Чудеса

В помощь паломнику

Что необходимо знать, собираясь пожить в монастыре? Во-первых, ориентироваться на собственное здоровье, ибо тяжелые послушания при наличии определенных заболеваний запрещены. Во-вторых, стоит учитывать наличие свободного времени, в период которого паломник хочет потрудиться в обители. Заранее предупреждают об этом гостиничную сестру, обговаривая сроки пребывания в доме паломника.

При заселении в монастырскую гостиницу необходимо иметь паспорт. Без документа, подтверждающего личность, могут отказать в поселении. Одеваться следует скромно, желательно в длинную темную юбку, кофту с длинным рукавом и без декольте, на голове обязательно наличие платка.

Послушание в монастыре не выбирают, куда пошлют, там паломник и трудится. Во время работы не стоит громко переговариваться с другими паломниками или насельниками обители. Праздные разговоры запрещаются, равно как и беспричинный смех.

На территории монастыря нельзя сквернословить, распивать спиртные напитки, вести себя распущенно, заигрывая с мужчинами-паломниками (увы, встречается и такое). Запрещено слушать музыку, грызть семечки, употреблять резко пахнущую пищу. В общей келье, куда селят паломников, есть нельзя, для этого в гостинице должно быть специальное помещение. Трудников кормят, как правило, дважды в день в специальной трапезной. Те, кому мало двухразового питания, могут перекусить в монастырском кафе за свой счет.

Собираясь потрудиться в обители, созваниваются с ней и заранее обговаривают свой приезд.

Купола в России кроют чистым золотом

Так пел Владимир Высоцкий. Но бард ошибался – чистым золотом ни купола, ни кресты, ни церковную утварь не покрывают. Всегда используют сплав металлов – 96 частей золота и две — серебра и меди. Именно такой состав заставляет «гореть» маковки с крестами, разбрасывая окрест россыпи солнечных зайчиков.

Я смотрю вверх и размышляю, как же было трудно позолотчикам работать на куполе Никольского собора – оступись, а за спиной 44 метра высоты!

Там, наверху, из полиэтилена они выстраивают домик – защита от птиц, дождя и пыли. Мастера выполняют работу в альпинистской обвязке, словно верхолазы, на лицах их марлевые повязки. Летом купол раскаляется, под полиэтиленом духота и жара. Просоленные люди выполняют работу ювелирную: на специальный лак они накладывают внахлест, чтобы не было заметно швов, звенящие лепестки золотой фольги…

Монастырь сегодня

В 1992 году монастырь начал свое новое возрождение, потому что его передали опять Православной Церкви. Реставрировались и постройки обители.

Самым древним возрожденным объектом на территории монастыря стали Святые ворота с Предтеченским храмом. Он был построен в 1799 году. Еще одно из старейших сохранившихся зданий Хотькова монастыря — Покровский собор.

Своей архитектурой он представляет образец пятиглавого храма, которые возводились в эпоху классицизма. Сегодня он является главным украшением обители. В 2011 году собор был заново расписан, над ним возведен новый купол.

Сейчас, кроме собора в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в монастыре действуют Никольский собор, Надвратный храм святителя Митрофана Воронежского, трехчастные Святые ворота с надстроенной над ними церковью Рождества И. Предтечи и многие другие постройки. В монастыре живут монахини и послушницы. Там действуют детский приют, воскресная школа, иконописная и швейная мастерские, имеется подсобное хозяйство.

Паломники, которые направляются в Троице-Сергиеву лавру, всегда посещают и обитель в Хотьково (Московская область), чтобы поклониться мощам Кирилла и Марии.

Октябрьская революция

В 1921 году выходит приказ о закрытии Покровского монастыря и конфискации имущества. Монахинь изгоняют, а в освободившихся помещениях размещается колония для беспризорников и некая артель «кустарных изделий». Служба в храмах продолжалась до лета 1928 года, когда храмы закрыли, и обитель окончательно прекратила свое существование.

Архитектурный комплекс монастыря без пригляда быстро пришел в упадок. Все самое ценное вывозилось. Например, плиты из белого итальянского мрамора, украшавшие иконостасы Никольского храма, а также из цветного мрамора, которыми были обложены колонны, пошли на отделку станции метро «Комсомольская» в Москве.

Лишь в 1989 году православной общине стали постепенно возвращать некогда отобранное. Первым возобновил службы Покровский собор, а в 1990 году обители возвратили Никольский собор.

10 июня 1992 года РПЦ принимает решение восстановить в старинной обители монашескую жизнь. Монастырю присваивается статус ставропигиального, то есть, находящегося в подчинении непосредственно Патриарха всея Руси.

Звонница и шок, полученный около нее

Перед желтым Покровским собором небольшая площадка. На ней похожая на беседку очень скромная маленькая звонница. А на открытках конца XIX века можно увидеть величественную четырехъярусную колокольню, перегораживающую дорогу, в нижнем ярусе которой сделана проездная арка, а верхний ярус украшен часами. Ее разобрали в 30-х годах, когда монастырские постройки были заняты школой механизаторов и отданы под общежитие для рабочей молодежи.

К звоннице можно подойти вплотную и рассмотреть, с помощью каких приспособлений управляется с одиннадцатью колоколами одна сестра, выполняющая функции звонаря.

Рядом мемориальный знак, отмечающий место, где были захоронены мощи преподобных Кирилла и Марии в тяжкий период закрытия монастыря и резной поклонный крест. На нем написано, что «на сем кладбище в обители Покрова Пресвятой Богородицы на Хотькове погребены сродники преподобного Сергия». Летом наверняка здесь масса цветов, а сейчас все вокруг было голо и пусто, зато отлично все просматривалось.

Вдруг к поклонному кресту подошла особа в черном – наверное, монашенка? – приподняла скрывающийся за ним, но в непосредственной близости, люк ливневки и выплеснула туда ведро грязной воды. Как в могилу. Мы потеряли дар речи.

Осмотр монастыря

Кроме величественных храмов обители, таковыми являются еще несколько исторических памятников ушедших веков. Прежде всего это поклонный крест в честь Кирилла и Марии, отца и матери Сергия Радонежского.

Семья поселилась в обители после обнищания купеческого рода, тогда еще допускалось совместное проживание супругов в монастыре. Их старший сын уже был здесь послушником после смерти жены, а младшему Варфоломею суждено было стать преподобным Сергием Радонежским.

Отмечено памятным знаком и место захоронения святых мощей Кирилла и Марии в период большевистской власти. Небольшой обелиск отмечает это место – аккуратное надгробие из нескольких каменных плит с покровным барельефом.

Сооружение размещено возле приметного дерева на холмике из природных глыб, поверху украшенном декоративными растениями

Мощи в настоящее время находятся в Покровском соборе и содержатся в подобающем виде, однако и место их временного пребывания, достойное почитания, вниманием не обделено

Редкой достопримечательностью женского Покровкого Хотькова монастыря является наземная колокольня, более похожая по конструкции на парковую беседку или павильон.

Колокольня восстановлена в том состоянии, в каком она была в XIX веке, во время перестройки Покровского собора с обретением храмом каменного обличья. В звоннице подвешены на деревянных перекладинах 11 колоколов различного размера, языки которых соединены системой веревок.

Одна из монастырских послушниц, обученных искусству колокольного звона, управляла всей звуковой конструкцией и единолично выполняла функции звонаря.

Колокола до наших дней содержатся в рабочем состоянии, мастерство управления ими можно посмотреть воочию без подъема на колокольню.

Хотьково, Московская область: достопримечательности

Без сомнения, главной достопримечательностью города является Покровский Хотьков монастырь, на территории которого, кстати, действует музей.

Привлекает православных и экскурсантов также церковь Преподобного Алексия человека Божиего, или, как ее еще называют, горбуновская церковь. Она была построена в селе Горбуново, которое со временем вошло в состав города. Каменная церковь, которая сохранилась и до наших дней, строилась архитектором Иваном Сафоновым. Она была освящена в 1863 году.

Вызывает интерес и краеведческий музей г. Хотьково, Московская область.

Недалеко от города расположен музей-усадьба «Абрамцево», которая некоторое время была собственностью русского писателя Сергея Аксакова. Усадьбу посещали И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь и другие творческие люди того времени. Когда она перешла к богатому промышленнику Савве Мамонтову, художественная жизнь в ней не замерла. Ведь этот человек был еще и меценатом, любителем искусства. Был создан Абрамцевский художественный кружок, в котором собирались известные художники, музыканты, поэты.

Посетив Хотьково (Московская область), фото на память следует сделать и из села Радонеж, где провел детство Сергий Радонежский, который является основателем Троице-Сергиевой лавры

Внимание там привлекает Преображенская церковь, своеобразный крест перед ней, очень интересный памятник Сергию Радонежскому, установленный в 1989 году, крепостные валы и источник святой воды, где сооружены купели

К сведению, Преображенская церковь является подворьем Троице-Сергиевой лавры.

Возрождение

Наступил 1989 год, Московский патриархат получил разрушенный и оскверненный Покровский собор. С этого момента началось возрождение одной из древнейших святынь — Хотьковского монастыря.

В 1993 году игуменьей обители была назначена монахиня Олимпиада. Она вместе с первыми насельницами и начала поднимать монастырь из руин.

На сегодняшний день в монастыре действует пансион для девочек, работает духовная библиотека, посещать ее может каждый горожанин. Обитель опекает дом престарелых и детское отделение Московской областной психиатрической больницы.

В монастырь приезжают тысячи паломников, желающих понести здесь послушания и просто прикоснуться к великой святыне земли русской.

Храмы и архитектура

Покровский собор

Деревянный соборный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы существовал в 1337 году, когда в обители преставились преподобные Кирилл и Мария Радонежские. В то время они были погребены в трапезной части храма.

Собор стал первым зданием обители отстроенном в камне в 1644-1648 годах. Он был возведен и убран на средства царского стольника Феодора Василтевича Янова. Этот храм простоял до 1811 года.

В 1811-1816 годах вместо прежнего построили более просторный собор с двумя приделами: во имя преподобного Сергия Радонежского и во имя святителя Алексия Московского. Пятиглавый (однокупольный с четырьмя декоративными главками), бесстолпный собор построен в стиле классицизма, из оштукатуренного кирпича с белокаменными деталями. Стены были расписаны в 1893 году. Собор был закрыт в 1935 году, росписи забелены, использовался в хозяйственных целях. Возвращен верующим в 1989 году и вновь отреставрирован — тогда были восстановлены утраченные детали фасадов, главы, внутреннее убранство, пол из каменных плит. Иконостас и утварь были выполнены в конце 1980-х — начале 1990-х годов.

Храм во имя святителя Николая Чудотворца Хотьковского Покровского монастыря, 2015. Фото Юрия Булкина

Никольский храм

Храм во имя святителя Николая Чудотворца был выстроен в 1765-1768 годах. Это был небольшой теплый храм. В 1835 году в нем были освящены два придела: во имя апостолов Петра и Павла и в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

В 1900-1904 годах взамен прежнего был выстроен новый крупный храм на 1200 человек в русско-византийском стиле по проекту архитектора А. А. Латкова. Был расписан в 1911 году артелью Сафоновых. Кирпичный собор побелен по обмазке. Храм был закрыт в середине 1920-х годов. В 1980-х годах реставрировался, на стенах сохранились незначительные фрагменты росписи.

Святые ворота и Иоанно-Рождественский храм

Трехчастные Святые ворота с северной стороны были сооружены из кирпича в середине XVIII века. В 1791 году их надстроили церковью в честь Рождества Иоанна Предтечи. Двухсветный одноглавый храм с пониженными объемами алтаря и притвора завершен фронтонами, в нем сохранились балочные перекрытия. Святые ворота — единственный сохранившийся к началу XXI века памятник барокко в монастыре.

Южные ворота Хотьковского монастыря. Фото Анны Попковой.

Колокольня

Была сооружена в 1834 году. Один из её колоколов весил 20 пудов и был отлит в 1694 году в Москве. Колокольню разрушили в 1934 году.

Прочие постройки

Южные Водяные ворота, два двухэтажных симметричных корпуса богадельни 1826 года постройки, и две угловые квадратные башни в два яруса 1780 года образуют южный фронт монастырских стен. К началу XXI века ограда сохранилась частично.

Трапезный, Рукодельный, Общежительный корпуса были построены в середине XIX века. Кирпичные оштукатуренные здания снаружи имеют черты позднего классицизма. В корпусах — коридорная планировка. В Трапезном корпусе находились игуменские кельи.

Монастырская больница по планировке напоминает монастырские кельи. Одноэтажное с холодным мезонином рубленое здание обшито тесом и поставлено на кирпичном цоколе; прослеживаются черты архитектуры ампира.

Дом настоятельницы и гостиница — краснокирпичные двухэтажные здания с имитацией форм древнерусского зодчества — были построены в 1900-х годах по проекту А. А. Латкова.

О старой традиции

Об окрестностях Хотьково известно: там есть интересная церковь в селе Воздвиженском, совсем рядом, в десяти километрах от города, находится Радонеж и пятнадцать километров разделяют его с городом Сергиев-Посад и ансамблем Троице-Сергиевой лавры.

В наше время в России возрождается традиция паломнического посещения святых мест и монастырей, организуются даже специальные экскурсионные туры. Всегда был и остается наиболее посещаемым Троице-Сергиев монастырь.

Существует старая традиция: верующие, желающие поклониться святому Сергию Радонежскому в лавре, начинают свое паломничество с села Радонеж. Это вторая родина преподобного, здешние места с детства были исхожены им вдоль и поперек. Прозрачная речка, кругом пригорки с лесами, в памяти оживает картина Нестерова и вот, кажется, та самая молодая березка и елочки, близ которых беседовали мальчик Варфоломей и святой старец…

Среди верующих бытует такая легенда, что нераскаявшиеся грешники ни при каких условиях не попадут в Радонеж. Особенность у него такая. Ну там машина у них сломается, или еще какое препятствие на пути возникнет, но благословенное место их к себе не допустит. Пока не осознают проступок и не покаются.

Затем паломники отправляются на поклон родителям великого святого, а уж затем направляются в лавру.

Архимандрит Наум (Байбородин)

(6.12.1927 – 13.10.2017)

Вниманию читателей предлагается сборник трудов архимандрита Наума (Байбородина; 1927 — 2017) о Пресвятой Богородице. Книга рассказывает о том, как стать любезными Божией Матери, как стяжать Ее всесильный Покров и заступление.

От редакции

Пресвятую Богородицу Церковь называет Заступницей усердной рода христианского. Многочисленные чудеса, совершенные Ею во всем мире и на протяжении многих веков для защиты и вразумления как отдельных чад Церкви, так и целых городов, народов и государств, свидетельствуют об этом. Однако в русских людях особенно теплое чувство вызывают свидетельства помощи Матери Божией нашему Отечеству. И книга архимандрита Наума по преимуществу рассказывает именно об этом.

Батюшка часто говорил, что Матерь Божия слышит и видит нас и всегда спешит на помощь, когда мы с верой призываем Ее благодатное предстательство и заступление. Она любит тех, кто любит покаяние, кто старается очищать свое сердце от греховной скверны, кто больше всего на земле любит Ее Божественного Сына…

Книга состоит из трех частей. В первой рассказывается о земной жизни Пресвятой Богородицы и о важнейших праздниках в Ее честь, а также о Ее чудотворных иконах. Вторая часть посвящена особому покровительству Богородицы, которое Она оказывает России. Третья же часть содержит молитвенные обращения к Царице земли и неба, к которой мы всегда прибегаем, «яко Нерушимой Стене и предстательству».

Из части 1. О Пресвятой Богородице

…Пресвятая Дева Богородица явила чудный Покров над вселенной. Она избрала Своим уделом Афон, Иверскую страну — Грузию, и избрала Она Киевские пределы. Матерь Божия, как мы знаем, проявила Покров Свой еще в том, что благоволила, умолила Сына Своего, — и Русь 1 августа (14 августа по нов. ст.) 988 года приняла Крещение. А как мы знаем, это начало Успенского поста, когда Пречистой Деве Богородице Архангел Гавриил передал чудную весть, что скоро Она перейдет на небо, к Престолу Сына и Бога Своего. И вот это благодатное время приготовления Пресвятой Богородицы к переселению в Небесные обители явилось началом Русской Церкви. Крестился великий град Киев, крестилась вся Русь, тихо, мирно приняла Христа в свои объятия. И уже через два-три года вся Русская земля была покрыта церквами, и утверждались епархии…

…Вся история России — это история Покрова Божией Матери, покрова святых, это православная история и история Православной Церкви. Потому нам нужно ублажать Матерь Божию. «До тех пор, — говорила Матерь Божия, явившись преподобному Сергию, — пока монахи и все, приходящие сюда, все православные русские люди будут хранить заповеди Божии, соблюдать посты, жить в чистоте, в смирении, кротости, в правде, Мой Покров будет и над этой обителью, и над каждым православным христианином»…

Об Иерусалимской иконе

Прекрасный Лик Пречистой Девы точнее других передает, как говорят некоторые, Ее образ на иконе Иерусалимской.

  

Иерусалимская икона Божией Матери                                                         Самонаписавшаяся икона

В конце XIX столетия была явлена Самонаписавшаяся икона Пресвятой Богородицы. В 1863 году братия молдавского (позднее румынского) скита во имя святого пророка Иоанна Предтечи на Афоне заказала икону Божией Матери молдавскому художнику, отличавшемуся благочестием и воздержанием, примерному молитвеннику из города Яссы, уже преклонных лет. Когда иконописец принялся писать, то работа шла успешно, ибо, по благоговению и старческой немощи, он более уповал на помощь Божией Матери, чем на собственные силы. Написав облачения, он приступил к написанию Божественных Ликов Божией Матери и Младенца Иисуса Христа, но никак у него не получалось. Иконописец отложил работу и, проведя ночь в усердной молитве, утром собирался ее продолжить. Каково же было его удивление, когда он обнаружил, что икона оказалась полностью написана, ему осталось лишь покрыть ее лаком! И Лик Божией Матери как раз был похож на Ее Иерусалимскую икону, которую писал апостол Лука, врач и иконописец. А названий у этой одной чудотворной иконы много: Молдавская-Румынская, Самонаписавшаяся, Ясская, Продромитисса, Афонская-Молдавская.

О Всемилостивая Владычице Богородице, Российския страны дивная Заступнице, обидимых прибежище, грешных спасение! Отечество наше от враг защити, вселенную всю миром благослови, веру православную укрепи, скорби и крест со упованием понести помози, в любви и согласии всех нас соблюди и в радость Господа внити сподоби поющих Ему: Аллилуиа.

История

Дата основания Покровского Хотькова монастыря неизвестна, но первая запись о нем относится к 1308 г. Поначалу монастырь был мужско-женским. В 30-х годах XIV в. насельниками обители были не только родители преподобного игумена Сергия Радонежского, но и его брат Стефан, который впоследствии ушел в пустынножитие.

Монастырь был очень беден более двух веков, пока в 1506 г. он не получил великокняжескую ругу, жалование из государственной казны в виде продовольствия. В начале XVI века в Покровском монастыре в Хотькове проживало всего 17 иноков и инокинь. К середине века обитель стала полностью женской и перешла под управление Троице-Сергиевой лавры. Покровская Церковь в те времена была деревянной. Вблизи нее в 1580 г. была построена Никольская.

Во время Смуты Троице-Сергиева лавра подверглась осаде. Хотьковская обитель была разорена, и восстанавливалась на средства Сергиева монастыря в 1620-х годах. Вскоре на средства патриаршего боярина Василия Янова началась постройка каменного Покровского храма в Хотькове. Оконченное в 1648 г., это строение было первым и долгое время единственным каменным зданием монастыря. В это время в обители постоянно жило около 40 насельниц и около 70 готовящихся к постригу мирянок.

Весь XVIII век в Покровском монастыре в Хотькове активно шло строительство. В 1745 г. построили святые ворота, обращенные к Троицкому монастырю, «первенствующему в России». Позже была построена ограда с башенками и надвратная церковь с престолом во имя Рождества Иоанна Предтечи.

В 1764 г. Покровский монастырь был отписан от Троицкого, получил самостоятельность. Началось время расцвета. Всего за 50 лет количество инокинь и прочих жителей обители достигло 400. В начале XIX в., при игуменье Евпраксии, началось возведение каменных келий и прочих строений. В те времена Покровский Хотьков монастырь был особножитным: каждая инокиня жила своей кельей, вела отдельное хозяйство. На территории обители располагался рынок, где монахини и белицы торговали выращенными продуктами с жителями окрестных деревень. Также насельницы монастыря славились великолепными рукодельными работами. Они пряли, занимались кружевоплетением, вышивкой золотом и жемчугом. Церковные облачения работы хотьковских инокинь можно увидеть в экспозиции Сергиево-Посадского музея.

В середине XIX в. было решено постепенно переходить к общежительному устройству. Через 30 лет все монахини жили в предоставленных кельях и за счет обители. Торговля также была вынесена за монастырские стены. Перед революцией в ведении Покровского монастыря была иконописная мастерская, школа для мальчиков и девочек на 70 человек, богадельня и больница.

Покровский монастырь в советское время (в 1922 г.) закрыли. Здесь располагался склад и промышленная артель. Во время пожара в 1985 г. были утеряны фрески храма, а сам он был в полуразрушенном состоянии. Мощи преподобных Кирилла и Марии в этот период были захоронены. В 1989 г. начались восстановительные работы, возобновились богослужения и монашеская жизнь. Сейчас реставрированы оба собора. При монастыре есть воскресная школа, пансионат для девочек и богословские курсы.

Чудны дела твои, Господи!

Куда бы вы ни отправились, выехав из Престольной, по дороге вас сопровождают елки, березки, липы и, конечно, купола. От Москвы на северо-восток 60 км — и вы в окрестностях Хотьково.

А они весьма живописные: Пажа, речушка прозрачная и мелкая, прихотливо извивается голубой лентой по местности, пока ее воды не сольются с водами реки Воря. Здесь много глубоких оврагов с крутыми склонами и кустами дикой малины, небольших заливных лугов, на кручах холмов растут группки сосен и березовые рощицы. Глаза не устают следить за поминутно переменяющимся пейзажем, душа напитывается впечатлениями и эмоциями – как хороши родные просторы!

В городе на холмах Хотьково – живет около 22 тысяч человек, но нас сейчас интересует не город, а давший ему начало монастырь. На широком раздолье между склоном Комякинского оврага и речкой Пажей языком протянулся высокий мыс.

На нем расположился компактный ансамбль древнего монастыря. Обитель является высотной доминантой округи — не только в духовном смысле, но и в самом прямом смысле. Удивительно, как сооружение культового характера стало гармоничной частью природного ландшафта и главным украшением местности.

Уже после нескольких минут созерцания Хотькова монастыря хочется сказать спасибо ученому и церковному деятелю Александру Сергеевичу Некрасову и его товарищам, что большим трудом добились в 1960 году присвоения погибавшему монастырскому ансамблю статуса памятника истории и культуры.

За годы советской власти исчезло многое из нашего древнего наследия. Сколько тогда было утеряно прекрасных храмов и монастырей (взять хотя бы славный город Калязин, где мы недавно побывали), разрушено дворянских усадеб (как, например, в замечательном селе Тишково), растащено на стройматериалы старинных особняков…

Подходим ко входу в монастырь. Это южные так называемые Водяные ворота. По обе стороны от них симметрично располагаются желтые двухэтажные здания, на них табличка. Читаем – здание богадельни, XIV—XVII век. Над воротами поднимается башней однокупольный храм — желтое, зеленое, белое, а над ним парит маленькая золотая главка.

Сами ворота в женскую обитель охраняет белый мраморный лев с неуместными, но уж очень явно выраженными, признаками его принадлежности к мужскому полу. Отворачиваемся от нескромной зверюги и заходим внутрь Покровского Хотькова монастыря и идем по аккуратным пешеходным дорожкам.

На старой Троицкой дороге

Покровский Хотьков монастырь с его удивительной планировкой словно частица старинного русского города. Вот его главная улица, по обеим сторонам которой стоят двух- и трехэтажные каменные дома. Она представляет собой сохранившийся кусочек старинного тракта, что некогда вел к Троице-Сергиеву монастырю.

Границу территории монастыря по этому тракту обозначали Святые ворота, расположенные «с приезду от троицкия лавры». Их возвели в середине XVIII века, тогда еще Хотьков монастырь находился в подчинении Троице-Сергиева монастыря, а сама Троицкая обитель только-только получила почетное право именоваться лаврой.

Поэтому вид воротам придали торжественный: монументальная арка с тремя пролетами. Через несколько лет над аркой возведут надвратную церковь, посвященную Рождеству Иоанна Предтечи, которая много лет прослужит всей Хотьковской округе в качестве приходского храма.

Если мы на минуту перенесемся в XIX век, то увидим на месте каменных домов россыпь разнокалиберных деревянных келий, при них возделанные огороды и ничем не ограниченный сквозной проезд через всю монастырскую территорию. Увидим бойкую торговлю всяким товаром, что идет вдоль дороги как внутри, так и вне обители. Ароматно пахнут калачи, розовеют боками яблоки, высятся горки коричневых орехов…

Здесь же стоят монахини и предлагают купить свои рукоделья. Здешние инокини были замечательные мастерицы, умели и прясть, и шить, стегали одеяла, плели кружева и вышивали златом, серебром, жемчугом. В музее Свято-Троицой лавры хранятся замечательной красоты церковные облачения, сделанные руками хотьковских рукодельниц.

Из оставшихся лоскутков мастерили игрушки – маленьких тряпичных куколок с раскрашенными лицами, белочек и зайцев с глазами-бусинками. А еще делали красивейшие тканевые мячики «гремотушки». Их украшали витой канителью, бисером, вышивкой, ленточками, набивали высушенным мхом, а внутрь прятали берестяную коробочку с сухим горохом. Весело гремели в руках ребятни мячики, похожие на граненые мозаичные шары! Несколько штук таких лоскутных поделок хранится в музее игрушки Сергиева Посада.

Вы спрашиваете, что за нужда заставляет этих искусниц стоять в рядах селян, торгующих на рынке? Вот именно, что нужда. Дело в том, что Хотьков монастырь имел особножительный устав по которому государственное содержание обители было минимальным. Каждая инокиня должна была сама заботиться о себе: вести собственное маленькое хозяйство, на свои средства кормиться, выстроить келью и поддерживать ее в порядке.

Только к середине XIX века происходит переход к новой форме существования – к монастырскому общежитию. При нем порядки такие: содержание его насельниц идет за счет монастыря, живут все с общей трапезой и трудом уже на благо всей обители, а не только для себя, с проживанием в предоставленных обителью кельях. Для этого возводятся каменные келейные корпуса.

В это время прокладывают объездную дорогу вокруг монастыря и из обители исчезает рыночное многолюдство, выкрики, гомонящий шум торгующихся.

Что интересно, в этом красивом и спокойном месте мы не заметили ни обилия туристов, ни присутствия торгашей от туризма. Зато в церковной лавке у проворных и доброжелательных молодых монахинь можно купить свечи, книги, календарики, сувениры, выпечку.

В центре Покровского Хотькова монастыря — два красивых храма. Покровский собор в камне сооружен в XIX веке, он заменил собой деревянный храм XVII века. Второй храм – громада из красного кирпича — собор Николая Чудотворца, его построили в начале XX века на месте его предшественника XVIII века. Своим роскошным великолепием напомнил нам византийские храмы Стамбула…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector