Советский педагог симон соловейчик: «чтобы в ребенке ничего не пришлось исправлять, есть 4 правила»

Симон Соловейчик / Книги

  • Соловейчик, С.Л. Книга про тебя/ Симон Соловейчик; Оформл. О.Коровина. – 2-е изд., доп. – М.: Дет. лит., 1965. – 125 с. /Школьная б-ка.
  • Соловейчик, С.Л. Алый парус: О ребятах 16–17 лет. Сб. статей из газ. “Комсомольская правда” /Сост. И.Зюзюкин, С.Соловейчик; Рис. О.Голицына, О.Кулиш. – М.: – Мол. гвардия,1966. – 192 с.
  • Соловейчик, С.Л. Мокрые под дождем: Повесть / Симон Соловейчик; Рис. К.Безбородова. – М.: Дет. лит., 1968. – 95 с.
  • Соловейчик, С.Л. Отчаюха: Повесть / Симон Соловейчик; Рис. И.Година. – М.: Дет. лит., 1969. – 80 с.: ил.
  • Соловейчик, С.Л. Ватага “Семь ветров”: Повесть / Симон Соловейчик ; Рис. Г.Ковенчука. – Л.: Дет. лит., – 979. – 255 с.: ил.
  • Соловейчик, С.Л. Учение с увлечением / Симон Соловейчик. — М.: Издательство АСТ, 2019 / Библиотека Ю.Б. Гиппенрейтер; (Хранится в РГДБ)
  • Фрунзенская коммуна: Книга о необычной жизни обыкновенных ребят, написанная ими самими, с рисунками, которые сделала Галина Скотина, тоже коммунарка. Книгу сост. и подгот. к печати С. Соловейчик. — М.: Дет. лит., 1969. — 175 с.
  • Соловейчик, С.Л. Воспитание творчеством / Симон Соловейчик. 95 c. ил. 17 см, М. Знание, 1978.
  • Соловейчик, С.Л. Резервы детского «я» / С. Л. Соловейчик, 96 с. ил. 16 см. М.: Знание, 1983.
  • Соловейчик, С.Л. Час ученичества / Симон Соловейчик. – М.: Дет. лит., 1986. – 381 с.
  • Соловейчик, С.Л. Вечная радость: Очерки жизни и школы / Симон Соловейчик. – М.: Педагогика, 1986. – 370 с.: портр.
  • Соловейчик, С.Л. Последняя книга / Симон Соловейчик. – М.: Первое сентября. – 1998.
  • Соловейчик, С.Л. Пушкинские проповеди: О нашей жизни, измеренной строками Пушкина / Симон Соловейчик. — М., 2001 г.
  • Соловейчик, С.Л. Основы и принципы воспитательного процесса. Теория и практика в обучении / Симон Соловейчик. – М.: Амрита, 2017/ Антология гуманной педагогики.
  • Соловейчик, С.Л. Педагогика для всех / Симон Соловейчик. – М.: АСТ,2018. – 384 с./ Как воспитать ребенка.
  • Соловейчик, С.Л. Непрописные истины воспитания. Избранные статьи / Симон Соловейчик. — М.: Издательство АСТ, 2019
  • Соловейчик, С.Л. Как разговаривать с подростками о вечных истинах / Симон Соловейчик. – М.: Издательство АСТ, 2019

Биография

Родился в семье литработника газеты «Красная звезда» Льва Исомеровича Соловейчика (1905—1989), в дальнейшем редактора Воениздата и писателя, автора книги «Дом сержанта Павлова» (под псевдонимом Л. Савельев). Мать, Х. И. Соловейчик, во время войны была главврачом санитарного поезда, в послевоенные годы — заведующей медицинскими складами Московского военного гарнизона, позже — заведующей одной из московских аптек.

В войну два года провёл на Урале в эвакуации. Среднюю школу окончил в Москве в 1946 году. В 1953 году окончил филологический факультет МГУ. Преподавал русский язык и литературу в библиотечном техникуме города Зубцова. Тогда же начал печататься в центральной прессе. По возвращении в Москву работал в газете «Строитель стадиона». С 1958 года — корреспондент журнала «Пионер». С 1956 по 1977 год — корреспондент «Комсомольской правды».

В 1960—1970-е годы — автор большого количества публикаций на общественные, семейные, школьные, музыковедческие темы как в «Комсомольской правде», так и в «Литературной газете», «Неделе», журналах «Пионер», «Семья и школа» и других.

Член Союза журналистов с 1965 года и Союза писателей с 1972 года.

Вёл передачи на радиостанции «Маяк» под названием «Я купил пластинку», в разные годы вёл на центральном телевидении ежедневные передачи «Час ученичества» и «Педагогика для всех».

Во второй половине 1970-х годов уходит из всех газет и работает дома, в этот период написана «Педагогика для всех» и ряд других книг.

В 1985—1988 годы — специальный корреспондент и основной автор «Учительской газеты», возглавляемой Владимиром Фёдоровичем Матвеевым. Выступает организатором встреч педагогов-экспериментаторов и редактором четырёх резюмирующих эти встречи манифестов.

В 1988 году, после фактического разгрома матвеевской команды в «Учительской газете», Соловейчик становится обозревателем еженедельника «Новое время», где ведёт рубрику «Младший мир». В этот период он побывал во многих зарубежных школах и отразил свои впечатления в большой серии очерков школьной жизни разных стран мира.

В 1992 году основал и возглавил газету и издательский дом «Первое сентября».

Умер 18 октября 1996 года в Москве. Похоронен на Востряковском кладбище.

Самостоятельность как цель воспитания

Еще один важный аспект воспитания по Соловейчику — подготовка маленького человека ко взрослой жизни. Об этом без устали твердят современные психотерапевты и либеральные педагоги, и об этом в своих трудах так давно писал Симон Львович.«Родившегося у нас беспомощного младенца мы должны вырастить и поставить на ноги, чтобы он был достаточно здоров, достаточно развит и обучен, был крепок духом, чтобы не виснул на людях и не зависел от них», — говорил педагог.

Родителям стоит понять, что дети не всегда ведут себя идеально, но они и не должны. Неизбежны двойки, синяки и неодобрение бабушек во дворе. «Наученный собственным горьким опытом, я всем говорю: не стыдитесь своих детей при чужих людях, нормальные дети при чужих всегда ведут себя хуже, чем обычно, это они таким образом вступают в контакт с чужими, это хорошо, а не плохо. Не стыдитесь!»

Отношения между взрослыми и детьми

«Маленький, грудной еще ребенок кричит в своей кроватке, зовет маму, она на кухне, она слышит, она по голосу чувствует, что ничего страшного не случилось, и она… не торопится. Она заканчивает свои дела, потом идет к сыну, но без упреков — чего, мол, кричишь, слышу! — нет, она идет с повинной: “Ты меня зовешь, а я не иду? Мама плохая, не сразу пришла!”».Как объясняет Соловейчик, маленький ребенок нуждается не только в беспрекословном признании его желаний, но и в стойкой вере, что мир вокруг в основном добрый и справедливый. Такой идеализм — своеобразная защита для детей, без нее маленькому человеку будет страшно жить и расти.

Однако ребенок растет и постепенно ему необходимо узнавать и о других аспектах жизни. Мир не такой сказочный и совершенный, и родителю иногда нужно признавать этот факт. Учитель в школе был несправедлив? Ну ничего, бывает. Пожалей ребенка, помоги признать трудность и выразить надежду на лучшее. Он непременно справится, ведь у него есть ты!

Свободный учитель

Чтобы вырасти свободным, ребенок с детства должен видеть рядом с собой свободных людей, и в первую очередь – свободного учителя. Поскольку внутренняя свобода не прямо зависит от общества, всего лишь один учитель может сильно повлиять на талант свободы, скрытый в каждом ребенке, как это бывает и с музыкальными, спортивными, художественными талантами. Воспитание свободного человека посильно каждому из нас, каждому отдельному учителю. Вот то поле, где один – воин, где один может все. Потому что дети тянутся к свободным людям, доверяют им, восхищаются ими, благодарны им. Что бы ни происходило в школе, внутренне свободный учитель может быть в победителях. Свободный учитель принимает ребенка равным себе человеком. И этим он создает вокруг себя атмосферу, в которой только и может вырасти свободный человек. Быть может, он дает ребенку глоток свободы – и тем спасает его, научает его ценить свободу, показывает, что жить свободным человеком возможно.

Главная ценность — возможность развиваться

«Гонять во дворе собак — это тоже развитие», — шутит Соловейчик. Ребенок должен развиваться и физически, и психически. И зачастую это самое развитие сопровождается шумом, беготней и криками, которые так не выносят родители. Но нельзя подавлять ребенка лишь потому, что он доставляет дискомфорт!И, к слову, всевозможные кружки и секции, которые якобы предназначены для развития ребенка, не всегда являются таковыми. Родитель наверняка не знает, отдавая свое чадо, например, на плаванье, поможет ли это ребенку развиваться или, наоборот, малыш окажется подавленным и потеряет ко всему интерес. Родитель должен стать внимательным наблюдателем, помощником, другом.

Безграничный интерес ко всему вокруг — главный показатель внутренней живости ребенка, и она куда важнее школьных оценок и примерного поведения. «Педагогика для всех» Симона Соловейчика — книга, которую мы рекомендуем почитать всем ответственным родителям, ведь написана она добрым и чутким педагогом от Бога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector