Почему язычникам на руси жить нелегко. правильное понимание слова язычник

Содержание:

Разница между язычеством и христианством

Отличий между религиями множество. Первое и главное отличие христианства и язычества — христиане верят в Единого Бога в Троице почитаемого (Отца, Сына, Святаго Духа). В Творца мира, который воплощает собой Любовь и лишён человеческих недостатков (Тринитарный монотеизм). А язычники веруют во множество божеств, каждое из которых обладает своим характером, схожим с человеческим, своими эгоистическими целями и особыми силами.

Не менее важно и проявление веры — христианин должен верить искренне, всем сердцем. Для язычники достаточно внешних проявлений и атрибутов культа

Не случайно от первых христианских мучеников требовали лишь формального, на словах, признания языческих божеств и символических даров идолам. 

Христианин должен постоянно работать над собой, совершенствоваться и очищать свою душу от грехов. Главный вопрос христианину: что изменилось в твоей жизни после принятия веры? А язычник уверен в том, что уже совершенен. Что он должен работать не над собой, а над окружающим миром, исполняя волю божеств. И тем самым завершить работу Творца и поддерживать мировое равновесие.

Языческие религии

Религиозные представления древних египтян, греков, римлян, кельтов и других народов во многом похожи, так как с помощью божественного вмешательства люди пытались объяснить непонятные им явления природы или собственные чувства. Именно поэтому существовали боги гнева или боги любви. Люди приписывали человеческие качества сверхъестественным существам, чтобы объяснить природу сильных чувств, с которыми не могли справиться.

В современном понимании язычество это:

  1. Для христиан — любая религия, не имеющая отношения к христианству. С точки зрения христианина есть только один Бог — Господь наш Иисус Христос и другие «боги» не существуют, а, значит поклоняться им нельзя. Об этом гласит и Библейская заповедь.
  2. Все религии, исповедующие многобожие.
  3. Обрядоверие — вера в мистическую силу церковных обрядов, оторванная от Священного Писания. К сожалению, язычество встречается и среди тех, кто искренне считает себя христианином, но при этом не знает основ вероучения, предавая значения внешним обрядам — «поставить свечку», «прочитать молитву от порчи и на удачу». Все это не имеет отношения к православию.

Языческий пантеон богов славян

Таблица языческие боги древней Руси:

 № п/п  Имя божества  Предназанчение
1 РОД Верховный бог неба и земли
2 ХОРС Бог солнца
3 ЯРИЛО Бог весеннего солнца. Сын Велеса
4 ДАЖДЬБОГ Бог плодородия и солнечного света
5 СВАРОГ Повелитель Вселенной. Бог неба
6 ПЕРУН Бог молнии и грома
7 СТРИБОГ Бог ветра
8 ВЕЛЕС Бог плодородия (скота)
9 ЛАДА Женское воплощение Рода
10 ЧЕРНОБОГ Повелитель сил тьмы
11 МОКОШЬ Богиня земли, урожая и женской судьбы
12 ПАРАСКЕВА-ПЯТНИЦА Властительница разгула
13 МОРЕНА Богиня зла, болезней и смерти

Древний славянский бог Род

Это верховный бог, повелевающий всем сущим во Вселенной, включая всех остальных богов. Он возглавляет вершину языческого пантеона богов. Он творец и родоначальник. Он всемогущ и влияет на весь жизненный круговорот. Он существует повсюду и не имеет ни начала, ни конца. Это описание полностью соответствует представлению о Боге всех теперешних религий.

Род управляет жизнью и смертью, изобилием и нищетой. Его никогда никто не видел, однако он видит каждого. Корень его имени вшит в человеческую речь — в слова, которыми люди интерпретируют (озвучивают) в материальном мире свои главенствующие духовные и материальные ценности. Рождение, родственники, родина, родник, урожай — во всем этом присутствует Род.

Иерархия языческих богов Руси

Под началом Рода все славянские божества и прочие духовные сущности распределены по ступеням, соответствующим их воздействию на житейские дела людей.

Верхнюю ступень занимают божества, управляющие глобальными и общенародными делами: войны и межнациональные конфликты, погодные катаклизмы, плодородность и голод, рождаемость и смертность.

На средней ступени находятся божества, отвечающие за локальные дела. Это покровители сельского хозяйства, ремесел, рыбалки и охоты, семейных забот. Люди уподобляют их лик своему.

Стилобат основы пантеона отведен духовным сущностям, телесным обликом непохожим на человеческий. Это кикиморы, вурдалаки, лешие, домовые, упыри, русалки и многие другие, подобные им.

Славянская иерархическая пирамида на этом заканчивается, в отличие от древнеегипетской, где существовал еще и загробный мир со своими управляющими божествами и законами или допустим боги древней Греции, где основа это многочисленный пантеон богов.

Неоязычество

После Крещения Руси многое изменилось. Язычество истреблялось князем Владимиром довольно жесткими методами. Тем не менее, появились и новые духовные практики, основанные на шаманизме, которые тоже относятся теологами к язычеству.

Эти учения могут считаться синкретическими, сформированными под влиянием различных верований и. имеющими в своей основе общую философию. Русская Православная Церковь осуждает язычество, как ложную веру. Патриарх Алексий II называл неоязычество «одной из главных угроз XXI века», считая его таким же опасным как терроризм и, поставив в один ряд с «другими губительными явлениями современности».

Многие неоязычники совершают опасные оккультные действия, часто агрессивно настроены к представителям монотеистических религий, осуждая князя Владимира за резкое насаждение христианства.

Несмотря на то, что язычники стремятся понять суть вещей и окружающих явление, они движутся неверной дорогой, обожествляя то, что создал Истинный Господь. О «языческом» обрядоверии в христианстве говорит Новый Завет: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21).

Христиане могут молиться о том, чтобы язычники обрели веру в Господа. Увлечение магизмом, оккультизмом и другими языческими направлениями могут быть опасными для души, а иногда для жизни и здоровья человека.

Факты о Язычестве.

  • Язычники не верят в христианскую концепцию Бога, но именно христианская мифология позаимствовала значительную часть идей с языческих верований.
  • Язычники не верят в дьявола или сатану. Эта концепция возникла с христианством.
  • Язычники не сатанисты. Сатанизм был рожден из ответа на христианство. Это не имеет ничего общего с языческими мифологиями, которые предшествовали христианству.
  • Язычники не приносят в жертву людей или животных. В древние времена все религии, включая христианство, совершали обряды жертвоприношения. Сегодняшние язычники оставили эту часть своей системы древних убеждений в прошлом.
  • Многие праздники происходят из язычества. К примеру: Рождество, Пасха и Хэллоуин.
  • Язычники не ненавидят Иисуса, но они не поклоняются ему. Большинство думает, что он был хорошим человеком, который пытался сделать мир лучше. Но, язычники не считают его богом.
  • Для язычников магия и заклинание — это акты целенаправленной молитвы с четким намерением.

В итоге можно сказать лишь то, что язычество, это очень древняя система верований, которая внесла свой вклад как в формирование «основных» религиозных течений, так и в культуру различных наций в целом. В некотором смысле, именно в язычестве, в традициях и ритуалах, хранятся многие ключевые факторы, которые сформировали народы такими, какими они есть на данный момент. И даже только с исторической точки зрения, данные системы верований представляют огромную ценность как для определенных народов, так и для всего человечества в целом.

Пантеон богов

В первую очередь хочется сказать о том, что боги язычников представляют собой ту или иную стихию или же природную силу. Так, самыми главными богами были Род (который создал жизнь на земле) и Рожаницы (богини плодородия, благодаря которым после зимы земля возрождалась к новой жизни; они же помогали женщинам производить на свет детей). Одним из важнейших богов был также Сварог — создатель и владыка вселенной, Отец-Прародитель, который дал людям не только земной огонь, но и небесный (Солнце). Сварожичами являлись такие боги, как Даждьбог (бог Солнца) и Перун (Бог грозы, молнии, грома). Солнечными божествами выступали Хорс (круг, отсюда слово «хоровод») и Ярило (бог самого жаркого и яркого летнего солнышка). Почитали также славяне и Велеса — бога, который был покровителем скота. Также он являлся и богом богатства, ведь раньше богатым можно было стать только благодаря домашней скотине, приносившей неплохую прибыль. Среди богинь наиболее значимыми были Лада (богиня красоты, молодости, любви, брака и семьи), Макошь (дарительница жизни урожаю) и Морана (богиня смерти, холода, зимы). Также почитали люди в те времен домовых, леших, водяных — духов, которые охраняли все, что окружало человека: дом, воду, леса, поля.

Мифы древних славян

В мифах нашли свои отражения представления древних людей об окружающем мире и силах природы. Известия летописей, находки археологов, записи старинных обычаев и поверий позволили историкам по крупицам воссоздать славянскую мифологию.

5.1. Источники сведений о мифах

Древнеславянская мифология мало изучена, поскольку в дохристианский период она не была письменно зафиксирована. А после крещения Руси в 988 году язычество стало вытесняться, и это нарушило целостность славянской мифологии. То, что сегодня известно, было собрано из народного творчества, фольклора, обрядов и традиций тех далёких времён.

5.2. Мифологические связи в «Слове о полку Игореве», XII в.

Уникальный памятник письменности древней Руси «Слово о полку Игореве» был написан не духовным лицом, а неизвестным светским автором. Основа сюжета — неудачный поход новгород-северского князя Игоря против половцев. Основные образы этого великого произведения: Русская земля, Боян, князья, Ярославна — без мифологической основы сложились бы просто в летопись. В этом произведении автором упоминается множество языческих Богов: Троян, Див, Пятница, Дажь-Бог, Карна, Желя.

5.3. Миф о Святовите

В пантеоне западных славян Святовит — самый первый Бог. Он был покровителем войны, победы и, одновременно, земли и плодородия. Сын Сварога и Лады, художниками он изображался четырёхголовым исполином. Люди верили, что Святовит ведёт борьбу против врагов своего святилища на белом коне, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием. В дар Богу люди приносили урожай, собранный с полей, а жрецы наполняли рог Святовита молодым вином, которое символизировало полноту будущего урожая.

5.4. Реконструкция мифа о Роде и Рожаницах

Род и Рожаницы представляли собой небесных божеств, культ почитания которых был связан с земледельческой деятельностью населения. Позже произошла реконструкция мифа и эти прародители всего живого персонифицировались в Яровита, Макошь, Святовита, Златую бабу.

5.5. Реконструкция мифа о Свароге и Сварожичах

Сварог считался Верховным Богом, управляющим мироустройством в Явном мире. Он являлся отцом для множества светлых Богов и Богинь, поэтому славяне называли их всех Сварожичами.

5.6. Реконструкция мифа о Ладе и Леле

Лада — богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Леля — её дочь, ставшая покровительницей весны, первой зелени и незамужних девушек. Молодые девушки почитали Лелю, празднуя весной праздник Ляльник.

5.7. Миф о Волхе

Волх является одним из героев «Слова о полку Игореве», он предстаёт как фантастический персонаж. Он ходит с войной в Индию и одерживает победы, оборачиваясь то волком, то горностаем. Несмотря на свою известность, Волх не является исторической личностью.

Домашние божества[править | править код]

Духи населяли не только леса и воды. Известно немало домашних божеств — доброхотов и доброжилов, во главе которых стол домовой, живший либо в подпечье, либо в лапте, повешенном для него на печь.

Домовой покровительствовал хозяйству: если хозяева были старательны, он к благу прибавлял благо, а за лень наказывал бедой

Считалось, что с особенным вниманием домовой относился к скотине: по ночам расчесывал гривы и хвосты коней (а если сердился, то наоборот спутывал шерсть животных в колтуны), он мог отнять молоко у коров, а мог сделать удой обильным, он имел власть над жизнью и здоровьем новорожденных домашних животных. Потому домового старались задобрить

При переезде в новый дом накануне переезда брали 2 фунта белой муки, 2 яйца, 2 столовых ложки сахара, 0,5 фунта масла, 2 щепотки соли. Замешивали тесто и несли в новый дом. Пекли из этого теста хлеб. Если хлеб хороший, то жизнь хорошая, если плохой — то скоро переезжать. На 3-й день звали гостей и накрывали ужин и лишний прибор ставили для домового. Наливали вино и чокались с домовым. Разрезали хлеб, угощали всех. Одну горбушку заворачивали в тряпочку и хранили вечно. Вторую солили 3 раза, втыкали ребром серебряную деньгу и клали под печку. Клонились этой печке 3 раза с 3 сторон. Брали кошку и подносили к печке в подарок домовому: » Дарю тебе домовой-батюшка, мохнатого зверя на богатый двор. Через 3 дня смотрели — выпито ли вино, если выпито, то доливалось снова. Если вино не выпито, то просили 9 дней 9 раз, чтобы отведал угощение. Угощение для домового ставили каждого 1 числа месяца.

Вера в домового тесно переплеталась со знанием в то, что умершие родичи помогают живым. В сознании людей это подтверждается связью домового с печью. В древности многие верили, что именно через дымоход в семью приходит душа новорожденного и также через дымоход уходит дух усопшего.

Изображения домовых вырезали из дерева и представляли собой бородатого мужика в шапке. Такие фигурки назывались чурами и одновременно символизировали умерших предков.

В некоторых северных русских селах бытовали поверия о том, что о хозяйстве кроме домового заботятся также дворовой, скотник и кутной бог (эти доброжилы обитали в хлеву и приглядывали за скотиной, им оставляли в углу хлева немного хлеба и творога), а также овинник — хранитель запасов зерна и сена.

Совершенно иные божества обитали в бане, которая в языческие времена считалась нечистым местом. Банник был злым духом, пугавшим людей. Чтобы умилостивить банника, люди после мытья оставляли ему веник, мыло и воду, в жертву баннику приносили черную курицу.

Культ «малых» божеств не исчез с приходом христианства. Поверья сохранились по двум причинам. Во-первых, почитание «малых» божеств было менее явным, чем культ Богов неба, земли и грозы. «Малым» божествам не строили святилищ, обряды в их честь совершались дома, в кругу семьи. Во-вторых, люди считали, что малые божества живут рядом и человек общается с ними ежедневно, поэтому, несмотря на церковные запреты, продолжали почитать добрых и злых духов, тем самым, обеспечивая себе благополучие и безопасность.

Звериные божества[править | править код]

В далекую эпоху славяне знали, что дикие животные — их братья меньшие. Они относились к ним с уважением и пониманием.

Хозяином языческого леса был медведь — самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия — именно с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Вплоть до ХХ в. многие крестьяне хранили в домах медвежью лапу или его череп как талисман-оберег, который должен защищать своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед Славяне полагали, что медведь наделен большой мудростью, почти всеведением: именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречен на гибель в лесу.

Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха (Лосиха) — древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. В противоположность настоящим оленихам богиня мыслилась рогатой, ее рога были символом солнечных лучей. Поэтому оленьи рога считались мощным оберегом от всякой ночной нечисти и прикреплялись либо над входом в избу, либо внутри жилища.

Среди домашних животных славяне более всего почитали Коня, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце.

Мировоззрение славян

В основе мировоззрения древних славян лежала идея мира как единой системы, все части которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Люди жили в единении с природой, считали себя её частью. Своеобразной энциклопедией мироздания, которая содержит ответы на все вопросы, для славян были Веды. Ведические писания — это первооснова бытия, объясняющая смысл мировоззрения и духовного роста. Иерархию славянских Богов возглавлял огонь Света и космоса. Животворящий лик солнца был очень важным для древних славян, они называли его Ра.

Справка! Не стоит забывать, что славяне были не чужды и человеческим жертвоприношениям.

4.1. Характер верований языческой религии древних славян

В основе религиозных верований древних славян был культ природы и культ предков. Единого Бога у славян не было, каждое родовое племя могло поклоняться как общим Богам, так и своим собственным. Языческая культура славян полнится различными именами высших сил, отвечающими за определенные процессы или явления мира.

Наиболее известные из божеств и богов древних славян:
  • Перун — один из Верховных Богов, громовержец;
  • Велес — скотоводческий Бог, Бог богатства;
  • Сварог — отец других божественных созданий, Бог огня и неба;
  • Макошь — Богиня судьбы, воды и плодородия, олицетворение женского начала;
  • Лада — Богиня любви и красоты, покровительница урожая;

4.2. Вселенная древних славян

Вселенную древние славяне представляли в виде многоступенчатой модели, в которой существовало три мира. Они располагались друг над другом. В центре миров находилась Земля, а под ней — «исподний» мир мёртвых. Над землёй находились 9 частей небес, каждая из которых имела своё назначение. В одной части небес обитало солнце, в другой — луна, в третьей — запасы воды. Седьмое небо небес называлось твердью, за ним, по преданиям славян, находился рай.

В «Велесовой книге» все три части Вселенной имели свои названия. Верхний мир звали Правью, средний — Явью, а нижний — Навью. Все миры, Явь, Навь и Правь, объединяло Древо Жизни. Мир людей находился в дупле дерева, а ветви уходили высоко в небеса.

Важно! Напомним, что «Велесова книга» была признана фальсификацией 19 или 20 века.

4.3. Периодизация развития славянского язычества

Славянское язычество в древности формировалось в несколько стадий.

Первую стадию развития древнеславянского единства историки относят к каменному веку. В то время существовал лунный календарь, а в языческой религии господствовал культ природы. Вторая стадия связана с изготовлением идолов и человеческими жертвоприношениями. Её ещё называют эрой Сварога — божества неба и огня. Период характеризуется установлением патриархата, культа Рода и Рожаниц, а также культа предков. Происходит укоренение языческих традиций и обрядов. Третья стадия называется эрой Дажьбога, в то время люди верят в животворящую силу Солнца. Складывается культ Перуна, оформляются лики и функции других божеств славянского пантеона.

Основным занятием восточных славян было пашенное земледелие. В хозяйствах люди разводили домашний скот: коров, овец, лошадей. Большим подспорьем были промыслы: рыболовство, охота, сбор дикого мёда, ягод и грибов. Восточнославянские племена были язычниками, единого Бога не существовало. Они верили в пантеон Богов, который был многочисленным. Каждое племя почитало общих богов и своих собственных. У одного племени самым почитаемым был Перун (бог грома и молний), у другого — Ярило (бог солнца), у третьего — Стрибог (бог ветров), у четвертого — Велес (бог скотоводства), у пятого Мокошь — (богиня земледелия).

Истоки и сущность язычества

Основной причиной возникновения язычества является ложное самоопределение человека. Книга Бытия повествует о том, как первые люди соблазнились сорвать запрещенный плод с древа познания добра и зла, чтобы стать “как боги”. Вместо постепенного духовного роста, изменения себя по образу всесвятого Бога, человек избирает “легкий путь”, не требующий труда, “приятный для глаз и вожделенный” (), обещающий сразу дать “знание добра и зла” — путь безбожного становления “богом”.

Этот внешний путь “срывания” тайн бытия для овладения его естественными и сверхъестественными силами порождает магию. Отсюда возникает идолопоклонство как естественный результат извращения понятия о высшей цели и истинном смысле жизни. Здесь и истоки натурализма, поскольку утрата идеала духовного неминуемо влечет за собой культ материального, культ плоти. Гордость, попытка человека самому стать на место Бога, стремление к сверхсознанию и высшим наслаждениям порождает и наиболее утонченное язычество — мистическое.

В каком направлении идет общее развитие язычества? Становится оно все более “языческим” или же в нем происходит какой-то положительный процесс возвращения к “невидимому Богу” ()?

Является неоспоримым, что в язычестве всегда были люди, которые “искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли” (). И в этом смысле справедливо, что и в язычестве “совершался положительный религиозный процесс” . Ибо, как писал св. Иустин Философ, “у всех есть семена Истины” и “Христос есть Слово, коему причастен весь род человеческий. Те, которые жили согласно с Словом, суть христиане, хотя бы они считались за безбожников, — таковы между эллинами Сократ, Гераклит и им подобные” .

Родноверие и православие холодно относятся друг к другу

Спор о традиционной для русского человека вере — камень преткновения православных и родноверов.

Родноверы упрекают православие за насильственное крещение Руси, предательство религии предков, уничтожение традиции. И исторические источники здесь действительно на стороне родноверов.

Православные отмечают, что родноверы — это совокупность неоязычеких религий, которые не имеют права прикрываться традиционностью и никак не связаны с утраченной религией славян. Также православие отмечает, что древняя вера была религией славян, а вот православие — это религия нового государства, России, которое с самого своего возникновения другой веры не знало.

Родноверы предпочитают носить одежды, похожие на те, что носили древние славяне. Фото: rodnovery.ru

Особого драматизма этому противостоянию добавляет то, что некоторые язычники утверждают, что родноверие и православие — это названия их традиции, синонимы. Якобы «православие» — это «славить Правь», а христиане это слово себе незаконно присвоили.

Православные священники тоже довольно резко отзываются о родноверах, не обосновано огульно обвиняя их в экстремизме. Например, вот высказывание протоиерея Димитрия (Василенкова):

Но всё же не стоит впадать в крайности и обобщать. На лице любой религиозной традиции есть тёмные пятна. Тем более стоит учесть и то, что процент родноверов среди верующих ничтожно мал, а потому никакой угрозы они никогда не представляли, не представляют и не собираются представлять.

Сегодня именно родноверы по большей части страдают от давления Русской православной Церкви, а сами христиане никак не замечают соседствующих с ними язычников.

Суть язычества в том, что оно не для государства и не для общества

Оно направлено на самосовершенствование каждого отдельного индивидуума. Наиболее сильно своим магическо-мифологическим воззрением на Мир; это прекрасный Путь для совершенствования личности, достойная основа для созидания (как минимум) общины единомышленников.

У современных язычников уже есть новая идея. Идея настоящего язычества, того древнего, которое возникло как обожествление явлений природы, могло немало расходиться с теми идеями, которые мы вкладываем в него сейчас. Но что с того, что многое в язычестве додумано и не всегда корректно воссоздано? Ну и что с того? Чем плохи народные легенды, эпосы, мифы, сказки, какие каждый индивидуум может сам понимать и трактовать так, как хочет его сердце?

В язычестве нет никаких единых предписанных догм, и это самая ценная вещь (!), потому что, как следствие из этого: язычество не вторгается в общество в качестве некой «единственно правильной идеологии»; язычество не предлагает никому одного пути к чему бы то ни было, а предоставляет возможность самостоятельного выбора Пути или нескольких Путей, какие можно совмещать. Язычество настаивает, что любая религия должна быть отделена от государства (в том числе и сама «языческая религия»). Все религии должны быть равноправны перед законом, власть должна быть только светской.

Язычество и религии

Современное язычество, будучи не религией, а скорее Философией, ни на каком уровне нигде и никому не навязывается, никого не «вразумляет», не «упрашивает» и не приглашает настойчиво в свое величественное Здание Мудрости.

В него нельзя «посвятить» в принудительном порядке или сразу по рождению, к нему надо прийти только самостоятельно. Язычество считает, что Люди выделяются из Природы тем же, чем и боги — умением самостоятельно мыслить — без указаний жрецов и без помощи любых «святых книг» (даже языческих). В вопросе так называемого «привлечения граждан к вере Предков» современное язычество считает целесообразным следовать мудрой древней народной поговорке: «лучше меньше, да лучше».

Если монорелигии склонны призывать граждан «не думать, а ВЕРИТЬ», то язычество, напротив, призывает «ДУМАТЬ, а не верить«, согласно древней народной поговорке — БЛАЖЕН КТО ВЕРУЕТ, А СИЛЕН КТО ВЕДАЕТ

Язычество считает, что необходимо повышать грамотность граждан во всех областях жизни и учить их относиться осторожно к любой теории, претендующей «осчастливить всех»

Обсуждать в чем суть язычества можно еще долго, но хотелось бы узнать и вше мнение…..?

Источник http://tvoyhram.ru/slavrelig/slavrelig18.html

Поделиться этой записью

Жрецы[править | править код]

Языческие жрецы — волхвы — совершали обряды в святилищах, изготавливали идолов и священные предметы, используя магические заклинания, они просили Богов об обильном урожае, общались с ними. Славяне долго хранили веру в волков-облакогонителей, которые превращались в волков, в таком облике поднимались на небо и призывали дождь или разгоняли тучи. Другим магическим воздействием на погоду было — «чародейство»- заклинательные действия с чарой (чашей), наполненной водой. Водой из этих сосудов окропляли посевы, чтобы увеличить урожай.

Волхвы также изготавливали амулеты — женские и мужские украшения, покрытые заклинательными символами.

Язычество это форма религии

Язычество — принятый в христианском богословии и в исторической литературе термин, обозначающий традиционные и нехристианские религии. В более узком смысле, язычество — политеистические религии. Язычество — это совокупность множества политеистических верований, которые объединяются общими признаками обязательных жертвоприношений, поклонения идолам, магических ритуалов и тому подобного.

Язычество — религиозная система, возникающая у каждого народа на определённом этапе развития. Практически каждый народ в своё время прошёл через веру во множество богов, силы природы или духов предков.

Человек по природе своей испытывает потребность что-либо обожествлять. При отсутствии чётких представлений о Боге, в древности люди возводили в ранг божеств элементы окружающего их мир. Например, приметные детали ландшафта, природные явления, животных, растения, духов предков и другое.


Языческий ритуал в день летнего солнцестояния

Домашнее язычество и ритуалы

Но не всё язычество является публичной религией. Много божеств есть и у домашнего обихода. Например, домовые. Не все языческие божества являются подобием человека. Эта религия охватывает всю жизнь человека. Язычники считают Природу божественной. Это не просто неодушевлённый объект. С природой связаны гадания и магические ритуалы. Они составляют часть жизни язычников. Люди гадают по полёту птиц или по внутренностям жертвенного животного. Языческие жрецы и шаманы просят у духов послать им какой-нибудь знак. Эти знаки могут читать только посвящённые. По ним определяют ход дальнейших событий, например. Бросая камни или части растений, пытаются разгадать узор, который они составляют. Жрецы ждут ответа от божества.

С помощью магии шаманы и жрецы пытаются получить желаемые результаты из потустороннего мира. В язычестве миры тесно соприкасаются. Чтобы оградить себя от нежелательных событий, язычники изготавливают специальные амулеты и обереги. Часто с самого рождения ребёнок получал такой индивидуальный оберег. Талисманы и заговорённые предметы вешали на двери и стены домов. Перед битвой воины совершали определённый ритуал, направленный на победу и защиту от ран. Шаманы напускали порчу на врага. Сохранились англосаксонские рукописи, в которых описывается такой ритуал. Также имеются записи заговоров, направленных на хороший урожай и исцеление. Такие ритуалы и подобные им имеются во всех языческих культах. Заклинатели и целители широко использовали их для лечения скотины и людей. В большинстве культов нанесение порчи другим запрещено.

Бытовое язычество

И всё-таки большая часть современных язычников не принадлежат к субкультуре родноверов, при этом де-факто оставаясь язычниками. Ибо язычество проходит через все сферы нашей деятельности. Если родновером чаще всего является человек, склонный к чему-то архаичному, древнему, традиционному, то тот, про кого я говорю, может вообще это не любить и презирать.

Я говорил уже выше про астрологию и различные суеверия, которые тоже являются проявлением язычества. Астрология — это попытка изучить по звёздам и небесным телам те или иные события на Земле, попытка предугадать события по «небесной книге судеб». Природа суеверий такова, что все суеверия построены по принципу либо защиты от чего-то негативного, либо для привлечения позитивного.

Поэтому любой языческий культ всегда строился именно на суевериях — на боязни людей каких-то предметов, ситуаций и на попытке исправить эти ситуации. Поэтому в любых языческих культах всегда были жрецы, волхвы, ведуны, оракулы, которые занимались предсказанием событий и попыткой исправления их. В этом плане священнослужители традиционных конфессий при общей схожести со жрецами отличаются от них тем, что не уполномочены заниматься предсказанием событий и их изменением, их роль — посреднчество между человеком и Богом. Поэтому деятельность жреца называлась колдовством, а деятельность священника была сродни деятельности пастуха — учителя, мудреца, наставника, ибо священник ничего не изменяет. Переменами занимается сам верующий — посредством своего покаяния и таинств, а священник — лишь посредник.

Гадалка

В христианстве, как и в исламе и буддизме, для того, чтобы изменить своё будущее, ты должен измениться сам, но в язычестве всё по-другому. Ты приходишь к колдуну, платишь ему деньги за услугу, и тот либо предсказывает тебе что-то, либо пытается изменить ход событий какими-то действиями, ритуалами. В этом плане огромное число христиан толком и не понимают, что такое христианство, и относятся к нему, как к язычеству. Они тратят бешеные деньги на различные иконы, золотые цепи, свечи, «на строительство храма», на молитву за себя священнослужителями, думая, что чем больше они потратят денег, тем лучше будет их будущее. А сами при этом ничего не делают для своего улучшения. «Я же заплатил тебе, Бог, почему ты мне не помогаешь?» — отношение к Богу предпринимательские, как к своему бизнес-партнеру. Они никакие не христиане вовсе, а самые настоящие язычники. Точно такие же, как и те, которые идут к колдунам и ворожеям, ведьмам и гадалкам. Они обладают постоянством намерений, не помог один колдун — пойду к другому. Православного священника они представляют колдуном, жрецом, мысленно наделяя его несвойственными ему качествами.

Современные проявления язычества в России

Неоязычество наших дней — направление, позиционирующее себя как возрождение «исконно русских» традиций и верований. По факту от древнего язычества там осталось немного — только имена богов. Да и те не достоверны. В 980 году князь Владимир Красно Солнышко провёл систематизацию языческого пантеона, желая этим укрепить свою власть. В каждом городе или селе существовали свои божества, свои духи, свои идолы и свои обряды. Те сведения о языческих богах, которые известны нам сейчас — результат искусственной систематизации религии князем. Система это просуществовала всего восемь лет, до Крещения Руси.

Неоязычники используют обрывочные сведения о язычестве дохристианской Руси, дошедшие до нас, переиначивая их на свой лад. Самые активные ходят в «древнерусской» одежде, поминают в речи славянских божеств, справляют языческим праздники, молятся древним богам. Менее активные ограничиваются языческой атрибутикой. Также в язычестве был и остаётся сильным экологический мотив. Идея близости к природе, принцип использования натуральных продуктов и тому подобное. За счёт этого неоязычество для многих является привлекательным.

Родноверие

Основным направлением российского неоязычества XXI стало родноверие. Люди, выбравшие это направление, представляют собой разрозненные общины со своей атрибутикой и капищами. Они увлекаются славянской историей и традициями, используют в повседневной жизни натуральные материалы и выезжают в лес на языческие праздники. По мнению многих светских ученых, богословов и православных священников, родноверие имеет черты секты.

Характерной чертой родноверов является очернение настоящей истории и выдумывание новой истории славянских племён. Тех самых, которые “на самом деле появились намного раньше чем вы думаете!”.

Родноверие довольно популярно в связи со стремлением к избавлению от современной городской суеты и негативного отношения к политике и государственности в целом. Родноверие сочетает в себе единобожие и многобожие. Главный бог — Род, остальные божества — лишь его лики. Добавляет привлекательности этому направлению декларируемое единство человека и природы.

Церковные суеверия

Крупным и массовым проявлением языческого мышления в нашей повседневной жизни можно назвать обрядоверие. Это направление, возникшее, к сожалению, в православной среде. К обрядоверию относится вера в приметы: например, какой рукой свечку подать, сколько раз икону поцеловать. А также принятие церковных обрядов за ритуалы — «я поставлю свечку, а Бог за это мне поможет».

Читайте нас удобно в соцсетях:

Метки: кто такие язычники, что такое язычество, язычество это, язычники кто это, язычники это

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector