«симон ушаков
Содержание:
- Значение в истории русской иконописи
- Образы становятся человечнее
- Переходная ступень к живописи
- Ушаков Симон Федорович (1626-1686)
- Иконопись
- О русском иконописце xvii века симоне ушакове
- Кто написал «Спас Нерукотворный»?
- Произведение – историческая эпопея
- Совсем не анонимный автор
- Знаковые труды
- Оценка икон Ушакова
- «Спас Нерукотворный» – история происхождения
- Начало пути
- Часть 1
- Работы Ушакова
- Спас Нерукотворный и поиски «живоподобия»
- Древо государства Московского
Значение в истории русской иконописи
Христос — Великий Архиерей 1658 г. Работы Симона Федоровича Ушакова противоречивы. С одной стороны, он усиленно старался сохранить византийскую традицию иконописи. С другой же, он довольно смело привлекал новые тенденции, которые заимствовал и формировал на основе тех, что приходили из западноевропейских государств.
Легче всего осознать контрастность действий Ушакова через конкретные примеры. С одной стороны, он использовал намоленные в России первообразы религии. С другой, он позволял себе писать их не по канонам, а с помощью образов из реальной жизни. Так, считается, что на иконе 1676 года «Архангел Михаил, попирающий дьявола» он изобразил самого себя. Несмотря на то, что с себя Ушаков писал всего лишь человека, это немыслимо для иконописи XVII века.
Другая уникальность работ Симона Ушакова в том, что он стал использовать светотень. Еще совершенно неестественная, она стала впервые появляться на его иконах. Раньше экспозиция была совершенно другой — все как бы двигалось в противоположную сторону, показывая зрителю, что действие происходит в альтернативном мире, мире святых и Иисуса.
Ушаков отказался от этой идеи, как и его многочисленные московские ученики. С помощью своей игры со светом, который исходит не от самих ликов и фигур, а как бы извне, он стал сближать зрителя и высшие силы. Именно это сближение считается одной из главных заслуг художника.
Образы становятся человечнее
Лики на иконах Ушакова разительно отличались от образов старообрядцев, в названии которых лежит объяснение этому. Старые, жестко хранимые веками обряды диктовали манеру написания икон, очень далекую от окружающей действительности. Потемневшие от времени, они разительно отличались от светлых, так как «бог есть свет», более красочных и спокойных образов святых с икон Ушакова. В его творчестве впервые соединилось старое древнерусское искусство и новые реалистические направления.
В его произведениях впервые появляются элементы «фряжеского» или западного искусства. Он заимствует у них перспективу, а иногда и сюжет – «Семь смертных грехов». Есть десятки западных картин и гравюр на эту тему.
Переходная ступень к живописи
На сегодняшний день известны 50 икон, которые подписал сам Симон Ушаков. «Троица» достойна отдельного описания. Выполнена она в зрелом возрасте — в 1671 году. Дата указана и от Адама, и от Рождества Христова. Расширенные подписи часто делались на лицевой стороне полотна. Хранится икона с 1925 года в Русском музее, куда поступила из Гатчинского дворца. Композиция иконы позаимствована у Андрея Рублева, работе которого, как принято считать, она уступает по силе одухотворенности и философскому звучанию. Это происходит из-за перенасыщения полотна тщательно выписанными предметами быта. Этими светскими подробностями некоторые иконы больше напоминают живопись. Симона Ушакова она интересовала всегда. Он занимался подновлением, то есть реставрацией картин. Собственно, «Троица» является ступенью перехода от иконописи к изобразительному искусству в чистом виде. Он хорошо был знаком с мастерами западных школ и иногда заимствовал задний фон для своих икон у таких крупных художников, как Веронезе. Поэтому Ушаков является не только великим иконописцем, но и талантливым художником и графиком.
Ушаков Симон Федорович (1626-1686)
С именем С. Ф. Ушакова в истории
древнерусской иконописи принято связывать представление о последнем
периоде искусства Московской Руси.
И его творчество, и сама его
личность типичны для эпохи коренных изменений, происходивших во
второй половине XVII в. Четко обозначившаяся ломка средневекового
мировоззрения приводит к серьезным переменам в понимании и трактовке
иконописного образа.
Особенно отчетливо эти новшества выразились в
деятельности мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. Возникшая
при государевом дворе еще в начале XVII в. как хранилище оружия, она
уже в середине столетия превращается в большую художественную
мастерскую, куда стягиваются лучшие иконописцы из разных городов
Руси, где рядом с ними работают приглашенные иноземные мастера.
Здесь выполняется огромный объем работ, начиная от росписи храмов и
жилых помещений Кремля и кончая украшением знамен, карет, различных
бытовых предметов.
В Оружейной палате более двадцати лет трудился Симон Ушаков. Его работоспособность и энергия поразительны. Он
расписывает стены храмов, пишет иконы и миниатюры, чертит карты,
делает рисунки для знамен, монет, украшений на ружьях, гравюр и сам
гравирует. Много пишет по заказам для храмов Москвы, Новгорода,
Твери, Ростова, для Троице-Сергиева монастыря.
Ушаков возглавляет
иконописную мастерскую и оставляет множество учеников и
последователей, среди которых особую известность получили Тихон
Филатьев и Кирилл Уланов. Вслед за учителем они пытаются найти новые
формы для создания иконописного образа.
Свой новый взгляд на задачи
иконописи Ушаков формулирует в написанном им не позднее 1667 г.
«Слове к люботщательному иконного писания», где восхищается
свойствами зеркала, способного в точности воспроизводить окружающий
мир, и желает уподобить ему живописный образ. Следуя этому
стремлению, он пытается с помощью многослойных плавей (мелких, едва
заметных мазков, дающих плавный переход одного тона в другой)
применять светотеневую моделировку в трактовке ликов.
Он часто пишет
изображения Спаса и Богоматери, демонстрируя свое умение мягко
моделировать лицо и шею, подчеркнуть округлость подбородка,
припухлость губ. В иконе «Богоматерь Владимирская (Древо Московского
государства)», написанной в 1668 г., он изображает царя Алексея
Михайловича, пытаясь передать его портретные черты.
Известно, что
Ушаков писал парсуны. В изображении интерьера или пейзажа на иконах
он иногда использует принципы линейной перспективы. В качестве
образца для фонов икон художник порой пользуется западноевропейской
гравюрой. Так, в архитектурном пейзаже иконы «Троица» (1671) он
повторил изображение с гравюры, исполненной по картине итальянского
живописца XVI в. Паоло Веронезе «Пир у Симона-фарисея». Что же
касается понимания иконописного образа в целом, то мастер остается в
рамках средневековых представлений. (Двойственный характер, присущий
его искусству, находит аналогии в творчестве позднегреческих
иконописцев — таких, например, как Эммануил Тзанес.)
В отличие от
иконописцев прошлого, Ушаков часто подписывает свои произведения,
сообщая дату написания образа и свое имя. Из сохранившихся
документов известно, что с 1648 по 1664 г. он работал знаменщиком в
Серебряной палате, а с 1664 по 1686 г. — жалованным изографом
Оружейной палаты. Сведения о «роде иконописца Симона Федорова сына
Ушакова» содержатся в рукописном синодике московской церкви
Грузинской Богоматери.
Из дошедшего до наших дней его наследия
наиболее известны иконы, хранящиеся ныне в ГТГ и ГРМ. Среди них —
повторения прославленных русских святынь: образы Богоматери
Владимирской (1652, 1662), Богоматери Донской, Богоматери Киккской
(оба 1668) и др. Известны также его гравюры на меди — «Отечество»,
«Семь смертных грехов»; гравюры к «Житию Варлаама и Иоасафа», к
«Псалтыри Симеона Полоцкого».
Иконопись
Симона Ушакова по праву прозвали реформатором иконописания, ведь в способы и технику изображения ликов святых он ввел много новаторского. Во-первых, он был тем самым мастером художественного искусства, который поместил на иконы вирши — стихотворные тексты. В строках обыкновенно шли прославление Господа и надежда получить его милость, а также встречались и упоминания имени заказчика.
Икона Симона Ушакова «Богоматерь Елеуса Киккская» / Третьяковская галерея
Во-вторых, художник, работая над образами Христа (им создано около 12 вариантов «Спаса Нерукотворного»), руководствовался живоподобием и старался передать мельчайшую деталь его лика, повторяя анатомические особенности человеческого лица — точно вырисованные глаза, ресницы, чуть отрешенный взгляд. За это, а в особенности за подражание западной живописи, автор неоднократно подвергался нападкам и обвинению в богохульстве со стороны старообрядцев.
В-третьих, огромное значение начало придаваться фону, пробудился интерес к передаче пространства и светотени. Также с именем московского изографа связано и изменение в устройстве церковных врат и иконостаса.
При всем внимании к произведениям западноевропейских деятелей художественного искусства и в работе во фряжском стиле Симон, творивший на переломе эпох, не отринул насовсем традиционную исконно русскую иконопись.
Несмотря на то, что ему часто поступали заказы на создание образов для монастырей и храмов, например, церкви святителя Григория Неокесарийского, где хранится Господский образ Христа Вседержителя и Богоматери Елеусы Киккской, охотно брался мастер и за «мирские» заказы.
Икона Симона Ушакова «Тайная Вечеря» / Энциклопедия людей и идей
Из-под пера, а точнее кисти Ушакова вышли и парсуны (портреты) высокопоставленных лиц, «Древо государей Российских», а также «Древо Государства Российского» — здесь Богоматерь Владимирская воплощена в окружении царей и князей от Рюриковичей до Романовых.
Последней известной работой авторства «российского Рафаэля» считается «Тайная вечеря», размещавшаяся в Успенском соборе Троице-Сергиева монастыря. Год написания — 1685-й.
О русском иконописце xvii века симоне ушакове
Троица Ветхозаветная. 1671 г. Государственный Русский музей
Поэтому «Насаждение древа государства Российского» – уникальная икона, по всей видимости, имевшая государственную и политическую актуальность, отображавшая единую историю Руси и Русской Православной Церкви.
«Ветхозаветная Троица» Симона Ушакова (1671 г., Государственный Русский музей) – один из лучших образов, созданных иконописцем. В целом она следует композиционно-иконографическому решению «Троицы» Андрея Рублева.
Обе иконы – монументальные, лишь незначительно отличающиеся друг от друга по размеру. Оба художника изображают трех Ангелов за трапезой, без предстояния Авраама и Сары, служивших Им.
Ангел, сидящий по центру, не имеет крестчатого нимба, то есть Второе лицо Святой Троицы не выделяется. Рисунок складок одежд Ангелов на иконах совпадает.
В ушаковской «Троице» нет барочного изобилия, пышности или дробности, как, например, в иконе на тот же сюжет, написанной другим иконописцем Оружейной палаты Яковом Казанцом (1659 г., из церкви Троицы в Никитниках).
Изображение таких деталей, как стоящие за трапезой блюда и сосуд на переднем плане, у подножия Ангелов, не имеет какой-либо повествовательной задачи.
Архитектурный фон – строго классический, он не разрушает молитвенный характер образа, не сообщает пространству иконы никакой динамики: параллельная перспектива есть, но движения взгляда вглубь нет.
Сочетание объемных форм переднего плана и плоскостности и графичности изобразительной поверхности в целом создают незаурядное произведение и раскрывают необычайное мастерство иконописца, сумевшего создать икону Троицы как глубоко традиционный и в то же время отражающий свою эпоху образ.
Икона «Архангел Михаил, попирающий дьявола» (1676 г., Государственная Третьяковская галерея) – еще одно выдающееся произведение кисти Ушакова.
Кажется, что масштабная торжественная фигура грозного ангела статична, однако при этом в иконе много движения: ангел поднимает вверх руку с огненным мечом, мощные крылья широко распростерты, развевается плащ.
Слева у ног архангела – маленькая фигурка человека в скромной одежде, с молитвенно сложенными на груди руками. Возможно, это изображение заказчика иконы. Некогда существовала точка зрения, что это – автопортрет художника.
Целью художника было не слепое копирование древних образов и не бессмысленное подражание европейской живописи, а попытка обновить русскую живопись, которая не могла оставаться неизменной ввиду новых исторических условий.
При этом икона не должна была превращаться в картину, иллюстрацию, но должна была оставаться истинным православным моленным образом, возводившим к Первообразу.
Кто написал «Спас Нерукотворный»?
Первые списки иконы стали появляться сразу после установления христианства на Руси. Считается, что это были византийские и греческие копии. Икона «Спас Нерукотворный», автор которой был сам Спаситель, хранилась у царя Авгаря, и ее описание дошло к нам благодаря документам
Есть несколько важных деталей, на которые стоит обратить внимание, рассматривая портрет:
- Материя с отпечатком была натянута на деревянную основу и этот образ является единственным изображением Иисуса, как человеческой личности. На других иконах Христос представлен или с какой-то атрибутикой, или совершающим определенные действия.
- Образ «Спаса Нерукотворного» в обязательном порядке изучается в школе иконописцев. Кроме этого, они должны сделать список в качестве первой самостоятельной работы.
- Только на этой иконе Иисус представлен с нимбом замкнутого типа, что является символом гармонии и указывает на завершенность мира.
- Еще один важный нюанс иконы «Спас Нерукотворный» – лицо Спасителя изображено симметрично, вот только глаза немного скошены на бок, что делает образ более живым. Изображение симметрично не просто так, поскольку оно указывает на симметричность всего, что создано Богом.
- Лицо Спасителя не выражает ни боли, ни страданий. Смотря на образ можно увидеть спокойствие, равновесие и свободу от каких-либо эмоций. Многие верующие считают его олицетворением «чистой красоты».
- На иконе представлен потрет, но на картинах изображают не только голову, но и плечи, а здесь они отсутствуют. Эту деталь трактуют по-разному, так считается, что голова указывает на главенство души над телом, а еще это служит напоминанием о том, что главным для церкви является Христос.
- В большинстве случаев лик изображается на фоне ткани с разными видами складок. Есть варианты, когда портрет представлен на фоне кирпичной стены. В некоторых традициях полотно держится на крыльях ангелов.
«Спас Нерукотворный» Андрей Рублев
Известный художник представил миру большое количество икон и важное значение для него имел образ Иисуса Христа. У автора есть свои легко узнаваемые черты, например, мягкие переходы света в тень, которые полностью противоположны контрастам
Икона «Спас Нерукотворный», автор которой Андрей Рублев, подчеркивает необыкновенную мягкость души Христа, для чего использовалась нежная теплая гамма. Из-за этого икону называют «светоносной». Образ, представленный художником, был противоположным византийским традициям.
«Спас Нерукотворный» Симон Ушаков
В 1658 году художник создал свое самое известное произведение – лик Иисуса «Спас Нерукотворный». Икона была написана для монастыря, расположенного в Сергиевом Посаде. Она имеет небольшие размеры – 53х42 см. Икона Симона Ушакова «Спас Нерукотворный» была нарисована на дереве с использованием темперы и автор применял для написания художественные приемы характерные для того времени. Образ выделяется полной прорисовкой черт лица и светотеневой передачей объема.
Произведение – историческая эпопея
На ветвях дерева Симон Ушаков расположил медальоны, в которых находились портреты людей – царей (Федор Иванович, Михаил Федорович, царевич Дмитрий) и святых с молельными свитками в руках, сделавших все для укрепления Московского государства и его столицы Москвы – политического и духовного центра. Справа – патриархи Иов и Филарет. Митрополиты Иона, Алексий, Киприан, Филипп и Фотий. Слева – Сергий и Никон Радонежские и другие столпы православия. Портреты Алексея Михайловича, которые он заказывал Ушакову в немалых количествах, не сохранились. И тем интересней и значимей парсуна на иконе, так как автор старался придать ей полное сходство с оригиналом. Сам царь, его жена и два царевича, Алексей и Федор, изображены группой, стоящей на территории Кремля. В облаках ангелы принимают из рук Спаса атрибуты власти для Алексея Михайловича. Все это символизирует процесс венчания на царство земного владыки небесным царем. В центре иконы находится Лик Владимирской Божьей Матери с младенцем Иисусом на руках. Полотно подписано, как и остальные работы Симона Ушакова.
Совсем не анонимный автор
Об Ушакове известно многое, даже то, что Симон — это его прозвище, а наречен он был именем Пимен. Известно это стало потому, что иконописец Симон Ушаков был первым, кто сделал свои работы авторскими. И вот, на одной из икон, законченной в 1677 году, он указывает, что написал ее Пимен Федоров, прозванный Симоном Ушаковым. Иметь два имени было в те времена традицией – одно «потаенное», полученное при крещении, посвящалось богу. Его нельзя было произносить всуе. Другое, «зовомое», каждодневное, предназначалось для жизни. Данные о художнике можно почерпнуть из подписей на других иконах – одна из них хранится в Грузинской церкви в Китай-городе. Собственно, большинство его работ подписано.
Знаковые труды
Ученый разработал и внедрил многоаспектную и весомую систему помет в плане стилистики. Его авторству принадлежат распространенные теперь «разг.», «офиц.» и тому подобное. Александр Реформатский, коллега исследователя, вспоминал, что очень ценил Дмитрий Николаевич живое общение с людьми.
Он взаимодействовал со студентами, учителями, врачами, актерами. Своих коллег знаменитый языковед учил не отгораживаться от окружающей их повседневности, а заниматься просветительской деятельностью.
В начале 1936 Дмитрий Николаевич получил докторскую степень в области лингвистических наук. Через три года он стал членом-корреспондентом Академии Наук СССР.
Признанный специалист по правильности произношения, Ушаков на протяжении многих лет консультировал Радиокомитет страны. За советами к известному ученому обращались даже известнейшие актеры Василий Качалов и Евдокия Турчанинова.
Оценка икон Ушакова
Мнение о творчестве Симона Ушакова довольно спорное. Некоторые критики считают его человеком, который многое сделал для стирания границ между изобразительным искусством и иконописью. Так, историк Георгий Филимонов заявлял, что значение его художественной деятельности состоит в облегчении перехода от иконописи к живописи.
Полярного мнения придерживался другой известный отечественный искусствовед и критик — Игорь Грабарь. Он утверждал, что роль Ушакова недостаточна для полного отхода от самобытных русских иконописных традиций и формирования новых норм. Впрочем, такой же строгой критике подвергались все царские живописцы допетровской эпохи.
Похожего мнения придерживаются современные исследователи творчества Ушакова. Советский и российский историк древнерусского искусства Энгелина Смирнова считает, что произведения Симона Федоровича не являются свидетельством какого-либо серьезного шага к новой художественной культуре. Она видит в них сохранение иконописных правил позднего Средневековья, поэтому придерживается идеи, что иконы Ушакова и его учеников сильно переоценены.
«Спас Нерукотворный» – история происхождения
Многие люди задавались вопросом, откуда взялось изображение лика Христа, если о нем ничего не сказано в Библии, а церковное придание сохранило минимум описаний внешности? История иконы «Спас Нерукотворный» указывает, что подробности о лике донес до людей римский историк Евсевий. Правитель города Эдесса Авгарь был серьезно болен, и он послал к Христу художника, чтобы тот написал его портрет. У него не получалось справиться с поставленной задачей, поскольку его ослепляло божественное сияние.
Тогда Иисус взял полотно (убрус) и отер им свое лицо. Здесь случилось чудо – на материю передался отпечаток лика. Изображение носит название «нерукотворной», поскольку оно было создано не руками человека. Вот так появилась икона именуемая «Спас Нерукотворный». Художник отвез ткань с ликом царю, который, взяв ее в руки, исцелился. С того времени изображение сотворило много чудес и продолжает это дело до сих пор.
Начало пути
Его биография началась в1626 году в Москве. Яркий представитель завершающего периода искусства Московской Руси немало сделал для развития живописи.
С момента возведения Кремля начался новый период в отечественной культуре. К изображению предметов подхоили в новаторскими приемами. Для русской архитектуры и живописи того времени характерны подходы различных школ, итальянской в том числе. Благодаря новым веяниям все виды творчества обрели большую декоративность, яркость красок и пластичность образов.
Главным представителем переходного к новому периода стал Ушаков. Мастерству живописи Симона обучали с ранних лет. Ни после него, ни до него на престижную должность знаменщика не принимали никого в возрасте 22 лет. Есть версии о посадском происхождении семьи художника. Однако подписи на его работах говорят о том, что автор – московский дворянин. Этот титул получен позднее как знак особого отличия.
По мнению одного из исследователей творчества Симона, дворянином мастер мог быть потомственным, потому сумел овладеть ремеслом, а после получения образования занять государственный пост с жалованием. В должностные обязанности входила создание эскизов для церковной утвари из драгоценных металлов и эмали. Кроме росписи знамен, Ушакову вменялось также разрабатывание рисунков и мотивов для вышивки.
Часть 1
В этой части работы даны задания по истории России и истории зарубежных стран в Новое время.
1. Установите соответствие между событиями (процессами) и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ)
А) создание единой системы денежного обращения в России
Б) Переяславская рада
В) начало реформации в Германии
УЧАСТНИКИ
1) Елена Глинская
2) Фернан Магеллан
3) Д.Т. Трубецкой
4) Мартин Лютер
5) Б.М. Хмельницкий
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
2. Запишите термин, о котором идёт речь.
Предприятие, основанное на ручном труде работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции.
Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание 3.
«Которые государевы дворцовых сёл и чёрных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сёл и из чёрных волостей… а в писцовых книгах… те беглые крестьяне или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей, сыскивая, свозити в государевы дворцовые сёла и в чёрные волости, на старые их жеребьи, по писцовым книгам с жёнами и с детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет».
3. Укажите название данного исторического источника.
Укажите название народного восстания, с которым связано появление данного
исторического источника.
Рассмотрите карту и выполните задания 4, 5.
4. Назовите российского монарха в период, когда произошло восстание, границы района которого обозначены на карте.
5. Подпишите на карте город Москву и Речь Посполитую.>
Ознакомьтесь с приведённым перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 6, 7.
1) «Сказание о князьях Владимирских»
2) «Калязинская челобитная»
6. Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
7. Создателем какого из приведённых памятников культуры был Симон Ушаков? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
8. Укажите время, с точностью до десятилетия, когда в России пресеклась царская династия Рюриковичей. Укажите одно любое событие из истории зарубежных стран, относящееся к этому же веку и десятилетию. Не следует указывать событие из истории международных отношений, одной из сторон которых была Россия.
Время с точностью до десятилетия: __________
Событие из истории зарубежных стран: __________
9. Какой из привёденных исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «Внешняя политика России в последние 10 лет царствования Ивана IV была неудачной»? Укажите порядковый номер этого факта в списке.
1) битва при Молодях
2) заключение Плюсского договора со Швецией
3) начало проведения политики опричнины
Объясните, как с помощью выбранного Вами факта можно аргументировать данную точку
зрения.
Прочтите перечень из четырёх событий (процессов). Выберите ОДНО событие (процесс) из перечня, а затем выполните задания 10, 11, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс).
Перед выполнением каждого из заданий 10, 11 укажите букву, которой выбранное событие (процесс) обозначено в перечне. Указанные в заданиях 10, 11 буквы должны быть одинаковыми.
Перечень событий (процессов)
А) венчание Ивана IV на царство
Б) избрание на царство Михаила Романова
В) экспедиция С.И. Дежнёва
Г) заключение Бахчисарайского мирного договора
10. Выбранное событие (процесс): ___ (укажите букву в перечне).
Укажите год (годы), к которому(-ым) относится выбранное Вами событие (процесс).
Приведите два любых факта, характеризующих ход этого события (процесса).
Год (годы): __________
Факты: __________
11. Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне).
Используя знание исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело
большое значение (важные последствия) в истории нашей страны.
Работы Ушакова
Симон Ушаков был чрезвычайно плодовитым художником и иконописцем. До наших дней сохранилось достаточно много его произведений. Однако большинство из них были, к сожалению, испорчены более поздними реставрациями и записями потомков.
Лучше остальных на сегодняшний день сохранились икона Благовещения, Владимирской Богоматери, святого Феодора Стратилата, Сошествия святого духа и, конечно, Спаса Нерукотворного.
Эти работы иконописца доказывают тот факт, что он был чрезвычайно развитым для своего времени человеком, талантливым живописцем, который в полной мере обладал всеми техниками, известными на тот момент.
Ушаков принципиально отказывался писать иконы по древним образцам, как было принято в то время. Он активно впитывал в себя нюансы западного искусства, которые в XVII веке все активнее проникали на территорию Руси.
Ушаков, соблюдая традиции древнерусской иконописной школы, при этом не боялся экспериментировать. Он изобретал новые композиции, учился на лучших образцах западной культуры, стремился придать фигурам на своих иконах движение и индивидуальность.
Спас Нерукотворный и поиски «живоподобия»
Для разговора об Ушакове как реформаторе необходимо обратиться к одному из самых излюбленных сюжетов его творчества – образу Спаса Нерукотворного, который художник неоднократно повторял в разные периоды своей творческой биографии.
Самая ранняя икона Спаса Нерукотворного, исполненная Ушаковым, происходит из московской церкви Троицы в Никитниках и раньше датировалась 1658 годом. Но именно к выставке была произведена полная реставрация иконы, она была освобождена от записей XVIII и XIX века, и мы получили возможность увидеть почти полностью сохранившуюся оригинальную ушаковскую живопись. Кроме того, реставраторам удалось по фрагментам золотых букв и их отлипам на олифе реконструировать первоначальную надпись и установить правильную дату – 1661 год.
Почему именно образ Спаса Нерукотворного так привлекал внимание художника, и почему именно на нем на протяжении десятилетий он отрабатывал свои новые художественные приемы? Чтобы это понять, нам нужно обратиться, прежде всего, к эстетическим трактатам как самого Ушакова, так и его друга, ярославского художника Иосифа Владимирова (этот оригинальный жанр – одна из новых особенностей художественной культуры XVII столетия). Главный пафос пространного сочинения Иосифа Владимирова состоит в борьбе с уклонением от древних традиций
По мнению художника, его предшественники допустили очень много ошибок, исказив первоначальное свидетельство, которое сохраняли древние произведения, и именно к этому свидетельству и должны вернуться иконописцы. Он приводит конкретные примеры, спрашивая современников, почему, например, сегодня мученики изображаются с темными ликами, если они были юны и прекрасны, или почему на иконах не воспроизводится идеальная и совершенная внешность Христа и Богоматери, известная по библейским свидетельствам и более поздним преданиям. Эти вопросы позволяют понять интерес Ушакова к Нерукотворному образу, ведь именно он запечатлел живые, подлинные черты Спасителя
Главный пафос пространного сочинения Иосифа Владимирова состоит в борьбе с уклонением от древних традиций. По мнению художника, его предшественники допустили очень много ошибок, исказив первоначальное свидетельство, которое сохраняли древние произведения, и именно к этому свидетельству и должны вернуться иконописцы. Он приводит конкретные примеры, спрашивая современников, почему, например, сегодня мученики изображаются с темными ликами, если они были юны и прекрасны, или почему на иконах не воспроизводится идеальная и совершенная внешность Христа и Богоматери, известная по библейским свидетельствам и более поздним преданиям. Эти вопросы позволяют понять интерес Ушакова к Нерукотворному образу, ведь именно он запечатлел живые, подлинные черты Спасителя.
Отсюда, от поиска этой живости и подлинности, и происходит само понятие «живоподобия», которым Ушаков и Владимиров оперировали как в своих теоретических сочинениях, так и на практике, в своих иконах.
Что такое живоподобие? Прежде всего, это не натурализм в европейском смысле этого слова, не работа с натурой. Живоподобие – это воспроизведение живого, подлинного свидетельства о священных лицах и событиях как главная задача иконописания
Для Ушакова было важно уточнить это свидетельство, скорректировать его, сделать более убедительным. И поэтому образ Нерукотворного Спаса для Симона Ушакова – вечный вызов и вечный поиск
Он ищет как можно более точные и адекватные, подлинные, живые черты Христа. И этот настойчивый поиск, конечно, опровергает все традиционные предубеждения о секуляризации русской культуры в XVII столетии.
Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. 1678Дерево, темпера. 53?42. Третьяковская галерея
Древо государства Московского
О том, какое важное значение для Ушакова имела традиция, свидетельствует его неоднократное обращение к образу «Богоматери Владимирской». Помимо самой первой иконы 1652 года, эту тему отражают еще три произведения начала 1660-х годов, представленные на выставке
Икона Богоматери Владимирской с избранными святыми на полях 1660 года происходит из Успенского собора Флорищевой пустыни, и, судя по пространной надписи в ее нижней части, это вклад самого художника в Успенскую обитель – свидетельство того, что художник был, во-первых, достаточно состоятелен для того, чтобы делать собственные вклады, а во-вторых, весьма религиозен. Еще одна Владимирская икона написана по заказу игумена московского Сретенского монастыря Дионисия в 1662 году.
Третий образ – знаменитая икона «Похвала иконе Богоматери Владимирской» или «Древо Государства Московского» 1663 года. Названия эти поздние и более или менее условные, поскольку оригинального ее названия мы не знаем, а в описях XIX века она называлась «Образ Владимирской с московскими чудотворцами». Вокруг медальона с иконой Богоматери располагаются изображения московских святых и некоторых знаменитых исторических деятелей. Галерея этих персонажей начинается с основателей Московского княжества – князя Ивана Калиты и митрополита Петра, который перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву и основал Успенский собор Московского Кремля, также представленный на иконе.
Слева на ветвях древа представлены московские святители, преемники митрополита Петра, последний из которых – Патриарх Филарет. Выше – его сын, царь Михаил Федорович Романов, основоположник новой династии, царь Феодор Иоаннович, последний из Рюриковичей, и благоверный царевич Димитрий – святой покровитель всего московского царствующего дома.
На правой ветви изображены преподобные, причем их ряд неожиданно открывается образом князя-схимника – преподобного Александра Невского. Вверху иконы изображен Христос в облаках, который передает ангелам венец и ризу. История сюжета такова: в 1625 году в Москву из Персии шахом Аббасом была прислана прославленная реликвия – риза Господня, которую торжественно положили в Успенском соборе Московского Кремля. И, конечно, изображая ризу, художник имел в виду именно эту драгоценную кремлевскую реликвию. Соединение же двух реликвий – иконы Богоматери Владимирской и ризы Господней – наглядно демонстрировало прямое покровительство Христа и Богоматери Московскому государству.
По сторонам от Христа начертаны надписи из Апокалипсиса – фрагменты из обращений к Сардийской и Смирнской церквям. Эти тексты вместе с текстами на свитках царя Алексея Михайловича и тогдашнего наследника царевича Алексея Алексеевича образуют своеобразный диалог: в ответ на молитвенное обращение царя и царевича Христос обещает им и всему Московскому государству ризу и венец как знак своего покровительства.