ап. Нафанаилом (Ин. 1:45-51) аргументируют
болландисты, ссылаясь на отцов и учителей Церкви, хотя,
напр., блж. Августин выступал против их отождествления.

В. и ап. Нафанаила отождествляют,
основываясь на том, что имя Варфоломея приводится в
списках апостолов синоптических евангелий, тогда как
евангелист Иоанн относит к апостолам Нафанаила, о к-ром
синоптические Евангелия не упоминают. в евангельских
списках апостолов, где имена приводятся попарно,
Варфоломей стоит рядом с ап. Филиппом, что позволяет
сделать предположение о связи этих апостолов (ср.: Ин
1:43-48). У евангелиста Иоанна именно Филипп сообщает
Нафанаилу об Иисусе; апостольский статус Нафанаила
очевиден в рассказе о чудесном улове рыбы на
Тивериадском оз., т. к. и все др. ученики, свидетели
этого чуда, — апостолы (Ин. 21:1-14). Наконец, поскольку
Варфоломей — патрономическое имя апостола, допустимо,
что он мог иметь и др. имя, Нафанаил (арам. Натанаэл),
тогда полное арам. имя Варфоломея Натанаэл бар Толами.

Визант. агиографическая традиция или
рассматривала ап. Нафанаила (пам. 22 апр.) как отдельное
лицо, или отождествляла его с ап. Симоном Зилотом.
Визант. традиция, отождествляющая ап. Нафанаила с ап.
Симоном, отражена в богослужебных книгах Греческих
Церквей. В новейших трудах греч. агиографы либо
склоняются к идентификации апостолов Варфоломея и
Нафанаила, либо приводят обе версии: отождествление
Нафанаила с Варфоломеем и с Симоном Зилотом. РПЦ в XIX
в. еще безусловно следовала греч. Традиции, но уже при
издании «Житий святых, изложенных по руководству Четьих
Миней свт. Димитрия Ростовского…», их комментатор
видит в Нафанаиле одно лицо с Варфоломеем, хотя
упоминает и др. мнения (идентификация Нафанаила с
Симоном Зилотом или с одним из 70 апостолов).

О жизни Варфоломея Свящ. Писание не
сообщает ничего определенного. О Нафанаиле же
(Варфоломее — с т. зр., их отождествляющей) известно со
слов евангелиста, что он был родом из Каны Галилейской
(Ин. 21:2). Филипп сообщил Нафанаилу, что они (Филипп,
Андрей и Петр) нашли Мессию — Иисуса, «Того, о Котором
писали Моисей в законе и пророки» (Ин. 1:45-46).
Нафанаил, однако, сначала выразил нек-рое недоверие
этому сообщению: «…из Назарета может ли быть что
доброе?» Его неверие, вероятно, объясняется бытовавшим
среди иудеев представлением, согласно к-рому Мессия не
может прийти из Галилеи (Ин. 7:40-44). Нафанаил, видимо,
хорошо знал Писание, это подтверждает и сообщение
евангелиста, что он сидел под смоковницей, когда его
позвал Филипп: в раввинистической лит-ре место под
смоковницей часто представлялось как наиболее удобное
для бесед раввинов о смысле Писания. Истинный
израильтянин, «в котором нет лукавства», Нафанаил в
результате исповедовал мессианство Иисуса: «Равви! Ты
Сын Божий, Ты Царь Израилев». Иисус в ответ на эти слова
обещал, что он увидит еще большие свидетельства тому —
«небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих
к Сыну Человеческому
» (Ин. 1:51).

Житие апостола Варфоломея

Апостол Варфоломей происходил из Каны Галилейской, города, где Христос неоднократно бывал со Своими учениками и где Он совершил несколько знаменитых чудес: претворил воду в вино, исцелил сына царедворца. О годах его юности нет никаких сведений. Затем он был призван и следовал за Господом, став свидетелем большинства совершенных Им чудес. А после того, как в Сионской горнице на апостолов снизошел Святой Дух, Варфоломей отправился, как и прочие, проповедовать Евангелие разным народам.

Об этом, последнем периоде его жизни существует множество апокрифов, значительно расходящихся по своему содержанию, и даже прямо противоречивых между собой. В том виде, в котором житие апостола Варфоломея сохранилось в предании русской православной церкви, оно записано святителем Димитрием Ростовским.

Апостолу Варфоломею вместе с апостолом Филиппом выпал жребий проповедовать веру Христову к северу от Палестины: в Сирии и Малой Азии. Вместе с апостолами следовала и сестра Филиппа по имени Мариамна, разделявшая их проповеднические труды. Наконец, они добрались до города Иераполиса Фригийского (на юго-западе современной Турции).

Там по их молитвам были низвержены идолы, которым поклонялись местные жители, обрел зрение слепой и исцелилась жена начальника города. После этого множество народа уверовало во Христа и крестилось.

Однако жрецы низверженных идолов обратились к начальнику города с жалобой на апостолов, и тот приказал распять их вниз головой. Внезапно произошло великое землетрясение, и градоначальника вместе со жрецами и многими неверующими поглотила земля. После этого оставшиеся в живых и спасшиеся окончательно уверовали во Христа и поспешили снять апостолов с креста. Но к этому времени святой Филипп уже отдал свою душу Господу.

Мучение святых апостолов Филиппа и Варфоломея

Похоронив мученика и устроив христианскую церковь в Иераполисе, Варфоломей и Мариамна разошлись в разных направлениях. И далее апостол Варфоломей следовал сам по себе. Сперва он направился в Индию и провел там продолжительное время, переведя на местное наречие Евангелие от Марка. Кроме того, он оставил тамошним жителям и написанное по-еврейски Евангелие, которое спустя сто лет было перенесено христианским философом Пантеном в Александрию.

Проповедь

Согласно апокрифическим «Деяниям ап.
Фомы», В. был среди 11 апостолов, бросивших жребий и
получивших каждый свою часть ойкумены для миссионерской
проповеди. Он проповедовал в М. Азии (вместе с ап.
Филиппом — во Фригии и Ликаонии), Месопотамии, Парфии
(Персии) и Индии («Мученичество ап. Варфоломея»), под
к-рой одни авторы подразумевали Эфиопию (Руфин
Аквилейский, Сократ Схоластик), а др.- Аравию
Счастливую. Однако в сочинениях Евсевия и блж. Иеронима
речь идет именно об Индии, где Варфоломей оставил
Евангелие от Матфея на евр. языке, найденное христ.
философом Пантеном, преподавателем Александрийской
огласительной школы.

В «Деяниях ап. Андрея» рассказывается о
миссионерском путешествии Варфоломея вдоль Черноморского
побережья. Из «Индии» В. отправился в Парфию, затем в
Вел. Армению. На Арташатском холме он встретился с
апостолом от 70 Иудой Фаддеем. Варфоломей обратил в
христианство сестру арм. царя Вогухи и мн. вельмож; по
приказу царя Санатрука (Астиага) его распяли вниз
головой, заживо содрали кожу и обезглавили.

Апостол Варфоломей (без кожи). Статуя в Миланском соборе

Маттео ди Джованни «Святой Варфоломей с содранной
кожей», 1480

Местоположение мощей

Погребенные в Альбане мощи святого явили множество чудес. Паломники стали стекаться к могиле святого. В начале 6 века раку перенесли в город Дара. Когда город захватили персы, христиане пытались спрятать святыню, но их загнали на берег Черного моря.

Тогда отчаявшиеся люди опустили ковчежец в море, и он поплыл. Вместе с мощами Варфоломея острова Липара по морю чудесным образом достигли и раки с мощами других святых. На берег Липары вышел епископ Агафон, которому было видение. Святой отец перенес мощи в храм Божий.

В 9 веке раку перевезли в церковь небольшого городка вблизи Неаполя, в 10 веке мощи с почетом отправили в Рим.

Мощам святого апостола можно поклониться:

  • храм Сан-Бартоломео, остров Тиберина, Рим;
  • собор Жен-Мироносиц, Баку;
  • церкви Афона.

К мощам ученика Христа стекаются тысячи христиан, чтобы удостоиться благодати Божией, обратиться с просьбами и молитвами.

Отличия

Заказы

  • Грузия : Орден Святого царя Давид псалмопевец князь Нугзар Багратион-Грузинский из Грузии (27 августа 2015) в частной церемонии в патриаршем дворце
  • Украина : Орден Свободы (27 июля 2013 г.) и Орден «За заслуги» I степени (5 января 2019 г.)
  • Словакия : Орден Белого двойного креста президента Ивана Гашпаровича (27 мая 2013 г.)
  • Дом Мухранский : Большой воротник из Ордена Орла Грузии (22 октября 2011) князь Давида Багратиона Мухранского в часовне Святого Георгия .
  • Индийская православная церковь : Орден Святого Фомы (19 ноября 2000 г.), высшая награда , врученная католикосом Востока Базелиоса Мар Тома Мэтьюз II , в семинарии Парумала.
  • Грузия : Орден Золотого Руна (Грузия)

Академический

Он был почетным доктором ряда университетов и учебных заведений по всему миру, среди них: Национальный и Каподистрийский Афинский университет , Университет Аристотеля в Салониках , Университет Патр , TEI Кавала , Демокрит университета Фракии , Университет Крита , университет Янины , Эгейский университет , университет Западной Македонии и университет Фессалии в Греции, МГУ в России Бухарестского университета и Александру Иоана университета Куза в Румынии, городской университет Лондона , университета Эксетера и университета Эдинбурга в Великобритания, Католикский университет Левена в Бельгии, Православный богословский институт Св. Сергия и Прованский университет Экс-Марсель I во Франции, Измирский экономический университет в Турции, Университет иностранных языков Ханкук в Южной Корее, Университет Флиндерс в Австралии, Университет Адамсона в Филиппины, колледж Святого Андрея и Шербрукский университет в Канаде, Греческая православная богословская школа Святого Креста , Джорджтаунский университет , Университет Тафтса , Южный методистский университет , Йельский университет , Православная духовная семинария Святого Владимира в США.

Он получил почетную степень доктора философии. из Еврейского университета в Иерусалиме 6 декабря 2017 года.

В октябре 2009 года он получил звание почетного доктора Фордхэмского университета в США.

В декабре 2018 года получил звание почетного доктора Национального университета Киево-Могилянская академия в Украине.

Другой

3 декабря 2013 года он получил премию Global Thinkers Forum 2013 за выдающиеся достижения в области мира и сотрудничества.

В 2012 году он получил премию «Четыре свободы» за свободу вероисповедания.

В 1997 году Варфоломей получил Золотую медаль Конгресса . Золотая медаль Конгресса и Президентская медаль свободы — высшие гражданские награды, присуждаемые Соединенными Штатами.

В 2002 году он получил премию Sophie Prize за свою работу по охране окружающей среды.

В апреле 2008 года он был включен в список 100 самых влиятельных людей мира Time . В 1999 г. награжден Большим крестом ордена Звезды Румынии ; в 2004 году Федеральным президентом Томасом Клестилем , в большой золотой медалью с лентой За заслуги перед Австрийской Республикой и 13 марта 2007 года, в третью годовщину смерти кардинала Франца Кенига , Варфоломей был награжден в Вене Св Стефана «Кардинал Премия Кенига «Фонд» Communio et Progressio «.

Священное Писание

Рим., 81 зач., I, 28 — II, 9

28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, 29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, 30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, 31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.

32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.

Глава 2.

1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то́ же.

2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. 3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то́ же?

4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?

5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, 6 Который воздаст каждому по делам его: 7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия,— жизнь вечную; 8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде,— ярость и гнев.

9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!

Мф., 13 зач., V, 27-32

27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.

28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.

32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

Житие апостола Варфоломея

О святом Варфоломее, входившем в число двенадцати апостолов Христовых, в Новом Завете имеются лишь отрывочные упоминания, что оставляет открытыми многие вопросы, касающиеся его личности. Тем не менее большинство ученых библеистов склонны отождествлять его с Нафанаилом – одним из первых учеников Иисуса Христа, который присоединился к Нему вслед за Андреем, Петром и Филиппом.

Если принять эту версию, то можно заключить, что именно о нем говорил Иисус Христос как об истинном израильтянине, чуждом лукавства. Эта фраза, приведенная в 21-й главе Евангелия от Иоанна, была произнесена Спасителем, когда апостол Филипп привел к Нему Нафанаила (Варфоломея), с которым он, вероятно, находился в родстве или дружеских отношениях. Из этого же отрывка явствует, что святой Варфоломей происходил родом из Каны Галилейской.

Этим приведенные в Новом Завете сведения и ограничиваются. Более полную информацию о его апостольском служении и мученической кончине можно получить лишь из апокрифов – образцов религиозной литературы, не признаваемых официальной церковью. В них имена ближайших учеников и последователей Иисуса Христа, святых апостолов Варфоломея (Нафанаила) и Филиппа, тесно связаны между собой, так как по воле жребия им выпало вместе отправиться к язычникам Малой Азии и Сирии. На всем протяжении пути их сопровождала родная сестра Филиппа – благочестивая дева Мариамна, так же как и они, всей душой преданная истинному Богу и посвятившая жизнь проповеди Его святого учения.

На обратном пути апостол достиг пределов Великой Армении. Там он изгнал бесов из идолов, заставив их навеки умолкнуть, а также исцелил мучимую бесом царевну. Пораженные такими чудесами, царь со всей своей семьей и двором обратились ко Христу.

Но и здесь жрецы стали интриговать против ученика Христова, они обратились к брату царя Астиагу. Тот настиг апостола в городе Альбане (его местоположение точно не известно, но многими отождествляется с современным Баку) и велел повесить Варфоломея на кресте вверх ногами.

Однако и распятый Варфоломей не прекращал своей проповеди. Тогда Астиаг приказал снять с апостола кожу, но и это мучение святой перенес, не умолкая. Наконец, по приказу Астиага палачи отрубили апостолу Варфоломею голову.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector