4 правила воспитания от советского педагога симона соловейчика
Содержание:
- Как воспитать свободного человека
- Свободный учитель
- Свободная школа
- Проблема совести в литературных произведениях
- Что такое Совесть – сочинение
- Путь к воспитанию свободных
- Сочинение на тему Совесть
- ЕГЭ по русскому Сочинение
- Высшая ценность
- Симон Соловейчик / Книги
- Отношения между взрослыми и детьми
- Главная ценность — возможность развиваться
- Самостоятельность как цель воспитания
- Что я понимаю под словом Совесть
Как воспитать свободного человека
основные идеи воспитания свободного человека, даны определения внутренней свободы, совести, того, что такое свободный ребёнок, свободная школа и каков путь к воспитанию свободных людей.
Высшая ценность
Прежняя идеология ушла не по воле злокозненных людей, как иногда думают и говорят, а потому, что в ее основании была красивая мечта — но несбыточная.У каждого народа своя история, свой национальный характер, свой язык и свои мечтания — у каждого народа свое, особое.По нашему мнению, такой высшей ценностью является то, о чем люди мечтают и спорят тысячелетиями, что является самым трудным для человеческого понимания — свобода.
Что такое свобода?
свобода — понятие бесконечное.Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» — свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения — и есть «свобода-для» — внутренняя свобода человека для его самоосуществления. Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.Человек свободный — это человек, свободный внутренне.Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей — они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.
Что такое внутренняя свобода?
От чего свободен внутренне свободный человек? Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью. никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости.От чего не свободен свободный человек? От совести.
Что такое совесть?
Совесть — это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом.чувству справедливости, которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идет по правде.Совесть заставляет человека придерживаться правды,Свободный человек строго слушается совести — но только ее.
Свободный ребенок
но можно и развить. Цель — воспитание свободного — определяет все формы, способы и методы общения с детьмиТот, кто хочет вырастить свободного ребенка, принимает его таким, какой он есть, — любит его освобождающей любовью. Он верит в ребенка, эта вера помогает ему быть терпеливым.Любовь к ребенку становится угнетающей.
Свободный учитель
Чтобы вырасти свободным, ребенок с детства должен видеть рядом с собой свободных людей, и в первую очередь — свободного учителя.Свободный учитель принимает ребенка равным себе человеком. И этим он создает вокруг себя атмосферу, в которой только и может вырасти свободный человек.
Путь к воспитанию свободных
Свобода — это и цель, и дорога.Свобода умирает там, где появляется страх.Осталось добавить, что человек свободный всегда красив. Воспитать духовно красивых, гордых людей — это ли не мечта учителя?P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир!
Свободный учитель
Чтобы вырасти свободным, ребенок с детства должен видеть рядом с собой свободных людей, и в первую очередь – свободного учителя. Поскольку внутренняя свобода не прямо зависит от общества, всего лишь один учитель может сильно повлиять на талант свободы, скрытый в каждом ребенке, как это бывает и с музыкальными, спортивными, художественными талантами. Воспитание свободного человека посильно каждому из нас, каждому отдельному учителю. Вот то поле, где один – воин, где один может все. Потому что дети тянутся к свободным людям, доверяют им, восхищаются ими, благодарны им. Что бы ни происходило в школе, внутренне свободный учитель может быть в победителях. Свободный учитель принимает ребенка равным себе человеком. И этим он создает вокруг себя атмосферу, в которой только и может вырасти свободный человек. Быть может, он дает ребенку глоток свободы – и тем спасает его, научает его ценить свободу, показывает, что жить свободным человеком возможно.
Свободная школа
Учителю гораздо легче сделать первый шаг к воспитанию свободного, легче проявить свой талант к свободе, если он работает в свободной школе. В свободной школе – свободные дети и свободные учителя. Таких школ не столь уж много на свете, но все же они есть, и значит, этот идеал осуществим. Главное в свободной школе не то, что детям предоставляют делать все, что они хотят, не освобождение от дисциплины, а учительский свободный дух, самостоятельность, уважение к учителю. В мире много очень строгих элитных школ с традиционными порядками, которые дают наиболее ценных людей. Потому что в них свободные, талантливые, честные учителя, преданные своему делу, – и потому в школе поддерживается дух справедливости. Однако в таких авторитарных школах далеко не все дети вырастают свободными. У некоторых, слабейших, талант свободы заглушается, школа ломает их. Подлинно свободная школа та, в которую дети идут с радостью. Именно в такой школе дети обретают смысл жизни. Они научаются думать свободно, держаться свободно, жить свободно и ценить свободу – свою и каждого человека.
Проблема совести в литературных произведениях
В литературных произведениях часто поднимается такая проблема, поскольку авторы очень любят рассуждать о ней. Достаточно вспомнить романы, повести и рассказы великих авторов, как тут же найдется парочка примеров для рассуждения.
Так, в романе Война и мир Николай Ростов проигрывает астрономическую сумму денег Долохову, хотя обещал своему отцу, что больше никогда не будет играть за карточным столом, поскольку семья испытывает серьезные финансовые трудности.
Вначале Николай не чувствует свою вину, но затем, понимая, что отец не оставит в беде, слезно дает себе и ему слово, что больше так не поступит.
В повести В. Быкова Сотников главный герой перед казнью фашистами вспоминает слезно эпизод из детства, где однажды берет пистолет отца и он выстреливает дома. Мама, прибежавшая в комнату, поняла, что случилось и говорит сыну, чтобы тот все рассказал отцу.
Герой убеждает отца, что он сам додумался рассказать ему о случившемся. Но это была ложь, которая терзала всю жизнь. Тогда он поклялся себе больше никому и никогда не врать. Такой небольшой эпизод из детства сделал из Сотникова совестливым человеком.
Кроме перечисленных есть и другие, не менее яркие примеры из литературы. Перечислим их далее.
Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”
Роман Федора Михайловича самый яркий пример совести из книги и всей русской литературы в целом.
Главный герой Родион Раскольников, считая себя не тварью дрожащей, а тем, кто имеет право, убивает алчную старушку, которая приносит окружающим горе.
Но затем он осознает, что, убив ее, он убил и себя тоже, преступив через закон и мораль. В результате он долго мучается и решает сознаться в убийстве, раскрывая свою бессовестность.
А. С. Пушкин Капитанская дочка
В романе главные герои Пугачев и Гринев встречаются во время бури у постоялого двора.
Гринев проявляет милосердие перед незнакомым человеком, видит, что человеку холодно и он нуждается в деньгах.
Он отдает свой тулуп и пару монет, чтобы тот не умер.
Позднее, когда Гринева заключат под стражу, Пугачев вспомнит поступок и освободит Гринева от казни.
В. Астафьев Конь с розовой гривой
У В. Астафьева есть рассказ Конь с розовой гривой.
В нем мальчик Витя поступает плохо, воруя у своей бабушки клубнику для соседских ребятишек, а вместо нее кладет в корзинку траву, чтобы бабушка не заметила.
Позднее он не спит ночью и решается признаться бабушке в своем поступке, тем самым раскаиваясь перед ней. За это она ему дарит пряник в виде коня, вознаграждая проявление голоса совести.
Н. Гоголь Мертвые души
Антиподом совести в романе Николая Васильевича является Чичиков. Главный герой не испытывает угрызения и нечестно обманывает людей, наживаясь на их бедах. Все действия говорят о том, что он низкий человек.
М. А. Булгаков Мастер и Маргарита
В романе Булгакова есть мифический эпизод, обращенный к показу истинных нравственных ценностей: миф о Понтии Пилате и Иешуа.
Пилат является римским чиновником и должен покарать Иешуа.
Он знает, что Иешуа ни в чем не виноват, но не может отпустить пленника, поскольку тогда он лишится своих чинов и работы.
В итоге, Иешуа казнят. После этого Пилат мучается. В конце он осознает свою вину и раскаивается, освобождая свое сердце и душу от угрызений.
М. Е. Салтыков-Щедрин Пропала совесть
В романе известного писателя-сатирика обостренная совесть олицетворяется. Она ходит к каждому в гости и просит разрешения остаться. Но каждый житель большого города не желает ее брать себе и отвергает ее.
Тогда последнего странника она просит найти маленького ребенка, чтобы в нем раствориться. Так и случилось.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Главный герой в романе Михаила Юрьевича является страдающим эгоистом. Его мучают терзания, а он доказывает себе, что это только скука. В итоге, это чувство зарождается в душе и борется с пороком, постепенно становясь мерилом нравственности.
Что такое Совесть – сочинение
Совесть – это тот «помощник», который позволяет человеку определить, плохо ли он поступает, либо хорошо. Бывает так, что кто-то совершает очень скверный, недопустимый поступок. Тем не менее, он не может его забыть и испытывает мучения. Ему хочется поскорее исправить положение.
Это и называется муками совести. В таких случаях человек понимает, что поступил неправильно и жалеет об этом. Получается, что совесть – это в некоторой степени сожаление.
Откуда же она возникает? Дело в том, что в каждом с малых лет заложены понятия о добре и зле, о справедливости и бесчестности. Всякий раз, когда личность поступает так, как не следовало, есть вероятность того, что спустя время, ее совесть проснется и начнет мучить ее.
Это своеобразный «будильник», который дает человеку сигнал о том, что он был неправ в чем-либо, ему очень досадно и стыдно.
Что же происходит с человеком, который всегда поступает правильно и даже «идеально»? Есть ли у него совесть? Безусловно… Только в его случае она не мучает его по ночам, мешая спать. Тот, кто не совершал плохих поступков, может с полной уверенностью сказать, что «его совесть чиста». То есть, он не делал ничего предосудительного, поэтому ему нечего стесняться, нечего скрывать.
Хоть, конечно же, не найдется того, кто ни разу не испытывал мук совести. Скорее всего, каждый хоть раз играл в футбол вместо того, чтобы готовиться к урокам, а потом, когда получал двойку за ответ, вырывал страницу из дневника и прятал, а потом его мучила совесть.
Практически каждый случайно разбивал мамину дорогую вазу во время игры, и практически каждый однажды боялся и отступал подальше, когда видел, что другому нужна помощь.
Муки совести возможны во всех этих случаях. И не только. Однажды, когда я гостил в деревне у бабушки, туда приехал мой дядя. Когда я увидел у него большой и красивый значок в виде корабля, мне очень захотелось, чтобы и у меня такой был.
И вот, когда мне уже надо было уезжать, а дядя еще оставался, я ночью подошел к его шкафу, отцепил значок и тайно увез с собой в город.
Но он не принес мне счастья. Глядя на него, я каждый раз вспоминал о том, что практически совершил кражу. Ведь я взял у человека вещь без спросу.
Конечно же, несколько ночей я мучился, а потом позвонил дяде в Тамбов и объяснил ситуацию, попросил прощения. Он простил и даже подарил мне этот значок. Теперь я могу не возвращать его. Муки совести сразу же пропали.
Но этот случай я запомнил и больше не позволяю себе такого.
Путь к воспитанию свободных
Свобода – это и цель, и дорога
Для учителя важно вступить на эту дорогу и идти по ней, не слишком уклоняясь. Дорога к свободе очень трудна, ее без ошибок не пройдешь, но будем придерживаться цели
Первый вопрос воспитателя свободных: не угнетаю ли я детей? Если я принуждаю их к чему-то – ради чего? Я думаю, что ради их пользы, но не убиваю ли я детский талант свободы? Передо мной класс, я нуждаюсь в определенном порядке, чтобы вести занятия, но не ломаю ли я ребенка, стараясь подчинить его общей дисциплине? Возможно, не каждый учитель найдет ответ на каждый вопрос, но важно, чтобы эти вопросы были заданы себе.
Свобода умирает там, где появляется страх. Путь к воспитанию свободных – возможно, полное избавление от страха. Учитель не боится детей, но и дети не боятся учителя – и свобода сама собой приходит в класс. Освобождение от страха – первый шаг на пути к свободе в школе. Осталось добавить, что человек свободный всегда красив. Воспитать духовно красивых, гордых людей – это ли не мечта учителя?
Симон Соловейчик написал также «Талант свободы. Заметки к манифесту», в который поясняет идеи манифеста.
На XIX Соловейчиковских чтениях Артём Соловейчик читал и обсуждал «Манифест. Человек свободный» и «Талант свободы. Заметки к манифесту».
Сочинение на тему Совесть
Счастлив тот, кто дружен со своей совестью, живет в миру с собой. Это значит, что человек старается не совершать подлых поступков, которые бы камнем ложились на его душу. Ведь совесть – это своеобразный внутренний судья, моральный и нравственный контролер, который позволяет или запрещает человеку совершать тот или иной поступок.
У каждого из нас свое представление о совести. У кого-то оно развито в большей степени, у кого-то – в меньшей. А есть люди, про которых говорят, что у них «совсем нет совести». Именно они могут совершать самые страшные поступки, и при этом не переживать о содеянном.
Совесть – некий внутренний голос человека, который всегда подскажет, как поступить правильно даже в самой сложной ситуации. Он помогает отделить плохое от хорошего, и не совершить заведомо дурной поступок, который может принести страдание другим людям
Вот поэтому так важно прислушиваться к своему внутреннему голосу
Говорят, именно совесть не дает спать по ночам, если человек поступил неправильно в какой-то ситуации. Чтобы внутренние терзания не растянулись по времени, необходимо постараться как можно скорее загладить свою вину.
Если же человек заглушает в себе совесть, старается не прислушиваться к внутреннему голосу, не обращать на него внимание, то он становится беспринципным, жестоким, черствым. Однако от совести своей не убежишь, люди это поняли еще давным-давно
Она является частичкой души человеческой, которую, как известно, никуда не денешь.
Совесть – олицетворение самых лучших качеств человека. Это прекрасная смесь добра, справедливости, нравственности, милосердия, порядочности, честности. Это верный друг и помощник, который всегда подскажет правильный путь, поможет развиваться и самосовершенствоваться на протяжении всей жизни.
ЕГЭ по русскому Сочинение
- 1. А.П.Чехов – вершина русской литературы.
- 2. Любовь «к родному пепелищу».
- 3. Должен ли человек осознавать ответственность за свои поступки?
- 4. В чем заключается особенности восприятия человеком своей фамилии?
- 5. Как научиться мыслить?
- 6. Является ли подвигом выполнение своего нравственного долга?
- 7. Не исчезнет ли алфавит?
- 8. Как действует на человека шум?
- 9. Как сохранить память о защитниках Отечества, погибших в годы войны?
- 10. Какие книги вызывают наибольший интерес у читателей?
- 11. Как помочь равнодушным и тем, кто страдает от их равнодушия?
- 12. Что такое ревность?
- 13. В чём заключается нравственная сущность человека?
- 14. Какую роль играет «малая» родина в труде писателя?
- 15. Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?
- 16. Проблема судьбы родного села.
- 17. В чем сила музыки?
- 18. Есть ли в человеке силы, чтобы противостоять судьбе?
- 19. Ответственность человека за жизнь на Земле.
- 20. Ответственность за мир, в котором мы живем.
- 21. Почему деятели науки и искусства уезжают из страны?
- 22. Почему детство называют «золотой порой»?
- 23. Должны ли родители помогать детям в трудный период?
- 24. Что влияет на выбор человеком, жизненного пути?
- 25. Предательство друга.
- 26. В чём источники истинной красоты человека?
- 27. Что мешает ребенку познать подлинную ценность родительской любви?
- 28. В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека?
- 29. Может ли ТВ стать альтернативой книге?
- 30. В чем духовные истоки героизма?
- 31. Какова роль книги в развитии личности?
- 32. Почему несчастны одинокие люди?
- 33. Нужно ли заботиться о животных, которые утратили возможность помогать людям?
- 34. Что такое честь?
- 35. Есть ли место героизму в наши дни?
- 36. Какого человека можно считать ограниченным?
- 37. Влияние технического прогресса и культуры на формирование и развитие нравственности.
- 38. Как воспитать художественный вкус у молодежи?
- 39. Силы человеческого духа, жизнь в условиях войны.
- 40. Память о родине, о родном доме, о детстве.
- 41. Проблема самостоятельности мышления.
- 42. Воспитывает ли эта «формула особого внимания» уважительное отношение к ветеранам войны?
- 43. В чем нравственная сущность памяти?
- 44. Падение грамотности, развитие и сохранение русского языка.
- 45. Влияет ли родной пейзаж, природа на формирование человека, его патриотические чувства?
- 46. Каковы причины существования зла?
- 47. Проблема старости.
- 48. Что такое счастье? В чём счастье писателей?
- 49. Жестокосердие взрослых по отношению к ребенку.
- 50. Что такое счастье?
- 51. Какова цель поэзии?
- 52. Кому доступна радость познания окружающего мира?
- 53. Что позволяет назвать „Сикстинскую мадонну» Рафаэля гениальным произведением?
- 54. В чём причина низкой требовательности к речи?
Высшая ценность
Прежняя идеология ушла не по воле злокозненных людей, как иногда думают и говорят, а потому, что в ее основании была красивая мечта – но несбыточная. В действительности мало кто верил в нее, поэтому воспитание постоянно оказывалось неэффективным. Официальная пропаганда, которой придерживалась и школа, разительно не соответствовала реальной жизни.
Теперь мы возвращаемся в реальный мир. Вот что в нем главное: он не советский, он не буржуазный, он действительный, реальный – мир, в котором живут люди. Хорошо или плохо, но живут. У каждого народа своя история, свой национальный характер, свой язык и свои мечтания – у каждого народа свое, особое. Но в целом мир един, реален.
И в этом реальном мире есть свои ценности, есть свои высшие цели для каждого человека. Есть и одна высшая ценность, относительно которой выстраиваются все другие цели и ценности.
Для учителя, для воспитателя, для воспитания крайне важно понимать, в чем же состоит эта высшая ценность. По нашему мнению, такой высшей ценностью является то, о чем люди мечтают и спорят тысячелетиями, что является самым трудным для человеческого понимания, – свобода
Спрашивают: кого же теперь воспитывать? Мы отвечаем: человека свободного.
Симон Соловейчик / Книги
- Соловейчик, С.Л. Книга про тебя/ Симон Соловейчик; Оформл. О.Коровина. – 2-е изд., доп. – М.: Дет. лит., 1965. – 125 с. /Школьная б-ка.
- Соловейчик, С.Л. Алый парус: О ребятах 16–17 лет. Сб. статей из газ. “Комсомольская правда” /Сост. И.Зюзюкин, С.Соловейчик; Рис. О.Голицына, О.Кулиш. – М.: – Мол. гвардия,1966. – 192 с.
- Соловейчик, С.Л. Мокрые под дождем: Повесть / Симон Соловейчик; Рис. К.Безбородова. – М.: Дет. лит., 1968. – 95 с.
- Соловейчик, С.Л. Отчаюха: Повесть / Симон Соловейчик; Рис. И.Година. – М.: Дет. лит., 1969. – 80 с.: ил.
- Соловейчик, С.Л. Ватага “Семь ветров”: Повесть / Симон Соловейчик ; Рис. Г.Ковенчука. – Л.: Дет. лит., – 979. – 255 с.: ил.
- Соловейчик, С.Л. Учение с увлечением / Симон Соловейчик. — М.: Издательство АСТ, 2019 / Библиотека Ю.Б. Гиппенрейтер; (Хранится в РГДБ)
- Фрунзенская коммуна: Книга о необычной жизни обыкновенных ребят, написанная ими самими, с рисунками, которые сделала Галина Скотина, тоже коммунарка. Книгу сост. и подгот. к печати С. Соловейчик. — М.: Дет. лит., 1969. — 175 с.
- Соловейчик, С.Л. Воспитание творчеством / Симон Соловейчик. 95 c. ил. 17 см, М. Знание, 1978.
- Соловейчик, С.Л. Резервы детского «я» / С. Л. Соловейчик, 96 с. ил. 16 см. М.: Знание, 1983.
- Соловейчик, С.Л. Час ученичества / Симон Соловейчик. – М.: Дет. лит., 1986. – 381 с.
- Соловейчик, С.Л. Вечная радость: Очерки жизни и школы / Симон Соловейчик. – М.: Педагогика, 1986. – 370 с.: портр.
- Соловейчик, С.Л. Последняя книга / Симон Соловейчик. – М.: Первое сентября. – 1998.
- Соловейчик, С.Л. Пушкинские проповеди: О нашей жизни, измеренной строками Пушкина / Симон Соловейчик. — М., 2001 г.
- Соловейчик, С.Л. Основы и принципы воспитательного процесса. Теория и практика в обучении / Симон Соловейчик. – М.: Амрита, 2017/ Антология гуманной педагогики.
- Соловейчик, С.Л. Педагогика для всех / Симон Соловейчик. – М.: АСТ,2018. – 384 с./ Как воспитать ребенка.
- Соловейчик, С.Л. Непрописные истины воспитания. Избранные статьи / Симон Соловейчик. — М.: Издательство АСТ, 2019
- Соловейчик, С.Л. Как разговаривать с подростками о вечных истинах / Симон Соловейчик. – М.: Издательство АСТ, 2019
Отношения между взрослыми и детьми
«Маленький, грудной еще ребенок кричит в своей кроватке, зовет маму, она на кухне, она слышит, она по голосу чувствует, что ничего страшного не случилось, и она… не торопится. Она заканчивает свои дела, потом идет к сыну, но без упреков — чего, мол, кричишь, слышу! — нет, она идет с повинной: “Ты меня зовешь, а я не иду? Мама плохая, не сразу пришла!”».Как объясняет Соловейчик, маленький ребенок нуждается не только в беспрекословном признании его желаний, но и в стойкой вере, что мир вокруг в основном добрый и справедливый. Такой идеализм — своеобразная защита для детей, без нее маленькому человеку будет страшно жить и расти.
Однако ребенок растет и постепенно ему необходимо узнавать и о других аспектах жизни. Мир не такой сказочный и совершенный, и родителю иногда нужно признавать этот факт. Учитель в школе был несправедлив? Ну ничего, бывает. Пожалей ребенка, помоги признать трудность и выразить надежду на лучшее. Он непременно справится, ведь у него есть ты!
Главная ценность — возможность развиваться
«Гонять во дворе собак — это тоже развитие», — шутит Соловейчик. Ребенок должен развиваться и физически, и психически. И зачастую это самое развитие сопровождается шумом, беготней и криками, которые так не выносят родители. Но нельзя подавлять ребенка лишь потому, что он доставляет дискомфорт!И, к слову, всевозможные кружки и секции, которые якобы предназначены для развития ребенка, не всегда являются таковыми. Родитель наверняка не знает, отдавая свое чадо, например, на плаванье, поможет ли это ребенку развиваться или, наоборот, малыш окажется подавленным и потеряет ко всему интерес. Родитель должен стать внимательным наблюдателем, помощником, другом.
Безграничный интерес ко всему вокруг — главный показатель внутренней живости ребенка, и она куда важнее школьных оценок и примерного поведения. «Педагогика для всех» Симона Соловейчика — книга, которую мы рекомендуем почитать всем ответственным родителям, ведь написана она добрым и чутким педагогом от Бога.
Самостоятельность как цель воспитания
Еще один важный аспект воспитания по Соловейчику — подготовка маленького человека ко взрослой жизни. Об этом без устали твердят современные психотерапевты и либеральные педагоги, и об этом в своих трудах так давно писал Симон Львович.«Родившегося у нас беспомощного младенца мы должны вырастить и поставить на ноги, чтобы он был достаточно здоров, достаточно развит и обучен, был крепок духом, чтобы не виснул на людях и не зависел от них», — говорил педагог.
Родителям стоит понять, что дети не всегда ведут себя идеально, но они и не должны. Неизбежны двойки, синяки и неодобрение бабушек во дворе. «Наученный собственным горьким опытом, я всем говорю: не стыдитесь своих детей при чужих людях, нормальные дети при чужих всегда ведут себя хуже, чем обычно, это они таким образом вступают в контакт с чужими, это хорошо, а не плохо. Не стыдитесь!»
Что я понимаю под словом Совесть
Иногда совесть помогает понять, правильно ли человек поступает в той или иной ситуации. Многие люди совершают не совсем достойные и правильные поступки, и совсем не замечают того, что делают своими поступками другому человеку больно или обидно. И при этом даже не чувствует состраданию к тому человеку, которого обидел.
Вот именно такое положение и называется мукой совести. А есть и такие, которые почувствовали это и стараются, во что бы то ни стало все исправить. Из всего этого можно сделать вывод о том, что совесть является степенью сожаления.
А теперь давайте разберемся, из чего же она появляется? Наверное, каждому человеку в детстве читают много разных сказок, где обязательно присутствуют добро и зло. И постепенно это откладывается в каждом человеке. Вот только не всегда можно разобраться в каком случае они сделали добро, а в каком навредили другому человеку.
Кроме этого многие надеются на то, что если человек и сделал что-то плохое, то пусть не сразу, но через некоторое время его все-таки будут мучить угрызения совести. Его можно даже назвать будильником, который рано или поздно зазвенит и даст знать о том, что вы совершили неправильный поступок.
Конечно, среди обычных людей имеются и те, кто никого никогда не обижал и всегда совершал только положительные эмоции не только к себе, но и к другим людям. В этом случае они всегда спят спокойно, и их не мучает совесть. И эти люди могут сказать о том, что их совесть чиста.
Вот только таких людей, наверное нет и никогда не было. Не всем нравится учить уроки и вместо этого они лучше поиграют в футбол или любую другую игру, а потом, когда получат двойку, то начинают корить себя за это и даже ругают. Также есть и такие кто разбивал дома какую-нибудь вещь и для того чтобы их не наругали сразу прятали и им приходилось врать родителям.
А потом поэтому поводу они очень сильно переживали, беспокоились и не находили себе места. Но в итоге через некоторое время они признаются и их не ругают только потому, что прошло много времени, а также родители были рады, что вы признались самостоятельно и не стали их обманывать.
Мне нравится бывать у бабушки в деревне и там у меня очень много друзей, с которыми я играю в разные игры. И вот однажды я увидела у одного из них красивую куклу, и мне захотелось ее заполучить.
Когда я поехала домой, то положила куклу к себе в сумку. Вот только никакого счастья она мне не принесла, потому что как только я вижу эту куклу, то сразу же вспоминаю поступок, который совершила и меня мучает совесть.