Музей-усадьба абрамцево
Содержание:
- Достопримечательности усадьбы Абрамцево
- Интересные факты об Абрамцево
- Отдел художественных ремесел в Хотьково
- История
- История Абрамцева
- Интересные факты
- Время работы музея-заповедника «Абрамцево»
- Поместье при Мамонтовых
- Усадьба Абрамцево при Мамонтовых
- Абрамцево в ХХ столетии
- Усадебный дом – старинный образец русского деревянного классицизма
- Примечательное рядом
- Ремесленные мастерские
- Ольга Буткова: Усадьбы и парки Москвы. Раскраска-путеводитель
Достопримечательности усадьбы Абрамцево
Людская — построена в 1870-е годы. Сейчас здесь располагается сувенирный магазин и экскурсионное бюро.
Людская
Кухня (1870 г.). Коллекция произведений русского народного творчества, мебель, резьба, предметы крестьянского быта.
Мастерская и Кухня
Кухня. Коллекция произведений русского народного искусства
Кухня. Коллекция произведений русского народного искусства
Скамья Врубеля (начало ХХ века).
Мастерская (построена в 1873 году по проекту В.А. Гартмана на месте разобранного флигеля). Одноэтажное деревянное здание. В ней выставлены изделия абрамцевской керамической мастерской и произведения М.А. Врубеля.
Мастерская. Портрет В.С.Мамонтовой и ее платье
Мастерская. Аленушка
Усадебный дом (конец 18 века, перестроен в 19 веке). Памятник русского деревянного классицизма. Восточный фасад с открытой террасой выходит в парк, западный — с двумя крыльцами. В мезонине две комнаты. Тематика экспозиций: «Семья Аксаковых и ее окружение» и «Мамонтовский художественный кружок».
Реконструкция Усадебного дома
Баня-теремок — по проекту И.П. Ропета (И.Н. Петрова). 1877 — 1878 гг. Постройка в «русском стиле», причудливое одноэтажное деревянное здание с мезонином. Раньше на этом месте у Аксакова была баня. Здание украшено резьбой. Представлены изделия столярно-резчицкой мастерской, мебель и предметы быта, которые были изготовлены по эскизам Е.Д. Поленовой (сестры Поленова) и других художников.
Баня-теремок
Баня-теремок. Изделия абрамцевской столярно-резчицкой мастерской
Баня-теремок. Изразцовая печь
«Избушка на курьих ножках» (по проекту В.М. Васнецова, 1883 год). Это сруб, который стоит на бревнах. На двускатной крыше конек с резной головой коня. Сени крыты соломой. Фронтоны украшены изображениями совы и летучей мыши.
Избушка на курьих ножках
Избушка на курьих ножках
Избушка на курьих ножках
Церковь Спаса Нерукотворного (первоначальный проект В.Д. Поленова дополнил В.М. Васнецов, изменив пропорции и увеличив высоту стен; 1881 — 1882 годы). Богослужения проходят в дни, памятные для Абрамцева. Церковь стилизована под старину. Мозаичный пол с цветком (по эскизам Васнецова). Печь М.А. Врубеля. Нарядно выглядит часовня, украшенная изразцами с цветочным орнаментом. Около церкви погребены: Андрей (сын Мамонтовых), Вера (дочь Мамонтовых), Елизавета Григорьевна Мамонтова, Сергей (внук Мамонтовых), сам Савва Иванович Мамонтов.
Церковь Спаса Нерукотворного
Церковь Спаса Нерукотворного. Усыпальница Мамонтовых
Церковь Спаса Нерукотворного. Иконостас
Церковь Спаса Нерукотворного
Поленовская дача (была построена в 1882 году для четы Поленовых артелью местных плотников). Дача служила Поленову мастерской. Позже ее на лето сдавали. Во время Первой мировой войны в ней был лазарет для слепых. В одноэтажном деревянном здании, которое обогревается печью и камином (изразцы имитируют кирпичи), проходят тематические выставки. В настоящее время выставка, организованная к юбилею С.И. Мамонтова.
Дача Поленова
Дача Поленова. Выставка «Миллионер, художник и, кругом, артист» (к юбилею С. И. Мамонтова)Абрамево. Поленовская дача
Дача Поленова. Выставка «Миллионер, художник и, кругом, артист» (к юбилею С. И. Мамонтова)
Экспозиция «Русские художники XX века в Абрамцеве» выставлена в бывшем лечебном корпусе санатория, построенном в 1938 году напротив усадебного дома. В 30-е годы XX века на противоположном берегу реки был основан Поселок Художников, где жили и работали советские художники и скульпторы. С 1971 года экспозиция открыта для посетителей. Она включает коллекцию скульптур, картины объединения художников «Бубновый валет», А.В. Васнецова, И.Э. Грабаря и др. В 2012 году представлена выставка «Романтический монтаж». Произведения 1920-х — 1930-х годов в собрании Музея-заповедника «Абрамцево».
Бывший лечебный корпус санатория, 1938 г.
Выставка художников ХХ века. Работа В.И.Мухиной «Колхозница»
Верхний (Поленовский) пруд, Нижний пруд, река Воря.
Река Воря в Абрамцево
Интересные факты об Абрамцево
В Абрамцево была написана знаменитая картина Серова Валентина Александровича —
Девочка с персиками. Портрет В.С.Мамонтовой 1887 г. (находится в Третьяковской галерее). На портрете изображена двенадцатилетняя Вера Мамонтова (20 октября 1875 – 27 декабря 1907) — дочь Мамонтова Саввы Ивановича и его жены Елизаветы Григорьевны.
Девочка нарисована сидящей за столом; на ней розовая блузка с тёмно синим бантом; на столе нож и персики. В 1896 году (когда Вере шёл 21 год) Виктор Михайлович Васнецов написал ещё один её портрет — «Девушка с кленовой веткой». В конце декабря 1907 года в возрасте 32 лет Вера Мамонтова заболела пневмонией и через три дня умерла. Похоронена в Абрамцеве около церкви Спаса Нерукотворного.
Девочка с персиками. Портрет В.С.Мамонтовой
С художниками абрамцевского кружка связано возникновение в конце XIX века в окрестностях усадьбы абрамцево-кудринской резьбы по дереву. В первую очередь оно обязано Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе С. И. Мамонтова в 1882 году столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сёл: Хотьково, Ахтырки, Кудрино, Мутовки. В настоящее время мастеров абрамцевско-кудринской резьбы готовит Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В. М. Васнецова.
Отдел художественных ремесел в Хотьково
Отдельного внимания заслуживает отдел художественных ремесел музея-заповедника «Абрамцево» в Хотьково (ул. Кооперативная, 23) и Покровский монастырь.
В небольшом выставочном зале действует постоянная выставка: она посвящена местным промыслам, художественным мастерским и фабрикам, которые не пережили 1917 год и были несправедливо забыты. Есть здесь зал, посвященный Абрамцеву.
Пристрастия С.И. Мамонтова обеспечили работой и средствами многих местных крестьян, за что те не уставали благодарить его. Об этом свидетельствуют письма к нему с поздравлениями и благодарностями. В музее выставляются также современные керамисты и художники, и их произведения не менее удивительны.
Неподалеку от музея есть магазин, где продают изделия местных мастеров.
Решившимся доехать до отдела ремесел стоит посетить или осмотреть Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь. Обитель впервые упоминается в летописи в 1308 году, а потому является одной из древнейших в Подмосковье.
Изначально она была приютом для старцев и стариц, сходившихся из разоренных Ордой земель, а после стала известна как место упокоения родителей Сергия Радонежского – преподобных Кирилла и Марии, пришедших из Ростова. Их мощи хранятся в Покровском храме и сегодня.
Обнищавший монастырь долгое время находился под опекой Троице-Сергиевой обители. В Смутное время полностью заброшен. Только в середине XVII века на средства благотворителей, в том числе царского стольника В.Ф. Янова, строится на месте деревянного первый каменный храм – Покрова Пресвятой Богородицы, с колокольней.
В XVIII веке в камне отстраивается храм Николая Чудотворца. Оба будут перестроены и расширены в XIX веке в связи с увеличением числа насельниц и прихожан, последний – в забытом русско-византийском стиле. Сооружаются монументальные Святые врата, а также надвратная церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи.
С южной стороны корпуса богаделен соединяют Святые врата с храмом во имя святителя Митрофана Воронежского, прославленного в лике святых незадолго до освящения храма.
Хотьков монастырь жертвовал на содержание духовных училищ, Красному Кресту, монахини кормили, учили и лечили бедных, давали приют сиротам. Этому пришел конец после 1917 года. В 1922 году оставшиеся монахини вошли в артель кустарный изделий: они вышивали платки и покрывала.
Через 10 лет монастырь окончательно закрыли, храмы заняли сельхозтехникум, школа комбайнеров и химический цех. Мрамор иконостаса пустили на строительство метро. Прочие здания заселили местные жители, с разрешения властей разбиравшие на кирпичи монастырскую ограду.
Монастырь передан Православной церкви в 1989 году, он действует, ведется его реставрация.
История
В 2020 году музею-заповеднику исполнилось 100 лет. Но история усадьбы Абрамцево началась гораздо раньше.
Первые упоминания о деревне «Обрамково» относятся к XVI веку. В то время этими землями владел помещик Волынский, а после него некий Головин, построивший здесь первое поместье. С 1797 по 1841 года хозяином Абрамцева был Молчанов. Затем на два года поместье перешло к Неведомскому. И, наконец, в 1843 году владельцем «дворянского гнезда» стал писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Говорят, в стенах усадьбы он написал «Семейную хронику», «Детские годы Багрова-внука» и «Аленький цветочек».
Кому принадлежала усадьба Абрамцево в Московской области после Аксакова — тема не менее интересная. К 1870-м годам имение стало приходить в упадок: у главного дома прогнила крыша, перекосились полы, требовалась замена фундамента. В таком виде постройки выкупил богатый промышленник Савва Иванович Мамонтов. При нем дом-усадьба Абрамцево приняла свой нынешний архитектурный облик. Именно поэтому это место известно как усадьба Мамонтова в Абрамцеве.
При Мамонтове на усадебной территории появились керамическая и столярная мастерские, работавшие над возрождением старинных ремесел. А еще хозяева усадьбы собирали предметы крестьянского быта и ставили для друзей любительские спектакли. Инициатором всех творческих начинаний была Елизавета Григорьевна, жена Мамонтова.
Постройки усадьбы Абрамцево, Светлана Тернер
На событиях 1917 года история Абрамцева могла завершиться. Дочь Саввы Ивановича Александра родилась и выросла в стенах усадьбы и должна была стать ее новой хозяйкой. Вот только случилась революция. К счастью, после национализации постройки не забросили. В 1920-м году усадьба стала государственным музеем-заповедником. При этом в местных мастерских продолжали работать художники и скульпторы. Первое время Александра Мамонтова возглавляла музей, открытый в собственном доме. Но после анонимного доноса ее сослали.
Сегодня музей-усадьба «Абрамцево» не страдает от недостатка посетителей даже в дождливую погоду. Не так давно на территории заповедника построили современный корпус, в котором представлены работы художников XX и начала XXI веков.
«Скамья Врубеля», созданная в абрамцевской мастерской, Светлана Тернер
История Абрамцева
Усадьба Абрамцево имеет долгую историю. В XVI веке «Обрамково» и находящаяся поблизости деревня Мутовки принадлежали помещику Волынскому. В начале XVIII века это было поместье Ф.И.Головина, который происходил из знатного рода. В 1727 году Головин уволился из флота и поселился в Абрамкове. Он занялся устройством усадьбы. Однако поместье не оказалось доходным. В Абрамково (и двух соседних деревнях) было всего пятнадцать крестьянских дворов.
С 1783 по 1797 год поместье часто перепродавалось, несмотря на его прекрасное расположение в живописном месте. В 1797 году Абрамково купил Л.В. Молчанов. При Молчановых (до 1840 года) был выкопан пруд возле реки Вори, а в парке на спуске к реке сделаны террасы. К дому пристроили мезонин.
Крестьяне занимались земледелием и продажей леса. В их распоряжении была мельница. Женщины пряли лен, шерсть и ткали холсты. В 1841 году поместье вновь перепродается. Его приобретает В.В. Неведомский, а в 1843 году — писатель-славянофил Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859). С этого времени начинается новый период истории усадьбы. Здесь бывали многие писатели, художники, музыканты: Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, М.П. Погодин, М.С. Щепкин и др.
Однако со временем постройки обветшали. В 1870 году усадьбу Абрамцево, которое находилось к тому времени в запущенном состоянии (главный дом без фундамента, с гнилой крышей, перекосившимися полами, разваленными печами и т.п.), покупает Савва Иванович Мамонтов (1841-1918). Он был неординарным, талантливым человеком, который соединил в себе, казалось бы, несовместимое: удачливый богатый промышленник, меценат, художественный и театральный деятель.
В Абрамцево неоднократно приезжали гостить В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. С. Остроухов, В. А. Серов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель и многие другие художники, актеры и музыканты.
Это собрание единомышленников вошло в историю русской культуры как Абрамцевский художественный кружок. Появляются мастерские (керамические, столярные и др.), возрождаются старинные ремесла. Собирается коллекция предметов крестьянского быта. Ставятся любительские спектакли.
Без преувеличения, духовной вдохновительницей всего этого была супруга С.И.Мамонтова Елизавета Григорьевна Мамонтова (в девичестве — Сапожникова, 1847-1908). Художник М.В.Нестеров так писал о ней:
В 1917 году Абрамцево было национализировано и стало государственным музеем-заповедником. Здесь работали И.Э. Грабарь, П.П. Кончаловский, И.И. Машков, В.И. Мухина и др.
В наше время в государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике «Абрамцево» хранятся более 25 тысяч экспонатов (живопись, декоративно-прикладное искусство, архивы прежних владельцев и их гостей и т.п.) и памятники архитектуры XVIII — XIX веков.
Интересные факты
За два столетия усадьба Абрамцево сменила несколько хозяев, но удивительно – усадебный дом всегда оставался в одном и том же виде, а границы поместья не менялись. Семейство Молчановых, после покупки вотчины, лишь возвели мезонин (надстройка над серединой дома) с двумя комнатами.
Семья Аксаковых только разделила спальню на две комнаты. Основной ценностью усадьбы они видели в естественности сооружения, прекрасно сочетающейся с местным пейзажем, а проводить какие-либо работы по изменению ландшафта и построек даже не планировали.
Лишь при Мамонтовых Абрамцево была чуть расширена и перестроена, согласно прежнему виду. Сказать, что им досталось обветшавшее поместье – ничего не сказать. Фундамент весь сгнил, полы покосились, печи не работали. Пришлось все восстанавливать чуть ли не с нуля. Владельцы Абрамцево никогда не ставили задачи сделать из усадьбы помпезную резиденцию. Все как один ценили единение с природой и классический стиль сооружений.
Пруд
Время работы музея-заповедника «Абрамцево»
Вход на территорию Абрамцево, как и фото- и видеосъемка платные. Усадебный парк открыт ежедневно с 10.00 до 20.00, в субботние дни – до 21.00. Музейные экспозиции принимают посетителей с 10.00 до 18.00, в субботние дни – до 20.00. В Главный музейный дом можно попасть только в составе экскурсии. Последняя такая экскурсия начинается ежедневно в 16.45, в субботние дни – в 18.45.
Нижний пруд
Парковая территория открыта для гостей без выходных дней с апреля по октябрь. Музейные экспозиции имеют выходные дни по понедельникам и вторникам (Студия-мастерская и Поленовская дача – только по понедельникам).
В магазине музея-заповедника можно, при желании, приобрести книги по истории Абрамцево, каталоги и буклеты выставок, репродукции художников, а также различные сувениры на память о посещении этого уголка Подмосковья – магниты, книжные закладки, блокноты, декоративные тарелки и др.
Мостик на Нижнем пруду
Поместье при Мамонтовых
К концу XIX века поместье имело печальный вид: перекошенные дома, отсутствие фундамента во многими из них, гнилые крыши и развалившиеся печи. Именно в таком состоянии оно досталось Савве Ивановичу Мамонтову — удачливому и неординарному помещику, а также активному и состоятельному художественно-театральному деятелю. Усадьба, которую он купил у дочери предыдущего владельца Аксакова, нуждалось в срочном ремонте и капитальных вложениях.
Мамонтовы сразу же занялись обустройством имения. После восстановления главного дома были заново отстроены людская и кухня, во дворе размещены ветряная водокачка, каретный сарай и конюшни. На просторном участке расположились теплицы и оранжереи. За пределами усадьбы были организованы скотный двор и молочная в «голландском стиле».
Уделяя огромное внимание развитию поместья, Мамонтовы всячески препятствовали оттоку молодежи в город. Поэтому для крестьян были впервые в этом районе построены школа, больница и столярная мастерская
К сожалению, большинство построек не удалось сохранить до нынешнего времени.
Владелец усадьбы был не только успешным предпринимателем, но и талантливейшим человеком. Его интересовали многие области творческой деятельности — искусство, театр, архитектура. Именно поэтому в круг его знакомых и друзей входили знаменитые личности XIX века, которые стали частыми гостями в поместье. Мамонтов поддерживал тесные отношения с Репиным, Васнецовыми, Серовым, Врубелем, Киселевым, Островским.
Эти и другие художники и писатели часто приезжали в Абрамцево и надолго здесь оставались. На территории знаменитой усадьбы были созданы многие шедевры:
- «Крестный ход в Курской губернии», Не ждали» (Репин).
- «Богатыри», «Аленушка» (Васнецов).
- «Девочка с персиками» (Серов).
- «Видение отроку Варфоломею» (Нестеров).
Именно художественный кружок Мамонтова в то время стал основой нового национального направления — неорусского стиля, а легендарные столярные мастерские послужили толчком к возрождению древнейших ремесел — производства майолики и резьбы по дереву.
Усадьба Абрамцево при Мамонтовых
Предприниматель, искренний любитель искусства и весьма состоятельный меценат, имел возможность приобрести более интересную усадьбу с точки зрения цены и размеров, но благодаря удивительной истории и атмосфере, выбрал Подмосковное Абрамцево. После покупки начался ремонт, который был завершен через 10 лет в 1880 г. Возводят много новых строений, сохраняя существовавшую планировку: фруктовый сад, конюшню, дачу, заново отстраивают флигели. К сожалению, многое из построенного не сохранилось.
Савва Иванович был очень талантливым человеком: промышленник, предприниматель, музыкант, режиссер, скульптор и много еще кто. У промышленника был отличный девиз: «Жизнь коротка, искусство вечно». Он боготворил творческие порывы и всячески содействовал развитию художников, певцов, музыкантов. Одним из таких певцов был Шаляпин.
При миллионере Абрамцево посещают яркие представители творческих профессий тех лет: Репин, Васнецов, Станиславский, Гартман. Гартман, один из основателей «русского стиля» в архитектуре, спроектировал ряд сооружений в поместье, в том числе скульптурную мастерскую и баню.
В 1873 г. на территории усадьбы была построена большая мастерская для художников, а вслед за ней появился другой оригинальный деревянный флигель – баня, получивший позже за свою сказочность второе название – Теремок.
Савва Иванович активно руководил постройкой этого флигеля, смело изменяя присланный из Петербурга, проект архитектора Петрова. Сооружение производит впечатление настоящего русского терема, хотя первоначально он предполагался быть баней, но именно благодаря его красивому виду решили сделать из него гостевой флигель, в котором жили художники, а баню построили позже.
Баня-теремок
У четы Мамонтовых было много детей – пятеро своих и трое приемных. В поместье всегда было много детей: свои, племянники, дети гостей. Незнающий мог подумать, что это детский сад, а не усадьба. Специально для них Васнецов спроектировал детскую беседку под названием «Избушка на курьих ножках». Он придал этому сооружению поистине сказочный, фантастический вид. Избушка хорошо вписывается в окружающий пейзаж, сливается с ним, передает обаяние деревянного зодчества.
«Избушка на курьих ножках»
Отдельно стоит рассказать о жене миллионера – Елизавете Григорьевне. Женщина с большим сердцем, она всегда помогала другим. В 1871 г. в Абрамцево разгорается холера, не раздумывая она передает усадебный дом в распоряжение больных крестьян.
Благодаря ей в деревне строится первая школа для крестьян, она проработала 33 года. Все необходимое для обучения – тетради и книги, выдавались бесплатно. К обучению в школе присоединяются и именитые гости усадьбы: Васнецов учит живописи, а Шаляпин пению.
Она же инициирует строительство церкви Спаса Нерукотворного в 1881 г. Над церковью трудились «всем миром». Долго искали нужные формы, изучали новгородский храм Спасу на Нередице. Над внутренним убранством трудились все те же творцы: Васнецов, Репин, Неврев, Поленов. Савва Мамонтов совершенно не гнушался тяжелого труда и сам работал на стройке по вечерам и по праздникам. Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный.
На своеобразном утесе, между кухней и мастерской Врубель создает красочную мозаичную скамью, которая сейчас защищена стеклом со всех сторон. Строгая форма скамьи, отделанная изразцами ручной работы, которую после войны с большим трудом восстановили реставраторы. Сейчас на скамейке сидеть запрещено, дабы сохранить уникальное творение художника.
Церковь Спаса Нерукотворного
Усадьба Абрамцево вдохновляет живописцев начать путешествие по русским губерниям в поисках предметов крестьянского быта. В конце 19 века, впервые в России, в усадьбе открывается музей крестьянского искусства.
1899-й год оказывается трагичным для деревни и ее гостей – Савву Мамонтова арестовывают по подозрению в финансовых махинациях. Несколько месяцев спустя его отпускают, но он полностью разорен. У них остается только поместье в Подмосковье (было записано на жену). С этого момента отношения между супругами окончательно портятся, и глава семьи уезжает из поместья, а в 1918 г. умирает.
В начале 20 века сын Саввы Сергей Саввыч продолжает добрую традицию семейства. Построив рядом с усадьбой Абрамцево собственную дачу, он постоянно устраивает посиделки легендарных современников, но затмить всероссийскую популярность усадьбы отца она не смогла и до наших дней не выстояла. Поместье же переходит к одной из дочерей Мамонтовых – Александра Саввична и на ее плечи ложится ответственность за сохранность исторического места.
Скамья Врубеля
Абрамцево в ХХ столетии
Абрамцево постигла судьба многих имений послереволюционного времени – в 1918 году оно было национализировано, но к чести тогдашнего правительства, не разрушено, а превращено в музей. Его хранительницей стала дочь предпринимателя Мамонтова – Александра Саввишна. Музей получил Охранную грамоту и статус музея-усадьбы.
Однако уже в 1932 году этот объект прекратил своё существование. В зданиях бывшей усадьбы обустроили дом отдыха для деятелей искусства.
Начиная с 1960-х годов здесь базировалась художественная студия «Новая Реальность» под руководством Элия Белютина. Художники данного творческого объединения в условиях жесткой цензуры сумели создать оплот неформального искусства всесоюзного масштаба. Здесь, в Абрамцево, «Новая Реальность» проводила все свои (неформальные) выставки, так как на другие, официальные площадки их попросту не допускали. Причиной тому стал инцидент, который произошел 1 декабря 1962 года в столице СССР.
В этот день в Московском Манеже проходила художественная выставка авангардистов, которую решил посетить Никита Хрущев. Однако генсек явно не был готов адекватно воспринимать абстрактное искусство. Работы всех художников на этой выставке он предал резкой критике, активно используя в своем лексиконе нецензурную брань. Со словами «мой внук и то лучше рисует» и «советскому народу это не нужно» Никита Хрущев запретил деятельность целого ряда художников и поставил крест на развитии авангардизма в СССР.
Вскоре родным домом для непонятых деятелей искусства стала усадьба в Абрамцево, которая приютила студию «Новая Реальность» почти на 30 лет.
Усадебный дом – старинный образец русского деревянного классицизма
Центральной и самой старой постройкой, принадлежащей к усадебному комплексу Абрамцево, является одноэтажный усадебный дом. Он был возведен в конце XVIII века и несмотря на многократную модернизацию все же сохранил свою былую гармонию, равно как и первоначальный симметричный силуэт. Его восточный фасад, вдоль которого располагались парадные комнаты, выходит окнами в парк, а западный, скрывающий повседневные покои хозяев усадьбы – во двор. В 1797 году к зданию был пристроен мезонин, в одной из комнат которого останавливались многочисленные гости имения, в том числе, Николай Гоголь. Позже уже известный нам Савва Мамонтов распорядился не только отремонтировать, но и расширить дом, показавшийся его семье тесноватым. Он же кропотливо собирал предметы нынешней экспозиции, посвященной прежним хозяевам усадьбы Аксаковым.
Примечательное рядом
Мураново — дом музей Тютчева Ф.И. — расстояние от Абрамцево — примерно 30 км.
Хотьково — расстояние от Абрамцево — примерно 5 км. В городе расположены:
Покровский монастырь XIV века (действующий, женский). Здесь захоронены родители Сергия Радонежского.
Хотьковский краеведческий музей (филиал музея «Абрамцево») — Хотьково, Кооперативная ул, 23, тел. (49654) 3-07-67. Музей расположен в старом здании монастырской гостиницы. В фондах музея более 2,7 тысяч экспонатов. Здесь уникальные материалы по истории Радонежского края, людях, которые жили здесь. Режим работы: с 10-30 до 16-30 кроме понедельника, вторника и последнего четверга каждого месяца.
Этнопарк «Кочевник» — расположен примерно в 10 км. от Абрамцево, у дороги в сторону движения в Москву: Сергиево-Посадский р-н, д. Морозово, тел. (906) 054-22-11. Здесь верблюжья ферма, установлены юрты. Проводятся экскурсии, которые включают обед, мастер-класс по изготовлению игрушки, танцы эскимосских шаманов, посещение юрт. Здесь расположен мини зоопарк, где живут верблюды, быки, маламуты и гуси. Можно покататься на оленях, верблюдах и собаках.
Ремесленные мастерские
Со временем, благодаря инициативе сына Саввы Ивановича, его супруги, известных художников, в поместье была собрана богатая коллекция предметов народного творчества. Она и сегодня представляет огромную художественную ценность. По ее уникальным образцам в столярной мастерской, расположенной на территории усадьбы, начали создавать великолепную деревянную мебель.
В 1890 году в поместье начала работу керамическая мастерская. Ее вдохновителем и творческим руководителем стал М. А. Врубель. Здесь выпускалась декоративная скульптура, необыкновенной красоты изразцы для московского дома Мамонтовых и их усадьбы, авторская посуда.
Абрамцевские изделия быстро нашли своих почитателей. Их стали продавать в магазинах Санкт-Петербурга, Москвы и в ряде других городов России. Специалисты восхищались высоким качеством этих художественных работ. В 1900 году изделия абрамцевских мастеров были удостоены почетных наград на Всемирной выставке в Париже.
Значение знаменитого художественного кружка невозможно переоценить. Его участники сохранили бесценные памятники русского декоративно-прикладного искусства. Благодаря их усилиям были возрождены ремесленные традиции изготовления изразцов и деревянной резьбы.
Ольга Буткова: Усадьбы и парки Москвы. Раскраска-путеводитель
3 фишки: — Иллюстрации-раскраски усадеб и парков Москвы — Понятный текст, интересные факты и замечательные картинки — Отличный сувенир и памятная книга маленького путешественника!
Эта раскраска-путеводитель создана не только для жителей Москвы, но и для тех, кто всем сердцем и душой любит этот прекрасный город. Вы отправитесь в увлекательное путешествие по самым красивым паркам и усадьбам столицы: остановитесь в Александровском саду и пройдете через знаменитые чугунные ворота, отдохнете в Нескучном саду, полюбуетесь бело-красными королевскими карпами в Аптекарском огороде, узнаете, что памятник Виктору Гюго появился в Саду «Эрмитаж» не случайно, а его подарили москвичам жители Парижа, и будьте уверены, что это еще не все! Каждый разворот этой книги — путешествие в мир истории и архитектуры. Для тех, кто живёт в Москве, для тех, кто приезжает в столицу на каникулы, и для тех, кто пока только собирается сюда приехать, путеводитель-раскраска станет идеальным экскурсионным гидом по главным достопримечательностям столицы.
Что под обложкой? — Александровский сад — Сад «Эрмитаж» — Парк Горького — Сокольники — Воробьёвы горы и Нескучный сад — Останкино — Кузьминки — Люблино — Лефортово — Екатерининский парк — Петровский парк — Аптекарский огород — Кусково — Царицыно — Коломенское.
Лайфхак для родителей Возьмите раскраску-путеводитель с собой на прогулку и тогда вы сможете наглядно рассказать ребенку о своих любимых местах и других важных достопримечательностях. Или изучайте книжку дома: скучно точно не будет, потому что внутри интересные иллюстрации, доступный текст-справка и невероятной красоты раскраски, от которых не оторвутся даже взрослые. Из раскрашенных картинок можно составить альбом и подарить родственникам или друзьям.
Что развиваем? — Воображение и мелкую моторику. В книге-раскраске ребенок найдет массу увлекательной информации и раскрасок. Цветовые обозначения на каждой странице подскажут, каким цветом надо раскрашивать достопримечательности. — Пространственное мышление. Научит ориентироваться в пространстве, и, что еще важнее, в оживленном мегаполисе
— Внимание и память. Ребенок тренирует глаз-алмаз, когда ищет коня с картинки на барельефе или осматривается в поисках именно такого купола храма
— Любознательность. Ребенок изучает историю своей страны с удовольствием, ныряет в атмосферу старой и современной Москвы.
Про автора Ольга Буткова — один из авторов Clever. Она аспирант Государственного института искусствознания, писатель, искусствовед, автор популярной серии детских путеводителей по Москве и Санкт-Петербургу «Увлекательная прогулка». Книги у Ольги очень здорово написаны — интересно, весело, а главное — доступно для детей. В них миллион удивительных фактов о городах, достопримечательностях, исторических эпохах, символах и известных людях, которые будут любопытны и детям, и взрослым. А еще эти путеводители творческие — в каждой книге раскраски и рисовалки по известным маршрутам. Скрыть