Житие преподобного саввы сторожевского: чудеса русского монаха

Подъёмники для инвалидов Савва. Концепция производителя

Подъёмники Савва (O-SAVVA) – это, прежде всего, подъёмные устройства для инвалидов и прочие приспособления, учитывающий индивидуальные особенности лиц с ограниченными возможностями. Ведь далеко не секрет, что даже один и тот же диагноз отражается на живом организме самым неожиданным образом: кто-то сохнет, а кто-то наоборот набирает вес, кому-то требуется полулежащее положение, а кому-то для сохранения оставшейся дееспособности, необходима твёрдая опора, поддерживающая осанку.

Магазины медтехники очень редко могут предложить больному человеку, то что было бы ему по настоящему удобно, в итоге, людям приходится свыкаться с неудобными колясками, подъёмниками и кроватями. Люди прикованные к инвалидным креслам, не получив готового решения своих проблем, порой сами готовы предложить схемы устройств, способных облегчить им жизнь, увы, не у многих есть возможность создать их самостоятельно.

Российский производитель — предприятие ООО «Инновационная мастерская Отче Савва» (O-SAVVA) ставит своей задачей учитывать персональные особенности людей, нуждающиеся в средствах механизации. Ведь очень многие живут в стесненных жилищных условиях, в которые стандартный медицинский подъёмник просто не войдёт, а многим (у кого держится голова и поясница) не нужны огромные гамаки для подъёма, прямая доска с подлокотниками и спинкой для них гораздо удобнее. Собственно, учитывание всех этих особенностей и является главной отличительной особенностью наших подъёмных устройств.

За прошедшие 3 года нашей деятельности, изготовлено более 300 подъёмников, и все они исправно работают, о чём свидетельствуют отзывы покупателей. На всё оборудование даётся и все подтверждающие документы.

«Инновационная мастерская Отче Савва» входит в Рабочую группу Минпромторга по развитию рынка современных технических средств реабилитации, участвует в выставках, заключает международные договора, в частности с Литвой, работает с соцзащитой, имеет официальные грамоты, наша продукция прошла испытания на соответствие условиям безопасности. Тем, кому интересно узнать о нашей деятельности более подробно, рекомендуем просмотреть Новости компании.

На произведстве

На испытании оборудования в Центре Дикуля

Ежегодная встреча в компании LINAK(Дания), которая поставляет для нашей продукции качественные и надёжные приводы и пульты.

НАШИМИ подъёмниками пользуются известные люди.

НЕ ПОЛЕНИТЕСЬ И ПОСМОТРИТЕ «Всё будет хорошо!» Выпуск от 27 марта 2015 года Передача с народной артисткой Натальей Крачковской (В конце ролика показано наше производство)

В христианстве немало святых, каждый со своей особой историей, но жизнь святого Саввы Освященного была по-настоящему удивительной. Все отведенные ему годы Савва посвятил служению Господу, исполнял Его волю на земле. Поэтому многие христиане читают молитвы этому святому и просят помощи у него об исцелении, даровании детей.

Мощи преподобного

Чудодейственные свойства мощей доказали святость преподобного Саввы. В 1652 году был вскрыт гроб с останками преподобного и освидетельствована их нетленность. Рака со святыми мощами была установлена в церкви для поклонения и почитания.

В 1919 году, в период борьбы с религией и русской православной церковью, мощи Саввы Звенигородского были вскрыты и вывезены из монастыря в Москву. До 1930 года они хранились в отделе по борьбе с контрреволюцией (ВЧК/ОГПУ), затем попали к М. Успенскому, жителю Звенигорода. По его завещанию мощи были переданы в 1985 году Данилову монастырю (Москва). Через 13 лет они были возвращены в Саввино-Сторожевский монастырь, где находятся до настоящего времени.

Икос 8

Весь был еси в Бозе, еще сый на земли, в подвизех иноческаго жития: предстоящу бо ти пред лицем Господним на Божественной службе, зримо бываше воспламенение чудное в лице твоем от молитвеннаго в дусе горения к Богу. Овогда же в толиком бе умилении душа твоя, яко источатися потокам слезным от очес твоих неудержимо, ихже ради единонравна тя зряху быти со пророком, глаголющим: «Быша слезы моя мне хлеб день и нощь». Обаче, велие стяжав дерзновение к Богу, не забуди и нас, со слезами печали о гресех своих к твоему заступлению притекающих и вопиющих к тебе:

Радуйся, огнем Божественныя любве ветхаго человека в себе попаливый; радуйся, во плоти, аки безплотен, на земли поживый.

Радуйся, живыми и спасительными слезами огнь похоти угасивый; радуйся, горния радости и блаженства ангельскаго сопричастниче.

Радуйся, за премногую любовь твою к Богу Отцу славою и честию препрославленный; радуйся, за глубокое смирение твое от Христа, Сына Божия, венцем нетления увенчанный.

Радуйся, за чистоту и безстрастие ангельское от Пресвятаго Духа осиянный; радуйся, пречестная обителе Святыя Троицы.

Радуйся, Божия Матере служителю верный и неусыпаяй; радуйся, в храме Ея горе возносивыйся духом, и ныне телом паки пребываяй.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Молитвы

Саввино-Сторожевский монастырь

К Савве Сторожевскому обращаются с молитвой за помощью в любом деле и за утешением в своей боли и скорби.

Тропарь, глас 8

Пустыни явился еси доброе прозябение, преподобне, от юности бо изволи чистое житие. Духовному си учителю последуя, и того учением ум к небесным вперив, и стаду своему премудр наставник показася. Тем и Христос яко пресветла тя светильника чудесы обогати. Саво, от че наш, моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

Господним желанием распалився, страсти плотьския воздержанием оттряс, божественаго света, незаходимое светило явися. Чудес лучами всех просвещаеши, притекающих к раце мощей твоих, Саво преподобне отче наш.

Сугубая молитва

О пречестная и священная главо, небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих: не премолчи вопия за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением Креста воинствующей; архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление; юным и младенцем благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление; плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным упокоение; заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим и всем, благодатныя помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих; споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадом, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении; и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно, и преселитися со упованием во обители небесныя, идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Пять ве­ков про­шло с тех пор, как про­си­ял на зем­ле свя­той Угод­ник Бо­жий Сав­ва. Ме­ня­лись лю­ди, ме­ня­лись нра­вы, про­шёл и XIX век с его от­ри­ца­те­ля­ми Бо­га и чу­дес, а оби­тель Сав­ви­на сто­ит, хра­ни­мая мо­лит­ва­ми сво­е­го ос­но­ва­те­ля, по-преж­не­му сте­ка­ет­ся на­род на по­кло­не­ние его свя­тым мо­щам, по-преж­не­му с ве­рою ищу­щие по­мо­щи по­лу­ча­ют ее и про­слав­ля­ют Бо­га и Его Угод­ни­ка, прп. Сав­ву.

История монастыря

Строительство обители было начато в конце 1390-х годов с возведения церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Она была деревянной и недолговечной. Сам Савва жил вне пределов обители в небольшой пещере, предаваясь молитве и посту. Но по мере того, как братия увеличивалась, росла и территория монастыря.

Сейчас – это большая каменная обитель, имеющая статус Лавры. Интересно, что это особое положение Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде приобрел даже раньше, чем Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители. Оно было дано Сторожевскому монастырю в середине XVII века царем Алексеем Михайловичем.

История обители – это соединение военного и духовного подвига. Звенигород вплоть до XVII века – пограничный город, а Саввино-Сторожевский монастырь, представлявший собой мощную крепость – форпост на западной границе страны.

В 1812 году в обители стоял французский гарнизон. Однако оккупанты не тронули святыни, и монастырь не пострадал. Причиной этого невероятного факта считается, согласно преданию, что сам Савва Сторожевский явился Евгению Богарне – пасынку Наполеона и одному из командующих его армией, с просьбой не трогать обитель. И впечатлительный французский полководец послушался нашего святого.

ХХ век оказался менее милосердным для Сторожевской обители. В 1919 году монастырь упразднили, а осенью 1941 года он сильно пострадал, поскольку неподалеку проходила линия фронта и шли бои за Москву.

В годы советской власти в обители располагались разные учреждения: приют, военный санаторий, тюрьма, музей. Только в 1995 году Саввино-Сторожевский мужской монастырь был возвращен церкви, и сейчас здесь снова располагается православная обитель.

История

Монастырь основан в 1398 году монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Димитриевича. Вначале была выстроена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Её расположили на высокой горе Сторожи, в виду Москвы-реки — основного транспортного пути на запад из Москвы в то время, у устья речки Розвадни, позже названной Сторожкой. Для уединения Савва ископал пещерку, в которой проводил время в молитве. Поначалу площадь обители была небольшой, но со временем число монахов росло, и территория монастыря значительно увеличилась.

Князь Юрий Дмитриевич с самого основания Саввино-Сторожевского монастыря опекал его, стремясь превратить в свою придворную обитель. Уже в первые годы своего существования в начале XV в. (1402 г) монастырь получил от звенигородского князя обширные владения в непосредственной близости от города: села Белгино, Дубацыно и Усть-Розвадня с тянувшими к ним деревнями, а также огромные бортные леса на юге Городского стана (село Усть-Розвадня на другом берегу Розвадни позже стало подмонастырским и стало называться Саввинская Слобода).

В XV—XVII веках Саввино-Сторожевский монастырь играл роль военного форпоста Московского княжества на западе. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иоанн IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Феодор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни, царские палаты. Тогда же монастырь был обнесен каменными стенами. Храмы обители расписывали иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля. Архимандрит Никанор (1654—1658) впоследствии стал архимандритом Соловецкого монастыря, где возглавил Соловецкое восстание в защиту Старой Веры.

К Саввино-Сторожевскому монастырю из Москвы был проложен Звенигородский тракт, который также был известен как Царский путь или Дорога царей богоизбранных, по нему не раз совершали обязательные паломничества в монастырь к мощам Саввы Сторожевского все русские правители: великие князья, цари и императоры. В первой половине XX века эта дорога называлась Звенигородское шоссе, теперь же она более известна как Рублёво-Успенское шоссе или просто Рублёвка.

Во время Отечественной войны 1812 года из Саввино-Сторожевского монастыря выезжал на молебны к московскому ополчению московский викарий епископ Августин (Виноградский). Из монастыря вывозили русские святыни — Владимирскую и Иверскую иконы Божией Матери — для всенародного моления о защите Русской земли. Монастырь, занятый французами, не был разграблен: по преданию, преподобный Савва явился к французскому полководцу Евгению Богарне и велел не трогать обитель.

В 1917 году настоятелем монастыря был назначен будущий священномученик Димитрий (Добросердов). В мае 1918-го сюда прибыл с мандатом продкомиссара Константин Иванович Макаров. Его отряд реквизировал у Саввино-Сторожевского монастыря хлеб, а заодно попытался вскрыть раку с мощами преп. Саввы Сторожевского, — что стало причиной «Звенигородского мятежа». Участники мятежа убили Макарова и ещё двух коммунистов, но подошедший вскоре вооружённый отряд из Дедовска подавил восстание… В середине 1919 года монастырь был закрыт. В 1941 году во время эвакуации был разрушен уникальный 35-тонный Большой Благовестный колокол (изображённый на гербе Звенигорода), звон которого, по свидетельству очевидцев, доходил до Москвы (в начале XXI века на замену этого колокола был установлен другой, столь же массивный). В 1986 году сгорел деревянный шатровый верх одной из монастырских башен.

9 февраля 1995 года между Администрацией Московской области и Московским патриархатом был подписан договор о совместном использовании Звенигородским историко-архитектурным и художественным музеем и возрождающимся монастырём части зданий обители, а сам монастырь получил статус ставропигиального.

Биография святого Саввы

Жизнь праведника была полна чудотворений и исцелений простых людей. Савве повезло жить рядом с мудрыми наставниками. После кончины старших друзей он сам становился воспитателем для своих последователей.

Происхождение и детские годы

Будущий святой родился в Каппадокии. Родители его были христианами. Отец был военным. Мать занималась домом. Когда мальчику было 5 лет, родители уехали вдвоем на место службы отца. Сына они оставили на воспитание дядьки.

8-летнего мальчика дядя отдал на обучение монахам. Савва явился к монастырю святой Флавианы и стал послушником. Там он жил до 17 лет. Когда пришла пора выйти из монастыря, молодой человек принял решение продолжить жизнь монаха. Родители уговаривали сына отречься от монашества, выйти в мир и завести семью. Савва отказался от этого и стал дальше заниматься изучением богословия.

Житие и служение Богу

Первым наставником Саввы стал иеромонах Ефимий Великий. По настоянию иеромонаха Савва ушел в Палестину, там стал жить в монастыре, который был известен своими строгими устоями

10 лет жизни прошло под пристальным вниманием аввы Феоктиста. После смерти наставника Савва стал практиковать затворничество

Он молился Господу, долго оставался один на территории Палестинской пустыни.

Постепенно молва о праведном монахе стала распространяться среди праведных людей. Они стекались к месту паломничества Саввы и просили о чтении проповедей. Таким образом, у монаха появилась возможность создания монастырских общин. За годы скитаний Саввы по Палестине было возведено 7 монастырей для кинноватов. К этому времени чудотворцем был создан устав для монастырей, который был признан Русской Православной церковью.

Кончина

Преподобный святой жил до 94 лет. При приближении смерти, которую он предчувствовал, святой удалился в Великую лавру. Там он мирно умер 5 декабря, окруженный своими учениками и подвижниками.

Мощи

Мощи святого долгое время находились внутри Лавры, где он упокоился. Затем мощи были незаконно вывезены итальянскими воинами во время крестового похода. Мощи вернулись на родину только в 1965 году.

Почитание

Памятник преподобному Савве

На сегодняшний день по посещаемости паломниками Саввино-Сторожевский монастырь стоит на третьем месте в России после Троице-Сергиевой лавры и Серафимо-Дивеевской обители.

17 марта 1919 года мощи Саввы в Звенигородской обители были вскрыты по решению уездного съезда рабочих и крестьянских депутатов. 5 апреля 1919 года мощи преподобного Саввы были вывезены из монастыря, а сама обитель была закрыта. До начала 1930-х годов мощи преподобного Саввы хранились на Лубянке, затем были переданы жителю Звенигорода Михаилу Успенскому, который завещал вернуть их Церкви. Его наследники в 1985 году передали мощи в московский Данилов монастырь, в августе 1998 года они были торжественно перенесены в родную обитель — в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где они хранятся в настоящее время.

Наиболее известным источником сведений о Савве Сторожевском явилось его самое первое житие, написанное в XVI веке агиографом и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (по прозванию Безбородый). Краткое житие игумена Саввы переложил в своё время на современный ему русский язык Александр Пушкин. Первая икона преподобного Саввы была написана в начале XVI века игуменом Саввино-Сторожевского монастыря Дионисием.

Памятник преподобному Савве (скульптор Сергей Сорокин) открыт у входа в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде в августе 2007 года. С 2015 года в Москве в районе Северное Измайлово строится храм в честь святого преподобного Саввы Сторожевского.

Строительство Звенигородского монастыря

Постройка монастыря была начата в 1396 году и завершилась ближе к 1405. На территории нового монастыря было воздвигнуто сразу несколько церквей, роспись которых была поручена тогда еще никому не известному Андрею Рублеву. С благословления самого Саввы Сторожевского Рублев написал «Спас Звенигородский», а также стал автором Звенигородского чина.

Влияние Саввы на молодого художника было столь велико и благотворно, что, по мнению, некоторых историков, именно Савва Строжевский стал тем, кто подвиг Рублева на написание его знаменитой «Троицы». Савва видел в молодом отроке немалый талант, потому незадолго до своей смерти препоручил его судьбу в руки своего духовного сына Юрия.

Благодаря усилиям Саввы Сторожевского, его неиссякаемой энергии и благочестию, Звенигородский монастырь превратился в своего рода Китиж-град, куда стремился попасть каждый православный христианин, на сердце которого лежал какой-нибудь грех, либо забота.

Савва Сторожевский принимал всех, кто приходил к нему со своими печалями, выслушивал и давал советы, поступая так, как это делал некогда великий его учитель Сергий Радонежский. Всю свою жизнь ни от кого не отворачивался монах, памятуя о том, что пути Господни неисповедимы, и не дано человеку судить о задумке Божией, а лишь направлять и смиренно молиться о судьбе грешников.

За свой долгий век старец благословил на святые брачные обеты немало пар, среди которых были также князь Юрий и его невеста Анастасия, прожившие счастливую и долгую жизнь. И это несмотря на то, что брак был исключительно политическим, поскольку позволял князю Юрию претендовать на большую часть русских земель. Вероятнее всего, что если бы задумка Юрия и в некоторой степени самого Саввы удалась, русские земли были бы объединены в одно государство намного раньше намеченного срока, но этого не произошло.

После смерти Саввы в декабре 1407 года, Звенигордский монастырь пришел в упадок, что было связанно с желанием потомков занявшего престол брата Юрия – Василия, стереть саму память о существовании преподобного, бывшего наставником ненавистного родственника.

Чудеса Преподобного Саввы Сторожевского

Преподобный Савва Сторожевский еще при жизни прославился даром прозорливости. После того как он отошел ко Господу, при его гробе стало происходить столько чудес, что, как отмечают исследователи, количество их «не поддается подсчету».

Принято считать, что чудеса от гроба святого Саввы стали происходить после следующего события. Спустя много лет после преставления преподобного, в правление великого князя Ивана III Васильевича, однажды ночыо святой Савва явился тогдашнему игумену Сторожевской обители Дионисию, который считался искусным иконописцем. Преподобный Савва повелел настоятелю следующее: «Дионисий! Встань скорее и напиши лик мой на иконе». Поразительно, но в явившемся Дионисий не узнал преподобного Савву, а потому спросил: «Кто ты, господине, и как твое имя?». После того как святой назвал свое имя, настоятель призвал старца Аввакума, который, будучи молодым, видел преподобного Савву. Аввакум рассказал о том, как выглядел святой при жизни. Убедившись в том, что ему и впрямь явился святой, Дионисий вскоре написал икону преподобного Саввы Сторожевского. Через некоторое время после этого от мощей святого и стали происходить чудеса, а его почитание и прославление, уже бывшее до того, еще более усилилось.

Однажды в Савво-Сторожевский монастырь приехал боярский сын Иван Ртищев. С собой он привез своего сына Георгия, который страдал недугом немоты. Иван Ртищев совершил необычный поступок: усердно помолившись и попросив помощи у преподобного Саввы, он влил в рот своему сыну немного монастырского кваса. После этого и произошло чудо: Георгий заговорил, а через некоторое время его недуг полностью исчез. Пораженный произошедшим чудом, Иван Ртищев попросил у игумена обители еще кваса, чтобы с его помощью исцелить тех, кто остался дома (естественно, страдавших разными болезнями). Кваса ему дали. Вернувшись домой, он сначала занимался лечением своих домашних и слуг, из которых многих исцелил, а впоследствии и сам избавился от давно мучившей его болезни.

Одно из чудес произошло с царем Алексеем Михайловичем Тишайшим. Однажды во время охоты, которая проходила недалеко от Звенигорода, царь отстал от своей свиты и заблудился в густом лесу. На свою беду, Алексей Михайлович вышел прямо на медведя. И вот, когда лесной хищник с рычанием стал подходить все ближе к государю, из леса вышел незнакомый старец и прогнал животное. Медведь сразу же убежал, а старец будто бы растворился в воздухе. Спасшись от беды, царь вместе с подоспевшей свитой направился в Сторожевский монастырь, который находился поблизости, чтобы в храме отблагодарить Бога за спасение. Войдя внутрь храма, он посмотрел на икону преподобного Саввы и узнал того старца, который прогнал медведя в лесу. Именно с этого момента Алексей Михайлович взял обитель под свое покровительство, приезжал на богомолье и неоднократно помогал монастырю материально.

Однако наиболее известное чудо, которое совершил преподобный Савва, произошло во время Отечественной войны 1812 года. Когда Наполеон уже был в занятой им Москве, его пасынок и вице-король Италии принц Евгений (Эжен) Богарне обосновался в Звенигороде. Войска принца расположились непосредственно в Саввино-Сторожевской обители, где сразу же занялись грабежом церковного имущества. Сам Евгений Богарне занял одну из комнат в монастыре. Однажды поздно вечером, как признался после принц — то ли наяву, то ли уже во сне — ему явился некий старец в черном монашеском облачении. Приблизившись к принцу, он сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь, особенно уносить что-либо из церкви; если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя, и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым». Пораженный и устрашенный видением, принц с нетерпением стал ждать утра. Наутро он сразу же отправился в ту церковь, о которой ему было сказано. Войдя внутрь и увидев икону святого, он узнал на ней старца, который явился ему накануне. После этого Евгений Богарне отдал приказ войскам направиться в Москву. При этом церковь он запер своей личной печатью, чтобы все имущество осталось в целости и невредимости. Обещание преподобного Саввы исполнилось — принц Евгений вернулся на родину живым, в то время как многие из его соплеменников навсегда остались лежать в русской земле. Впоследствии потомки Богарне породнились с русским императорским домом — сын принца Евгения женился на дочери императора Николая Первого. Семья эта жила в России до 1917 года под фамилией герцогов Лейхтенбергских.

Судьба Савво-Строжевского монастыря после революции

После революции 1918 года монастырь закрыли, а святые мощи преподобного Саввы изъяли, чем вывали бурю протестов горожан и последовавшие аресты. Интересно, что этот поворот истории преподобный Савва предсказывал перед своей кончиной. Он говорил, что придет время, когда люди забудут Бога и ему придется уйти из монастыря, но он не исчезнет, а будет в тайном месте молиться за заблудшие души перед концом света. Его слова были даже напечатаны в большевистских газетах, как подтверждение контрреволюционности монашества. В Советское время здесь располагались многие учреждения от воинской части и санатория, до музея. Не обошлось без загадок. Так в 1918 году монахи, не дожидаясь прихода большевиков, решили спрятать сокровища, и бросили все в пруд. Сколько потом не искали чекисты ничего не нашли, ни в двадцатые годы, ни в тридцатые, когда поиски возобновили. Тайна этих сокровищ до сих пор не разгадана. После падения советского режима, обитель ожила. Мощи вернули назад, возобновили богослужения, и пришли в монастырь новые послушники.

Сегодня Саввино-Строжевский монастырь можно посетить как в качестве паломника, так и в качестве туриста, ведь на территории монастыря в Царицыных палатах, расположен музей. Через башню, которая находится слева от входа (там находится кафе) можно выйти на стену монастыря.

А если выйти с территории монастыря — то перед нами будет смотровая площадка с великолепным видом на окрестности.

Смотровая площадка около Саввино-Строжевского монастыря

В целом, Саввино — Строжевский монастырь — это место обязательное к посещению. Что-то здесь определенно точно есть.

Кстати, не торопитесь быстро отсюда уехать — рекомендую прогуляться (или доехать) до скита и купальни. О чем будет мой следующий рассказ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector