Грабарь игорь эммануилович: биография, картины художника с названиями, интересные факты

Выставки

В 1903 году он окончательно переехал в Москву. С этого времени Грабарь принимал участие в выставках «Мира искусства» в «Салоне» и «Союзе»; его работы выставлялись и за границей — в Мюнхене, в Париже, в Salon d’Automne, в 1906 году на выставке русского искусства, устроенной С. П. Дягилевым, в Риме на международной выставке в 1909 году и др. В 1910-х годах с И. В. Рыльским и И. В. Жолтовским входил в городское жюри, которое проводило в Москве «конкурсы красоты фасадов» .

Вскоре после переезда в Москву Игорь Грабарь познакомился с художником Николаем Мещериным; неоднократно посещал усадьбу Мещериных Дугино (ныне — посёлок Мещерино в Ленинском районе Московской области).

После Октябрьской революции Грабарь также активно занимался живописью, создавая как пейзажи, так и официальные, «придворные» композиции.

Руководитель Третьяковской галереи

В 1913 И. Э. Грабарь стал руководителем Третьяковской галереи. В письмах того времени он писал, что взялся за эту предложенную ему должность для изучения искусства живописи «вплотную, тщательно исследуя технику и все особенности». Живописец изменил планировку музейной экспозиции, что сопровождалось дискуссиями на страницах газет и даже во время заседаний думы. Стены залов галереи до того, как её руководителем стал Грабарь, были наполнены картинами безо всякой логики («маленькие этюды возле огромных холстов»). Новая экспозиция Грабаря была основана на новаторских в то время монографическом и историческом принципах. Музейные сотрудники изменили планировку некоторых залов, убрав перегородки и щиты. В результате частная коллекция стала музеем европейского типа. Такое её преобразование нашло поддержку со стороны деятелей искусства. В частности, Репин отметил, что «выполнена большая и трудная работа в галерее Третьякова».

Грабарь стал составителем также первого научного каталога этой галереи. Он руководил проверкой и новым описанием свыше 4 000 экспонатов. Ещё Игорь Эммануилович купил для Третьяковской галереи полотна таких русских классиков, как П. Федотов и О. Кипренский, а ещё картины «новейших» на то время живописцев — И. Машкова и К. Петрова-Водкина. На посту директора галереи Грабарь был до 1925.

Реставратор

После революции живописец остался жить в России, занимаясь административной работой. В 1918 он стал инициатором открытия в Москве Центральных реставрационных мастерских.

В течение 1-й трети 20 ст. реставраторами и историками была проведена масштабная работа, направленная на раскрытие произведений изобразительного искусства древней Руси и Византии. Это росписи и иконы, которые уцелели в старинных церквях и монастырях. Грабарь добился сохранения и реставрации множества икон. В начале 20 ст. вместо слова «реставрация» употребляли «ремонт». Мастера придерживались соответствующего подхода: перед тем, как реставрировать произведение, научные исследования не проводились. Грабарь стремился превратить реставрацию в науку. Он привлекал к процессу физиков, химиков и биологов. Художник организовывал и становится прямым участником экспедиций в Псков, Новгород, в города Поволжья, Крыма и Кавказа. Целями этих экспедиций были обнаружение, реставрация и укрепление памятников живописи. В письме к своей супруге художник писал: «Сейчас я руковожу расчисткой полотен Рублёва, а ещё — расчисткой стен храмов во Владимире и в первую очередь — икон Владимирской, Максимовской и Боголюбской Богоматери. Результаты превосходят ожидания: нам удалось узнать такие вещи, которые раньше и не представляли. История живописи древней Руси будет переделана».

Пейзажист

В Петербурге Грабарь вошёл в число ведущих критиков в журнале «Мир искусства», а в 1903 переселился в Москву. Во время московской художественной выставки он познакомился с художником Николаем Мещериным, который пригласил И. Грабаря в свою усадьбу Дугино. Затем Грабарь проводил длительное время в усадьбе, познакомившись тут с будущей супругой Валентиной, которая была племянницей Н. Мещерина. Рядом с усадьбой было множество живописных мест. Грабарь постоянно вдохновлялся русской природой. Также он здесь очень усердно работал, поднимаясь в 5-6 утра и отправляясь на этюды.

В 1-й пол. 1900-х живописец был импрессионистом. Грабарю нравилась

зима со своими пейзажами. Именно ей посвящены картины:

  • Февральская лазурь;
  • Иней;

и др. Живописец творил с азартом, «бросая на холст краски, не особо продумывая».

Картина «Февральская лазурь» была навеяна самой природой в ходе лесной прогулки. Грабарь, любуясь берёзой, уронил палку, затем наклонился, чтобы её поднять, и ненароком поднял вверх свой взгляд. В автобиографии «Моя жизнь» художник потом вспоминал: «Я стоял возле удивительной берёзы, которая отличалась на редкость гармоничным строением ветвей. Посмотрев на верх этого деревца снизу, с заснеженной поверхности, я обомлел, увидев фантастически красивое зрелище. Это были переливы и перепевы всей радужной палитры, которые объединяла голубая небесная эмаль… Я сразу поспешил домой, чтобы взять небольшой холст, и мигом сделал набросок с натуры будущей полноценной картины».

Для достижения внешнего впечатления невысокого горизонта Грабарь выкопал траншею в толстом слое снега и улёгся в ней с холстом и мольбертом. Художник воспользовался для цветовой передачи «голубой небесной эмали» различными тонами голубого. В течение 2,5 недель И. Э. Грабарь завершил полотно целиком на натуре. Живописец считал именно «Февральскую лазурь» наиболее значительной из своих картин.

И. Э. Грабарь нередко говорил, что после окончания зимы пейзаж как жанр живописи становился для него непривлекательным. И тогда он занимался натюрмортами. В Дугине весь год произрастали цветы (там были и сад, и оранжерея), поэтому в 1910-х гг. Грабарь писал преимущественно цветочные натюрморты, например, «Хризантемы» и «Дельфиниум».

Архитектор и историк искусства

Художественное дарование проявилось в живописи, а также в сферах графики и архитектуры. Е. Захарьина, вдова выдающегося доктора Григория Захарьина, выдвинула предложение для И. Э. Грабаря насчёт строительства в её имении больницы, которая была бы мемориалом в честь её умершего сына. Художник увлечённо начал реализацию данной идеи. Именно по его проекту строители занялись возведением большой клиники на несколько корпусов, а также домов врачей. По окончании проекта Грабарь пожелал снова взяться за архитектуру, однако вынужден был делать выбор между ней и наукой, поскольку к тому моменту художник интенсивно работал над многотомной книгой «История русского искусства». И. Э. Грабарь отредактировал и написал ряд главных разделов в этом издании. Ему пришлось собирать материалы из архивов всей России. В это время он почти не мог заниматься живописью. «Данная «История искусства» — по сути практически история всей русской культуры. Я хотел бы издать 12 томов. Необходимо занимательно рассказывать о ней, близко к описанию быта в разные времена, и иллюстрировать текст картинами», — написал живописец.

1-й выпуск книги был издан в 1908, а всего к 1915 вышло 8 томов. Однако позже работа над многотомным изданием приостановилась, поскольку в ходе 1-й мировой издательство Кнебеля, в котором выходила книга, было разгромлено, множество стеклянных негативов оказались утраченными. И. Грабарь написал: «Я из-за того вынужден был перестать выпускать «Историю искусства», что негативы, которых было до 20 тысяч и которые были сняты под моим началом, в том числе лично мной, оказались уничтоженными. Там тысячи ценных и уникальных документов, которые уже нельзя восстановить, поскольку я изъездил всю Россию». После всего этого Грабарь не мог работать в течение нескольких месяцев. «История русского искусства» — важный этап в развитии русского искусствоведения.

Последний пленэрист России

Обобщенный образ русской природы в картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь» (1904 г.) понравился публике, назвавшей мастера «последним пленэристом Руси». Талантливый живописец, нашедший собственный стиль, продолжил и развил все самое лучшее, что проявилось в творчестве Серова, Левитана и других известных пейзажистов.

Он достиг предельной цветовой насыщенности, нанося густые мазки плотным слоем. А написание картины с низкой точки – необычный прием, придающий творению удивительный эффект. Автор не старается перенасытить полотно светлыми красками, а темные проталины и грязноватый снег говорят о скором приближении весны. Все цвета, которые используются мастером, сливаются в единую палитру ярких и пастельно-прозрачных оттенков. Грабарь слышит музыку весны и чувствует легкую грусть расставания с любимой порой. Притягательное полотно, раскрывающее поэтический мир русской зимы, поднимает настроение, и именно такого чувства добивается художник, рисующий родную землю.

Необычный эффект

Публика была в восторге, увидев сказочные переливы ярких и чистых цветов, объединенных в единое целое лазурью неба. Живописец накладывает на белоснежный холст ярко-голубые тени с темно-изумрудными и коричневатыми вкраплениями. Стволы березок, окутанные кружевным инеем, буквально купаются в сияющем солнечном свете и сверкают, словно радужные бусы.

Любопытно, что автор создал полотно, которое заставляет зрителя посмотреть в насыщенную синеву неба снизу вверх. В самом облике исконно русского деревца сказалось радостное восприятие автором природы родного края. Художник видел удивительное очарование в русском пейзаже и стремился запечатлеть его в чистых красках, передающих все градации небесной синевы.

Литература[править | править код]

  • Игорь Эммануилович Грабарь / вступит. ст. А. А. Сидорова, библиогр. сост. Н. М. Нестерова ; Акад. наук СССР. — М.: АН СССР, 1951. — 83 с. : портр. — (Материалы к биобиблиографии учёных СССР. Серия искусства. Вып. 1).
  • Подобедова О. И. И. Э. Грабарь. — М.: 1964. — 338 с.: ил.
  • Азаркович В. Г., Егорова Н. В. И. Грабарь. Л., 1974;
  • Егорова Н. В. И. Э. Грабарь. М., 1979;
  • Иванова И. А. Мой музей… Страницы воспоминаний о первых десятилетиях становления Музея имени Андрея Рублева. – М.: 2012.
  • Мамонтова Н. И. Грабарь. М., 2001;
  • Клименко Ю. Г. Архитекторы Москвы. И. Э. Грабарь. М.: Прогрессс-Традиция, 2015. — 374 с. ISBN 978-5-89826-453-6
  • О. И. Грабарь. Непобедимые гуманисты. (электронная книга)

Искусствоведческая работа

Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимала исследовательская и просветительская работа. И. Э. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял; он же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники».

В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи — он оставался на этой должности вплоть до 1925 года; в письме матери он писал, что согласился на попечительство потому, что мечтал изучать «… не на расстоянии, не через стекла, а вблизи, вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей» художников. Грабарь осуществил вызвавшую бурную дискуссию в прессе и даже на заседаниях Государственной думы (10 сентября 1913 года) реэкспозицию музея: были перепланированы некоторые залы, убраны перегородки, щиты; в основу был положен историко-хронологический и монографический принципы экспозиции. В конечном итоге реформы Грабаря получили поддержку: в заявлении видных деятелей искусства, опубликованном в 1916 году говорилось, что «… обновление галереи вполне послужило раскрытию того поступательного движения в русском искусстве, какое провидел и утвердил в жизни своей галереи ее основатель»; И. Е. Репин указывал, что была произведена «огромная и сложная работа на славу галереи П. М. Третьякова». В 1917 году была осуществлена инвентаризация всего собрания и издан каталог галереи с новыми атрибуциями каждого экспоната — для этого были проведены исследования для установления имен изображённых лиц, проведены обмеры и детально исследованы обороты четырёх тысяч произведений

Грабарь большое внимание уделял пополнению коллекции, приобретая как произведения старых мастеров, так и картины современных живописцев с выставок «Союза русских художников», «Голубой розы», «Мира искусства». Под руководством Грабаря была проведена реставрация и расчистка многих живописных полотен, среди которых «Портрет Павла I» С

С. Щукина, «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Ф. Я. Алексеева, «На жатве. Лето» А. Г. Венецианова, «Пейзаж с животными» С. Ф. Щедрина.

Могила Грабаря на Новодевичьем кладбище Москвы.

Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он дружил с женой Льва Троцкого Натальей Седовой, с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса. В самом начале сталинских чисток Грабарь ушёл со всех своих ответственных постов и возвратился к живописи. Он написал портрет девочки по имени Светлана, который вдруг стал невероятно популярен.

Кроме того, Грабарь в 1918—1930 годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, инициатором создания которых был. С 1921 года он — профессор Московского государственного университета, где читал курс лекций по теории и практике научной реставрации на отделении искусств. С 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения, картин из усадеб и икон из монастырей. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». Современный Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя.

Был консультантом Ученого совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой лавре, научным руководителем и главным архитектором которых был назначен Игнатий Трофимов. С 1944 года директор Института истории искусств АН СССР.

В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и её союзников. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства.

Действительный член Императорской Академии Художеств (1913). Действительный член АН СССР (1943). Действительный член АХ СССР (1947).

Умер 16 мая 1960 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

Начало пути

Отец живописца Эммануил Грабарь был правоведом. Он занимал пост депутата в парламенте Венгрии. По причине своей русофилии Э. Грабарь в 1876 уехал в Россию и поселился в городке Егорьевск (Рязанская губерния), где стал учителем гимназии. Позже к нему переехала супруга с детьми.

И. Э. Грабарь был влюблён в искусство уже в детском возрасте: «Я не помню, когда я не рисовал, и не могу представить себя, не держащего карандаш, резинку, акварели и кисти». Юный художник воссоздавал воображаемые образы и увлекался копированием портретов военных, которые видел в журналах. В егорьевской гимназии, где он какое-то время учился, учителем рисования был один местный живописец, пробудивший в маленьком Игоре интерес к живописи.

В 1882 Грабарь поехал учиться в Московском Императорском лицее цесаревича Николая. Жилось ему там трудно. Он относился к «живущим стипендиатам», однако большинство остальных лицеистов были из обеспеченных семей и постоянно подшучивали над его бедностью. Игорь полностью ушёл в живопись. «Я имел 4 возможности работы в лицее с натуры: рисовать виды из окна, рисовать портреты людей, которые меня окружали, создавать себе натюрморты и рисовать их, а также составлять сцены из жизни лицея». Он написал портреты учителей лицея и своих одноклассников. В выходные Грабарь постоянно был в Третьяковской галерее или на выставках живописи в Москве.

Закончив лицей с отличием, Грабарь уехал в Петербург. Там в 1889 стал студентом одновременно 2 факультетов Петербургского университета — историко-филологического и юридического. Во время учёбы Игорь Эммануилович также писал биографии живописцев и рассказы юмористического содержания для журнала «Нива», рисовал иллюстрации, писал обзоры выставок.

Однако в итоге И. Грабарь сделал выбор в пользу живописи. Окончив университет, он поступил в 1894 в Академию Художеств. Там он стал обучаться в студии И. Репина. Спустя год И. Э. Грабарь уехал путешествовать в Европу. Это заняло несколько лет. Грабарь посетил Париж, Италию, был учеником популярной мюнхенской студии живописца А. Ашбе. Позже Игорь Эммануилович сам стал преподавателем этой студии и руководителем одного из её отделений, продолжая обучаться живописи, а также архитектуре и скульптуре.

Весна 1900 — время посещения И. Э. Грабарем Всемирной парижской выставки. Художник потом вспоминал: «Впечатления, которые я получил в ретроспективном отделе выставки, где была собрана полная коллекция гигантов французской живописи, были незабываемыми. Однако данная выставка натолкнула меня на мысль, которая не давала с того времени покоя, — что художник должен жить на своей родине и рисовать именно свою жизнь, которая ему близка. Мане, Курбе и Милле писали именно то, что постоянно видели рядом с собой, поскольку они лучше это понимали, нежели чужое, да и любили своё больше, чем чужое» В 1901 И. Грабарь вернулся в Россию.

↑ Известные картины И. Грабаря

За свою жизнь И. Грабарь написал множество картин. На этом счету и натюрморты, и портреты, а также пейзажи и др. Описание некоторых вы сможете прочесть ниже:

«Иней». Картина написана в 1905 году это одна из этих прекраснейших картин в галереи картин жанра пейзаж Грабаря. В данной картине видна вся любовь художника к зимней атмосфере. Грабарь мелкими мазками оживляет природу, заставляя увидеть все оттенки зимы. Среди белоснежного снега виднеются стволы березок и пара небольших елочек, ветви берез покрыты инеем. Именно он придает картине загадочный шарм.

И.Грабарь картина Иней фото

«Яблоки». Игорь окончил написание картины в 1905 году. В ней прослеживается немудреный мотив русской деревни. Она была написана в период, когда на художника начинает влиять русская природа и вообще атмосфера загорода. Картина «Яблоки» — это натюрморт, написанный в стиле импрессионизма. В ней присутствуют все тонкости исконно русской души. Челок знающий Россию с уверенностью скажет, что ее написал художник любящий русскую природу.

И.Грабарь картина Яблоки фото

«Хризантемы». Написаны «Хризантемы» в 1905 году. Цветы излучают некую солнечную атмосферу. Техника написания картины сделала изображаемые хризантемы пушистыми и приятными для взгляда и размышлениями над сие творением. На переднем плане изображены приборы на белой скатерти. Хоть это и летний натюрморт, на нем присутствует большое количество оттенков белого. В заднем плане преобладает синие цвета, поэтому желтые цветы на мгновение переливаются зеленым оттенком.

И.Грабарь картина Хризантемы фото

Натюрморты и портреты

Хотя в 1920-х гг. И. Грабарь вёл масштабную общественную работу, рисовать он продолжал. Живописец был автором натюрмортов, с помощью которых «поддерживал беглость рук». В его картинах сочетались различные ткани и фрукты, достигался фактурный контраст холодных и тёплых оттенков. Это, например, такие полотна, как «Яблоки и астры».

В 1930-х И. Э. Грабарь написал ряд портретов известных деятелей — С. Прокофьева, К. Чуковского, В. Вернадского, С. Чаплыгина, А. Эфроса, А. Бакушинского. Живописец совершил множество путешествий за границу. Он часто приглашался в музеи как искусствовед. По инициативе Грабаря был создан Городок художников. Местом его расположения стала ул. Верхняя Масловка в Москве. Там разместились дома с жилищами и мастерскими художников, включая мастерскую самого Грабаря.

↑ Творчество Грабар. Живопись

Грабаря выделялась с первых его работ. Игоря относят к художникам-реалистам, так как он специализировался на пейзажах и натюрмортах. Но это не все, особенностью его работ являлась правдоподобность в изображении света и воздуха. На своих картинах ему удавалось передать даже измененные воздухом окраски предметов. Он играл с красками стараясь передать свежесть окружающего его воздуха, и ему это удавалось.

Все его картины образованы густой сетью мелких мазков разного оттенка, таким образом, если смотреть на них с расстояния они смешивались в удивительно-реалистичные изображения окутывающего предметы света. Большую роль в написании шедевров Грабаря сыграла его любовь к зиме и морозным пейзажам. Даже сам художник говорил, что когда приходила весна, и снег сменялся зеленью, природа переставала его привлекать.

В теплые времена года он писал натюрморты. В 1905-1908 годах Игорь занял некую устойчивую позицию по отношению к зимним пейзажам. На большинстве холстов изображается природа в инее. Игорь Грабарев утверждал, что именно такая природа для него играет красками. Он утверждал: «Порой у меня на палитре не хватало оттенков, чтобы изобразить все красоту морозного солнечного дня». Из набросков картин с инеем, а их было около сотни, у автора образовалась целая сюита «День инея».

Биография Игоря Грабаря

Родился в семье Эммануила Грабаря, галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента. Крещён православным священником сербского происхождения, восприемником был Константин Кустодиев, дядя художника Бориса Кустодиева. Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель галицко-русского движения, а матерью — Ольга Грабарь, также занимавшаяся русской просветительской деятельностью в Галиции. Вскоре после рождения сына, отец с семьёй был вынужден бежать из Венгрии в Италию, где устроился в качестве домашнего преподавателя детей миллионера П. П. Демидова, а спустя около трёх лет переехал с ними в Париж.

В 1876 году семья переехала в Российскую империю.

С 1880 по 1882 жил с семьей в Егорьевске Рязанской губернии, где в местной гимназии преподавал его отец; учился в про гимназии и посещал занятия Варвары Житовой, сводной сестры писателя Ивана Тургенева.

С 1882 по 1889 годы Игорь Грабарь учился в Москве — в лицее цесаревича Николая (окончил в 1889 году с золотой медалью), затем — на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году.

В отличие от старшего брата, Владимира, ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника.

Ещё в Москве он посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств и в 1894 году поступил в Петербургскую академию художеств, где его руководителем некоторое время был И. Е. Репин. Академию он окончил в 1898 году, а затем учился в Париже и Мюнхене.

Участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Последние годы

Будучи художником в течение всей своей жизни, И. Э. Грабарь на склоне лет всё так же любил занятия живописью. По его мнению, «художник отличается от искусствоведа большей чуткостью и гибкостью, глаза у него не так плотно закрывают шоры, а мозг не настолько погружён в историю, теорию и другие предвзятости…». Сам Грабарь, сочетая в себе обе специализации, мог знать о них лучше, чем кто-либо ещё. Дружеский шарж, который выполнили Кукрыниксы в 1951 к 80-летию Грабаря, изображает художника за рабочим столом, который одновременно выступает в роли палитры. Кисть на этом рисунке соединяется с пером, а чернила — с красками.

В конце жизни Игорь Эммануилович возглавлял музей-усадьбу Абрамцево, а также Институт им. В. И. Сурикова. Последние годы он прожил в посёлке Абрамцево, который был излюбленным местом множества живописцев. Грабарь не покидал занятия живописью, а также составление «Истории русского искусства». В одном из писем к коллеге И. Э. Грабарь написал: «Вы бы посмотрели, какой с 3-го этажа у меня на даче пейзаж можно видеть — аж захватывает дух. В течение всего лета я рисовал…» Грабарь писал пейзажи, возвращаясь к любимой теме зимы в таких картинах, как «Иней», «Зимний пейзаж».

Умер И. Э. Грабарь в 1960 в 89-летнем возрасте. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Описание картины Февральская лазурь И.Э. Грабарь

Биография и творчество Баулина Сергея Алексеевича

Биография и творчество Николая Копейкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector